Научная статья на тему 'Место ВГТРК в телерадиовещательной индустрии России'

Место ВГТРК в телерадиовещательной индустрии России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1137
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место ВГТРК в телерадиовещательной индустрии России»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2006. № 6

С.С. Смирнов

МЕСТО ВГТРК В ТЕЛЕРАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ

В системе средств массовой информации современной России Всероссийская государственная телерадиовещательная корпорация (ВГТРК) представляет собой совершенно уникальное явление. Во-первых, сегодня эта компания по сути единственный федеральный медиахолдинг с чисто государственной формой собственности. Юридически ВГТРК является Федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП), т.е. неакционированной структурой, принадлежащей Правительству РФ и финансирующейся отдельной строкой государственного бюджета. Тем самым ВГТРК ярко иллюстрирует специфическое явление отечественной медиа-экономики — открытую и прямую диверсификацию государственного капитала в индустрию масс-медиа. Но справедливости ради следует сказать, что, обладая определенной экономической автономией, холдинг ведет и собственную коммерческую деятельность, по своему усмотрению распределяет финансовые средства внутри корпорации, а также самостоятельно формирует в своих структурных подразделениях команды менеджеров и т.д.

Во-вторых, ВГТРК является одним из крупнейших собственников средств массовой информации в стране. Под контролем корпорации находятся около ста организаций, работающих в сфере масс-медиа. Интересы холдинга широко представлены как на национальном, так и на региональных медиарынках России. При этом деятельность компании распространяется лишь на две сферы медиабизнеса: в большей степени это телевидение и в меньшей — радиовещание. Если пренебречь присутствием в структуре холдинга относительно небольшого количества радиовещательных активов, то в целом можно констатировать: холдинг ВГТРК скорее строится по принципу "горизонтальной" концентрации, что отнюдь не является характерной тенденцией развития рынка российских СМИ на протяжении последних десяти лет.

В-третьих, ВГТРК сегодня представляет собой весьма своеобразный субъект российской медиаполитической системы. Будучи и номинально, и реально зависимой от власти организацией, холдинг вынужден и напрямую, и косвенно согласовывать с руководством страны все свои мало-мальски значимые действия и решения в области информационной стратегии. Прежде всего это выражается в том, что иногда завуалированно, а порой вполне откры-

то ВГТРК выполняет функцию официального проводника государственной политики.

Создание холдинга. История корпорации начинается с июля 1990 г., еще до распада Советского Союза, когда указом Президиума Верховного Совета РСФСР и постановлением Совета Министров РСФСР на базе телекомпании РТВ (Российское телевидение) была создана телекомпания ВГТРК. В апреле 1991 г. новой структуре был передан второй метровый канал центрального ТВ, на котором началось вещание канала РТР. Первым руководителем Российского телевидения стал Олег Попцов — бывший президент телекомпании ТВ-Центр (позднее его сменили Эдуард Сагалаев, ныне президент Национальной ассоциации телевещателей, и Николай Сванидзе, в настоящее время журналист канала "Россия"). В период жесткого противостояния руководства СССР в лице президента Михаила Горбачева и руководства РСФСР в лице президента Бориса Ельцина канал РТР, в первую очередь его информационная программа "Вести", оказал последнему неоценимую пропагандистскую поддержку, что, очевидно, сыграло свою роль в смене государственного политического режима. После распада Советского Союза и образования суверенной Российской Федерации ВГТРК автоматически приобрела статус главного государственного общенационального телерадиовещателя новой страны, что было официально подтверждено в 1993 г. президентским указом.

Однако почти до конца 1990-х годов под понятие "Всероссийская государственная телерадиовещательная корпорация" по-прежнему попадала одна-единственная структура — все тот же федеральный общественно-политический канал РТР. Слово "корпорация" в аббревиатуре ВГТРК выполняло чисто репрезентативные функции. Ситуация кардинально изменилась весной 1998 г. Правительство РФ наконец воплотило свою давнюю идею создания единой системы государственных СМИ. На базе ВГТРК был образован огромный медиахолдинг. К телеканалу РТР прибавились созданный незадолго до этого телеканал "Культура" (5-й метровый канал), Российское информационное агентство "Новости" (РИА), радиостанции "Радио России", "Голос России", "Маяк", "Орфей", "Юность" и "Ностальжи" (ВГТРК принадлежал 51% акций), телекоммуникационная компания "РТР-Сигнал", предприятия "Союзтелефильм" и "Союзтелеэкспорт", около двух сотен региональных телерадиокомпаний и телерадиоцентров России, а также ряд других предприятий, специализирующихся на теле- и радиосвязи. Первым руководителем новой корпорации стал Михаил Швыдкой, ныне занимающий пост руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Новый холдинг был сразу же четко структурирован. Непосредственно ФГУП ВГТРК были переданы функции управляющей

компании, а вещательные функции полностью перешли к телерадиокомпаниям, каждая из которых также была преобразована в федеральное унитарное государственное предприятие (например, ФГУП ГТК ТК РТР). Правда, если с центральными телеканалами и радиостанциями вопрос о вхождении в состав нового медиаоб-разования решился достаточно просто и безболезненно, то ситуация с региональными ГТРК была иной. Изначально планировалось, что государственные телевизионные и радиокомпании российских республик, краев и областей станут дочерними предприятиями ВГТРК. Но власти на местах активно препятствовали этому, прекрасно осознавая, что переход ГТРК в прямое подчинение федеральному холдингу сильно ослабит губернаторское влияние на СМИ в регионе. В течение 1998—1999 гг. руководству ВГТРК пришлось вести сложные переговоры с руководителями субъектов Российской Федерации, результатом которых, как правило, становился специальный договор. К 2000 г. строительство холдинга в регионах наконец завершилось: в состав Всероссийской государственной телерадиовещательной корпорации вошли 80 ГТРК и 90 передающих телерадиоцентров.

Впрочем, последние уже в 2001 г. указом Президента РФ были выведены из состава холдинга, и на их базе, а также на базе Главного центра телевидения и радиовещания (ГЦРТ) и Главного центра управления сетями радиовещания и магистральной радиосвязи (ГЦУРС) была создана самостоятельная государственная организация — Российская телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС). Таким образом, за компаниями, входящими в структуру ВГТРК, остались только функции производства и распространения аудиовизуальной продукции. В 2001 г. холдинг, став партнером международного телеканала "Евроньюс", запустил новый информационный проект — "Евроньюс-Россия". В том же году начал вещание мировой спутниковый канал "РТР-Планета", в 2003 г. телевизионное семейство ВГТРК пополнилось каналом "Спорт", а в 2006 г. — информационным каналом "Вести-24".

Современные активы холдинга. В настоящее время Всероссийская государственная телерадиовещательная корпорация является самым крупным игроком в эфирном пространстве РФ. Достаточно сказать, что три из шести федеральных телевизионных частот страны заняты каналами ВГТРК (каналы "Россия" — бывший РТР, "Культура" и "Спорт").

Главный канал государственного телевидения — "Россия" — вполне можно назвать самым успешным телевизионным проектом холдинга. Программное наполнение, близкое к мировому уровню, на протяжении многих лет обеспечивает каналу твердое второе место в тройке/четверке лидеров федерального российского телеэфира. Проигрывая по популярности Первому каналу, "Россия"

заметно опережает своих ближайших преследователей — НТВ и СТС. Охват "второй кнопки" на данный момент составляет около 90% территории России, среднесуточная доля по всей стране — около 20%. Продолжая позиционировать себя как общественно-политический канал, около четверти эфирного времени "Россия" отводит на информационные й публицистические проекты. Флагман канала — программа "Вести", имеющая свое "приложение" почти в каждом регионе РФ, — строит свое вещание по сетевому принципу: вслед за федеральными новостями в эфир каждый день выходят новости местных ГТРК. В столичном регионе это программа "Вести-Москва".

Второй по значимости канал холдинга — "Культура" — планировался как особый телевизионный проект. Просветительская и образовательная направленность канала обусловливает его своеобразный контент: большая часть эфирного времени "Культуры" отводится передачам и документальным фильмам о литературе, изобразительном искусстве и истории. Этим в свою очередь объясняются невысокие рейтинги канала, что, впрочем, никак не сказывается на его профессиональном уровне.

Специализированный канал "Спорт", как и следует из названия, преимущественно занимается телетрансляцией различных соревнований и чемпионатов как национальных, так и международных. Канал "Евроньюс-Россия", входящий в структуру "Евро-ньюс", базируется в Лионе (Франция). В России его программы выходят в эфир на частоте канала "Культура", а также через системы спутникового ТВ. Канал "РТР-Планета" по сути представляет собой немного видоизмененный дубликат канала "Россия". Канал "Вести-24" входит в пакет вещания оператора спутникового НТВ+.

Многочисленные региональные ГТРК холдинга по сей день едва ли представляют собой некое общее целое. Выстроенная из федерального центра вертикаль управления телерадиокомпаниями решила вопрос контроля над местным эфиром лишь частично. Огромные масштабы страны и бюрократичность самой системы работы ВГТРК предоставляют региональным элитам широкий спектр возможностей для влияния на информационный контент вещания ГТРК. Региональные телерадиокомпании по-прежнему сильно различаются по уровню финансирования (как из федерального, так и из местного бюджета), технической базы и творческого потенциала сотрудников. Именно поэтому ряд программ для местных ГТРК готовит к эфиру головная организация в Москве — телеканал "Россия".

Присутствие ВГТРК в радиоэфире также весьма ощутимо. Радиостанция "Радио России" с момента своего основания выполняет миссию главного государственного радио страны. В силу этого обстоятельства львиная доля эфира отводится передачам ин-

формационного характера. В Москве "Радио России" заметно уступает по популярности другим вещателям РМ-диапазона, но имеет весьма широкую аудиторию в регионах, где зачастую до сих пор является проводным. Радиостанция "Голос России", вещающая на зарубежные страны, по существу выступает одним из последних осколков некогда мощной структуры Иновещания СССР. Сегодня "Голос России" выполняет роль рупора внешнеполитической позиции Российского государства. Исторически сложившиеся еще в советские времена радиостанции "Маяк", "Орфей" и "Юность" занимают свою небольшую нишу в отечественном радиоэфире. Не столь политически ангажированные, все эти компании стараются позиционировать себя как "гуманное радио для простого народа". Как и в случае с "Радио России", позиции "Маяка", "Орфея" и "Юности" в провинции намного сильнее, чем в столице.

Особняком в структуре ВГТРК стоит Российское информационное агентство "Новости". Будучи формально инородным телом в аудиовизуальном холдинге, эта организация тем не менее является одним из опорных звеньев его структуры, выступая надежным поставщиком новостей для всех СМИ ВГТРК. Почти не уступая по разветвленности корсети и оперативности своим главным конкурентам — российским информационным агентствам ИТАР-ТАСС и "Интерфакс", РИА "Новости" считается основным органом официальной правительственной информации.

Реформирование структуры холдинга. В 2000 г., когда пост председателя корпорации занял Олег Добродеев, для ВГТРК началась по-своему новая эпоха. Этот опытный медиастратег, в прошлом один из создателей коммерческого холдинга "Медиа-Мост" и генеральный директор телекомпании НТВ, кардинально реформировал всю структуру государственной компании. Массовая смена управленческого состава и творческих сотрудников, осуществленная во многом за счет притока квалифицированных менеджеров и журналистов из разваливающейся на тот момент ме-диаимперии Владимира Гусинского, значительно усилила кадровый потенциал ВГТРК. Радикальное улучшение сетки вещания и программного контента основных телерадиокомпаний холдинга (прежде всего каналов "Россия" и "Культура") вывела их на принципиально иные позиции на рынке. В прошлом довольно безликие и скучные для среднего зрителя телеканалы обрели новое "лицо" и новые форматы вещания.

Из прежних "агентов влияния" свои позиции в ВГТРК при Олеге Добродееве сохранил лишь Михаил Лесин — нынешний советник президента по информационным вопросам. В прошлом глава Министерства печати, он был одним из инициаторов строительства ВГТРК как крупного холдинга государственных СМИ и

по долгу службы с момента его образования всегда оставался одним из "теневых", но непосредственных руководителей корпорации. Связь этого влиятельного чиновника с ВГТРК всегда базировалась не только на административной, но и на коммерческой заинтересованности. Крупнейшее в России рекламное агентство "Видео Интернэшнл" (Video International), совладельцем которого Михаил Лесин является до сих пор, обладало и обладает почти монопольным правом на размещение рекламы в СМИ ВГТРК.

Кстати, именно благодаря активному вмешательству Михаила Лесина государственному медиахолдингу после его создания был предоставлен ряд финансовых льгот: с 1998 г. ВГТРК получил трехлетние отсрочки в погашении долгов перед предприятиями связи, пятилетнее освобождение от налогов и таможенных пошлин, семилетнюю отсрочку погашения процентов по внешним кредитам и пр. Кроме того, в 1999 г. холдинг на льготных условиях получил кредит в 100 млн долл. от "Внешэкономбанка" под поручительство государства. Однако именно в 1998—1999 гг. ряд компаний—партнеров ВГТРК подали в арбитражные суды иски о признании корпорации банкротом, поскольку она была не в состоянии выплатить задолженности перед производителями аудиовизуальной продукции. Бюджетное финансирование тогда покрывало примерно 22% от потребностей холдинга; все остальное ВГТРК вынуждена была покрывать за счет рекламы, а рекламный рынок России, пострадавший от кризиса 1998 г., как раз в это время переживал тяжелую стагнацию. Иски о банкротстве ВГТРК удовлетворены не были, однако на положение дел в корпорации это серьезно не повлияло. Аудиторская проверка Счетной палаты, проведенная в 2001 г., подтвердила, что для покрытия своих расходов холдингу ежегодно не хватает 100 млн долл.

Таким образом, на момент прихода Олега Добродеева в ВГТРК экономическое положение корпорации оставляло желать лучшего. Но за три года, выражаясь языком экономистов, в компании произошел "финансовый ренессанс". Уже в 2004 г. председатель ВГТРК заявил, что в связи с ростом рекламного рынка и успешностью коммерческих проектов корпорации ВГТРК больше вообще не нуждается в дотациях из государственного бюджета (к слову, еще в 2001 г. эти дотации составляли 130—150 млн долл.).

Политическая позиция холдинга. Еще до оформления ВГТРК как крупного холдинга было очевидно, что в своей информационной политике эта государственная структура должна была во всем ориентироваться на федеральный центр, точнее на Кремль и правительство. Однако перманентная внутренняя неразбериха, административная слабость меняющихся руководителей и частые скандалы между творческими сотрудниками длительное время обусловливали то, что политическая позиция "второго канала" была ко-

леблющейся и довольно невнятной. Более того, во время первой войны в Чечне 1994—1996 гг. канал РТР открыто оппонировал действующей власти. Власть же в лице президента Бориса Ельцина, декларирующая, что свобода слова является одним из самых значительных достижений реформ, в свою очередь не решалась ввести в эфире цензуру. Таким образом, на протяжении 1990-х годов в России складывалась парадоксальная ситуация: государственное телевидение и радио не отражали интересов государства.

С приходом к власти в 2000 г. президента В.В. Путина обстановка принципиально изменилась. Новая политическая элита быстро поставила под контроль основное информационное пространство страны. И ВГТРК, руководимой Олегом Добродеевым, была отведена роль главной движущей силы в этом процессе. В настоящее время информационная политика всех СМИ холдинга четко выстраивается в соответствии с официальной линией Кремля, и нынешнее государственное телевидение и радио России вполне можно рассматривать как главный индикатор существующей государственной идеологической парадигмы.

Поступила в редакцию 30.08.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.