Научная статья на тему 'Место Великобритании в глобальной политике сша'

Место Великобритании в глобальной политике сша Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
290
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / США / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / USA / UK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Екамасова Марина Анатольевна

Актуальность данной темы обусловлена тем, что у Соединенных Штатов нет более близкого союзника, чем Великобритания, и внешняя политика Великобритании подчеркивает тесную координацию с Соединенными Штатами. Двустороннее сотрудничество отражает общий язык, идеалы и демократические практики двух стран. Отношения Соединенного Королевства с Соединенными Штатами были укреплены во время обеих мировых войн, конфликта в Корее, войны в Персидском заливе, операции «Свобода Ираку» и в Афганистане, а также благодаря ее роли в качестве одного из основателей Севера. Кроме того, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты постоянно проводят консультации по вопросам внешней политики и глобальным проблемам и разделяют основные цели внешней политики и политики безопасности. Проблема, на наш взгляд, заключается в том, что отношения между США и Великобританией постепенно ухудшаются. Однако Великобритания, скорее всего, останется сильным партнером США, а Brexit вряд ли вызовет существенный переворот в большинстве аспектов отношений США и Великобритании. Аналитики считают, что тесное сотрудничество США и Великобритании будет продолжаться в обозримом будущем в таких областях, как борьба с терроризмом, разведка, экономические вопросы и будущее НАТО, а также в решении многочисленных глобальных и региональных проблем безопасности. Целью данной работы является анализ места Великобритании в глобальной политике США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Great Britain’s place in USA global politics

The relevance of this topic is due to the fact that the United States does not have a closer ally than the United Kingdom, and British foreign policy emphasizes close coordination with the United States. Bilateral cooperation reflects the common language, ideals and democratic practices of the two countries. Relations between the United Kingdom and the United States were strengthened during both World Wars, the conflict in Korea, the Persian Gulf War, Operation Iraqi Freedom, and Afghanistan, as well as its role as one of the founders of the North. In addition, the United Kingdom and the United States constantly consult on foreign and global issues and share the main objectives of foreign and security policies. The problem, in our opinion, is that relations between the United States and Great Britain are gradually deteriorating. However, the UK is likely to remain a strong US partner, and Brexit is unlikely to cause a significant upheaval in most aspects of US-UK relations. Analysts believe that close cooperation between the United States and Great Britain will continue in the foreseeable future in such areas as the fight against terrorism, intelligence, economic issues and the future of NATO, as well as in solving numerous global and regional security problems. The aim of this work is to analyze the place of Great Britain in US global politics.

Текст научной работы на тему «Место Великобритании в глобальной политике сша»

Место Великобритании в глобальной политике США Great Britain's place in USA global politics

Екамасова Марина Анатольевна

Студентка, Самарский Государственный Технический Университет,

Россия, г. Самара. ekamasova.m@gmail. com

Ekamasova Marina Anatolyevna

Student, Samara State Technical University,

Russia, Samara. ekamasova.m@gmail.com

Аннотация.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что у Соединенных Штатов нет более близкого союзника, чем Великобритания, и внешняя политика Великобритании подчеркивает тесную координацию с Соединенными Штатами. Двустороннее сотрудничество отражает общий язык, идеалы и демократические практики двух стран. Отношения Соединенного Королевства с Соединенными Штатами были укреплены во время обеих мировых войн, конфликта в Корее, войны в Персидском заливе, операции «Свобода Ираку» и в Афганистане, а также благодаря ее роли в качестве одного из основателей Севера. Кроме того, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты постоянно проводят консультации по вопросам внешней политики и глобальным проблемам и разделяют основные цели внешней политики и политики безопасности. Проблема, на наш взгляд, заключается в том, что отношения между США и Великобританией постепенно ухудшаются. Однако Великобритания, скорее всего, останется сильным партнером США, а Brexit вряд ли вызовет существенный переворот в большинстве аспектов отношений США и Великобритании. Аналитики считают, что тесное сотрудничество США и Великобритании будет продолжаться в обозримом будущем в таких областях, как борьба с терроризмом, разведка, экономические вопросы и будущее НАТО, а также в решении многочисленных глобальных и региональных проблем безопасности. Целью данной работы является анализ места Великобритании в глобальной политике США.

Annotation.

The relevance of this topic is due to the fact that the United States does not have a closer ally than the United Kingdom, and British foreign policy emphasizes close coordination with the United States. Bilateral cooperation reflects the common language, ideals and democratic practices of the two countries. Relations between the United Kingdom and the United States were strengthened during both World Wars, the conflict in Korea, the Persian Gulf War, Operation Iraqi Freedom, and Afghanistan, as well as its role as one of the founders of the North. In addition, the United Kingdom and the United States constantly consult on foreign and global issues and share the main objectives of foreign and security policies. The problem, in our opinion, is that relations between the United States and Great Britain are gradually deteriorating. However, the UK is likely to remain a strong US partner, and Brexit is unlikely to cause a significant upheaval in most aspects of US-UK relations. Analysts believe that close cooperation between the United States and Great Britain will continue in the foreseeable future in such areas as the fight against terrorism, intelligence, economic issues and the future of NATO, as well as in solving numerous global and regional security problems. The aim of this work is to analyze the place of Great Britain in US global politics.

Ключевые слова: международные отношения, США, Великобритания.

Key words: international relations, USA, UK.

Первая недолговечная британская колония в Вирджинии была организована в 1584 году, а постоянное английское поселение началось в 1607 году. США объявили о своей независимости от Великобритании в 1776 году. Американская революционная война закончилась в 1783 году, когда Великобритания признала независимость США. Две страны установили дипломатические отношения в 1785 году [6; 83-87]. На наш взгляд, стоит отметить два важных периода в истории международных отношений после установления дипломатических отношений между США и Великобританией: 1861-1865 гг. - гражданская война в США (данный период является очень важным в истории США) и отношении Великобритании во время этой войны - дело «Трент». 1950-1960 гг.

- период после Второй Мировой войны - как показатель укрепления взаимосвязи между США и Великобританией. Итак, для начала рассмотрим позицию Лондона и дело «Трент» [7; 148-151].

В 1861 г. британская элита имела тенденцию поддерживать Конфедерацию, но обычные люди имели тенденцию поддерживать «Север». Продолжалась широкомасштабная торговля между Великобританией и США. США отправляли зерно в Великобританию, а Великобритания отправляла в США промышленные товары и боеприпасы. Иммиграция продолжалась в США, и многие британцы добровольно выступали в армию. Стратегия Конфедерации по обеспечению независимости основывалась главным образом на надежде на военное вмешательство Великобритании и Франции [8; 97-105]. Этого никогда не происходило, потому что США угрожали войной, которая привела бы к прекращению поставок продовольствия в Великобританию. Серьезный дипломатический спор вспыхнул из-за «дела Трента» в конце 1861 года, но через пять недель был разрешен мирным путем.

В 1861 году недавно созданная Конфедерация назначила двух эмиссаров для представления своего правительства за рубежом. Джеймс Мюррей Мейсон был назначен в Лондон, а Джон Слайделл был отправлен в Париж. Два посланника успешно добрались до Гаваны, где они сели на английский корабль «Трент», который отправился в плавание 7 ноября. На следующий день «Сан-Хасинто», военный корабль Союза под командованием капитана Чарльза Уилкса, офицера в ВМС США, перехваченный «Трент». Уилкс действовал по собственному усмотрению и задержал английский корабль. Он приказал обыскать «Трент», и когда были обнаружены два конфедерата, он приказал перевести их в «Сан-Хасинто» и доставить в форт Уоррен в Бостоне. Несмотря на то, что Уилкса хвалили северяне и несколько членов кабинета президента Авраама Линкольна за его действия против Конфедерации, его пренебрежение их правами как нейтральной силы вызвало гнев англичан [11].

Уилкс совершил ошибку, проводя операцию самостоятельно вместо того, чтобы приказывать судну в порту пройти судебное разбирательство, чтобы определить, нарушила ли Англия правила нейтралитета [10; 132135]. Поскольку Уилкс не следовал установленной правовой процедуре, он не имел права вывозить какой-либо груз, человеческий или иной, с другого судна. Англия требовала публичное извинение и освобождение двух Конфедератов. Представитель Англии в Соединенных Штатах ожидал приказа вернуться в Англию, если эти требования не будут выполнены. В Англии, однако, новости о надвигающейся смерти принца Альберта отвлекли внимание от дела «Трента». Когда английские требования были получены в Соединенных Штатах, Чарльзу Фрэнсису Адамсу, американскому дипломату в Англии, было приказано объяснить англичанам, что Уилкс действовал сам по себе, без указания правительства [4; 193-197].

Тем временем государственный секретарь Уильям Х. Сьюард внимательно изучил этот вопрос; он знал, что поведение Уилкса было неправильным. Сьюард также знал, что у него было два варианта: война с Англией или освобождение заключенных конфедератов [9; 115-118]. В коммюнике к Англии Сьюард признал ошибку Уилкса, сообщил об освобождении Мэйсона и Слайделла. Война с Англией была предотвращена, и права на плавание были сохранены. Дело Трента не разразилось как серьезный кризис до конца ноября и декабря 1861 года. Первое звено в цепи событий было налажено в феврале 1861 года, когда Конфедерация создала европейскую делегацию из трех человек, состоящую из Уильяма Лоундеса Янси, Пьера Роста и Амвросий Дадли Манн. Их указание от государственного секретаря Конфедерации Роберта Огастаса Тумбса состояло в том, чтобы объяснить этим правительствам природу и цели южного дела, открыть дипломатические отношения и «заключить договоры о дружбе, торговле и судоходстве». В инструкциях Томба содержался длинный юридический аргумент на правах штатов и право на отделение. Опираясь на двойную атаку хлопка и законность,

многие важные вопросы отсутствовали в инструкциях, включая блокаду южных портов, капитуляцию, торговлю с севером и рабство [3].

Что касается рассмотрению второго периода, то непосредственный послевоенный период был тяжелым для Великобритании. Более 4 миллионов домов были разрушены или сильно повреждены. В результате возникла острая нехватка жилья, особенно после того, как солдаты вернулись с войны. Впервые с XVIII века Британия стала страной-должником. Кредиты, которые она взяла у иностранных государств для финансирования войны, превысили те суммы, которые она могла собрать в виде налогов и других доходов. Без помощи США и Канады Британия не смогла выплатить свои значительные долги. Зима 1947 года была, вероятно, самой низкой экономической точкой века. Нехватка топлива, продовольствия и жилья, нормирование газа, а также один из самых холодных сезонов за всю историю - все это усугубило проблемы страны. Безработица достигла 2,3 миллиона человек, а валютный кризис обострился [1].

На политической сцене У. Черчилль был смещен с поста, когда Консервативная партия проиграла Лейбористской партии на выборах 1945 года. Правительство Лейбористской партии ослабило ограничения в отношении профсоюзов и приступило к осуществлению программы национализации. В 1948 году У. Беверидж разработал самую масштабную из британских программ социального обеспечения. Закон о государственном страховании 1946 года объединил в себе пособия по беременности и родам, безработице, инвалидности, старости и смерти. Национальная служба здравоохранения, созданная в 1948 году, предоставляла бесплатную медицинскую помощь британцам. Стоит отметить, что постепенно экономика Британии восстановилась. После 1948 года Соединенное Королевство воспользовалось планом Маршалла - четырехлетней программой экономического восстановления, разработанной Соединенными Штатами для оживления экономики европейских стран путем предоставления недорогих кредитов для реконструкции; постепенно экономика была восстановлена. В июле 1945 года британская внешняя политика указала на изменение в британской внешней политике. Эрнест Бевин стал министром иностранных дел в то время, когда Британия была почти банкротом в результате войны. Лейбористская партия пришла к власти, приверженная созданию государства всеобщего благосостояния и широкомасштабного плана национализации, и хотела провести социалистическую внешнюю политику [12].

У Бевина не было колониальных целей в качестве бывших министров иностранных дел, и он одобрял вывод британцев с территорий, над которыми Британия была гегемонистской, таких как Индия. К 1947 году Великобритания соглашается покинуть Пакистан, и в том же году Великобритания покинула Индию. Лейбористская партия согласилась с конкретными внешнеполитическими консерваторами поддерживать тесные отношения с США, деколонизацию, защиту Европы от Советского союза и отказ от коммунистической модели. США во главе Вудро Вильсоном и Великобритания были одними из основополагающих участников Организации Объединенных Наций - второй попытки того, что Вудро Вильсон представлял как международную организацию для предотвращения дальнейших войн. Первая попытка, Лига Наций, явно провалилась. Они также сыграли центральную роль в создании Организации Североатлантического договора (НАТО) для борьбы с коммунистической политикой в Европе. В конце Второй Мировой войны советские войска заняли большую часть Восточной Европы. В 1958 году Г. Трумэн подписал Закон о взаимной обороне США и Великобритании, который позволил Соединенным Штатам передать ядерные секреты и материалы в Великобританию. Это также позволило Великобритании провести подземные атомные испытания в Соединенных Штатах, которые начались в 1962 году. Общее соглашение позволило Великобритании участвовать в гонке ядерных вооружений. США также периодически соглашались продавать ракеты Великобритании. Кроме того, британские солдаты присоединились

к американцам в Корейской войне 1950-53 годов в рамках мандата ООН по предотвращению коммунистической агрессии в Южной Корее, а Великобритания во главе с Макмилланом поддержала войну США во Вьетнаме в 1960-х годах. Единственным событием, которое обострило англо-американские отношения, был Суэцкий кризис в 1956 году [2].

С момента принятия решения о выходе из ЕС Великобритания стремилась укрепить свои тесные связи с Соединенными Штатами и подтвердить свое место в качестве ведущей страны в НАТО. Президент Трамп выразил в значительной степени положительное мнение о Великобритании, но с британской стороны возникли напряженные отношения и негативная реакция как по поводу существенных разногласий, так и различных заявлений, сделанных президентом. Большинство аналитиков считают, что две страны останутся близкими союзниками, которые решат сотрудничать во многих важных областях, таких как борьба с терроризмом, экономические проблемы и будущее НАТО, а также многочисленные глобальные и региональные проблемы безопасности. Президент Трамп и некоторые члены Конгресса выразили поддержку идее заключения двустороннего соглашения о свободной торговле с Великобританией после ее выхода из ЕС [1].

Великобритания занимает пятое место в мире крупнейшие расходы на оборону, но официальные лица США выразили озабоченность по поводу прошлых сокращений обороны Великобритании и их влияние на военный потенциал Великобритании. Стоит отметить, что Соединенные Штаты и Соединенное Королевство имеют особенно тесные оборонные отношения и уникальное партнерство по обмену разведданными. Планировщики обороны США долгое время рассматривали Великобританию как одного из самых способных европейских союзников - если не самых способных, наряду с Францией - с точки зрения хорошо подготовленных боевых сил и способности их развертывания. Наблюдатели отмечают, что Соединенные Штаты и Великобритания уже давно имеют схожие взгляды на такие вопросы, как применение силы, развитие военного потенциала и роль НАТО. Лидеры Великобритании подчеркнули свою неизменную приверженность в качестве ведущей страны в НАТО. В рамках «расширенного передового присутствия НАТО» Великобритания возглавляет многонациональный батальон в Эстонии, насчитывающий 800 военнослужащих, который в 2018 году был увеличен на 200 военнослужащих из Дании (Франция служила страной-партнером в 2017 году) [2].

Великобритания дополнительно выделяет 130 военнослужащих в многонациональный батальон под руководством США в Польше. Британские вооруженные силы также участвуют в усилиях коалиции под руководством США против Исламского государства в Ираке и в Сирии, в том числе с помощью авиаударов (с помощью самолетов «Тайфун» и «Торнадо», беспилотных летательных аппаратов «Жнец»), а также наблюдения, сбора разведданных, материально-технической поддержки. В Великобритании находится около 8700 американских военнослужащих, а также авиабазы, оборудование, радиолокационные станции и разведывательные центры. Кроме того, стоит отметить, что важный аспект политики США в отношении с Великобританией является проведение и реализация совместной политики против террористических актов.

Борьба с терроризмом остается главной проблемой для Великобритании. За десять лет после того, как 7 июля 2005 года в центре Лондона четыре человека, совершивших теракты, убили 52 человека и ранили более 700 человек, власти, согласно сообщениям, разрушили около 40 крупных террористических заговоров против Великобритании. Большинство аналитиков и официальных лиц сходятся во мнении, что сотрудничество между США и Великобританией в области разведки и борьбы с терроризмом является тесным, прочным и взаимным выгодно. Британские агентства регулярно сотрудничают со своими американскими коллегами в обмене информацией, а американские и британские правоохранительные и разведывательные агентства регулярно выступают в качестве партнеров по расследованию. Хотя многие детали и достижения остаются секретными, по

сообщениям, в последние годы сотрудничество между США и Великобританией в области разведки и борьбы с терроризмом привело к срыву многочисленных террористических операций против обеих стран, включая заговор против Нью-Йоркской фондовой биржи и Всемирного банка в 2004 году, что является основным заговором против трансатлантических операций и заговора с бомбами грузовых самолетов в 2010 году.

Общие разведывательные и контртеррористические отношения в подавляющем большинстве положительные, но иногда возникала напряженность. Отношения были испорчены публичными обвинениями в соучастии британцев в выдаче под руководством США и якобы имевших место пытках подозреваемых в терроризме в период с 2002 по 2008 годы, а также были некоторые прошлые напряженные отношения в отношении механизмов выдачи. Совсем недавно, в мае 2017 года, официальные лица Великобритании выразили свое недовольство по поводу утечек, связанных с американскими источниками, которые произошли на ранних этапах расследования террористической атаки в Манчестере. Кроме того, стоит учитывать, что Великобритания для США является важным экономическим партнёром. Двусторонние инвестиционные отношения между США и Великобританией являются крупнейшими в мире. В 2016 году (последние полные данные) прямые иностранные инвестиции США (ПИИ) в Великобританию составили 682,4 млрд долларов. Общие корпоративные активы США в Великобритании в 2016 году составили около 5 триллионов долларов США, что составляет 19% от общего объема корпоративных активов США за рубежом. ПИИ Великобритании в США в 2016 году составили 555,7 млрд. долларов, а совокупные корпоративные активы Великобритании, инвестированные в США, превышают 2 трлн. долларов [2].

В 2016 году в членских организациях Великобритании было занято около 1,16 млн. Работников в США, а в американских компаниях - около 1,45 млн. человек. Перспектива Вгехй оказывает влияние на инвестиционные отношения: потоки ПИИ США в Великобританию, по сообщениям, сократились на 50% за первые девять месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Великобритания является седьмым по величине торговым партнером США. В 2017 году экспорт товаров из США в Великобританию составил более 56,3 млрд долларов, а импорт из Великобритании - более 53 млрд. долларов. Великобритания является крупнейшим торговым партнером США в сфере услуг. Экспорт услуг США в Великобританию в 2016 году составил 65,7 миллиарда долларов, а импорт услуг США из Великобритании - 51,7 миллиарда долларов.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные отношения между Соединенными Штатами и Соединенным Королевством были сформированы во время Второй мировой войны. Они были укреплены во время Холодной войны, поскольку обе страны работали вместе на двусторонней основе и в рамках НАТО, чтобы противостоять угрозе Советского Союза. Соединенные Штаты и Великобритания являются двумя из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, и оба являются членами-основателями НАТО. В начале 1990-х годов Великобритания была важным союзником США в первой войне в Персидском заливе, а две страны позднее участвовали в операциях по стабилизации и поддержанию мира на Балканах [2].

Великобритания была ведущим союзником США в ходе вторжения в Ирак в 2003 году и последующих операций по стабилизации. Великобритания остается важным партнером США в решении текущих проблем глобальной безопасности, таких как борьба с международным терроризмом, противодействие еррористической группе Исламское государство, противодействие аннексии Россией Крыма и действия, дестабилизирующие Украину, в том числе путем поддержки сильных санкций в ответ на эти действия. Великобритания также является шестой по величине экономикой в мире и крупным финансовым центром. Соединенные Штаты и Великобритания имеют обширные и взаимовыгодные торгово-экономические отношения, и каждый из них является крупнейшим иностранным инвестором другого. Должностные лица США и Великобритании, начиная с

уровня Кабинета министров, часто и широко консультируются по многим глобальным вопросам. Американские и британские дипломаты сообщают, что часто обращаются друг к другу в первую очередь, когда стремятся заручиться поддержкой своих соответствующих позиций в многосторонних институтах или во время кризиса, как это произошло сразу же после нападений 11 сентября на Соединенные Штаты. Британский вклад часто упоминается как элемент в формировании внешнеполитических дебатов в США. Некоторые наблюдатели утверждают, что общие языковые и культурные сходства, а также привычки сотрудничества, сложившиеся за эти годы, способствуют легкости взаимодействия между политиками США и Великобритании. Термин «особые отношения» часто использовался для описания высокой степени взаимного доверия между двумя странами в сотрудничестве по дипломатическим и политическим вопросам. Особые отношения также охватывают тесные механизмы обмена разведданными и уникальное сотрудничество по вопросам ядерной и оборонной промышленности.

Список используемой литературы:

1. Campbell D.A. English Public Opinion and the American Civil War. L., 2003

2. Warswich G O. British Economy, 1945—1950. Oxford, 1952

3. Ефимов А.В. Очерки истории США: от открытия Америки до окончания Гражданской войны (14921870 гг.) М, 1958

4. Карпова М.О., Макаров Е.П. Место торговли в политике Великобритании XVIII в. // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 5-1 (33). С. 193-197

5. Колесов В.П. Осьмова М.Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. - М., 2015

6. Макаров Е.П. Влияние американской войны за независимость на политическую ориентацию торгово-финансовой элиты Великобритании последней четверти XVIII в. // Человек и общество в условиях войн и революций. Материалы II Всероссийской научной конференции. Под редакцией Е.Ю. Семеновой; редколлегия: А.Б. Бирюкова, А.В. Богачев. 2015. С. 83-87

7. Макаров Е.П. Джон Барнард и торговая элита лондонского Сити в политико-финансовой жизни Великобритании 1730-1760-Х гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 3. С. 148-151

8. Макаров Е.П. Проблема коррупции в финансовой и политико-административной системах Англии 1760-1780 гг. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 4. № 4. С. 97-105

9. Макаров Е.П. Торгово-промышленный кризис в Англии как следствие англо-американских противоречий 1760-1780-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 8-1 (22). С. 115-118

10. Макаров Е.П. Уильям Бекфорд в политическом процессе Великобритании 1760-1770-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 10-1 (60). С. 132-135

11. Нильс Айххорн. «Кризис интервенции 1862 года: британская дипломатическая дилемма?» Американская история девятнадцатого века 14 (2), 2014

12. Согрин В.В. Идейные течения в американской революции XVIII века. М., 1980

13. Соколов А.Б. «Правь, Британия, морями»? Политические дискуссии в Англии по вопросам внешней и колониальной политики в XVIII в. Ярославль, 1996

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.