НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ТYЙIН
А.Н. ЛЕЙ БОВИЧ
¥ЛТТЫК Б1Л1КТ1Л1К ЖYЙЕСIН КОЛДАНУ Ж¥МЫСТАРЫНЫН ЭД1СТЕМЕС1 МЕН САЯСАТЫ
Бгглм берудi дамытудын федералды институты, Мэскеу, Ресей
Макалада бткттютщ жана жYйесiнiн калыптасуы аумагындагы заманауи зерттеулер жагдайы, осы жYйенiн жекелеген элементтерiн талдау процестерi мен корытындылары жэне олардын кэсiби бiлiмiнiн дамуына ыкпалы карастырылады. К,ойылган талаптардын шешiмiнiн гылыми не^ енбек пен бiлiм сферасын жYйелi сараптау эдiстемесi болып табылады.
Автор жекелеген мамандыктардын терен сараптаудан гeрi бYтiн жэне аякталган енбек процестерш кешендi сараптау колданылатынына басты назар аударады. Бул колданыс бiлiктiлiктiн жэне кэаби стандарттардын улттык рамкiлерiнiн калыптасуынын эдiстемелiк схемасында eстi.
Жумыстын непзп корытындыларына функциялар мен бiлiктiлiктiн жана жYйесiнiн талаптары, онын калыптасуынын эдютемелк инструментариясын тандау, осы саладагы мемлекетлк саясат жагдайынын жэне жакын талаптарынын сараптамасы жатады.
Зерттеу корытындылары Ресейдщ кэсiби бiлiмдерiнiн барлык денгейлерiн модернизациялау барысындагы тэжiрибелiк колданыска багытталган. Кэаби бiлiмнiн жYйелерiнiн жана курылымдарын куру Yшiн бiлiм беру багдарламаларынын жана толкыны, эсiресе заманауи Ресей экономикасын камтуга багытталган барлык багдарламалардын эдютемелк негiзi усынылды.
Жана эдiстемелiк багытта енбек жэне бiлiм беру сфераларында колданылатын эдiстемелiк сэйкестiктердi бiрiктiру кажетттт негiзделдi. Жана бiлiктiлiк жYЙесiн енпзу окытудын корытынды багаларынын механизмiндегi езгерютермен Yйлесуi керек. Сондай-ак, эзiрге кэаби бгтм мен экономиканын байланыстарынын ныгаюына ыкпал ете алмайтын ресейлiк кэаби б^м беру жYйесiнiн кукыктык базасын ныгайту керек.
Негiзгi сездер: бткттк; кэсiби стандарт; кэсiби бiлiм; бгтм сапасы.
SUMMARY
A.N. LEI BOVICH
METHODOLOGY AND POLITICS OF EXPLOITATION AND USE OF NATIONAL SYSTEMS OF QUALIFICATION
Federal institute of development education, Moscow, Russia
The paper looks at the current research in the field of the new qualification system development, procedures and outcomes of devising its elements and their influence on vocational training development. The author takes the methodology of the system analysis in the labor and training spheres as the scientific basis for solving the above problems.
The main emphasis is the new approach, which provides the comprehensive analysis of the integrated and complete labor process instead of the in-depth analysis of separate specialties. The above approach was developed and applied in the methodological schemes for creating the national qualification framework and professional standards.
The research findings include defining the functions and goals of the new qualification system; methodology tools for its formation; current analysis and immediate tasks of the state policy concerning the given sphere.
The research is aimed at the practical application of the Russian vocational training at all levels in the course of modernization. The necessary methodology basis is given for devising a new structure of vocational training system, as well as the new generation of educational programs meant to meet the demand for the personnel in the modern Russian economy.
The necessity of integrating the approach to labor and training on a new methodological basis is substantiated. The introduction of the new qualification framework should correspond with the changes in the assessment mechanism of training outcomes. The existing legal base of the Russian system of vocational training, unable to correlate the vocational training and economy, should be further developed.
Key words: qualifications, professional standards, vocational training, training quality.
УДК 611. 9: 614. 254
В.В. МОРОЗОВА
МЕСТО ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧА
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе
Профессия врача-это одна из тех немногих профессий, которая требует очень основательной, большой, широкопрофильной специальной подготовки.
Независимо от того, по какой специальности в дальнейшем будет работать врач ( хирург, нейрохирург, онколог, отоларинголог, стоматолог, эндокринолог, терапевт и др.) знание основополагающих, фундаментальных дисциплин является неотъемлемо важным в формировании и личности, и
профессионального уровня врача.
В основе познания лежат два важных критерия: изучить, как устроен человек-его макро- и микроморфология и как функционируют его органы и системы в норме и при патологических ситуациях. Ибо только совокупность знаний морфологии и функции дает основание для логичного восприятия проходящих в организме физиологических процессов как в норме, так и при возникших патологических состояниях.
Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (34) 2012 г.
39
ЖАНА Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ
Поэтому на протяжении многих веков собирались, выкристаллизовывались, выстраивались в логическую систему эти столь необходимые для врача знания. Формировались и получали развитие такие дисциплины, как нормальная и патологическая физиология, нормальная и патологическая анатомия. Все больше и ярче вырисовывалась их связь и взаимозависимость, объективно влияющая на возникновение заболеваний, их течение и прогноз.
История изучения анатомии человека насчитывает многие столетия. Изучение же функции органов и систем в норме и патологии имеет менее глубокую историю, но, тем не менее, наука в распоряжение практикующих врачей дала уже огромный, значительный пласт знаний, который дал основание для колоссального скачка вперед в возможности правильной постановки диагноза при заболевании и выборе грамотного, обоснованного лечения больного человека, основываясь на этиопатогенезе .
Для познания строения тела человека необходимо изучение таких дисциплин, как нормальная анатомия, топографическая анатомия. Для ясного, четкого представления функциональных особенностей человеческого организма необходимо изучение нормальной и патологической физиологии.
Вот эти предметы лежат в основе медицинского образования, они составляют фундамент, над которым идет надстройка всех других специальных медицинских знаний и дисциплин.
Эти предметы есть азбука, буквы который составляют основу, сумму тех знаний, которые выливаются в определение-«Медицина» и ее составляющее - «Врач ».
Хотелось бы подчеркнуть и выделить в сумме этих знаний такую дисциплину, как топографическая анатомия и оперативная хирургия.
Следует отметить, что становление и изучение такой дисциплины, как топографическая анатомия, имеет относительно недолгую историю. Появление и право и зуч ен и я эти х зн ани й в програм ме профессиональной подготовки врача относится ко второй половине 19 столетия. И основоположником этой дисциплины является Н.И.Пирогов (1810-1881г).
Это крупнейший ученый-медик России, великолепнейший хирург своего времени, новатор многих передовых веяний в медицине, образовании, организации медицинской службы в мирное и военное время. Он был искренним патриотом и крупной социально значимой личностью.
Современники и коллеги считали его не только своим учителем, но и гражданской совестью России. Разработчик и первопроходец многих передовых методов в лечении хирургических больных, в технике производства различных хирургических операций Николай Иванович Пирогов был не только крупнейшим хирургом России, но был признан уважаемым мэтром медиками передовых европейских стран, таких, как Германия, Франция и др.
Н.И. Пирогов, закончив в 1828 году медицинский факультет Московского университета, был направлен в Дерптский (Тарту, Эстония )университет для подготовки к научной и педагогической деятельности.
Стажируясь по хирургии как у себя на родине в России, так и за рубежом (Германия, Франция ), Н.И. Пирогов ощущал недостаток знания анатомии. И не столько анатомии как общего строения человеческого
тела, а анатомии областной, конкретно какого-то определенного места, участка неносредственного вмешательства хирурга. Он чувствовал и понимал, что хирургу нужно совокупное нание строения человеческого тела какого-то определенного участка, какого-то конкретного места. Места, где работает врач руками, инструментом, а хирург скальпелем.
Пирогов понимал, что полученные в институте знания отдельно по анатомическому строению костей, мышц, связок, сосудов, нервов, органов необходимо, проанализировав, объединить в целостное представление анатомического строения конкретно каждой области и части человеческого тела. Ибо хирургу необходимо четко представлять особенность анатомического строения, взаиморасположение отдельных элементов, послойность расположения тканей, сосудисто-нервных образований того небольшого участка тела, в котором он работает.
Он должен мысленно выстраивать картину анатомического взаиморасположения, предвосхищая проводимые им разрезы и проводя необходимые оперативные вмешательства.
Мысль врача, имеющаяся и сформировавшаяся у него совокупность анатомических знаний должны опережать движение скальпеля в руке хирурга.
Наблюдая за работой хирургов в операционных блоках многих передовых клиник России и Европы, Н.И.Пирогов видел, что при нанесении разрезов, в процессе вмешательства врачи зачастую работали по принципу: режь, где мягко, пили, где кость, а где брызжет кровь - перевязывай.
Пирогов, анатомически работающий и физиологически мыслящий, этот принцип считал неприемлемым.
В связи с этим началась его огромная, колоссальная работа научно-методического плана по изучению и описанию анатомии комплексного, областного строения человеческого организма.
Работая в Дерптском университете , заведуя там кафедрой хирургии, он очень много оперировал и работал по изучению топографической и хирургической анатомии. Тогда он написал и издал книгу «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций », получившая европейскую известность.
В Санкт - Петербурге, куда Н.И. Пирогов был приглашен на заведование кафедрой Петербургской медикохирургической академии, он провел наиболее активные годы, посвященные совершенствованию хирургического мастерства и детальному изучению топографической (topos - место ) анатомии.
Именно там им были разработаны уникальные методы топографо- анатомичекого исследования.
Так, им был разработан и предложен впервые в мире метод распила замороженных трупов в трех взаимоперпендикулярных плоскостях. Разработан метод ледяной скульптурной анатомии. Для изучения анатомии тканей, взаиморасположения органов и сосудисто-нервных пучков при различных патологических состояниях (вывихи, переломы, скопление экссудата в плевральной, брюшной полостях и др.) им был разработан метод эксперимента на трупе.
Все проводимые им анатомические исследования и разработанные методы изучения были уникальны. Они н е имел и а налогов в анатомической науке как в России, так и в Европе.
Атлас, созданный им по изучению распилов
Батыс Цазацстан медицина журналы №2 (34) 2012 ж.
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
замороженных трупов и опубликованный в России, сделал его личность не только известной науке, но и обессмертил его имя. Повторить его уникальный труд не смог никто.
Создание методов топографоанатомического исследования, публикация крупных научных трудов и организация преподавания топографической анатомии с оперативной хирургией дают все основания считать Н.И.Пирогова основоположником топографической анатомии.
Он внес значительный вклад и в развитие оперативной хирургии. Им были предложены алебастровая (гипсовая ) повязка при переломах, костно-пластическая ампутация голени, трехмоментная конусокруговая ампутация бедра, тенотомия ахиллова сухожилия, серезно- мышечно -подслизистый кишечный шов.
Очень большой заслугой Н.И. Пирогова необходимо считать факт, что он явился основателем анатомо- физиологического направления в хирургии, что во многом определило последующее развитие этой дисциплины.
Заложенное еще в середине 19 столетия направление, развитие и место этой дисциплины в профессиональном образовании врача особенно стали востребованными в конце 20 и начале 21 веков, когда научная технология сделала резкий рывок вперед.
Появились новые разделы и направления в топографической анатомии и оперативной хирургии. Это - микрохирургия, эндокопическая , лазерная хирургия.
Для целого ряда новых диагностических методов, таких, как компьютерная, магнитно-резонансная
томография, ультразвуковое сканирование, эндоскопия, основой явились топографо-анатомические данные.
Полученные данные имеют огромное значение для развития современной анатомии и топографической анатомии с одной стороны, а с другой - подтверждают анатомическую основу соответствующих методов диагностики при различной патологии.
Если во времена становления, и разработки данной дисциплины предполагалось ее значение в основном для хирургических специальностей, то сегодня уже можно говорить о более широком клиническом применении этой дисциплины. Становится очевидным ее значение для многих и нехирургических клинических специальностей, таких, как кардиология, гастроэнтерология, рентгенология, пульмонология, нефрология и др.
Со времен становления этой дисциплины ее востребованность и значение только возрастают.
Уже много лет среди студентов медицинских вузов ходит крылатое выражение: если изучил и сдал нормальную анатомию, то можешь считать себя студентом, если изучил и сдал фармакологию, то можешь влюбиться, а если изучил и сдал топографическую анатомию, то можешь позволить себе уже жениться.
Это утверждение вызывает улыбку, но смысловая нагрузка содержания дает основание задуматься о действительном значении и месте топографической анатомии в профессиональном образовании врача.
Это находит свое отражение и в сознании студентов, и, что особенно важно, в профессиональной подготовке и практической деятельности врача.
ТYЙIН
В.В. МОРОЗОВА
ДЭР1ГЕРД1Н КЭС1БИ Б1Л1М 1НДЕ ТОПОГРАФИЯЛЫК АНАТОМИЯНЫН АЛАТЫН ОРНЫ
Марат Оспанов атындагы Батыс К,аза^стан мемлекетлк медицина университету Актебе
Адамнын калыпты анатомиясы бгглмше непзделе отырып, топографиялык анатомия адамнын дене курылысын окудагы негiзге сYйенетiн тэртт болып табылады.
Латыннын «топос» сезi - «орын» дегендi бiлдiредi.
Топографиялык анатомия тшдердщ эртYрлi элементтерiнiн (тамыр, жYйке, булшыкет, клеткалык тYзiлулер жэне т.б.) езара анатомиялык карым-катынасын зерттейтiн гылым.
Кез келген саладагы дэрiгерге (гинеколог, терапевт, отоларинголог, эндокринолог, уролог, рентгенолог жэне т.б.) топографиялык анатомияны бту кажет, бiрак¡ сонын iшiнде, муны бiлу - хирургке ете кажет.
Хирургиянын, микрохирургиянын заманауи даму кезе^нде бул саланы бiлу Yлкен жолга койылган.
Негiзгi сездер: хирургия, топографиялык анатомия, микрохирургия.
SUMMARY
V.V. MOROZOVA
PLACE OF TOPOGRAPHI C ANATOMY IN THE
PROFESSIONAL EDUCATION OF THE DOCTOR
West Kazakhstan State Medical University named after Marat Ospanov, Aktobe
For cognition of the body structure of the human, it is necessary to study discipline such as normal anatomy and topographic anatomy. These subjects form the basis of medical education.
The translation of the Latin word «topos» means the «place».
In spite of speciality of the future doctor (surgeon, neuro-surgeon, oncologist, otolaryngologist, stomatologist, endocrinologist, therapist and etc) education of basic and fundamental discipline appears important in the formation the personality and professional level of the doctor.
Surgery and microsurgery are necessary resources in the education and in the contemporary time.
Key words: surgery, topographic anatomy, microsurgery.
Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (34) 2012 г.