Научная статья на тему 'МЕСТО ТИПОЛОГИИ АРХЕТИПОВ ПИРСОН ВО ВТОРИЧНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ'

МЕСТО ТИПОЛОГИИ АРХЕТИПОВ ПИРСОН ВО ВТОРИЧНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
618
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ВТОРИЧНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / АРХЕТИП / К. ПИРСОН

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кошелев Дмитрий Евгеньевич, Ройтблат Ольга Владимировна

В данной статье авторами рассматриваются характерные особенности вторичной профориентации, связанные со стремлением человека постоянно самоактуализироваться в условиях динамичного постиндустриального мира. Главным образом в статье анализируется возможность применения для целей вторичной профориентации типологии архетипов К. Пирсон. Так, в ходе проведения теоретического исследования, авторами было выяснено, что в рамках выделенной Т.В. Капустиной для архетипов «сферы поведения» могут быть представлены предрасположенности к развитию уникальных наборов транспрофессиональных компетенций, что подчеркивает возможность применения типологии Пирсон в качестве инструмента вторичной профориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF TYPOLOGY ARCHETYPES PIRSON IN SECONDARY VOCATIONAL GUIDANCE

In this article, the authors consider the characteristic features of secondary vocational guidance associated with the desire of a person to constantly self-actualize in a dynamic post-industrial world. Mainly, the article analyzes the possibilities of applying Carol S. Pearson's typology of archetypes in the course of secondary vocational guidance. So, in the course of a theoretical study, the authors found out that within the framework of T.V. Kapustina's “sphere of behavior” can be represented by predispositions to the development of unique sets of transprofessional competences, which emphasizes the possibility of using Pearson's typology as a tool for secondary career guidance.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ТИПОЛОГИИ АРХЕТИПОВ ПИРСОН ВО ВТОРИЧНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ»

МЕСТО ТИПОЛОГИИ АРХЕТИПОВ ПИРСОН ВО ВТОРИЧНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Кошелев Дмитрий Евгеньевич, специалист (e-mail: kodeam@mail.ru) Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, г. Тюмень, Россия Ройтблат Ольга Владимировна, д.п.н., профессор (e-mail: info@togirro.ru) Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, г. Тюмень, Россия

В данной статье авторами рассматриваются характерные особенности вторичной профориентации, связанные со стремлением человека постоянно самоактуализироваться в условиях динамичного постиндустриального мира. Главным образом в статье анализируется возможность применения для целей вторичной профориентации типологии архетипов К. Пирсон. Так, в ходе проведения теоретического исследования, авторами было выяснено, что в рамках выделенной Т.В. Капустиной для архетипов «сферы поведения» могут быть представлены предрасположенности к развитию уникальных наборов транспрофессиональных компетенций, что подчеркивает возможность применения типологии Пирсон в качестве инструмента вторичной профориентации.

Ключевые слова: профориентация, вторичная профориентация, психодиагностика, транспрофессиональные компетенции, типология личности, архетип, К. Пирсон.

Введение. Актуальность заявленной тематики обусловлена современными тенденциями в области профориентации, которые зародились в конце 20 века. Появилась новая категория работников, испытывающих постоянную потребность в профориентации. Это трудящиеся и уже имеющие профессию и квалификацию люди. Специфика вторичного обращения к профориентации со стороны таких лиц (вторичная профориентация) заключается в необходимости быстрого получения результата при минимальном обучении.

Как ответ на данный запрос, ряд исследователей предлагает отдавать предпочтение выявлению и развитию у работников транспрофессиональных компетенций, под которыми подразумеваются способность и готовность специалистов осуществлять профессиональную деятельность в различных профессиональных средах [13, с. 156]. Параллельно встает вопрос о подборе диагностических методик, которые позволили бы осуществлять поиск у работника тех наборов транспрофессиональных компетенций, в рамках которых индивид будет наиболее успешен в своей трудовой деятельности. Одной из таких методик может стать типология 12 архетипов

американской исследовательницы К. Пирсон, которая оказалась в поле внимания российских психологов в последнее десятилетие.

Таким образом, цель статьи заключается в теоретическом анализе места типологии архетипов Пирсон во вторичной профессиональной ориентации.

Методология исследования. В рамках данной статьи авторами предполагается использование методов теоретического анализа и синтеза литературных психологических и педагогических источников информации.

Результаты и их обсуждение. Современный постиндустриальный мир отмечается высокой динамичностью, усилением процессов глобализации, миграции, диверсификации рабочей силы. Все это подчеркивает актуальность систематической профессиональной переподготовки, связанной с получением второго профессионального образования, неоднократной сменой людьми места работы и специальности [1, с. 127-128]. В связи с этим особую актуальность приобретает такое понятие, как вторичная профориентация, которое введено Н.С. Землянухиной. Такая профориентация направлена не на выпускников образовательных организаций, а на взрослых людей, уже имеющих профессию и квалификацию, но оказавшихся не у дел. Включает в себя освоение второй, третьей (и последующих) профессии, приобретение второй работы, второго заработка. Будучи более быстрой и практичной, чем традиционная профориентация, она может осуществляться в том числе стихийным образом [3, с. 6-7: 4, с. 97].

Попробуем представить вторичную профориентацию в виде системы, состоящей из таких элементов, как субъекты, цели, средства, результаты, критерии эффективности [6, с. 21-28]:

1. Субъекты - работники на стадиях первичной и вторичной профессионализации, а также профессионального мастерства (25-55 лет).

2. Цели - ориентированы на саморазвитие.

3. Средство - «диагностический» тип профессиональной консультации.

4. Результаты - выявление у работников предрасположенности к развитию уникальных наборов транспрофессиональных компетенций.

5. Критерии эффективности. В качестве главного критерия выступает способность работника быстро переучиваться на новые виды профессиональной деятельности.

Для целей настоящей статьи особое внимание уделено «диагностическому» типу профессиональной консультации как средству вторичной профориентации. Психодиагностика это отрасль науки и одновременно форма практики, которая связана с разработкой и использованием методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека [7, с. 523-524]. Обобщая мнение различных исследователей, можно сказать, что профориентационная психодиагностика должна начинаться с создания диагностических категорий - типологий, по которым можно было бы устанавливать соответствие между классами людей и классами профессий.

Как отмечает Н.С. Пряжников, недостатком существующих типологий профессий является то, что они зависят от культурно-исторической среды [6, с. 61-66]. Свободной от такого влияния представляется типология 12 архетипов К. Пирсон. Дополнительным ее достоинством выступает то, что данная типология близко связана с понятием сценария - так же, как и тема профессионального самоопределения.

Понятие «архетип» было введено в психологию в 1919 году К.Г. Юнгом. Изначально архетипы определялись им как априорные, врожденные формы интуиции [8, с. 62]. К концу своей исследовательской деятельности создатель аналитической писхологии описывал данное явление как проявление инстинктивного импульса в фантазиях человека в символически-образной форме [9, с. 69, 78]. Согласно определению Е.Ю. Зарубко, архетип - это имплицитная модель взаимодействия между универсальными деятелями [2, с. 37-38].

В рамках школы архетипической психологии Дж. Хиллмана произошло отождествление архетипов с архетипическими образами. Тем самым, понятие архетипа сближается в ней с понятием психологического типа. Типология архетипов К. Пирсон возникла именно в рамках школы архетипи-ческой психологии. Отправной точкой для ее появления стал архетип путешествия мифического героя (называется также архетипическим путешествием героя, путем героя, мономифом). Так, в книге «Awakening the Heroes Within» (1991) Пирсон сформулировала тезис, что стадии путешествия героя идентичны стадиям психического развития человека. При этом стадия уединения (или подготовки) развивает эго как стремление к материальному началу, стадия инициации (или путешествия) - душу как приоритет метафизических ценностей, а возвращение соответствует самости как синтезу предыдущих стадий.

Для каждой из трех стадий автором было выделено по четыре архетипа как отдельных этапа путешествия героя. Например, внутри стадии уединения (подготовки) архетип Innocent (Невинный) - это этап, в рамках которого человек стремится стать частью большой общности. Его противоположностью становится архетип Orphan (Сирота) - следующий этап, соотносимый с тем, как подросток заинтересован в сепарации от родителей, но при этом не имеет сил для самостоятельной жизни.

Все архетипы Пирсон представлены на рисунке 1.

Одной из первых концепцию путешествия героя в версии Пирсон поддержала доктор философии по педагогической психологии Миннесотского университета P. Adson, предложившая в 1999 году применение 12 архетипов в процессе психотерапии [14]. С 2004 года созданный Пирсон для выявления ее архетипов опросник применяет Center for Applications of Psychological Type (CAPT). Это организация, которая основана при участии И. Майерс-Бриггс, одной из создательниц популярного на Западе опросника MBTI, и занимается дальнейшим совершенствованием этой методики. Ти-

пология Пирсон была выбрана для применения наряду с MBTI, поскольку обе методики основаны в конечном счете на теории архетипов Юнга [15].

Fool

~ Innocent Innocent ;

1 Sage J

Г

1 1

1

Orphan

Warrior

Caregiver

Seeker

Creator fcestroyer

Lover

Creator

eslroyer

Lover

Рисунок 1. «Связь путешествия героя с 12 архетипами К. Пирсон»

[16, p. 17].

В отечественной психологии архетипы Пирсон наиболее подробно изучались Т.В. Капустиной (Скоробач). В 2015 году она совместно с Р.В. Кадыровым получила патент на оригинальную методику оценки личности, базирующейся на данной концепции, а в 2019 году защитила по этой теме кандидатскую диссертацию по психологии [10].

Как следует из отзыва рецензента (А.Г. Шмелев), в рамках диссертации ее автору удалось собрать материалы зарубежных и отечественных исследований, в которых показано, что архетипы - это диагностические конструкты, которые вполне могут быть локализованы в системе существующих научных понятий (личностных типов и личностных факторов). Таким образом, архетип в концепции К. Пирсон фактически является таким же типом личности, как другие, хотя описывается в терминах, близких к «имплицитной» (обыденной) теории личности [10].

Согласно Т. В. Капустиной, у личности имеется ведущий архетип, который определяет его ведущие цели, стратегии, желания и страхи, индивидуально-личностные черты и интересы [10, с. 77-89]. У каждого из архетипов Пирсон автор выделила признаки в 5 психологических сферах: когнитивной, эмоциональной, сфере межличностного общения, поведения, сфере деятельности.

Сфера поведения представляет особый интерес для профориентации, поскольку фактически представляет собой способ деятельности индивида. Например, сфера поведения для архетипа Warrior (Воин) следующая: энер-

гичность, храбрость, мужественность, умение делать сложный выбор, дисциплинированность, сильная воля, честолюбие. Или сфера поведения для архетипа Lover (Любовник, Влюбленный): стремление выделяться, выглядеть красиво, вызывать восхищение у окружающих [10, с. 79].

Данное обстоятельство важно в связи с замечанием Н.Н. Нечаева о том, что разумное понимание профессии появляется лишь в том случае, когда мы начинаем анализировать конкретные способы профессиональной деятельности. По его словам, основной единицей анализа человеческой деятельности должен стать способ, каким действует человек [5, с. 10].

Исходя из выделенных для каждого архетипа «сфер поведения», можно выдвинуть гипотезу, что носителям разных архетипов по типологии Пирсон должна быть присуща предрасположенность к развитию различных, уникальных наборов транспрофессиональных компетенций. В то же время исследования по данному вопросу пока не проводились.

Важно отметить, что по мнению авторов настоящей статьи, подтверждение выдвинутой гипотезы будет иметь практическое значение, поскольку типология Пирсон обладает определенными преимуществами, которые позволили бы ей занять свое место в профориентационной психодиагностике. Указанные преимущества могут быть проиллюстрированы при сопоставлении с какой-либо типологией, уже применяющейся в сфере профориентации.

В частности, по сравнению с популярной на Западе типологией Дж. Холланда [12], концепция Пирсон содержит в два раза больше типов, что позволяет достичь более точного соответствия между диагностическими категориями, а также помогает выявлять у личности зону ближайшего развития. Понятие зоны ближайшего развития традиционно применялось к детскому возрасту. Однако на XVI Международных чтениях памяти Л.С. Выготского, состоявшихся в 2015 году, было высказано мнение, что термин можно применять не только по отношению к развитию высших психических функций, но и применительно к профессиональному развитию, включая развитие личности профессионала [11, с. 279].

Заключение. Таким образом, подытожив вышеизложенное, важно отметить, что архетипы Пирсон являются диагностическими конструктами, которые фактически представляют собой типы личности. Для каждого архетипа можно выделить способ, каким действует индивид («сферы поведения»), и тем самым архетипы пересекаются с определением профессии. Выделенные для архетипов «сферы поведения» могут быть представлены как предрасположенности к развитию уникальных наборов транспрофессиональных компетенций, и тем самым типология Пирсон отвечает требованиям системы вторичной профориентации.

Предположение о возможности применения типологии Пирсон во вторичной профориентации не рассматривалось пока в научных исследованиях, поэтому нуждается в экспериментальном подтверждении.

Список литературы

1. Толочек В. А. Профессиональная карьера: линейно-стадиальный и стадиально-процессуальный подходы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2019. Т. 8. № 2 (30). С. 120-131.

2. Зарубко Е.Ю. Архетипы в обыденном сознании // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология», вып. 10. 2010. № 27. С. 37-43.

3. Землянухина Н.С. Противоречия в системе профориентации населения // Профессиональная ориентация. 2017. №1. С. 4-7.

4. Землянухина Н.С., Кузнецов П. С. Профориентация в эпоху постмодерна // Профессиональная ориентация. 2017. №1. С. 92-99.

5. Нечаев Н.Н. Профессия и профессионализм: к задачам психологии профессионального творчества // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 2016. № 4. С. 3-15.

6. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. 4-е изд. М.: Академия,

2008. - 496 с.

7. Психологический словарь / Под общей науч. ред. П.С. Гуревича. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 800 с.

8. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник. СПб.: Университетская книга, 1997. - 544 с.

9. Юнг К.Г. и др. Человек и его символы. М.: Медков С. Б., 2006. - 352 с.

10. Капустина Т.В. Экспресс-диагностика типов личности: проективный метод: Дисс. на соискание научной степени канд. психологических наук. Владивосток, 2019. 229 с.

11. Обучение и развитие: современная теория и практика: Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 16-20 ноября 2015 г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 ч. Ч. 1. М.: Левъ, 2015. - 684 с.

12. Седых А.Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры (к 90-летию со дня рождения известного учёного) // Человек. Сообщество. Управление.

2009. № 4. С. 54-67.

13. Хасанова И.И., Котова С.С. Психологическая готовность педагогов СПО к освоению новых видов деятельности в условиях профессиональной реориентации // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 7. - С. 147-167.

14. Adson P. Finding your own true north & helping others find direction in life. Type & Temperament, 1999. - 223 p.

15. McPeek R.W. The Pearson-Marr Archetype Indicator and Psychological Type // Journal of Psychological Type. 2008. Vol. 68, issue 7. P. 53-67.

16. Pearson C., Marr H. What story are you living? A workbook and guide to interpreting results from the PMAI instrument. Gainesville, FL: Center for Applications of Psychological Type, 2007. — 163 p.

17. Особенности мотивации к занятим физической культурой у студентов - психологов/ Гюлмамедова Т.И., Гут Ю.Н., Плахотникова Е.Н. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр.4-10

18. К вопросу о мотиваторах лидерской активности/ Ковшова Т.П./ Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 11-18

19. Особенности межличностных отношений в педагогическом общении/ Малышев К.Б., Малышева О.А. // Образование и проблемы развития общества. 2021, № 2 (15). стр. 19-26

Koshelev Dmitriy Evgenievich, specialist

Tyumen State Institute of Regional Education Development, Tyumen, Russia Roytblat Olga Vladimirovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Tyumen State Institute of Regional Education Development, Tyumen, Russia

PLACE OF TYPOLOGY ARCHETYPES PIRSON IN SECONDARY VOCATIONAL GUIDANCE

Abstract. In this article, the authors consider the characteristic features of secondary vocational guidance associated with the desire of a person to constantly self-actualize in a dynamic post-industrial world. Mainly, the article analyzes the possibilities of applying Carol S. Pearson's typology of archetypes in the course of secondary vocational guidance. So, in the course of a theoretical study, the authors found out that within the framework ofT.V. Kapustina's "sphere of behavior" can be represented by predispositions to the development of unique sets of transprofessional competences, which emphasizes the possibility of using Pearson's typology as a tool for secondary career guidance.

Keywords: vocational guidance, secondary vocational guidance, transprofessional competencies, psychodiagnostics, personality typology, Carol S. Pearson, self-actualization.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Кошелева Елена Георгиевна, к.э.н., доцент (e-mail: o.kosheleva@donnu.ru) Донецкий национальный университет, г.Донецк, Донецкая Народная Республика

В данной статье раскрываются теоретико-концептуальные подходы к государственному регулированию системы образования, основанного на трех базовых моделях воздействия и включающего инструменты управления, регламентации и контроля.

Ключевые слова: система образования, регулирование системы образования, регламентация системы образования, оценка регулирующего воздействия.

Важностью образования для всего общества объясняет сложную природу образовательных услуг и предполагает эффективную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью увеличения кумулятивного эффекта от производства, распространения и практического применения знаний. Важнейшее значение образования предопределяет особое внимания со стороны государства с позиций осуществления регулирующего воздействия.

Целью написания данной статьи является исследование теоретико-концептуальных основ государственного регулирования системы образования, изучение существующих практик и разработка предложений по его совершенствованию.

В мировой практике существует множество вариантов и систем участия государства в образовательной сфере, что зависит от исторических особенностей, общественных приоритетов и политических целей. Определение оптимальной структуры и меры участия государственного регулятивного аппарата в функционировании рынка образовательных услуг требует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.