МЕСТО СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В СИСТЕМЕ ОЖИДАНИЙ ОБЩЕСТВА В ОТНОШЕНИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
А. А. Проскурина
представлено исследование роли социальных институтов в системе ожиданий на примере ожиданий относительно развития личности. Теоретическим основанием работы явилась теория социальных институтов Д. Норта и концепция ожидания как социального явления А. В. Нечаева. Определено место ожиданий в социальных процессах, учитывающих объективное существование коллективных социальных субъектов. показана роль государства в формировании ожиданий и его место в системе ожиданий. В качестве материала исследования использованы тексты конституций Дании, фРг, франции, СССР, Российской федерации.
Ключевые слова: ожидания, социальные институты, развитие личности.
Работа выполнена при поддержке РгНф, проект 15-06-10726 (а).
Современной наукой накоплено большое количество материала, который показывает, что оценка человеком своих возможностей или возможностей окружающих нередко находит впоследствии свое подтверждение в действительности (См. например, работы по самоэффективности А. Бандуры, исследование состояний ожидания Дж. Аткинсона, В. Врума, В. калькхоффа и др.). В социальных исследованиях существует ряд подходов, в рамках которых ожидания, часто понимаемые как особые ощущения, мнения людей относительно вероятных изменений состояния социальной реальности, рассматриваются в качестве существенных факторов экономических и политических процессов (См. например, Дж. Мут, э. фелпс, Й. бекерт, А. Мише и др.).
поскольку экспериментально выявлено наличие повторяющихся связей ожиданий с целым рядом социальных процессов, то возникает потребность управлять ожиданиями людей для того, чтобы воздействовать на соответствующие процессы. Для решения этой задачи необходимо знать, какова природа ожиданий и источники их формирования, каковы механизмы связи ожиданий с другими явлениями. На этом основании можно создавать инструменты управления ожиданиями.
Об авторе:
Проскурина Анна Александровна
канд. филол. наук, старший научный сотрудник Института изучения общественных явлений.
Адрес для переписки: Россия, 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 196.
E-mail: [email protected]
22
А. А. Проскурина
До настоящего времени абсолютное большинство исследований обходится без определения понятия «ожидания». В результате, что закономерно, ожидания ассоциируются с действием необъяснимых сверхъестественных сил, с магической силой слов, которые исполняются, стоит только их произнести, например, с пророчеством (отсюда самоисполняющиеся пророчества у Р. Мертона). Или же действие ожиданий объясняется на основе особого, мистического, эмоционально-чувственного восприятия того или иного события, подобно конструированию и существованию мифологических образов (отсюда, например, эффект пигмалиона у Р. Розенталя).
Одновременно с этим, несмотря на отсутствие обоснованного определения, неверно утверждать, что понятие «ожидания» находится на периферии социальной науки, напротив, оно активно используется. В различных социальных теориях ожидания выступают инструментом конструирования социального порядка или обеспечения равновесия социальной системы (т. парсонс). Ожидание рассматривается как определенный вид требования к образцам поведения, к выполнению норм взаимодействия между людьми (нормативное понимание), а предметом спора является первичность норм или ожиданий. В модели т. парсонса существующие в обществе нормы и структуры формируют соответствующие ожидания. этнометодологи (г. гарфинкель и его последователи), напротив, полагают социальные ожидания источником норм: «На основании имеющихся общих "культурных образцов" возникают осмысленно взаимосвязанные формы поведения, они приобретают характер привычных, взаимодействия на основании этих форм поведения становятся рутинными. Если сходные и стабильно взаимосвязанные образцы взаимодействия оказываются ожидаемыми и повседневными во многих ситуациях во многих местах, то могут возникнуть сложные комплексы ролевых структур, организаций, институтов, даже целые социальные структуры порядка». [Patzelt 2014, 28]
таким образом, с точки зрения этнометодологии совокупность ожиданий как требований следования определенным образцам поведения в различных ситуациях, распространенность этих ожиданий на определенной территории порождает в конечном итоге социальный порядок.
Нормативное понимание ожиданий является на сегодня доминирующим в социальных науках. Ожидания связывают бытие отдельного человека и социальный мир, включают человека в процесс поддержания и/или конструирования социального порядка, но сами ожидания при этом являются субъективными, представляют собой феномен бытия отдельного человека, выражающийся в его ощущениях, оценках, убеждениях. Нормативное понимание ожиданий позволяет прогнозировать процессы взаимодействия в малых группах, оценивать механизмы действия стереотипов и предубеждений, однако оно не объясняет, например, такие феномены как самоожидания, описанные в психологии, или феномен экономических ожиданий. кроме того, поскольку функционирование ожиданий в этих подходах ограничено межличностными взаимодействиями, то изучение собственно социального оказывается предельно ограниченным, по сути, мы переносимся в мир хаоса, где в результате
23
Социальные явления. 2015 (3)
броуновского движения в среде индивидуальных взаимодействий должен возникнуть порядок.
Учитывая это, мы предполагаем, что ожидания формируются и испытывают на себе воздействие различных социальных субъектов, и в ряде случаев коллективные социальные субъекты определяют содержание ожиданий и / или являются их носителями.
Если мы выходим за пределы парадигмы микросоциологии или психологических исследований, в которых ожидания понимаются как некие «субъективные ориентации», стереотипы, ощущения, образы возможных будущих состояний [Ожидания социальные 1983, 454], то необходимо иное понятие ожиданий, которое бы отражало социальную природу этого явления, его очевидную, наблюдаемую роль в социальной практике человека. Оперируя таким определением, необходимо будет определить место явления «ожиданий» в модели социальных процессов, учитывающих объективное существование коллективных социальных субъектов. И если роль ожиданий существенна, нужно показать, как она реализуется на практике.
Место социального явления ожидания в общественных процессах
понятие ожиданий как социального явления сформулировал А. В. Нечаев: «Ожидание — это социальное состояние субъекта, в котором определяющим элементом является целенаправленная деятельность субъекта по созданию возможностей для совершения какого-либо события или предотвращения его совершения, в то время как действительность данного события не зависит от данного субъекта» [Нечаев 2015, 18]. это понятие учитывает социальную природу человека, которая проявляется именно в деятельности. такое понимание ожиданий позволяет объяснять многократно описанные связанные с ожиданиями феномены на уровне внутренней жизни человека, на уровне межличностных взаимодействий и на уровне общества. Дальнейшие рассуждения будут строиться исходя из этого содержания понятия «ожидания». Будет учитываться и то, что объекты деятельности в структуре ожиданий могут быть различны [Нечаев 2015].
Одним из объективно существующих социальных феноменов являются социальные институты. большой объем знаний о развитии и функционировании социальных институтов был накоплен в институциональной экономике. Важным для настоящего рассуждения является сопоставление персонифицированного (personal exchange) и неперсонифицированного обмена (impersonal exchange), сделанное Дугласом Нортом [North 1989]. Участники персонифицированного обмена «либо многократно совершают однотипные сделки друг с другом, либо хорошо знают атрибуты, характеристики и свойства друг друга». В таких условиях нет необходимости в писаных законах или заключении официальных контрактов [North 1989, 1320].
В этом случае модель, в которой повторяемость форм взаимодействий трансформируется в сознании в правило и порождает ожидания как форму требования, соответствует действительности. так же легко можно
24
А. А. Проскурина
объяснить этот процесс исходя из указанного выше определения ожиданий. Поскольку мы имеем двух непосредственно взаимодействующих участников обмена, то существует два объекта ожиданий (не будем включать в систему сверхъестественные силы, которые, тем не менее, могут учитываться участниками). Итак, участники могут воздействовать друг на друга или изменять собственное поведение для того, чтобы создать возможности для реализации определенного события. Наиболее эффективные повторяющиеся формы такого поведения будут затем закрепляться как формальные нормы.
Для современных западных обществ характерен неперсонифицированный обмен, который отличается временной протяженностью, отсутствием повторяемости сделок, значительным разнообразием в характеристиках товаров и услуг, а также в поведении агентов. это общества «специализированной взаимозависимости», в которых люди могут «предпринимать действия, построенные на сложных отношениях с другими людьми — сложными как с точки зрения индивидуальных знаний, так и с точки зрения временной протяженности» [North 1989, 1320].
это не значит, что персонифицированный обмен вовсе исчезает, он существует наряду с новым типом обмена. И сегодня существуют практики неспециализированного производства, обмена отдельными товарами внутри узких сообществ, например, натуральные хозяйства, производство для своих или «только для членов клуба», особенности персонифицированного обмена используются в прямом маркетинге и т.п. Идеи возрождения подобного рода отношений сейчас являются довольно популярными, (См. например, козенко, Vanderbeke). тем не менее, персонифицированный обмен не является определяющим для современных экономических отношений.
переход от одного доминирующего типа обмена к другому происходит по мере того как «[р]езультаты [обмена] становятся все более и более удаленными от круга индивидуальных знаний [его участников]» [North 1989, 1320]. как следствие становятся необходимы сложные институциональные структуры, которые снижают неопределенность. Существование и функционирование этих институциональных структур может обеспечить только третий участник обмена, которым, по мнению Д. Норта, является государство.
Очевидно, что неперсонифицированный обмен качественно отличается от своего предшественника. Он существует внутри системы с новым набором элементов, помимо непосредственных участников обмена появляются социальные институты государства. этот третий участник имеет свои интересы, функции, это тоже субъект. В неперсонифицированном обмене участники могут вообще не иметь представления о деталях существования друг друга (не иметь никакого представления о факторах поведения другой стороны). Отношения между участниками существуют только потому, что они находятся на одном рынке, пусть очень большом, но в котором уже действуют определенные нормы. здесь ожидание как деятельность может быть направлено на самого субъекта (он может корректировать собственное поведение) или на государство в лице социальных институтов. Если и то, и другое оказыва-
25
Социальные явления. 2015 (3)
ется невозможным, то есть если ожидания некоторого события невозможны, то индивидуальный субъект может либо отказаться от своих ожиданий или переходить на другой уровень взаимодействия, он должен вступить в персонифицированный обмен и тогда осуществлять воздействие на второго участника обмена в обход социальных институтов государства.
государство при этом тоже выступает в качестве субъекта взаимодействия и субъекта ожиданий. Д. Норт: «Становление неперсонализированных правил и договорных отношений означает становление государства, а вместе с ним — и неравного распределения силы принуждения». [North 1989, 1321] этот коллективный субъект может воздействовать на себя (менять свои социальные институты) или воздействовать на участников обмена.
таким образом, государство является элементом системы ожиданий, оно может само осуществлять ожидания или быть объектом деятельности ожиданий. Остается вопрос о роли государства в лице социальных институтов в формировании ожиданий. формировать ожидания значит определять субъектов и объектов этой деятельности и определять границы поля возможностей1 как предмета деятельности. когда формируются границы поля возможностей, возможное отделяется от невозможного, от действительного и от необходимого.
Модель персонифицированного и неперсонифицированного экономического обмена можно применить к другим видам общественных отношений. Основания для этого следующие. «Обмен [...] во всех своих моментах или непосредственно заключен в производстве, или определяется этим последним». [Маркс 1958, 725] Говоря о производстве, мы обязательно говорим об определенной исторической форме существования общества. Временная протяженность взаимодействий, глубокая специализация, разнообразие свойств общественных субъектов и продуктов их деятельности характерны не только для сферы обмена товарами и услугами, а присутствует также внутри конкретных производственных процессов, и в сфере культуры, и в политике и т.д. Поэтому, очевидно, можно говорить о персонифицированных и неперсонифицированных социальных явлениях.
Государственный механизм формирования ожиданий
Участие социальных институтов в формировании ожиданий можно показать на примере ожиданий относительно формирования личности. Общественное производство личности происходит в системе образования. то, что образование в современном обществе представляет собой неперсонифицированное явление, на наш взгляд, не требует доказательств. Тем не менее, отметим некоторые признаки. Большая длительность процесса образования каждого отдельного человека (в странах ОЭСР по данным на 2011 г. это в среднем около 16.5 лет) означает, что результаты этого процесса даже на каждом отдельном этапе существенно отложены во времени. Образование человека в норме происхо- 1
26
1 Поле возможностей — устойчивое сочетание возможностей данного субъекта по отношению к некоторому событию. [Нечаев 2004, 189]
А. А. Проскурина
дит в рамках крупных организационных структур, даже внутри одной структуры (школы или университета) непосредственное взаимодействие всех участников маловероятно, и, конечно, отдельный человек не в состоянии получить всю информацию об образовательных предложениях данного общества, а тем более осмыслить ее. Даже в условиях выхода из процесса одних или появления других участников (учащихся, педагогов) существо образовательного процесса в данной организации не меняется. Наконец, сам образовательный процесс характеризуется высокой степенью специализации участников, например, по уровню и направлениям образования, что обусловлено усложнением общества, высокой сложностью общественного производства.
государственные законы содержат основания для учреждения и функционирования соответствующих социальных институтов. Основной закон, конституция, по сути, представляет собой базовую модель общественного порядка. Ниже будет показано, что в конституции формируется ожидания, относящиеся к наиболее значимым для общественного порядка явлениям, на примере вопросов развития личности. А именно определяются 1) событие — элемент общественного порядка; 2) субъекты, имеющие отношение к событию; 3) устойчивое сочетание возможностей субъектов по отношению к данному событию.
как определяются эти элементы ожиданий, рассмотрим на примере конституции королевства Дании, действующего основного закона фРг, конституционных актов франции, конституции СССР 1977 года, конституции Российской федерации, конституции США.
Дания:
Вопросы развития личности в конституции Дании обозначены в аспекте доступа к бесплатному среднему образованию: «Все дети в возрасте обязательного обучения имеют право на бесплатное обучение в государственной школе»2. это право может быть невостребованным, если родители самостоятельно организуют для ребенка обучение, соответствующее государственным стандартам.
фРг:
В основном законе германии сформулировано «право каждого на свободное развитие своей личности, если таковое не нарушает права других и не противоречит конституционному порядку или нравственным нормам»3. к вопросам развития личности в конституции фРг относятся также статьи, регулирующие свободу искусства, науки и преподавания4 (GG Art. 5 (3)), свободу выбора профессии и места работы и места учебы5 (GG Art. 12 (3)). Доступ к образовательной системе в конституции фРг не фиксируется. Утверждается контроль государства над всей школьной образовательной системой.
2 § 76. Alle b0rn i den undervisningspligtige alder har ret til fri undervisning i folkeskolen. Foraldre eller varger, der selv s0rger for, at b0rnene far en undervisning, der kan sta mal med, hvad der al-mindeligvis kraves i folkeskolen, er ikke pligtige at lade b0rnene undervise i folkeskolen.
3 Art 2 (1) Jeder hat das Recht auf die freie Entfaltung seiner Personlichkeit, soweit er nicht die Rechte anderer verletzt und nicht gegen die verfassungsmaftige Ordnung oder das Sittengesetz verstoftt.
4 Kunst und Wissenschaft, Forschung und Lehre sind frei.
5 Alle Deutschen haben das Recht, Beruf, Arbeitsplatz und Ausbildungsstatte frei zu wahlen.
27
Социальные явления. 2015 (3)
франция:
фундаментальные права гражданина сформулированы в Преамбуле к французской конституции 27 октября 1946, которая с 1971 г. приравнена по своей юридической силе к действующей конституции франции 1958 г. В этом документе утверждаются обязанности государства по обеспечению условий для развития индивида и семьи6, а также фиксируются гарантии равного доступа детей и взрослых к обучению, профессиональному образованию и культуре. государство берет на себя обязательство по организации бесплатного светского образования на всех уровнях7.
СССР:
В конституции СССР 1977 года всестороннее развитие личности утверждается как государственная задача. Создание соответствующих возможностей упоминается в преамбуле (с. 316), а также отдельно оговаривается в Статье 208. Все права личности: право на труд, на отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости проч. — сформулированы в унифицированной форме. за декларацией права следует и декларация обязанностей и гарантий государства по обеспечению соответствующего права («Это право обеспечивается...»).
к сфере развития личности напрямую относятся не только гарантированные права на бесплатное образование (Статья 45) и пользование достижениями культуры (Статья 46), но также право на свободное научно-техническое творчество (Статья 47). Это последнее право также связывается с обязательствами государства, включая создание необходимых материальных условий и проч.9
Российская федерация:
В Конституции Российской федерации способности рассматриваются как индивидуальный ресурс человека наряду с его имуществом, который он имеет право свободно использовать для экономической деятельности (Статья 34). Развитие способностей человека не включается в модель общественного порядка, не является ничьей обязанностью или правом.
Образование в Рф является сферой деятельности нескольких субъектов. Во-первых, государство гарантирует «общедоступность и бесплатность
6 La Nation assure a I'individu et a la famille les conditions necessaires a leur developpement.
7 La Nation garantit l'egal acces de l'enfant et de l'adulte a l'instruction, a la formation professionnelle et a la culture. L'organisation de l'enseignement public gratuit et laique a tous les degres est un devoir de l'Etat.
8 Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеалом «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.
9 Статья 47. Гражданам СССР [...] гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.
28
А. А. Проскурина
дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» (Статья 43 (2)). Во-вторых, «Российская Федерация [...] поддерживает различные формы образования и самообразования». (Статья 43 (5)). Получение общего среднего образования является обязанностью человека, так как «Основное общее образование обязательно». Кроме того, родители также несут ответственность за получение их детьми общего среднего образования. (Статья 43 (4)).
Декларируется свобода творчества. Государство берет на себя обязательство обеспечить свободу творчества и охранять интеллектуальную собственность. Наряду с правом доступа к культурным ценностям человек получает также обязанность «заботиться о сохранении исторического и культурного наследия». (Статья 44). Обязанности общества по обеспечению доступа к культуре в конституции РФ не фиксируются.
США:
Конституция США и поправки (Билль о правах) не регулирует вопросы формирования и развития личности. Поэтому далее этот случай здесь рассматриваться не будет.
Во всех случаях в поле производства личности мы видим формирование разных ожиданий. Во-первых, наблюдаются отличия в том событии, относительно которого формируются ожидания:
Германия: развитие личности;
Франция: развитие индивида и семьи;
СССР: всестороннее развитие личности;
Дания: бесплатное обучение в государственной школе;
Россия: Все уровни и формы образования и самообразования, творчество.
Эти события имеют разное отношение к производству личности. Так, понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность» описывают разные стороны одного и того же объекта. Личность — субъект социальной жизни, личность способна творчески преобразовывать саму социальную действительность. Для индивида это свойство не обязательно. Поэтому развитие личности это несравнимо более высокая гуманистическая задача, чем развитие индивида. Всестороннее развитие личности — это совершенно конкретная задача, которая, кроме того, исключает возможность, например, развития отдельных свойств личности в ущерб другим, что может стать способом эксплуатации личности. Образование и творчество — способы развития личности, но если образование оказывается формальным процессом, то оно может вообще быть деструктивным для личности.
Во-вторых, в исследуемых текстах выделяются разные субъекты ожиданий. Государство является субъектом уже постольку, поскольку оно само определяет и выбирает набор других субъектов для своего взаимодействия с ними. Другим субъектом является собственно индивид. В Дании, России, СССР в процесс взаимодействия включены также родители индивида (или лица их заменяющие).
29
Социальные явления. 2015 (3)
В-третьих, само поле возможностей формируется в каждом случае по-разному. В конституции германии все блага, связанные с развитием личности, устанавливаются в модальности возможности («имеют право», свободны при соблюдении определенных условий). так же и в конституции Дании устанавливается право гражданина обучаться в государственной школе. то есть на основании рассмотренных актов в этих странах есть пространство для взаимных ожиданий граждан и общества относительно развития личности.
по-другому обозначается поле возможностей в основном законе франции, где на государство налагаются обязательства создавать условия для развития личности вообще и в рамках образовательной системы в частности. подобная модальность присутствует в конституции СССР, где каждому праву гражданина соответствует ряд обязательств государства («Граждане СССР имеют право ...», «Это право обеспечивается...»). Если учесть, что развитие личности — предмет деятельности не столько внешних сил, сколько самого человека, то в ситуации ожидания оказывается государство, которое, выполняя свои обязательства, может ожидать определенных достижений от своих граждан.
В конституции Российской Федерации мы не находим единообразия, подобного рассмотренным выше случаям. С одной стороны, получение гражданином образования является предметом обязательств со стороны государства, самого гражданина и его родителей (среднее общее образование). Так что пространство возможного (получит гражданин образование или нет) сводится к минимуму. Свобода творчества и пользование достижениями является правом, то есть такая возможность фиксируется. В этой области ожидания всех участников процесса могут быть весьма разнообразными.
Итак, проведенный анализ показывает, что во всех рассмотренных случаях в конституции формируется особая система ожиданий относительно процесса формирования и развития личности, эта система отличается по набору субъектов ожидания и по структуре поля возможностей. Участвуя в формировании системы ожиданий, государство становится субъектом ожиданий, если оно берет на себя обязательства и осуществляет деятельность по обеспечению реализации соответствующих возможностей граждан.
таким образом, ожидания как социальные явления формируются и испытывают на себе воздействие различных социальных субъектов, среди которых коллективные социальные субъекты, такие, как государство. государство способно устанавливать особую систему ожиданий для общества и может при необходимости менять ее. кроме того, государство может быть одним из субъектов ожиданий. Непосредственным государственным инструментом формирования ожиданий является законодательство, в котором содержатся основания для учреждения и функционирования соответствующих социальных институтов.
30
А. А. Проскурина
Список литературы Источники
1 Козенко А. Гвоздь, мозоль, заноза: В Подмосковье судят фермера, выпускающего
собственные деньги. // Meduza. 03.06.2015 [Электронный ресурс] URL:
https://meduza.io/feature/2015/06/03/gvozd-mozol-zanoza
2 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) [Электронный ресурс] URL: http://constrf.ru/ (Дата обращения 15.07.2015)
3 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. / Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987.
4 Danmarks Riges Grundlov af 5. juni 1953 [Электронный ресурс] URL:
https://da.wikisource.org/wiki/Danmarks_Riges_Grundlov_af_5._juni_1953
5 Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland. / Ein Service des Bundesministeriums der Justiz und fur Verbraucherschutz in Zusammenarbeit mit der juris GmbH — www.juris.de [Электронный ресурс] URL: http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/gg/gesamt.pdf
6 Preambule de la Constitution du 27 octobre 1946 [Электронный ресурс] URL: http://www.assemblee-nationale.fr/connaissance/constitution.asp
7 Vanderbeke, B. Das lasst sich andern. Munchen, Zurich: Piper, 2011. — 146 s.
8 The OECD Gender Data Portal. Expected years in education from age 5 through age 39, by sex [Электронный ресурс] URL: http://www.oecd.org/gender/data/education.htm
Ссылки
9 Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1857- 1858 годов). // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1958. Т 12. — 879 с.
10 Нечаев А.В. Онтология одиночества. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. — 282 с.
11 Нечаев А.В. Желания и ожидания: социально-философский взгляд. // Социальные явления — журнал международных исследований. 2015. № 3. С. 10 — 22
12 Ожидания социальные // Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. С. 454-455
13 North, Douglass C. Institutions and Economic Growth: An Historical Introduction. // World Development, Vol. 17, No. 9, 1989. p. 1319 — 1332.
14 Patzelt W. Transzendenz, politische Ordnung und beider Konstruktion. // Die Machbarkeit politischer Ordnung: Transzendenz und Konstruktion. Werner J. Patzelt (Hrsg.). Transcript Verlag, 2014. S. 9 — 42.
31