Славецкая Н.С., Тумарова Т.Г. МЕСТО РОССИИ В ПАРАДИГМЕ ВОДОРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Аннотация. В статье рассматриваются перспективы России в сфере водородной энергетики, связанные с усилением важности климатической повестки и трендом на декарбонизацию экономик. Классифицированы основные стимулы и препятствия для формирования водородной энергетики в России и в мире, проведен критический анализ конкурентных преимуществ России на формирующемся рынке водорода.
Ключевые слова. Водородная энергетика, экспорт, газовый рынок, декарбонизация.
Slavetskaya N.S., Tumarova T.G. RUSSIA'S PLACE IN THE PARADIGM OF HYDROGEN ENERGY
Abstract. The article examines the prospects for Russia in the field of hydrogen energy associated with the growing importance of the climate agenda and the trend towards decarbonization of economies. The main incentives and obstacles for the formation of hydrogen energy in Russia and in the world are classified, a critical analysis of Russia's competitive advantages in the emerging hydrogen market is carried out.
Keywords. Hydrogen energy, export, gas market, decarbonization
Введение
За последний год усилилась важность климатической повестки для участников мирового энергетического рынка, что привело к принятию ими решений о значительных сокращениях выбросов углекислого газа в атмосферу. Глобальное изменение климата из-за эмиссии углекислого газа вызывает большие опасения в обществе и приводит к его экологической трансформации. Активная декарбонизация экономики стран ЕС, а именно - газовой отрасли, создает новые направления для сотрудничества России и ЕС в этой сфере. Вполне возможно, что сотрудничество будет основано не только на поставках СПГ, но также на совместных разработках и использовании технологий. Например, возможно сотрудничество в производстве и использовании чистого водорода, который производят из российского природного газа, поставляемого по газотранспортным системам.
В целях уменьшения роста глобальной среднегодовой температуры к 2100 г. более чем на 2 градуса от доиндустриального уровня, в 2015 году было принято Парижское соглашение, которое затрагивает и нефтегазовую отрасль. В августе 2021 года климатическая группа ООН опубликовала доклад об изменении климата, которое однозначно связано с технологической деятельностью. Нефтегазовые компании обладают необходимым потенциалом для изучения, исследования и решения проблем, связанных с эмиссией парниковых газов, в то время как экономический спад, связанный с пандемией,
ГРНТИ 06.51.65
© Славецкая Н.С., Тумарова Т.Г., 2021
Нина Степановна Славецкая - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Татьяна Гельцевна Тумарова- кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Славецкая Н.С): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 30/32 (191023, Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 25.11.2021.
только усилил понимание того, что нужно направить усилия на борьбу с глобальным потеплением, делая декарбонизацию основным фокусом.
Актуальность обсуждения энергоперехода и водорода как энергоносителя обуславливается такими факторами, как усиление важности заботы о климате (крупные потребители российского газа заявили о планах по углеродной нейтральности в 2050-2060 гг.), изменение мирового энергетического баланса в пользу возобновляемых источников энергии соразмерно поддержанию целей устойчивого развития. Потенциально Россия может в переходе к климатически нейтральной экономике выиграть - добиться снижения зависимости от экспорта ископаемого топлива, декарбонизации промышленности и транспортного сектора, повышения энергоэффективности и энергосбережения.
Ключевой становится проблема: могут ли конкурентные преимущества России как крупнейшего производителя и экспортера природного газа быть конвертированы в преимущества в рамках программы водородной энергетики, учитывая, что для производства чистого водорода в 75% нужен природный газ. Материалы и методы
При проведении исследования в качестве исходных данных были использованы Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, план мероприятий («дорожная карта») по развитию водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года, Концепция развития водородной энергетики до 2050 года, инициатива Чистая энергетика (водород и ВИЭ) [1, 2, 3]. Проблематика энергоперехода и применения водорода на сегодняшний момент - основная в законотворчестве стран, концепции развития водородной энергетики приняты в ЕС, Германии. Основными методами исследования являются критический и сравнительный анализ.
Результаты и их обсуждение
Обнародованные Евросоюзом индикаторы по сохранению климата Fit for 55 (снижение к 2030 году выбросов углекислого газа не менее чем на 55% по сравнению с уровнем 1990 года), с одной стороны, создают вызовы и угрозы перспективам экспорта трубопроводного российского газа в страны ЕС, однако, с другой стороны, могут быть перспективны новые формы сотрудничества сторон по водороду из российского природного газа [4].
Водород в энергетике используется уже более 100 лет, но не получил широкого развития до сегодняшнего момента, одной из причин этого является требуемое большое количество электроэнергии при электролизе воды, одном из способов извлечения водорода. Водород может быть использован как носитель для накопления электроэнергии, выработанной на ветровых и солнечных электростанциях. Именно это обстоятельство - развитие ВИЭ (доля 40% к 2030 году) в Европе с нестабильной генерацией электроэнергии в зависимости от погодных условий - заставляет в поиске систем накопителей электроэнергии опираться на так называемый «зеленый» водород, производимый на базе ВИЭ.
Основные преимущества водородной энергетики связаны с надеждами, что массовый переход от углеводородов к водороду позволит значительно сократить выбросы углекислого газа и сгладить пики от производства энергии от ВИЭ, но в практической масштабной реализации можно выделить препятствия к достижению этих результатов. Основные барьеры к процветанию водородной энергетики можно разделить на группы:
• технологические (недостаточная готовность технологий производства и использования водорода, хранения и транспортировки водорода, в том числе технологий улавливания, хранения, транспортировки и использования углекислого газа, отсутствие транспортной инфраструктуры, значительные энергетические затраты для хранения водорода);
• рыночные (высокая стоимость водорода, отсутствие внутреннего спроса на водород, высокая степень неопределенности формирования глобального рынка водорода, ограниченность нормативно-правовой базы и несовершенство национальной системы стандартизации и сертификации для этого товара);
• финансовые (большой объем инвестиций в исследования и разработки в области водородных технологий, неразвитость института государственно-частного партнерства, необходимость разработки мер поддержки и налоговых стимулов).
Основные стимулы для развития водородной энергетики также можно разделить на:
• рыночные (удержание текущих рынков сбыта (Европа, Китай) и перспективы выхода на новые -Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, наличие потенциального спроса на водород, активизация инновационной и инвестиционной деятельности, диверсификация энергетических активов - в сторону увеличения доли ВИЭ);
• технологические (декарбонизация энергетического сектора, транспорта и др. отраслей);
• финансовые (отказ инвесторов, таких как Goldman Sachs, Deutsche Bank и др. финансировать проекты в нефтегазовой сфере, сокращение инвестиционных планов нефтегазовыми корпорациями, такими как Eni, PetroChina, Equinor и др., призыв Международного энергетического агентства (МЭА) отказаться от разведки и разработки, инвестиций в новые месторождения нефти и газа, чтобы справиться с глобальным потеплением, что затрудняет привлечение международного финансирования внутренних нефтегазовых проектов).
Неизвестной величиной на сегодняшний момент остаются темпы внедрения водородной энергетики. Согласно Концепции развития водородной энергетики России, первый этап распространяется на 3,5 года и связан с созданием кластеров и реализацией пилотных проектов по производству и экспорту водорода, также планируется старт применения водородных энергоносителей на внутреннем рынке. Следующие этапы, до 2035 и до 2050 годов, направлены на открытие крупных производств, ориентированных на экспорт и серийное применение водородных технологий в разных сферах - от нефтехимии до ЖКХ.
К факторам, которые могут повлиять на темпы развития водородной энергетики, можно отнести: рентабельность экологически чистого водорода в сокращении выбросов CO2 по сравнению с другими мерами, такими как электрификация, скорость развития технологий, поддерживающих водород и конкурирующие энергоносители, глобальное изменение климата и качество воздуха, контроль и оценка объемов выбросов парниковых газов, цены на электроэнергию, получаемые за счет газа или ВИЭ, формирование нормативно-правовой среды производства, транспортировки и хранения водорода.
В концепции развития водородной энергетики выделены конкурентные преимущества России как потенциального экспортера водорода, на основе предложенных критериев можно увидеть, насколько эти преимущества обусловлены позициями России на газовом рынке (см. табл.).
Таблица
Сравнение конкурентных преимуществ России как экспортера природного газа и водорода
Критерий Конкурентные преимущества России как экспортера газа Конкурентные преимущества России при потенциальном экспорте водорода
Формирование цепочек поставок Сложившаяся экспортная газовая инфраструктура, развитая логистика, наличие достаточного количества ПХГ, устойчивая система распределения Возможность использования имеющейся газотранспортной системы для экспорта водорода
Наличие энергетического потенциала/ресурсной базы Значительная ресурсная база Наличие достаточного энергетического потенциала для производства водорода
Наличие договоров на поставку энергоносителя Существует портфель долгосрочных договоров с ключевыми потребителями Отсутствуют, но круг потребителей тот же
Наличие спроса на энергоноситель Снижается за рубежом Возрастает за рубежом
Забота о выбросах парниковых газов На минимальном уровне На максимальном уровне
Механизм формирования справедливой цены на энергоноситель На газовых хабах (конкурентное ценообразование) или с привязкой к нефтепродуктам Не существует, но Россия может заявить о своем бенчмарке
Часть преимуществ России как экспортера природного газа может быть переналажена на «водородные рельсы», как, например, Северный поток-2 может быть использован и для транспортировки водорода, рыночная инфраструктура торговли водородом скорее всего будет скопирована с рынка
природного газа. Отчасти это можно заметить также по тому, что выделенные в концепции водородной энергетики водородные кластеры - Северно-Западный (для поставки водорода в Европу), Арктический и Восточный (для поставок в страны Азии) - географически накладываются на потенциальные газовые хабы в России с главной задачей - ориентацией на экспорт. Такая схема дает надежду на то, что формирование цены на водород будет происходить на территории на нашей страны, что усилит позиции России как игрока на мировом рынке водорода. Это также сможет повлиять на формирование мирового рынка водорода: где именно будет производиться водород (ближе к месту добычи газа, на границе с потенциальными потребителями) и на какие расстояния он будет транспортироваться.
Заключение
Подводя итог рассмотрению проблемы, отметим, что нами предложена классификация основных стимулов и препятствий для формирования водородной энергетики в России и в мире на технологические, финансовые и рыночные. Проведен критический анализ конкурентных преимуществ России на формирующемся рынке водорода по таким критериям, как формирование цепочек поставок, наличие ресурсной базы, спроса и долгосрочных договоров на поставку энергоносителей, забота о выбросах парниковых газов, механизм формирования справедливой цены на энергоноситель, который позволяет судить о том, что Россия может удержать свои позиции ключевого игрока в водородной энергетике.
На основании анализа препятствий, стимулов и факторов, определяющих скорость развития водородной энергетики, можно сделать вывод, что последняя в России в первую очередь будет стимулироваться не столько приоритетом национальной климатической политики, сколько динамичной реализацией водородных стратегий на потенциальных экспортных рынках, так как конкурентоспособность национальной экономики, а также ее энергетическая безопасность подкреплены значительными резервами и объемами производства природного газа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 2634-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010220027 (дата обращения 25.10.2021).
2. Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006110003 (дата обращения 25.10.2021).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 г. № 2816-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110070028?index=4&rangeSize=1 (дата обращения 25.10.2021).
4. Европейский Совет Европейского Союза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consilium.eu-ropa.eu/en/policies/green-deal/eu-plan-for-a-green-transition (дата обращения 25.10.2021).