Научная статья на тему 'Место России в классификации социокультурных типов общества'

Место России в классификации социокультурных типов общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
396
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВА / ВОСТОЧНЫЙ ТИП СОЦИАЛИЗАЦИИ / ЗАПАДНЫЙ ТИП СОЦИАЛИЗАЦИИ / MENTALITY / SOCIAL AND CULTURAL TYPES OF SOCIETY / ORIENTAL TYPE OF SOCIALIZATION / WESTERN TYPE OF SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Якимова Ольга Сергеевна

В статье исследуются особенности социокультурных типов общества и место России в этой классификации. Актуальность написания статьи обусловлена размышлением о двух наиболее значительных в истории человечества ценностных парадигмах восточной и западной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mentality in the context of sociocultural types of society

The article deals with the peculiarities of sociocultural types of society and the place of Russia in this classification. The topicality of article writing is caused by the reflection of the two most significant in the history of mankind value paradigms Eastern and Western.

Текст научной работы на тему «Место России в классификации социокультурных типов общества»

запреты, причем не только запреты свободно обсуждать, но даже запреты формулировать некоторые проблемы. Примером является концепция физического релятивизма, а более узко - теория относительности. Запрет на критику этой теории - печальная реальность современного этапа развития науки. Аргументация запретов проста: проблемы, поднимаемые критиками, давно решены, и публикаций на эту тему уже нет, потому что они не актуальны. При этом не принимается во внимание то обстоятельство, что публикаций нет не из-за отсутствия возражений, а из-за запрета такие материалы публиковать.

В понимание феномена научных запретов большой вклад внес Т. Кун. Парадигма, по Куну, - это не только научный, но одновременно и социальнопсихологический феномен [7]. Факт принятия конкретной научной парадигмы научным сообществом рационально необъясним, его нельзя однозначно обосновать логическими или методологическими соображениями. Стать членом научного сообщества можно лишь тогда, когда ты принял (на уровне веры) и освоил его парадигму. Чувство единства в научных сообществах продиктовано общностью ценностей. Именно таковым сегодня является сообщество космологов, а единство их взглядов, вероисповедальных по своей природе, даже получило свое название - «космический конкорданс» [8].

Таким образом, наука должна быть объективна и безличностна в своих выводах. На практике же ученые чаще всего отстаивают не истину, а свои личные или групповые интересы. По этой причине над наукой должна быть метанаука, и такой метанаукой может быть философия, которая могла бы указать физику пределы его полномочий. Могла бы,

но сегодня не может. Приходится констатировать, что философских трудов масштаба «Материализм и эмпириокритицизм» сегодня нет, а эту работу Ленина почти 70 лет физики нашей страны цитировали, но рецептам ее чаще всего не следовали.

Философия науки может и обязана быть не только обоснователем и систематизатором, но и путеводителем для частных наук. Но для этого она должна быть материалистической, не догматической, компетентной. Кроме того, философия науки должна перейти от состояния академической «политкорректности» к состоянию научной борьбы. Это возможно только в условиях свободы дискуссий.

Библиографический список

1. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. Физика в поисках самых фундаментальных законов природы. - М.: Изд-во ЛКИ/URSS, 2008. -С. 131-149.

2. Гинзбург В.Л. О теории относительности. -М.: Наука, 1979. - 240 с.

3. Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. -М.: Алгоритм, 2002. - 256 с.

4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критич. заметки об одной реакционной философии. - М.: Политиздат, 1969. - 302 с.

5. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. - М.: Гардарики, 2008. - 384 с.

6. Попов МА. В защиту квантового идеализма // Успехи физических наук. - 2003. - № 12. - С. 13821384.

7. Кун Т. Структура научных революций. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 605 с.

8. Чернин А.Д. Космический вакуум // Успехи физических наук. - 2001. - № 11. - С. 1153-1175.

УДК 800.8

Якимова Ольга Сергеевна

Красноярский государственный аграрный университет

yakimo va 83@mail. т

МЕСТО РОССИИ В КЛАССИФИКАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТИПОВ ОБЩЕСТВА

В статье исследуются особенности социокультурных типов общества и место России в этой классификации. Актуальность написания статьи обусловлена размышлением о двух наиболее значительных в истории человечества ценностных парадигмах - восточной и западной.

Ключевые слова: менталитет, социокультурные типы общества, восточный тип социализации, западный тип социализации.

Менталитет как объект исследования разнообразен по своей структуре и содержанию. Его основные компоненты не только заложены в человеке на генном уровне, но и формируются в течение всей жизни под влиянием воспитания, общества, государственной идеологии, истории, культуры и других факторов. Менталитет - это глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания, включающий бессознательное. Он содержит в себе совокупность

установок индивида или социальной группы действовать, мыслить и воспринимать мир определённым образом [2, с. 218].

Менталитет имеет своё основание в социокультурных традициях и ценностных образцах исторического прошлого народа. Его характерная черта -инертность. Он изменяется медленнее, чем социально-политические и экономические условия или господствующие формы общественного сознания. По своей природе он оказывает хотя и малоосозна-

© Якимова О.С., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 3, 2012

31

ваемое, но достаточно сильное влияние на социальное бытие, в том числе и официальную идеологию. Историческая обусловленность менталитета означает, что менталитет не может быть насильно навязан народу извне или изнутри, а формируется естественным путём, порождается исторически возникшей совокупностью природно-географических, этнических, геополитических и других особенностей.

Менталитет у русского человека особый, и, принимая то или иное решение в плане развития страны, нельзя этого не учитывать. Иногда западные инновации, сформированные по принципам существования не коллективистского, а индивидуалистического типа общества, перенесенные на русскую землю, приводят к неожиданным последствиям.

Обратимся к истории и вспомним период отмены крепостного права в России. Русские реформаторы, ориентировавшиеся на Европу, где крепостной зависимости не было, рассчитывали, что ответной реакцией уставшего и измученного русского народа будет только благодарность. Но оказалось, что крестьянин совсем не привык к самостоятельности и личной свободе. В результате разбогатели лишь единицы, а остальные не смогли найти своё место в жизни, и даже были случаи, когда люди просили своего бывшего хозяина взять их обратно [2, с. 220].

Вспомним нововведение второй половины XIX века - суд присяжных, пришедший к нам из Англии, где он успешно существовал. Как писал Ф.М. Достоевский, число оправдательных приговоров значительно выросло, и российский суд никак нельзя было назвать объективным. Так, англичанин, принимавший участие в суде присяжных, ощущал себя гражданином своей страны и осознавал всю ответственность перед обществом за принятое решение. Он считал, что свободный человек ответствен за свои поступки и за совершенное преступление обязательно должен понести наказание. Русские же присяжные выносили решение не с точки зрения гражданина, а опираясь на свои личные представления о добре и зле. Они, например, могли оправдать виновного, потому что «его среда заела». В России человек не был вполне свободен, а значит, не мог нести полной ответственности за свои поступки [4, с. 320].

Объяснение причин поведения людей и социальных групп влиянием менталитета и ментальностью стало в последнее время весьма распространенным среди ученых, политиков и публицистов. Эти понятия используются как новомодные термины с весьма неопределенным содержанием, хотя и ориентирующим на некие особенности личностного и группового сознания и поведения людей. Философское и культурологическое понимание менталитета применительно к цивилизациям, нациям, классам и социальным слоям фактически делает

его тождественным массовому и групповому сознанию.

На сегодняшний день является актуальным сравнивать западные и восточные стили мышления. Типичное отличие западных и восточных теорий - это атомизм и холизм. Для западного человека, претендующего на свою субъектность, атомизм дает уверенность во власти над миром. Восточному человеку странно исходить в понимании природы из отдельных маленьких элементов. Он всегда ощущает присутствие невидимого целого, к чему он причастен. Строение социальных систем и деятельности очень разные в восточных и западных странах, а образ мира формируется благодаря деятельности в определенных социальных рамках, мышление развивается как способ решения противоречий, возникающих в системе образа мира.

В закрытых культурах более поощряются строгие нормы и правила поведения, открытые культуры способствуют формированию раскрепощенного поведения. В индивидуалистических культурах в оценке поведения этносубъекты полагаются на норму справедливости, а коллективистские культуры признают в большей степени норму равенства. В российской, коллективистской культуре существует разграничение понятий «закон» и «мораль», а в западных, индивидуалистических культурах эти понятия слиты воедино. В индивидуалистических культурах принята норма добровольности в выборе взаимности, а в коллективистских -норма обязательной взаимности в отношениях.

В любом обществе существуют правила, формально нигде не закрепленные. Это нормы морали, обычаи, традиции. Они связаны с господствующим в обществе представлением о добре и зле, складываются в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. Правила такого рода составляют основу ментальности населения, в свою очередь тесно связанной со стилем его повседневной жизни. Поведенческие стереотипы личности в значительной степени формируются под влиянием быта.

Выделим стандартные формы социального поведения, которые заимствованы из прошлого и называются традициями и обычаями, и так же, как устойчивые особенности поведения индивида, называются чертами его личности. Типовое поведение, характерное для представителей конкретной общности, позволяет описать черты национального или общественного характера, складывающиеся в национальный или социальный тип, который в упрощенном и схематизированном виде предстает как классовый или этнический стереотип.

Относясь к когнитивной сфере личности, менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, выражаясь, прежде всего, в стереотипах поведения,

32

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 3, 2012

к которым тесно примыкают стереотипы принятия решений, означающие на деле выбор одной из поведенческих альтернатив. Ментальность нации определяет те особенности ее цивилизации, которые являются ключевыми в сравнении ее с другими нациями.

Различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, которые выражают способ существования каждой личности. Например, каждая из двух наиболее значительных в истории человечества ценностных парадигм - восточная и западная - отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего общества.

Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство справедливости, искренности, человечности, уважения к родителям и старшим. Особое место в процессе социализации личности принадлежит здесь семье, а само общество рассматривается как большая семья. Главная установка при воспитании и социализации индивида делается не на изменение мира, а на изменение себя, на самосовершенствование. В восточном обществе на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм.

Для западной традиции характерным является противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей над общественными. В соответствии с этим социализация личности здесь связывается, прежде всего, с изменением социальной среды. На современном этапе в западной культуре на первом плане выступают такие ценности, как индивидуальность, эффективность, первенство, деньги, агрессивность, равенство женщин с мужчинами в обществе [3, с. 95].

Учитывая вышеизложенные традиции, можно предположить, что социализация личности русского общества должна быть связана с усвоением как тех, так и других ценностей. Дело здесь не только в евразийском характере нашей страны, но и принципе коллективизма (общности, соборности), который укоренён в традиционных ценностях нашей жизни и в народном менталитете. Многие мыслители полагают, что для более успешной социализации русского человека нам необходимо усвоить и некоторые принципы индивидуализма, но только не

в смысле эгоизма, а в значении утверждения индивидуальности, активности и самостоятельности личности. Только в случае диалектического единства ценностей коллективизма и индивидуализма можно говорить о наиболее благоприятных условиях развития личности [6, с. 154].

Чему отдать предпочтение: личности или социальной среде, - сложный вопрос. Автор поддерживает точку зрения о том, что следует изменять и себя, и социальную среду, мир. Ведь личность, постоянно подстраивающаяся под социальную среду, приспосабливающаяся к ней, обречена на конформистское поведение. Абсолютизация же ценностей индивидуализма ведёт к отчуждению личности от общества. В каждом типе культуры существуют свои достоинства и недостатки. Задачу российского общества автор статьи видит в том, чтобы на основе русской культуры, русских традиций и русского менталитета аккумулировать то лучшее, что имеется в западном и в восточном типах культуры.

Библиографический список

1. Андреев А.Л. Россия и Европа: культурно-психологическая дистанция глазами социолога // Общественные науки и современность. - 2003. -№ 3. - С. 96-106.

2. Бороноев А.О. Национальный характер и особенности развития России: механизм сопряжения // Регионология. - 2001. - №2. - С. 206-226.

3. Веселова В.В. Менталитет американского общества и гуманистическая парадигма образования и воспитания // Педагогика. - 1999. - № 8. -С. 91-99.

4. Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения: пер. с англ. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 548 с.: ил.

5. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия: опыт экспертного исследования российского и американского менталитета. -М.: Флинта, 1999. - 602 с.

6. Кознова И.Е. Проблемы российского самосознания // Вопросы философии. - 2007. - № 6. -С. 151-158.

7. Мосалев Б.Г. Социокультурные границы менталитета // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2004. - № 1. -С. 44-56.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2012

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.