ИССЛЕДОВАНИЕ
Смолякова Н.В.
1 Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Место реинжиниринга бизнес-процессов в инновационном
менеджменте банка
АННОТАЦИЯ:
В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием концепции реинжиниринга бизнес-процессов как одного из направлений инновационного менеджмента. Показана взаимосвязь реинжиниринга с основными видами менеджмента, определена его роль и место в инновационной деятельности банка. Подчеркивается необходимость проведения реинжиниринга для оптимизации управления бизнес-процессами коммерческого банка.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: реинжиниринг бизнес-процессов, инновационный менеджмент, антикризисное управление, стратегический менеджмент, коммерческий банк, оптимизация
JEL: G32, Н12, О31 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Смолякова Н.В. Место реинжиниринга бизнес-процессов в инновационном менеджменте банка // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 137-148. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/83/
Смолякова Наталья Викторовна, аспирант кафедры экономического анализа, статистики и финансов Кубанского государственного университета, г. Краснодар (natalia.smolyakova@mail.ru)
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 04.12.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.01.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
http://www.creativeconomy.ru/iournals/index.php/ce/article/view/83/
(с) Смолякова Н.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND
(http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Metadata in English is available.
For detailed information, please, visit
http://en.creativeconomy.ru/joumals/index.php/ce/article/view/83/
На современном этапе развития банковского сектора РФ коммерческие банки вынуждены функционировать в условиях изменяющихся потребностей рынка, постоянного технологического совершенствования и высокой межбанковской конкуренции. В связи с этим создание гибкой, оперативно реагирующей на динамично меняющуюся экономическую ситуацию системы управления бизнес-процессами становится ключевым источником повышения эффективности банковского бизнеса. Одним из методов совершенствования бизнес-процессов, повышения качества управления и, как следствие, прибыли выступает применение реинжиниринга в практике работы коммерческого банка.
Мировой финансовый кризис 2008 года показал несостоятельность применяемых методов управления. Среди основных проблем банковского менеджмента можно выделить следующие:
1) отсутствие системного комплексного подхода в управлении банковской деятельности;
2) слабо развита система делегирования полномочий и корпоративная культура банков;
3) недостаточное внимание уделяется вопросам развития персонала, оценки человеческого капитала и деловой репутации;
4) отсутствие эффективной системы вовлечения банковских служащих в процесс управления банком и, как следствие, низкая заинтересованность сотрудников в результатах своей деятельности;
5) недостаток квалифицированных специалистов в сфере банковского менеджмента;
6) ориентация на решение текущих задач, а определению общей стратегии и дальнейшего развития банка не уделяется должного внимания;
7) нерациональное распределение полномочий сотрудников
банка.
Таким образом, проблема оптимизации бизнес-процессов банка с помощью реинжиниринга становится особенно актуальной, поскольку ее решение позволит не только предотвратить возникновение негативных тенденций в его развитии, но и будет способствовать повышению общей эффективности коммерческого банка.
Что такое реинжиниринг?
За последние годы интерес к проблеме реинжиниринга бизнес-процессов предприятия значительно вырос как со стороны отечественных, так и зарубежных ученых, что выражается в заметном росте числа публикаций, посвященных данной проблематике. Этот факт служит еще одним подтверждением актуальности выбранной темы исследования.
Однако, несмотря на многочисленность научных работ, посвященных вопросам управления бизнес-процессами организации, реинжиниринг коммерческого банка как вид инновационной деятельности по созданию новой модели бизнес-процессов или ее кардинальной перестройке является еще недостаточно проработанной сферой научного знания. Этот факт определил пути настоящего исследования, его цели и задачи.
Увеличение объемов бизнеса, диверсификация банковских продуктов и усиление межбанковской конкуренции требуют не просто совершенствования выполнения отдельных операций, а коренного изменения - реинжиниринг бизнес-процессов. В связи с этим успешное освоение технологий реинжиниринга выступает решающим фактором в достижении значительных конкурентных преимуществ в сфере управления коммерческим банком.
Пол Х. Аллен [1] определяет реинжиниринг как полную реорганизацию бизнеса, которая требует осознания того, что новая технологическое развитие и конкурентная среда требуют принципиально иного способа ведения дел, а не просто достижения поставленных задач лучше и быстрее.
По мнению И.Н. Рыковой, реинжиниринг - это моделирование банковского бизнеса для получения максимальной прибыли путем повышения качества услуг, мотивации персонала, снижение затрат путем агрессивного внедрения информационных процессов и полного удовлетворения запросов потребителей банковских услуг [7].
Авторы не зря выделяют решающую роль реинжиниринговых процессов для устойчивого развития банковской системы, поскольку зачастую на решение экономических и технологических задач уходит драгоценное время, которое можно было бы затратить на повышение качества обслуживания и развития информационных технологий, позволяющих снизить затраты на обслуживание одного клиента. Реинжиниринг предполагает комплексное моделирование и
перепроектирование существующих бизнес-процессов кредитной организации, приводящее к сокращению времени выполнения банковских операций, увеличению производительности труда и оптимизации численности персонала.
Центральной категорией реинжиниринга выступает понятие «бизнес-процесс». Анализ экономической литературы показал, что большинство авторов связывают данный термин с устойчивой, целенаправленной совокупностью взаимосвязанных видов деятельности, в результате которой создается продукт, представляющий ценность для потребителя [3, 17]. Таким образом, авторы подчеркивают ориентацию организации бизнес-процесса на получение конечного результата и удовлетворение потребностей клиента, а не на выполнение отдельных функций.
Следует отметить, что часто в экономической литературе, посвященной проблеме управления бизнес-процессами организации, такие понятия как «реинжиниринг», «реорганизация» и «реструктуризация» используются в качестве синонимов, что не совсем верно: реинжиниринг значительно шире перечисленных понятий и характеризуется наибольшей стоимостью проекта, рискованностью, трудоемкостью и масштабностью. Реинжиниринг бизнес-процессов составляет основу управленческих инноваций наряду с такими современными методами управления как система менеджмента качества, сбалансированная система показателей, процессное и проектное управление.
Реинжиниринг банка
К основным направлениям реинжиниринга бизнес-процессов коммерческого банка можно отнести следующие мероприятия:
— структуризация бизнес-процессов;
— стандартизация однотипных этапов и функций;
— перераспределение ответственности между исполнителями;
— включение в бизнес-процессы функций, обеспечивающих формирование первичных данных, необходимых для вычисления ключевых показателей деятельности;
— оптимизация количества функций контроля;
— сокращение времени выполнения бизнес-процессов за счет исключения избыточных и дублирующих функций.
Чтобы определить, какую роль реинжиниринг играет в инновационном менеджменте, рассмотрим, как между собой соотносятся основные виды менеджмента (см. рис. 1).
Рисунок 1. Взаимосвязь реинжиниринга банковских процессов с видами менеджмента
Направленность реинжиниринга на создание новых бизнес-процессов, операций и продуктов, их реализацию и продвижение позволяет рассматривать его как направление инновационного менеджмента. Учитывая радикальный характер осуществляемых изменений, можно утверждать, что реинжиниринг представляет собой деятельность по перестройке бизнес-процессов организации на основе производства и реализации инноваций.
Под инновацией в банковской сфере обычно понимают нововведение, предполагающее значительное изменение технологий осуществления банковского бизнеса, способное дать преимущества кредитной организации. С этой точки зрения понятие «банковские инновации» схоже с реинжинирингом, который также предусматривает кардинальные преобразования существующей модели управления. Также эти категории объединяет и тот факт, что они связаны с высоким уровнем риска и процентом неудач в практике их проведения. В связи с этим важным элементом успеха как реинжиниринга, так и инновационной деятельности банка выступает организация эффективного управления рисками.
Сравнение видов менеджмента
Подробное содержание основных направлений менеджмента раскрыто в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ видов менеджмента
Приз-
наки Реинжиниринг Инновационный Стратегический Антикризисное
сравнения бизнес-процессов менеджмент менеджмент управление
Фундамен-
тальное Управление,
переосмысление определенным
и радикальное Вид или сфера образом
перепроектирова Процесс управления нововведениями, основанного на применении присущих менеджменту принципов и деятельности по предвидящее
¡и ние бизнес-процессов для достижения резких, управлению, состоящий в реализации выбранных опасность кризиса, предусматривающ ее анализ ее симптомов, меры
£ и 1—' скачкообразных улучшений в основных показателях деятельности перспективных целей через осуществление изменений в организации [4, по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его
функций [11, с 3]
компании, таких, с 9] факторов для
как стоимость, последующего
качество, услуги и развития [2, с. 96]
темпы [10, с. 27]
Целостное и
системное
моделирование,
создание новых
бизнес-процессов Обеспечение Разработка Диагностика,
на основе долговременного стратегии, предупреждение,
коренной функционирован укрепление нейтрализация и
перестройки ия предприятия положения предотвращение
существующих, на основе организации в кризисных
N сокращение рациональной отрасли и явлений и их
сроков организации повышение причин на всех
реализации инновационных конкурентоспо- уровнях
потребностей процессов собности экономики
клиентов,
повышение
качества их
обслуживания
Принцип Ранняя
целесообраз- диагностика
ности, радикаль- кризисных
а ности измене- Принцип явлений,
1 ний, экономи- Принцип единства, оперативность и
£ РЛ ческой выгоды, комплексности и непрерывности, адекватность
участия, объек- перманентности гибкости и реагирования,
тивной ориентированности, цен-трализации/децен трализации точности полное использование внутренних возможностей
II Бизнес-процессы Инновационные процессы Внешнее окружение Социально-экономическая
организации система
1 g Щ Методы анализа, моделирования, бенчмаркинг, методика Lean и Six Sigma, анализ фрагментарности, трудоемкости и Методы: анализа, прогнозирования, исследования операций, стратегического Методы анализа, прогнозирования, статистические методы, корреляционно-регрессионный Методы анализа, прогнозирования, моделирования, реструктуризация, методы анализа риска, экспертных оценок, маркетинговые исследования, статистические методы
1 ю длительности процесса, анализ матрицы распределения маркетинга и тактического ценообразования анализ, методы анализа неопределенности и риска
ответственности
В результате анализа рассмотренных выше видов менеджмента можно выделить следующие особенности реинжиниринга:
1) ориентация на значительное повышение эффективности, конкурентоспособности, финансовой устойчивости и основных показателей деятельности организации совпадает с целями и задачами стратегического управления;
2) создание и внедрение совершенно новой модели бизнес-процессов позволяет рассматривать реинжиниринг как инструмент инновационного менеджмента;
3) как один из возможных методов вывода организации из кризисного состояния, реинжиниринг выступает в качестве приема антикризисного управления;
4) использование информационных технологий для упрощения радикальных преобразований;
5) ориентация на повышение общей эффективности бизнес-процесса, а не совершенствование отдельных его частей означает, что основой реинжиниринга является процессный подход к управлению;
6) высокий уровень риска, трудоемкости и стоимости проведения реинжиниринговых процедур.
Последовательность этапов проведения реинжиниринга бизнес-процессов
Немаловажным вопросом в изучении реинжиниринга бизнес-процессов коммерческого банка выступает рассмотрение последовательности этапов его проведения, что представлено на рисунке 2.
Таким образом, реинжиниринг начинается с комплексного анализа организации, определения сильных и слабых сторон ее деятельности, выявления бизнес-процессов, нуждающихся в преобразованиях. За этим следует постановка стратегических целей и тактических задач дальнейшего развития организации, формирование общего плана действий. При этом первые два этапа могут выполняться параллельно. Затем на основе анализа и моделирования существующих бизнес-процессов создается новая модель ведения бизнеса. Завершающим этапом реинжиниринга выступает внедрение разработанного проекта с организацией последующего контроля за его выполнением. В результате данных мероприятий разрабатывается новая модель управления бизнес-процессами и происходит переход предприятия к непрерывному совершенствованию.
Рисунок 2. Этапы проведения реинжиниринга бизнес-процессов
Применение реинжиниринга целесообразно не только организациям, находящимся в трудном финансовом состоянии, но и тем предприятиям, которые хотят повысить свою конкурентоспособность и
добиться наилучших результатов с помощью внедрения новой, более совершенной системы управления. Залогом успешного проведения реинжиниринга является включение всех сотрудников организации в процесс перепроектирования, поскольку именно заинтересованность персонала в кардинальных преобразованиях во многом определяет эффективность реинжиниринговых процедур.
Ключевым элементом осуществления реинжиниринговых процедур выступает оценка эффективности усовершенствованных бизнес-процессов, которая базируется на расчете экономического эффекта от проведенных мероприятий. Одним из основных критериев экономической эффективности реинжиниринга бизнес-процессов является снижение затрат живого труда. Результатом может быть сокращение штатной численности персонала при тех же значениях объемных показателей (клиентская база, кредитный портфель и т д.), либо рост количества операций без увеличения численности персонала. Оценка эффективности реинжиниринга бизнес-процессов банка может проводиться с использованием показателей КР1, которые отражены на рисунке 3.
Заключение
1. На основе проведенного исследования можно утверждать, что реинжиниринг бизнес-процессов - это направление инновационного менеджмента, основанное на принципах процессного подхода и характеризующееся коренными преобразованиями существующей модели управления с целью значительного улучшения как отдельных показателей деятельности, так и эффективности функционирования банка в целом.
2. Подход к оптимизации бизнес-процессов банка с точки зрения их реинжиниринга позволяет добиться существенного повышения качества менеджмента, своевременного выявления сильных и слабых сторон, достигнуть значительных конкурентных преимуществ.
Рисунок 3. Система показателей КР1 коммерческого банка
ИСТОЧНИКИ:
1. Аллен Пол Х. Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха. — М.: Альпина
Паблишер, 2002. — 272 с.
2. Антикризисное управление: Учебник. / Под ред. Э.М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2009.
— 620 с. — (Высшее образование).
3. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление. — М.:
ИНФРА-М, 2012. — 319 с.
4. Мищенко Л.Я. Стратегический менеджмент: Учебник. — Краснодар: Кубанский
государственный университет, 2013. — 309 с.
5. Назипов Д.А. От реинжиниринга бизнес-процессов к управлению знаниями в
кредитной организации: Анализ продуктивности информационных систем для бизнеса // Аудит и финансовый анализ. — № 2. — 2008.
6. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 1997. —
336 с.
7. Рыкова И.Н. Реинжиниринговые процессы и их роль в развитии банковского бизнеса //
Финансы и кредит. — № 19 (133). — 2003. — С. 49-52.
8. Силич В.А., Силич М.П. Системные технологии проектирования бизнес-процессов:
Учебное пособие. — Томск: ТПУ, 2000. — 108 с.
9. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие. — М.: МЭСИ, 2004. —
116 с.
10. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. —
СПб: Манн, Иванов и Фербер, 2006. — 287 с.
11. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2006.
— 384 с.