Научная статья на тему 'Место реинжиниринга бизнес-процессов в инновационном менеджменте банка'

Место реинжиниринга бизнес-процессов в инновационном менеджменте банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
839
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / BUSINESS PROCESS REENGINEERING / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / INNOVATION MANAGEMENT / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CRISIS MANAGEMENT / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / STRATEGIC MANAGEMENT / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / COMMERCIAL BANK / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смолякова Наталья Викторовна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием концепции реинжиниринга бизнес-процессов как одного из направлений инновационного менеджмента. Показана взаимосвязь реинжиниринга с основными видами менеджмента, определена его роль и место в инновационной деятельности банка. Подчеркивается необходимость проведения реинжиниринга для оптимизации управления бизнес-процессами коммерческого банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place of Business Process Reengineering in the Innovative Management of a Bank

The article examines the issues related to the development of a business process reengineering concept as one of the innovation management areas. The author demonstrates the interrelation of reengineering with the main types of management, defines its role and place in the innovation activities of a bank. She emphasizes the need for reengineering in order to optimize business process management of a commercial bank.

Текст научной работы на тему «Место реинжиниринга бизнес-процессов в инновационном менеджменте банка»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Смолякова Н.В.

1 Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Место реинжиниринга бизнес-процессов в инновационном

менеджменте банка

АННОТАЦИЯ:

В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием концепции реинжиниринга бизнес-процессов как одного из направлений инновационного менеджмента. Показана взаимосвязь реинжиниринга с основными видами менеджмента, определена его роль и место в инновационной деятельности банка. Подчеркивается необходимость проведения реинжиниринга для оптимизации управления бизнес-процессами коммерческого банка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: реинжиниринг бизнес-процессов, инновационный менеджмент, антикризисное управление, стратегический менеджмент, коммерческий банк, оптимизация

JEL: G32, Н12, О31 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Смолякова Н.В. Место реинжиниринга бизнес-процессов в инновационном менеджменте банка // Креативная экономика. — 2015. — № 1 (97). — с. 137-148. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/83/

Смолякова Наталья Викторовна, аспирант кафедры экономического анализа, статистики и финансов Кубанского государственного университета, г. Краснодар (natalia.smolyakova@mail.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 04.12.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.01.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://www.creativeconomy.ru/iournals/index.php/ce/article/view/83/

(с) Смолякова Н.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND

(http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Metadata in English is available.

For detailed information, please, visit

http://en.creativeconomy.ru/joumals/index.php/ce/article/view/83/

На современном этапе развития банковского сектора РФ коммерческие банки вынуждены функционировать в условиях изменяющихся потребностей рынка, постоянного технологического совершенствования и высокой межбанковской конкуренции. В связи с этим создание гибкой, оперативно реагирующей на динамично меняющуюся экономическую ситуацию системы управления бизнес-процессами становится ключевым источником повышения эффективности банковского бизнеса. Одним из методов совершенствования бизнес-процессов, повышения качества управления и, как следствие, прибыли выступает применение реинжиниринга в практике работы коммерческого банка.

Мировой финансовый кризис 2008 года показал несостоятельность применяемых методов управления. Среди основных проблем банковского менеджмента можно выделить следующие:

1) отсутствие системного комплексного подхода в управлении банковской деятельности;

2) слабо развита система делегирования полномочий и корпоративная культура банков;

3) недостаточное внимание уделяется вопросам развития персонала, оценки человеческого капитала и деловой репутации;

4) отсутствие эффективной системы вовлечения банковских служащих в процесс управления банком и, как следствие, низкая заинтересованность сотрудников в результатах своей деятельности;

5) недостаток квалифицированных специалистов в сфере банковского менеджмента;

6) ориентация на решение текущих задач, а определению общей стратегии и дальнейшего развития банка не уделяется должного внимания;

7) нерациональное распределение полномочий сотрудников

банка.

Таким образом, проблема оптимизации бизнес-процессов банка с помощью реинжиниринга становится особенно актуальной, поскольку ее решение позволит не только предотвратить возникновение негативных тенденций в его развитии, но и будет способствовать повышению общей эффективности коммерческого банка.

Что такое реинжиниринг?

За последние годы интерес к проблеме реинжиниринга бизнес-процессов предприятия значительно вырос как со стороны отечественных, так и зарубежных ученых, что выражается в заметном росте числа публикаций, посвященных данной проблематике. Этот факт служит еще одним подтверждением актуальности выбранной темы исследования.

Однако, несмотря на многочисленность научных работ, посвященных вопросам управления бизнес-процессами организации, реинжиниринг коммерческого банка как вид инновационной деятельности по созданию новой модели бизнес-процессов или ее кардинальной перестройке является еще недостаточно проработанной сферой научного знания. Этот факт определил пути настоящего исследования, его цели и задачи.

Увеличение объемов бизнеса, диверсификация банковских продуктов и усиление межбанковской конкуренции требуют не просто совершенствования выполнения отдельных операций, а коренного изменения - реинжиниринг бизнес-процессов. В связи с этим успешное освоение технологий реинжиниринга выступает решающим фактором в достижении значительных конкурентных преимуществ в сфере управления коммерческим банком.

Пол Х. Аллен [1] определяет реинжиниринг как полную реорганизацию бизнеса, которая требует осознания того, что новая технологическое развитие и конкурентная среда требуют принципиально иного способа ведения дел, а не просто достижения поставленных задач лучше и быстрее.

По мнению И.Н. Рыковой, реинжиниринг - это моделирование банковского бизнеса для получения максимальной прибыли путем повышения качества услуг, мотивации персонала, снижение затрат путем агрессивного внедрения информационных процессов и полного удовлетворения запросов потребителей банковских услуг [7].

Авторы не зря выделяют решающую роль реинжиниринговых процессов для устойчивого развития банковской системы, поскольку зачастую на решение экономических и технологических задач уходит драгоценное время, которое можно было бы затратить на повышение качества обслуживания и развития информационных технологий, позволяющих снизить затраты на обслуживание одного клиента. Реинжиниринг предполагает комплексное моделирование и

перепроектирование существующих бизнес-процессов кредитной организации, приводящее к сокращению времени выполнения банковских операций, увеличению производительности труда и оптимизации численности персонала.

Центральной категорией реинжиниринга выступает понятие «бизнес-процесс». Анализ экономической литературы показал, что большинство авторов связывают данный термин с устойчивой, целенаправленной совокупностью взаимосвязанных видов деятельности, в результате которой создается продукт, представляющий ценность для потребителя [3, 17]. Таким образом, авторы подчеркивают ориентацию организации бизнес-процесса на получение конечного результата и удовлетворение потребностей клиента, а не на выполнение отдельных функций.

Следует отметить, что часто в экономической литературе, посвященной проблеме управления бизнес-процессами организации, такие понятия как «реинжиниринг», «реорганизация» и «реструктуризация» используются в качестве синонимов, что не совсем верно: реинжиниринг значительно шире перечисленных понятий и характеризуется наибольшей стоимостью проекта, рискованностью, трудоемкостью и масштабностью. Реинжиниринг бизнес-процессов составляет основу управленческих инноваций наряду с такими современными методами управления как система менеджмента качества, сбалансированная система показателей, процессное и проектное управление.

Реинжиниринг банка

К основным направлениям реинжиниринга бизнес-процессов коммерческого банка можно отнести следующие мероприятия:

— структуризация бизнес-процессов;

— стандартизация однотипных этапов и функций;

— перераспределение ответственности между исполнителями;

— включение в бизнес-процессы функций, обеспечивающих формирование первичных данных, необходимых для вычисления ключевых показателей деятельности;

— оптимизация количества функций контроля;

— сокращение времени выполнения бизнес-процессов за счет исключения избыточных и дублирующих функций.

Чтобы определить, какую роль реинжиниринг играет в инновационном менеджменте, рассмотрим, как между собой соотносятся основные виды менеджмента (см. рис. 1).

Рисунок 1. Взаимосвязь реинжиниринга банковских процессов с видами менеджмента

Направленность реинжиниринга на создание новых бизнес-процессов, операций и продуктов, их реализацию и продвижение позволяет рассматривать его как направление инновационного менеджмента. Учитывая радикальный характер осуществляемых изменений, можно утверждать, что реинжиниринг представляет собой деятельность по перестройке бизнес-процессов организации на основе производства и реализации инноваций.

Под инновацией в банковской сфере обычно понимают нововведение, предполагающее значительное изменение технологий осуществления банковского бизнеса, способное дать преимущества кредитной организации. С этой точки зрения понятие «банковские инновации» схоже с реинжинирингом, который также предусматривает кардинальные преобразования существующей модели управления. Также эти категории объединяет и тот факт, что они связаны с высоким уровнем риска и процентом неудач в практике их проведения. В связи с этим важным элементом успеха как реинжиниринга, так и инновационной деятельности банка выступает организация эффективного управления рисками.

Сравнение видов менеджмента

Подробное содержание основных направлений менеджмента раскрыто в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ видов менеджмента

Приз-

наки Реинжиниринг Инновационный Стратегический Антикризисное

сравнения бизнес-процессов менеджмент менеджмент управление

Фундамен-

тальное Управление,

переосмысление определенным

и радикальное Вид или сфера образом

перепроектирова Процесс управления нововведениями, основанного на применении присущих менеджменту принципов и деятельности по предвидящее

¡и ние бизнес-процессов для достижения резких, управлению, состоящий в реализации выбранных опасность кризиса, предусматривающ ее анализ ее симптомов, меры

£ и 1—' скачкообразных улучшений в основных показателях деятельности перспективных целей через осуществление изменений в организации [4, по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его

функций [11, с 3]

компании, таких, с 9] факторов для

как стоимость, последующего

качество, услуги и развития [2, с. 96]

темпы [10, с. 27]

Целостное и

системное

моделирование,

создание новых

бизнес-процессов Обеспечение Разработка Диагностика,

на основе долговременного стратегии, предупреждение,

коренной функционирован укрепление нейтрализация и

перестройки ия предприятия положения предотвращение

существующих, на основе организации в кризисных

N сокращение рациональной отрасли и явлений и их

сроков организации повышение причин на всех

реализации инновационных конкурентоспо- уровнях

потребностей процессов собности экономики

клиентов,

повышение

качества их

обслуживания

Принцип Ранняя

целесообраз- диагностика

ности, радикаль- кризисных

а ности измене- Принцип явлений,

1 ний, экономи- Принцип единства, оперативность и

£ РЛ ческой выгоды, комплексности и непрерывности, адекватность

участия, объек- перманентности гибкости и реагирования,

тивной ориентированности, цен-трализации/децен трализации точности полное использование внутренних возможностей

II Бизнес-процессы Инновационные процессы Внешнее окружение Социально-экономическая

организации система

1 g Щ Методы анализа, моделирования, бенчмаркинг, методика Lean и Six Sigma, анализ фрагментарности, трудоемкости и Методы: анализа, прогнозирования, исследования операций, стратегического Методы анализа, прогнозирования, статистические методы, корреляционно-регрессионный Методы анализа, прогнозирования, моделирования, реструктуризация, методы анализа риска, экспертных оценок, маркетинговые исследования, статистические методы

1 ю длительности процесса, анализ матрицы распределения маркетинга и тактического ценообразования анализ, методы анализа неопределенности и риска

ответственности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате анализа рассмотренных выше видов менеджмента можно выделить следующие особенности реинжиниринга:

1) ориентация на значительное повышение эффективности, конкурентоспособности, финансовой устойчивости и основных показателей деятельности организации совпадает с целями и задачами стратегического управления;

2) создание и внедрение совершенно новой модели бизнес-процессов позволяет рассматривать реинжиниринг как инструмент инновационного менеджмента;

3) как один из возможных методов вывода организации из кризисного состояния, реинжиниринг выступает в качестве приема антикризисного управления;

4) использование информационных технологий для упрощения радикальных преобразований;

5) ориентация на повышение общей эффективности бизнес-процесса, а не совершенствование отдельных его частей означает, что основой реинжиниринга является процессный подход к управлению;

6) высокий уровень риска, трудоемкости и стоимости проведения реинжиниринговых процедур.

Последовательность этапов проведения реинжиниринга бизнес-процессов

Немаловажным вопросом в изучении реинжиниринга бизнес-процессов коммерческого банка выступает рассмотрение последовательности этапов его проведения, что представлено на рисунке 2.

Таким образом, реинжиниринг начинается с комплексного анализа организации, определения сильных и слабых сторон ее деятельности, выявления бизнес-процессов, нуждающихся в преобразованиях. За этим следует постановка стратегических целей и тактических задач дальнейшего развития организации, формирование общего плана действий. При этом первые два этапа могут выполняться параллельно. Затем на основе анализа и моделирования существующих бизнес-процессов создается новая модель ведения бизнеса. Завершающим этапом реинжиниринга выступает внедрение разработанного проекта с организацией последующего контроля за его выполнением. В результате данных мероприятий разрабатывается новая модель управления бизнес-процессами и происходит переход предприятия к непрерывному совершенствованию.

Рисунок 2. Этапы проведения реинжиниринга бизнес-процессов

Применение реинжиниринга целесообразно не только организациям, находящимся в трудном финансовом состоянии, но и тем предприятиям, которые хотят повысить свою конкурентоспособность и

добиться наилучших результатов с помощью внедрения новой, более совершенной системы управления. Залогом успешного проведения реинжиниринга является включение всех сотрудников организации в процесс перепроектирования, поскольку именно заинтересованность персонала в кардинальных преобразованиях во многом определяет эффективность реинжиниринговых процедур.

Ключевым элементом осуществления реинжиниринговых процедур выступает оценка эффективности усовершенствованных бизнес-процессов, которая базируется на расчете экономического эффекта от проведенных мероприятий. Одним из основных критериев экономической эффективности реинжиниринга бизнес-процессов является снижение затрат живого труда. Результатом может быть сокращение штатной численности персонала при тех же значениях объемных показателей (клиентская база, кредитный портфель и т д.), либо рост количества операций без увеличения численности персонала. Оценка эффективности реинжиниринга бизнес-процессов банка может проводиться с использованием показателей КР1, которые отражены на рисунке 3.

Заключение

1. На основе проведенного исследования можно утверждать, что реинжиниринг бизнес-процессов - это направление инновационного менеджмента, основанное на принципах процессного подхода и характеризующееся коренными преобразованиями существующей модели управления с целью значительного улучшения как отдельных показателей деятельности, так и эффективности функционирования банка в целом.

2. Подход к оптимизации бизнес-процессов банка с точки зрения их реинжиниринга позволяет добиться существенного повышения качества менеджмента, своевременного выявления сильных и слабых сторон, достигнуть значительных конкурентных преимуществ.

Рисунок 3. Система показателей КР1 коммерческого банка

ИСТОЧНИКИ:

1. Аллен Пол Х. Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха. — М.: Альпина

Паблишер, 2002. — 272 с.

2. Антикризисное управление: Учебник. / Под ред. Э.М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2009.

— 620 с. — (Высшее образование).

3. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление. — М.:

ИНФРА-М, 2012. — 319 с.

4. Мищенко Л.Я. Стратегический менеджмент: Учебник. — Краснодар: Кубанский

государственный университет, 2013. — 309 с.

5. Назипов Д.А. От реинжиниринга бизнес-процессов к управлению знаниями в

кредитной организации: Анализ продуктивности информационных систем для бизнеса // Аудит и финансовый анализ. — № 2. — 2008.

6. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 1997. —

336 с.

7. Рыкова И.Н. Реинжиниринговые процессы и их роль в развитии банковского бизнеса //

Финансы и кредит. — № 19 (133). — 2003. — С. 49-52.

8. Силич В.А., Силич М.П. Системные технологии проектирования бизнес-процессов:

Учебное пособие. — Томск: ТПУ, 2000. — 108 с.

9. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие. — М.: МЭСИ, 2004. —

116 с.

10. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. —

СПб: Манн, Иванов и Фербер, 2006. — 287 с.

11. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2006.

— 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.