Научная статья на тему 'МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1202
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Президент Российской Федерации / статус Президента России / система органов государственной власти / исполнительная ветвь власти / законодательная ветвь власти / глава государства.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлов Станислав Юрьевич, Хизриев Руслан Хасайнович

Актуальным вопросом на сегодняшний день остается роль главы государства, т.е. Президента Российской Федерации, его место в системе всего равенства трех ветвей власти. Также вызывает интерес тенденция усиления роли Президента во взаимоотношениях с иными органами государственной власти – Правительством, Государственной думой и органами исполнительной власти различных уровней. Авторы выявляют ряд проблем, связанных с местом Президента России в системе высших органов государственной власти и разделения властей, а также в целом отмечают спорность теории о принадлежности Президента и его полномочий к системе органов исполнительной власти, так как данная дилемма остается актуальной и на сегодняшний день, а вопрос о принадлежности открытым и дискуссионным, в силу положений статей 10 и 80 Конституции Российской Федерации1, содержание которых не является исчерпывающим. Целью написания данной статьи является определение роли Президента в системе органов государственной власти. Выявлена необходимость нормативного закрепления роли и функций Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

ПАВЛОВ Станислав Юрьевич,

к.ю.н., доцент кафедры финансового и административного права Института права Уфимского университета

науки и технологий, email: sta227@yandex.ru SPIN-код: 3827-5141, AuthorlD: 530132

ХИЗРИЕВ Руслан Хасайнович,

студент 1 курса магистратуры кафедры финансового и административного права Института права Уфимского университета

науки и технологий, email: khizriev2104@yandex.ru

МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация. Актуальным вопросом на сегодняшний день остается роль главы государства, т.е. Президента Российской Федерации, его место в системе всего равенства трех ветвей власти. Также вызывает интерес тенденция усиления роли Президента во взаимоотношениях с иными органами государственной власти - Правительством, Государственной думой и органами исполнительной власти различных уровней. Авторы выявляют ряд проблем, связанных с местом Президента России в системе высших органов государственной власти и разделения властей, а также в целом отмечают спорность теории о принадлежности Президента и его полномочий к системе органов исполнительной власти, так как данная дилемма остается актуальной и на сегодняшний день, а вопрос о принадлежности открытым и дискуссионным, в силу положений статей 10 и 80 Конституции Российской Федерации1, содержание которых не является исчерпывающим.

Целью написания данной статьи является определение роли Президента в системе органов государственной власти. Выявлена необходимость нормативного закрепления роли и функций Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.

Ключевые слова: Президент Российской Федерации; статус Президента России; система органов государственной власти; исполнительная ветвь власти; законодательная ветвь власти; глава государства.

PAVLOV Stanislav Yuryevich,

Ph.D., Associate Professor, Department of Financial and Administrative

Law Institute of Law of Ufa University science and technology

KHIZRIEV Ruslan Khasainovich,

student of 1 year of master's degree in the department financial and administrative law Ufa University Law Institute science and technology

PLACE OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF STATE AUTHORITIES

I Annotation. The relevant issue today remains the role of the head of state, i.e. the President of the Russian Federation, his place in the system of all equality of the three branches of govern-

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.12.2022)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-74-77 NIION: 2018-0076-5/23-306 MOSURED: 77/27-023-2023-5-306

ment. Also of interest is the tendency to strengthen the role of the President in relations with other government bodies - the Government, the State Duma and executive authorities of various levels. The authors identify a number of problems related to the place of the President of Russia in the system of higher bodies of state power and separation of powers, as well as generally note the contro-versiality of the theory about the belonging of the President and his powers to the system of executive bodies, since this dilemma remains relevant today, and the question of belonging to the open and debatable, by virtue of the provisions of articles 10 and 80 of the Constitution of the Russian Federation, the content of which is not exhaustive.

The purpose of this article is to determine the role of the President in the system of state authorities. The need for normative consolidation of the role and functions of the President of the Russian Federation in the system of state authorities has been identified.

Key words: President of the Russian Federation; the status of the President of Russia; the system of state authorities; executive branch; legislative branch; head of state.

Актуальность темы научной статьи обусловлена тем, что Президент Российской Федер а ции является главой нашего государства, в котором действует принцип разделения властей на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, при этом статус Президента до сих пор остается дискуссионным, ввиду отсутствия прямого указания в законах на отнесение его к той или иной ветви власти, хотя его законные полномочия довольно широки и разнообразны [1, с. 59].

Вопросы президентской власти в системе органов государственной власти России и соотношение между ней и конституционным принципом разделения властей также интересны в свете поправок, внесенных Законом Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О поправке к Конституции Российской Федерации»1.

Для начала стоит рассмотреть институт разделения властей в конституционном праве. Он предполагает под собой правовую доктрину и реализуемый н а практике политический институт, подразумевающий распределение государственной власти между независимыми друг от друга, но при этом у р авновешивающими и контролирующими друг д руга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Первоначально формируется н о рма поведения и создается закон, регулирующий те или иные общественные отношения, данная деятельность является законодательной, затем идет правоприменительный процесс, зако н применяется к индивидуально-определенным отношениям, данная стадия реализуется испол н ительной ветвью власти, в случае нарушения предписанных правил поведения, применяется судебная ветвь власти для восстановления нарушенных прав и наказания нарушителя.

1 Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 № 1-ФКЗ «О совершенствован и и регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронн ы й ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.12.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

Президент Российской Федерации является главой государства, который обладает своим уникальным правовым статусом, он не является органом государственной власти, однако имеет государственно-властные полномочия.

Современно е законодательство предусматривает модель «сильного главы государства», т.е. занимающего важнейшую и ключевую роль в системе публичной власти, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства:

1) Президент Российской Федерации избирается народом, его полномочия производны от власти народа, который делегирует Президенту исполнение государственных функций [2, с. 352];

2) только Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимоде й ствие всех иных органов государственной в л асти, как федеральных, так и на уровне субъектов (ст. 80, 85 Конституции Российской Федерации). Конституционная реформа 2020 г. усилила роль главы государства, так как его задачи распространились на всю систему публичной власти;

3) он имеет достаточно широкие полномочия в отношени и Федерального Собрания. Так, он может вносить законопроекты, подлежащие рассмотрению в первоочередном порядке. Сюда же можно отнести наличие у Президента Российской Федерации права вето;

4) у Президента Российской Федерации есть возможности правотворчества по вопросам собственного ведения, а также в определенных пределах зако н отворчества, т.е. принятия указов, которые в отсутствие законов регулируют общественные о т ношения, составляющие предмет закона, и действуют до тех пор, пока не появится соответствующий закон;

5) он имеет особо широкие полномочия в отношении П равительства Российской Федерации, которое можно назвать «президентским правительство м ». Об этом свидетельствует то, что он, в соответствии с п. «б» ст. 83 Конституции Российской Федерации, руководит Правительством, в

том числе я вляется председательствующим на его заседаниях. Кроме того, именно он осуществляет форм и рование Правительства, пусть и совместно с Парламентом;

6) наконец, нужно отметить, что система федеральны х органов исполнительной власти устанавлив а ется именно Президентом Российской Федерации, также, как отмечалось ранее, он является ее руководителем. Так как по ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации исполнительную власть образуют не только федеральные, но и региональные органы власти, из этого следует, что Президент осуществляет общее руководство исполнительной властью и на уровне регионов, если речь и дет о совместном ведении России и субъектов Российской Федерации [3, с. 29].

Исходя из вышеперечисленного, явно видно, что в системе органов государственной власти Российской Федерации Президент занимает особое место. Он обладает довольно широкими полномочиями во всех сферах государственной власти. Именн о это и позволяет ему продуктивно выполнять функции высшего должностного лица государства [4, с. 152].

Стоит отметить, что Президент Российской Федерации обладает большим влиянием на законодательную ветвь власти. Однако он не может относиться к законодательной ветви власти, потому что он самостоятельно не формирует законопроект, он обладает только правом законодательной инициативы и может выдвигать предложения по созданию законопроекта, который будет рассматривать Государственная Дума. Президента Российской Федерации можно больше отнести к исполнительной ветви власти, так как он руководит в сей системой исполнительных органов, при этом большинство функций, закрепленных в Конституции Российской Федерации, относятся имен н о к исполнительной ветви власти. Касательно судебной ветви власти, можно вспомнить о том, что Президент Российской Федерации может осуществить акт помилования заключенного, однако акт помилования не является актом правосудия , поэтому отнесение главы государства к судебной власти невозможно.

Президента Российской Федерации «вывели» за пределы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти для того, чтобы он эффективно выполнял арбитражные, посреднические функции между органами государственной власти этих ветвей.

Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что президентская власть как конституционная д ействительность и публично-правовая реальность является самостоятельной ветвью власти, в том числе включающей в себя органы власти «вн е системы» относительно действую-

щего конституционного принципа разделения властей [5, с. 36]. Видна необходимость в юридическом закреплении данного института в ст. 10 Конституции Российской Федерации.

Не должно быть функций главы государства, никак не регламентированных законом. При этом вместо того, чтобы отражать все без исключения функции Пр е зидента Российской Федерации в Конституции, более целесообразно отразить их в самостояте л ьном нормативно-правовом акте, посвященно м исключительно главе государства (например, в Федеральном законе «О статусе Президента Российской Федерации»).

Принятие п о добного закона позволит, во-первых, отразить полный круг функций и полномочий Президента Российской Федерации, а также детализировать те из них, которые сейчас не урегулированы. Во-вторых, разграничить деятельность г лавы государства от других органов власти, избежав так называемых «скрытых полномочий», которыми фактически владеет Президент Российской Федерации. В-третьих, это позволит уточнить и другие элементы правового статуса главы госу д арства, например, его ответственность.

Список литературы:

[1] Монох В.О. Проблемы совершенствования конституционно-правового статуса главы российского государства // Конституционализация отраслевого законодательства Российской Федерации. - 2022. С. 58-66.

[2] Вахромова И.А., Поздеев А.В. Полномочия Президента в органах исполнительной власти // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2020. - № 1-2. С. 352-355.

[3] Введенская В.В. Система органов государственной исполнительной власти, структура системы и структура органа государственной исполнительной власти: теоретико-методологический аспект // Вопросы российского и международного права. - 2020. - № 7-1. С. 26-36.

[4] Филатенкова М.С., Живогляд А.О. К вопросу о месте Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти // Теория и практика модернизации научной деятельности в условиях цифровизации. - 2021. С. 151-153.

[5] Исмаилова Х.Ч. Президентская власть -как самостоятельная ветвь власти - конституционная и публично-правовая реальность // Государственная власть и местное самоуправление. -2022. - № 5. С. 33-37.

Spisok literatury:

[1] Monoh V.O. Problemy sovershenstvovaniya konstitucionno-pravovogo statusa glavy rossijskogo

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

gosudarstva // Konstitucionalizaciya otraslevogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2022. S. 58-66.

[2] Vahromova I.A., Pozdeev A.V. Polnomo-chiya Prezidenta v organah ispolnitel'noj vlasti // Nauka XXI veka: aktual'nye napravleniya razvitiya. -2020. - № 1-2. S. 352-355.

[3] Vvedenskaya V.V. Sistema organov gosu-darstvennoj ispolnitel'noj vlasti, struktura sistemy i struktura organa gosudarstvennoj ispolnitel'noj vlasti: teoretiko-metodologicheskij aspekt // Voprosy rossi-

jskogo i mezhdunarodnogo prava. - 2020. - № 7-1. S. 26-36.

[4] Filatenkova M.S., ZHivoglyad A.O. K voprosu o meste Prezidenta Rossijskoj Federacii v sisteme organov gosudarstvennoj vlasti // Teoriya i praktika modernizacii nauchnoj deyatel'nosti v usloviyah cifrovizacii. - 2021. S. 151-153.

[5] Ismailova H.CH. Prezidentskaya vlast' - kak samostoyatel'naya vetv' vlasti - konstitucionnaya i publichno-pravovaya real'nost' // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2022. - № 5. S. 33-37.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.