Федорова C.B. Место права на проведение публичных мероприятий в системе права
Федорова Светлана Валерьевна Fedorova Svetlana Valeryevna
старший преподаватель-методист учебного отдела, адъюнкт
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) senior tutor of the study department, postgraduate
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Место права на проведение публичных мероприятий в системе права Place the right implementation in meetings in the legal system
В статье подвергаются анализу подходы к определению роли и места права на проведение публичньых мероприятий в системе российского права.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, право на проведение публичных мероприятий, институт права.
In this article author analyses different scientific views on the issue of place of the right implementation in meetings in the system of Russian law.
Keywords: the rights and freedoms of the individual, the right implementation in meetings, institute of law.
Процесс развития системы права происходит вследствие изменений общественных отношений. Усиление значимости общественных отношений неизменно влечет за собой создание новых структурных частей системы права [1, с. 21].
В результате многократных массовых политических выступлений граждан России, начавшихся после выборов в Государственную думу VI созыва, остро встал вопрос регламентации права граждан России на организацию и проведение публичных мероприятий. Несмотря на последовавшее затем внесение некоторых изменений в федеральное законодательство, регулирующее проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований [2], острота проблемы не снята, она требует комплексного подхода и разрешения [3].
Право легитимного давления на власть путем проведения различных публичных акций закреплено в отечественном законодательстве с 1905 года по настоящее время.
Еще в законодательстве Российской империи появляются нормы, устанавливающие ответственность за проведение несанкционированных властью собраний (например, в Артикуле Воинском 1715 г (арт. 133—138), Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (ст. 351—352), Уголовном уложении 1903 г. (гл. 5)). Ссылаться на эти нормы, как на подтверждение гарантии права на собрания в указанный период [4, с. 15], не представляется возможным, так как в Артикуле Воинском указанные нормы охраняли отношения, направленные на охрану общественного порядка, в уложениях — отношения, направленные на охрану порядка управления.
В период с 1905 до 1917 года принимаются первые законодательные акты, содержащие нормативно-правовые предписания реализации права на собрания:
1. Правила о применении и введении в действие Учреждения Государственной думы и Положения о выборах в Государственную думу (18 сентября 1905 г).
2. Указ «Об установлении временных мер в дополнение действующих постановлений о собраниях» (12 октября 1905 г).
3. Циркуляр Министерства внутренних дел (14 октября 1905 г).
4. Манифест об усовершенствовании государственного порядка (17 октября 1905 г).
5. Указ «О временных правилах о собраниях» (4 марта 1906 г).
Но нельзя не согласиться с Т.М. Калининой, которая считает, что «конституционно-правовое закрепление основных прав и свобод, не будучи одновременно оснащенным эффективным механизмом защиты этих прав, становится не более чем популистской декларацией» [5, с. 70]. Действительно, права человека только тогда превращаются в реальную ценность, когда они надежно гарантированы и защищены [6, с. 9]. Правительственная власть с ее неуловимыми критериями «видов правительства», «дозволенного и недозволенного», «преступного и неприступного» в период с 1905 по 1917 год оставалась высшей судьей в сфере свобод [7, с. 98]. Таким образом, в указанный период норма, регулирующая право на собрания, является первичным элементом в системе права.
В советский период конституционно закрепляется право граждан РСФСР на собрания, шествия и пикетирования. Норма права логически включена в конституционный институт прав и свобод человека и гражданина (прав и обязанностей граждан).
После принятия Конституции 1993 года в Российской Федерации последовал отдельный нормативный правовой акт, появление которого некоторыми учеными расценивается как создание нового правового института. В настоящее время ученые-отраслевики (особенно специалисты в области конституционного права) повсеместно называют право на проведение публичных мероприятий институтом права и даже комплексным институтом права [8; 9]. По их мнению, указанный комплексный правовой институт, объединяя нормы различных отраслей права (международного, конституционного, уголовного, административного, трудового, муниципального и даже семейного), регулирует различные аспекты реализации права на проведение публичных мероприятий.
В современной литературе при обосновании выделения бесчисленного количества правовых институтов в конституционном праве часто ссылаются на Ю.А. Тихомирова, который предложил следующую классификацию конституционных институтов [10, с. 139—140]:
— общие, головные конституционные институты. К ним, например, относятся институты общественного устройства, гражданства, государственного устройства, избирательной системы, государственных органов. Эти институты являются первичным членением структуры Конституции, они характеризуются наибольшей степенью обобщения, самым широким охватом норм и глубиной содержания. В них концентрируются все остальные конституционные институты;
— сложные правовые институты. Например, головной институт государственных органов включает в себя институт высших органов государственной власти, институт местных органов государственной власти, институт народного контроля и др. Сложные институты охватывают небольшие группы норм, характеризующих, например, определенные виды прав и обязанностей граждан;
— одноэлементные институты включают конституционные нормы, отличающиеся устойчивостью и взаимосвязанностью и не имеющие иных подразделений. Ю.А. Тихомиров утверждает, что такие институты обладают ярко выраженной индивидуальностью и наиболее подвижны и изменчивы.
К сожалению, Ю .А. Тихомиров не приводит примеров одноэлементных институтов и не уточняет, какие именно виды прав и обязанностей относит к сложным правовым институтам. Сложный (или комплексный) институт права должен представлять собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, и регулировать родственные общественные отношения (например институт собственности). Но в этом контексте очень легко
перейти от вопроса комплексности права к вопросу комплексности законодательства.
Однозначно Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не является комплексным нормативным правовым актом, так как регулирует общественные отношения реализации права на проведение публичных мероприятий, которые относятся к конституционной отрасли права.
С точки зрения иерархических структурных образований в систему законодательства современной России, регламентирующего право на проведение публичных мероприятий, входят следующие правовые предписания:
— Конституция РФ (ст. 17, 18, 45, 46, 55, 56, 64);
— Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и федеральные законы, вносившие в него изменения;
— общепризнанные принципы и нормы международного права.
Отнести нормы уголовного или административного законодательства к вышеприведенной структуре не представляется возможным.
Вернемся к вопросу о комплексности права на проведение публичных мероприятий. Правовой институт должен обеспечивать системное, законченное регулирование отношений [11, с. 49]. С.С. Алексеев указывает, что «правовой институт есть основа отрасли права, первичное, самостоятельное, структурное подразделение отрасли, первая и наиболее важная ступень в формировании отрасли, где правовые нормы группируются по их юридическому содержанию» [12, с. 119]. По нашему мнению, таким структурным образованием в системе конституционной отрасли права является институт прав человека и гражданина, а не институт права на проведение публичных мероприятий.
С.В. Поленина справедливо указывает, что «система права выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих построение и развитие системы законодательства. Формирование системы права есть одновременно выявляемый наукой процесс раскрытия объективно существующих закономерностей общественного развития. При этом научно обоснованная система права тем важнее с точки зрения общественных интересов, чем точнее она отражает объективные закономерности. И именно на это, то есть на достижение максимального соответствия системы права объективной действительности, а не на признание той или иной области общественных отношений самостоятельной отраслью права, и должны быть направлены усилия науки при формировании системы права» [13, с. 406]. Это также справедливо относится к институтам права. Задача исследователей в области права не выделять новые и новые институты права, а выявлять такие закономерности.
Таким образом, правовая норма, регулирующая право на собрания и в последующем право на проведение публичных мероприятий, была и
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2014, № 1 (25)
237
Федорова С.В. Место права на проведение публичных мероприятий в системе права
Федорова С.В. Место права на проведение публичных мероприятий в системе права
остается в системе права нормой права, входящей в институт основных прав и свобод человека и гражданина, который, в свою очередь, включен в конституционную отрасль права (с одним предметом и методом правового регулирования). Нормы права, предусматривающие юридическую ответственность за нарушение законодательства при реализации данного права, не являются элементами комплексного института права на проведение публичных мероприятий, так как имеют иной предмет и метод правового регулирования. Но комплекс норм, регламентирующих проведение публичных мероприятий из конституционной, административной, трудовой и других отраслей права, входит в сферу правового регулирования общественных отношений, в том числе проведения публичных мероприятий.
Примечания
1. Система права, система и систематизация законодательства в правовой системе России: учебное пособие / В.М. Баранов, С.В. Поленина. Н. Новгород, 2002.
2. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: федеральный закон от 8 июня 2012 года № 65-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 24, ст. 3082.
3. О чем свидетельствует активное внесение законопроектов, посвященных вопросам совершенствования законодательства о публичных мероприятиях, на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации. В период с июня 2012 года по настоящее время в парламент внесено семь законодательных инициатив. 11Р1_: http://www.duma.gov.ru/systems/law/?name=%D0»%BC% D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3&sort=date.
4. Колосов И.С. Конституционное право граждан на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования и его реализация в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005.
5. Калинина Т.М. Правозащитная система: опыт зарубежных стран и технико-юридические стандарты международного права // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование.
Н. Новгород, 2001. Т. 2.
6. Анисимов П.В., Папичев Н.В. Правовое регулирование защиты прав человека / под ред. Ф.М. Рудинского. Волгоград, 2003.
7. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: учебник / под общ. ред. Ю.В. Анохина, В.Я. Кикотя. М., 2010.
8. Дмитриев Ю.А. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (постатейный). М., 2012.
9. Яковенко М.А. Конституционное право Российской Федерации на публичное проведение мероприятия: теоретические и практические аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
10. Теоретические основы советской Конституции / отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 1981.
11. Макеева Е.М. Система права Российской Федерации (вопросы теории и практики): дис. . канд. юрид. наук. М., 2006.
12. Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975.
13. Теория государства и права: учебник / под ред. В.К. Бабаева. М., 2004.
Notes
1. Baranov V.M., Polenina S.V. System of law, system and systematization of legislation in the legal system of Russia. Nizhny Novgorod, 2002.
2. Collection of legislative acts of the RF. 2012. № 24, art. 3082.
3. That confirms active introduction of draft laws. URL: http://www.duma.gov.ru/systems/law/?name=%D0»%BC% D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3&sort=date.
4. Kolosov I.S. The constitutional right implementation in meetings and its implementation in subjects of the southern federal district: author’s abstract. candidate of legal sciences. Stavropol, 2005.
5. Kalinina T.M. Legal protection system: the experience of foreign countries and technical legal standards of international law. Nizhny Novgorod, 2001.
6. Anisimov P.V., Papichev N.V. Legal regulation of the protection of human rights / ed. by F.M. Rydinsky. Volgograd, 2003.
7. Ensuring of human rights in law enforcement activity: textbook / ed. by YV. Anohin, V.Y. Kikot’. Moscow, 2010.
8. DmitrievY.A. Commentary to the federal law of June 19, 2004 № 54-FZ. Moscow, 2012.
9. Yakovenko M.A. Constitutional law of the Russian Federation of the right implementation in meetings: author’s abstract. candidate of legal sciences. Moscow, 2012.
10. Theoretical bases of the Soviet Constitution / ed. by B.N. Topornin. Moscow, 1981.
11. Makeeva E.M. The system of law of the Russian Federation: dissertation... candidate of legal sciences. Moscow, 2009.
12. AlekseevS.S. Structure of Soviet law. Moscow, 1975.
13. Theory of state and law: textbook / ed. by V.K. Babaev. Moscow, 2004.