ПРАВО
МЕСТО ОБЫЧАЯ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ПРАВЕ
УДК 340
Масленников Игорь Валерьевич
Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина, магистрант, 1 курс,
Аннотация
Статья посвящена изучению одного из важнейших периодов истории права - обычного права. Особое внимание уделено феномену обычая, имеющего ключевое значение в средневековом праве. Так, изучены самые первые формы права, их особенности и отличительные черты. Проанализирован процесс эволюции обычного права с описанием всех ее этапов.
Ключевые слова: обычное право, обычай, средневековое право, социальные отношения, история права, картулярии, Карл VII.
THE SPOT OF CUSTOM IN MEDIEVAL LAW
Maslennikov Igor' Valer'yevich
Moskow state law university named after O. Ye. Kutafin,
magistrant, 1 kurs [email protected]
Abctract
The article is devoted to the history of one of the representatives of the periods of law -customary law. Particular attention is paid to the phenomenon of custom, expressed as a key value in medieval law. So, the very first forms, their features and peculiarities are investigated. The process of evolution of customary rights is analyzed with a description of all its varieties.
Keywords: customary law, custom, medieval law, social relations, history of law, cartulary, Charles VII.
Первой формой права в истории считается обычное право - свод санкционированных государством неписанных обычаев и ритуалов, которые с течением времени сформировались в обществе в результате постоянного их применения [2, 205].
В средневековой Европе обычное право просуществовало вплоть до XVIII века, а на данный момент считается безвозвратно канувшим в лету. Однако историки и юристы до сих пор изучают проблемы, которые поставил данный вид права. Одна из центральных проблем обычного права в средневековье - гласность. Не вызывает вопросов факт гласности обычаев и законов в первобытном обществе - иная передача информации людям того времени была просто недоступно, ибо письменность еще не зародилась. Однако в средневековье письменность уже была достаточно распространена, чтобы с помощью нее вести законотворческий процесс и письменно регламентировать обычаи и законы, по которым жили люди того времени. И при всем при этом, обычай в средние века все еще продолжал передаваться исключительно из уст в уста [1, с. 72].
Парадоксально то, что в то время, когда существовали картулярии (целые сборники формальных документов - грамоты, завещания, различные акты и т.д.), обычаи, то есть правила, по которым и существовало общество, не были зафиксированы на бумаге. Логично предположить, что эти самые правила при передаче от поколения в поколение подвергались множественным «редакциям» и деформировались.
Среди догадок, почему средневековое сообщество было согласно на существование в такой анархии, наиболее рациональной представляется следующая. То, что принято сегодня называть частным правом, в средние века не являлось частью политической власти государства, то есть отношения между гражданами никак не регламентировались и были обусловлены исключительно социальным давлением, нормами морали и традициями [2, с. 207].
Однако прогресс повлек за собой эволюцию социальных отношений, и система права, построенная на гласности, уже становилась далеко не идеальной. Средневековое общество осознало, что для обеспечения как личной, так и государственной безопасности, необходим формальный свод законов, где будут зарегламентированы права и обязанности каждого человека.
Примечательно, что инициатива закрепить обычай в письменной форме исходила не от государственной власти, а от простых граждан, которые собирали и систематизировали нормы и обычаи, имеющие место быть в их социуме. Первые редакции не имели официального характера [3, с. 90].
Затем, в период централизации и укрепления государства, когда государственные органы стали действительно авторитетной ячейкой общества, а, следовательно, приобрели большее количество обязанностей и прав, власти пришли к выводу, что существовать в режиме анархии подкон-
трольное им общество больше не может и нуждается в создании и соблюдении обязательных для всех норм и правил.
Переломным моментом для средневекового права считается издание указа Карла VII в 1454, в котором французский король объявил, что все обычаи и нормы королевства с этого момента должны составляться официально и в письменном виде [2, с. 210].
Но формализованы были далеко не все обычаи. Юристы того времени считали, что обычай должен носить рациональный характер, то есть не противоречивший каноническому праву и церковному укладу страны.
Фактически можно сказать, что с этого периода времени право в средневековье перестало быть обычным - право потеряло устный характер и теперь обычай соблюдался, как стандартный правовой документ. Однако интересно то, что вплоть до падения королевской власти Франция была разделена на две ча-
сти - «страны обычая» и «страны письменного права», которые осуществляли управление посредством римского права. Обычай имел настолько весомую силу, что, когда король издавал новый закон, каждое свое решение он объяснял существовавшим когда-то древним обычаем.
Следовательно, эпоха обычного права не прошла бесследно для средневековой Европы и является важ-
ным элементомдля полноценного изучениятого периода истории.
Список использованных источников:
1. Колесник И.В. Юридическая технология в обычном праве // ЮП. 2011. №3. С. 7077.
2. Медведева Т.Н. К вопросу о сущности обычного права // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2016. №17. С. 204-215.
3. Сафронова Е. И. Становление обычного права // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. №37. С. 89-96.
© Масленников И.В., 2022