Научная статья на тему 'Место оборонно- промышленного комплекса в обеспечении безопасности страны в современных геополитических условиях'

Место оборонно- промышленного комплекса в обеспечении безопасности страны в современных геополитических условиях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1371
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРЕПЛЕНИЕ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ РОССИИ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / STRENGTHENING RUSSIA''S DEFENSE CAPABILITY / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / NATIONAL DEFENSE / MILITARY SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зарубина Римма Викторовна

Актуальность темы статьи обусловлена возникновением и постепенным нарастанием напряжения в мире. В связи с тем, что укрепились новые центры экономического роста и политического влияния, в мире сложилась новая геополитическая обстановка. В настоящее время одним из основных средств обеспечения национальной безопасности являются вооруженные силы страны и оборонно-промышленный комплекс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topicality of the article is due to the appearance and gradual increase of tension in the world. Due to the fact that strengthened new centers of economic growth and political influence in the world, a new geopolitical situation. Currently one of the main means of ensuring national security is the armed forces of the country and the military-industrial complex.

Текст научной работы на тему «Место оборонно- промышленного комплекса в обеспечении безопасности страны в современных геополитических условиях»

их около 7 тыс. Разумеется, это только те виды деятельности, которые удалось описать, и государством разрешено предать их гласности. Реально их значительно больше. Например, одними только военно-учетными специальностями можно вдвое увеличить "Единый тариф".

Результаты изучения социальной практики позволяют утверждать, что в процессе повышения конкурентоспособности человека на рынке труда должны прямо или косвенно участвовать все без исключения агенты социализации личности: семья и система образования. В семье как основном социальном институте общества человек учится усваивать социальные нормы и ценности, от нее зависит, какую социальную роль и поведение (активное или пассивное) молодой человек изберет в жизни. Система образования позволяет человеку набираться знаний, формирует инициативность, активность, творчество, что во многом предопределяет его поведение на рынке труда.

Трудовая устроенность - это условие стабильного социального порядка, гражданской ответственности и политической активности, патриотизма, сплоченности нации, национальной безопасности и в целом системообразующая социальная ценность капиталистического общества. Рабочее место - самый востребованный (ликвидный) товар. Рациональное трудоустройство человека обусловлено его профессиональной и социально-психологической подготовленностью. Государственные кадровые органы в достаточной степени не используют возможности стратегического проектирования подготовки кадров, работу по поиску, найму, ротации людского трудового потенциала они перекладывают на многочисленные частные кадровые агентства, которые не имеют стратегического плана деятельности, и выполняют лишь тактические задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гостев, А.Н. Мотивация населения России на военную подготовку [Текст] / А.Н. Гостев // Социология образования, 2012. - № 5. - С. 69 -78.

2. Гостев, А.Н. Управление информационно-психологической защитой социальной организации: монография / А.Н. Гостев, Т.С. Демченко. - М.: СГУ, 2013. - 252 с.

3. Гостев, А.Н. Коррупция в системе вузовского образования: проблемы и пути профилактики / А.Н. Гостев, Т.С. Демченко, Е.А. Борисова // Социология образования, 2013. - № 7. - С. 82 - 98.

4. Гостев, А.Н. Проблемы комплектования негосударственных вузов: социально-управленческий аспект / А.Н. Гостев, Т.С. Демченко, Д.Н. Певчев // Социология образования, 2014. - № 1. - С. 42 - 55.

5. Гостев, А.Н., Семенова, В.Г. Отечественные традиции в системе подготовки управленческих кадров института образования / А.Н. Гостев, В.Г. Семенова, В.П. Серикова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2015. - № 1. - С. 204 - 207.

6. Гостев, А.Н., Семенова, В.Г. Студенческое самоуправление: исторические традиции / А.Н. Гостев,

B.Г. Семенова, В.П. Серикова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. -2015. - № 2. - С. 113 - 118.

7. Ткаченко, А.В. Учет национальных и конфессиональных условий в социальном проектировании дополнительного образования молодежи крупного города // Системная психология и социология. - 2013. - № 8. -

C. 110 - 116.

Р.В. Зарубина

МЕСТО ОБОРОННО- ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена возникновением и постепенным нарастанием напряжения в мире. В связи с тем, что укрепились новые центры экономического роста и политического влияния, в мире сложилась новая геополитическая обстановка. В настоящее время одним из основных средств обеспечения национальной безопасности являются вооруженные силы страны и оборонно-промышленный комплекс.

Ключевые слова: укрепление обороноспособности России, оборонно-промышленный комплекс, национальная оборона, обеспечение военной безопасности.

R V. Zarubina

THE PLACE OF THE MILITARY INDUSTRIAL COMPLEX, THE SECURITY OF THE COUNTRY IN THE CURRENT GEOPOLITICAL ENVIRONMENT

Abstract. Topicality of the article is due to the appearance and gradual increase of tension in the world. Due to the fact that strengthened new centers of economic growth and political influence in the world, a new geopolitical situation. Currently one of the main means of ensuring national security is the armed forces of the country and the military-industrial complex.

Keywords: strengthening Russia's defense capability, military-industrial complex, national defense, military security.

В настоящее время в мире идут глобализационные процессы во всех сферах деятельности, которые отличаются высокой динамичностью и взаимозависимостью событий. Глобализация привела к неравномерному развитию стран, а это, в свою очередь, повлекло за собой развитие напряжения в отношениях между странами и увеличение разрыва между уровнем благосостояния стран. Сейчас предметами глобального соперничества являются ценности и модели. Члены международного сообщества стали уязвимы перед вновь возникающими вызовами и угрозами.

Конкурентная борьба за ресурсы может повлечь за собой использование в конфликтах военной силы. Подобное явление может возникнуть и вблизи границ России и стран-союзников. Реальной становится угроза увеличения количества государств, имеющих на вооружении ядерное оружие. Одно из важнейших средств обеспечения национальной безопасности - это вооруженные силы страны и оборонно-промышленный комплекс в целом.

Сегодня, в связи с применением в отношении нашего государства политических санкций, а также внешнеполитической нестабильности актуальным является вопрос об усовершенствовании и укреплении обороноспособности России. В современных условиях главной задачей является своевременное и эффективное перевооружение армии и флота РФ [1].

Стратегической целью национальной обороны является обеспечение военной безопасности с помощью развития и модернизации военной организации страны и ее оборонного потенциала, при этом стоит учитывать материальное обеспечение, которое должно выделяться государством в необходимом объеме. Для повышения уровня безопасности государства в современных условиях необходимо решение задач обеспечения обороноспособности страны, поскольку здесь наиболее велика цена потерь от ошибочных или недостаточно обоснованных решений.

Министерство обороны РФ в феврале 2011 года начало реализацию Государственной программы вооружений на 2011-2020 годы, которая была подписана Президентом РФ в декабре 2010 года. В связи с увеличением перечня вооружения и военной техники нового поколения возникла необходимость в техническом переоснащении предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), а также во внесении некоторых изменений в российское законодательство. Значительно повысилась доля внутренних заказов, они стали превышать экспортные [2, 75-88].

Основным инструментом совершенствования оборонно-промышленного комплекса РФ явилась федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на период до 2020 года». В связи с этим нормативная база, которая регламентирует деятельность ОПК, была основательно пересмотрена и изменена. Не является секретом, что США всерьез заботит вопрос о планах РФ в сфере вооружений. Причем, успешная реализация этих планов из года в год дает возможность нашей стране успешно конкурировать на мировом рынке.

Оборонно-промышленный комплекс и вооруженные силы выступают в качестве одного из главных средств обеспечения национальной безопасности. А национальная безопасность является одной из главнейших потребностей государства и общества. В настоящее время этот вопрос национальной безопасности является актуальным в сфере реализации политических, экономических и духовно-идеологических функций государства. Здесь можно говорить о том, что государство должно уделять внимание развитию оборонно-промышленного комплекса, разработке и производству вооружений и военной техники для повышения уровня научно-технического и военно-технического потенциалов России как великой державы мира. Действия западных стран и США, направленные на изменение баланса вооруженных сил в свою пользу вблизи границы РФ, вызывают у политического руководства нашей страны необходимость реально действовать в отношении развития ОПК.

Сложившаяся в настоящее время международная обстановка характеризуется активностью действий и агрессивностью Соединенных Штатов. Это обусловлено стремлением Америки занять единоличное лидирующее положение в мире. Вопрос о будущем развитии существовавших режимов международной безопасности стал в американско-европейской повестке дня ХХ-ХХ1 вв. одним из основных пунктов разногласий. Конец существования биполярной конфронтации повлек за собой обесценивание важности традиционных международных режимов безопасности для правящей элиты Соединенных Штатов Америки. Она в свою очередь стала склонна к использованию национальных механизмов сдерживания с применением военно-силового инструментария. В это же время европейское сообщество отдавало предпочтение альтернативному подходу, который базируется на международно-правовых и политико-дипломатических средствах, предполагающих использование международных договоров с целью контроля над вооружениями, разоружением и для пресечения распространения оружия массового поражения.

Глобализацией называется процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Она представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, в недавнем прошлом понимающееся как совокупность национальных хозяйств, которые были связаны между собой системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок.

В настоящее время многие региональные конфликты до сих пор не урегулированы. Сохраняется идея применения силовых методов для их разрешения, в том числе в регионах, которые граничат с Россией. Данная система международной безопасности не обеспечивает для всех государств равной безопасности. Сейчас военные опасности и военные угрозы активно перемещаются в информационное пространство и внутреннюю сферу РФ. Военные опасности для России увеличиваются, хотя и снижается вероятность развязывания крупномасштабной войны против нашего государства.

На данном этапе развития российское государство столкнулось с множеством геополитических, экономических, политических и военных вызовов. Некоторые из них не входили в сценарий развития нашего государства и считались маловероятными. В связи с этим резко встал вопрос о долгосрочном планировании государственного и оборонного строительства.

Конфликт на Украине, натянутые отношения с Соединенными Штатами Америки и некоторыми европейскими странами сулят возрождение ситуации холодной войны. Предполагается ситуация противостояния с более развитыми странами мира с увеличением роли военного потенциала. Все это не снижает уровень безопасности в мире и заставляет Россию заняться этим вопросом в первую очередь.

Сложившиеся условия повышают роль оборонно-промышленного комплекса РФ как главного элемента государственно-политической системы страны, который состоит из трех взаимосвязанных между собой и подчиняющихся высшему руководству государства компонентов: промышленно-экономического, военного и государственно-политического.

Обязанностью государства является разработка основных направлений и перспектив развития оборонно-промышленного комплекса. Государство определяет направления государственной политики в оборонно-промышленной сфере, а также необходимый уровень военно-технического потенциала страны, учитывая сложившуюся международную обстановку.

Для успешной реализации программы оборонно-промышленного комплекса необходимо учитывать уже имеющийся опыт государства, а также позитивные и негативные моменты его развития. Поэтому актуальность данного исследования обусловлена существованием проблем развития ОПК в современной России. При анализе проблем нашего государства в данной сфере стоит также обратить внимание на опыт зарубежных стран в данном вопросе. Наличие проблем в сфере оборонно-промышленного комплекса требует постоянного внимания к его развитию не только со стороны государства, но и со стороны научной общественности, работа которой может помочь в решении проблем эффективности оборонно-промышленного комплекса.

В советское время публикации, в которых затрагивалась проблема военно-промышленного комплекса, были немногочисленными. Это было связано с закрытостью разработок в военно-технической сфере. Проблемы оборонно-промышленного комплекса рассматривались с начала 90-х гг. XX. Среди источников, в которых так или иначе поднималась данная проблема, можно выделить четыре. Основные из них следующие:

• официальные документы государственных органов;

• различные источники, которые относятся к рассмотрению проблем национальной безопасности РФ;

• различные материалы, в которых имеется анализ проблем оборонной политики государства;

• работы, в которых раскрывалось состояние и будущие возможности развития

ОПК.

Обеспечение национальной безопасности, обороны, суверенитета и территориальной целостности страны достигается при помощи всех имеющихся сил, средств и ресурсов государства, а также возможностей всех сфер общественной жизни. Сюда же относится и военная безопасность, которая является одной из основных составляющих национальной безопасности страны в целом. Помимо всего вышеперечисленного большое значение в обеспечении безопасности страны имеет ее военный потенциал, которой формируется в военной сфере жизнедеятельности общества.

Военной сферой жизни общества называют область жизнедеятельности государства, необходимую для обеспечения его динамичного, устойчивого и безопасного развития, где занято большое количество людей, которые специально подготовлены и имеют отношение к военному делу. Данная сфера жизни общества подразумевает для своего функционирования использование военной мощи страны и регулируется при помощи военной политики, в основе которой лежат во-енно-доктринальные установки и определенная нормативно-правовая база [4].

Военно-экономическое обеспечение обороны, боевая техника и вооружение являются основной составной частью такого компонента сферы, как материально-ресурсный. Военная экономика - это неотъемлемый элемент экономической системы. Она занимается решением вопросов обеспечения военной сферы. По некоторым оценкам она рассматривается наряду с производством предметов потребления и нематериальных благ, услуг.

Оборонно-промышленный комплекс является основой военной экономики. Он представляет собой высокотехнологичный многопрофильный сектор экономики. Его функционирование направлено на удовлетворение потребностей государства и Вооруженных Сил в военной сфере и соответствует государственному оборонному заказу [1].

Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах жизнедеятельности, как от внешних, так и от внутренних угроз, которое должно сохранить устойчивое развитие страны на соответствующем уровне. Обеспечить национальную безопасность необходимо политическими, экономическими, социальными, военными и правовыми мероприятиями, которые нацелены на создание нормальных условий для жизнедеятельности нации и устранения возможных угроз.

Состояние, удовлетворяющее потребности устойчивого развития того или иного объекта, считается достаточным уровнем безопасности. Опасности, которые являются реально существующими и сохраняются, несмотря на взаимодействие, считаются реальным уровнем безопасности. Возможность получения ущерба национальным достояниям, национальным материальным и духовным ценностям называется опасностью. Виды национальной безопасности, выделяющиеся в зависимости от субъекта деятельности: безопасность личности, безопасность коллектива, безопасность корпораций, безопасность этноса (нации), безопасность общества, безопасность государства, безопасность человечества.

Политико-правовая среда также оказывает воздействие на развитие оборонно-промышленного комплекса. В связи с изменением геополитических и социальных отношений сократился спрос на оборонную продукцию как в России, так и за рубежом. Это связано с тем, что рынки военной продукции очень восприимчивы к политическим рискам [5].

В сложившихся условиях увеличивается значение военных факторов в обеспечении безопасности РФ, в первую очередь это рост мощи Вооруженных сил России. В настоящее время реализуется программа вооружения на период 2011-2020 годов. В разработке находится новая десятилетняя Государственная программа вооружения на период 2016-2025 годов. Но в сложившейся экономической обстановке присутствует реальная возможность перенести реализацию данной программы на более поздние сроки.

Работа над проектами ГПВ-2020 и ГПВ-2025 привела к возвращению советской практики вырабатывания 15-летних проектов, которые могли бы послужить базисной ос-новой для разработки проектов сроком на 10 лет. В январе 2011 года Президент России Д.А. Медведев утвердил «Основные направления развития вооружения, военной и специальной техники до 2020 года и дальнейшую перспективу».

В сентябре 2014 года Президент РФ В.В. Путин принял решение лично возглавить Военно-Промышленную комиссию, а также утвердил «Основные направления развития вооружения и военной и специальной техники на период до 2030 г.». В них, как сообщалось, уже сформирован перечень образцов, которые будут определять облик перспективных систем вооружения [6].

Также было сказано, что ГПВ-2025 будет включать десять видовых программ Министерства обороны, одну программу обеспечения оставшихся силовых ведомств, а также одна программа поисковых, прикладных и технологических исследований и разработок.

Известно, что проект ГВП (Государственной программы вооружения) на 2015-2025 гг. разрабатывается межведомственной рабочей группой под руководством первого заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Ивана Харченко. В соответствии с планом-графиком проект новой ГПВ-2025 должен быть представлен на утверждение президенту Российской Федерации в июле 2015 г. (затем назывался срок декабрь 2015 г.).

Заместитель председателя Правительства РФ Д. Рогозин сказал, что в сентябре 2014 года государственное финансирование новой программы вооружения на 2016-2025 год можно будет сравнить с объемом финансирования текущей программы на период 2011-2020 года. В октябре того же года министром финансов А. Силуановым было сделано заявление о том, что Россия в долгосрочной перспективе не сможет обеспечить себе реализацию государственной программы вооружения с параметрами, сопоставимыми с действующей программой. В декабре 2014 года Президентом РФ В. Путиным было указано, что планы по финансовому обеспечению ГПВ-2025 должны учитывать возможности государства и реально осуществимыми.

В феврале 2015 года СМИ сообщили о решении ВПК о перенесении начала реализации Государственной программы вооружения с 2015 года на 2018 год. Причиной такого решения стало осложнение экономической ситуации в стране и невозможность выработки точного макроэкономического прогноза на будущее десятилетие. Также было сообщено о том, что первоначальный запрос Минобороны РФ на финансовое обеспечение ГПВ - 2025 составлял 55-58 триллионов рублей, но к концу 2014 года сумма была снижена до 30 триллионов. По мнению финансового блока Правительства РФ, сумма в 20 триллионов уже является чрезмерной для ГПВ-2025 года.

На основе вышеперечисленных фактов можно сделать вывод, что в данный период выработка новой 10-летней ГПВ переживает своего рода кризис, который связан с нестабильностью российской экономики и попытками возврата к советским методам программно-целевого военно-технического планирования на долгосрочной основе.

В сложившейся ситуации актуальным становится вопрос об эффективности избранной системы долгосрочного планирования программ вооружения и о том, что существует необходимость выстраивания иерархии приоритетов при закупках ВВТ в условиях дефицита выделяемых средств. С началом реализации ГПВ-2020 усилился рост Государственного оборонного заказа и оборонного бюджета РФ. Но при этом не удалось окончательно восстановить экономику России после мирового финансового кризиса 2006-2009 годов. В 2012 году восстановились цены на нефть, но экономика РФ вошла в период застоя. Экономическую сферу России поразила «голландская болезнь». Она характеризуется негативным эффектом роста цен на экспорт не-сырьевых отраслей, слабостью национального капитала, недостатком инвестиций, чрезмерными социальными и государственными затратами. Экономическая политика сводится к периоду ожидания повышения цен на углеводороды, появляются сомнения в эффективности государственных расходов и использовании нефтегазовой ренты. Ни к чему не приводят попытки создания государственных корпораций, которые приводят к значительным расходам вместо того, чтобы увеличить доходы государства.

К значительному ухудшению экономики РФ привело падение цен на нефть и введение экономических санкций. Это повлекло за собой падение рубля и спад во многих отраслях. Сейчас власти говорят о том, что возможно нижняя точка экономического кризиса для РФ еще не пройдена и есть вероятность ухудшения экономической ситуации в стране в период 2015-2016 годов.

В 2015 году Государственный бюджет РФ принимался в сложившихся условиях кризиса, что привело к сокращению расходов на государственные программы. Этого удалось избежать в сфере национальной обороны. По сравнению с 2014 годом бюджет на неё был даже увеличен на 812 миллиардов рублей. В 2015 году было принято решение на оборонные расходы выделить 3,3 триллиона рублей. Благодаря этим обстоятельствам действующей ГПВ-2020 удалось избежать сокращений расходов, но в дальнейшем не исключается возможность сокращения бюджета.

Широкое применение в последние годы механизма займов под использование государственных кредитных гарантий не разрешает проблему недостатка государственных финансовых ресурсов в целом. Вопрос определения цен на закупаемую продукцию в рамках ГПВ-2020 также является серьезной проблемой, несмотря на то, что она финансируется по линии ГОЗ (государственного оборонного заказа).

Бюрократизация создает дополнительные риски ошибочного ценообразования на продукцию военной промышленности. Для установления цены на новое изделие необходимо согласование ее с различными ведомствами - Министерством обороны, Федеральной службой по тарифам, Федеральной антимонопольной службой и др. Система бюрократии не ставит барьеров на пути волюнтаризма и субъективизма во всех этих инстанциях. Существование данных факторов делает процесс ценообразования иррациональным. Министерство обороны настаивает на заключении контрактов на весь период использования изделий, не располагая при этом едиными органами управления жизненным циклом изделий.

Высока вероятность того, что реальная стоимость реализации перспективных программ будет превышать запланированную. Похожее положение перерасхода средств на перспективные программы является характерным и для передовых стран, например для США и Великобритании. Поэтому вполне предсказуемо, что менее опытный и эффективный менеджмент нашего оборонного ведомства прибегнул бы к иному решению данного вопроса. Похожее решение финансовых вопросов наблюдается и при реализации постсоветских программ атомных подводных лодок, БРПЛ «Булава» и ракетного комплекса «Искандер», а в сфере гражданского авиастроения - это финансируемая из государственного бюджета программа самолета SSJ-100.

При возникновении всех перечисленных ситуаций для реализации программ необходимо дополнительное финансирование, сумма которого намного превышает начальную. Сроки выполнения программ варьируются даже при внесении дополнительных средств. Предполагается, что реализация программ «Истребитель Т-50», «Стратегический бомбардировщик ПАК ДА», бронированных машин «Армата», «Курганец-25» и «Бумеранг», а также баллистической межконтинентальной ракеты повлечет за собой постоянные дополнительные расходы.

Некоторые военные аналитики считают, что главная причина возникновения этих рисков - ошибки, заложенные в систему, которая планирует дальнейшее развитие вооружения Вооруженных Сил РФ [3, 99-109]. Это связано с желанием сохранить старые методики развития вооружений, а также с использованием разработанного в советское время программно-целевого планирования. Данная методика была хороша в применении в советский период, поскольку она рассчитана на экономику и политику советского времени.

В настоящее время в производстве не столько учитываются интересы рыночной экономики, сколько потребности заказчика. При советской плановой экономике действовали индексы-дефляторы, в нынешних условиях их значение постоянно меняется Министерством экономического развития России и поэтому их учет совершенно бесполезен. Несмотря на присутствие этих факторов и неудобство их применения в производстве, российская экономика предпринимает попытки вернуть советскую систему.

Данное обстоятельство открывает возможности для корректировки текущей ГПВ-2020 в сторону более реалистичных параметров с откладыванием серийных закупок многих дорогостоящих вооружений на период после 2018-2020 гг., то есть для полноценного рассмотрения серийности этих программ уже в контексте перспективной Государственной программы вооружения, которая, видимо, будет введена в действие не ранее 2016.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бажанов В.А. Цирулис К.Н. Экономика военной реформы. /В.А. Бажанов//Эко. 2008. №12. С.21-29.

2. Ерыгин Ю.В. Оборонно-промышленный комплекс России: тенденции развития // ЭКО. 2012. № 8. С. 75-88.

3. Казеннов С.Ю. Модернизация оборонного комплекса РФ: необходимость и возможность // Россия и современный мир. 2010. - № 3. - С. 99-109.

4. Николаев А. Многие наши беды от несовершенства законодательства. // «Российская Федерация сегодня». 2002. №15. -С. 33-35.

5. Толкачев С.А. Управление оборонно-промышленным комплексом. Теоретико-методологические основы: учебное пособие для студентов всех специальностей / С.А. Толкачёв; Государственный университет управления. Институт национальной и мировой экономики. ГУУ. М. : ГУУ, 2008. 136 с.

6. «Основные направления развития вооружения и военной и специальной техники на период до 2030 г.». МОСКВА, 10 сентября. /ИТАР-ТАСС/. http://tass.ru/politika/1432374

А. Ю. Кругликова

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ

Аннотация. Статья посвящена вопросу изучения смысла жизни у студентов-логопедов. Описана процедура исследования, представлен анализ анкетирования студентов. Установлена значимость смысла жизни в профессиональном становлении педагога коррекционной направленности.

Ключевые слова: смысл жизни, ценностное отношение, профессиональное становление, профессиональное обучение.

A.YU. Kruglikova

IDEAS ABOUT THE SENSE OF LIFE IN THE STUDENT-LOGOPEDICIANS

Abstract. Article is dedicated to a question of the study of the sense of life in student-logopedicians. The procedure of a study is described, the analysis of the questioning of students is represented. Is established the significance of the sense of life in the professional making of a teacher of correction directivity.

Keywords: the sense of life, value relation, professional formation, professional instruction.

Жизнь человека может быть охарактеризована в координатах поиска смысла своего существования, ее отличает стремление реализовать этот смысл на основе имеющихся жизненных ценностей. Величайший исследователь смысла жизни В. Франкл отмечал, что человек мотивируется волей к смыслу. Потребность в поисках смысла жизни составляет важную мотивационную силу, позволяющую человеку преодолевать возникающие трудности и превратности судьбы [8].

Любой человек стремится к тому, чтобы сделать свою жизнь осмысленной. Он ищет смыслы в окружающих явлениях, в конкретных ситуациях, в собственном поведении. По мнению В. Франкла, нет и не может быть универсального смысла жизни, есть уникальные смыслы в жизненных ситуациях. Смысл всегда носит личностную значимость и обусловленность. Общечеловеческие ценности, которые наполняются субъективной эмоциональной окраской, субъективными чувствами, мыслями, превращаются в подлинные смыслы жизни.

Значение профессии педагога, в том числе осуществляющего коррекционную деятельность, велико. Поэтому чрезвычайно важно понимать, насколько сам педагог осознает значимость своей профессии среди других. Интересно и то, входит ли сама профессия в понимание педагогом смыс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.