Научная статья на тему 'Место нулевого словообразовательного суффикса в русской морфемике'

Место нулевого словообразовательного суффикса в русской морфемике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1089
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / СУФФИКС / СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ПОЭТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ / WORD-BUILDING / SUFFIX / NOUN / STYLISTIC FUNCTION / POETIC TEXT / SPOKEN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гаврилкина Татьяна Юрьевна

Исследование осуществлено в русле направления, изучающего семантический потенциал словообразовательных категорий и средств их реализации в русском языке. Нулевой словообразовательный суффикс рассматривается в качестве компонента морфемариев словообразовательных категорий имен существительных. Обосновывается стилистическая активность и экспрессивность материально невыраженного суффикса, способствующая его эффективному использованию в поэтической и разговорной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The investigation is carried out in the field of semantic potential of word-building categories and means of their realization in the Russian language. A zero word-building suffix is viewed as a component of a paradigm and a latent marker of word-building categories for classes of nouns. Stylistic and expressive potentials of an ulterior morpheme are explained in samples of poetic texts and spoken language.

Текст научной работы на тему «Место нулевого словообразовательного суффикса в русской морфемике»

© Т.Ю. Гаврилкина, 2008

УДК 81.373.611 ББК 81.411.2-211

МЕСТО НУЛЕВОГО СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СУФФИКСА

В РУССКОЙ МОРФЕМИКЕ

Т.Ю. Гаврилкина

Исследование осуществлено в русле направления, изучающего семантический потенциал словообразовательных категорий и средств их реализации в русском языке. Нулевой словообразовательный суффикс рассматривается в качестве компонента морфемариев словообразовательных категорий имен существительных. Обосновывается стилистическая активность и экспрессивность материально невыраженного суффикса, способствующая его эффективному использованию в поэтической и разговорной речи.

Ключевые слова: словообразование, суффикс, существительное, стилистическая функция, поэтическая речь, разговорная речь.

В русской лингвистической науке термин «морфемика» имеет два значения: 1) «раздел науки о языке, изучающий значащие, то есть обладающие значениями, части слов в их отношении друг к другу и к слову в целом» [1, с. 329] и 2) совокупность всех морфем, выделяющихся в структуре слов данного языка. В нашем исследовании мы будем употреблять данный термин во втором значении.

Нулевые деривационные суффиксы участвуют в образовании слов четырех частей речи: имен существительных (например, мена, тишь, мемориал и т. п.), имен прилагательных (например, белозубый, вешний, похожий и т. п.), имен числительных (например, пятый, семнадцатый, сотый и т. п.) и наречий (например, вдаль, наугад, всерьез и т. п.). Однако необходимо заметить, что имена прилагательные, имена числительные и наречия с имплицитным основным словообразовательным средством, по нашим подсчетам, составляют менее 20 % от общего корпуса нулевых образований в русском языке. Кроме того, типы словообразовательных значений слов указанных выше частей речи менее разнообразны по сравнению с именами существительными. Поэтому мы счита-

ем наиболее важным для характеристики русской морфемики рассматривать место нулевого словообразовательного суффикса именно как компонента морфемариев 1 словообразовательных категорий (далее - СК) имен существительных.

При выполнении данного исследования под СК мы, вслед за Г.В. Беляковой, будем понимать «схему (формулу) образования производных слов, принадлежащих к одной части речи, имеющих общее словообразовательное значение и образованных одним и тем же способом словообразования» [2, с. 32]. Компонентом СК при таком подходе предлагается понимать «элемент схемы образования производного слова, относящегося к рассматриваемой СК» [2, с. 32]. Таким образом, компонентами СК суффиксальных имен существительных являются производящая база, словообразовательное значение, морфемарий. Нас будет интересовать в большей степени последний из указанных компонентов.

Нулевой словообразовательный суффикс входит в состав морфемария трех мутационных СК имен существительных (СК со значением лица, СК со значением места и СК со значением орудия), одной модификационной (СК со значением женскости) и двух транспозиционных (СК со значением отвлеченного действия и СК со значением отвлеченного признака).

Наибольшую «активность» материально невыраженный деривационный суффикс проявляет в образовании производных - наименований лиц, а конкретнее - в образовании дериватов семантической подгруппы ‘лицо по профессии, специалист в какой-л. области’ (например, языковед, физик, невропатолог и т. д.). Кроме того, нулевой суффикс, при помощи которого образуются названия лиц, занимающихся какой-либо наукой, более регулярен, чем материально выраженные суффиксы. По нашему мнению, это объясняется тем, что названия наук и различных областей деятельности в основном являются многосложными словами, имеющими, помимо этого, как минимум, два корня: объект (объекты) исследования + называние вида изучения (-ло-гия, -водство, -ведение и др.), например: ло-гопатология, бактериология, социобиология, литературоведение, картофелеводство и т. д. Взаимодействие материально выраженных суффиксов с подобными основами может привести к образованию неблагозвучных по длине слова производных. Ср.: *лого-патологист и логопатолог, *бактериоло-гатор и бактериолог, *социобиологант и социобиолог, *литературоведник и литературовед, *картофелеводчик и картофелевод и т. д.

Еще одной причиной востребованности нулевого словообразовательного суффикса в образовании анализируемых производных, на наш взгляд, может являться то, что отрезки -вед, -вод-, -лог и другие, повторяющиеся в ряде существительных, называющих лиц по профессии, воспринимаются носителями языка как суффиксы лица [многие лингвисты считают эти элементы суффиксоидами (полуаф-фиксами, субаффиксами)]. Следовательно, «второй» материально выраженный суффикс в данных случаях уже не требуется.

Имплицитный словообразовательный суффикс регулярен в образовании дериватов семантической подгруппы ‘производитель действия’. Все дериваты, которые он образует (например, шкода, прожига, подлиза), являются стилистически маркированными суб-стантивами общего рода: они относятся к разговорной, просторечной лексике и имеют, как правило, негативную коннотацию. Подобные слова, образованные нулевой суффиксацией,

по нашему мнению, более экспрессивны, звучны и, несомненно, способны привлечь внимание слушателя, что является немаловажным в разговорной речи (ср.: шкода и *шкодник, прожига и *прожигальщик, подлиза и *подлизчик и т. п.).

Следует отметить, что в современном русском языке абсолютное большинство нарицательных существительных общего рода относятся к разговорному стилю речи и образуются при помощи нулевого словообразовательного суффикса (за редким исключением, например плак-с-а). На наш взгляд, это объясняется особенностями данного стиля, отличительная черта которого - стремление к упрощению языка, а также тем, что нулевой суффикс - это своего рода «uшsex-суффикс»2, при помощи которого могут образовываться существительные - названия лиц и мужского, и женского пола.

В отличие от «картины» нулевого суффикса как компонента морфемария СК существительных со значением лица, имплицитный деривационный суффикс не имеет таких сильных позиций в составе морфемария СК со значением женскости: посредством нулевой суффиксации в современном русском языке 3 образовано, по нашим подсчетам, всего 12 фе-минативов 4: кума, супруга, раба, дофина, синьора, сеньора, инфанта, теща, маркиза, самодура, госпожа, пастушка 5. На наш взгляд, данное явление объясняется внеязы-ковыми особенностями анализируемых существительных, а конкретнее - действием фе-минного гендерного стереотипа в словообразовании. Под гендерным стереотипом понимаются «культурно и социально обусловленные мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов и их отражение в языке» [3, с. 15].

В соответствии с традиционно сложившимися взглядами, женщинам в обществе отводилась второстепенная роль практически во всех сферах общественной деятельности. Следствием подобных представлений национального самосознания является отражение гендерных стереотипов на различных уровнях современного русского языка, в том числе на словообразовательном: названия лиц женского пола образуются от названий лиц мужского пола (за редким

исключением, например: ведьма ^ ведьмак, дура ^ дурак, пава ^ павлин, вдова ^ вдовец); не всегда названия лиц мужского пола имеют женские корреляты (например, человек, отпрыск, очкарик, паж, палач, патриарх, первенец, подкидыш, призрак и др.) и т. д.

Как представляется, под влиянием гендерных стереотипов в сознании носителей русского языка укоренилось следующее представление о производных со значением женскости: поскольку подобные дериваты являются вторичными, они должны формально отличаться от своих производящих, то есть в их структуре должен выделяться феминный суффикс. Флексия -а/-я не является в данном случае квалифицирующим показателем, поскольку в русском языке есть существительные мужского рода, имеющие указанные флексии (пап-а, дяд-я, дедушка), и существительные общего рода с данными окончаниями (плакс-а, умниц-а, заз-найк-а, сластен-а). Главным показателем, следовательно, является суффикс. Этим и объясняется, по нашему мнению, тот факт, что нулевой суффикс оказался нерегулярным и неконкурентоспособным при образовании дериватов со значением женскости: феми-нативы с имплицитным основным словообразовательным средством не воспринимаются как вторичные и, таким образом, могут оказаться для наивных носителей русского языка и людей с ограниченным уровнем фоновых знаний лексемами с неясной внутренней формой.

Нулевой словообразовательный суффикс не занимает лидирующей позиции и в составе морфемария СК со значением орудия. Посредством имплицитного суффикса образуются в большинстве случаев названия орудий, которые именуют предметы бытовой сферы труда. Более того, подобные субстантивы, за редким исключением, называют элементарные, «незамысловатые» бытовые орудия, не отличающиеся технической сложностью, например поднос, румяна и др. Данное явление еще раз подтверждает нашу гипотезу о том, что нулевой суффикс обслуживает в большинстве случаев сферу разговорного словообразования.

Нулевой суффикс весьма регулярен в образовании дериватов со значением места (въезд, высь, гладь и т. д.), со значением отвлеченного действия (бег, проводы, подпись и т. д.) и отвлеченного признака (тишь, синь, глушь и т. д.). Казалось бы, должна наблюдаться конкуренция, поскольку в русской мор-фемике есть нулевые омосуффиксы для образования производных мутационной СК со значением места (вход ‘там, где входят’) и транспозиционной СК со значением отвлеченного действия (вход ‘действие по глаголу входить’). Однако, как показывает практика, эти омонимичные производные сосуществуют в течение длительного времени. В ряде случаев подобная картина наблюдается и у деадъективов (тишь ‘тихое место’ и тишь ‘тихая погода’).

Подобные образования, по нашим наблюдениям, довольно активно используются в поэтической речи, поскольку немногосложные слова легче рифмуются и обладают большей экспрессивностью:

Есть в русской природе усталая нежность, / Безмолвная боль затаенной печали, / Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, / Холодная высь, уходящие дали (К. Бальмонт. Безглагольность).

Вдали он [жираф] подобен цветным парусам корабля, / И бег его плавен, как радостный птичий полет (Н. Гумилев. Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд...).

О Русь, малиновое поле / И синь, упавшая в реку. / Люблю до радости и боли / Твою озерную тоску (С. Есенин. Запели тесаные дроги...).

Итак, нулевой словообразовательный суффикс представляет собой одно из интереснейших явлений в русской морфемике. Во-первых, данный суффикс является ярчайшим примером омонимии: по нашим подсчетам, существует около двадцати омонимичных нулевых суффиксов. Во-вторых, имплицитный словообразовательный суффикс -это «uшsex-суффикс», посредством которого образуются существительные - наименования лиц и мужского, и женского пола. В-третьих, регулярность/нерегулярность нулевого словообразовательного суффикса в образовании дериватов различных СК служит примером интеграции внеязыковых и языковых признаков.

50

Т.Ю. Гаврилкина. Место нулевого суффикса в русской морфемике

Следует отметить, что в современном русском языке нулевой словообразовательный суффикс практически утратил свою продуктивность: с его помощью образуется весьма незначительное количество производных (в основном со значением лица). Можно предположить, что в определенный период развития русского языка, когда еще не существовало такой конкуренции с материально выраженными суффиксами, имплицитный словообразовательный суффикс занимал лидирующие позиции. Затем с появлением в морфемике русского языка в Х1Х-ХХ веках новых суффиксов русского и иноязычного происхождения постепенно шло снижение продуктивности нулевого деривационного суффикса. Возникновение кодери-ватов как следствие «борьбы» суффиксов (например, раба и рабыня, бег и бегание, синь и синева, визг и визжание и т. п.) также могло способствовать перемещению нулевого суффикса на периферию морфемики русского языка.

Итак, материально невыраженный суффикс не создает какого-либо «собственного» словообразовательного значения (вследствие чего испытывает сильную конкуренцию со стороны материально выраженных суффиксов), является за редким исключением нерегулярным в образовании производных различных СК и непродуктивным. Тем не менее можно утверждать, что нулевой словообразовательный суффикс является важным компонентом современной русской морфемики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Под морфемарием при выполнении данного исследования понималась совокупность морфем, обслуживающих одну СК.

2 Англ. unisex - ‘годный для лиц того или другого пола’ [4, с. 805].

3 Дериваты типа внука, книгочея относятся к устаревшей лексике и не являются предметом нашего исследования. Также в предмет нашего исследования не входят диалектные нулевые образования.

4 Заметим, что в современном русском языке насчитывается около трех тысяч феминативов, образованных при помощи материально выраженных суффиксов.

5 В «Русской грамматике» (1980) в разряд дериватов со значением женскости, в структуре которых выделяется нулевой суффикс, включено производное пастушка, образованное, по мнению авторов, от субстантива пастушок ‘молодой пастух’. По нашему мнению, дериват пастушка может быть образован и от слова пастух, и от слова пастушок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алефиренко, Н. Ф. Теория языка. Введение в общее языкознание : учеб. пособие / Н. Ф. Алефиренко. - Волгоград : Перемена, 1998.

2. Белякова, Г В. Словообразовательная категория суффиксальных локативных существительных в современном русском языке : монография / Г. В. Белякова. - Астрахань : Издат. дом «Астрах. ун-т», 2007.

3. Кирилина, А. В. Гендерные стереотипы в языке / А. В. Кирилина // Женщина Плюс... - 2003. - N° 1.

4. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. - М. : Эксмо, 2005.

ON PLACEMENT OF A ZERO WORD-BUILDING SUFFIX IN RUSSIAN MORPHOLOGY

T.Ju. Gavrilkina

The investigation is carried out in the field of semantic potential of word-building categories and means of their realization in the Russian language. A zero word-building suffix is viewed as a component of a paradigm and a latent marker of word-building categories for classes of nouns. Stylistic and expressive potentials of an ulterior morpheme are explained in samples of poetic texts and spoken language.

Key words: word-building, suffix, noun, stylistic function, poetic text, spoken language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.