МЕСТО НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
РЫБАКОВ Игорь Вячеславович
Аннотация. В статье рассматривается место гражданско-правовых норм, регулирующих арендные отношения с участием государственных и муниципальных предприятий, в системе современного гражданского права.
Annotation. The article considers the place of civil law that regulates lease relations with the involvement of state and municipal enterprises in the system of modern civil law.
Ключевые слова: гражданско-правовые нормы, арендные отношения, государственное имущество, муниципальное имущество, система гражданского права.
Keywords: civil law, lease relations, state property, municipal property, system of civil law.
Как известно, основной структурной единицей системы права является отрасль права -главное, относительно замкнутое структурное подразделение, состоящее из компактной системы распределенных по институтам нормативных предписаний, регулирующих специфический вид общественных отношений. Отрасли права подразделяются на подотрасли, институты и субинституты. Правовые институты нацелены на регламентирование определенного участка общественных отношений данного вида или рода: отдельной их разновидности, общей стороны отношений ряда видов, их элементов и т. д. Они являются основной и обязательной составной частью любой отрасли российского права. Применительно к гражданскому праву это институты купли-продажи, дарения, мены, перевозки, аренды, которые могут участвовать в образовании других факультативных элементов права - подотраслей и субинститутов.
Подотрасль - такое объединение институтов, для которого характерна высокая степень специализации, дифференциации и интеграции входящих в его состав правовых общностей. Например, обязательственное право охватывает все вышеназванные институты. Вещное право включает в себя институт права собственности, институт ограниченных вещных прав. Таким образом, подотрасль - объединение правовых институтов, входящих в состав отрасли права. В противоположность ей субинститут - часть норм правового института; это - органические образования относительно самостоятельного характера, формирующиеся
внутри институтов. Следовательно, перед нами усложнение структуры института, относительное обособление внутри него определенного комплекса норм.
Так или иначе, все структурные правовые образования отличают две основные особенности, касающиеся предмета правового регулирования и метода правового регулирования. Например, отношения, регулируемые гражданским правом, основаны на равенстве, имущественной обособленности и автономии воли его субъектов. Это имущественные отношения.
Отношения, регулируемые административным правом, напротив, относятся к сфере государственного управления и основаны на подчинении одной стороны другой. Соответственно при регулировании гражданско-правовых отношений законодатель делает больший упор на координацию взаимодействия участников данных отношений. Правовое регулирование здесь носит вспомогательный (субсидиарный) характер.
Комплекс норм по аренде, очевидно, является институтом гражданского права, входящим в состав подотрасли, именуемой обязательственным правом. В качестве предмета правового регулирования этого правового института выступают отношения по передаче имущества в пользование за плату. В рамках института аренды выделяются субинституты: договор аренды транспортных средств, договор аренды зданий и сооружений, договор аренды предприятий, договор проката, договор финансовой аренды (лизинга). Таким образом, все структурные подразделения договора
аренды выделяются по предметному критерию.
Вместе с тем, целый ряд договорных обязательств подразделяются на субинституты в зависимости от субъектного состава участников регулируемых отношений. Речь идет о выделении субинститутов по договорным обязательствам, сторонами которых являются государство (Российская Федерация, субъекты РФ) или муниципальные образования. Например, в рамках института купли-продажи присутствует договор поставки для государственных или муниципальных нужд, в рамках института договора подряда - субинститут договора подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Необходимость выделения данных структурных образований обусловлена наличием существенных особенностей имущественных отношений с участием публично-правовых образований.
Во-первых, участие публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях обусловлено несколько иной мотивацией, чем в случае с частными лицами. Мотивом здесь является не извлечение прибыли, а осуществление широкого спектра общественно значимых функций. В связи с этим публично-правовые образования с точки зрения гражданского права - это субъекты со специальной правоспособностью. Причем их правоспособность определяется нормативными актами, которые относятся к сфере административного и конституционного права, а не гражданского законодательства. Следует отметить, что содержание этой правоспособности могут составлять права, которыми не могут обладать обычные участники гражданского оборота. Вместе с тем, публично-правовые образования могут использовать эти права только в общественно значимых целях. Кроме того, перечень вышеуказанных прав определяется действующими нормативными актами, в отличие от юридических и физических лиц, в отношении которых действует принцип «разрешено то, что не запрещено», т. е. содержание гражданской правоспособности публично-правовых образований имеет конечный характер в отличие от гражданской правоспособности юридических и физических лиц. Соответственно содержание имущественных отношений, участниками которых являются государство и местное самоуправление, и имущественных отношений, в качестве участников которых высту-
пают исключительно частные лица, существенно различаются.
Отличаются друг от друга и методы регулирования вышеуказанных отношений. Порядок осуществления гражданских прав публично-правовыми образованиями тщательно регламентирован нормативными правовыми актами, и поле для договорного регулирования в данном случае значительно сужено, тогда как в регламентации вопросов осуществления гражданских прав юридическими и физическими лицами договорное регулирование играет огромную роль, а нормативное регулирование -вспомогательную. Если по отношению к физическим и юридическим лицам, по крайней мере в рамках гражданских правоотношений, чаще используется диспозитивный метод регулирования, то к публично-правовым образованиям - императивный. Императивность обусловлена необходимостью обеспечить четкое следование публично-правовых образований и их органов задачам, связанным с реализацией общественных интересов. Правовые нормы в данном случае должны не оставлять каких бы то ни было «лазеек» для отклонения от общественных целей и жестко определить алгоритм деятельности государства или местного самоуправления. Частные (юридические и физические) лица реализуют свои интересы, поэтому закон позволяет им выбирать любой подходящий вариант поведения в рамках имущественных отношений, который позволяет эти интересы успешно реализовать. Единственное ограничение здесь - права и законные интересы других участников имущественных отношений.
Данные особенности распространяются не только на договор купли-продажи или договор подряда. Они в полной мере присутствуют и в рамках договора аренды. Например, согласно требованиям ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за отдельным исключением (государственным ор-
ганам, государственным учреждениям, медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность).
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусматривается возможность передачи государственного и муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства во владение и (или) пользование на льготных условиях. В силу требований ст. 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Федеральным законом «О защите конкуренции» установлен ряд требований к проведению торгов по передаче государственного (муниципального) имущества в аренду. Так, согласно ч. 5 ст. 17.1 указанного Федерального закона порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме
конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом. В силу ч. 6 данной статьи с 1 января 2011 г. информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ. В соответствии с ч. 7 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается заключение договоров, указанных в ч. 1 и 3 настоящей статьи, ранее чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте торгов.
Таким образом, фактически законодатель определил особенности договора аренды государственного (муниципального) имущества. Очевидно, что данный договор обладает полным набором признаков субинститута. В частности, это специфика предмета регулирования - отношения по передаче публичного имущества в аренду, в рамках которых публично-правовые образования преследуют в значительной степени общественные интересы, что в существенной степени влияет на содержание соответствующих отношений. Для регулирования указанных отношений используется преимущественно императивный метод, условия договора определяются в нормативных актах в категорической форме. В нормативных актах содержатся положения, которые определяют порядок заключения данного договора, т. е. законодатель фактически признал специфику аренды государственного (муниципального) имущества и необходимость специального регулирования в этой сфере.
Вместе с тем, в части второй ГК РФ соответствующие особенности аренды государственного (муниципального) имущества не определены. Учитывая, что ГК РФ является системообразующим нормативным актом, регулирующим имущественные отношения, налицо очевидный правовой пробел. Представляется, что его необходимо устранить, включив дополнительный параграф, посвященный именно аренде государственного (муниципального) имущества, в гл. 34 ГК РФ.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».