Научная статья на тему 'МЕСТО НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА В РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ'

МЕСТО НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА В РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сташ Зарема Нурбиевна

В статье обосновывается необходимость использования налогового механизма в процессе реализации дифференцированной налоговой политики пространственного экономического развития. Акцент в статье делается на том, что современные тенденции и проблемы в мировой экономике определяют необходимость создания среди российских регионов специальных территорий, на которых будут предусмотрены преференции для бизнеса. Для реализации положений «Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной «Реализации пространственного развития экономики России» необходимо обеспечение экономического развития, основанного на эффективной налоговой политике и налоговом стимулировании. Предлагается формирование комплекса государственных мер, основанного на повышении эффективности распределения бюджетных потоков, диверсифицированном применении налоговых преференций. Основным инструментом достижения поставленной цели является налоговый механизм, основными компонентами которого являются налоговое регулирование и налоговое стимулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TAX MECHANISM IN THE IMPLEMENTATION OF TAX POLICY AND ENSURING SPATIAL DEVELOPMENT

In the process of implementing a differentiated tax policy of spatial economic development, it is necessary to use a tax mechanism effectively. Current trends and problems in the global economy determine the need to create special territories among Russian regions where preferences for business will be provided. To implement the provisions of the «Fundamentals of the State Policy of Regional Development of the Russian Federation for the Period up to 2025», it is necessary to ensure economic development based on an effective tax policy and tax incentives. It is proposed to form a set of state measures based on improving the efficiency of the distribution of budget flows and diversified application of tax preferences. The main tool for achieving this goal is the tax mechanism, the main components of which are tax regulation and tax incentives.

Текст научной работы на тему «МЕСТО НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА В РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»

Сташ З.Н. 1

1 Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия

Место налогового механизма в реализации налоговой политики и обеспечении пространственного развития

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Сташ З.Н. Место налогового механизма в реализации налоговой политики ^ и обеспечении пространственного развития // Креативная экономика. -2021. - Том 15. - № 12. - С. 4979-4988. Сок 10.18334/се.15.12.1 13957

О

АННОТАЦИЯ:_

В статье обосновывается необходимость использования налогового механизма в процессе реализации дифференцированной налоговой политики пространственного экономического развития. Акцент в статье делается на том, что современные тенденции и проблемы в мировой экономике определяют необходимость создания среди российских регионов специальных территорий, на которых будут предусмотрены преференции для бизнеса. Для реализации положений «Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной «Реализации пространственного развития экономики России» необходимо обеспечение экономического развития, основанного на эффективной налоговой политике и налоговом стимулировании. Предлагается формирование комплекса государственных мер, основанного на повышении эффективности распределения бюджетных потоков, диверсифицированном применении налоговых преференций. Основным инструментом достижения поставленной цели является налоговый механизм, основными компонентами которого являются налоговое регулирование и налоговое стимулирование.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: пространственное развитие, налоговая политика, налоговый механизм, налоговое регулирование, налоговое стимулирование, устойчивый рост

ОБ АВТОРАХ_

Сташ Зарема Нурбиевна, доцент кафедры бизнес-аналитики, кандидат экономических наук, доцент (stashzn@rambler.ru)

издательство

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

- 4979 -

Stash Z.N. 1

1 Kuban State Technological University, Russia

<n

IN

o>

lO

o>

Ol

The tax mechanism in the implementation of tax policy and ensuring spatial £ development

CITE AS:_

Stash Z.N. (2021) Mesto nalogovogo mekhanizma v realizatsii nalogovoy politiki i obespechenii prostranstvennogo razvitiya [The tax mechanism in the implementation of tax policy and ensuring spatial development]. Kreativnaya ekonomika. 15. (12). - 4979-4988. doi: 10.18334/ce.15.12.1 13957

ABSTRACT:_

In the process of implementing a differentiated tax policy of spatial economic development, it is necessary to use a tax mechanism effectively. Current trends and problems in the global economy determine the need to create special territories among Russian regions where preferences for business will be provided. To implement the provisions of the «Fundamentals of the State Policy of Regional Development of the Russian Federation for the Period up to 2025», it is necessary to ensure economic development based on an effective tax policy and tax incentives. It is proposed to form a set of state measures based on improving the efficiency of the distribution of budget flows and diversified application of tax preferences. The main tool for achieving this goal is the tax mechanism, the main components of which are tax regulation and tax incentives.

KEYWORDS: spatial development, tax policy, tax mechanism, tax regulation, tax incentives, sustainable growth

JEL Classification: H20, H21, H22

Received: 30.1 1.2021 / Published: 25.12.2021 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Stash Z.N. (stashzn@rambler.ru)

- 4980 -

Введение

На сегодняшний момент российские регионы столкнулись с необходимостью создания специальных территорий с льготными или преференциальными условиями ведения бизнеса. Одной из причин этому выступают современные тенденции развития мировой экономики. «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденные указом Президента РФ, определяют систему приоритетов, целей, задач, мер и действий федеральных органов государственной власти по политическому и социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [6]. Она направлены на реализацию всех факторов и условий, оказывающих влияние на формирование и реализацию государственной политики регионального развития. Они ставят такие цели экономического развития, которые требуют создания условий для безопасного и эффективного развития на всех территориях.

Гринберг Р.С., Рубенштейн А.Я., Абалкин Л.И. и др. считают, что произошедший ранее рост российской экономики был основан на избыточном росте цен на энергоносители и это привело к перекосу в экономическом развитии страны [1] (Grinberg, Rubenshteyn, Abalkin, 2010). В условиях современной экономической действительности необходимо применение комплекса мер, обеспечивающих рост валового регионального продукта. Термин «регион» имеет характерные черты, изложенные в работах Дергачева В.А., Кистанова В.В. [5] (Kistanov, 2002), на которые надо опираться при выборе методов и инструментов налоговой политики.

Необходимо широкое применение налоговых преференций, мер поддержки особых экономических зон, выделение средств из бюджетов на формирование, поддержание и развитие инфраструктуры, что позволит регионам избавиться от отсталости в социально-экономическом развитии [7, 9, 14, 16] (Stash, Timchenko, 2015; Stash, 2018; Panskov, 2013; Osadchuk, Kleymenova, 2021).

Преимущества такого типа развития должны формироваться в рамках противодействия санкциям и должны быть направлены на внутреннее стимулирование экономического роста. Их цель сводится к тому, что они должны обеспечивать и реализовывать систему мер, направленных на формирование должного инвестиционного климата и устойчивого экономического роста региона [3, 7] (Stash, Timchenko, 2015; Stash, Timchenko, 2015). Это позволяет говорить нам, что налоговая политика реализуется через налоговый механизм как совокупность инструментов налогообложения, направленных на реализацию целей и задач налогового стимулирования и регулирования, влияющих

- 4981 -

на налоговые базы налогоплательщиков, сконцентрированных в определенном регионе [14] (Раткоу, 2013).

С другой стороны, в рамках реализации налоговый механизм направлен на ™ упорядочивание налоговых отношений.

^ Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной тематики

исследования.

2 Цель исследования состоит определении места налогового механизма в

реализации налоговой политики и обеспечении пространственного развития территорий.

Авторской гипотезой исследования является то, что сложившееся восприятие налогового механизма трансформируется под влиянием социально-экономический среды и должно быть направлено на упорядочивание налоговых отношений для достижения целей территориального экономического развития.

Методология исследования включает обзор прикладной и академической литературы по теме формирования и реализации налоговой политики в обеспечении пространственного развития территорий. Научным результатом является теоретический вклад в понимание особенностей применения налогового механизма для обеспечения устойчивого экономического развития территорий. Данная статья актуальна для широкой публики, для руководителей и должностных лиц, заинтересованных в качественной реализации налоговой политики.

Факторы роста экономики

Для обеспечения выхода России на новый виток технологического развития, то есть на новый мировой уровень развития, необходимы изменения и уточнения ориентиров в сфере экономики и финансов, производства, инноваций и, естественно, в социальной сфере. Основываясь на том, что в теориях, изучающих циклы технологического развития, основной цикл составляет 100 лет, можно сделать вывод о том, что эта задача является сложной и должна реализоваться в течение длительного периода. Для обеспечения перехода к установленной долгосрочной перспективе необходимо, чтобы большая часть ведущих экономических секторов экономики нашей страны в ближайшее время вышли на интенсивный рост. Эксперты и ученые сходятся в едином мнении, что для этого необходима как минимум четверть века. Рост был «запущен резким повышением цен на энергоносители и к настоящему времени уже вошел в устойчивый режим быстрого роста применения новых технологий за счет привлечения избыточного капитала на фоне резкого паде-

- 4982 -

ния спроса на продукцию традиционных производств» [1, с. 27] (Grinberg, Rubenshteyn, Abalkin, 2010, р. 27).

При этом нельзя не сказать и о том, что, несмотря на выход данного прогресса в технологиях на фазу роста, наблюдается замедление его развития. Причиной этому является неготовность экономики и социальной сферы к широкому внедрению новых технологий. Ни для кого не является новостью, что основу экономического развития, достижения параметров эффективной экономики формируют инновации и инвестиции, оформленные в стратегии в социально-экономической области. Инновации являются ключевым фактором экономического роста. Так называемые приоритетные направления и отрасли формируют ядро, основу нового технологического уклада. Для реализации всех заданных параметров необходимо в первую очередь соответствие инвестиционного потенциала страны и инвестиционной способности поставленных цели. Они должны обеспечивать, определять и развивать новые точки роста в приоритетных направлениях. Должны быть обеспечены инвестици- S онные возможности для аккумулирования денежных и материальных потоков на развитие приоритетных точек роста. Реализация роста во всех перечи- S сленных направлениях должна способствовать и обеспечивать реализацию разработанной и принятой модели пространственного развития экономики России [2], то есть должна обеспечить устойчивость экономического развития во всех без исключения регионах России, которая, в свою очередь, должна основываться в том числе и на мерах налоговой политики и налогового стимулирования. При этом надо помнить о том, что все регионы имеют разные собственные возможности и ограничения. Имеются региональные особенности формирования налоговой базы, которые оказывают прямое влияние на уровень налогового потенциала. Такие факторы, как географическое положение, составная селения, его количество, дробление и количество административных территориальных единиц, разные ресурсная база, производительные силы и их размещение, оказывают прямое влияние на выбор мер налоговой политики и направлений налогового стимулирования [3] (Stash, Timchenko, 2015).

Региональная экономика по своему влиянию на экономическую систему государства выступает основным звеном экономической науки. Это мнение подтверждают работы А.Г. Гринберга, Л.Б. Вардомского, В.А. Дергачева и других ученых, поскольку она отражает: исследование закономерностей, принципы, производительные силы и социальную инфраструктуру страны и ее территорий [4] (Dergachev, Vardomskiy, 2012). Термин «регион» имеет характерные черты:

- 4983 -

1. Эффективность и результативность налогового стимулирования определяются качеством реализации распределительно-регулирующей функции налогов, которая направлена на поддержание социальной справедливости, то есть налоговая система должна быть сбалансирована таким образом, чтобы обеспечивать равномерное распределение налоговой нагрузки.

2. В рамках пространственного территориального развития можно говорить о том, что для развития российских регионов налоговое стимули-

$ рование надо рассматривать гораздо шире, чем совокупность инструментов и факторов, которые играют регулирующую роль. Важно соблюдение обеспеченности всех уровней бюджетов, в том числе консолидированных бюджетов регионов, таким объемом налоговых доходов, который обеспечивал бы постоянный стабильный рост. Необходимо соблюдение интересов государства, на которое возложена ответственность за результативность социально-экономических мер, реализуемых в регионе, и налогоплательщиков, которые зарегистрированы и осуществляют свою производственно-хозяйственную деятельность на территории этого региона.

3. Реализация налогового механизма в рамках пространственного социально-экономического развития регионов и их территорий, создания преференциальных условий развития как налоговая конструкция основана на реализации большого круга налоговых категорий и понятий, а также взаимодействующих в связи с этим налоговых институтов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Гринберг Р.С., Рубенштейн А.Я., Абалкин Л.И. Стратегические ориентиры экономического развития России. / Научный доклад. - СПб.: Алетейя, 2010. -664 с.

2. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р (с изменениями на 23 марта 2021 года). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/552378463.

3. Сташ З.Н., Тимченко Е.Ю. Повышение степени инвестиционной активности экономики путем совершенствования функции налогового стимулирования // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4-1 (57). - с. 46-49.

4. Дергачев В. А., Вардомский Л.Б. Регионоведение. - М.: Юнити-Дана, 2012. -519 с.

5. Кистанов В. В. Региональная экономика России. / Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 581 с.

6. Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утверждены Указом Президента

- 4984 -

Российской Федерации от 16 января 2017 года N 13. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420389221?marker=65A0IQ (дата обращения: 11.12.2021).

7. Сташ З.Н., Тимченко Е.Ю. Необходимость укрепления функции налогового регулирования в условиях трансформационной экономики // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4-2(57). - с. 451-455.

8. Баяндурян Г.Л., Осадчук Л.М., Сташ З.Н., Тищенко Е.С., Каломбо Муламба В.И. Инструменты бюджетного и налогового регулирования устойчивого развития корпоративных социально-экономических систем. / монография. -Краснодар, 2018. - 132 с.

9. Сташ З.Н. Налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства // Электронный сетевой политематический журнал \»Научные труды КубГТУ\». - 2018. - № 6. - с. 388-394.

10. Александрова Ж.П., Авакян С.А. Собираемость налогов как критерий бюд-

о

жетно-налоговой безопасности государства // Современная школа России. Вопросы модернизации. - 2021. - № 3-1 (36). - с. 228-230.

11. Майбуров И.А., Иванова Ю.Б. Энциклопедия теоретических основ налогообложения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 503 с.

12. Передкова И. В. Организационно-экономический механизм формирования особой экономической зоны // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 9 (055). - с. 93-97.

13. Пансков В. Г. Налоговые инструменты подъема российской экономики в условиях экономического кризиса // Инновационное развитие экономики. -2016. - № 3-1 (33). - с. 24-30.

14. Пансков В. Г. Бюджетная самостоятельность и инвестиционная активность регионов // Инновационное развитие экономики. - 2013. - № 1(13). - с. 111115.

15. Сташ З.Н. Реализация налогового планирования и оптимизации в рамках стратегии устойчивого развития организаций // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 2 (127). - с. 942-945.

16. Осадчук Л.М., Клейменова Ю.А. Устойчивое развитие экономики в контуре совершенствования государственной налоговой политики // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 2 (127). - с. 72-75.

17. Баяндурян Г.Л., Клейменова Ю.А., Осадчук Л.М. Методическое обеспечение гармонизации промышленной и торговой политики в контуре устойчивого развития отраслевых комплектов. - Краснодар, 2021.

18. Мандрощенко О. В. Основные подходы к оценке эффективности налоговых льгот // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 39 (321). -с. 45-60.

го ш

- 4985 -

19. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. О сущности налоговой политики, налогового администрирования и налогового менеджмента // Инновационное развитие экономики. - 2014. - № 4(21). - с. 13-18.

Я 20. Евстафьева А. Х. Гносеологический анализ налоговых категорий, определяющих условия экономического развития государства и его регионов //

Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 2(32). - с. 86-91.

REFERENCES:

Aleksandrova Zh.P., Avakyan S.A. (2021). Sobiraemost nalogov kak kriteriy byudzhetno-nalogovoy bezopasnosti gosudarstva [Tax collection as a criterion of fiscal security of the state]. Sovremennaya shkola Rossii. Voprosy modern-izatsii. (3-1 (36)). 228-230. (in Russian).

Bayanduryan G.L., Kleymenova Yu.A., Osadchuk L.M. (2021). Metodicheskoe obespechenie garmonizatsii promyshlennoy i torgovoy politiki v konture us-toychivogo razvitiya otraslevyh komplektov [Methodological support for the harmonization of industrial and trade policy in the context of sustainable development of industry sets] (in Russian).

Bayanduryan G.L., Osadchuk L.M., Stash Z.N., Tischenko E.S., Kalombo Mulamba V.I. (2018). Instrumenty byudzhetnogo i nalogovogo regulirovaniya ustoychi-vogo razvitiya korporativnyh sotsialno-ekonomicheskikh sistem [Tools for budget and tax regulation of sustainable development of corporate socio-economic systems] (in Russian).

Dergachev V. A., Vardomskiy L.B. (2012). Regionovedenie [Regional studies] (in Russian).

Evstafeva A. Kh. (2016). Gnoseologicheskiy analiz nalogovyh kategoriy, opredel-yayushchikh usloviya ekonomicheskogo razvitiya gosudarstva i ego regionov [Epistemological analysis of tax categories determining the conditions of economic development of the state and its regions]. Innovative development of economy. (2(32)). 86-91. (in Russian).

Grinberg R.S., Rubenshteyn A.Ya., Abalkin L.I. (2010). Strategicheskie orientiry ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Strategic guidelines for Russia's economic development] (in Russian).

Kistanov V. V. (2002). Regionalnaya ekonomika Rossii [Regional economy of Russia] (in Russian).

- 4986 -

Mandroschenko O. V. (2016). Osnovnyepodkhody k otsenke effektivnosti nalogovyh lgot [Principal approaches to evaluating the efficiency of tax benefits]. Financial Analytics: Science and Experience. (39 (321)). 45-60. (in Russian).

Mayburov I.A., Ivanova Yu.B. (2016). Entsiklopediya teoreticheskikh osnov nalo-gooblozheniya [Encyclopedia of the theoretical foundations of taxation] (in Russian).

Mironova O.A., Khanafeev F.F. (2014). O sushchnosti nalogovoy politiki, nalogov-ogo administrirovaniya i nalogovogo menedzhmenta [Concerning tax policy, tax administration and tax management]. Innovative development of economy. (4(21)). 13-18. (in Russian).

Osadchuk L.M., Kleymenova Yu.A. (2021). Ustoychivoe razvitie ekonomiki v kon-ture sovershenstvovaniya gosudarstvennoy nalogovoy politiki [Sustainable economic development in the context of improving the state tax policy]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2 (127)). 72-75. (in Russian).

Panskov V. G. (2013). Byudzhetnaya samostoyatelnost i investitsionnaya aktiv-nost regionov [Budget independence and investment activity of the regions]. Innovative development of economy. (1(13)). 111-115. (in Russian).

Panskov V. G. (2016). Nalogovye instrumenty podema rossiyskoy ekonomiki v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa [Tax instruments for the recovery of the Russian economy in the context of the economic crisis]. Innovative development of economy. (3-1 (33)). 24-30. (in Russian).

Peredkova I. V. (2013). Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm formirovani-ya osoboy ekonomicheskoy zony [Organizational and economic mechanism of the special economic zone formation]. Sotsialnoekonomicheskieyavleniya i protsessy. (9 (055)). 93-97. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Stash Z.N. (2018). Nalogovaya politika kak faktor obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Tax policy as a factor of ensuring economic security of the state]. Elektronnyy setevoy politematicheskiy zhurnal \»Nauchnye trudy KubGTU\». (6). 388-394. (in Russian).

Stash Z.N. (2021). Realizatsiya nalogovogo planirovaniya i optimizatsii v ramkakh strategii ustoychivogo razvitiya organizatsiy [Implementation of tax planning and optimization within the framework of the sustainable development strategy of organizations]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2 (127)). 942-945. (in Russian).

- 4987 -

Stash Z.N., Timchenko E.Yu. (2015). Neobkhodimost ukrepleniya funktsii nalogov-ogo regulirovaniya v usloviyakh transformatsionnoy ekonomiki [The need to strengthen the functions of tax regulation in transformation economy]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4-2(57)). 451-455. (in Russian).

Stash Z.N., Timchenko E.Yu. (2015). Povyshenie stepeni investitsionnoy aktivnos-ti ekonomiki putem sovershenstvovaniya funktsii nalogovogo stimulirovaniya [Increased investment activity of the economy by improving the function of tax incentives]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4-1 (57)). 46-49. (in Russian).

- 4988 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.