Moscow conceptualism and its place in conceptual practice of the last third of the XX century Titkina A. (Russian Federation)
Место московского концептуализма в концептуальных практиках последней трети XX века Титкина А. А. (Российская Федерация)
Титкина Анастасия Алексеевна / Titkina Anastasiya - магистр, факультет искусств, социальных и гуманитарных наук,
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, г. Тула
Аннотация: в статье рассматриваются различия между западным и московским концептуализмом. Выделяются основные признаки русского концептуального искусства.
Abstract: the article describes distinctions between the western and Moscow conceptual art. The research tells about the main features of Russian conceptual art.
Ключевые слова: московский концептуализм, текст, концептуальное искусство.
Keywords: Moscow conceptualism, text, conceptual art.
Московский концептуализм является уникальным направлением в искусстве. Несмотря на то, что изначально концептуальное искусство зародилось в США, художественные практики советских художников сильно отличаются от практик их западных коллег.
Концептуализм как направление искусства появился в конце 1960-х в США. Благодаря поддержке крупных американских изданий, в которых появились статьи Джорджа Кошута - главного идеолога и основателя направления. В 1969 году проходит ряд крупных выставок не только в США, но и в Западной Европе. Также выходит в свет книга Кошута «Искусство после философии», в которой поясняется смысл нового направления. Концептуализм имеет неоавангардистский характер, отрывается от философии и старается показать окружающий мир таким, какой он есть. Одна из важных категорий рассматриваемого направления - концепт - это соотношение между идеей и ее визуальным восприятием, при этом сама форма особого значения не имеет. «Любые и всевозможные физические атрибуты и качества, принятые как совместно, так и раздельно, не имеют отношения к идее» [2]. Концептуалисты в своих работах несут различные идеи и размышления о жизни, окружающем мире, о событиях, которые происходят. Они тонко чувствуют социальные сдвиги и показывают это в различных композициях. Они стараются структурировать все происходящее. Концептуализм подобно структуралистам стремится распознать текст. Вся окружающая реальность есть некое текстовое сообщение, это может быть и фотография, объявление и т. д. В концептуализме можно выделить несколько направлений - это западный и московский. Несмотря на общую идею, эти два явления имеют серьезные различия. В первую очередь -это отношение к объекту. Если на Западе отдают предпочтение только объекту как предмету и занимаются только им, то московский концептуализм несет в себе идею включенности предмета в окружающую обстановку. Здесь уделяется большее внимание языку. Борис Гройс объясняет разницу между двумя концептуализмами еще и менталитетом народов. К примеру, на Западе общество более индивидуалистское, а в России до сих пор носит коллективный характер. Московский концептуализм тесно связан с литературным творчеством, что несет в себе связь с традиционным русским искусством, через способ передачи идей при помощи повествовательной формы. Вообще многие художники -концептуалисты работали иллюстраторами детских книг, что и оказало сильное влияние на их творчество. В 1970-е годы это направление носило неофициальный характер. В московском концептуализме произведения искусства носят структуралистский характер. Выражается это через понятие «концепта» -базиса всего творчества для концептуалистов. Важное место в работах московских концептуалистов занимает текст. Он является неотъемлемой частью визуального изображения. В практике московских концептуалистов возникают понятия текста и нарратива, визуальности и изобразительности. По мнению Ильи Кабакова: в основном значении текста для любого визуального изображения «стоит нарратив, который существует и «работает» на всех уровнях, как при создании этих работ, так и при их «понимании» [1, с. 7]. Причем этот нарратив существует вместе с произведением и является важной его частью, т. к. несет в себе внутренний диалог. Слово выступает лишь как сопровождающий комментарий для любого художественного действия. Московский концептуализм является интеллектуальным направлением в искусстве. Ему присущ постоянный диалог между художником и зрителем, художником и читателем, художником и критиком. Московский концептуализм начал развиваться в рамках неофициального искусства. Важную роль в его формирования сыграл Илья Кабаков. Вокруг него начинает формироваться сообщество художников нового направления. Кабаков тогда занимался созданием различных альбомов, работал с найденными объектами. Альбомы представляли собой книги без переплета, в которых были листы с иллюстрациями и небольшими отрывками текста. Такие альбомы можно было показывать другим художникам, прятать и с лёгкостью уничтожить. Всего было создано 10 альбомов, в них рассказывается о различных героях «повседневной жизни, раздавленной идеологией» [3,
с. 138]. Кабаков ведет диалог от лица героя, ставя при этом одновременно сложные и простые вопросы. Например: «Когда вы наливаете себе чай, вы делаете это внутри идеологической тюрьмы, или в этот момент вы ускользаете от вездесущей диктатуры, при которой вы живете, и не является ли этот момент мгновением наивысшего могущества?» [3, с. 138]. В русском актуальном искусстве рубежа XX -XXI веков прослеживается сильное влияние московского концептуализма 1970 -х. Это выражается в создании различных арт-объектов, в которых присутствует диалог, социальное исследование общества при помощи обычных предметов, использующихся в современном мире.
Литература
1. Кабаков И. Тексты. М.: Издательство Германа Титова, 2010. 640 с.
2. Кошут Дж. Искусство после философии. // Искусствознание. 2001. № 1.
3. Соломон Эндрю Советские художники во времена гласности. М.: ООО «Ад Марингем Пресс», 2013. 480 с. илл.
4. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. 248 с.