Научная статья на тему 'Место «Латинос» в принятии законов о гражданских правах в СшА'

Место «Латинос» в принятии законов о гражданских правах в СшА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
418
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / "ЛАТИНОС" / "ПОЗИТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ" / ЦВЕТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / КОНГРЕСС / ДИСКРИМИНАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЫ / CIVIL RIGHTS / LATINOS / "AFFIRMATIVE ACTIONS" / COLOURED / CONGRESS / DISCRIMINATION / ILLEGAL IMMIGRANTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ионова Екатерина Николаевна

Статья посвящена рассмотрению роли латиноамериканцев в выстраивании системы гражданских прав цветного населения США. В условиях проживания в строго регламентированном общественно-политическом пространстве «латинос» стремились законодательно оформить свое положение в поликультурной стране. Автор особое внимание уделил отношению политической элиты и общественности к программам «позитивных действий», которые воспринимались президентом США Дж. Бушем как несправедливые в отношении белого населения страны. С 1960-х гг. этнические меньшинства обладали особым статусом и были не намерены его лишаться. Также автор рассматривает взаимоотношения «латинос» и афроамериканцев в ходе борьбы за свои гражданские права. Ведущими в работе явились принципы историзма и научной объективности, а сравнительно-исторический и историко-генетический методы легли в основу исследования. Изменение политического вектора в формировании правозащитной повестки в начале 1990-х гг. неоднозначно воспринималось в американском поликультурном обществе. Толчком к изменению статус-кво стали решения Верховного суда 1989 г., противоречащие ранее принятым постановлениям. Спорным вопросом, разделившим «латинос» и афроамериканцев в рамках защиты гражданских прав, стало иммиграционное законодательство: первые стремились к его либерализации, вторые к максимальному закрытию границ. Обладая в тот период более масштабной сетью разветвленного представительства общественно-политических организаций, афроамериканцам удавалось сохранять лидерство и влиять на включение тех или иных положений в законопроекты о защите гражданских прав. Участие «латинос» в обсуждении инициатив и огромная скорость роста их присутствия в США привлекли внимание ведущих американских политических партий к данной группе населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ионова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Latinos in the enactment of the civil rights law in the USA

The article is devoted to the place of Latin Americans in formation of the system of civil rights of the coloured in the USA. Living under strictly controlled socio-political conditions, the Latinos sought to regulate their social standing legislatively in the poly-cultural country. The author paid special attention to the attitude of political elite and public representatives to the programmes of "affirmative actions" which the President of the USA George Herbert Walker Bush perceived as unfair one in relationship to the white people of the country. Since the 1960s, ethnical minorities have possessed special status and did not intend to lose it. Also, the author considers the relationship between the Latinos and the Afro-Americans during the civil rights struggle. The principle of historicism and scientific objectivity were the leading ones in the research work. The changing of political vector in settling the agenda of the 1990s was accepted in the US' poly-cultural society ambiguously. The impulse stimulates the changing of status quo was the Supreme Court decisions in 1989 which contradicted to earlier approved resolutions. The contentious issue that separated the Latinos and the Afro-Americans in civil rights process was immigration law when the Latinos sought to liberalise it, but the later ones, to close the borders. Having that time more powerful and developed representatives offices of socio-political organisations of Afro-Americans succeeded in becoming leaders and continued to influence in incorporation of certain provisions in Civil legislation. The Latinos' participation in the discussions and the growing number of them in the USA was paid attention to by the leading political parties.

Текст научной работы на тему «Место «Латинос» в принятии законов о гражданских правах в СшА»

УДК 34(091)(7)

Ионова Екатерина Николаевна

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Kricty_en@mail.ru

место «латинос» в принятии законов о гражданских правах в США

Статья посвящена рассмотрению роли латиноамериканцев в выстраивании системы гражданских прав цветного населения США. В условиях проживания в строго регламентированном общественно-политическом пространстве «латинос» стремились законодательно оформить свое положение в поликультурной стране. Автор особое внимание уделил отношению политической элиты и общественности к программам «позитивных действий», которые воспринимались президентом США Дж. Бушем как несправедливые в отношении белого населения страны. С 1960-х гг. этнические меньшинства обладали особым статусом и были не намерены его лишаться. Также автор рассматривает взаимоотношения «латинос» и афроамериканцев в ходе борьбы за свои гражданские права. Ведущими в работе явились принципы историзма и научной объективности, а сравнительно-исторический и историко-генетический методы легли в основу исследования. Изменение политического вектора в формировании правозащитной повестки в начале 1990-х гг. неоднозначно воспринималось в американском поликультурном обществе. Толчком к изменению статус-кво стали решения Верховного суда 1989 г., противоречащие ранее принятым постановлениям. Спорным вопросом, разделившим «латинос» и афроамериканцев в рамках защиты гражданских прав, стало иммиграционное законодательство: первые стремились к его либерализации, вторые - к максимальному закрытию границ. Обладая в тот период более масштабной сетью разветвленного представительства общественно-политических организаций, афроамериканцам удавалось сохранять лидерство и влиять на включение тех или иных положений в законопроекты о защите гражданских прав. Участие «латинос» в обсуждении инициатив и огромная скорость роста их присутствия в США привлекли внимание ведущих американских политических партий к данной группе населения.

Ключевые слова: гражданские права, «латинос», «позитивные действия», цветное население, конгресс, дискриминация, нелегалы.

Защита гражданских прав в стране с развитой демократией остается актуальной вот уже более 50 лет. Политкорректность требует от всех участников общественно-политического процесса строгого соблюдения ранее установленного регламента взаимоотношений. С течением времени происходящие внутри страны и мире изменения ставят новые вызовы, с которыми в рамках прежних установок и договоренностей невозможно находить прежний компромисс. В результате один из участников договора предлагает новую модель взаимодействия, не оставляя заинтересованным сторонам приемлемого для них варианта преобразований. Так возникает конфликт интересов, когда отстаивать свои гражданские права должны наиболее ущемленные стороны (афроамериканцы и «латинос»), вступая в конфликт с действующей политической властью. В США 1990-х гг. такими участниками было цветное население страны и президент США Дж. Буш. Опосредованно в дискуссию вступало белое большинство, которое в рамках действовавших программ «позитивных действий» испытывало так называемую «дискриминацию наоборот». В историографии роль «латинос» в защите гражданских прав в последнее время рассматривается в контексте межэтнического взаимодействия с афроамериканцами, намекая на общность характерных подходов по их встраиванию в американское общество [3]. Новым направлением в исследовании становится сравнение вызовов и ответов на них со стороны негров и «латинос», а сами работы приобретают оттенок кросскультурного взаимодействия меньшинств [6]. Однако вопрос защиты латиноамериканцами своих гражданских

прав пока не нашел должного отражения в историографии. В настоящее время существует необходимость систематизировать и комплексно изучить шаги, предпринимавшиеся правительством США для включения «латинос» в социально-политическую структуру американского общества. Целью данной работы было показать противоречивость и неоднозначность установок ведущих политических партий и президента в решении вопроса о социальной защите «латинос». Для этого нами была показана разность позиций участников движения за гражданские права - как на момент зарождения, так и в последующие периоды, а также доказана особая роль латиноамериканского элемента в формировании правозащитной повестки и в привлечении внимания к себе американской политической элиты.

В работе был использован принцип историзма и научной объективности при всестороннем анализе источников, а также сравнительно-исторический и историко-генетический методы в процессе изучения степени и характера вовлеченности «латинос» на разных этапах исторического развития этой группы населения.

Дж. Буш подписал S1745 ^ 102-166) 21 ноября 1991 г. и был вынужден признать, что тем самым поддержал положительные действия. Закон о гражданских правах, принятый в 1964 г. после 75-дневной обструкции, спустя почти 30 лет эхом отозвался над новым биллем и вызвал настоящий раскол в политических кругах США. Центральный вопрос о квотах выразился в озабоченности участников дебатов дилеммой, связанной с предоставлением американскому обществу равных возможностей или гарантии им равных результатов. Начиная

60

Вестник КГУ ..>;. № 4. 2017

© Ионова Е.Н., 2017

с 1970-х годов подобного рода практика напряженных обсуждений сформировала определенного рода стратегию Демократической партии, ориентированной на продвижение интересов «цветного» электората. Тогда вопросы о расовой диспропорции стали рассматриваться в рамках законов о гражданских правах и квалифицироваться в исковых заявлениях как «дифференцированное воздействие» (disparate impact). Смена вектора в защите своих прав произошла под влиянием изменившихся условий жизни. Если в 1960-х годах латиноамериканцы представляли собой более или менее однородную группу, в которой основная ее масса - мексиканоамериканцы - была рождена в США и могла заявить, что так же, как и афроамерикан-цы, страдала от дискриминации, то в 1990-х годах большинство из них были уже иммигрантами или детьми иммигрантов. Со временем правозащитная повестка для них становилась менее актуальной, что не снимает значимости Закона о гражданских правах 1991 г., регулировавшего взаимоотношения между работниками и работодателями.

Разделение населения по расам и этносам, закрепившее неравенство на государственном уровне, способствовало выделению угнетенных групп. Это явление восходит к рубежу XIX-XX веков, когда на американском Юге были приняты законы, создавшие там систему кастовости. Законы Джима Кроу, персонажа скетча драматурга и актера Томаса Райса, оголтелого расиста [1, с. 474], чье имя стало нарицательным и одновременно закрепилось как презрительное прозвище негров, были приняты законодательными собраниями бывших рабовладельческих штатов [1, с. 472, 862]. Несмотря на то, что гражданские права и свободы были гарантированы «Биллем о правах», а 13-я, 14-я и 15-я поправки к Конституции СшА провозглашали права негров, они носили скорее декларативный характер. Подобная ситуация сохранялась до середины XX века, когда под влиянием возросшего самосознания негритянского населения и появления внутри этой среды яркого лидера в 1950-60-х годах в СшА развернулось мощное движение в защиту гражданских прав. Поводом к нему стал арест чернокожей швеи Розы Паркс в городе Монтгомери, штат Алабама, отказавшейся сидеть в автобусе на задних местах, как то было предписано местным законом [1, с. 10]. Впервые в 1954 г. Верховный суд вынес новое решение взамен старому, которое гласило: «Мы делаем вывод, что в области государственного образования доктрина "раздельного, но равного" неуместна» [1, с. 862]. В результате конгресс СшА разработал ряд законов в интересах защиты гражданских прав в 1957 г., 1960 г., 1964 г. и 1968 г. Законы 1957 и 1960 гг. гарантировали неграм право голоса, законы 1964 и 1968 гг. имели своей целью ликвидировать расовую дискриминацию во многих областях жизни американского

обществ, в том числе при съеме и аренде жилья. Одним из важнейших был закон 1964 г. и особенно его разделы II, VI, VII [1, с. 181].

В ходе движения оформились группы граждан, признанные законодательством СшА особо нуждавшимися в защите и предоставлении равных возможностей при трудоустройстве, а также при приеме в учебные заведения. Для осуществления патроната была создана комиссия по соблюдению равноправия при трудоустройстве независимо от расы, этнического происхождения, пола и т. д. [1, с. 293], полномочия которой были расширены новым Законом о равноправии при трудоустройстве [1, с. 292]. В отношении особых социальных групп граждан разрабатывались планы и программы «позитивных действий» «affirmative actions», направленные на устранение последствий расовой дискриминации. В 1941 г. в США уже была создана федеральная комиссия по найму на работу без дискриминации (в соответствии с указом Ф.Д. Рузвельта) с целью предотвращения дискриминации в фирмах-получателях военных подрядов. Однако из-за несоответствия целей полученным результатам она была распущена в 1946 г. Подобные организации стали создаваться и на местном уровне, и на уровне штатов. Только во время движения в защиту гражданских прав правительство действительно обратилось к решению проблем дискриминируемого населения страны, в том числе его цветной составляющей. В соответствии с Законом о гражданских правах 1957 г. была создана Комиссия по гражданским правам [1, с. 195], а по Закону о гражданских правах 1964 г. частным и государственным нанимателям, профсоюзам запрещалось проводить дискриминацию по признаку расы, вероисповедания, национальности и т. д. Ни одна дискриминируемая группа в тот период не воспринималась политическими лидерами как полноценная участница в борьбе за свои гражданские права [2]. Поэтому только объединив усилия и выступив единым фронтом меньшинства, они могли продвигать свои требования. Внутри движение было не равнозначно по силе влияния на политический процесс. Среди множества заинтересованных сторон в лидерах оказалась коалиция с сильным ядром афроамериканцев. На тот период латиноамериканцы не составляли им серьезной конкуренции. «Латинос» проживали преимущественно в юго-западных штатах и не могли находиться на передовой правозащитнической деятельности. При численности в 7 миллионов человек, без поддержки достаточного количества общественных организаций, способных на национальном уровне представлять их интересы, латиноамериканцам ничего не оставалось, как примкнуть к группе афроамери-канцев. У них на тот момент уже функционировала «Национальная ассоциация содействию прогрессу цветного населения» [1, с. 630], а в 1967-1968 гг.

Вестник КГУ № 4. 2017

61

ее частью стал Мексиканоамериканский фонд по правовой защите и образованию [7].

Зачастую интересы участников движения не только не пересекались, но вступали в противоречие. Испаноязычные лидеры требовали включить в повестку обсуждений в рамках гражданского законодательства вопрос о реформировании иммиграционной системы и об увеличении своего политического влияния. Афроамериканцы были сконцентрированы на проблемах трудоустройства, не желая допускать в политические дебаты нового участника. Одно из первых политических столкновений между черными и испаноязычными произошло в 1975 г. когда в конгрессе рассматривались дополнения к Закону о гражданских правах 1964 г. Тогда афроамериканцы внесли поправки в защиту своих интересов, способствовавших упрощению процедуры признания результатов выборов на местах недействительными. Мексиканоамери-канский фонд по правовой защите и образованию хотел того же для мексиканоамериканцев. Однако Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения не стала рисковать и не внесла поправки ни для «латинос», ни для других меньшинств. Противостояние афроамерикан-цев и «латинос» в деле защиты гражданских прав в 1980-х годах перешло в русло решения иммиграционного вопроса, который для первых всегда был острым. Они опасались, что новые латиноамериканские иммигранты вытеснят их с рынка труда и сыграют на понижении зарплат. В 1986 г., несмотря на сильное сопротивление латиноамериканцев, афроамериканцы и профсоюзы поддержали Закон об иммиграционной реформе и иммиграционном контроле, по которому на работодателей накладывались штрафы за прием на работу нелегалов. В результате работодатели проводили политику дискриминации в отношении испаноязычных американцев. Когда Национальная ассоциация содействию прогресса цветного населения, лоббирующая интересы этнических и национальных меньшинств, не предприняла попытку внести поправки в законопроект 1986 г., испаноязычные группы угрожали своим выходом из организации. Кризис удалось сгладить, когда была сделана некоторая уступка со стороны афроамериканцев в виде выступления за отмену санкции против работодателей. Однако на слушания в конгрессе этот протест не поступил. На протяжении 1980-х годов латиноамериканцам удалось продвинуться в выстраивании вертикали политического влияния, что немало обеспокоило афроамериканцев и белых. Испаноязыч-ные организации преуспели в 1986 г. в достижении компромисса по иммиграционной реформе и добились предоставления амнистии более 3 миллионам нелегалов, уже проживавших в США, и возможности легализовать свой статус. Они продвигали требования в защиту прав нелегалов в судах. В 1982 г.

Верховный суд США постановил, что дети нелегалов могли получать бесплатное образование в государственных школах, а суды в Калифорнии и Техасе поддержали нелегальных иммигрантов в части предоставления им материальной компенсации по безработице и добились допуска для них в государственные университеты.

Американское общество, существовавшее в условиях предоставления особой защиты отдельным группам населения страны около 30 лет, к концу 1980-х годов, казалось, устало от полит-корректности, и в политических кругах зазвучали призывы сократить или вовсе отказаться от «позитивных действий». В подтверждение этому в 1989 г. Верховный суд США вынес шесть постановлений, противоречащих ранее утвержденным законодательным актам. В рамках «позитивных действий» защита гражданских прав не являлась прерогативой одной дискриминируемой группы. Под их защиту подпадали все ущемленные лица по признаку расы, пола, возраста и религиозных убеждений. Поэтому в процессе законотворческой деятельности приходилось учитывать интересы многих сторон, что осложняло вынесение окончательного решения, удовлетворяющего интересам большинства. Во многом это объясняет большой временной разрыв между последним подобным законом 1968 г. и новым - 1991 г. В 1990 г. градус общественной и политической напряженности был настолько высоким, что, колеблясь, президент Дж. Буш впервые за всю историю правозащитного законодательства наложил вето на законопроект о защите гражданских прав. ^ 2104 HR 4000). Он посчитал нецелесообразным отстаивать интересы меньшинств в ущерб работодателей. Вынесению подобного решения способствовала ситуация разделенного правления, когда демократический конгресс продвигал неугодный президенту-республиканцу билль. Подготовка законопроекта и его обсуждение в конгрессе показали определенную циничность обеих партий по поводу защиты гражданских прав. Дж. Буш в поисках компромисса стремился поддерживать свой рейтинг. Если законопроект прошел бы в конгрессе, он столкнулся бы с дилеммой, когда с одной стороны его уже поддержал большой процент афроамериканцев, ради которых он и пытался найти компромисс, с другой - президент рисковал оттолкнуть от себя бизнес-сообщество. Одновременно глава Белого дома не желал ссориться с однопартийцами. Уже в 1991 г., спустя два года после вынесенных скандальных решений Верховного суда 1989 г. и в связи с нарастанием конфликта между Дж. Бушем и афроамериканцами, закон о гражданских правах ^ 1745 - PL 102-166) все-таки был подписан. После внесения S 1745 [5] на рассмотрение в сенат прошло чуть менее трех месяцев, когда Дж. Буш его узаконил 21 ноября 1991 г. Однако этому пред-

62

Вестник КГУ № 4. 2017

шествовала кропотливая работа по схожей инициативе палаты представителей HR 1 [4].

Приобретенные латиноамериканским сообществом под влиянием принятых и обсуждаемых законодательных инициатив, а также деятельности общественно-политических организаций особый социально-экономический статус и политическое самосознание обратили внимание ведущих политических партий к этой категории населения.

Библиографический список

1. Американа: Англо-русский лингвострано-ведческий словарь. - Смоленск: Полиграмма. 1996. - 1420 с.

2. Chavez Linda. Rainbow Coalition // The New Republic. - 1990. - November, 19. - P. 14-16.

3. Divided or together? Conflict and cooperation between African Americans and Latinos / K.J. Meier , P.D. McClain, J.L. Polinard etc. // Polit. research quart. - Salt Lake City, 2004. - Vol. 57, № 3. - P. 399409; Neither enemies nor friends Latinos, Blacks, Afro-Latinos / ed. by A. Dzidzienyo, S. Oboler. -Houndmills: Palgrave Macmillan, 2005. - 323 p.

4. HR1: Civil Rights and Women's Equality in Employment Act of 1991 внесен на рассмотрение 03.01.1991 конгрессменом Дж. Бруксом (Дем.,

Техас) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.govtrack.us/congress/bills/102/s1745 (дата обращения: 13.03.2017).

5. S1745: Civil Rights Act of 1991. Спонсор законопроекта сенатор Дж. Денфорт (Респ., Миссури) внес его на рассмотрение 24.09.1991. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. govtrack.us/congress/bills/102/s1745 (дата обращения: 13.03.2017).

6. Santiago A.M., Wilder M.G. Residential segregation and links to minority poverty: the case of Latinos in the United States // Social problems. -Berkeley, 1991. - Vol. 38, № 4. - P. 492-515; Aponte R. Urban Hispanic poverty: desegregations and explanations // Social problems. - Berkeley, 1991. - Vol. 38, № 4. - P. 516-528; Naikang Tsao. Ameliorating environmental racism: A citizens' guide to combating the discriminatory sitting of toxic waste dumps // New York univ. law rev. - New York, 1992. -Vol. 67, № 2. - P. 366-418.

7. Teresa Palomo Acosta. Mexican American Legal Defense and Educational Fund. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tshaonline. org/handbook/online/articles/jom01 (дата обращения: 13.06.2015).

Вестник КГУ. J № 4. 2017

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.