Научная статья на тему 'Место курса «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе» в системе подготовки магистранта-филолога'

Место курса «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе» в системе подготовки магистранта-филолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / КУРС / «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ» / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / МАГИСТРАНТ / ФГОС ВО / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н. П. ОГАРЕВА / ACADEMIC DISCIPLINE / COURSE / “THEORY AND METHODS OF TEACHING HISTORY OF RUSSIAN LITERATURE AT HIGHER SCHOOL” / MASTER’S DEGREE PROGRAM / CANDIDATE FOR MASTER’S DEGREE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / NATIONAL RESEARCH OGAREV MORDOVIA STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казеева Елена Александровна

В статье обобщается накопленный автором опыт в области преподавания учебной дисциплины «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе» у магистрантов филологического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Представлена характеристика структуры курса, его цели и задач, формируемых профессиональных компетенций. Подчеркивается, что на базе успешного освоения данной дисциплины во многом строится дальнейшая профессиональная деятельность магистрантов-филологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казеева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article summarizes the author’s experience in the sphere of teaching the academic discipline “Theory and Methods of Teaching History of Russian Literature at Higher School” to the candidates for Master’s Degree in Philology of the National Research Ogarev Mordovia State University. The author characterizes the structure of the course, its purposes and tasks, professional competences being formed. The researcher emphasizes that this academic discipline in many ways forms the basis of further professional activity of candidates for Master’s Degree in Philology.

Текст научной работы на тему «Место курса «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе» в системе подготовки магистранта-филолога»

Казеева Елена Александровна

МЕСТО КУРСА "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ" В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТА-ФИЛОЛОГА

В статье обобщается накопленный автором опыт в области преподавания учебной дисциплины "Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе" у магистрантов филологического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Представлена характеристика структуры курса, его цели и задач, формируемых профессиональных компетенций. Подчеркивается, что на базе успешного освоения данной дисциплины во многом строится дальнейшая профессиональная деятельность магистрантов-филологов. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2018/3-1/53.11^1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 3(81). Ч. 1. C. 195-199. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/3-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

и формировать у них специфические навыки «словоделания» на ^зы-морфемном уровне. Такой подход будет способствовать проникновению в «скрытую» (термин Тань Аошуан) грамматику китайского языка и открывать возможности для постижения особенностей языкового сознания носителей китайского языка.

Список источников

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.

2. Демидова Т. В., Соловьева Т. М. О месте языковой интуиции в процессе формирования лексических навыков при изучении китайского языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (78): в 4-х ч. Ч. 2. С. 199-203.

3. Кубрякова Е. С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.

4. Семенас А. Л. Лексикология современного китайского языка. М.: Наука, 1992. 280 с.

5. Щ^Й-ЭМЛ. 2016. 599 Ж (Словарь современного китайского языка. Изд-е 7-е. Пекин: Коммерческая пресса, 2016. 599 с.).

LINGUISTIC THEORY AND ISSUES OF PRACTICAL TEACHING OF THE CHINESE LANGUAGE IN LEXICO-SEMANTIC ASPECT

Demidova Tat'yana Vasil'evna, Ph. D. in Philology Solov'eva Tat'yana Mikhailovna, Ph. D. in History Peoples' Friendship University of Russia, Moscow [email protected]; [email protected]

The article examines the possibilities to acquire lexico-semantic skills of Chinese considering psychological, formal and meaningful aspects. The focus is made on the necessity to realize the asymmetry in the nominative aspect between the Russian and Chinese lexical signs, since it's the main source of difficulties for the Chinese learners. The possibilities for practical realization of the assigned purposes are illustrated by the example of a certain Chinese concept.

Key words and phrases: specific features of the Chinese language; peculiarities of speech units and linguistic units; nominative and communicative functions; linguo-didactics; cognitive-semantic approach; formation of lexical skills; taking zi-concepts as basis.

УДК 821.161.1:378(076)

В статье обобщается накопленный автором опыт в области преподавания учебной дисциплины «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе» у магистрантов филологического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Представлена характеристика структуры курса, его цели и задач, формируемых профессиональных компетенций. Подчеркивается, что на базе успешного освоения данной дисциплины во многом строится дальнейшая профессиональная деятельность магистрантов-филологов.

Ключевые слова и фразы: учебная дисциплина; курс; «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе»; магистерская программа; магистрант; ФГОС ВО; Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева.

Казеева Елена Александровна, к. филол. н., доцент

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск kazeeva-ea@yandex. т

МЕСТО КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТА-ФИЛОЛОГА

В 2011 году на филологическом факультете Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева была открыта магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология, в рамках которой разработан ряд магистерских программ как лингвистического, так и литературоведческого профиля. Особое место среди обязательных дисциплин, входящих в вариативную часть учебного плана магистерских программ «Русская литература» и «Литература народов России», занимает курс «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе». Сочетание теоретических и практических компонентов в преподавании данной дисциплины превращает ее в один из важнейших курсов в профессиональной подготовке магистранта-филолога. Изучение «Теории и методики преподавания истории русской литературы в высшей школе» особенно важно для выпускников бакалавриата Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, поскольку с 2011 по 2016 годы в их учебном плане отсутствовала «педагогическая составляющая» - курсы методики преподавания русского

языка и литературы, педагогики и психологии, педагогическая практика и т.п. Таким образом, актуальность данной статьи обусловлена необходимостью обобщения накопленного автором опыта в области преподавания интересующей нас магистерской дисциплины. Практически все ее разделы, как это будет указано ниже, знакомят магистрантов со спецификой организации учебного процесса в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева, что особенно важно для их будущей профессиональной деятельности.

Основная цель курса «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе» -формирование у магистрантов представления о теории и методике преподавания истории русской литературы в высшей школе, об основных нормативных документах в сфере образовательной деятельности вуза, современных педагогических технологиях; подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности в сфере вузовского преподавания истории русской литературы. Постановка данной цели диктует решение ряда задач - активизировать и расширить имеющиеся у магистрантов знания по истории русской литературы и теории литературы, дать необходимые теоретические знания по методике преподавания литературы в высшей школе, педагогике и психологии; выработать умения и навыки организации научно-исследовательской и преподавательской деятельности; овладеть принципами разработки отдельных типов учебной документации; освоить основные формы вузовского учебного процесса (лекции, семинары, консультации и т.д.), разрабатывать и осуществлять различные формы контроля; познакомить с основными направлениями учебно-методической работы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.

Дисциплина «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе» изучается в первом семестре на первом курсе. Ее общая трудоемкость составляет 144 часа (4 зачетные единицы), из которых 66 часов отводится на самостоятельную работу студентов. Аудиторная нагрузка в объеме 42 часов включает в себя 14 часов лекций и 28 часов семинарских занятий. Формой отчетности по курсу является экзамен. Освоению интересующей нас дисциплины способствуют знания, умения и компетенции, полученные обучающимися при изучении истории русской литературы, основ литературоведения и теории литературы, истории и философии. «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе» необходима для изучения таких обеспечивающих (последующих) дисциплин магистерской программы, как «Современные проблемы изучения литературы», «Психология и педагогика», «Поэтика русской литературы: становление и развитие авторского мышления в XI-XIX вв.» и др.

Процесс изучения интересующего нас курса направлен на формирование ряда профессиональных компетенций, заявленных во ФГОС ВО.

Первая. ПК-6: владение навыками разработки под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения, реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию [5, с. 8-9]. Магистранты должны знать: 1) современное состояние области знаний и профессиональной деятельности, соответствующей преподаваемым учебным курсам, дисциплинам (модулям); 2) методологические основы современного образования; 3) основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки научно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата и ДПП (З1 (ПК-6)-[); уметь: разрабатывать планы лекционных и семинарских занятий, следуя установленным методологическим и методическим подходам, представлять разработанные материалы и дорабатывать их по результатам обсуждения и экспертизы, проведенной специалистами более высокого уровня квалификации (У1 (ПК-6)-[); владеть: навыками разработки планов лекционных и семинарских занятий, следуя установленным методологическим и методическим подходам, представления разработанных материалов и их доработки по результатам обсуждения и экспертизы, проведенной специалистами более высокого уровня квалификации (В1 (ПК-6)-[).

Вторая. ПК-8: готовность участвовать в организации научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и ДПО, в профориента-ционных мероприятиях со школьниками [Там же, с. 9]. Магистранты должны знать: основы научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и ДПО; как организовать профориентационную работу в области филологии (З1 (ПК-8)-[); уметь: 1) самостоятельно организовать научно-исследовательскую, проектную, учебно-профессиональную и иную деятельность обучающихся по программам бакалавриата и ДПО; 2) популяризировать филологические знания и организовать профориентационную работу в области филологии (У1 (ПК-8)-1); владеть: 1) базовыми навыками проведения научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и ДПО; 2) навыками популяризации филологических знаний и организации профориентационной работы в области филологии (В1 (ПК-8)-[).

Третья. ПК-9: педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата и ДПО [Там же]. Магистранты должны знать: 1) формы и способы педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата и ДПО; 2) основы педагогической деятельности (З1 (ПК-9)-[); уметь: оказать педагогическую поддержку профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата и ДПО (У1 (ПК-9)-[); владеть: формами и способами педагогической поддержки обучающихся по программам бакалавриата и ДПО (В1 (ПК-9)-[).

Учебная дисциплина «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе» состоит из введения и трех основных разделов. Во «Введении» студенты получают знания о методике преподавания русской литературы как науки: ее предмете, содержании, цели и задачах. Преподаватель детально

останавливается на взаимосвязи интересующей нас дисциплины с другими науками, в первую очередь - с литературоведением. Здесь же рассматриваются основные этапы становления методики преподавания литературы в России, начиная с Древней Руси и заканчивая первым десятилетием XXI века. Важным, на наш взгляд, является включение во «Введение» сведений о педагогической деятельности преподавателей кафедры русской и зарубежной литературы Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева и их научных работах, посвященных методике преподавания русской литературы [1-3].

Первый раздел «Организационно-педагогические основы обучения истории русской литературы» знакомит студентов с ключевыми понятиями дидактики. В нем рассматриваются педагогические системы, специфика педагогического процесса, его структурные компоненты и принципы организации. Студенты узнают о процессе обучения в высшей школе и его функциях, получают представление о ведущих концепциях обучения, системе дидактических принципов, специфике компетентностного подхода в вузе и этапах его становления. Важное место здесь занимает информация о методах, средствах и формах обучения в высшей школе. Кроме того, магистранты узнают о специфике функционирования кредитно-модульной системы обучения в вузе, знакомятся с ее понятийно-категориальным аппаратом.

Ключевое место в освоении интересующей нас дисциплины занимает раздел «Теоретические и методические особенности преподавания истории русской литературы в высшей школе». Магистранты получают представление о нормативных документах, обеспечивающих преподавание курса «История русской литературы»: рассматриваются Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата), причем делается акцент на специфике ФГОС ВО третьего поколения; основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата); учебный модуль дисциплины «История русской литературы». Отдельные занятия выделяются на изучение методики подготовки и проведения лекций, семинарских занятий, консультаций, методики организации и руководства самостоятельной работой студентов и контроля по вузовскому курсу «История русской литературы». Здесь же студенты получают представление о проблемном обучении, знакомятся с методами активизации лекционных и семинарских занятий, обучающими играми по русской литературе.

Третий раздел «Особенности организационного и методического обеспечения учебного процесса в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева» знакомит магистрантов со спецификой организации учебно-методической работы родного вуза, с деятельностью его основных подразделений (научно-методического совета, учебно-методического управления, отдела менеджмента качества, ученого совета, учебно-методической комиссии и т.д.). Преподаватель рассказывает об особенностях организационной культуры в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева и об основных локальных актах (положениях), регламентирующих процесс обучения в университете. Несомненно, важным является изучение Положения о кафедре русской и зарубежной литературы, позволяющее составить представление об образовательных, научных и внеучебных аспектах деятельности данного подразделения. Магистранты узнают о кафедральной документации, научной организации труда членов подразделения, специфике организации работы с молодыми преподавателями; учатся готовить и проводить заседание кафедры.

В современной двухуровневой системе вузовского образования важное место отводится самостоятельной работе магистрантов, ориентированной на активизацию их познавательной деятельности. В связи с этим нами разработана целостная система вопросов и заданий для самостоятельной работы по дисциплине «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе». Отметим, что многие из них нацелены на изучение методического опыта преподавателей кафедры русской и зарубежной литературы Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. В качестве примера приведем вопросы и задания по теме «Кафедра русской и зарубежной литературы как центр учебно-методической и научной работы», входящей в третий раздел курса.

Вопросы

1. Что такое кафедра? Какие две категории кафедр имеются в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева? По каким критериям определяется статус кафедры? 2. Какова цель обеспечивающей кафедры? Приведите примеры обеспечивающих кафедр среди подразделений, участвующих в подготовке студентов по направлению 45.03.01 «Филология» («Отечественная филология (Русский язык и литература)»). 3. Каковы цель и функции выпускающей кафедры? Приведите примеры выпускающих кафедр филологического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. 4. Каковы права и обязанности выпускающей кафедры? 5. Как осуществляется управление выпускающей кафедрой? 6. Кто утверждает структуру и штатное расписание выпускающей кафедры? 7. Какая документация должна храниться на выпускающей кафедре?

Задания

1. Познакомьтесь с Положением о кафедре русской и зарубежной литературы Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные функции кафедры по образовательной, научной и внеучебной деятельности. 2. Посетите заседания кафедры, проводимые в конце августа, в декабре и в феврале. Какими факторами, на ваш взгляд, объясняется круг вопросов, выносимых на обсуждение? 3. Познакомьтесь с предложенной ситуацией. Преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы подготовил к публикации учебное пособие

«Символизм в русской литературе, музыке, живописи» и представил его для обсуждения. Каковы, на ваш взгляд, должны быть действия заведующего кафедрой? 4. Узнайте у заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы, какая работа с молодыми преподавателями проводится в подразделении. Составьте собственные рекомендации по организации их работы. 5. Составьте план научной организации работы доцента кафедры русской и зарубежной литературы на семестр. 6. Подготовьте сценарий деловой игры на тему «Оформление коллективом кафедры русской и зарубежной литературы заявки на участие в конкурсе по программе "Эразмус+"» [4, с. 20-21].

Специфика и функции учебной дисциплины требуют использования разнообразных оценочных средств текущего контроля. Рейтинг-план курса включает четыре контрольные точки (по одной на каждый раздел). Так, оценочным средством по разделу «Введение» является подготовка рефератов, причем магистрантам предлагаются темы как по истории методики преподавания литературы, так и по ее современному состоянию. Например, такие, как «История преподавания словесных наук в высших учебных заведениях России XVII -начала XVIII в.», «Реформа среднего и высшего образования в России на рубеже XIX-XX столетий», «Методическая система одного из преподавателей кафедры русской и зарубежной литературы Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева». Ведущим оценочным средством по теоретическим разделам дисциплины является тест. Нами предлагаются тестовые задания закрытого типа, позволяющие выбрать из трех вариантов ответа правильный. Приведем несколько примеров:

1. Компетентностный подход предполагает: а) способность человека действовать в разных рабочих ситуациях, решать слабо структурированные задачи, не имеющие алгоритма; б) осмысление социальных и организационных условий, функций, результатов воспитания и обучения, социального управления процессом развития и подготовки человека к жизни в обществе; в) искоренение любых проявлений формализма, пассивности, бюрократизма в обучении и воспитании студентов.

2. Кредитно-модульная система - это: а) модель организации учебного процесса, основанная на объединении двух составляющих модульной технологии обучения и зачетных единиц. Она охватывает содержание, формы и средства учебного процесса, контроля качества знаний и умений, а также учебной деятельности студента в процессе как аудиторной, так и самостоятельной работы; б) структурирование учебного материала на основе модульной программы; в) унифицированная единица измерения выполненной студентом как аудиторной, так и самостоятельной учебной работы.

3. Количество лекционных занятий по «Блоку 1» в ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» (уровень бакалавриата) должно составлять от общего количества часов аудиторных занятий: а) не более 10%; б) не более 40%; в) не более 80%.

4. Семинар, главная цель которого - комментированное чтение первоисточников, необходим при изучении: а) русской литературы XIX века; б) древнерусской литературы; в) современной русской литературы.

Оценочным средством по разделу «Особенности организационного и методического обеспечения учебного процесса в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева» является проведение ролевой игры на тему «Подготовка и проведение последнего в учебном году заседания кафедры русской и зарубежной литературы». Преподаватель формулирует концепцию игры: магистранты в роли преподавателей и аспирантов кафедры отчитываются о своей учебно-методической, научной и воспитательной деятельности за учебный год. Кроме того, на заседании предлагается рекомендовать к печати учебное пособие, обсудить результаты итоговой государственной аттестации, вопрос трудоустройства выпускников прошлого года, утвердить тему кандидатской диссертации аспиранта. Разворачивается дискуссия, в ходе которой вырабатываются рекомендации, позволяющие улучшить плановые показатели кафедры. Студентам предлагаются следующие роли: заведующий кафедрой, преподаватели, аспиранты, члены УМК кафедры, куратор академической группы и др. Ожидаемым результатом игры является погружение магистрантов в атмосферу работы кафедры, понимание механизма взаимоотношений кафедры и других подразделений университета. Оценочным средством промежуточного контроля является экзамен, проводимый по билетам, утвержденным на заседании кафедры. Каждый билет включает три вопроса - два теоретических и один практический, нацеленный на проверку знания локальных положений МГУ имени Н. П. Огарева. Например: 1. Кредитно-модульная система обучения в вузе. 2. Рабочая программа модуля «История русской литературы» по профилю «Отечественная филология (Русский язык и литература)»: общая характеристика. 3. Анализ Положения об учебно-методической комиссии факультета, института, филиала Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.

Отметим, что знания, умения и навыки, полученные студентами в результате изучения интересующей нас учебной дисциплины, закрепляются во время прохождения практик. Так, формой отчетности по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков является составление рабочей программы спецкурса по теме магистерской диссертации. В 2016-2017 учебном году магистрантами кафедры русской и зарубежной литературы были подготовлены такие программы, как «Жанр лирического цикла путешествия в контексте развития отечественной поэзии 1990-х - 2000-х гг.», «Отечественная проза 1990-х гг. в аспекте литературной кинематографичности», «Специфика жанра научно-фантастического романа в творчестве А. Беляева 1920-1930-х гг.», «Специфика репрезентации образа правителя в русской трагедии XVIII века». Формой отчетности по практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогической) является составление конспекта семинарского занятия и проведение его со студентами-бакалаврами.

Таким образом, формирование, углубление и систематизация знаний на основе организации эффективной самостоятельной работы студентов и текущего и промежуточного контроля способствует успешному освоению курса «Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе», на базе которого во многом строится дальнейшая профессиональная деятельность магистрантов-филологов.

Список источников

1. Казеева Е. А. Е. А. Преображенский о некоторых проблемах организации чтения различной литературы гимназистами в рукописном журнале «Школьные досуги»: к истории педагогической мысли в России // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 2 (6). С. 40-42.

2. Казеева Е. А. Образ классической гимназии на страницах рукописного журнала «Школьные досуги» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (75): в 2-х ч. Ч. 1. С. 48-52.

3. Казеева Е. А. Проблемы образования и воспитания в восприятии орловских гимназистов (на материале рукописного журнала «Школьные досуги») // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сборник научных трудов. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2013. Вып. 3 (9). С. 93-99.

4. Казеева Е. А. Теория и методика преподавания истории русской литературы в высшей школе: учеб.-метод. пособие. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2017. 40 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень - магистратура). Направление подготовки 45.04.01 Филология [Электронный ресурс]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 1299. URL: https://eu.spb.ru/images/admissions/fgos_161215/ ФГОС_3_45.04.01_Филология^ (дата обращения: 25.02.2018).

THE PLACE OF THE COURSE "THEORY AND METHODS OF TEACHING HISTORY OF RUSSIAN LITERATURE AT HIGHER SCHOOL" IN THE SYSTEM OF TRAINING CANDIDATES FOR MASTER'S DEGREE IN PHILOLOGY

Kazeeva Elena Aleksandrovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk kazeeva-ea@yandex. ru

The article summarizes the author's experience in the sphere of teaching the academic discipline "Theory and Methods of Teaching History of Russian Literature at Higher School" to the candidates for Master's Degree in Philology of the National Research Ogarev Mordovia State University. The author characterizes the structure of the course, its purposes and tasks, professional competences being formed. The researcher emphasizes that this academic discipline in many ways forms the basis of further professional activity of candidates for Master's Degree in Philology.

Key words and phrases: academic discipline; course; "Theory and Methods of Teaching History of Russian Literature at Higher School"; Master's Degree program; candidate for Master's Degree; Federal State Educational Standard of Higher Education; National Research Ogarev Mordovia State University.

УДК 378

Статья посвящена проблеме контроля сформированности компетенции в русском языке у будущих бакалавров направления «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»). Предлагается использовать разноуровневые задания, которые позволяют реализовывать обучающую функцию контроля и оценивать обученность студентов как по отдельной теме, так и по всей дисциплине. Представлен опыт составления рабочей тетради, включающей такие задания, и результаты ее внедрения в образовательный процесс вуза.

Ключевые слова и фразы: русский язык; бакалавр; компетенция; контроль; оценка; разноуровневые задания; рабочая тетрадь.

Линк Наталья Александровна, к. филол. н., доцент Зверева Юлия Владимировна, к. филол. н.

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет natalialink@gmail. com; [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»)

Повышение качества высшего образования является одной из актуальных проблем для России, ее решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.