Научная статья на тему 'Место корпоративного бизнеса в процессе модернизации региональной экономической системы'

Место корпоративного бизнеса в процессе модернизации региональной экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИИ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / CORPORATIONS / KRASNODARSKY KRAI / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / INVESTMENTS / ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мортова Анна Владимировна, Кусраев Алан Черменович

В статье обозначены позиции вертикально интегрированных и региональных корпораций в экономической системе Краснодарского края. Оценен их вклад в процесс модернизации указанной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мортова Анна Владимировна, Кусраев Алан Черменович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSITION OF CORPORATIVE BUSINESS IN THE MODERNIZATION OF REGIONAL ECONOMICAL SISTEM

The article is about positions of vertically integrated and regional corporations in economic system of Krasnodar territory. Their contribution to development of the specified system is estimated.

Текст научной работы на тему «Место корпоративного бизнеса в процессе модернизации региональной экономической системы»

14.4. МЕСТО КОРПОРАТИВНОГО БИЗНЕСА В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Мортова Анна Владимировна, доцент Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента (г. Краснодар).

Контакты автора: anna_mortova@inbox.ru

Кусраев Алан Черменович, доцент, Институт Управления (г. Владикавказ)

Аннотация. В статье обозначены позиции вертикально интегрированных и региональных корпораций в экономической системе Краснодарского края. Оценен их вклад в процесс модернизации указанной системы.

Ключевые слова: корпорации, Краснодарский

край, социально-экономическое развитие, инвестиции, экономическая система.

THE POSITION OF CORPORATIVE BUSINESS IN THE MODERNIZATION OF REGIONAL ECONOMICAL SISTEM

Mortova Anna Vladimirovna, the docent Kuban Institute of International Business and Management (Krasnodar). Contacts of the author: anna_mortova@inbox.ru

Kusraev Alan Chrermenovich, the docent, Institute of Management (Vladikavkaz).

Annotation. The article is about positions of vertically integrated and regional corporations in economic system of Krasnodar territory. Their contribution to development of the specified system is estimated.

Keywords: corporations, Krasnodarsky krai, social and economic development, investments, economic system.

Оценивая место Краснодарского края в Южном федеральном округе, следует исходить их того, что основу экономического потенциала Краснодарского края составляют агропромышленный, топливноэнергетический, транспортный и курортнорекреационный комплексы. Указанные направления деятельности соответствуют приоритетам социальноэкономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.

Экономическая система Краснодарского края лидирует в Южном макрорегионе России по таким позициям, как инвестиционная привлекательность, уровень жизни населения и финансово-инвестиционный потенциал территории.

Удельный вес края в общероссийских экономических показателях составляет: по ВРП - 2,1% (за 2007 г.). За 2008 г. по объему промышленного производства -1,6%, по объему продукции сельского хозяйства -7,4%, по объему розничного товарооборота - 3,5%, по объему инвестиций в основной капитал - 3,8%. Уровень безработицы по методологии МОТ за 2008 г. равен 4,8% [1].

Инвестиционный рейтинг края соответствует максимальному потенциалу и минимальному риску для инвесторов. В инвестиционном рейтинге регионов край

занимает 2-е место по инвестиционному риску и 5-е по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск - законодательный, наибольший - экологический. Наибольший инвестиционный потенциал в регионе имеет сфера туризма.

По рейтингу финансовой устойчивости регион относится к группе умеренного спада, по рейтингу экономической устойчивости - к группе умеренного спада, по рейтингу социальной устойчивости - к группе глубокого спада и по комплексному рейтингу антикризисной устойчивости - к группе значительного спада.

Напряженность на рынке труда региона повышается и в первом квартале 2009 г. составила 798 зарегистрированных безработных на 1000 вакантных рабочих мест, против 286 в первом квартале 2008 г.

Социально-экономические показатели края в 2009 году соответствуют позициям лидера в ЮФО: по темпам роста выполненных строительных работ -104,5% (во всех остальных крупных субъектах ЮФО снижение на 14-25%), оборота общественного питания

- 101,3% (в крупных субъектах ЮФО уменьшение на 417%), сальдированного финансового результата -129% (в других крупных субъектах снижение от 20% до 73%);

по размеру сальдированного финансового результата организаций (72,9 млрд. рублей) и доле убыточных предприятий - 26,8% (по другим территориям от 29,6% до 34,2%);

по уровню регистрируемой безработицы (1,1% - на

0,6-1,7 п.п. меньше, чем в других крупных субъектах ЮФО). В крае одна из самых низких в ЮФО численность официально зарегистрированных безработных -28,1 тыс. человек (меньше только в Астраханской области - 10,6 тыс. человек);

по объему перевезенных грузов (166 млн. тонн, в 1,9 раза больше Волгоградской области, имеющей 2 результат) и темпам его изменения в сравнении с 2008 годом - 96,9% (в других субъектах ЮФО - 71-83%);

по объемам производства продукции сельского хозяйства, выполненных работ в строительстве, в том числе ввода жилых домов, оборотов всех секторов потребительского рынка, доходов консолидированного бюджета края, уровню среднемесячных денежных доходов населения и номинальной заработной платы [2].

Инвестиционный процесс представляет широкие возможности для взаимодействия региональной экономической системы Краснодарского края и вертикально интегрированных корпораций. В крае функционируют более ста крупных вертикально интегрированных корпораций, бизнес которых представлен в таких сферах, как: ТЭК, промышленность, транспортная инфраструктура, АПК, системы связи, оптовая и розничная торговля. Среди них «Роснефть», «Газпром», «Лукойл», «Филип Моррис», «Нестле», «Бондюэль», «ЮТК», «МТС», «Клаас», «Метро Кэш энд Керри», «ИКЕЯ», «Гипс-Кнауф» и многие другие.

В экономической системе Краснодарского края представлены как крупные субъекты российского бизнеса, влияющие на развитие экономики и политических отношений, так и региональные корпорации. Наличие достаточно большого числа крупных предприятий и ФПГ различного происхождения создает в регионе более развитое конкурентное поле и определенные основы для конфликтов, а также более сложный контекст отношений между бизнесом и властью. При этом ситуация в регионе характеризуется распылением активов в связи с отсутствием явно доминирующих предприятий в региональном масштабе.

Из числа вертикально-интегрированных корпораций ТЭКа в Краснодарском крае имеет сильные позиции «Роснефть» - лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности НК «Роснефть» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Компания включена в перечень стратегических предприятий и организаций России. Основным акционером Компании является государство, которому принадлежит 75,16% ее акций [3].

Сильны в регионе позиции такой вертикально интегрированной корпорации, как «Газпром». ОАО «Газпром» - одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Миссия «Газпрома» заключается в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Особенность «Газпрома» и одно из его конкурентных преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. В региональной экономической системе Краснодарского края «Газпром» представлен 26 дочерними и филиальными структурами, а также активным участием в развитии рекреационно-туристической сферы, относящейся к числу наиболее перспективных для региона [4].

Корпорации «Газпром» и «Роснефть» задают вектор развития экономической системы региона, поскольку ресурсы, которыми они обладают, мощный организационно-правовой механизм, а также высокий уровень управленческой культуры обеспечивают успешное решение проблем производственного и социального развития территории.

Выделим основные результаты деятельности в регионе вертикально интегрированных корпораций. Прежде всего, следует отметить развитие трубопроводного транспорта в рамках проектов «Голубой поток» и «Южный поток». Трубопровод «Голубой поток» был построен в рамках российско-турецкого соглашения от 1997, по которому Россия должна поставить в Турцию 364,5 млрд. куб. м газа в 2000—2025 гг. Стоимость проекта составила 32 млрд. долларов. В сентябре 2005 года введена в эксплуатацию вторая очередь проекта. Ежегодные суммы поступлений в консолидированный бюджет края от уплаты налога на имущество по объектам второй очереди составят около 92 млн. рублей.

Сравним эту выгоду с выгодами федерального центра. В период с 2009 по 2025 годы, когда газопровод будет работать на полную мощность, объем поставок газа в Турцию достигнет 16 млрд. кубометров в год, что даст дополнительные поступления в федеральный бюджет России в размере 3,5-4,0 млрд. долларов ежегодно. Очевидна асимметрия в распределении финансовых выгод от реализации глобального инвестиционного проекта между федеральным центром и регионом, на территории которого находится значительная

часть трубопровода, терминал и, соответственно, большая часть рисков.

Также в крае действуют терминалы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), введенного в действие в середине 90-х гг. ХХ века. Планировалось, что за десять лет деятельности КТК принесет краевому бюджету 7 миллиардов долларов, а федеральному - почти 25 миллиардов долларов [2]. Налицо еще одно проявление асимметрии в распределении доходов от глобального инвестиционного проекта. Помимо того, за прошедшие годы существенно изменилась конъюнктура и транспортные схемы мирового рынка энергоресурсов, что обусловило резкое снижение пропуска нефти по КТК. В итоге регион остался с бременем экологических и эксплуатационных проблем, но без адекватных доходов.

В 2007 году в Москве подписан документ, предусматривающий создание «Газпромом» и итальянским энергетическим концерном Еш совместного предприятия для выработки технико-экономического обоснования проекта новой европейской газотранспортной системы «Южный поток». По оценке руководителя регионального департамента ТЭК В. Лукьянова, в результате участия в проекте, в первую очередь, повысится обеспечение края газом и его энергетическая безопасность [2]. Ряд мероприятий, реализуемых «Газпромом», направлен на расширение системы газоснабжения Юго-Западного района. Соответственно потребители получат дополнительные возможности реализации инвестиционных проектов по строительству цементных заводов, портов и развития генерирующих мощностей.

Помимо реализации различных инвестиционных проектов вертикально интегрированные корпорации осуществляют ряд мер социальной направленности: повышение занятости населения, рост квалификации персонала, медицинское обслуживание, организация отдыха, жилищное строительство, пенсионное обеспечение и др. Отметим также, что корпорации «Газпром» и «Роснефть» являются крупнейшими налогоплательщиками в регионе.

Вторую группу корпораций в экономической системе края составляют региональные корпорации, которые зарегистрированы на территории и их деятельность связана с развитием региона. Одной из таких региональных корпораций является ОАО «Туапсинский морской торговый порт» («ТМТП») - оператор морского порта Туапсе, входящего в пятерку крупнейших в России. Порт является глубоководным с круглогодичной навигацией и специализируется на перевалке нефтеналивных грузов, угля, руды, черных и цветных металлов, сахара и др. К нему выходят грузопотоки центральных и южных регионов европейской части России, Урала и южной части Западной Сибири. Основными экспортерами и импортерами грузов являются страны Средиземноморского бассейна, Западной и Северной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Индия, США и Канада. Его общий грузооборот в 2008 году составил 19,4 млн. тонн, в том числе нефтеналивные грузы - 14,5 млн. т, генеральные грузы - 4,9 млн. т.

Региональные корпорации интегрированы в экономическую систему территории, что проявляется через совокупность инвестиционных проектов и социальных программ. Так, в 2009 году корпорация «ТМТП» направила более 7 млн. руб. на модернизацию инфраструктуры города Туапсе. В 2008 г. «ТМТП» направил более

42 млн. руб. на реализацию местных социальных программ. В 2009-2011 гг. корпорация вложит 755 миллионов рублей в строительство в Туапсе нового жилого комплекса.

Корпоративный сектор играет доминирующую роль в развитии региональной экономической системы Краснодарского края. В составе данного сектора выделяются вертикально интегрированные корпорации, которые рассматривают хозяйственную территорию края как ресурсное пространство для организации своих воспроизводственных процессов. Вместе с тем, для них характерны следующие устойчивые признаки:

- асимметрия в распределении финансового результата, которая явно ущемляет интересы региона;

- отношение к региону как к объекту приложения своего капитала, лишение территории качеств субъекта эволюционного процесса.

Вертикально интегрированные корпорации действуют на территории края без учета его стратегических интересов и, как правило, без заключения договоров о стратегическом взаимодействии. Региональные корпорации создаются и функционируют в хозяйственном пространстве Краснодарского края, интегрированы в его экономическую систему, их интересы локализованы, в основном, в хозяйственном пространстве территории, что обеспечивает возможность разностороннего регулирования их деятельности на уровне региона.

Оценка возможного участия субъектов корпоративного бизнеса в процессе модернизации предполагает определение основных задач модернизации на региональном уровне. О. Мамедов приходит к выводу о том, что модернизация призвана преобразовать существующие механизмы хозяйствования и экономические системы, причем, таким образом, который позволит преодолеть коренные недостатки прежнего способа организации экономической жизни, а также дать адекватные ответы на вызовы современной глобализации [1].

Применительно к региональной экономической системе данная миссия модернизации означает необходимость реализации следующего комплекса мер:

- снижение бюрократических барьеров для создания фирм и индивидуального предпринимательского бизнеса, всемерное точечное поощрение инновационного предпринимательства;

- поддержка конкуренции и противодействие региональным монополистам (в том числе, вертикально интегрированным корпорациям);

- повышение инвестиционной привлекательности основных сфер региональной экономики;

- поиск новых приоритетов социально-экономического развития (в Краснодарском крае они обозначились в сфере образовательных услуг, освоении экологически привлекательных зон проживания и проведении медиа- программ;

- инновационное обновление физически изношенной и морально устаревшей территориальной инфраструктуры;

- формирование и интенсивное накопление элементов человеческого капитала в хозяйственном пространстве региона;

- государственное финансирование специальной инфраструктуры «экономики социальных услуг» в целях повышения качества жизни населения.

В современной экономической литературе под модернизацией понимается сложный, многоаспектный процесс, в котором необходимо выделять следующие

важнейшие составляющие и, соответственно, основные задачи:

- движение от прежнего индустриального способа хозяйствования к «экономике, основанной на знаниях» (то есть, к экономике, воспроизводственные процессы которой построены по инновационному типу);

- переход от жестких общественно-хозяйственных структур к гибким, сетевым структурам, обладающим значительным потенциалом адаптации;

- преодоление ранее накопленного отставания в развитии, ускорение эволюционного процесса на основе заимствования опыта лидеров и мобилизации собственных ресурсов экономической системы [6].

Следовательно, модернизации свойственно естественное ускорение, органическое стремление догнать лидеров общественного прогресса и преобразовать консервативный базис экономической жизни. Вместе с тем, ускорение, как известно, нуждается не в инициативах снизу, а в инициативах сверху, и предполагает мобилизацию всех ресурсов. Обычные силы конкуренции и рыночного саморегулирования не могут обеспечить чрезвычайные по своему характеру и по объему потребности модернизации, для которых требуется мощная вертикаль экономической власти. Отсюда -угроза дальнейшее бюрократизации экономики современной России, которую порождает модернизация.

Выделим некоторые существенные характеристики процесса модернизации экономики на региональном уровне хозяйственного пространства современной России:

- преобразования в русле модернизации инициированы и направляются сверху, из федерального центра, без какого-либо согласования с регионами и учета их реальных потребностей; в данном отношении модель модернизации продиктована сверху вниз по звеньям вертикали государственной власти;

- использование механизмов «догоняющего развития», обрекающих регионы России на копирование того, что уже пройдено территориями наиболее развитых стран мира; отставание системно воспроизводится;

- концентрация факторов и ресурсов модернизации в тех секторах, которые призваны и способны обеспечить наибольшую отдачу вложенных средств;

- ускоренное развитие при этом концентрируется в тех точках и зонах хозяйственного пространства территории, которые могут дать наиболее значительную отдачу и стать своеобразными «проводниками» преобразований во всей региональной экономической системе;

- изначально модернизация ведет к усугублению уже существующих территориальных разрывов; последовательно утверждаются бюрократические подходы к выбору «своих» точек роста, которым достаются наиболее ценные ресурсы развития;

- в условиях рентной стратегической ориентации региональных экономических систем развития формы конкурентного поведения вытесняются формами пассивного ожидания статусной ренты или гарантированного монопольного дохода (статусной ренты); указанное обстоятельство означает расширенное воспроизводство рентной стратегической ориентации развития региональных экономических систем;

- модернизация способна усилить процессы дезинтеграции в хозяйственном пространстве региона.

Список литературы:

1. Мамедов О.Ю. Модернизация - девиантная модель экономического роста? // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2010. Т.8. №1.

2. «О социально-экономической ситуации в Краснодарском крае в 2009 году» / Доклад руководителя Департамента экономического развития Краснодарского края. Краснодар, 2009.

3. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 года. Краснодар, 2008.

4. Антикризисный план Краснодарского края // Краснодарские известия. 2009. 14 апреля.

5. Пчелинцев О.Г. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004.

6. Нуреев Р.М. Основные институциональные модели развития капитализма // Институциональная экономика. М.: ИНФРА - М, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.