Научная статья на тему 'Место контроллинга в системе основных функций менеджмента'

Место контроллинга в системе основных функций менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
553
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ФУНКЦИИ / КОНТРОЛЛИНГ / MANAGEMENT / FUNCTIONS / CONTROLLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапшина Наталья Алексеевна

Рассмотрены различные подходы к классификации основных функций менеджмента, проведен сравнительный анализ, определено место контроллинга в системе функций управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of controlling in the system of main management functions

Different approaches to the classification of the main functions of management are considered, the comparative analysis is held; the place of controlling in the system of management functions is identified.

Текст научной работы на тему «Место контроллинга в системе основных функций менеджмента»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 338.24

Н.А. Лапшина

МЕСТО КОНТРОЛЛИНГА В СИСТЕМЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Рассмотрены различные подходы к классификации основных функций менеджмента, проведен сравнительный анализ, определено место контроллинга в системе функций управления.

Ключевые слова: менеджмент, функции, контроллинг.

Процесс управления в любой организации - это реализация функций, которые должен выполнять каждый руководитель [11. C. 38]. Поэтому функции менеджмента рассматриваются как составная часть этого процесса.

Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ [7. C. 62]. В литературе встречается достаточно много подходов к классификации данных функций. Впервые функции менеджмента были сформулированы Фредериком Тейлором. По его мнению, следует выделить функции: выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов.

Развитие идей Ф. Тейлора было продолжено и французским инженером Анри Файолем. Он выделил функции, которые и сейчас лежат в основе науки менеджмента - это планирование, организация, мотивация и контроль.

Также профессором А. В. Тихомировой был предложен современный подход к классификации данных функций, в связи с чем первой функцией считалась функция целеполагания (стратегополага-ния), функция планирования была расширена регулированием, организации - координацией, мотивации - стимулированием, контроля - оценкой и также добавлена функция гуманизации (корпоративность). В трудах Г.Я. Гольштейна и О.С. Виханского отдельно были выделены функции учета и анализа, а также обратной связи [3; 4].

В табл. 1 приведен сравнительный анализ классификации функций разными авторами.

Таблица 1

Сравнительный анализ классификации функций разными авторами

Название функции

Автор ей и cd к О С О к о л Планирование Организация Мотивация Контроль Гуманизация Координация и регулирование Учет и анализ Коммуникация Принятие решений Распорядительство Информирование Развитие Контроллинг

Анри Фаоль [12] - + + + +

Веснин В.Р. [2. C. 28] - + + + + - + - - - + + + -

Тихомирова А.В. [15.C.84] + + + + + +

Гольштейн Г.Я. [4. C. 26] - + + + + - + +

Виханский О.С. [3. C. 192] + + + + + - + +

Кабушкин Н.И [7. C. 63] - + + + +

Переверзев М.П. [13. C. 57] - + + + + - - - + + - - - -

Абчук В.А. [1. C. 109] - + + + + - + +

Комарова Н.В. [8. C. 8] - + + + +

Ламакин Г.Н. [10. C. 68] - + + + + - + +

Как видно из приведенной выше таблицы, большинство авторов выделяют следующие функции: планирование, организация, мотивация, контроль.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, «говорит» менеджерам, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивации и организации). Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Для осуществления взаимосвязи между функциями необходимо наличие связующей функции -коммуникации.

Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловыми значениями между двумя и более людьми. Информация в процессе коммуникации передается для того, чтобы руководители могли принимать необходимые решения и для того, чтобы они могли выполняться. Планы нельзя выполнить, если они неизвестны людям, которые должны их выполнять[13.С.59].

Функцию коммуникации можно рассматривать как связующий процесс, ведущий к принятию управленческого решения.

Принятие решений - это результирующая функция управленческого процесса.

На наш взгляд наиболее оптимальным является следующий подход к классификациям функций управления (рис. 1).

Рис. 1. Классификация функций управления

Процесс коммуникации является основной связующей частью в информационной системе управления предприятием.

Также для успешной работы организации руководитель должен постоянно делать правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это и есть решение. Принятие решения - выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Основным требованием для принятия эффективного решения является наличие адекватной и точной информации [13].

2013. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Оказать помощь менеджеру в принятии правильного решения может контроллинг. Однако, как показывает анализ литературы по данной теме, контроллинг не выделяется как отдельная функция в процессе управления (табл. 1).

Определим место контроллинга в данном процессе [9. C. 7].

Понятие контроллинга появилось в XV в. в Великобритании, где была введена должность «countrollour» для решения идей государственного управления с помощью идей контроллинга. Затем в 1778 г. в США было законодательно учреждено ведомство «Controller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts» Его задачи - управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств.

В 1880 г. впервые контроллинг использован на предприятии для решения финансовоэкономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом. Затем в 1892 г. в США компания «General Electric Company» первой из индустриальных компаний вводит должность контроллера. Изначально в США контроллеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий. 1929 г. привел к пониманию роли производственного учета, а также необходимости внедрения на предприятиях наряду с планированием элементов контроллинга. В 1931 г. основан институт «Controller’s Institute of America» как профессиональная организация контроллеров (в 1962 г. он переименован в “FinancialExecutiveslnstitute ”(FEI)).

В Германии первые подразделения контроллинга возникли в конце 1950-х гг. Примерно с 1965 г. в крупных фирмах формировались центры прибыли, обособленные в отношении ведения учета. Для координации их деятельности ранее использовавшиеся инструменты не годились.

В начале 1980 г. многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к пониманию необходимости в совершенствовании инструментария планирования и управления, а также привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей организаций.

В России интерес к контроллингу начал проявляться в 1990 г.

С 2000 г. преобладает понимание контроллинга как поставщика и интерпретатора информации для руководства, а также координатора оперативной деятельности предприятия.

В настоящее время однозначного определения понятия «контроллинг» (англ. control - руководство, регулирование, управление, контроль) не существует. По мнению многих авторов, это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента.

Также в определении контроллинга можно выделить функциональную, организационную и научную составляющие.

1. Контроллинг - это и философия, и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе.

2. Относительно функциональности контроллинг можно определить как ориентированную на перспективу систему информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководства при реализации цикла управления по всем функциональным сферам деятельности предприятия и процессам.

3. Контроллинг осуществляет сервисную функцию. Его клиенты - высшее руководство, руководители и специалисты функциональных подразделений предприятия. Контроллинг -основной поставщик информации для руководителей.

4. С организационной точки зрения контроллинг - структурный элемент предприятия - подразделение, служба или отдел, осуществляющие функции контроллинга, определяемые внутренними документами предприятия.

5. Контроллинг как научная дисциплина занимается теорией измерения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной деятельности и процессов.

Рассмотрим более подробно функциональную составляющую.

Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. К ним относятся:

1) поддержка процесса планирования;

2) учет для целей управления;

3) контроль за выполнением планов в том числе выявление и анализ отклонений;

4) оценка протекающих процессов и представление отчетности руководству.

Если сравнить систему функций управления и систему функций менеджмента, можно сделать вывод, что для повышения эффективности управленческого процесса в наше время возможна интеграция функций управления с функциями контроллинга [5. C. 6].

Уточним место контроллинга в функциях управления (табл. 2)

Таблица 2

Контроллинг в различных функциях управления

Функции управления Место контроллинга в данной функции

Планирование - Координация различных планов и разработка консолидированного плана в целом по предприятию - Разработка методики планирования - Разработка графика составления плана - Представление информации для составления планов - Проверка планов, составленных подразделениями предприятий

Организация - Учет и контроль затрат и результатов по подразделениям

Мотивация - Стимулирование выполнения плана по подразделениям

Контроль - Сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели - Установление допустимых границ отклонений от плана

Учет (Анализ) - Анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений

Тогда место контроллинга в системе функций управления можно представить следующим образом (рис. 2).

- модуль контроллинга в функции менеджмента.

Рис. 2. Место контроллинга в системе функций управления

2013. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Контроллинг является неотъемлемой частью процесса управления, его основной задачей является выработка нормативов, установление допустимых границ отклонений и выработка предложений по уменьшению отклонений.

Таким образом, по нашему мнению, контроллинг - это система информационной и аналитической поддержки менеджмента, которая управляет информационными потоками, проводит анализ информации, вырабатывает рекомендации в каждой конкретной ситуации, тем самым помогает менеджеру в принятии управленческого решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абчук В.А. Менеджмент: учебник. СПб.: Союз, 2002. 463 с.

2. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. 504с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия организация, процесс: учебник. 2-е изд. М.: Фирма Гардарика, 1996. 416 с.

4. Гольштейн Г.Я. Основы менеджмента: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

5. Ананькина Е.А., Данилочкин С.В., Данилочкин Н.Г. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием / под ред. Н.Г. Данилочкиной. М.: ЮНИТИ, 2002. 279 с.

6. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2003. 272 с.

7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учеб.пособие. 11-е изд., испр. М.: Новое знание, 2009. 336 с.

8. Комарова Н.В. Теоретические основы менеджмента: конспект лекций. М.: Доброе слово, 2005. 64 с.

9. Карминский А.М., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг: учебник / под ред. А.М. Кармин-ского, С.Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 2006. 336с.

10. Ламакин Г.Н. Основы менеджмента в электроэнергетике: учеб. пособие. Тверь: ТГТУ, 2006. Ч. 1. 208 с.

11. Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М.: Дело, 2000. 704 с.

12. Михалева Е.П. Менеджмент: конспект лекций. М., 2007.

13. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: учебник / под общ. ред. М.П. Переверзева. М.: ИНФРА-М, 2006.

14. Полукаров В.Л. Основы менеджмента: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: КНОРУС, 2008. 240 с.

15. Поршнев А.Г. Менеджмент: теория и практика в России: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. 528 с.

Поступила в редакцию 25.02.13

N.A. Lapshina

The place of controlling in the system of main management functions

Different approaches to the classification of the main functions of management are considered, the comparative analysis is held; the place of controlling in the system of management functions is identified.

Keywords: management, functions, controlling.

Лапшина Наталья Алексеевна, старший преподаватель

Филиал ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» в г. Нижняя Тура

624221, Россия, Свердловская область, г. Нижняя Тура, ул. Нагорная, 19

E-mail: natali. lapshina2011@yandex.ru

Lapshina N.A., senior lecturer

Branch of Udmurt State University in Nizhnyaya Tura 624221, Russia, Sverdlovsk region, Nizhnyaya Tura, Nagornaya st., 19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: natali. lapshina2011@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.