ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
Место инновационного университета в новой экономической системе, основамой на знаниях
Д. Б. Рыгалин,
к. э. н., руководитель «ЦКТТ» МИЭТ
С. Е. Зайченко,
менеджер проектов ОАО «ЗИТЦ»
А. В. Микитась
А. В. Леонтьев,
экономист «ЦКТТ» МИЭТ
Т. Ю. Стельмах
В статье анализируется стратегическая роль вузов инновационного типа в подготовке высококвалифицированных специалистов и введении в хозяйственный оборот результатов научной деятельности, способных обеспечить позитивные изменения в экономике России. Темп экономического роста находится в прямой зависимости от уровня развития человеческого капитала, сосредоточенного в производстве нового знания. Это доказывает, что сфера науки и образования не только влияет на экономику непосредственно, через новые идеи и разработки, но само ее существование является необходимым условием экономического роста, обеспечивая накопление человеческого капитала.
Тенденции общественного развития, складывающиеся в мире, свидетельствуют о вступлении человечества в эпоху постиндустриализма — информационного общества, важнейшими критериями которого являются: развитие сектора услуг, внедрение новых информационных технологий во все сферы социально-экономической деятельности, формирование экономики знаний.
Развитые страны Запада переживают этот переход на протяжении последних 40-50 лет. Россия испытывает на себе действие факторов информационного общества относительно недавно и лишь в той
This article has been purposed to analyze the strategic part of the innovation universities in the educative trainings designed for high-qualified specialists and introduction in the national economy the results of the scientific work in order to provide the positive dynamics of the Russian economy development. Rates of economic growth are directly related with the level of the human capital development concentrated in the new knowledge production. It proves that the sphere of science and education not only influences the economy directly by means of new ideas and elaborations but its existence itself is a necessary condition for economic growth, providing accumulation of human capital.
мере, в какой наша экономика интегрируется с мировой экономикой. Именно по этой причине мы испытываем лишь действие фундаментальных особенностей развития, главными и взаимосвязанными из них являются две:
★ приоритет интеллектуального капитала,
★ приоритет инновационного роста экономики. Процессы ускорения социально-экономического
развития, обусловленные глобализацией и транснационализацией, развитием наукоемких отраслей реального сектора экономики и сектора услуг, комплексным характером современных технологий, протека-
ющие в современном обществе, требуют поиска вариантов не только стабилизации состояния государства как экономической системы, но и новых путей достижения экономического роста. Одной из теорий, предлагающей возможности достижения экономического роста, является экономика знаний. Она отводит особую роль и место знаниям в современном обществе.
Прежде всего, необходимо определиться, что такое знание, поскольку само его понятие допускает множество различных толкований и в современной литературе существует несколько типов классификации знания.
Согласно Ж. Сапиру [1], выделяют пять комплементарных пар понятий знания:
★ предметное (сущностное)/процедурное знание — сущностное знание заключается в умении обращаться к помощи других людей или документов; в рамках организации, процедурные знания ее членов могут взаимодополняться и образовывать предметное знание более высокого качества;
★ явное/неявное знание — явное знание передается непосредственно, неявное только с помощью имитации явных знаний и навыков на практике, оно не подлежит количественному измерению;
★ накопленное/необходимое знание — накопленное знание имеет значение при решении индивидом конкретной задачи; необходимое знание может быть частью накопленного, а может и превосходить его;
★ отрефлексированное/рефлекторное знание — от-рефлексированное знание получают посредством дедукции, рефлекторное знание является скрытым и часто неосознанным, его позволяет выявить опора на шаблон;
★ осознанное знание/умонастроение — умонастроение позволяет мобилизовать процедурное и неявное знание, оно является противоположным осознанному знанию.
Например, А. Нельсон и П. Ромер [2], в отличие от Ж. Сапира, различают знания по степени кодификации и выделяют два их типа:
★ идеи («мягкий компонент») — software — знания такого рода отражаются в определенной форме (письменной, графической и другой) хранятся вне человеческого мозга. Такие знания кодифицированы;
★ навыки и умения («текучий компонент») — wetware — знание хранится в мозгу у каждого человека (включает способности, талант, наклонности человека и другое) и является неотделимым от него. Знание такого рода не может быть формализовано, всегда остается в неявной форме и является некодифицированным.
Классификация типов знаний подразумевает и
определение значения самого знания. По мнению А. Нельсона и П. Ромера, знание может быть определено через то, чем оно не является: то, что не является продуктом человеческого ума, не является знанием. Под «не продуктом человеческого ума» понимаются товары, природные ресурсы, энергия, физическая инфрастуктура. То, что не является знанием, оп-
ределяется как «жесткий компонент» — hardware, который охватывает объекты (материальные вещи).
Понятно, что знание передается от субъекта к субъекту посредством обучающих процессов.
Например, по концепции В. Эрроу, рабочие в компании обучаются, используя средства производства, а как источник знания предлагается рассматривать практический опыт (experience) [3]. Технологические изменения являются компонентом экономического роста, который не может быть объяснен накоплением труда и капитала. Экономический рост может быть достигнут за счет накопления знаний в форме навыков и умений, которое происходит посредством неформального способа обучения, обучения посредством деятельности.
В свою очередь Н. Лукас, анализируя накопление знаний в форме навыков, поставил во главу угла формальные процессы обучения. Как вид деятельности в его теории предлагается рассматривать традиционные формы обучения (education).
П. Ромер, Дж. Гроссман и Э. Хелпман сконструировали модель обучения посредством научных исследований и главным источником знаний предложили считать научные исследования (research) [4].
Д. Форрей и Б.-А. Лундвалл обосновали четвертый вид обучающего процесса — обучение посредством социальных контактов, который опирается на формирование сетей профессиональных и личных контактов в процессе социального взаимодействия, а как вид деятельности рассматриваются процессы профессионального и личного общения (interactions, contacts) [5].
Рассмотренные теории позволяют сделать вывод о том, что обучающие процессы протекают и в стенах традиционных образовательных учреждений, и в научных лабораториях, на производственных площадках, в рамках профессиональных и личных контактов; при этом сам процесс обучения становится все менее ортодоксальным, а современные взгляды на обучающие процессы гораздо шире традиционных и отражают не только проблемы растущей кодификации знаний, но и радикальные изменения во взглядах на образование.
Таким образом, в условиях современного этапа исторического развития общества достигнутому уроню знаний соответствует определенный уровень технологического развития, выражающийся через количество и качество используемых технологий и научных знаний. А сам запас знаний может меняться под воздействием новых знаний и технологий, а, следовательно, меняется и количество используемых средств производства. Возросшие знания позволяют повысить производительность и эффективность, что приводит к экономическому росту. Достигнутый рост не ограничен запасами природных ресурсов, потому что развитие знания позволяет найти пути их наиболее эффективного использования.
В связи с этим многие исследователи определяют в современном обществе качественно новое ценностное значение знаний. Так, К. Смит [6] выделяет четыре основных постулата:
★ знание приобретает большую значимость, чем
природные ресурсы и физический капитал, ста-
ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
Новый тип цивилизации— .--------К Более высокие требования
информационное общество 1-/ к интеллектуальному потенциалу
специалистов
Необходимость изменения системы образования
• технологий,
• методик обучения,
• усиления их действенности fio развитию творческого мышления,
• инновационности и прогностичности
Формирование «опережающего образования, направленного на переход от концептуального осмысления действительности к решению прикладных социальных, управленческих, организационных, технологических задач
Рис. 1. Подготовка высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике
новится количественным и качественным фактором экономического роста;
★ знание становится более значимым как экономический продукт, как база для создания и развития новых форм деятельности, основанных на торговле продуктами знаний (патентование, лицензирование, консалтинг и другое);
★ знание становится основой организации, базисом осуществления ею экономической деятельности (компонентом экономически релевантной базы знаний становится кодифицированное знание);
★ по мере продвижения к обществу, основанному на знаниях, возрастает роль информационной индустрии (информационно-телекоммуникационных технологий), что изменяет физические и финансовые ограничения в процессах сбора и распространения информации.
Следовательно, в условиях развития инновационной деятельности (в обществе с инновационной экономикой) должно измениться отношение к главной производительной силе общества — человеку высокоинтеллектуального, высокоинформированного, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти (рис. 1). Поэтому, по нашему убеждению, подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является приоритетной федеральной и региональной проблемой.
В связи с этим, следует подчеркнуть, что объективная потребность инновационного развития, становления инновационной экономики требует разработки новой концепции подготовки кадров (рис. 2).
Современное состояние российской экономики, характеризуемое возрождением производства во многих отраслях народного хозяйства, требует подпитки новыми концептуальными подходами, обеспечивающими ее эффективное развитие. Одним из подходов и действенным рычагом, способствующим эффективному развитию народного хозяйства, является научная инновационная деятельность, как в территориальных рамках, так и в отраслях. Базой для такой деятельности может стать система высшей школы, как наименее пострадавшая в переходный
Требования, предъявляемые современным обществом к высшему образованию
Универсальность
Информационная обеспеченность и открытость в мировом масштабе
Интегрированность с фундаментальными и научными исследованиями в лидирующих областях знаний
Доступность и конкурентоспособность
Способность формировать интеллектуальную элиту и служить источником просвещения
Обеспечение национальной безопасности и долгосрочного прогнозирования
Рис. 2. Требования, предъявляемые современным обществом к высшему образованию
период, обладающая мощным научно-техническим потенциалом и наиболее перспективная для построения на ее базе инновационно-инвестиционной сети — моста, соединяющего науку, производство и рынок.
Как показывает опыт передовых стран мира, ведущая роль в переходе к инновационной экономике принадлежит университетам, так как здесь сконцентрированы основные составляющие успеха:
★ подготовка высококвалифицированных специалистов;
★ научно-технические идеи и разработки;
★ возможности решения междисциплинарных проблем.
Однако в деятельности вуза существует и немало проблем, среди которых:
★ изменение внешней среды;
★ потеря былой стабильности, особенно в области содержания и технологии образования;
★ усиливающийся дисбаланс между имеющимся спросом на основные продукты деятельности вуза и возможности их удовлетворения;
★ конкуренция традиционных способов с иными формами освоения знаний;
★ повышение требований потребителей к качеству научных исследований, технологических разработок, образовательных услуг.
Адекватным ответом на эти вызовы, как показывает отечественный и зарубежный опыт, является становление и развитие университетов как инновационных структур, позиционирующиеся в качестве важнейшей составляющей формирующегося инновационного сектора экономики России.
Таким образом, обозначенные тенденции требуют как смены парадигмы образовательного процесса в профессиональной сфере, так и новой экономической основы для образовательных учреждений, обеспечивающей их развитие на принципах самодостаточности и интеграции в экономическую систему общества.
Это объективно привело к формированию качественно новых структур в сфере высшего профессионального образования — инновационных университетов (рис. 3).
Университет инновационного типа — адаптивный к требованиям внешней среды функционирующий и интенсивно развивающийся научно-образовательный комплекс, деятельность которого ориентирована на удовлетворение спроса основных отечественных и зарубежных профильных рынков и получение прибыли, направляемой для повышения потенциала возможностей сохранения своей академической сущности, своеобразия и индивидуальности, моральной и интеллектуальной независимости.
Специалист в сфере инновационной экономики — профессионал, способный комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность, ориентированную на создание высокоэффективных производящих структур, стимулирующих рост и развитие различных сфер социальной деятельности.
В соответствии с приведенным определением это специалист, создатель интеллектуальных ценностей, способный реализовать их и на этой основе, создать новые материальные ценности, а также обеспечить превращение последних в конкурентоспособный товар. Это специалист, заряженный на победу своей продукции на мировом рынке.
Характерная особенность системы знаний специалиста этого класса заключается в прочном естествен-
Основные принципы трансформации традиционного университета в инновационный университет
Развитие системы инновационного образования
Задачи: целенаправленное формирование знаний,умений и методологической культуры, комплексная подготовка специалистов к инновационной деятельности.
Методы: мировые информационные ресурсы и базы данных, равнение на лучшие примеры (бенчмаркинг), предпринимательские идеи в содержании курсов, проблемно-ориентированный междисциплинарный подход, метод «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта», методы «case studies», технологии обучения работы в команде
Создание системы подготовки элитных специалистов
Многоступенчатый конкурсный отбор способных студентов,усиление роли фундаментального образования, максимальная интеграция университета, с профильными институтами Российской академии наук, научными производственными организациями, мировыми лидерами в подготовке специалистов в области инновационной деятельности, мотивация всех участников процесса, обучение работе в команде
Сохранение академической базы университета, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности
Создание совместных с институтами РАН структур подготовки специалистов, создание учебно-научных центров по приоритетным направлениям развития науки и техники, создание совместных международных лабораторий и участие в международных программах, формирование инфраструктуры полного инновационного цикла образовательной и научной деятельности, реализация комплексных программ подготовки элитных специалистов
Формирование системы стратегического партнерства университетов, промышленности, РАН, бизнеса
Расширение взаимодействия и создание совместных структур с институтами РАН, совместная деятельность с крупными отечественными и транснациональными промышленными предприятиями и корпорациями, кооперация с российскими и зарубежными университетами и научными организациями, привлечение существующих малых hi-tech предприятий к внедрению инновационных разработок университета и создание новых «венчурных» компаний, расширение сети филиалов и представительств университета в России и за рубежом, развитие бизнес-окружения университета, развитие отношений с законодательной и исполнительной властью на всех уровнях
Диверсификация источников финансирования университета
За счет средств: выполнения НИР, ОКР, создания и реализации инновационной продукции, реализации образовательных услуг и инновационных образовательных технологий, выполнения крупных, в том числе международных проектов, консалтинговых услуг, спонсоров и меценатов, социально-культурного сервиса
Создание адекватной новым задачам системы управления университетом
Задачи: обновить миссию университета, повысить профессионализм университетских менеджеров, гармонизировать систему управления университетом с ТОМ и ВО 9001-2000, развивать структуры маркетинговой деятельности, активизировать непрерывные процессы самоанализа, самооценки и самоаттестации университета, адаптировать оргструктуру университета к решению стратегических задач, включить в традиционную оргструктуру адаптивные программно-целевые структуры, усилить роль общественных институтов в управлении университетом, перестроить оргструктуру университета, обеспечив разделение представительной и административной власти
Формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды
Развитие корпоративной культуры в направлениях «творчество», «конкуренция», поддержка достаточного уровня культуры типа «иерархия», создание дочерних компаний с корпоративной культурой аналогичного типа
Рис. 3. Основные принципы трансформации традиционного университета в инновационный университет
ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
Рис. 4. Основной принцип инновационного образования
нонаучном, математическом и мировоззренческом фундаменте знаний, широте междисциплинарных системно-интегративных знаний, а также высоком уровне обще-профессиональных и специально-профессиональных знаний, обеспечивающих деятельность в проблемных ситуациях.
Как показывает практика, наиболее эффективными как инновационные университеты становятся технические университеты, а выпускники инновационного университета ориентированы не только на поиски работы на рынке интеллектуального труда, но и способны успешно выступать в роли предпринимателей и создателей новых рабочих мест.
Давно известно, что одним из лучших в мире является российское высшее образование в области математики и естественных наук — физики, химии, биологии.
В эпоху индустриального общества основой технологического развития была фундаментальная наука. На базе нее создавались прикладные научные знания, используемые на практике. На этом принципе формировался и подход к техническому (инженерному) образованию, широко используемый в настоящее время. Его суть заключается в том, что студентам вначале предлагается изучить математику и естественно-научные дисциплины, такие как физика и химия.
При этом мало говорится о том, где и как можно и нужно использовать их на практике. Затем студентам предлагаются общеинженерные и специальные дисциплины, как прикладные науки, также, в основном, на уровне знаний без особых требований к их творческому использованию в реальном деле. Таким образом, создается солидная база знаний выпускника, позволяющая ему долгие годы работать и осваивать смежные области. Обычно недостатком такого подхода к техническому образованию является то, что в результате выпускник «может многое знать, но далеко не все умеет делать».
Образование, как область социальной деятельности, должно опережать в своем развитии другие формы активности людей, особенно их хозяйственную деятельность. Исключение должна составлять только наука, и, прежде всего, фундаментальная, которая всегда была и будет главным источником наполнения «образовательного потенциала».
Поэтому и возникла концепция опережающего профессионального образования, которое направлено на развитие у человека природной предрасположенности к получению знаний и переходу от концеп-
туального осмысления действительности к решению прикладных социальных, управленческих, организационных, технологических задач.
В отношении системы инновационного образования, которое должны предоставить инновационные университеты — это целенаправленное формирование определенных знаний, умений и методологической культуры, а также комплексная подготовка и воспитание специалистов в области техники и технологии к инновационной инженерной деятельности за счет соответствующего содержания, методов обучения и наукоемких образовательных технологий с использованием (рис. 4):
★ мировых информационных ресурсов и баз знаний, с ориентацией на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ (бенчмаркинг);
★ международной аккредитации образовательных программ, позволяющих обеспечить их конкурентоспособность на мировом рынке;
★ предпринимательских идей в содержании курсов;
★ проблемно ориентированного междисциплинарного подхода к изучению естественных и технических наук, который позволяет научить студентов самостоятельно «добывать» знания из разных областей, группировать их и концентрировать в контексте конкретной решаемой задачи;
★ активных методов, «контекстного обучения» (когда мотивация к усвоению знания достигается путем выстраивания отношений между конкретным знанием и его применением) и «обучения на основе опыта» (когда студенты имеют возможность ассоциировать свой собственный опыт с предметом изучения);
★ методов, основанных на изучении практики (case studies);
★ проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач.
Важно отметить, что инновационное образование может дать только то высшее учебное заведение, преподаватели и сотрудники которого сами активно занимаются инновационной деятельностью.
Необходимо также учесть, что массовость высшего образования, требования формируемой экономики знаний в постоянном повышении квалификации предполагают изменение временных рамок образовательного процесса: возникают новые виды образования — образование на протяжении всей жизни (пожизненное — life-long education), дистанционное образование и другое.
Реализация концепции пожизненного образования предопределяет необходимость получения людьми не только набора определенных профессиональных знаний и навыков, но, прежде всего, умения самостоятельно получать новое знание. В результате быстрых изменений форм работы и занятости, вызванных современными технологиями, возникает повышенный спрос на обучение и подготовку (переподготовку) на рабочем месте, дополняющее формальное образование (workplace-education). Спрос на новые формы дешевого, легкодоступного образования
и тренинга требует изменения функций и структуры традиционных университетов.
Развивающееся глобальное информационное общество создает новых «распространителей знаний», включая информационно-телекоммуникационные технологии, которые предлагают услуги, дополняющие систему формального образования. Это обуславливает использование принципа открытости инновационных университетов. Для того чтобы в свете описанных тенденций сохранить свои позиции в обществе образование должно изменяться качественно, по форме и по содержанию, переходя к новым инновационным технологиям и принципам обучения. Помимо этого, образовательная, исследовательская и производственная деятельность интегрируется в единый процесс, подготовка специалистов осуществляется не только в аудиториях и библиотеках, но и в реально работающих предприятиях и организациях.
Инновационный путь развития предполагает готовить (переподготавливать) специалистов для высокотехнологического сектора отечественной экономики с таким расчетом, что часть этих специалистов создаст этот сектор. Без практической интеграции науки, образования и производства решить эту проблему невозможно.
Интеграция науки и образования в различные сферы общества предопределяет интеграционные процессы в самой системе образования, результатом которых является создание инновационных университетских комплексов. Интегрированные структуры в форме университетских комплексов наилучшим образом отвечают подготовке специалистов, востребованных в современных условиях глобализации экономических процессов, ускоренного развития научно-технической революции и интернационализации хозяйственной деятельности. В свою очередь университетские комплексы, имея огромный образовательный потенциал, легче адаптируются к работе в условиях коммерциализации социальной сферы, способны реализовывать классические и прикладные виды образования, обеспечивать процесс непрерывного образования, синтезирующий довузовские, вузовские и послевузовские формы обучения.
Одним из приоритетов «экономики знаний» является прогресс наукоемких технологий, высочайшая степень использования в производстве последних достижений науки и техники. Причина внимания к научно-технической политике как к фактору развития кроется в первую очередь в его практической неисчерпаемости как ресурса экономического роста. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по разным оценкам, от 75 до 100%. Таким образом, собственно фундаментальные и прикладные научные исследования должны рассматриваться в неразрывной связи с совершенствованием механизмов повышения их востребованности производством, развитием инфраструктуры научной и инновационной деятельности, подготовкой квалифицированных профессиональных кадров.
Научный потенциал университетских комплексов способен как производить инновационные про-
дукты самостоятельно в форме научно-исследовательских разработок, обеспечивающих производство новых видов товаров и услуг, так и оказывать содействие хозяйствующим субъектам в их производстве, реализуя информационно-аналитическое обеспечение и обеспечение специалистами различного уровня квалификации.
Университетские комплексы способны в большей мере продуктивно и с меньшими затратами осуществлять подготовку специалистов, сокращая трансакционные издержки общества, и одновременно проводить единую образовательную политику.
Поскольку круг участников интеграционных процессов в системе образования, ядром которых выступает университет, весьма обширен и может меняться, то объективно это предполагает многообразие форм университетских комплексов. Отдельные их виды уже созданы и успешно функционируют. Однако формирование университетских комплексов, включающих в свою структуру общеобразовательные учреждения, средние и высшие профессиональные учебные заведения на основе принципов преемственности и непрерывности образовательного процесса, позволяет моделировать университетские комплексы, замыкающие на себе образовательный процесс в регионе и осуществляющие непрерывную профессиональную подготовку в масштабах определенной территории.
Главная цель регионального университетского комплекса — удовлетворить растущий спрос в регионе на высококвалифицированную рабочую силу, концентрируя образовательные ресурсы и повышая эффективность их отдачи на основе принципа синергизма.
Таким образом, стратегическая задача перевода национальной экономики на инновационный путь развития требует переосмысления роли и адекватного изменения и усиления функций университетов как центров науки и образования и обеспечения промышленно-экономического комплекса высококвалифицированными специалистами. Одним из основных направлений государственной политики в области образования должно стать восстановление взаимодействия науки, образования и производства, что в данный момент реализуется в Приоритетном национальном проекте «Образование».
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» и приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка и критериев конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы» от 2 марта 2006 г. № 44 был проведен конкурсный отбор образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, который проводился с целью оказания высшим учебным заведениям государственной поддержки посредством предоставления им субсидий.
ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006
В конкурсе могли участвовать высшие учебные заведения, внедряющие инновационные образовательные программы, определяющие:
★ комплексность объединенных генеральной целью, взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям мероприятий по созданию и введению в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ;
★ применение новых, в том числе информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;
★ высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством;
★ интеграция образования, науки и инновационной деятельности;
★ формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда.
Литература
1. Ж. Сапир. К экономической теории неоднородных систем. М., ГУ ВШЭ, 2001.
2. R. Nelson, P. Romer. Science, economic growth and public policy/ B. Smith and С Barfield Technological, R&D and the Economy. Washington, 1996.
3. P. Conceicao, M. Heitor. On the role of the universitig in the knowledge economy// Science and Public Poliy.V. 26, No 1, 1999. P. 45-49.
4. P. Romer. Endogenous Technological Change//Journal of Political Economy. V. 98, No 5, 1990. P. 24-26.
5. D. Foray, B.-A. Lundvall. The knowledge-based economy: from the economics of knowledge to the learning economy/Employment and Growth in the Knowledge-based Economy. OECD. Paris, 1996. 234 p.
6. K. Smith. What is the «knowledge-based economy»?/Knowledge-intensive industries and distributed knowledge bases. DRUID Summer Conference on The Learning Economy — Firms, Regions and Nations Specific Institutions, 2000. P.79-81.