Научная статья на тему 'Место и значение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения'

Место и значение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2108
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ОБЛАСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕСЕЧЕНИЕ / КАРАТЕЛЬНЫЙ И УСТРАШАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТЫ / ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT / THE AREA OF TRAFFIC AND ADMINISTRATIVE VIOLATIONS / ADMINISTRATIVE PUNISHMENT / THE PUNITIVE AND DETERRENT ELEMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пустовойт Ирина Игоревна

В данной статье проведено исследование места и значения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения. В статье отмечено, что для мер административного предупреждения в области дорожного движения характерным является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place and importance of measures to ensure proceedings on administrative violations in the system of administrative enforcement

This paper investigated the place and importance of measures to ensure proceedings on administrative violations in the system of administrative enforcement. The article noted that the administrative measures for prevention of road traffic characteristic is that they can be applied in the absence of facts of illegal actions.

Текст научной работы на тему «Место и значение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения»

Пустовойт Ирина Игоревна

адъюнкт кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России __________________________________________(тел.: 89182140383)

Место и значение мер обеспечения

производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения

В данной статье проведено исследование места и значения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения. В статье отмечено, что для мер административного предупреждения в области дорожного движения характерным является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий.

Ключевые слова: административное принуждение, область дорожного движения, административные правонарушения, административное пресечение, карательный и устрашающий элементы.

I.I. Pystovoit, adjunct of the chair of constitutional and administrative law of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; tel.: 89182140383.

Place and importance of measures to ensure proceedings on administrative violations in the system of administrative enforcement

This paper investigated the place and importance of measures to ensure proceedings on administrative violations in the system of administrative enforcement. The article noted that the administrative measures for prevention of road traffic characteristic is that they can be applied in the absence of facts of illegal actions.

Key words: administrative enforcement, the area of traffic and administrative violations, administrative punishment, the punitive and deterrent elements.

В современных обстоятельствах в качестве функциональных способов направленного воздействия на сознание и поведение людей выделяют два универсальных способа государственного управления - убеждение и принуждение.

Способы управления бывают прямыми (административными) и регулирующими (экономическими). Последние в литературе получили название - способы косвенного управления.

Прямые способы характеризуются односторонностью государственно-властного воздействия субъекта управления на объекты (граждан, юридических лиц, государственных и муниципальных служащих). Лицо, исполняющее управление, обретает властные, влекущие юридические последствия правовые акты управления, которые неукоснительны для выполнения соответствующими лицами. Несоблюдение постановления, приказа, распоряжения считается нарушением дисциплины и

имеет возможность повлечь за собой действие к виновному установленных законодательством мер принуждения. Сама философия государственного управления требует присутствия в арсенале методов управления аналогичных способов прямого властвующего (административного) влияния. В широком значении административные способы дают обеспечение единства исполнительной власти, дисциплину и правопорядок в отношениях многообразных субъектов и институтов государственного управления, правомерность функционирования органов исполнительной власти.

Административные способы действуют на сознание, волю и поведение людей, которым направлены эти способы. При их осуществлении не совершается непосредственного экономического воздействия на субъекты права; материально-имущественные последствия их применения или отсутствуют совсем, или малы.

67

При применении прямых способов объекты управления лишены способности, реализовывать управление по личному усмотрению; они должны исполнить полученное указание в рамках поставленных административных операций.

Немалое значение в данном случае получают положения не только законов, но и других нормативных правовых актов, заключающих предписания, порядок их исполнения, а также контрольно - надзорные ресурсы и инструменты.

Административное принуждение возможно рассматривать только как составной элемент государственного принуждения с учетом того, что это принуждение основывается на нормах административного права.

В концепции административного права отсутствует единый подход к представлению административного принуждения. Тем более, что одни авторы создают упор на данное положение именно как административное принуждение, другие - как на административноправовое принуждение.

Трудность научной квалификации мер административного принуждения до сих пор считается дискуссионной и до сегодняшнего дня ученые-административисты по-разному характеризуют меры административного принуждения.

Например, Д.М. Овсянко считает, что все меры административного принуждения надо рассматривать в обратной очередности: сначала - административно-предупредительные мероприятия, затем - мероприятия административного пресечения и, в конце концов, - мероприятия административного взыскания [1].

При этом, анализируя отмеченные категории административного принуждения, некоторые авторы приходят к заключению об их внутренней разнородности. Так, на данный прецедент обращает внимание И.И. Веремеенко, предлагая другую версию систематизации мер административного принуждения, где самостоятельное место отводится административно-процессуальным мерам [2].

Д.Н. Бахрах так определил положение о составе мер административного принуждения: «...все авторы среди мер административного принуждения отличают мероприятия по пресечению, мероприятия по взысканию, мероприятия по предупреждению и административно-восстановительные санкции» [3, с. 85]. Схожую систему классификации отстаивают и иные авторы [4, с. 35 - 37].

По нашему мнению, абсолютно был прав профессор А.П.Коренев, который в порядке квалификации мер административного принуждения подчеркнул две категории мер административного предупреждения [5, с. 192-194]:

1) мероприятия, сопряженные с возникновением различных обстоятельств, угрожаю-

щих общественной и личной безопасности граждан;

2) мероприятия, сопряженные с предупреждением преступлений.

Исходя из целей использования, методик обеспечения правопорядка, особенности возникающих при этом правоотношений и признаков применяемых мер административного принуждения, последние можно разбить в четыре категории:

предупредительные мероприятия (до совершения преступления, к примеру, проверка документов у водителей автотранспортных средств);

мероприятия пресечения (в момент совершения правонарушения, например требование, прекратить противоправные действия);

мероприятия административно-

процессуального обеспечения (стадия возбуждения дела);

мероприятия административного наказания (стадия рассмотрения дела и вынесение постановления по делу).

Мероприятия обеспечения производства по делам относительно административных правонарушений, в том числе и в сфере дорожного движения, - это очень действенный и широко разветвленный комплекс средств административного принуждения, применяемый в области обеспечения правопорядка и общественной безопасности. Но анализ действующего законодательства дает возможность сделать вывод, что в настоящее время не существует единого нормативного акта, укрепляющего порядок мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в особенности их начальной стадии - мер административного пресечения.

Согласно ст. 27.1 КоАП РФ, в систему мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении включены: доставление;

административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод;

временный запрет деятельности.

68

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2012 • № 3 (17)

Следовательно, правильное применение метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, гарантирует действенность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, непоколебимость правопорядка, формирует условия для постепенного уменьшения и ликвидации правонарушений.

Принуждение считается в полной мере законным, подчиняется общим принципам права, используется на базе строгой правовой регламентации, нормативного института оснований, порядка и процедуры осуществления, четких мер принудительного воздействия.

Назначение принуждения складывается в восстановлении общественной справедливости, воспитании правонарушителей, предотвращении новых правонарушений. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания либо унизить его человеческое достоинство.

Вместе с тем оно охватывает карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчинительный характер и ориентированы на предостережение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их осуществивших.

1. Овсянко Д. М. Административное право // Учеб. пос. Изд. 3-е перераб. М.: Юрист, 2000. С. 146.

2. Веремеенко И. И. Административноправовые санкции. М., 1975. С. 63-65, 70-71.

3. Бахрах Д.Н. Административная ответственность и финансовые санкции // Журнал российского права. 1997. № 8. С. 85.

4. Розенфельд В.Г., Старилов Ю.Н. Административное принуждение. Административная ответственность. Административно-юрисдикционный процесс. Воронеж: ВГУ, 1993. С. 35-37.

5. Коренев А. П. Административное право России. М.: МЮИ МВД России, 1996. С. 192194.

1. Ovsyanko D.M. Administrative law // Teach. man. Ed. 3th added. M.: The lawyer, 2000. P. 146.

2. Veremeyenko 1.1. Administrative and legal sanctions. M., 1975. P.63-65, 70-71.

3. Bahrah N.A. Administrative responsibility and financial sanctions // Journal of Russian law. 1997. № 8. P. 85.

4. Rosenfeld V.G., Starilov Y.N. Administrative coercion. Administrative responsibility. Administrative-jurisdictional process. Voronezh: Voronezh state University, 1993. P. 35-37.

5. Korenev, A.P. Administrative law of Russia. M.: Moscow Institute of Law Ministry of Internal Affairs of Russia, 1996. P. 192-194.

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.