УДК 338.001.36
МЕСТО И РОЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
КАРИБАЕВ АСЫЛБЕК АМИРХАНОВИЧ
PhD, ассоциированный профессор Международный акамический университет,Казахстан, г.Уральск
КАМИЕВА АЛМАГУЛЬ АКБУЛАТОВНА
PhD, ассоциированный профессор Международный акамический университет,Казахстан, г.Уральск
Аннотация. В статье авторами четко разьясняется понятие термина «управление знаниями», которое включает в себя методы управления накопленными и новыми знаниями (новациями), необходимые для эффективного решения задач в государственном управлении и регулировании инновационной деятельностью. Также показано место и роль системы управления знаниями и инновациями, представлены обобщенные схемы взаимодействия отдельных элементов и этапов, характеризующих пространственно-временную взаимосвязь и взаимодействие между отдельными элементами, предложена нормативная база государственного регулирования и управления индустриально-инновационным развитием в регионах, отраслях и предприятиях Республики Казахстан на основе лучших мировых стандартов и научных разработок в терминах энергоэкологических параметров.
Ключевые слова: управление знаниями, система, технологии, решения, спутник СКАЛАР, базовая модель, новация, инновационное развитие
Annotation. In the article the authors clearly explain the concept of the term "knowledge management", which includes the methods of management of accumulated and new knowledge (innovations), necessary for the effective solution of problems in public administration and regulation of innovation activity. It also shows the place and role of the knowledge and innovation management system, presents generalized schemes of interaction of individual elements and stages, characterizing the spatial and temporal relationship and interaction between individual elements, proposes a regulatory framework for state regulation and management of industrial-innovative development in regions, industries and enterprises of the Republic of Kazakhstan based on the best world standards and scientific developments in terms of energy-ecological parameters.
Keywords: knowledge management, system, technologies, solutions, SCALAR satellite, basic model, innovation, innovative development
Управление знаниями — это процесс решения задач с помощью определенного метода. Как новое направление в менеджменте управление знаниями (knowledge management) возникло в ХХ веке с целью создания руководств и методик для оптимального использования потенциала работников.
Глобализация и обострение конкуренции, быстрое развитие и внедрение новых информационных технологий, повышение общего технологического уровня управления являются Историческими причинами возникновения нового направления.
Поначалу управление знаниями рассматривалось как феномен, имеющий отношение лишь к тем отраслям и производствам, для которых характерно изготовление новых образцов продукции на базе конкретных научных исследований и технических разработок. Однако практика показала, что не может быть отраслей, производств, компаний, которые не используют знания в изготовлении продукции, оказании услуг или методах управления.
В 1962 году Ф.Махлуп опубликовал работу «Производство и распространение знаний в Соединенных Штатах», которая позже была издана в восьми томах под названием «Знания.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Их производство, распространение и влияние на экономику», где впервые появился термин «экономика, базирующаяся на знаниях» — это тип экономики, в которой производство знаний является главным источником роста. Знания были признаны экономической категорией. В современной литературе как синоним понятию «экономика знаний» используется термин «инновационная экономика».
Появление в 70-х гг. ХХ века нового направления вызвало определенную настороженность в мировом сообществе. Управление знаниями отождествляли то с управлением документами, то с информационными системами для бизнеса, то со средствами коллективной работы.
Сам термин «управления знаниями» был введен Карлом Виигом - американским ученым и консультантом по управлению и впервые был использован в 1986 году в его выступлении на конференции в Швейцарии, проводившейся Международной организацией труда под эгидой ООН.
В середине 90-х годов ХХ века в среде крупных корпораций, где проблемы обработки информации приобрели особую остроту, выяснилось, что эффективность обработки и передачи знаний, накопленных специалистами, обеспечивает компании особые преимущества перед конкурентами, а цель управления знаниями - это усиление конкурентного преимущества и повышение продуктивности (работоспособности) системы. Стало особенно важным, чтобы знания не только собирались, агрегировались и каталогизировались, но и доставлялись именно тем адресатам, которым они необходимы. Управление знаниями на практике превращается в хороший информационный менеджмент (information management).
К концу ХХ века оказалось, что информационные технологии готовы предложить необходимый инструментарий. Информационный менеджмент постепенно трансформируется в направление интеграции разных источников и носителей информации и знаний, что требует качественно новых инструментов и средств информационной работы. Речь, прежде всего, шла о программном обеспечении и продуктах, способных интегрировать и управлять данными самых различных ресурсов и источников.
Сегодня значимость управления знаниями с каждым годом возрастает, отражая требования наукоемкого производства, информатизации общества и повышения роли человеческого потенциала. Л.Тероу утверждает, управление знаниями является единственным источником конкурентных преимуществ, которые зависят не от размеров материальных активов, а от умения получать знания и правильно распоряжаться ими, быстро и эффективно внедрять прорывные инновационные разработки в различных областях - от производства продукции до способов ведения бизнеса.
Эволюцию управления знаниями можно представить тремя этапами.
1-й этап 1959-1985 гг.: формирование представлений о новом типе «работников знаний» (работы Д.Белла, П.Друкера, М.Маклюэна, Й.Масуды, Э.Тоффлера, К.Эрроу, В.М.Глушкова, Ю.А.Шрейдера, Р.Ф.Гиляревского, Л.С.Козачкова и других);
2-й этап 1986-1995 гг.: зарождение трех различных подходов к концепции «управления знаниями», названные «европейский» (Карл Свейби, Швеция), американский (Карл Вииг, США) и японский (Икуджиро Нонака, Япония). Авторы европейского подхода к управлению знаниями рассматривают управление знаниями как «измерение знания», американский подход состоит в непосредственном «управлении знаниями», японский - в «создании знания».
3-й этап с 1996 г. по настоящее время: проникновение во все сферы деятельности, в том числе в науку, образование, библиотечное деле; формирование и развитие систем управления знаниями как совокупности методов и программно-технологических средств, направленных на обеспечение свободной циркуляции знаний и их генерации. В современном понимании управление знаниями - это:
• комплекс методов с целью повышения эффективности решения задач, охватывающих:
■ поиск и извлечение знаний из живых и неживых объектов (носителей знаний);
■ структурирование и систематизацию знаний;
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
■ анализ знаний (выявление зависимостей и аналогий);
■ обновление (актуализацию) знаний;
■ распространение знаний и генерацию новых знаний.
• методики, организующие процесс коммуникаций и направляющие его на извлечение новых и обновление существующих знаний, помогающие вовремя предпринимать необходимые действия и эффективно решать задачи.
Таким образом, управление знаниями включает методы управления накопленными и новыми знаниями (новациями), которые необходимы для эффективного решения задач.
В управлении знаниями И-решения не играют доминирующую роль. Для реализации технологии и создания системы управления знаниями недостаточно установить эффективный программный пакет, так как в управлении знаниями на 80% используют организационные схемы и только на 20% - технологические (^-решения).
Знание есть результат преобразований в системе «данные-информация-знание» (рис. 1).
Данные
факты (отдельные символы)
Анализ и
синтез
Информация
КТО? ЧТО?
Интеллект
Мудрость
Рисунок 1. Система «данные-информация-знание» [1]
Внутренняя среда знания как системы представляет собой совокупность связных понятий: «новое знание - новация - инновация».
Новое знание - это новый результат в фундаментальных и прикладных исследованиях. Выделяют общественно новые знания, то есть такие, которыми никто не располагал, и субъективно новые знания «старые знания, которые передаются новым умам». Наращивание новых знаний включает: генерирование и выявление знаний, разработку новых продуктов и использование новых знаний (рис. 2).
Наращивание новых знаний
4
3. Разработка новых
2. Выявление знаний 1. Генерирование^ JJJJXbepedana ценных неявных
Рисунок 2. Спиралевидный процесс наращивания новых знаний [1]
Как видно, процесс наращивания знаний происходит через их изменение, обновление -novatio или новации. Впервые понятие «новация» как способ прекращения обязательства путем замены его другим появилась в Древнем Риме. Известный римский юрист Ульпиан
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
3
2
характеризовал новацию как изменение и перенос долга в другое обязательство, когда из предыдущего обязательства создается новое, а прежнее прекращается.
Новация фиксирует сам факт нового: novus - новый, то есть «впервые или недавно появившийся», «до сих пор не бывший», «неведомый», «относящийся к данному времени как к исходному моменту» - то есть раннее неизвестный или забытый (утерянный).
В словаре С.И.Ожегова есть термин «новация» - нечто новое или новшество - новый метод, новая система. В словаре В.И.Даля «новшество» рассматривается как появление нового; отмечается, что это только русское слово, которое появилось в русском языке до начала 18 века (впервые отмечено в 1704 г.).
В зарубежной и отечественной литературе можно выделить несколько понятий: «инновация» и «новшество». Понятия новшество и инновация разграничиваются:
• «новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики) ...»;
• «инновация — это конечный результат внедрения новшеств с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта».
Определим место управления знаниями в логике проектирования инновационного развития, поставив в соответствие вопрос из семантической структуры знания и ответ на него.
Зачем — цель проектирования
Цель проектирования — внести определённые изменения в составные части окружающего нас мира так, чтобы мир в целом сохранялся, был устойчив.
Осуществить переход к устойчивому развитию, не имея ясно сформулированной цели, выраженной в универсальных устойчивых величинах невозможно.
Почему — причина
Причина проектирования — это проблемная ситуация (негативное изменение) или неудовлетворенная потребность, порождающие идею (замысел), дающую возможность снять неудовлетворенность, разрешить проблемную ситуацию, устранить или уменьшить негативное изменение в системе.
Кто — субъект проектирования
Проектировать устойчивое развитие могут специалисты (исследователи — конструкторы — организаторы), владеющие необходимыми знаниями об устойчивом развитии и умением их использовать для создания системы.
У разработчиков должны быть эффективные интеллектуальные средства, сокращающие сроки овладения требуемыми знаниями. Таким средством может выступать база научных знаний об устойчивом развитии (рис. 3).
Рисунок 3. Структура базы научных знаний об устойчивом развитии [2]
Что — объект проектирования
Объектами проектирования являются любые, ограниченные временем (когда) и пространством (где), системы, поддающие разработке и реализации: технические, информационные, экономические, политические, социально-природные и другие.
Как обеспечить достижение целей проектирования?
Для достижения целей проектирования строится план будущих действий. Сформировать план будущих действий — это значит разработать сеть работ (мероприятий), необходимых и достаточных для достижения поставленной цели.
Сколько — эффект, стоимость
План имеет определенные характеристики или параметры, которые и являются предметом оценок в процессе проектирования:
• Длина плана — «расстояние до цели», определяемая временем от начала и до полной реализации плана.
• Ширина плана — это максимальное количество параллельно выполняемых работ в ходе реализации плана.
• Глубина плана — это суммарное количество всех работ, выполняемых за время реализации плана.
• Реализуемость плана — определяется обеспеченностью работ ресурсами, предусмотренных планом (кадрами, мощностью, технологиями).
• Мощность плана — определяется требуемыми на выполнение плана ресурсами (кадрами, мощностью, технологиями).
• Риск неэффективного планирования развитием — мерой риска может служить разность между величиной инвестиций и величиной обеспечения инвестиций, выраженных в одних и тех же единицах.
Для диагностики сложившейся ситуации и определения динамики основных показателей развития строится модель управления, на основании которой разрабатываются организационные механизмы управления, строится план действий и мероприятий по достижению целей инновационного развития, выявляются проблемы и определяются их
величины. Все решаемые задачи сгруппированы в системные блоки, определяющие функциональную структуру модели. Выделяют базовые блоки:
• Существующее состояние объекта (возможности).
• Целевое состояние объекта (потребности).
• Проблемы, планирование на цель.
Наглядно последовательность и взаимосвязь решения задач по блокам представлена на рисунке 4.
r(to) ш -Возможности Со): время активной жизни [l°T'] rCo*) W - Потребности С„*): здоровье, [¿0Т']
N (to) потребление, \ь5Т- ] NC0*) уровень жизни, |ь5Т]
P(to) - производство, [¿5Т~5 ] P(t*)- жизнеспособность, [l5T 5]
V(to) КСТ, [ь'Т0 ] V(C) интеллект, \ь°Т0 ]
4(fo) качество организации, [loTo ] организованность, [¿°Т0 ]
Co) - время удвоения (0 - время удвоения, \ь°Т']
возможностей, [¿"Г1 J V (t0) - мобильность, [l'T 4 J V (t 0) скорость исполнения решений, [ПТ-1 ]
MO - чувство меры, \l°T o ] Ж) - чувство меры, \ь°Т0 ]
q(t„) качество среды, [l°T0 9(0 качество среды, \ь°Т0 ]
МО -^(0) ^ min
(N(О - N(¿¡)) ^ min (P(0 - P(t*)) ^ min МО -^(to*)) ^ min МО -£-(0) ^ min
(*yi (t0) (t0)) ^ min
(V (to) -V (to*)) ^ min
MO -M(t"„ )) ^ min MO - ?(t*)) ^ min
Рисунок 4. Базовые блоки модели управления [2]
Блок 1. Существующее состояние объекта (возможности)
Блок предназначен для интегральной оценки состояния социально-экономического объекта в системе общество—природа. Оценка производилась в соответствии с базовыми критериями роста и развития в системе общество—природа.
Блок 2. Целевое состояние объекта (потребности)
Второй блок предназначен для:
• построения классификатора логически возможных типов целей;
• проведения анализа целевого состояния объекта на текущее время;
• анализа и оценки возможных вариантов целей;
Блок 3. Проблемы (По)
Третий блок предназначен для определения величины и состава проблем, проектного времени решения и последствий от их не решения, планирования мероприятий решения проблем.
Величина находящейся в распоряжении общества мощности является мерой возможностей системы оказывать воздействие на окружающую среду. Потребность - это требуемые возможности (мощности) системы, которые в данное время отсутствуют, но которые необходимо иметь для сохранения развития в будущем. Проблема - это разность между необходимыми и имеющимися мощностями системы.
Выделяют следующие типы возможностей (мощности): Упущенная возможность (потери); Реальная или технологическая возможность; Потенциальная возможность; Реализованная или экономическая возможность; Интегральная возможность.
В соответствии с выделенными типами возможностей построим систему энергоэкологических параметров.
1. Потенциальная возможность (К) - суммарное потребление за определенное время t (год, квартал, месяц и т.д.) всех видов продуктов питания, топлива, электроэнергии (N1), выраженных в единицах мощности (Вт, КВт, МВт, ГВт и т.д.):
п=3
N(1) N¡(1)
" , где [3]
N(1) - суммарное потребление ресурсов в единицах мощности;
N1(1) - потребление продуктов питания в единицах мощности;
N2(1) - потребление топлива в единицах мощности;
N3(1) - потребление электроэнергии в единицах мощности.
2. Реальная возможность (Р) - это совокупный произведенный продукт за время 1, который определяется прямым суммированием произведений, потребляемых за время 1 ресурсов (N1), выраженных в единицах мощности, на коэффициент совершенства технологий (П.):
п=3
Р(1) = Х N¡(1) -Л;(1)
[3]
Коэффициент совершенства технологий (пО - это отношение теоретического минимума затрат мощности к ее фактическому расходу на изготовление единицы 1-го продукта за время 1. В среднем по миру коэффициент совершенства технологий в производстве топлива и электроэнергии (для машин и технологических процессов), а также продуктов питания (для растений и животных) на начальное время ^ равен:
• для продуктов питания: п^о) = 0,05;
• для топлива: ^0«) = 0,25;
• для электроэнергии: пз(1о) = 0,8.
Отношение реальной возможности к потенциальной возможности характеризует обобщенный коэффициент совершенства используемых в регионе технологий:
Л(1) = Р(1)Ш(1) [4]
Л
3. Реализованная или экономическая возможность (Р ) - это совокупный конечный (произведенный и реализованный) продукт за время 1, который определяется произведением реальной (технологической) возможности в единицах мощности (Р) на качество планирования (8):
Л
Р(!) = Р(1) .8(1) , где [5]
(1 - есть потребитель;
8(1) = -!
10 - нет потребителя.
Качество планирования (8) - это доля произведённой продукции (Р) за время 1, обеспеченная потребителем.
Отношение реализованной возможности к потенциальной возможности определяет эффективность использования ресурсов (ф):
Л
ф(1) = Р(1)Ш(1) [6]
4. Упущенная возможность (О) - это потери мощности, которые определяются разностью между потенциальной реальной возможностями:
0(1) = N(1) - Р(1) [7]
Интегральная возможность (ОЬ) - это социально-экономико-экологическая возможность регионального объекта, которая характеризует качество жизни (ОЬ), выраженное в единицах мощности на человека (кВт/чел.), и определяется как прямое произведение основных социальных, экономических и экологических показателей:
ОЬ(1)= ТА^)-и(^), где [8]
Та(Х) = Тср(t) - средняя нормированная продолжительность жизни в регионе;
100 лет
Тср - средняя продолжительность жизни (лет);
Л
U(t) = P(t)/ M(t) - совокупный уровень жизни; М - численность населения;
q(t) = G(t -то) - качество окружающей природной среды.
G(t)
Для прогноза целевых параметров выделяют следующие критерии:
1. «Нулевой рост» или стагнация - отсутствие роста совокупного произведенного продукта за определенный период (год, квартал), что свидетельствует об отсутствии позитивных сдвигов:
АР = 0 [9]
2. Рост - увеличение совокупного произведенного продукта в основном за счет роста потребления ресурсов, а не за счет увеличения эффективности их использования:
ÍAP > 0,
< AN > 0, [10] Аф = 0.
3. Развитие - увеличение совокупного произведенного продукта в основном за счет повышения эффективности использования ресурсов, а не за счет увеличения потребления:
АР > 0,
< Аф > 0, [11] AN = const
4. Инновационное развитие - развитие за счет повышения эффективности использования ресурсов посредством реализации более совершенных технологий, приносящих б0льший доход:
ТАр > 0,
Л
< А Р > 0, [12]
Аф > 0, AN = const.
5. Устойчивое инновационное развитие - это сохранение инновационного развития в длительной перспективе в условиях негативных внутренних и внешних воздействий за счет неубывающего темпа роста эффективности использования ресурсов, уменьшения мощности потерь при неувеличении темпов роста потребления ресурсов:
Р = p +AP• t + A2P• t2 > 0,
Л Л Л
Р = Р0 + А Р-1 + A2 P-12 > 0
ф = ф0 + Аф-1 + А2ф-12 > 0, [13]
AG < 0, AN = const.
6. Спад - уменьшение совокупного произведенного продукта за определенный период (год, квартал), что означает уменьшение возможностей удовлетворять потребности:
ÍAP < 0 [13]
I AG > 0.
7. Ускоренный спад - ускоренное уменьшение совокупного произведенного продукта («отрицательный рост») за определенный период (год, квартал):
ТАр < о,
Д2Р < 0 [14]
Ав > 0,
А2в > 0.
Таким образом, предложена нормативная база государственного регулирования и управления индустриально-инновационным развитием в регионах, отраслях и предприятиях Республики Казахстан на основе лучших мировых стандартов и научных разработок в терминах энергоэкологических параметров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Лабоцкий, В.В. Управление знаниями: учебное пособие. - Минск, 2006.
2. Большаков, Б.Е. Проектное управление устойчивым инновационным развитием: теория, методология, технология: учебное пособие - М: РАЕН, 2014.
3. Гаврилова, Т.А. Хорошевский, В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. - СПб: Питер, 2001.
4. Большаков Б.Е. Региональное устойчивое инновационное развитие: технология проектирования и управления: Учебное пособие. - Дубна: Государственный университет "Дубна", 2016. - 332с.
5. Алексеева М.Б., Ветренко П.П. Анализ инновационной деятельности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018.
6. Аникин Б.А. Управление цепями поставок. Учебник для бакалавриата и магистратуры. -М: Государственный университет управления, 2016.
7. Антохонова И.В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов. - Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2017.
8. Арменский, А.Е., Кочубей С.Э., Устюгов В.В. Экономика устойчивого развития: прорывные идеи и технологии. - М.: Социальный проект, 2009.
9. Асаул А.Н. Инновации в инвестиционно-строительной сфере: учебное пособие для академического бакалавриата / А. Н. Асаул, М. А. Асаул, Д. А. Заварин, Е. И. Рыбнов (Серия: Университеты России), Москва; 2018.
10. Байзаков С.Б. Может ли энергия быть валютой? - Астана: ИЭИ, 2010.
11. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями в 2 Т. 3-е изд., пер. и доп. - М.: Государственный университет управления, 2015.
12. Белов П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование: в 2 Т. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 2015.
13. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2008.
14. Большаков Б.Е. Демократический конструктор будущего/О.Л.Кузнецов, Б.Е.Большаков, С.А.Рябкова//Интерфакс Казахстан от 6 октября 2009.