Научная статья на тему 'Место и роль самостоятельных музееведческих исследований в программе подготовки специалистов музейного дела и охраны памятников'

Место и роль самостоятельных музееведческих исследований в программе подготовки специалистов музейного дела и охраны памятников Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
271
65
Поделиться
Ключевые слова
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / МУЗЕЙ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Степанова Елена Юрьевна

Орловский государственный институт искусств и культур в течение десяти лет готовит специалистов в области музейного дела и охраны культурного наследия. Особое место в образовательном процессе отводится студенческим научным исследованиям, учитывающим достижения современной науки и музейной практики. 2/3 тем определяются интересами и заявками местных музеев, на базе которых они апробируются. Выделяются несколько направлений в студенческих исследованиях: историко-культурологическое и археологическое; краеведческое; истории музееведческой мысли региона; музейно-источниковедческое и др. Большинство из них представляют собой универсальные научные конструкции, охватывающие самые разные области гуманитарного знания и направления музейной деятельности.

Place and role of independent museological researches in the program of experts education in the museum studies and preservation of monuments

The Oryol State Institute of Arts and Cultures within ten years educates experts in the field of a Museology and cultural heritage protection. The special place in educational process is allocated to student's scientific researches considering achievements of a modern science and museum practice. 2/3 of themes are determined by interests and applications of local museums where they pass approbation. Some directions in student's researches are allocated: historical cultural and archeologic, studies of local lore, histories of muse-ological ideas of region, museological source studies, museological in the area of cataloguing, museum's communication, museum's sociology, museum's pedagogy within the framework of long-term curriculums of work with schoolboys in the field of moral and aesthetic, historic and patriotic education, museum designing. The majority of student's researches reflect the universal scientific constructions covering the different fields of knowledge humanitarian knowledge and a direction of museum activity.

Текст научной работы на тему «Место и роль самостоятельных музееведческих исследований в программе подготовки специалистов музейного дела и охраны памятников»

УДК 069:377

Е. Ю. Степанова

МЕСТО И РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ МУЗЕЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ

Исследовательский поиск стал неотъемлемой частью деятельности любого музея, а личность его работника во все времена ассоциировалась с высоким профессионализмом и интересными исследовательскими наблюдениями. Неслучайно в книге воспоминаний «Жизнь в музее» А. З. Крейн, размышляя о музейной профессии, писал, что это «труднейшее сочетание науки и искусства»1. Включение музеев в рыночные отношения, введение в научный оборот новых источников способствуют расширению не только основных направлений музейной работы, но и тематики музееведческих исследований. В научной литературе общепринято делить научные исследования в музее на фундаментальные, проводимые в рамках профильных наук, и музееведческие2. Последние призваны формировать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов, разработки научных концепций музеев и экспозиционных проектов, в музейной коммуникации, социально-педагогических исследованиях, а также исследованиях, направленных на повышение эффективности музейной деятельности, в том числе через изучение исторического, методического, теоретического музейного опыта.

В течение десяти лет в Орловском государственном институте искусств и культуры (ОГИИК) была сформирована хорошая методическая база для проведения занятий, самостоятельной подготовки студентов, апробации оригинальных музейных решений. Например, в качестве музейных лабораторий работают вузовский музей истории ОГИИК, Музей поискового движения, Лаборатория историко-культурных и музееведческих исследований. Студенческий поисковый отряд «Факел» ведет поиск и захоронение солдатских останков времен Великой Отечественной войны и одновременно его члены совершенствуют навыки проведения и документальной фиксации археологических раскопок, атрибуции предметов военной истории. Продуманная система проведения разнообразных практик способствует не только систематизации, расширению и закреплению теоретических знаний, но и формированию научных интересов в музееведческой области. Например, археологическая практика осуществляется на базе действующей Белинской археологической экспедиции Академии

1 Крейн А. З. Жизнь в музее. М., 2002. С. 568.

2 См. напр.: Музейное дело России / Отв. ред. М. Е. Каулен. М., 2003. С. 259; Основы музееведения / Отв. ред. Э. Шулепова. М., 2005. С. 29-31; Юренева Т. Ю. Музееведение. М., 2003. С. 352-353.

наук Российской Федерации (БАЭ). Раскопки ведутся на территории Белинского городища, расположенного в Автономной республике Крым. В числе археологических памятников, которые обследовались во время раскопок, были поселение (городище) и погребения (склепы). Проводимые в ходе полевой экспедиции работы включают в себя составление студентами полевой и коллекционной описей, первичную атрибуцию предметов и их обработку (учет, зарисовку, фотографирование, классификацию, консервацию). Серьезный подход к данной работе позволил некоторым из них приступить к дальнейшему фондовому исследованию - составлению каталога археологических предметов, хранящихся в фондах музея «Палата Древностей» Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого (ТГПУ), участника БАЭ. Основу работы с уникальными артефактами ТГПУ определила методика учета, атрибуции, изучения и хранения археологических предметов, используемая российскими музеями, а также изучение конкретного опыта работы Орловского краеведческого музея (ОКМ), обладателя полноценной коллекции археологических древностей Орловского края.

Особое место в вузовской подготовке будущих музейных работников отводится студенческим научным изысканиям. Следует подчеркнуть, что все исследования проводятся их авторами самостоятельно. В них отражаются современные достижения науки и музейной практики. В основном они оказываются востребованными в современной практике коллективами орловских государственных и многочисленных общественных музеев. Темы студенческих исследований определяются выпускающей кафедрой (в данном случае - кафедрой истории и музейного дела) с учетом авторских интересов, полученных студентами навыков, возможностей сбора практического материала и индивидуальных способностей.

Можно выделить несколько направлений в студенческих исследованиях:

• историко-культурологическое и археологическое;

• краеведческое;

• истории музееведческой мысли региона;

• музейно-источниковедческое;

• музееведческое в области тезаврирования и каталогизации;

• музейно-коммуникационное (в том числе, в сфере музейного сотрудничества со СМИ и др.);

• музейно-социологическое;

• музейно-педагогическое в рамках долгосрочных учебных программ работы со школьниками в области нравственно-эстетического и историкопатриотического воспитания;

• музейного проектирования.

Как видно из вышеперечисленного, студенческая научно-исследовательская деятельность направлена на решение конкретных задач: разработку методов исследовательского поиска по вышеуказанным направлениям; проектирование, моделирование и про-

гнозирование содержания указанных исследований; разработку экспериментальных программ и путей внедрения научных достижений в учебную и музейную практику.

Значительная часть исследований разрабатывается в контексте курсовых и дипломных проектов. Следуют особо подчеркнуть, что 2/3 тем определяется интересами и заявками местных музеев, на базах которых и проходят апробацию (в качестве примера можно привести Историко-краеведческий музей Северного района г. Орла или Дом Т. Н. Грановского). Так, с 2005 г. кафедра истории и музейного дела активно сотрудничает с общественным музеем - Историко-краеведческим музеем Северного района г. Орла, открытым при районной администрации. Для этого музея студентами 4-5 курсов были разработаны авторские двухгодичные программы в области музейной педагогики по историкопатриотическому и нравственно-эстетическому воспитанию4. Многие положения из них были претворены в жизнь в цикле культурно-образовательных мероприятий: «Их именами названы улицы Северного района», лекционной серии, посвященной литераторам и ученым края, театрализованных постановках, презентациях книг современных орловских писателей, мультимедийных проектов учреждений культуры г. Орла, связанных с изучением и пропагандой культурных традиций Орловского края и т.д. Немало усилий приложили студенты для того, чтобы выступить в качестве менеджеров по организации музейного пространства, привлечь к своей работе творческие коллективы вуза, выявить заинтересованную публику. За это время посетителями музея были учителя-словесники, историки, преподаватели и учащиеся школ изобразительного искусства, ветераны войны и труда, допризывники, учащиеся общеобразовательных школ, слушатели факультативных курсов по краеведению, студенты профессиональных лицеев, представители уличных комитетов, жители района.

Работа с разнообразными музейными памятниками позволяет заниматься научным проектированием выставочных экспозиций по таким темам, как: «Ритуальное полотенце в традиционном крестьянском быту XIX в.», «Орловский купеческий быт XIX - начала ХХ вв.» и др. В рамках данного направления акцентируется внимание на выработке у студентов навыков создания подобных экспозиций: составление сопроводительной документации для заказных экспозиций (тематический план, тематико-экспозиционный план, научная и архитектурная концепции экспозиций), выработка методики ее оформления; организация презентаций выставочных проектов.

В 2008 г. был выполнен проект выставочной экспозиции «Из рода Комаровских»5 по заказу администрации Городищенской средней школы, которая находится в 40 км от областного центра, и не всегда может привезти в город учащихся в рамках учебных и внеклассных программ. По задумке руководства школы такой музей, открытый в одном из классов, должен стать культурным центром не только самого учебного заведения, но и все-

4 Головина Ю. А. Программа эстетического воспитании школьников в Историко-краеведческом музее Северного района г. Орла: Дипломная работа. Орел, 2006; Волкова Н. В. Программа историко-патриотического воспитания школьников в Историко-краеведческом музее Северного района г. Орла: Дипломная работа. Орел, 2007.

5Калуцких М. В. Проект выставочной экспозиции в Городищенской средней школе: «Из рода Комаровских»: Дипломная работа. Орел, 2006.

го села, связанного с именем Комаровских - известного дворянского рода XVIII - XIX вв. Научную концепцию, тематико-экспозиционный план разработала студентка музейного отделения. Xудожественно-архитектурное решение было предложено музейным художником ОГЛМТ Л. А. Грековой. Ею же в 2006 г. совместно с еще одним студентом-музееведом была реализована на практике идея открытия в стенах ОГИИК Музея поискового движе-ния6. Экспонаты для музея были собраны членами студенческого поискового отряда «Факел», которые провели их атрибуцию и консервацию, а также частичную реставрацию. Те-матико-экспозиционный комплекс вузовского музея включает в себя три раздела: «История поискового движения в Российской Федерации и на территории Орловской области», «Предметы вооружения и снаряжения воюющих сторон, обнаруженные в ходе поисковых работ», «Поисковая работа как сохранение народной памяти». Особо следует подчеркнуть работу, проделанную над этикетажем. Поскольку в экспозиции представлены только найденные предметы, то важно было правильно провести не только атрибуцию, но и фиксацию их местонахождения. Тем самым достигались основные задачи поисковой работы, становилось возможным уточнить и ввести в научный оборот информацию исторического характера о дислокации сил воюющих сторон в годы Великой Отечественной войны на Орловщине, о населенных пунктах, оказавшихся в прифронтовой полосе и непосредственно на территории военных действий и т.д.

Сегодня в Орле практически отсутствуют исследования по проблеме истории музееведческой мысли региона. В этой связи определенную научную перспективу имеют исследования студентов 1, 3, 5 курсов по составлению научных биографий музейных работников г. Орла, так называемого «послевоенного поколения» и определения их вклада в теоретиче-

7

ское и прикладное музееведение .

Достаточно часто студенты выбирают объектом изучения музейное собрание как ис-точниковую базу профильных научных исследований. В этом отношении актуальны исследования, проводимые в области систематизации, классификации и научного описания этнографических памятников и коллекций, хранящихся в фондах школьных музеев. Результатом такой работы стало составление совместными усилиями преподавателей и студентов кафедры истории и музейного дела каталога этнографической коллекции в средней школе № 49. В 2009 г. научная работа стала победителем областного конкурса «Россия - моя Родина» и номинирована на участие в республиканском его этапе. По просьбе одного из орловских коллекционеров был составлен каталог нумизматической коллекции юбилейных монет СССР8. Завершилась работа над составлением каталога коллекции машин и моделей, хранящихся в фондах музея Орловского государственного технического университета. К воспоминаниям музейных работников как историческому и музейному источнику студенты

6 Родин Е. В. Музей поискового движения: проект выставочной экспозиции: Дипломная работа. Орел, 2006.

7 Минаева М. Р. М. Алексина как старейший музейный работник г. Орла: Курсовая работа. Орел, 2006; Коваленко В. Н. М. Кирилловская как старейший музейный работник г. Орла: Курсовая работа. Орел, 2006; Ситникова Ю. Л. В. Иванова как старейший музейный работник г. Орла: Дипломная работа. Орел, 2010.

8 Козлов А. Каталог коллекции юбилейных монет СССР: Дипломная работа. Орел, 2009.

прибегают довольно часто. Общеизвестно, что личный опыт отдельных музейных работников является значительным вкладом в осмысление исторических и методологических вопросов деятельности конкретного музеев. Однако данная тема практически не разработана в музееведении. Одно из студенческих исследований затрагивает проблемы реконструкции истории Дома-музея Н. С. Лескова с помощью привлечения воспоминаний старейших музейщиков города, авторов ряда экспозиционных концепций музея (1954 г., 1974 г.). Воспоминания музейных работников были записаны студенткой в ходе беседы. И уже в этом видна научная ценность работы9.

Любопытными являются студенческие изыскания в области музейной архитектуры ОГЛМТ10. Информация, добытая из разных источников, в т.ч. научного архива музея, оказалась настолько интересной, что вызвала неподдельный интерес у музейного сообщества и членов «Тургеневского общества», действующего при музее и объединившего в своих рядах местных краеведов, ученых, творческую интеллигенцию. Например, были уточнены сведения по истории строительства зданий, приспособленных в XX в. под музейные площади, имена архитекторов, прежних владельцев зданий, определена информация по их функционированию в прежнем столетии и местонахождению и др. В музейный мир активно внедряются информационные технологии, способствуя не только переводу музейной документации на электронные носители, конструированию виртуальных экспозиций, но и популяризации деятельности музея среди широких слоев населения. В этой связи представляют интерес авторские работы по созданию электронной версии Музея поискового движения и сайта кафедры истории и музейного дела ОГИИК11.

Приведенные примеры позволяют представить всю серьезность, глубину и тотальность исследований, проводимых студентами на базе ОГИИК и перспективность их внедрения в музейную практику. Большинство из них представляют собой универсальные научные конструкции, охватывающие самые разные области гуманитарного знания и направления музейной деятельности. Результаты подобных исследований находят отклик у широкой общественности и профессионалов. Со своими разработками студенты-музееведы выступают на ежегодных форумах-конференциях, участвуют в конкурсах. Наиболее интересные работы публикуются в специализированных научных и музейных сборниках12.

9 Панихина Н. П. Воспоминания музейных работников как источник по истории Дома-музея Н. С. Лескова: Дипломная работа. Орел, 2006.

10 Кирнас В. Н. У истоков создания архитектурного комплекса литературных музеев г. Орла // Историкокультурное наследие России: прошлое и настоящее (к 60-летию Победы в Великой Отечественсной войне): Сб. науч. статей, докладов и тезисов Вторых Музейных чтений «Современные проблемы музееведения», 17 - 18 мая

2005 г. Вып. 1. Орел, 2005. С. 51-62.

11 Киселев А. В. Электронная версия Музея поискового движения Орловского государственного института искусств и культуры: Дипломная работа. Орел, 2009; Власов Д. В. Популяризация музейного образования информационными средствами: Дипломная работа. Орел, 2009.

12Инновационная деятельность библиотек и музеев: материалы студенческой научно-практической конференции ОГИИК, 5-10 апреля 2004 г. Орел, 2004; Историко-культурное наследие России: прошлое и настоящее: К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне: Сб. науч. статей, докладов и тезисов Вторых Музейных чтений «Совре-

Информация о статье

Автор: Степанова Елена Юрьевна - канд. культурологии, доцент, Россия, Орловский государственный институт искусств и культуры. ogiikmuseeved@vandex.ru.

Заглавие: Место и роль самостоятельных музееведческих исследований в программе подготовки специалистов музейного дела и охраны памятников.

Резюме: Орловский государственный институт искусств и культур в течение десяти лет готовит специалистов в области музейного дела и охраны культурного наследия. Особое место в образовательном процессе отводится студенческим научным исследованиям, учитывающим достижения современной науки и музейной практики. 2/3 тем определяются интересами и заявками местных музеев, на базе которых они апробируются. Выделяются несколько направлений в студенческих исследованиях: историко-культурологическое и археологическое; краеведческое; истории музееведческой мысли региона; музейно-источниковедческое и др. Большинство из них представляют собой универсальные научные конструкции, охватывающие самые разные области гуманитарного знания и направления музейной деятельности.

Ключевые слова:. музееведение, музей, образование.

On article

Author: Stepanova Elena Yurievna - Candidate of Science in Culturology, Associate Professor, Russia, Oryol State Institute of Arts and Cultures. ogiikmuseeved@yandex.ru.

Title: .Place and role of independent museological researches in the program of experts education in the museum studies and preservation of monuments.

Abstract: The Oryol State Institute of Arts and Cultures within ten years educates experts in the field of a Museology and cultural heritage protection. The special place in educational process is allocated to student's scientific researches considering achievements of a modern science and museum practice. 2/3 of themes are determined by interests and applications of local museums where they pass approbation. Some directions in student's researches are allocated: historical cultural and archeologic, studies of local lore, histories of museological ideas of region, museological source studies, museological in the area of cataloguing, museum’s communication, museum’s sociology, museum’s pedagogy within the framework of long-term curriculums of work with schoolboys in the field of moral and aesthetic, historic and patriotic education, museum designing. The majority of student's researches reflect the universal scientific constructions covering the different fields of knowledge humanitarian knowledge and a direction of museum activity.

Key words:. museum studies, museum, education.

менные проблемы музееведения», 17-18 мая 2005 г. Вып. 1. Орел, 2005; Современные проблемы социокультурной сферы: Сб. материалов студ. науч. конф. Орел, 2005; Молодежь, наука, культура в XXI веке: Тезисы научной студенческой конференции, проходившей в Орловском государственном институте искусств и культуры, 10-15 апреля

2006 г. Орел, 2006. и др.