Научная статья на тему 'Место и роль Республики Казахстан в регулятивном механизме «Евразийский экономический союз»'

Место и роль Республики Казахстан в регулятивном механизме «Евразийский экономический союз» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
973
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийский экономический союз / интеграционные объединения / Казахстан / интеграция / международные экономические организации / Eurasian economic union / integration associations / Kazakhstan / integration / international economic organizations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А.А. Тенетко

В данной статье проанализированы наиболее характерные черты интегративныхпроцессов на постсоветском пространстве, рассмотрены вопросы развития регулятивныхмеханизмов Евразийского союза, в том числе особенности участия в этих процессахРеспублики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF KAZAKHSTAN IN THE REGULATORY MECHANISM OF THE "EURASIAN ECONOMIC UNION"

This article analyzes the most characteristic features of the integrative processes in the postSoviet space, the issues of regulatory mechanisms of the Eurasian Union, including the features of participation in these processes of the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Место и роль Республики Казахстан в регулятивном механизме «Евразийский экономический союз»»

Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313 41

УДК 327

МЕСТО И РОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В РЕГУЛЯТИВНОМ МЕХАНИЗМЕ «ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ»

А.А. Тенетко, к.ю.н., доцент РАНХиГС, Челябинский филиал, e-mail: uzcum1tut@gmail.com

Аннотация

В данной статье проанализированы наиболее характерные черты интегративных процессов на постсоветском пространстве, рассмотрены вопросы развития регулятивных механизмов Евразийского союза, в том числе особенности участия в этих процессах Республики Казахстан.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, интеграционные объединения, Казахстан, интеграция, международные экономические организации.

Проблема интегративных образований и наднационального регулирования на постсоветском пространстве в целом, и с позиций участия Республики Казахстан в частности, интересует большое количество специалистов в сфере международных отношений, политологии, экономической теории, международного права и геополитики. В их числе можно назвать Косова Ю.В., Торопыгина А.В.1, Марченко М.Н., Дерябина Е.М.2, Зенкина И.В.3, Клепача А.Н., Кротова М.И., Рязанова В.Т., Хазина М.Л. как представителей российской научной мысли и Медуханова Л.А.4, Турмаганбетова А.К.5, Ушанову Т.Н.6 как представителей Республики Казахстан.

Анализируя структуры и механизмы относительно нового интегративного образования - Евразийского экономического союза - следует применить ряд базовых характеристик, с помощью которых можно определить его природу, его объективное состояние и дальнейшие перспективы развития самого объединения, а также место и роль Республики Казахстан в интегративных процессах на постсоветском пространстве и в механизме Евразийского экономического союза.

Особая роль Республики Казахстан в Евразийском союзе складывается не только в силу внутри- и внешнеполитических факторов, но и активно подчеркивается руководством этой страны. Следует учитывать следующие моменты.

1. Географическое положение страны и ее размеры предполагают

самостоятельную и очень сложную систему международных связей. Приоритетными внешнеполитическими направлениями Казахстана, по мнению многих авторов7, были и остаются развитие сотрудничества с Россией, государствами центрально-азиатского региона, Китаем, США, Европейским союзом. Достаточно разновекторный перечень определяет амбивалентную позицию и по отношению к целеполаганию Евразийского экономического союза.

2. Республика является участником иных надгосударственных и

межгосударственных экономических организаций, обладающими особыми системами обязательств (к примеру, ВТО).

42 Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313

3. Именно руководству Республики Казахстан принадлежат многие инициативы относительно форматов интегративных процессов на постсоветском пространстве, что говорит об активной и осознанной политике, а также о значимости для Казахстана тесного сотрудничества с Российской Федерацией.

В целом механизм Евразийского союза отличает следующая специфика.

1. Сущностная цель данного образования - создание новых, комплексных механизмов регулирования, необходимых для всех участников этого проекта.

2. Большое значение приобретает создание отлаженных наднациональных механизмов, которые по своей природе будут принципиально отличаться от двусторонних и национальных.

3. Идея создания ЕАЭС носит ярко выраженный региональных характер, а также тесную связь со сложившимися на постсоветском пространстве взаимосвязями. С точки зрения экономики, данные механизмы призваны обеспечить благоприятный режим для движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы внутри системы и создать необходимые барьеры для защиты объединенного рынка. Кроме того, система обеспечивает транзит из юго-восточного региона и центрально-азиатского в европейский. С позиций геополитики, механизмы ЕАЭС должны создавать базис и для военно-политического сотрудничества.

4. Потенциал развития Евразийского союза отражен в п. 3 Положения о Евразийской экономической комиссии. Следует подчеркнуть, что данный перечень включает в себя достаточно гибкий регулятивный инструментарий, охватывающий большинство аспектов развития экономических и таможенных отношений в регионе: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, таможенное регулирование, техническое регулирование, а также транспорт и перевозки, энергетическую политику, естественные монополии, трудовую миграцию, промышленные и сельскохозяйственные субсидии и т.д. Данный список, следует проанализировать и точки зрения обнаружения пересечений регулятивных механизмов ЕАЭС и ВТО.

5. Формирование организации проходит в особых условиях сосуществования со сложившимися механизмами регулирования типа ВТО и ЕС.

Евразийский союз опирается на сложившиеся за прошедшее после распада СССР структуры экономического и политического взаимодействия на постсоветском пространстве. Данные структуры прошли в своем развитии два важных этапа. Первый заключался в поиске механизмов интеграции в рамках идеологии СНГ (Договор о создании экономического союза 1993 г., Соглашение о создании зоны свободной торговли 1994 г., Соглашение о Таможенном союзе 1995 г., Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах 1996 г., Решение о приоритетных направлениях - формирование Общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы 1997 г.)8. На втором этапе акцент был сделан на разработку механизмов регулирования в новом для пространства СНГ и постсоветского пространства ключе (Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 г.; Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества 2000 г.; Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного

Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313 43

союза 2007 г.; Договор о Евразийской экономической комиссии 2011 г.; Договор о Евразийском экономическом союзе 2014 г.)

Анализируя участие Республики Казахстан в Евразийском экономическом союзе можно назвать следующие проблемы, в разной степени влияющие на качество работы механизмов ЕАС:

1. Серьезные различия в механизмах принятия решений в странах участниках ЕАЭС: России, Белоруссии и Казахстане. Так А.И. Клепач пишет, что «механизм принятия экономических решений ... отличается от нашего больше, чем различия между нами, Китаем, Европой. И в этом плане мы во многом ближе к Казахстану, чем к Белоруссии»9. Конечно, данные различия будут создавать затруднения в работе всего механизма, но, думается, система должна будет справляться с такого рода сложностями с помощью своих административных процедур.

2. Республика Казахстан занимает особое место в центрально-азиатском регионе, имеющем свою специфику, связанную развитием иранской ядерной программы, афганского вопроса, функционирования транснациональных нефтепроводов, в том числе через акваторию Каспийского моря, экологическими проблемами, опустыниванием и др.

3. Проблема так называемой «разноскоростной» интеграции. В 1990-е гг., в период существования СНГ, вопрос решался путем включения механизма Таможенного союза, в настоящее время постоянно возникают новые вызовы, связанные с украинским кризисом, потоками беженцев в Европу, вооруженным противостоянием на территории Сирии и Ирака и т.д.). Решение кроется в разработке более тонких и гибких инструментов регулирования.

4. Риски функционирования Евразийского экономического союза имеют не только экономическую природу. Так, В.Т. Рязанов пишет: «Заблуждение, что интегративный процесс проходит с экономической доминантой»10. Действительно, очевидны политические, военные и даже гуманитарные моменты, которые необходимо учитывать при актуальном и долгосрочном планировании участникам союзного образования. Так санкции, которые введены против России, не всегда положительно могут влиять на позиции членов ЕАЭС, в частности, и Казахстана, хотя нужно заметить, что Н. Назарбаев в своем выступлении на Генассамблее ООН 28.09.2015 г. четко выразил свое негативное отношение к применению санкций в обход решения Совета безопасности11.

5. Сомнительна эффективность многих наднациональных инструментов в случаях серьезных, глубоких кризисов и катаклизмов в сравнении с конкретными и проверенными национальными механизмами. Так, сегодня нет никакой уверенности, что Европейский союз справится с проблемой беженцев, сохраняются сложности с вопросом урегулирования финансовых отношений с Грецией и т.д. Решения, которые принимаются, предлагают лишь некоторые временные улучшения при сохранении рисков ухудшения ситуации.

6. Актуален вопрос глубины и характера интеграции в евразийской зоне. Некоторые специалисты, в том числе М.Л. Хазин говорят о необходимости единой политики валютного регулирования с перспективой создания региональной валютной зоны12. Однако

44 Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313

данной, на первый взгляд очевидной позиции, противоречит, к примеру, проблема

13

«многовекторности» внешней политики стран участников союза.

7. Проблема авторства в разработке стандартов регулирования. На первый взгляд, может показаться, что именно Россия задает стандарты регулирования на интегративном пространстве. Но наблюдение за действиями Казахстана и Белоруссии, их опытом, говорят, что участники выступают в качестве равных партнерах в вопросах видения проблемного поля отношений, а также оценки и выдвижения идей. И явного доминирования России, как в двусторонних, а тем более в наднациональных экономических и военно-политических отношениях не предвидится. Интересны в этом смысле инициативы Н. Назарбаева по поводу внедрения новых подходов к вопросам введения региональных валют14.

8. Многовекторная внешняя политика стран-участниц ставит теоретический вопрос о скоростных возможностях интеграции, ее глубине и тем более достижении такого уровня интеграции как валютный союз. Необходимо напомнить, что Казахстан и Киргизия являются членами ШОС - организации, где лидером и главным бенефициаром15 является Китай. Вообще, тактика лавирования для российской внешней политики в системе ШОС -ЕАЭС - ЕС, закладывает требования высокой степени гибкости регулятивных инструментов. Нужно заметить, что отношения с ЕС особенны не только сами по себе, но и в свете транзитной Украины и, может в большей степени транзитной Белоруссии.

9. Для Республики Казахстан, да и для остальных участников остается неясным вопрос (а возможно, неразрешимым в принципе): что собой в перспективе будет представлять ЕАЭС: федерацию, союз государств или что-то иное? Ведь сам по себе идеологический вектор является принципом развития регулятивных механизмов. Но отсутствие ответа на данный вопрос, тоже в большей степени уже объясняется и в том числе, многовекторностью внешней политики стран участников и постоянно изменяющейся международной обстановкой.

10. Недостаточную четкость правил (традиционную нечеткость правил) отмечает А.Н. Клепач16: «Евразийское пространство в определенной степени строится не на жестких нормах, а на понятиях, несмотря на большое количество законов». Конечно, если размышлять узко юридически или с позиций только хозяйствующих субъектов, автор скорее прав, но, если принять во внимание большую часть отмеченных выше проблемных аспектов, все кажется не таким однозначным.

В качестве заключения можно сформулировать следующие положения, которые необходимо принимать во внимание при разработке и реализации российской политики в конструкции Евразийского экономического союза.

1. Республика Казахстан в силу географической и иной специфики имеет особое влияние на качество и реализацию механизмов ЕАЭС. Кроме того, большую роль играют история отношений и сложившаяся практика взаимодействия с постсоветскими территориями, а также постоянно меняющаяся конфигурация контактов в широком внешнеполитическом секторе Казахстана.

Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313 45

2. Реализация евразийской идеи, при активном участии в ней руководства Республики Казахстан, это не столько экономический, сколько политический и социальный процесс. По этой причине критерии оценки союзных институтов и их инструментов не могут носить лишь экономический характер.

3. Активную позицию руководства Казахстана в процессе реформирования международных отношений в глобальном и региональном измерении можно считать важным фактором дальнейшего развития. Существующий организационный механизм включает в себя как наднациональные моменты, так и двусторонние договоренности; как концептуальные механизмы и программы, так и конкретные формы.

4. Одним из недостатков интеграционного объединения часто называют недостаточную четкость правил, однако, в свете настоящего анализа она приобретает характер достоинства, т.к. придает ЕАЭС необходимую гибкость и маневренность в нестабильной международной ситуации.

Изучая роль Республики Казахстан в интегративном механизме ЕАЭС, необходимо уделять пристальное внимание анализу параллельных, часто напрямую связанных с ним интеграционных процессов в рамках ВТО, ЕС, ШОС, НАТО, региональные и даже хозяйственные партнерства и сложившуюся хозяйственную и политическую практику в границах региона и за их пределами.

Примечания 1 11

1 Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Содружество независимых государств: Интеграция, парламентская дипломатия и конфликты. М, 2012. - 296 с.

2 Марченко М.Н., Дерябин Е.М. Право Европейского союза. Вопросы истории и теории: учебное пособие - М.: Проспект, 2014. - 432 с.

3 Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М.: Международные отношения, 2014. - 792 с.

4 Медуханов Л.А. Современное развитие международных экономических отношений Республики Казахстан. 2011. [электр. ресурс]: http://artidekz.com/article/7869.

5 Турмангабаев А.К. Центральная Азия и место Казахстана в международных отношениях. 2015. [электр. ресурс]: http://www.moluch.ru/conf/polit/archive/160/8254/

6 Ушанова Т.Н. Политические аспекты Казахстано - американских взаимоотношений в Каспийском регионе. 2010. [электр. ресурс]: http://artidekz.com/artide/n291.

7 Турмангабаев А.К. Центральная Азия и место Казахстана в международных отношениях. 2015. [электр. ресурс]: http://www.moluch.m/conf/polit/archive/160/8254/

8 Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Содружество независимых государств: Интеграция, парламентская дипломатия и конфликты. М., 2012. - 296 с.

9 Клепач А.Н. Евразийская идея: политически, идеологический, экономический, социальный феномен // Евразийская интеграция: геостратегический аспект / под ред. Ю.М.Осипова, А.Ю.Архипова, Е.С.Зотовой. М. -Р.н/Д. 2014. - 563 с.

10 Рязанов В.Т. Интеграционные перспективы на евразийском пространстве // Евразийская интеграция: геостратегический аспект. Под ред. Ю.М.Осипова, А.Ю.Архипова, Е.С.Зотовой. М-Р.н/Д. 2014. - 563 с.

11 Выступление Нурсултана Назарбаева на Генассамблее ООН 28.09.2015//2015. [электр. ресурс]: http://tobolinfo.kz/news/politics/517395/

12 Хазин М.Л. О евразийской интеграции // Евразийская интеграция: геостратегический аспект. Под ред. Ю.М.Осипова, А.Ю.Архипова, Е.С.Зотовой. М-Р.н/Д. 2014. - 563 с.

13 Гордеев В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации: Учебное пособие. М., 2008. - 407 с.

14 Назарбаев Н. Ключи от кризиса. Опубликовано в РГ (Центральный выпуск) N4839 от 2 февраля 2009 г.

15 ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок / под ред. С.Ф. Сутырина. - М., 2008. - 400 с.

46 Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313

16 Клепач А.Н. Евразийская идея: политически, идеологический, экономический, социальный феномен // Евразийская интеграция: геостратегический аспект / под ред. Ю.М.Осипова, А.Ю.Архипова, Е.С.Зотовой. М. -Р.н/Д., 2014. - 563 с.

THE PLACE AND ROLE OF KAZAKHSTAN IN THE REGULATORY MECHANISM OF

THE "EURASIAN ECONOMIC UNION"

A.A. Tenetko, Ph.D., associate professor RANHiGS, e-mail: uzcum1tut@gmail.com

Abstract

This article analyzes the most characteristic features of the integrative processes in the postSoviet space, the issues of regulatory mechanisms of the Eurasian Union, including the features of participation in these processes of the Republic of Kazakhstan.

Keywords: Eurasian economic union, integration associations, Kazakhstan, integration, international economic organizations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.