МЕСТО И РОДЬ ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗБИТИЯ Б ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
ТАЙМАЗОВ А.В.,
кандидат экономических наук, НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгфта, г. Санкт-Петербург, e-mail: a.v.tajmazov@gmail.com
Статья посвящена вопросам долгосрочной модернизации институциональной архитектуры взаимодействия агентов властных, предпринимательских и общественных структур в процессе решения важнейших проблем общественного развития. Речь идет о новом подходе, новых институциональных правилах и нормах их решения, которые должны базироваться на ценностно-ориентированном взаимодействии в условиях постиндустриального общества. Автор статьи также обосновывает важную роль в укоренении новых институтов особого статуса «приоритетных проблем общественного развития». Последнее означает, что органам государственной власти следует кардинально изменить свое отношение к участию бизнеса и гражданского общества в инициировании, отборе и реализации приоритетных проблем общественного развития.
Кпючевые слова: приоритетные проблемы общественного развития; ценностноориентированное развитие общества; взаимодействие агентов власти, бизнеса и населения; институциональная модернизация российской экономики.
PLACE AND ROLE OF PRIORITY ISSUES OF SOCIAL DEVELOPMENT IN INSTITUTIONAL MODERNIZATION OF RUSSIAN ECONOMY
TAJMAZOV A.V.,
PhD, NSU Physical Culture, Sport and Health, Saint Petersburg, e-mail: a.v.tajmazov @ gmail.com
The article is devoted to long-term modernization of the institutional architecture of agent interaction government, business and social structures in the process of solving the most important problems of social development. This is a new approach, new institutional rules and norms of their solutions, which should be based on the value- oriented interaction in the post-industrial society. The author also proves an important role in the perpetuation of new institutions, the special status of «priority problems of social development.» This means that public authorities should radically change its attitude towards the participation of business and civil society in the initiation, selection and implementation of the priority issues of social development.
Keywords: priority issues of social development; value-oriented society; the interaction of agents of government, business and the public; institutional modernization of the Russian economy.
JEL classification: B15, O10, O11.
Даже самый поверхностный анализ показывает, что в стране накопилась огромная масса критических проблем, разрешение которых в рамках существующей институциональной архитектуры крайне затруднено, поскольку сформировались устойчивые институциональные ловушки, продолжающие обострять национальные, региональные и муниципальные проблемы и создавать новые. Попытки трансплантации готовых рыночных и демократических институтов, действующих в развитых рыночных странах на основе простого принятия законодательных и норма-
© А.В. Таймазов, 2013
TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
тивных актов, обернулись совершенно другим оппортунистическим поведением многих экономических агентов или ловушками слабоконкурентного рынка и неэффективного государства.
Назрела необходимость модернизации институциональной системы российской экономики, ориентированной на ценности постиндустриального общества. Основой институциональных преобразований может стать идеология ценностно-ориентированного развития общества — понимание необходимости решать ключевые проблемы развития общества, ориентируясь на важнейшие ценности и потребности основных стейкхолдеров, а также их совместные действия и ресурсы.
Речь идет о дополнении рыночных институтов, обуславливающих стихийное развитие на основе ценностей собственников и инвесторов, институтами развития общества на основе знаний, социального капитала и широкого взаимодействия агентов власти, бизнеса и общества, ориентированного на решение приоритетных проблем общественного развития.
Важно подчеркнуть, что речь не идет о каких-то новых проблемах, вдруг возникающих в обществе. Речь идет о новом подходе, новых институциональных правилах и нормах решения ключевых проблем развития, основанных на ценностных отношениях агентов взаимодействия, агентов власти, бизнеса и общества к выявлению и реализации таких проблем в условиях постиндустриального общества. В качестве примера подобных проблем на федеральном уровне можно назвать модернизацию высшего образования в РФ, создание Инновационного центра «Сколково» (российского аналога «Кремниевой долины»), строительство объектов олимпийской инфраструктуры в Сочи к Олимпиаде 2014 г.
Практика убеждает, что на разных уровнях управления обществом подобных проблем накапливается больше, чем реальных возможностей их разрешения. Важно научиться не только их выявлять, но и отбирать из всего множества актуальных проблем наиболее приоритетные, решение которых не следует откладывать, и для этого есть возможность привлечь заинтересованных участников и необходимые ресурсы. Вот почему отбор и реализация наиболее значимых и актуальных вопросов общественного развития, для решения которых требуются скоординированные усилия и приоритетное выделение ресурсов соответствующих агентов власти, бизнеса и общества, должен осуществляться по новым правилам с учетом особого статуса «приоритетные проблемы общественного развития».
Приоритетные проблемы общественного развития могут формироваться и реализовываться на любых уровнях государственного управления: субъекта Федерации, региональном, а также муниципальном, отличаясь масштабами задач и составом властных, предпринимательских и общественных структур, перечнем необходимых ресурсов, временными характеристиками и т. д. Но все они характеризуются общими свойствами, которые дают основание выделить их в особую группу проблем развития, для решения которых необходимы ценностно-ориентированные совместные действия власти, бизнеса и населения, начиная с процедур отбора таких проблем до реального контроля над ходом их реализации и оценки полученных результатов. Это ключевая их характеристика.
Именно путь решения приоритетных проблем общественного развития соответствует духу постиндустриального общества и может стать историческим прорывом к ценностно-ориентированному развитию общества. Приоритетные проблемы общественного развития это, прежде всего, новые правила взаимодействия агентов власти, бизнеса и общества при реализации ключевых проблем развития постиндустриального общества, в основе которых лежат важнейшие ценности и потребности основных стейкхолдеров.
Новая модель ценностно-ориентированных развития общества предполагает кардинальные изменения господствующей на сегодняшний день парадигмы менеджмента, для которой характерны ярко выраженные черты бюрократизма, основанные на властной иерархической структуре, приказных порядках и формальной исполнительской дисциплине. Но масштабные процессы изменений, инновационных решений, превращают бюрократическое государственное управление в главное препятствие на пути созидания новых целей, ценностей и отношений в обществе.
Последнее означает, что органам государственной власти следует кардинально изменить свое отношение к роли бизнеса и гражданского общества в инициировании, отборе и реализации наиболее значимых проблем общественного развития. Существующие институциональные правила игры предоставляют ограниченные и декоративные права партнерам по взаимодействию, оставляя главные рычаги и точки принятия решений за чиновниками. При этом сами процедуры носят закрытый и неконтролируемый гражданским обществом характер, что неизбежно приводит к явным перекосам в понимании чиновниками критериев отбора, наиболее значимых потребностей и важнейших ценностей граждан.
В условиях постиндустриального общества интересы и ценности, связанные с формированием и использованием человеческого капитала объективно приобретают ключевое значение и становятся не менее приоритетными, чем традиционно понимаемые экономические интересы инвесторов, связанные с сохранением и умножением личностного богатства. На юбилейном заседании клуба «Валдай» президент РФ заявил, что он глубоко убежден в том, что в сердце нашей философии должно быть развитие человека, развитие моральное, интеллектуальное и физическое. Еще в начале 1990-х гг. Солженицын говорил о сбережении народа после тяжелейшего ХХ века как о главной национальной цели (Путин, 2013).
Понятие «ценностно-ориентированное развитие общества» должно раскрывать новые отношения между агентами власти, бизнеса и общества, основанные на ценностях, доверии, уверенности в успехе совместной деятельности, который базируется на человеческих факторах, связанных с развитием и успешным применением компетенций, знаний, инноваций, лидерства. Это означает изменение приоритетов и круга ценностей, которые властные структуры не имеет права игнорировать. Итак, неизбежное преобразование характера, форм и методов государственного
управления является естественной составляющей формирования нового отношения к человеческому капиталу, обладающему знаниями, интеллектуальным потенциалом, представляющего собой главное богатство, источник инноваций и конкурентных преимуществ страны. Последнее становится главной определяющей целью на разных уровнях стратегического управления, включая городское и местное сообщества (Кузнецов, Кайсарова, 2009. С. 148).
Именно путь решения приоритетных проблем общественного развития соответствует духу постиндустриального общества и может стать историческим прорывом к ценностно-ориентированному развитию общества, культивируя новое отношение агентов взаимодействия власти, бизнеса и общества к ключевым проблемам развития постиндустриального общества, в основе которых лежат важнейшие ценности и потребности основных стейкхолдеров.
России, подобно другим успешно развивающимся странам, которые не пошли по пути стандартных рекомендации либерализации экономики, необходим собственный путь исторического развития, который опирался бы на исторические корни, менталитет, уникальную идентичность такой мощной страны. Именно на этом пути можно добиться конкурентных преимуществ России, в которой коллективизм и патернализм — две корневые основы нашего общества.
Суть нового отношения — наиболее значимые, важные, актуальные проблемы должны отбираться и решаться совместными усилиями, скоординированными действиями агентов власти, бизнеса и общества. Это может стать основным конкурентным преимуществом России. В развитых рыночных странах государству сложнее убеждать и вмешиваться в действия бизнеса из-за его независимости. В России роль властных структур уникальная, и это нужно использовать для выращивания новых институтов ценностно-ориентированного взаимодействия власти, бизнеса и общества.
Таким образом, основная идея данной работы состоит в том, чтобы поставить отбор и решение приоритетных проблем общественного развития и формирования необходимых для их реализации институциональных норм (формальных и неформальных) в центр собственного пути развития России, разработав национальную стратегию выращивания институтов ценностно-ориентированного развития России.
Новые институты ценностно-ориентированного управления должны стимулировать инновации, использование знаний, постоянную адаптацию общества, власти и бизнеса к происходящим переменам на основе эффективного использования имеющегося социального и организационного капитала их взаимодействия. Эффективно управлять творческой, инициативной деятельностью агентов власти, бизнеса и общества можно лишь устранив все, что ей препятствует или мешает, а также организовав их взаимодействие на основе создания общих ценностей. Последние, как об этом пишет Питер Сенге, могут стать главной мотивацией агентов власти, бизнеса и общества. «Общая мечта — это не просто идея. Она даже выше идеи свободы. В жизни общества мало сил, сопоставимых с силой общей мечты» (Сенге, 2006. С. 19), ради которой агенты власти, бизнеса и общества будут готовы эффективно взаимодействовать при реализации приоритетных проблем общественного развития.
По своему характеру управление, ориентированное на ценности, все больше превращается в сотрудничество (а не во властное подчинение), при котором агенты власти, бизнеса и общества, непосредственно участвуя в творческих процессах развития, должны проявить свои лучшие качества, знания, способности. Инициативность и заинтересованность агентов власти, бизнеса и общества — путь к поиску и нахождению наиболее эффективных решений проблем и стратегий только в том случае, когда в обществе создан адекватный управленческий механизм постоянного развития. Важно еще раз подчеркнуть, что у власти, бизнеса и граждан должно быть одинаковое видение основополагающих ценностей и стратегического будущего.
Необходимым условием формирования новых ценностно-ориентированных отношений в сфере приоритетных проблем общественного развития является трансформация существующей институциональной архитектуры. Важно понять, какие элементы архитектуры нужны для успешного решения проблем приоритетных проблем общественного развития, для того чтобы на основе анализа существующей институциональной структуры выявить каких элементов не хватает, какие действующие правила и нормы мешают ценностному взаимодействию агентов власти, бизнеса и общества, чтобы четко представить задачи выращивания необходимых институтов приоритетных проблем общественного развития.
В качестве инструментария, обеспечивающего имплементарное видение необходимых для эффективного взаимодействия агентов власти, бизнеса и общества институциональных правил и норм, можно использовать институциональную матрицу, представляющую собой своеобразную архитектурную модель институтов приоритетных проблем общественного развития. В какой-то степени предлагаемая институциональная матрица напоминает матрицу Джона Захмана (Zachman Framework for Enterprise Architecture), столбцы которой отражают аспекты рассмотрения институтов приоритетных проблем общественного развития («кто?», «что?», «как?» и т. д.), а строки являются уровнями абстракции (федеральный, региональный, муниципальный.) или точками зрения агентов власти, бизнеса и общества на исследуемые институты (чиновник, предприниматель, гражданин и т. д.).
Институциональная матрица приоритетных проблем общественного развития задает некий алгоритм их инициирования, отбора и реализации, включая следующие формальные и неформальные правила игры, которые необходимы для успешного взаимодействия:
1. Институты инициирования перспективных идей и предложений по ключевым проблемам развития муниципальных образований, регионов, страны. Инициаторами могут выступать как официальные структуры власти, бизнеса и общества, так и отдельные их агенты или представительские структуры гражданского общества. Потенциал идей, которые предлагают агенты власти, бизнеса и общества, существенно различаются между собой, поэтому
TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2
необходимо проводить их предварительную экспертизу и обоснование, чтобы формировать банки потенциально перспективных предложений.
2. Правила отбора из банка перспективных идей развития, предлагаемых разными агентами, приоритетных проблем, требующих первоочередного внимания и скоординированных взаимных действий агентов власти, бизнеса и общества.
3. Институты присвоения статуса приоритетным проблемам общественного развития на разных уровнях управления: кто его устанавливает, какие требования предъявляются к агентам власти, бизнеса и общества, реализующим подобные проблемы. Выбор и утверждение приоритетных проблем общественного развития должны быть прозрачными и ясными процедурами, учитывая бюджетный источник финансирования таких проблем и связанные с этим экономические интересы агентов властных структур и бизнеса.
4. Институциональные правила отбора и формирования участников реализации приоритетных проблем общественного развития. Особенно важным становится выбор управляющих компаний, которые будут распоряжаться ресурсами и текущей организацией всего цикла работ. Здесь необходимы различные формы взаимодействия агентов власти, бизнеса и общества в зависимости от масштабов приоритетных проблем общественного развития, состава участников, источников их финансирования и т. д.
5. Институт мотивации участников программ реализации приоритетных проблем общественного развития, с помощью которого следует добиться заинтересованного и активного участия агентов взаимодействия власти, бизнеса и общества в эффективном решении поставленных задач. Особенно это относится к агентам бизнеса, которые не имеют явных рыночных интересов при решении приоритетных проблем общественного развития (поэтому нужно найти другие способы сформировать их устойчивый интерес в данной сфере). Сегодняшние отношения «власть-собственность» позволяют принуждать представителей бизнеса решать подобные проблемы в добровольнообязательном порядке. Это тоже неформальный институт, но вряд ли будет эффективным в сфере приоритетных проблем общественного развития, нужно искать иные нормы и правила привлечения агентов бизнеса.
6. Институциональные нормы и правила привлечения и эффективного использования социального и организационного капитала агентов взаимодействия власти, бизнеса и общества, позволяющие добиться синергетического эффекта, основанного на объединении творческих, заинтересованных сторон. Таким образом, можно получать более весомые результаты реализации приоритетных проблем общественного развития, чем в случаях привычного выполнения административных обязанностей и формальных связей между структурами власти, бизнеса и общества.
7. Институты контроля и оценки достигнутых результатов при реализации приоритетных проблем общественного развития, позволяющие в режиме реального времени любым заинтересованным лицам, особенно представительным структурам гражданского общества, получать всю доступную информацию. Новая парадигма управления взаимодействием агентов власти, бизнеса и общества неизбежно порождает изменения в организационной структуре и на уровне руководства, и на оперативном уровне.
8. Самые сложные институциональные изменения предстоят в отношениях «власть-собственность». Каким образом трансформировать их в ценностно-ориентированные отношения поддержки приоритетных проблем общественного развития, при которых чиновники будут процветать, эффективно решая соответствующие проблемы и успешно организуя взаимодействие агентов власти, бизнеса и общества?
Заведомо неравные на сегодняшний день позиции власти и бизнеса на федеральном уровне порождают риск того, что власть сама будет выбирать выгодные для себя приоритетные проблемы общественного развития и назначать удобных участников, кто будет эти проекты финансировать и реализовывать. Подобный сценарий (к сожалению, вероятный в современных условиях) фактически будет означать введение «административного оброка» для бизнеса с неизбежной профанацией идеи приоритетных проблем общественного развития. Возможной страховкой от такого развития событий может быть только институты активного участия представительных структур бизнеса в оценке проектов, предлагаемых властью, в выработке понятных правил и механизмов их реализации в сфере приоритетных проблем общественного развития.
Вторым институтом, призванным ограничить коррупционные аппетиты агентов власти, может стать воссоздание всеобъемлющего народного контроля на основе придания необходимых полномочий региональным отделениям Общероссийского Народного Фронта. Необходимость тотального народного контроля над деятельностью властных структур, позволяющего не только просвечивать как рентгеном их решения, но и использовать полномочия для приостановки сомнительных действий и принуждения чиновников к добросовестной службе ради интересов общества, — важная составляющая институциональной модернизации российского общества. Это может стать первым шагом на пути преобразования отношений «власть-собственность» в более цивилизованные формы. Именно активисты ОНФ могут и должны взять под свое постоянное внимание приоритетные проблемы общественного развития, участвуя в их инициировании, отборе, разработке и контроле на всех этапах их реализации и на всех уровнях государственного и муниципального управления.
В качестве важного ресурса для успешной реализации масштабных задач институциональной модернизации можно использовать технологии краудсорсинга, которые позволяют создать более эффективные механизмы выявления интересов и потребностей граждан, использования их творческого потенциала и инициатив при разработке приоритетных проблем общественного развития, а также участия всех заинтересованных лиц в контроле за ходом их реализацией на всех этапах. Краудсорсинг представляет собой успешный для многих компаний способ получения необходимых им идей, услуг или нужного контента путем обращения к онлайновому сетевому сообществу по прин-
ципу «все кому интересно и не лень — присоединяйтесь». Такое обращение, как правило, находит активный отклик у сообществ специалистов и заинтересованных граждан Предлагаемые методы виртуального взаимодействия власти, бизнеса и населения в рассматриваемых нами процессах позволят решать перспективные задачи развития общества более эффективно, чем существующие представительные формы общественных и некоммерческих организаций.
Успешный опыт использования краудсорсинга для эффективного решения экономических и социальных проблем крупных компаний дают все основания активно их развивать в качестве перспективного элемента институционального механизма взаимодействия всех заинтересованных лиц из властных, предпринимательских и общественных структур на разных стадиях решения приоритетных проблем общественного развития, в том числе при проработке и реализации федеральных целевых и региональных программ.
ЛИТЕРАТУРА
Кузнецов Ю.В., Кайсарова В.П. (2009). Общественные ценности как измерители эффективной стратегии крупного города // TERRA ECONOMICUS 2009, том 7, № 1, часть 2.
Путин В.В. (2013). Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html.
СенгеП. (2006). Пятая дисциплина: теория и практика самообучающихся организаций. Харьков, 2006.
REFERENCES
Kuznetsov Yu., Kaisarova V. (2009). Social values as indicators of effective strategy of major city. TERRA ECONOMICUS (Economic herald of the Rostov State University). 2009, Vol. 7 № 1 part 2. (In Russian.)
Putin V.V. (2013). Vladimir Putin's performance at Valdai club meeting". Available at: http://www.rg.ru/2013/09/19/ stenogramma-site.html. (In Russian.)
Senge P. (2006). The fifth discipline: the theory and practice of learning organizations. Kharkov. (In Russian.)
TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 2