Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ'

МЕСТО И РОЛЬ ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Е.З., Павлова И.А., Макушева Ю.А.

Планирование занимает особое место в системе управления предприятием и представляет собой способ обеспечения единства направлений усилий для достижения общих целей. Актуальность темы исследования определяется тем, что основной доход предприятия напрямую зависит от эффективности оперативно-производственного планирования на предприятии. В данной работе были предприняты попытки оценить основные проблемы, имеющие место в процессе оперативного планирования производства, а также способы преодоления части проблем - способы, не требующие дополнительных финансовых вложений, а предполагающие изменение методов работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF OPERATIONAL AND PRODUCTION PLANNING IN ENTERPRISE MANAGEMENT

Planning occupies a special place in the enterprise management system and is a way to ensure the unity of the directions of efforts to achieve common goals. The relevance of the research topic is determined by the fact that the main income of the enterprise directly depends on the efficiency of operational and production planning at the enterprise. In this paper, attempts were made to assess the main problems that occur in the process of operational production planning, as well as ways to overcome some of the problems - ways that do not require additional financial investments, but involve changing working methods.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

EDN: ZXZELQ

Е.З. Климова - К.Э.Н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, mikhe-elena@yandex.ru,

E.Z. Klimova - сandidate of sciences (economy), associate professor of the department of economics of enterprises and organizations of the Institute of economics and entrepreneurship, UNN;

И.А. Павлова - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, irapavlova@mail.ru,

I.A. Pavlova - сandidate of sciences (economy), associate professor of the department of economics of enterprises and organizations of the Institute of economics and entrepreneurship, UNN;

Ю.А. Макушева - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, sjm2@yandex.ru.

Yu.A. Makusheva - сandidate of sciences (economy), associate professor of the department of economics of enterprises and organizations of the Institute of economics and entrepreneurship, UNN.

МЕСТО И РОЛЬ ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ THE PLACE AND ROLE OF OPERATIONAL AND PRODUCTION PLANNING IN ENTERPRISE MANAGEMENT

Аннотация. Планирование занимает особое место в системе управления предприятием и представляет собой способ обеспечения единства направлений усилий для достижения общих целей. Актуальность темы исследования определяется тем, что основной доход предприятия напрямую зависит от эффективности оперативно-производственного планирования на предприятии. В данной работе были предприняты попытки оценить основные проблемы, имеющие место в процессе оперативного планирования производства, а также способы преодоления части проблем - способы, не требующие дополнительных финансовых вложений, а предполагающие изменение методов работы.

Abstract. Planning occupies a special place in the enterprise management system and is a way to ensure the unity of the directions of efforts to achieve common goals. The relevance of the research topic is determined by the fact that the main income of the enterprise directly depends on the efficiency of operational and production planning at the enterprise. In this paper, attempts were made to assess the main problems that occur in the process of operational production planning, as well as ways to overcome some of the problems - ways that do not require additional financial investments, but involve changing working methods.

Ключевые слова: оперативное планирование, производство, предприятие, организация.

Keywords: operational planning, production, enterprise, organization.

Для любого предприятия или организации большое значение имеет ритмичная работа, в процессе которой во всех производственных подразделениях, на всех рабочих местах производства будет выполняться строго определенное количество продукции в данную единицу времени. Такая работа, как правило, рациональна.

Планирование - это процесс прогнозирования, разработки и установления качественных и количественных показателей развития предприятия. Цель планирования заключается в организации всех видов деятельности на предприятии таким образом, чтобы достичь максимальной прибыли при оптимальном использования всех ресурсов. Выделяют три основных вида планирования производства: стратегическое (перспективное), тактическое и оперативно-производственное [2].

Оперативно-производственное планирование, являясь завершающим этапом в системе планирования, призвано обеспечить выполнение производственной программы в коротких промежутках времени (декада, месяц, неделя, смена).

Грамотное планирование позволяет компании достичь следующих показателей: минимизация затрат и потерь, максимальное удовлетворение потребностей клиентов, минимизация складских запасов, стабильность производственного процесса, стабильность трудовых ресурсов, максимально рациональное использование производственных мощностей и площадей [7].

Тип производства является главным фактором, влияющим на выбор системы оперативного управления. Тем не менее, ни одна из систем не является единственно идеальной. Помимо типа производства необходим также учет и всех внешних факторов, которые оказываются воздействие на стабильность производственного процесса. Для того чтобы добиться наилучших производственных показателей и бесперебойной работы всего предприятия необходимо сочетание элементов различных систем планирования, использование наилучших возможностей каждой из систем, что требует, несомненно, тщательного предварительного анализа и значительных финансовых вложений [5].

Проанализируем организацию оперативно-производственного планирования на примере ООО «ШОТТ ФП», организация является заводом международного технологического концерна SCHOTT (ШОТТ), который занимается разработкой и производством специализированного высокотехнологичного стекла и материалов уже более 130 лет.

На заводе производят ампулы типа В, С и D объёмом от 1 до 12 мл из светлого и коричневого стекла. Существующие системы излома, которые используются при производстве ампул - это либо кольцо излома либо точка излома.

Флаконы производят от 1 до 15 мл также из светлого и коричневого стекла с различными системами горлышка флакона - NBB (без уплотняющего кольца), EBB (с уплотняющим кольцом). Также есть возможность производства инсулиновых флаконов, флаконов с плоским дном (для лекарств-леофилизатов).

Оперативно-производственное планирование в ООО «ШОТТ ФП» осуществляется Отделом производственного планирования, внутренней логистики, по работе с клиентами и закупок (отдел носит официальное название «Supply Chain»). Во главе отдела стоит Директор по развитию. Ему подчиняются следующие департаменты (подотделы), входящие в этот отдел: Отдел внутренней логистики и производственного планирования, Отдел по работе с клиентами, Отдел закупок. Во главе каждого подотдела стоит начальник.

В ООО «ШОТТ ФП» оперативно-производственное планирование осуществляется в два этапа. Первый этап - разработка на основе производственной программы оперативных планов изготовления и выпуска продукции. При поступлении заказа от клиента отдел планирования производства разрабатывает план изготовления данного заказа. Планировщик ставит новый заказ на планировочную доску. Планировочная доска представляет собой магнитную доску, на которой вручную размещаются полученные заказы. Информация о заказе, размещаемом на доске, вписывается от руки. Параллельно данная информация дублируется в системе САП, обновление доски и данных системы происходит ежедневно.

Планирование нового заказа происходит на базе актуальной загрузки производства, типа продукта и наличия сырья. Скорость производства продукции зависит от типа продукта, диаметра используемой стеклотрубки - чем больше диаметр, тем ниже скорость производства, чем больше размер продукта, тем ниже скорость производства

Основными параметрами, характеризующими систему оперативного планирования, являются планируемые стоимостные и временные показатели выполнения, как отдельных процессов, так и всего комплекса работ. Каждая предусмотренная в оперативном плане работа требует на свое осуществление определенных затрат рабочего времени, материальных, трудовых, финансовых и других производственных ресурсов. Оперативное планирование прежде всего связано с критериями минимизации затрат времени на выполнение отдельных процессов и всего комплекса работ, минимизации расходования материальных ресурсов [3].

Поступление заказа от клиента.

Отв. Отдел по работе с клиентами

Введение заказа в систему САП. Отв. Отдел по работе с клиентами

Подтверждение заказа. Создание рабочего заказа в САП. Размещение заказа на планировочной доске. Отв. Отдел внутренней логистики и производственного планирования

Работа с заказом. Расчета плана производства. Закупка сырья. Планирование начала производства.

Отв. Отдел внутренней логистики и производственного планирования + Отдел закупок

Выдача заказа в производство. Обеспечение производства сырьем по заказу. Отв. Отдел внутренней логистики и производственного планирования. + Склад. + Отдел закупок

Днспетчирование заказа. Ежедневный контроль за ходом производственного процесса по заказу. Контроль отклонений.

Отв. Отдел внутренней логистики и производственного планирования. + Отдел производства

Готовность заказа. Контроль качества. Финальная упаковка и перемещение на склад.

Отв. Отдел качества. Склад.

Отгрузка готовой продукции клиенту. Отв. Отдел внутренней логистики и производственного планирования. + Склад + Отдел по работе с клиентами.

1 этап оперативно-пр оизвод ствени ого планирования

2 этап оперативно-производственного планирования

Рисунок 1 - Процесс оперативно-производственного планирования в ООО «ШОТТ ФП»

Так, расчет плана производства по заказу клиента производится в соответствии с ка-лендарно-плановым нормативом движения производства по формуле:

Уп.

= ^- (1)

Мвыр.

Тпр. - Срок производства заказа, дни.

Vп. - Объем партии, штуки

№ыр. - Суточная норма выработки, штуки

Таблица 1 - Пример расчета срока производства

Партия, шт. Суточная норма выработки, шт. Срок производства, дни

1 023 750 70 000 1 023 750/70 000= 14,6 или 15

Таким образом, календарный план производства продукции строится на основании данных по всем имеющимся заказам [4]. На рисунке 2 представлен образец плана производства продукции на один календарный месяц.

Заказы покупателей являются основными документами производственного планирования. Планируемые производственные заказы отражаются в таблице планирования. Данные мощностей для планирования основываются на расчете и калькуляции системы САП (BOM&Routing - Технологическая карта материала).

Июль

1 2 3 4 5 6 7 3 9 10 11 12 13 1+ 15 16 17 13 19 20 21 22 23 24 25 26 27 23 29 30 31

Машина 1 заказ А. Партия 1000000 шт. заказ В. Партия 500 000 шт. заказ С. Партия 500000 шт.

Машина 2 заказ Р. Партия 700000 шт. Партия Е. Партия 1000000 шт. Партия Р. Партия

Машина 3 заказ е. Партия 500000 шт заказ Н. Партия 300000 шт. заказ 1. Партия Э20000 шт.

Машина 4- заказ]. Партия 700000 шт заказ К. Партия 700000 шт |"1а:;т,1я _, Паэтия 1000000шт.

Рисунок 2 - Календарный план производства

Техкарта материала позволяет рассчитать объем сырья, необходимого для производства продукции. Расчет может быть представлен в следующем виде:

V с .е д .= Ш е д .+ СШ Я (2)

Уе.ед. - плановое кол-во сырья для производства 1 единицы продукции, гр. W ед. - вес 1 единицы продукции, гр. О^МЯ - брак, %

Для того чтобы рассчитать количество сырья, необходимое на партию, расчет производится по формуле:

Vc. = Vс. ед . х VII. (3)

Ус. - плановое кол-во сырья для производства партии продукции Ус.ед. - плановое кол-во сырья для производства 1 единицы продукции У п. - объем партии, штуки

Таблица 2 - Пример расчета планового количества сырья

Партия, шт. Вес единицы продукции, гр. Брак, % Плановое кол-во сырья на 1 ед., гр. Плановое кол-во сырья на партию, гр.

1 023 750 3 15 3x1,15 = 3,45 3,45x1 023 750=3 531 937

В изображенных интервалах времени таблицах (на планировочной доске) можно получить ответ на любой вопрос о действительных запланированных заказах, подтвержденных клиентом. На каждом заказе указывается следующие данные:

- номер производственного заказа;

- производимое количество изделий;

- наименование заказчика;

- срок поставки с территории ООО «ШОТТ ФП»;

- тип и размер стекла;

- машина, на которой будут изготавливать продукцию.

Данные о количестве дней производства и о требуемом сырье рассчитываются автоматически системой САП после введения данных в систему.

Второй этап оперативно-производственного планирования - диспетчирование состоит в непрерывном оперативно-производственном учете, контроле и регулировании выполнения планов посредством оперативного устранения возникающих в процессе производства отклонений от заданного режима [6]. Диспетчирование осуществляется следующим образом. Ежедневно по производственным данным происходит обновление планировочной доски. Цель -проверка сроков поставки вовремя с сопоставлением подтверждённых дат и возможные свободные мощности.

В рамках регулирования выполнения планов отдел внутренней логистики и производственного планирования еженедельно разрабатывает для каждого цеха (ампулы, флаконы) план

переналадки. Таким образом, производственный департамент, отдел внутренней логистики и планирования производства и отдел качества получают информацию о планах предприятия.

Диспетчирование и контроль заключается также в том, что в системе SAP ведется учет основного материала на основе регистрационной программы использования материалов и планирование заказов с указанием потребности в необходимом сырье.

Регистрация дает возможность собрать и связать различные типы упаковочного материала по размерам, по покупателям, по заказу, по количеству. Приход материала на склад, выдача материала, общая ситуация на складе контролируются, и на основе этого планируется потребность в снабжении основным материалом. С указанием продукции к изготовлению можно безопасно планировать снабжение материалом.

Планировщик отвечает за определение безопасного остатка сырья.

Заказ сырья также происходит непосредственно через систему SAP. На базе актуальных заказов в системе, отдел внутренней логистики и производственного планирования создаёт новый запрос на сырье с указанием даты поставки.

Отдел внутренней логистики и производственного планирования, осуществляя оперативно-производственное планирование находится в тесном взаимодействием с производственным отделом. Отделы взаимно информируют друг друга о статусе заказов, о необходимых изменениях, о существующих проблемах, и совместно принимают решения о требуемых действиях в тех или иных ситуациях.

Оперативно-производственное планирование в ООО «ШОТТ ФП» построено в системе MRP-2, которая сегодня является международным стандартом организации и управления предприятием. Этот стандарт построен в соответствии с современными принципами организации и управления производственными процессами. Благодаря использованию данной системы в планировании производства завод успешно реализует планы по минимизации запасов готовой продукции, материалов и комплектующих, оптимизированы заделы незавершенного производства. Система позволяет организовать производство таким образом, что заказ выполняется тогда, когда это необходимо потребителю. Производство предприятия организовано как непрерывный направленный поток заказов.

Таким образом, главная задача оперативно-производственного планирования в ООО «ШОТТ ФП» состоит в организации слаженной работы всех подразделений предприятия для обеспечения равномерного, ритмичного выпуска продукции в установленном объёме и номенклатуре при полном использовании производственных ресурсов.

Для разработки плана специалистам по планированию производства требуется соответствующая информация. Планирование производственных процессов в ООО «ШОТТ ФП» строится на основе реальных заказов, поступающих от клиентов и прогнозов от клиентов. Ввиду этого ключевой информацией для ответственного за планирование специалиста является информация внешняя, то есть данные, получаемые от покупателей продукции.

Рассмотрим, как процесс оперативно-производственного планирования отражается на прибыли предприятия, рентабельности и материалоотдаче.

Анализируя план и факт продаж по ампулам и флаконам удалось выявить, что прирост по флаконам составляет 41 % в то время как прирост по ампулам за 2015 год составил 26 %. Меньший процент прироста ещё не дает возможности делать вывод о том, что ампулы являются низкорентабельной продукцией для предприятия.

Для того, чтобы понять влияние каждого из продуктов на прибыль, необходимо провести сравнительный анализ по таким факторам, как уровень цен, себестоимость.

Согласно таблицы 3 расчет влияния цен на прибыль предприятия (анализ по фактору «уровень цен») показал, что среднереализационная цена на флаконы выше цены на ампулы в 3 раза. Как уже было выявлено, оперативно-производственное планирование оказывает влияние на объем получаемой прибыли и на рентабельность. Выполним расчет рентабельности продаж продукции.

Таблица 3 - Расчет влияния цен и себестоимости на прибыль предприятия

Наименование Объем Кол-во проданной Среднереализационная цена,

продукции реализации, руб. продукции, шт. руб., за 1000 руб.

Ампулы 324 074 045 274 510 434 324 074 045 -= 1180,55 274 510 434 '

Флаконы 255 277 955 73 489 566 255 277 955 = 3473,66 73 489 566 '

Итого: 579 352 000 348 000 000 -

Рентабельность продаж представляет собой отношение прибыли от реализации продукции (Прп) к сумме полученной выручки (В). Данный показатель рассчитывается как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции по формуле: Япр.=Прп./В. Для того, чтобы получить данные по прибыли по каждому виду продукции, произведем расчеты в таблице 4.

Таблица 4 - Показатели эффективности производства продукции

Наименование Ампулы Флаконы

Среднереализационная цена, руб. за 1000 шт. 1180,55 3474,66

Годовой объем реализации, шт. 274 510 434 73 489 566

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Годовой объем реализации, руб. 324 074 045 255 277 955

Прибыль, руб. за 1000 шт. 243,63 1389,86

Прибыль, % 21 % 40 %

Себестоимость, руб. за 1000 шт. 1180,55-243,63 = 936,92 3474,66-1285,25 =2084,80

Годовая прибыль, руб. 243,63x274 510 434=66 877 000 1389,86x73 489 566=102 130 000

В Таблице рассчитаем рентабельность продаж по ампулам и флаконам отдельно:

Яамп. = годовая прибыль / годовой объем реализации.

Яамп. = 66 877 000 / 324 074 045 = 0,21.

Яфл. = годовая прибыль / годовой объем реализации.

яфл. = 102 130 000 / 255 277 955 = 0,40.

Анализ показателей эффективности производства, представленный в таблице 4, дает возможность сделать вывод о том, что ампулы являются менее рентабельным продуктом для предприятия, чем флаконы. Флаконы являются более доходной продукцией для предприятия.

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереа-лизационных цен и себестоимости единицы продукции. Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции.

Рассмотрим структуру себестоимости по обоим продуктам в таблице 5.

Таблица 5 - Затраты на производство единицы продукции

Элемент затрат Структура себестоимости ампул Структура себестоимости флаконов

936,92 руб. за 1000 шт. 2084,80 руб. за 1000 шт.

% руб. % руб.

Сырье трубка 47 440,35 52 1084,10

Сырье упаковка 10 93,69 5 104,24

Затраты на персонал 20 187,38 20 416,96

Затраты на электроэнергию, газоснабжение, кислород, водоснабжение 10 93,69 10 208,48

Амортизация 10 93,69 10 208,48

Прочее 3 28,11 3 62,54

Итого 100 х 100 х

Представленные данные показывают, что наибольшую часть в составе себестоимости продукции составляют материальные затраты, а именно, сырье трубка и упаковка. Затраты

распределяются таким образом, что по таким элементам, как амортизация, затраты за персонал, электроэнергию, газо- и водо- снабжение, кислород, прочие, затраты одинаковы для обоих продуктов. Соответственно, наибольший удельный вес в составе себестоимости продукции составляет сырье и материалы, то есть именно то, что непосредственно является объектом контроля в оперативно-производственном планировании.

Следовательно, затраты на трубку и упаковку являются тем переменным видом затрат, который существенным образом способен повлиять на себестоимость продукта и эффективность оперативно-производственного планирования. Затраты на сырье в обоих случаях составляют 57 % от общей себестоимости.

Так как материальные затраты составляют большую часть в структуре себестоимости, то необходимо рассмотреть, как оперативно-производственное планирование влияет на ма-териалоотдачу. Материалоотдача показывает, сколько произведено продукции с каждого рубля затраченных материалов. Материалоотдача рассчитывается как отношение стоимости произведенной продукции к сумме материальных затрат: МО = ОП/МЗ. Рассмотрим расчет материалоотдачи на конкретном примере.

Таблица 6 - Расчет материалоотдачи

Показатель План при 15 % брака

Объем партии, шт. 1 023 750

Стоимость за 1000 шт., руб. 850

Кол-во сырья, кг 3 531

Стоимость сырья за 1 кг, руб. 115

Общая стоимость сырья, руб. 406 065

Рассчитаем материалоотдачу по производству данной партии товара с учетом только одного вида материальных затрат - сырья трубки. МО = (1 023 750х0,85)/406 065 = 2,14.

То есть общая стоимость сырья при производстве данной партии составляет 406065 руб. Соответственно, при повышении эффективности оперативно-производственного планирования будет снижена сумма материальных затрат на производство, что непосредственно повлияет на уменьшение себестоимости производимой продукции, а значит, увеличится прибыль ООО «ШОТТ ФП».

Итак, выполненный анализ позволяет сделать вывод, что основными недостатками в работе оперативно-производственного планирования являются:

- большое число переналадок оборудования и его простаивания из-за отсутствия необходимого объема сырья по упаковке;

- низкая материалоотдача по производимой продукции;

- высокий процент брака продукции при производстве.

В рамках данного исследования целесообразно рассмотреть вариант освоения резервов роста прибыли по менее доходному продукту на имеющихся производственных мощностях без дополнительных капитальных вложений, а следовательно и без увеличения суммы постоянных затрат.

В рамках оперативно-производственного планирования возможно внесение изменений в процесс планирования таким образом, чтобы был оказан положительный эффект на снижение себестоимости продукта «ампулы». Снижение себестоимости возможно через снижение уровня переменных затрат на единицу продукции. Необходима разработка конкретных мероприятий и решений по освоению выявленных резервов.

Анализ работы оперативно-производственного планирования выявил, что основными недостатками являются:

- большое число переналадок оборудования и его простаивания из-за отсутствия необходимого объема сырья по упаковке;

- сравнительно низкая материалоотдача по производимой продукции;

- высокий процент брака продукции при производстве [1].

В первую очередь предлагается найти нового поставщика, который сможет обеспечивать производство ООО «ШОТТ ФП» качественным сырьем в нужном объеме и в строго установленные сроки. Предложение по смене поставщика целесообразно не только ввиду того, что прежний поставщик производит несвоеременные поставки упаковки, но и потому, что он является европейским, что требует дополнительных затрат на транспорт ввиду отдаленности и таможенное оформление при пересечении границы, а также существует зависимость стоимости упаковки от изменений курса валют.

Следующим предложением является снижение процента брака за счет снижения количества переналадок. Снижение переналадок будет достигнуто путем более грамотного оперативно-производственного планирование, чему будет спобоствовать своевременная поставка упаковки новым поставщиком и не будет необходимости в вынужденных переналадках по причине отсутствия упаковки.

Источники:

1. Бабич, Т. Н. Оперативно-производственное планирование : учебное пособие / Т. Н. Бабич, Ю. В. Вертакова. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2021. - 257 с.

2. Гунина И. А., Кононенко С. Н. Место оперативного планирования в системе менеджмента промышленного предприятия: проблемы и особенности // Вестник ВГТУ. 2012. №7-1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mesto-operativnogo-planirovaniya-v-sisteme-menedzhmenta-promyshlennogo -predpriyatiya-problemy-i-osobennosti (дата обращения: 29.06.2022).

3. Кислинская М.В., Лудушкина Е.Н., Павлова И.А., Чемоданова Ю.В. Человеческий капитал как средство реализации стратегических инициатив ведущих государств по цифровизации экономики. Вестник Алтайской академии экономики и права. Т. 2. № 12. 2019. С. 94-100.

4. Климова Е.З. Фролов В.Г. Трофимов О.В. Разработка системной модели организационно -экономического механизма развития приоритетных высокотехнологичных отраслей промышленного производства в соответствии с концепцией индустрии 4.0 //Вопросы инновационной экономики, Т. 10, №1, 2020, с. 71-84.

5. Лещукова И.В. Оперативное планирование производства // Инновационная наука. 2016. №5-2 (17). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/operativnoe-planirovanie-proizvodstva (дата обращения: 29.06.2022).

6. Мелешко Д.А. Актуальность совершенствования методов оперативного планирования в системе организации международного почтового обмена // Российское предпринимательство. - 2008. - Том 9. -№ 11. - с. 139-144.

7. Руденко М.Н., Субботина Ю.Д. Понятие и сущность стратегии и стратегического планирования регионального развития // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 9. - с. 2403-2414. References:

1. Babich, T. N. Operational and production planning : a textbook / T. N. Babich, Yu. V. Vertakova. - Moscow : RIOR : INFRA-M, 2021. - 257 p.

2. Gunina I. A., Kononenko S. N. The place of operational planning in the management system of an industrial enterprise: problems and features // Bulletin of VSTU. 2012. No.7-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ mesto-operativnogo-planirovaniya-v-sisteme-menedzhmenta-promyshlennogo-predpriyatiya-problemy-i-osobennosti (accessed: 06/29/2022).

3. Kislinskaya M.V., Ludushkina E.N., Pavlova I.A., Suitcase Yu.V. Human capital as a means of implementing strategic initiatives of leading states on digitalization of the economy. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. Vol. 2. No. 12. 2019. pp. 94-100.

4. Klimova E.Z. Frolov V.G. Trofimov O.V. Development of a system model of the organizational and economic mechanism for the development of priority high-tech industries of industrial production in accordance with the concept of Industry 4.0 //Issues of Innovative Economy, vol. 10, No. 1, 2020, pp. 71-84.

5. Leshchukova I.V. Operational production planning // Innovative science. 2016. No.5-2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/noperativnoe-planirovame-proizvodstva (accessed: 06/29/2022).

6. Meleshko D.A. The relevance of improving operational planning methods in the organization of international postal exchange // Russian Entrepreneurship. - 2008. - Volume 9. - No. 11. - pp. 139-144.

7. Rudenko M.N., Subbotina Yu.D. The concept and essence of the strategy and strategic planning of regional development // Russian Entrepreneurship. - 2018. - Volume 19. - No. 9. - pp. 2403-2414.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.