удк 314.7
МЕСТО И РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В ОБЩЕЙ КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ МИГРАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Корепина Т.А.
вологодский научный центр российской академии наук E-mail: [email protected]
статья посвящена определению места образовательной миграции в общей классификации видов миграционного движения населения. в работе показана эволюция подходов к определению понятий «миграция» и «образовательная миграция», представлены существующие общие классификации видов миграционного движения населения, определена роль образовательной миграции в каждой из них. новизна исследования состоит в определении места и роли образовательной миграции в различных классификациях основных видов миграционных перемещений, а также в выделении групп образовательных мигрантов и их особенностей.
Ключевые слова: образовательная миграция, классификации миграции, виды миграции, территориальное движение.
PLACE AND ROLE OF EDUCATIONAL MIGRATION IN GENERAL CLASSIFICATION OF TYPES
OF MIGRATION MOVEMENT OF THE POPULATION
Korepina T.A.
Vologda Research center of the Russian Academy of sciences E-mail: [email protected]
The article is devoted to definition of the place of educational migration in the general classification of the types of migration movement of the population. the work shows the evolution of approaches to the definition of the concepts of migration and educational migration, presents the existing general classifications of the types of migration movements of the population, determines the role of educational migration in each of them. the novelty of the study is to determine the place and role of educational migration in various classifications of the main types of migration movements, as well as in the allocation of groups of educational migrants and their characteristics.
Keywords: educational migration, migration classifications, types of migration, territorial movement.
Преумножение человеческого капитала территорий, поиск путей и возможностей его сохранения становится все более актуальной проблемой как на мировом уровне, так и на уровне отдельных стран и территорий. данный вопрос затрагивается в ежегодных докладах Проон о человеческом развитии.
наряду с высокой смертностью населения трудоспособного возраста в регионах россии одной из причин возрастающих потерь человеческого капитала выступает миграционный отток в крупные города. выезд населения за пределы территории не компенсируется миграционным притоком
© корепина ТА., 2018
и естественной прибылью населения [7, 25]. Например, за 2015 г. по данным Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области естественная убыль населения составила 1262 человека, а миграционная убыль - 2063 человека, что на 61 % больше.
При этом в Вологодской области среди причин миграции первое место после перемещений населения по причине личного семейного характера, которые сложно поддаются государственному регулированию, занимает образовательная миграция, зачастую приводящая к безвозвратному выбытию человеческого капитала. В связи с учебой в 2015 г. за пределы региона выбыло 6341 человек, что составило 20 % от общего числа выбывших, а в 2016 г. - 3248 человек, что составило 10,4 % от общего числа выбывших. Но несмотря на уменьшение количества выбывшего населения, сальдо числа населения Вологодской области, сменивших место жительства по причине учебы в возрасте старше 14 лет, остается отрицательным и имеет негативную тенденцию: в 2015 г. - 925 человек, в 2016 г. - 1786 человек1.
Для того чтобы разобраться в причинах происходящего, необходимо изучить теоретические основы образовательной миграции и понять, какое место она занимает в общей классификации видов миграционного движения населения.
Образовательная миграция является одним из видов миграции, поэтому необходимо рассмотрение его трактовки.
Формирование понятия «миграция» началось с конца XIX в. Английский географ Е. Равенштейн впервые дал научное определение, в котором миграция понималась как постоянное или временное изменение места жительства человека [24].
С течением времени складывались различные подходы к трактовке понятия «миграция». В научной литературе как отечественной, так и зарубежной встречается несколько десятков модификаций определения. В табл. 1 представлены некоторые из них, которые чаще всего цитируются.
Как отмечают отечественные демографы, миграция происходит одновременно во времени и пространстве [5, с. 17].
В трактовке отечественного демографа В.И. Переведенцева время отражается в словосочетании «на относительно продолжительный срок», не конкретизирующее интервал времени, в течение которого происходит процесс перемещения. В определениях польского лексиографа Я. Щепань-ского, демографа М.В. Курмана и других зарубежных авторов отсутствует указатель времени, сделан акцент только на пространственную составляющую.
Наиболее точно соответствует критериям времени и пространства понятие отечественного демографа Л.Л. Рыбаковского. Его трактовкой наиболее часто пользуются в исследованиях, связанных с миграционными процессами.
Росстат также предлагает определение миграции, которое отражает время в виде миграционного интервала (определенный период времени), а пространство как «пересечение территориально-административной границы и переменой обычного (постоянного) места жительства». данный под-
1 Демографический ежегодник Вологодской области за 2015-2016 гг., Росстат.
Таблица 1
Подходы к определению понятия «миграция населения»
Автор Определение
Е. Равенштейн [24] Постоянное или временное изменение места жительства человека
Я. Щепаньский [17] Любое перемещение независимо от изменения места в географическом пространстве
М.В. Курман [8] Все виды движения населения, имеющие общественную значимость
В.И. Переведенцев [12] Совокупность всяких перемещений людей в пространстве (в широком смысле). Совокупность переселений людей, т.е. таких их перемещений по территории, которые неразрывно связаны со сменой места жительства на относительно продолжительный срок (в узком смысле)
Л.Л. Рыбаковский [14] Территориальные перемещения, совершающиеся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности (в широком смысле). Законченный вид территориального перемещения (в узком смысле)
S.N. Eisenstadt [21] Физический переход индивида или группы из одного общества в другое
J.H. Johnson, J. Salt [23] Движение, которое ведет к изменению места жительства и имеет постоянный характер
Росстат [18] Перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территориальных единиц (в широком смысле). Включает наиболее важные с точки зрения общественного развития перемещения, которые сопровождаются перемещением территориально-административной границы и переменой обычного (постоянного) места жительства на более или менее длительное время или навсегда в течение определенного периода времени - так называемого миграционного интервала (в узком смысле)
Источник: составлено автором.
ход к определению является приемлемым для его использования в нашем исследовании.
Понятие образовательной миграции также должно учитывать критерии времени и пространства, но при этом прилагательное «образовательная» конкретизирует цель перемещения населения.
Подходов к определению понятия «образовательная миграция» немного, что объясняется ее малоизученностью. В отечественной литературе выделяется несколько работ, в которых представлены трактовки.
Социолог О.В. Санникова в своей работе приводит определение академической мобильности, которая «представляет собой временное перемещение студента для получения специфических знаний, академической подготовки с обязательным последующим возвращением к месту постоянного обучения, проживания» [16, с. 19]. Автор упоминает, что академическая мобильность в итоге становится составляющей образовательной или учебной миграции.
Как отмечают российские исследователи «...под образовательной миграцией следует понимать совокупность перемещений людей с целью получения образования различного уровня и на различные сроки. Она охватывает как внутренние, так и внешние перемещения и всегда направлена на получение новых профессиональных или научных компетенций независимо от перспектив последующей миграции или возвращения» [1, с. 116].
Политолог М.Ю. Апанович определяет образовательную миграцию как «перемещение с целью получения и/или осуществления трудовой деятельности в области образования, т. е. преподавания, проведения исследований». Также автор выделяет широкое значение, которое подразумевает под собой «любое перемещение, связанное со сферой образования», и узкое значение в виде «студенческой миграции» [2, с. 79]. При анализе предложенной формулировки возникло противоречие. Индивид, который имеет законченное образование и предполагает совершить миграцию с целью трудоустройства (например, преподаватель в университете), совершит не образовательную, а трудовую миграцию.
исследуя миграцию, связанную со сферой образования, часто в работах отечественных ученых можно встретить интеллектуальную, образовательную и учебную миграцию, в то время как зарубежные источники предлагают только одно название процессу, а именно «educational migration».
Учебная и образовательная миграция осуществляется с целью получения образования. в то же время образовательная миграция является более широким понятием, которое включает в себя прохождение стажировок, курсов, получение дополнительного образования, повышение уровня квалификации [11, с. 123]. Следовательно, оба типа миграции отличаются набором участников. Если к учебной миграции относятся индивиды, получающие дошкольное, школьное, высшее образование, то в образовательной миграции участвуют докторанты, стажеры, научные работники, исследователи и т.д.
Сущность интеллектуальной миграции заключается в «прямом и возвратном перемещении (реальном или виртуальном) индивидов с целью поиска нового места приложения своего интеллектуального труда с учетом имеющейся профессионально-квалификационной подготовки, уровня образования и физиологических особенностей, т.е. накопленного личного интеллектуального капитала» [3, с. 90]. Исходя из предложенной трактовки интеллектуальная миграция связана с поиском работы в научной или образовательной сфере, поэтому данную разновидность миграции следует относить к трудовой.
Таким образом, образовательная миграция представляет собой территориальные перемещения населения между разными населенными пунктами на длительный срок, совершаемые с целью получения образования и предполагающие регистрацию по месту пребывания. регистрация по месту пребывания предполагает отнесение образовательной миграции к легальному виду миграционных перемещений.
Чтобы понять, к каким видам миграционных перемещений относится образовательная миграция и какое место она занимает в общей классификации видов миграционного движения населения, необходимо рассмотреть, как их представляют различные авторы.
В 1969 г. польским географом А. Марианьским была предложена первая классификация миграции населения, в которой разделение на виды происходило по следующим критериям: деление миграции по экономическим и политическим причинам, по территориальному охвату (межконтинентальная, межгосударственная, внутригосударственная миграция), по продолжительности (постоянная, сезонная) и по направлению перемещений (в город, в сельские поселения и др.) [10, с. 69].
В 1999 г. профессор В.А. Ионцев предложил классификацию территориального движения населения, схема которой представлена на рис. 1.
Рис. 1. Общая классификация территориального движения населения. Источник: [5], с поправками автора
из определений миграции, которыми пользовался автор, любое миграционное движение есть территориальное движение. По данной схеме можно сделать вывод, что В.А. Ионцев не относит внутрипоселенческие передвижения (поездка на работу/учебу, поход в магазин в пределах одной территории) к миграции населения.
Под миграцией подразумеваются только межпоселенные передвижения, относящиеся к внутренней и международной (внешней) миграции. Разделение на различные виды миграционного движения происходит только по основанию политико-географического признака (совершение факта пересечения индивидом территориальной границы). Образовательная миграция в данной схеме не отражена. Но в другой работе автор приводит определение интеллектуальной миграции, которая трактуется как «миграция высококвалифицированных людей (ученых, врачей, писателей, инженеров и др.) между странами, имеющая возвратный характер и способствующая распространению мировых достижений в области культуры, науки, просвещения и т.п.». И отмечает также то, что интеллектуальная миграция
может приобрести безвозвратный характер (отношение к безвозвратной миграции), а именно привести к процессу «утечки умов» [6, с. 100].
В рассмотренных классификациях берется во внимание критерий продолжительности пребывания мигранта на новом месте (временная характеристика) и расстояние между районами выхода и вселения. Данные критерии являлись основными определителями.
Затем отечественным демографом Л.Л. Рыбаковским была предложена классификация миграции на основании трех таксономических единиц: тип, вид и форма. По его мнению, под типом миграции необходимо понимать «миграционный поток, выделенный из общей миграции и представляющий собой таксономическую категорию, которая объединяет близкие по происхождению потоки мигрантов на основе одного крупного признака - отношения к границе, времени пребывания в новом месте жительства, влиянию государства на процесс регулирования миграции». Вид миграции определяется как «элементарная единица миграции, отражающая совокупность миграционных перемещений индивидов по одной из доминирующих причин» [9, с. 9]. Под формой миграции подразумевается «то, в чем находят свое проявление вид, подвид и разновидность» [15, с. 15].
На рис. 2 представлена схема, составленная по классификации видов миграции отечественного демографа Л.Л. Рыбаковского. Автор показывает, что учебная миграция наряду с брачной, этнической и религиозной миграцией выделяется в зависимости от цели перемещения и относится к социальному типу миграционных процессов. Стоит также отметить, что учебная миграция отождествляется с образовательной.
Рис. 2. Виды миграции. Источник: Составлено автором по [9]
В.А. Волох представил еще одну классификацию видов миграции населения в современный период, где по причинам выделил семейно-бытовую, учебную, военную, политическую, экологическую, культурную, экономическую миграцию и «утечку умов» [4, с. 14]. Явление «утечки умов» интерпретируют как «интеллектуальную эмиграцию научно-технических и других высококвалифицированных специалистов на постоянное (как правило, с изменением гражданства) или на временное (на длительный срок по контрактам на работу) проживание; своеобразный вид международной миграции населения» [19, с. 314].
В классификации находит место и учебная, и интеллектуальная миграция, что в совокупности составляет образовательную миграцию населения.
В зарубежной научной литературе также приводятся классификации миграции. В одной из них по основанию времени пребывания мигранта в стране-реципиенте выделяют сезонную, текущую, продолжительную и постоянную миграцию [22]. Другим примером является работа западного ученого S. Castles, который относит к основным типам временные и высококвалифицированные миграции, включающие в себя незаконные миграционные передвижения, вынужденных мигрантов, возвратную миграцию и т.д. [20].
В рассмотренных классификациях видов миграционного движения населения образовательную миграцию можно отнести по различным основаниям к нескольким типам. Например, основываясь на общей классификации видов миграции по Л.Л. Рыбаковскому, образовательная миграция по основанию времени пребывания мигранта в новом месте жительства или приложения труда относится к временной, так как она имеет возвратный характер. Тем не менее может наблюдаться тенденция перехода в постоянную миграцию при условии, что индивид остается проживать на новой территории после совершения образовательных целей.
По степени законности образовательная миграция относится к легальной, так как поступление в университеты, прохождение стажировок и другие образовательные мероприятия обычно происходят по предварительному конкурсу с дальнейшим заключением официального договора. но многие индивиды, приехавшие учиться, не подают документы на временную регистрацию на новом месте жительства, тем самым учет образовательной миграции приобретает проблемный характер. По этой причине уменьшается эффективность существующей миграционной политики как отдельно в регионах, так и в целом по стране.
таким образом, отношение образовательной миграции к общим видам миграционных движений по различным основаниям представлено в табл. 2.
табл. 2 отражает отношение образовательной миграции к различным видам миграционных перемещений, но не показывает ее место в общей классификации.
Поэтому, используя такие же основания для разделения миграции по видам, была построена схема (рис. 3), где образовательная миграция является структурным элементом. Она выступает в роли целевой и относится к социальному виду миграции.
Образовательная миграция как один из видов социальной миграции обладает рядом характеристик, набор которых отличается от общей совокупности факторов миграции.
Таблица 2
Отношение образовательной миграции к общим видам миграционных движений
Основание Вид миграции Отношение образовательной миграции к виду
По времени пребывания мигранта в новом месте жительства или приложения труда Постоянная (безвозвратная) Не относится
Временная (возвратная) Относится
По степени законности Легальная Относится
Нелегальная Не относится
По причинам Добровольная Относится
Вынужденная Не относится
Принудительная Не относится
На основании политико-географического признака как пересечение человеком границы страны Внешняя (международная) Относится
Внутренняя (внутригосударственная) Относится
В зависимости от степени государственного регулирования Регулируемая Относится
Нерегулируемая Не относится
По целям Экономическая Не относится
Социальная Относится
На основе структурных признаков Миграция по возрасту, полу, уровню образования и т.д. Относится
Источник: составлено автором.
Рис. 3. Место образовательной миграции в общей классификации видов
миграции населения. Источник: составлено автором
Индивидуальные установки мигранта определяют факторы, к которым относятся:
- наличие образовательного учреждения и желаемого в нем направления обучения;
- наличие рабочих мест по направлению полученной или получаемой специальности;
- уровень заработной платы и условия труда в предполагаемом месте работы;
- жилищные условия;
- семейные связи (отдаленность от семьи);
- социокультурная обстановка (языковые, религиозные и культурные особенности территории пребывания);
- территориальная инфраструктура (образовательного учреждения, места работы, места проживания);
- экологическая ситуация региона и др.
Образовательная миграция, как и общая, обладает характеристиками времени и пространства, что было отражено в общих классификациях миграционных перемещений различных авторов. Во-первых, относительно времени рассматриваемый вид миграции относится к возвратной. но данный факт может менять вектор направления относительно индивидуальных установок мигранта, которые трансформируются под воздействием различных факторов. Один из таких факторов - социально-экономическое положение территории-реципиента. В большинстве случаев оно отличается от территории выбытия в больших возможностях трудоустройства, высокой заработной платой, хороших условиях проживания, развитой инфраструктурой и др.
Таким образом, мигрант может остаться там, где получил образование или совершить перемещение в совершенно другое место, тем самым образовательная миграция приобретает постоянный характер. По нашему мнению, по основанию времени пребывания мигранта в новом месте жительства или приложения труда можно выделить потенциально возвратную образовательную миграцию. В данной ситуации находят место и время, и пространство.
Отличительной чертой образовательной миграции выступает ее цель. В приведенных понятиях рассматриваемого явления было указано, что целью перемещения является получение образования, повышение квалификации или трудоустройство в научной, образовательной сфере. В связи с этим можно определить статус мигранта:
- дошкольник;
- школьник;
- абитуриент;
- студент;
- выпускник вуза (безработный);
- трудоустроенный (выделяются по различным сферам деятельности);
- стажер.
С течением времени и с учетом имеющегося уровня образования мигрант имеет тенденцию к смене своего статуса.
Выделяются группы образовательных мигрантов: дошкольники -школьники, абитуриенты, студент - выпускник вуза, стажер - трудоустроенный. Каждая из них имеет свои особенности, которые отражены в табл. 3.
Таблица 3
Особенности отдельных групп образовательных мигрантов
№ Группа образовательных мигрантов Особенности
1. Дошкольники -школьники В силу несовершеннолетнего возраста мигранта он имеет сильные связи с семьей. Возможность обучения в специализированных образовательных учреждениях (например, Суворовские военные училища, Академия русского балета - такие учреждения находятся в крупных городах), в которых обучаются дети младшей и средней школы. Образовательная миграция также может стать предпосылкой для переезда всей семьи ребенка на территорию, где он проходит обучение, с целью воссоединения
2. Абитуриенты Поиск образовательного учреждения для получения среднего или высшего профессионального образования по желаемой специальности. Предпосылкой для отъезда за пределы территории проживания является отсутствие образовательного учреждения, где готовят специалистов по интересующему направлению, а также отсутствие рабочих мест по специальности
3. Студент -выпускник вуза Целью является получение среднего или высшего профессионального образования по желаемой специальности. Возможность продолжения получения высшего образования (магистратура, аспирантура) или получения образования по другому направлению (бакалавриат, специалитет). Прохождение практики и трудоустройство во внеучебное время, перспектива продолжить работу после получения образования на том же месте. При наличии целевого направления мигрант возвращается на прежнее место жительства. Тесные семейные связи также служат поводом возвращения на прежнее место жительства
4. Стажер -трудоустроенный Трудоустроенный индивид имеет право совершать поездки с целью повышения квалификации, получения дополнительного профессионального образования, совершения совместных научных или образовательных проектов со специалистами из других городов и регионов (при невозможности дистанционной работы), другие образовательные цели
Источник: составлено автором.
Индивид, совершая миграцию, последовательно может переходить из одной группы образовательных мигрантов в другую в зависимости от возраста и уровня образования в настоящий момент.
Также индивид может побывать только в одной группе образовательных мигрантов. Например, человек, который получил образование на территории проживания, трудоустраивается или проходит стажировку за пределами региона/страны.
К группе «абитуриенты» могут относиться индивиды, которые переехали в другой город с целью поступления в определенную образовательную организацию. к данной группе принадлежат также индивиды, которые не совершили перемещение по причине прохождения конкурса в дистанционной форме. Они выступают в роли потенциальных мигрантов, так как впоследствии при поступлении в учебное заведение попадают в группу «студент-выпускник вуза».
Далее сценарий может принимать следующие варианты:
- мигрант трудоустраивается на территории, где получил образование;
- мигрант возвращается на территорию прежнего проживания для дальнейшего трудоустройства;
- мигрант перемещается на новую территорию для дальнейшего трудоустройства и проживания.
также возможен вариант попадания в группу «стажер-трудоустроенный» после получения образования на территории проживания. Подразумевается то, что индивид совершает образовательную миграцию с целью прохождения стажировки, а затем возвращается на прежнее место жительства для дальнейшего трудоустройства или же продолжения имеющейся работы.
совершая образовательную миграцию, индивид преследует цель получения качественного образования в лучших учебных учреждениях как страны, так и зарубежья. Хорошие теоретические и практические знания по получаемой профессии являются предпосылкой для успешного трудоустройства.
Постепенный процесс «выращивания» высококвалифицированных трудовых кадров с элементами образовательной миграции является популярным процессом. но он выступает одной из причин возрастающих потерь человеческого капитала на отдельных территориях.
Образовательная миграция играет важную роль в дальнейшем трудоустройстве [13, с. 125]. Индивиды, получившие качественное образование, становятся востребованными работниками. но они остаются в крупных городах, тем самым лишая территории, где проживали ранее, талантливой и образованной молодежи.
По результатам изучения подходов к определению образовательной миграции можно сделать вывод, что в трактовках отражена цель перемещения, которая заключается в получении образования, новых профессиональных навыках, повышении квалификации.
В рассмотренных классификациях общих видов миграции населения образовательная миграция также находит свое место. Она относится к социальному виду, который в свою очередь выделяется по основанию целей. Это объясняет целесообразность использования термина в дальнейшем исследовании. например, выделение групп образовательных мигрантов и их особенностей.
таким образом, изучение теоретических основ и определение места образовательной миграции в общей классификации миграционного движения населения позволяет выявить причины массового выбытия трудоспособного населения за пределы региона, связанных с образовательными целями, и управлять этим процессом.
Литература
1. Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2012. № 4. С. 113-136.
2. Апанович М.Ю. Образовательная миграция в России: точки развития // Вестник науки и образования. 2015. № 9 (11). С. 79-82.
3. Бондарь М.А. Международная интеллектуальная миграция: теория, методология исследования и особенности регулирования // Белорусский экономический журнал. 2014. № 1 (66). С. 88-102.
4. Волох В.А. Миграция населения как объект научного исследования: сущность, современные трактовки и классификация // PolitBook. 2015. № 1. С. 7-16.
5. Ионцев В.А. Международная миграция населения: закономерности, проблемы, перспективы: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.18. М., 1999. 48 с.
6. Ионцев В.А. Международная миграция населения: Теория и история изучения. М.: Диалог-МГУ 1999. 370 с.
7. Короленко А.В. Основные черты современного демографического кризиса в России и пути его преодоления // Проблемы развития территорий. 2014. № 2 (70). С. 79-94.
8. Курман М.В. Актуальные вопросы демографии: демографические процессы в СССР в послевоенный период. М.: Статистика, 1976. 220 с.
9. Локосов В.В., Рыбаковский Л.Л. Миграционные процессы в России. М.: Экон-информ, 2014. 383 с.
10. Марианьский А. Современные миграции населения. М.: Статистика, 1969. 224 с.
11. Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник РУДН. Серия политология. 2010. № 3. С. 123-133.
12. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. М.: Наука, 1975. 232 с.
13. Панов М.М. Анализ миграционных потоков населения районов Вологодской области // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 4 (40). С. 124-138.
14. Рыбаковский Л.Л. Демографический понятийный словарь. М.: Центр социального прогнозирования, 2003. 352 с.
15. Рыбаковский Л.Л. Классификация миграции: основания и таксоны // Народонаселение. 2016. № 3 (73). С. 4-16.
16. Санникова О.В. Некомпенсируемая образовательная миграция как проблема развития российского региона // теория и практика общественного развития. 2015. № 24. С. 19-21.
17 Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. 230 с.
18. Энциклопедия статистических терминов в 8 томах. Демографическая и социальная статистика. Федеральная служба государственной статистики. М.: Росстат, 2011. 482 с.
19. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов. М.: Академический Проект, 2007 472 с.
20. Castles S., Miller M. The age of Migration International Population Movement in the Modern World. London, 1998. P 39.
21. Eisenstadt S.N. Institutionalisation of immigrant behavior // Hum. Relat. 1952. No. 5. P. 373-395.
22. Gonzales N.L. Family organization in five types of migratory wage labor // American Anthropologist. 1961. No. 63. P 1.
23. Johnson J.H., Salt J. Labour migration within organizations: an introductory study // Tijdschr Econ Soc Geogr. 1995. No. 71. P 84-92.
24. Ravenstein E.G. The Laws of Migration // Journal of the Statistical Society of London. 1885. № 2. URL: http://www.jstor.orglstable/2979181 (дата обращения: 28.01.2018).
25. Леонидова ГВ., Вячеславов В.Н. Гендерные особенности внутрирегиональной миграции населения // Вопросы территориального развития. 2016. № 2 (32). URL: http://vtr.vscc.ac.ru/article/1822/full (дата обращения: 1703.2018).
Bibliography
1. Alekseeva E.N. Osobennosti i perspektivy obrazovatel'noj migracii v jepohu global'nyh transformacij // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 18: sociologija i politologija. 2012. № 4. P 113-136.
2. Apanovich M.Ju. Obrazovatel'naja migracija v Rossii: tochki razvitija // Vestnik nauki i obrazovanija. 2015. № 9 (11). P 79-82.
3. Bondar' M.A. Mezhdunarodnaja intellektual'naja migracija: teorija, metodologija issledovanija i osobennosti regulirovanija // Belorusskij jekonomicheskij zhurnal. 2014. № 1 (66). P 88-102.
4. Voloh VA. Migracija naselenija kak ob#ekt nauchnogo issledovanija: sushhnost', sovremennye traktovki i klassifikacija // PolitBook. 2015. № 1. P 7-16.
5. Ioncev VA. Mezhdunarodnaja migracija naselenija: zakonomernosti, problemy, perspektivy: avtoref. dis. ... d-ra jekon. nauk: 08.00.18. M., 1999. 48 p.
6. Ioncev VA. Mezhdunarodnaja migracija naselenija: Teorija i istorija izuchenija. M.: Dialog-MGU, 1999. 370 p.
7. Korolenko A.V. Osnovnye cherty sovremennogo demograficheskogo krizisa v Rossii i puti ego preodolenija // Problemy razvitija territorij. 2014. № 2 (70). P 79-94.
8. Kurman M.V. Aktual'nye voprosy demografii: demograficheskie processy v SSSR v poslevoennyj period. M.: Statistika, 1976. 220 p.
9. Lokosov VV, Rybakovskij L.L. Migracionnye processy v Rossii. M.: Jekon-inform, 2014. 383 p.
10. Marian'skij A. Sovremennye migracii naselenija. M.: Statistika, 1969. 224 p.
11. Mitin D.N. Obrazovatel'naja (uchebnaja) migracija: ponjatie, problemy i puti reshe-nija // Vestnik RUDN. Serija politologija. 2010. № 3. P 123-133.
12. Perevedencev V.I. Metody izuchenija migracii naselenija. M.: Nauka, 1975. 232 p.
13. Panov M.M. Analiz migracionnyh potokov naselenija rajonov Vologodskoj oblasti // Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2015. № 4 (40). P 124-138.
14. Rybakovskij L.L. Demograficheskij ponjatijnyj slovar'. M.: Centr social'nogo prognozirovanija, 2003. 352 p.
15. Rybakovskij L.L. Klassifikacija migracii: osnovanija i taksony // Narodonaselenie. 2016. № 3 (73). P. 4-16.
16. Sannikova O.V. Nekompensiruemaja obrazovatel'naja migracija kak problema razvitija rossijskogo regiona // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2015. № 24. P. 19-21.
17 Shhepan'skij Ja. Jelementarnye ponjatija sociologii. M.: Progress, 1969. 230 p.
18. Jenciklopedija statisticheskih terminov v 8 tomah. Demograficheskaja i social'naja statistika. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. M.: Rosstat, 2011. 482 p.
19. Judina T.N. Migracija: slovar' osnovnyh terminov. M.: Akademicheskij Proekt, 2007. 472 p.
20. Castles S., Miller M. The age of Migration International Population Movement in the Modern World. London, 1998. IP 39.
21. Eisenstadt S.N. Institutionalisation of immigrant behavior // Hum. Relat. 1952. No. 5. P. 373-395.
22. Gonzales N.L. Family organization in five types of migratory wage labor // American Anthropologist. 1961. No. 63. P 1.
23. Johnson J.H., Salt J. Labour migration within organizations: an introductory study // Tijdschr Econ Soc Geogr. 1995. No. 71. P 84-92.
24. Ravenstein E.G. The Laws of Migration // Journal of the Statistical Society of London. 1885. № 2. URL: http://www.jstor.orglstable/2979181 (data obrashhenija: 28.01.2018).
25. Leonidova G. V, Vjacheslavov V.N. Gendernye osobennosti vnutriregional'noj migracii naselenija // Voprosy territorial'nogo razvitija. 2016. № 2 (32). URL: http://vtr.vscc. ac.ru/article/1822/full (data obrashhenija: 17.03.2018).