Научная статья на тему 'Место и роль независимых директоров в составе совета директоров (наблюдательного совета) акционерных обществ'

Место и роль независимых директоров в составе совета директоров (наблюдательного совета) акционерных обществ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2140
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕСТО И РОЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ (НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА) / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТЬ / ДЕЛОВАЯ ЭТИКА / CORPORATE GOVERNANCE AND THE PLACE AND ROLE OF THE BOARD OF DIRECTORS (SUPERVISORY BOARD) / EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT / LEGAL STATUS / ELIGIBILITY CRITERIA FOR THE POST / BUSINESS ETHICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитриев Олег Владимирович

Отражены место и роль совета директоров (наблюдательного совета) в российских акционерных обществах, определены требования к кандидатам на должность независимых директоров, предложен оптимальный количественный состав членов независимых директоров в совете директоров, отражены их правовой статус, а также принципы правовой этики для директоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place and role of independent directors on the board of directors (supervisory board)

The paper describes the role and place of the board of directors (supervisory board) in Russian companies, defines the requirements for candidates for the post of independent directors, the optimal number of members of the members of the independent directors on the board, reflecting their legal status as well as the principles of legal ethics for directors.

Текст научной работы на тему «Место и роль независимых директоров в составе совета директоров (наблюдательного совета) акционерных обществ»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. № 3 (36). С. 127-134. УДК 347

МЕСТО И РОЛЬ НЕЗАВИСИМЫХ ДИРЕКТОРОВ В СОСТАВЕ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ (НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА)

АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ

THE PLACE AND ROLE OF INDEPENDENT DIRECTORS ON THE BOARD OF DIRECTORS (SUPERVISORY BOARD)

Е. О. ДМИТРИЕВ (E. O. DMITRIEV)

Отражены место и роль совета директоров (наблюдательного совета) в российских акционерных обществах, определены требования к кандидатам на должность независимых директоров, предложен оптимальный количественный состав членов независимых директоров в совете директоров, отражены их правовой статус, а также принципы правовой этики для директоров.

Ключевые слова: корпоративное управление, место и роль совета директоров (наблюдательного совета), эффективность управления, правовой статус, требования к кандидатам на должность, деловая этика.

The paper describes the role and place of the board of directors (supervisory board) in Russian companies, defines the requirements for candidates for the post of independent directors, the optimal number of members of the members of the independent directors on the board, reflecting their legal status as well as the principles of legal ethics for directors.

Keywords: corporate governance and the place and role of the board of directors (supervisory board), the effectiveness of management, legal status, eligibility criteria for the post, business ethics.

Внедрение независимыми директорами передовой практики корпоративного управления в работу советов директоров повышает эффективность управления, благоприятно сказывается на имидже компаний и вносит ощутимый вклад в увеличение акционерной стоимости.

За последние годы многое сделано для улучшения качества корпоративного управления. Вместе с тем целый ряд проблем, связанных с корпоративным управлением, требует своего решения.

Для развития и совершенствования корпоративного управления необходимо [1]:

- разработать эффективные механизмы привлечения к ответственности членов органов управления хозяйственных обществ, установить критерии их недобросовестного и неразумного поведения;

- решить вопрос об ответственности представителей государства в совете директоров (наблюдательном совете) хозяйствен-

© Дмитриев Е. О., 2013

ных обществ, а также предусмотреть страхование ответственности членов органов управления хозяйственных обществ;

- уточнить процессуальный статус акционера, предъявляющего иск в интересах общества;

- установить требования к корпоративному управлению профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов путём формулирования соответствующих рекомендаций и их закрепления в нормативных правовых актах;

- усовершенствовать порядок приобретения крупных пакетов акций открытых акционерных обществ путём установления предварительного государственного контроля за публичным предложением ценных бумаг открытых акционерных обществ, устранения несоответствия между акционерным, антимонопольным и банковским законода-

тельством Российской Федерации и уточнения случаев, в которых возникает обязанность направить публичное предложение о приобретении ценных бумаг;

- установить требование к одинаковой номинальной стоимости акций всех категорий (типов) в целях предотвращения злоупотреблений правами акционеров и получения количества голосов, несоразмерного доле акционера в уставном капитале;

- обновить и уточнить редакцию кодекса корпоративного поведения, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 28 ноября 2001 г.

Отдельной задачей является повышение роли независимых директоров в публичных компаниях. Роль независимых директоров должна быть усилена не только в публичных компаниях, но и крупных профессиональных участниках рынка ценных бумаг, особенно в инфраструктурных организациях (биржах и расчётных депозитариях).

Одновременно с усилением роли и значения независимых членов советов директоров необходимо рассмотреть вопрос их объединения в саморегулируемые организации, основными задачами которых станет разработка стандартов и правил поведения независимых директоров, а также контроль за их профессиональной деятельностью.

Кроме того, предполагается разработать принципы и правила корпоративного управления в компаниях с государственным участием на основе руководства Организации экономического сотрудничества и развития по корпоративному управлению государственных предприятий. Следование принципам этого руководства является актуальным в контексте общего процесса вступления Российской Федерации в указанную Организацию.

В соответствии с п. 2.2.1 Кодекса корпоративного поведения в практике российских обществ в состав совета директоров, как правило, входят три категории директоров -исполнительные, неисполнительные и независимые директора.

В соответствии с законодательством исполнительные директора - это члены правления, которые не могут составлять более одной четвертой от числа членов совета директоров общества.

Вместе с тем включение в состав совета директоров только лиц, не являющихся членами правления, не защитит интересы акционеров в достаточной степени. Эффективность осуществления функций совета директоров требует включения в состав совета директоров независимых директоров, т. е. лиц, которые не только не являются членами правления, но и независимы от должностных лиц общества, их аффилированных лиц, крупных контрагентов общества, а также не находятся с обществом в иных отношениях, которые могут повлиять на независимость их суждений.

Независимые директора призваны внести значительный вклад в обсуждение и принятие решений по таким вопросам, как выработка стратегии развития общества, оценка соответствия деятельности исполнительных органов избранной стратегии, разрешение корпоративных конфликтов с участием акционеров, а также по иным важным вопросам, решение которых может затронуть интересы акционеров. Таким образом, наличие в составе совета директоров общества независимых директоров позволяет сформировать объективное мнение совета директоров по обсуждаемым вопросам, что, в конечном счёте, способствует укреплению доверия инвесторов к обществу.

Объективная потребность во введении так называемых независимых директоров появляется в англо-американской практике в связи с окончательным разделением понятий «собственность» и «управление», когда начинают преобладать компании с распыленным капиталом, акционеры которых более не жаждут принимать активную роль в управлении корпорацией. Независимый директор в англо-американской модели - уникальный инструмент защиты интересов многочисленных миноритарных акционеров и общества как такового от произвола менеджмента [2].

В международной практике имеется несколько классификаций директоров.

Во-первых, это исполнительные (executive) и неисполнительные (non-executive) директора. Исполнительный директор является одновременно сотрудником компании и вовлечен в процесс каждодневного управления.

Неисполнительный директор не входит в штат, но, тем не менее, как правило, имеет

существенные связи с компанией. Им может быть представитель ключевого партнёра, крупный поставщик, покупатель, юридический консультант и т. д. Иногда также употребляются термины «внутренний» (inside) и «внешний» (outside) директор.

Во-вторых, выделяются независимые директора и просто директора. Зарубежная практика не даёт однозначного определения независимого директора, сам термин «независимый директор» (independent director) используется не во всех странах и характерен скорее для Северной Америки. В Европе, в том числе в Англии, используется понятие «неисполнительный директор», которое трактуется более широко, нежели «независимый директор».

Очевидно, что в истории таких громких банкротств, как банкротства Enron, WorldCom и Global Crossing, не последнюю роль сыграли советы директоров. Интересно, что основные направления реформ связаны именно с дополнительным регулированием совета директоров, очень много внимания уделяется роли независимых директоров. Институциональные инвесторы рассматривают независимых директоров фактически как «независимых наблюдателей, готовых в любой момент публично заявить о нарушениях в компании», как заявил представитель Национальной ассоциации пенсионных фондов США.

Россия пошла по пути внедрения института профессиональных независимых директоров. Задачи его в нашем государстве могут быть сведены к следующему [3]:

• общее улучшение имиджа компании, формирование имиджа открытой компании с прозападным менеджментом;

• защита прав миноритарных акционеров;

• предоставление дополнительных гарантий надёжности инвестиций стратегическим инвесторам корпорации путём введения представителей инвестора в совет директоров.

В России сейчас наблюдается повышенный интерес к институту независимых директоров. Под эгидой Ernst&Young была создана Ассоциация независимых директоров, предлагающая заинтересованным компаниям кандидатуры профессиональных независимых директоров. Созданный в 2010 г. Российский институт директоров предлагает

обучающие программы, курсы для директоров и высшего менеджмента.

Однако достаточно сложно пока сказать, является ли этот интерес конъюнктурным, связанным с повышением интереса к корпоративному управлению как таковому или мы действительно стоим на пороге коренных изменений системы управления акционерными обществами. В системе, где есть ярко выраженный «доминирующий» акционер, функции независимого директора скорее всего могут быть сведены к квалифицированному консультированию, не более того. Независимый директор становится лицом, принимающим решения, причём ключевые для компании решения, как ни парадоксально звучит, именно при условии его «независимости» и гармоничной структуры совета директоров.

Статья 83 Федерального закона «Об акционерных обществах» устанавливает порядок одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, при этом установлено, что в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов независимых директоров, не заинтересованных в её совершении. В случае если все члены совета директоров (наблюдательного совета) общества признаются заинтересованными лицами и (или) не являются независимыми директорами, сделка может быть одобрена решением общего собрания акционеров.

Таким образом, независимым директором признается член совета директоров (наблюдательного совета) общества, не являющийся и не являвшийся в течение одного года, предшествовавшего принятию решения:

- лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе его управляющим, членом коллегиального исполнительного органа, лицом, занимающим должности в органах управления управляющей организации;

- лицом, супруг, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновлённые которого являются лицами, занимающими должности в указанных органах управления общества,

управляющей организации общества либо являющимися управляющими общества;

- аффилированным лицом общества, за исключением члена совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Кодекс корпоративного поведения устанавливает, что при определении конкретных требований к независимому директору необходимо исходить из того, что такой директор должен быть способен выносить независимые суждения. Это предполагает отсутствие каких-либо обстоятельств, способных повлиять на формирование его мнения. В связи с этим независимыми директорами рекомендуется признавать членов совета директоров:

1) не являвшихся в течение последних трёх лет и не являющихся должностными лицами (управляющими) или работниками общества, а также должностными лицами или работниками управляющей организации общества;

2) не являющихся должностными лицами другого общества, в котором любое из должностных лиц общества является членом комитета совета директоров по кадрам и вознаграждениям;

3) не являющихся аффилированными лицами должностного лица (управляющего) общества (должностного лица управляющей организации общества);

4) не являющихся аффилированными лицами общества, а также аффилированными лицами таких аффилированных лиц;

5) не являющихся сторонами по обязательствам с обществом, в соответствии с условиями которых они могут приобрести имущество (получить денежные средства), стоимость которого составляет 10 и более процентов совокупного годового дохода указанных лиц, кроме получения вознаграждения за участие в деятельности совета директоров;

6) не являющихся крупным контрагентом общества (таким контрагентом, совокупный объём сделок общества с которым в течение года составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов общества);

7) не являющихся представителями государства.

Независимый директор по истечении 7-летнего срока исполнения обязанностей члена совета директоров общества не может рассматриваться как независимый.

Несмотря на приведенные критерии от-носимости директора к независимым, в законодательстве отсутствует определение такого директора, в связи с чем предлагаем независимого директора определить как физическое лицо, являющееся членом совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, не имеющее финансовых или каких-либо личных связей с акционерным обществом, включая его акционеров, уполномоченных лиц других органов управления акционерного общества, а также иных признаков аффилированности.

Примечательно, что в Федеральном законе «Об акционерных обществах» требования содержатся лишь в разделе об одобрении сделки, в которой имеется заинтересованность (ст. 83 Федерального закона «Об акционерных обществах»), что представляется существенным пробелом в правовом регулировании функционирования данной категории управляющих.

По нашему мнению, необходимо внести изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» за счёт включения статьи о независимых директорах в акционерных обществах, которая должна содержать примерные положения об их правовом статусе, что может включать следующее:

• критерии отнесения директора к категории независимых;

• квалификационные требования, предъявляемые к независимым директорам;

• порядок избрания независимых директоров;

• количественный состав независимых директоров в акционерных обществах с различным количеством акционеров;

• общие положения об ответственности независимых директоров;

• иные положения.

Чтобы независимые директора могли реально влиять на решения, принимаемые советом директоров, и им была бы обеспечена возможность формирования широкого спектра мнений по обсуждаемым вопросам, они должны составлять не менее одной четверти состава совета директоров. В любом случае в уставе общества рекомендуется предусмотреть, чтобы независимые директора составляли не менее 1/3 совета директоров.

Независимый директор должен воздерживаться от совершения действий, в результате которых он может перестать быть независимым. Если после избрания в совет директоров происходят изменения или возникают обстоятельства, в результате которых независимый директор перестает быть таковым, он обязан подать заявление в совет директоров с изложением этих изменений и обстоятельств. В данном случае, а также в случае, когда совету директоров станет иным образом известно об указанных изменениях или обстоятельствах, совет директоров обязан проинформировать об этом акционеров, а при необходимости может созвать внеочередное общее собрание акционеров для избрания нового состава совета директоров. Порядок и основания для избрания нового состава совета директоров рекомендуется отразить в уставе общества.

Сведения о независимых директорах рекомендуется раскрывать в годовом отчёте общества.

Согласно Кодексу независимого директора, разработанному Ассоциацией независимых директоров совместно с Российским институтом директоров при поддержке ММВБ, МФК и Торговой палаты Министерства торговли США [4] неотъемлемыми чертами независимых директоров являются самостоятельность, независимость принятия решений и безупречная деловая репутация.

Статус независимости директора прямо связан с конкретным обществом и действует с момента избрания в состав совета директоров до сложения полномочий его члена или заявления об изменении статуса. Независимый директор:

1) удовлетворяет следующим критериям независимости Кодекса корпоративного поведения:

- не являлся в течение последних 3-х лет и не является должностным лицом (управляющим) или работником общества, а также должностным лицом или работником управляющей организации общества;

- не является должностным лицом другого общества, в котором любое из должностных лиц общества является членом комитета совета директоров по кадрам и вознаграждениям;

- не является аффилированным лицом должностного лица (управляющего) общест-

ва (должностного лица управляющей организации общества);

- не является аффилированным лицом общества, а также аффилированным лицом таких аффилированных лиц;

- не является представителем государства;

2) не владеет лично, а также через аффилированных лиц долей собственности в компании, достаточной для самостоятельного номинирования в совет директоров;

3) не получает вознаграждения за консультационные и иные услуги, оказываемые им компании, кроме вознаграждения за деятельность в совете директоров;

4) не представляет интересы консультантов и контрагентов, работающих с компанией;

5) имеет хорошую деловую репутацию, придерживается высоких этических норм и обладает необходимыми лидерскими качествами и предпринимательским опытом;

6) публично заявил о своём статусе независимого директора до избрания в совет директоров.

Обобщенно положения о независимых директорах в составе совета директоров акционерного общества можно представить в следующем виде.

Определение понятия «независимый директор» предполагает, что он [5]:

• не находится в финансовой или иной зависимости от руководства компании, контрольного (преобладающего) акционера, крупных контрагентов и конкурентов компании;

• не является представителем государства;

• не входит одновременно в исполнительное руководство;

• не находится в финансовой или иной зависимости от аффилированных лиц общества (владелец 20 % и более голосов, члены совета директоров, аудитор);

• не представляет консультантов, работающих с компанией;

• публично заявил о своём статусе независимого директора;

• вознаграждение за работу в составе совета директоров получает только в обществе;

• обладает необходимой квалификацией;

• добросовестно участвует в работе совета директоров;

• имеет хорошую репутацию;

• распространяет об Обществе достоверную информацию доступными ему способами для максимально возможного круга акционеров;

• совершает личные сделки (как и члены его семьи) с акциями общества (и иными финансовыми инструментами общества), прозрачные для общества и акционеров;

• в случае если перестает соответствовать во время работы в совете директоров статусу независимого, он немедленно сообщает об этом обществу;

• соглашается по запросу акционера предоставлять ему информацию о существенных фактах в случае, если данная информация не была распространена Обществом в установленные законодательством сроки.

Представляется возможным также выделить категорию «директор - представитель миноритарных акционеров», поскольку во многих российских акционерных компаниях миноритарные акционеры обладают в совокупности достаточно крупными пакетами. Это позволяет им обеспечить прямое представительство своих интересов в совете директоров. Как правило, интересы портфельных инвесторов отличаются от интересов других групп акционеров. Также правилом является отсутствие в российской компании долгосрочной стратегии и устойчивых корпоративных принципов поведения. В такой ситуации наличие в совете директоров представителей миноритарных акционеров идёт на пользу как акционерам, так и самой компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сотрудничающие с Ассоциацией по защите прав инвесторов директора со статусом представителей миноритарных акционеров должны учитывать пожелания миноритарных акционеров, содействовать улучшению финансовой и информационной прозрачности компании для других акционеров.

Отличительной особенностью представителей миноритарных акционеров является представительство и отстаивание законных интересов именно портфельных инвесторов. В отличие от независимых директоров они могут занимать одностороннюю позицию, мотивированную исключительно интересами миноритарных акционеров.

Очевидно, подразумевается соблюдение представителями миноритарных акционеров

норм действующего законодательства (как и для любых членов совета директоров, включая представителей контролирующего собственника).

Сглаживание противоречий между акционерами и менеджерами - основная задача директоров. Именно поэтому на совет директоров (как подчёркивают зарубежные исследователи) ложится задача определения этических направлений деятельности и принципов данной компании [6].

Однако необходимо отметить, что для решения этой задачи совет директоров должен быть не формально, а реально отделен и независим как от акционеров, так и от менеджеров.

Можно рекомендовать следующие принципы деловой этики для директоров:

• разрабатывать и утверждать этические правила в компании;

• учитывать в ходе деятельности советов директоров интересы всех заинтересованных лиц компании;

• осуществлять эффективный контроль за деятельностью менеджеров с целью недопущения злоупотреблений и иных этических нарушений с их стороны;

• обеспечивать контроль за внедрением менеджерами этических правил в деятельность компании;

• осуществлять мониторинг прозрачности компании, соблюдения требований законодательства, учредительных и внутренних документов общества со стороны акционеров, менеджеров и работников общества;

• разрабатывать и представлять акционерам рекомендации по справедливой и разумной дивидендной политике;

• разрабатывать эффективную систему мотивации деятельности менеджеров;

• отчитываться перед акционерами и предоставлять им полную и достоверную информацию о положении дел в компании.

Следует отметить, что в результате достаточно длительной и кропотливой работы Ассоциации независимых директоров в России был разработан Кодекс независимых директоров, который, однако, является только рекомендательным актом для российских компаний и обязательным лишь для членов Ассоциации [7].

Его целью является разработка стандартов деятельности и норм профессиональной

этики независимых директоров в России. Следование высоким этическим нормам в деятельности независимых директоров, добросовестное и профессиональное выполнение ими своих обязанностей повышает доверие к институту независимых директоров со стороны инвестиционного сообщества и компаний.

Внедрение независимыми директорами передовой практики корпоративного управления в работу Советов директоров повышает эффективность управления, благоприятно сказывается на имидже компаний и вносит ощутимый вклад в увеличение акционерной стоимости.

Кроме того, следует отметить, что Кодекс независимых директоров разработан в развитие Кодекса корпоративного поведения, предложенного ФКЦБ России, и Хартии Ассоциации независимых директоров; составлен с учётом Принципов корпоративного управления ОЭСР, а также передовой международной практики корпоративного управления. Кодекс учитывает специфику и правовые аспекты деятельности членов советов директоров российских акционерных обществ.

Кодекс является открытым документом и может дополняться по мере развития практики работы независимых директоров.

По нашему мнению, данный Кодекс способен составить достаточно весомую нормативную основу для деятельности независимых директоров в Российской Федерации, однако его рекомендательный характер не позволяет в настоящее время использовать в обязательном порядке его положения.

Необходимо отметить, что в настоящее время действует значительное количество различных кодексов этики в различных сферах, среди которых можно выделить:

Кодекс профессиональной этики негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию [8];

Кодекс профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих [9];

Кодекс профессиональной этики управляющих компаний, специализированного де-

позитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений [10];

Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации [11];

Кодекс этики аудиторов России [12];

Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства воздушного транспорта [13];

Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы [14];

Кодекс этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации [15] и др.

На основании изложенного, для повышения эффективности корпоративного управления в акционерных обществах необходимо принять на уровне Постановления Правительства Российской Федерации Кодекс этики независимых (профессиональных) директоров.

Данный Кодекс должен содержать следующие разделы:

• понятие независимого директора,

• принципы и основы профессиональной этики,

• принципы и порядок взаимоотношений независимых директоров с акционерными обществами, акционерами, другими членами совета директоров (наблюдательного совета), исполнительными органами и иными лицами;

• положения об ответственности независимых директоров,

• меры по поддержанию деловой репутации и профессионализма.

При этом Кодекс этики будет способствовать развитию профессиональных и личных качеств независимых директоров, порядку их поведения и деятельности при осуществлении заявленных функций, а также определять их квалифицирующие требования и обязательства по их выполнению.

Одной из особенностей складывающейся модели корпоративного управления в России является наличие холдинговой модели управления. При этом холдинговая модель

обусловливает наряду с перекрестным акционированием и участие в перекрестных советах директоров одних и тех же лиц, представляющих интересы определённых компаний, что свидетельствует о расхождении теории и практики организации и деятельности независимых директоров в акционерных обществах Российской Федерации.

Однако в условиях интеграции России в мировую экономику в настоящее время институт независимых директоров России уже не может рассматриваться как простое исполнение формальных требований: для них в российских компаниях давно уже есть содержательная работа и реальные полномочия.

1. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. - 2009. - № 3. - Ст. 423.

2. Осипова А. Независимый директор - миф или реальность? // BKG. Практичные решения для эффективного управления компанией. - URL: http://www.klerk.ru/boss/articles/2494/.

3. Там же.

4. URL: http://www.nand.ru/association/code.php.

5. URL: http://www.corp-gov.ru/projects/boards.php3.

6. Деловая этика : методические рекомендации для российских компаний. Разработаны Ассоциацией независимых директоров (АНД) и Российским институтом директоров (РИД). -М., 2004.

7. URL: http://www.nand.ru.

8. Постановление Правительства РФ от 29 июля 2005 г. № 465 «Об утверждении типового Кодекса профессиональной этики негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и правил согласования Кодексов профессиональной этики негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, с Федеральной службой по финансовым рынкам» // СЗ РФ. - 2005. - № 32. - Ст. 3310.

9. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2005 г. № 383 «Об утверждении типового Кодекса профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инве-

стированием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, и правил согласования Кодексов профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, с Федеральной службой по финансовым рынкам» // СЗ РФ. - 2005. - № 26. - Ст. 2648.

10. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2004 г. № 770 «Об утверждении типового Кодекса профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, и Правил согласования Кодексов профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, с Федеральной службой по финансовым рынкам» // СЗ РФ. - 2004 г. - № 51. - Ст. 5185.

11. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации, утв. Минфином РФ 23 марта 2011 г. [Официально не опубликован]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

12. Кодекс этики аудиторов России, одобрен Минфином РФ 31 мая 2007 г., протокол № 56 // Финансовая газета. - 2007. - № 27-28. - 5 июля.

13. Приказ Росавиации от 15 апреля 2011 г. № 182 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства воздушного транспорта» [Официально не опубликован]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Приказ ФНС РФ от 11 апреля 2011 г. № ММВ-7-4/260@ «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы» [Официально не опубликован]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Приказ Генпрокуратуры РФ от 25 марта 2011 г. № 79 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации» // Законность. - 2011. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.