Научная статья на тему 'Место и роль национального самосознания в идентификационных процессах'

Место и роль национального самосознания в идентификационных процессах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
322
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальное самосознание / идентификационные процессы / идентичность / индивид / личность. / national identity / identification processes / identity / individual / personality

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Парфенова Ольга Сергеевна

Темой данной статьи является рассмотрение и анализ места и роли национального самосознания в идентификационных процессах. Цель статьи – ответить на вопросы о том, как влияет национальное самосознание на идентификационные процессы социума, как эти два понятия соотносятся между собой, какие реальные проявления этой связи мы в качестве очевидцев можем наблюдать в современном обществе. Автор в статье раскрывает мысль о том, что место и роль национального самосознания в идентификационных процессах меняются в зависимости от качества самих процессов, от стадии их протекания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Парфенова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF NATIONAL IDENTITY IN IDENTIFICATION PROCESSES

The theme of this article is to review and analyse the place and role of national identity in identification processes. The article aims to answer questions about the impact of national identity on identification processes of the society, as these two concepts are related, what are the real the existence of this connection, we, as witnesses, can be observed in modern society. The author of the article reveals the idea that the place and role of national identity in identification processes vary depending on the quality of the processes, from the stage of their course.

Текст научной работы на тему «Место и роль национального самосознания в идентификационных процессах»

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

УДК 247.52/00

МЕСТО И РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

О.С. Парфенова

Аннотация. Темой данной статьи является рассмотрение и анализ места и роли национального самосознания в идентификационных процессах. Цель статьи - ответить на вопросы о том, как влияет национальное самосознание на идентификационные процессы социума, как эти два понятия соотносятся между собой, какие реальные проявления этой связи мы в качестве очевидцев можем наблюдать в современном обществе. Автор в статье раскрывает мысль о том, что место и роль национального самосознания в идентификационных процессах меняются в зависимости от качества самих процессов, от стадии их протекания.

Ключевые слова: национальное самосознание, идентификационные процессы, идентичность, индивид, личность.

PLACE AND ROLE OF NATIONAL IDENTITY

IN IDENTIFICATION PROCESSES

O. Parfenova

Abstract: The theme of this article is to review and analyse the place and role of national identity in identification processes. The article aims to answer questions about the impact of national identity on identification processes of the society, as these two concepts are related, what are the real the existence of this connection, we, as witnesses, can be observed in modern society. The author of the article reveals the idea that the place and role of national identity in identification processes vary depending on the quality of the processes, from the stage of their course.

Keywords: national identity, identification processes, identity, individual, personality.

Представляемая статья имеет своей целью определить, собственно, место и роль национального самосознания в

идентификационных процессах. В эпоху глобализации и урбанизации человеку крайне сложно однозначно отождествить себя с той или иной социальной группой. В мире, где граница между патриотизмом и национализмом становится все более расплывчатой, личности необходимо иметь своеобразные «маячки», на которые можно было бы ориентироваться в поисках соотношения между собой и обществом, нацией, идентифицировать себя в ней. Как влияет национальное самосознание на идентификационные процессы социума, как эти два понятия соотносятся между собой, какие реальные проявления этой связи мы в качестве очевидцев можем наблюдать в современном обществе - вот вопросы, на которые нам предстоит ответить в этой статье.

В настоящее время происходит утрата устоявшихся социальных категорий,

посредством которых человек определяет себя, своё место в социуме, другими словами, наблюдается кризис идентичности на уровне самосознания как отдельной личности, так и в рамках поколений (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, В.В. Козлов, Н.М. Лебедева, В.Н.

Павленко, Т.Г. Стефаненко, Н.Л. Иванова и др.) [4, с. 251].

В первую очередь необходимо определиться с пониманием объектов исследования, коих мы имеем два, а именно национальное самосознание и идентификационные процессы.

Классическое энциклопедичное и в то же время наиболее простое понятие национального самосознания говорит о том, что оно есть рефлексия сознания общества на само себя. Такое общее понимание дается множеством словарей. Сам же феномен общественного сознания в российской философской мысли разрабатывался в теориях С. Соловьева, К. Леонтьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина и многих других.

Следует отметить, что изучая этимологию термина «идентичность» напрашивается вывод о том, что понятия самосознания и идентичности, процессов идентификации по сути своей схожи. Ведь что такое национальное самосознание, как не объединение членов общества единой мыслью, единой идеей об истоках, истории и цели существования представляемого ими социума. С другой стороны, процесс идентификации личности - это в общем-то отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении. В результате этого

203

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

группа личностей образует единый социум, сплоченный общим представлением о себе.

Начнем с того, что рассмотрим, чем являются идентификационные процессы.

Уточним заявленный тезис: говорить мы будем о процессах идентификации личности в обществе. В этой связи возникает вопрос, идет ли речь о самоопределении индивида или о его осозновании тождественности по отношению к другим членам общества. Само собой фактор национального самосознания, прививаемого с детства или узнаваемого в процессе социализации, имеет место быть и несет в себе особый смысл в обоих вариантах.

В первом случае национальное самосознание несет в себе смысловую нагрузку основания, одного из столпов, на которых строится самопознание личности. При правильной подаче со стороны участников микросреды, оно может стать одним из основополагающих ориентиров развития личности, приобретя при этом форму патриотизма. Однако в случае если этому фактору уделяется особое внимание, возможно даже излишнее, характер воспринятой формы может сместиться в сторону национализма.

Во втором случае, если более зрелая личность находится в процессе осознания идентичности с окружающим ее обществом, национальное самосознание выступает в качестве связующего звена. В современном информационном обществе наиболее актуально видеть проявление подобной связи в сфере масс-медиа. Большинство публичных источников информации делают серьезный акцент при представлении новостей на связующей общество национальной идее, национальном единстве.

Рассмотрим ряд концепций

идентификационных процессов и попытаемся выделить в них те зоны, в которых участвует национальное самосознание.

Следует уточнить, что идентификационные процессы рассматривались в истории научной мысли со сторон разных научных знаний.

В социальных науках исследование идентификации и идентичности осуществлялось как зарубежными (Э. Гоффман, Ч. Кули, Д. Марсиа, Дж. Мид, С. Московичи, Х. Тэджфел, Дж. Тернер, Р. Мертон, П. Бергер, Т. Лукман), так и отечественными исследователями (Н.А. Антонова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Гасилин, В.П. Павленко, Т.Г. Стефаненко, Е.П. Белинская, И.А. Климов). Первоначально проблема идентификации решалась в западной психологии З. Фрейдом, К. Юнгом, Э. Эриксоном, в отечественной — В.В.

Абраменковой, И.С. Коном, В.С. Мухиной, Л.Б. Шнейдер.

Так, американский психолог Г. Гарднер отстаивает существование семи типов ума: математического, речевого, музыкального, пространственного, двигательного,

внутриличностного и межличностного. Каждый из них влияет на личностную идентификацию [5, с. 412]. Исходя из этой концепции автор, пожалуй, отметит внутриличностный и межличностный типы умов, как объекты воздействия национального самосознания. Здесь можно судить о прямом и обратном влиянии человека и общества, а помня о том, что национальное самосознание является характеристикой сознания общественного, можно спроецировать эту связь и на взаимодействие с ним человека, воспользовавшись прямой аналогией.

Со стороны социальной философии нельзя не отметить вклад в развитие данной темы со стороны Мальковой Т.П. Ее работы в кластере идентификационных процессов привели к разработке особой модели идентификации личности, основанной на базе теоретического и методического плюрализма. В эту модель включены следующие компоненты:

1) важнейшие свойства личности, которые обусловлены исторической эпохой, культурой, объективированной средой обитания;

2) черты, обусловленные социальной принадлежностью к определенной страте;

3) типологические особенности этнического, национального характера как продукта историко-географического развития народа;

4) профессиональные особенности людей;

5) специфику социализации и вхождения в различные группы;

6) характеристики психического склада и менталитета индивида;

7) «семантическое поле» личности, включающее сознательные (мировоззрение, самосознание, самооценка) и неосознаваемые смыслы [2].

Со стороны этой модели место национального самосознания можно определить, само собой, в каждом буллите, но наибольшее влияние оно несет в себе в части типологических особенностей этнического, национального характера как продукта историкогеографического развития народа. Роль национального самосознания здесь состоит в том, что оно несет в себе основу формирования личности, наряду с культурными особенностями народа. Эту же характеристику можно указать и для первого и второго элементов. Следует

204

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

отметить, что в этих случаях мы можем наблюдать влияние, оказываемое национальным самосознанием общества на формирующуюся его часть - индивида. Индивид в этом качестве не имеет возможности выбора, являясь продуктом взаимодействия множества факторов, в том числе и национального самосознания общества, в котором ему суждено было появиться на свет. В прочих компонентах модели мы говорим уже о сформировавшейся личности, которая обличена возможностью выбора: выбора профессии, приобщения к

каким-либо социальным группам или отказа от него, формирования мировоззрения. С этой точки зрения следует говорить уже об элементах, составных частях, которые личность выбирает для себя с целью самопостроения, или исключает из этой матрицы. В том числе, конечно, речь идет и о национальном самосознании, ведь, примыкая к тому или иному коллективу, личность принимает и приобщается к особенностям массового сознания этой социальной группы, таким образом, соглашаясь с его рефлексией. В современном мобильном обществе четко прослеживаются процессы проникновения и закрепления в массовом сознании символов престижа, с одной стороны, и складывание новых символических барьеров, с другой [5, с. 112].

Литература:

1. Батырев Д.Н. Проблема национальной идентичности в глобализирующемся мире: дис. ... канд. философ. Наук. - Ростов-на-Дону, 2009. - 163 с.

2. Малькова Т.П. Интегративная концепция

личности в социальной философии: модель

идентификации. - Гуманитарный вестник, 2014. -Вып. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/

phil/hidden/161. html

3. Ореховская Н.А. Философский анализ понятий «коммуникация» и «общение». -Социально-гуманитарные знания. - № 4. - 2015. - С. 112.

4. Патырбаева К.В., Козлов В.В., Мазур Е.Ю. и др. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты. - Пермь: 2012. -251 с.

Национальное самосознание в

идентификационных процессах может играть защитную функцию в плане защиты одной нации от полной ассимиляции с другими. Например, Батырев Д.Н., раскрывая эту тему, говорит о том, что культурная многоукладность и национальная самобытность находятся сегодня под угрозой, человечеству стремятся навязать какую-то одну модель как единственно верную, подстроить все его многообразие под один трафарет. Отсюда естественная реакция народов

- защитить себя, свою уникальность. Нарастающие антиглобалистские тенденции связаны с тем, что люди хотят быть не представителями некоего общего безликого мира, а носителями конкретного этнокультурного, национального сообщества [1, с. 163].

Возвращаясь к цели статьи, следует сделать вывод о том, что место и роль национального самосознания в идентификационных процессах меняются в зависимости от качества самих процессов, от стадии их протекания. Одно можно сказать наверняка - национальное самосознание несет в себе прямое и сильное влияние на идентификацию индивида и личности в обществе в качестве внешнего фактора, на изменение формы идентификации сформировавшегося социума - в качестве внутреннего вектора развития.

5. Gardner H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. New York, Basic Books, 1993.

- 412 p.

References:

1. Batyrev D.N. Problema nacional'noj identichnosti v globalizirujushhemsja mire: dis. ... kand. filosof. Nauk. - Rostov-na-Donu, 2009. - 163 s.

2. Mal'kova T.P. Integrativnaja koncepcija

lichnosti v social'noj filosofii: model' identifikacii. -Gumanitarnyj vestnik, 2014. - Vyp. URL:

http://hmbul.bmstu.ru/catalog/phil/hidden/161 .html

3. Orehovskaja N.A. Filosofskij analiz ponjatij «kommunikacija» i «obshhenie». - Social'no-gumanitarnye znanija. - № 4. - 2015. - S. 112.

4. Patyrbaeva K.V., Kozlov V.V., Mazur E.Ju. i dr. Identichnost': social'no-psihologicheskie i social'no-filosofskie aspekty. - Perm': 2012. - 251 s.

5. Gardner H. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. New York, Basic Books, 1993.

- 412 p.

Сведения об авторе:

Парфенова Ольга Сергеевна (г. Москва, Россия), аспирантка кафедры «Философия» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана,e-mail:tikhonkaya@gmail.com

Data about the author:

O. Parfenova (Moscow, Russia), postgraduate student of Department of Philosophy of Bauman Moscow State Technical University, e-mail: tikhonkaya@gmail.com

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.