Научная статья на тему 'Место и роль Минской методологической школы и Рижского методологического семинара в социально-гуманитарном познании второй половины xx века'

Место и роль Минской методологической школы и Рижского методологического семинара в социально-гуманитарном познании второй половины xx века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Минская методологическая школа / Рижский методологический семинар / методология социально-гуманитарного познания / Minsk methodological school / Riga’s methodological seminar / methodology of social and humanitarian cognition

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — В. Сайганова

Статья посвящена исторической реконструкции формирования и роли Минской методологической школы и Рижского методологического семинара в социально-гумани-тарном познании вт. половины ХХ века. Автор анализирует этапы развития, раскрывает преемственность основных идей и акцентирует представителей этих методологических объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the historical reconstruction of the formation and role of the Minsk methodological schools and Riga’s methodological seminar in social and humanitarian cognition in the second half of the 20th century. The author analyzes the stages of development, reveals the continuity of the main ideas and points of representati-ves of these methodological associations.

Текст научной работы на тему «Место и роль Минской методологической школы и Рижского методологического семинара в социально-гуманитарном познании второй половины xx века»

•-•

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА • •

УДК 316.4 (476) (474.3Г19"

МЕСТО И РОЛЬ МИНСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И РИЖСКОГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

В. Сайганова г. Минск, Беларусь

Статья посвящена исторической реконструкции формирования и роли Минской методологической школы и Рижского методологического семинара в социально-гуманитарном познании вт. половины ХХ века. Автор анализирует этапы развития, раскрывает преемственность основных идей и акцентирует представителей этих методологических объединений.

Ключевые слова. Минская методологическая школа, Рижский методологический семинар, методология социально-гуманитарного познания.

The article is devoted to the historical reconstruction of the formation and role of the Minsk methodological schools and Riga's methodological seminar in social and humanitarian cognition in the second half of the 20th century. The author analyzes the stages of development, reveals the continuity of the main ideas and points of representati-ves of these methodological associations.

Keywords: Minsk methodological school, Riga's methodological seminar, methodology of social and humanitarian cognition.

Философия и методология науки на протяжении долгого времени с переменным успехом продолжают удерживать статус безусловного авторитета в современном социально-гуманитарном познании. Вторая половина XX века в развитии европейской науки ознаменовала переход к поиску и обоснованию новых методологических ориентаций в философии и науке в силу необходимости согласования развития философии с быстрым ростом естественных, технических и гуманитарных наук. В философско-методологической литературе этого периода преобладают тенденции релятивизма и историцизма в осмыслении науки, акцентирующие своё внимание на исследованиях исторических, психологических, социокультурных и других аспектов научного познания. Как известно, наиболее рельефно эти тенденции представлены различными направлениями постпозитивизма в лице, преимущественно, Т. Куна, С. Тулмина, П. Фейерабенда, Л. Лаудана и других, а также дальнейшей их дискредитацией научным сообществом и поиском новых программ исследования науки.

В 60-70 гг. XX века наибольшую популярность приобретают исследования, связанные с разработкой гносеологических и логико-методологических проблем науки, а также ряд исследований, посвященных историко-науч-ной проблематике. В мировых образовательных и научных центрах этого пе-

~ л ~

риода актуализируется создание формальных и неформальных методологических научных сообществ, таких как научное сообщество в области истории науки Калифорнийского университета, методологическое общество Масса-чусетского технологического института, Московский методологический кружок, Ленинградская школа философии науки, Киевская методологическая школа, Минская методологическая школа, Рижский методологический семинар и другие. Отличительными особенностями такого рода научных объединений являлись совместные разработки в области междисциплинарных направлений науки, учитывающие взаимовлияние естественных, гуманитарных, технических наук, а также обеспечение научной коммуникации между исследователями в области социально-гуманитарного познания.

В данной статье особый интерес представляют место и роль Минской методологической школы и Рижского методологического семинара в развитии социально-гуманитарного познания, которые в свою очередь были значительно фундированы Московским методологическим кружком, но имели свою специфику и особенности.

Создание Минской методологической школы и ее функционирование в качестве уникального научного коллектива связано с именем академика B.C. Стёпина, поэтому этапы развития и достижения минской школы в значительной степени обусловлены основными результатами, полученными им в развитии философско-методологического знания.

В становлении идей Минской методологической школы принято условно выделять три содержательных этапа. Первый этап (конец 60-х -начало 70-х гг. XX века) связан с исследованиями в области структуры и динамики естественнонаучного знания, проблематикой методологии физического знания и представлен такими авторами, как В.С. Степин, Л.М. То-мильчик, Б.Я. Пахомов и др. В этот период в атмосфере творческих дискуссий формируются исходные теоретические основания Минской методологической школы. Разработанная B.C. Стёпиным модель структуры и динамики научного знания активно обсуждалась в среде физиков-теоретиков белорусской Академии наук, где обосновывались возможные её приложения к ситуациям продуцирования нового физического знания и генезиса физических теорий [2, с. 44-45].

Второй этап (конец 70-х - начало 80-х гг. XX века) ознаменовал собой переход к исследованию проблем становления научной теории, обоснования природы научного познания, поиска идеалов и норм науки, изучения научных революций и их роли в динамике культуры. Этот период связан с такими исследователями как В.С. Степин, П.А. Водопьянов, А.Н. Елсуков, А.И. Зеленков, Л.Ф. Кузнецова, Я.С. Яскевич и другие. К этому времени неопозитивистская, и постпозитивистская доктрины философии науки столкнулись с серьёзными проблемами и оказались в ситуации критики и концептуального кризиса. В то же время весьма популярная в рамках марк-

систско-ленинской философии программа философских вопросов естествознания, обнаруживала симптомы стагнации и утраты исследовательского потенциала. В этих условиях интерпретация науки как социокультурного феномена становится весьма популярной и востребованной. Разработанная B.C. Стёпиным историко-генетическая модель научной рациональности обнаруживала свою очевидную эвристичность и методологическую конкретность. Она оказалась не просто объяснительной конструкцией, а реально работающим методологическим инструментом, который открывал перспективы его использования в спектре естественных и социальных наук [4, с. 41-42].

Наконец, третий этап в развитии Минской методологической школы, начиная с конца 80-х гг. XX в., характеризуется рядом исследований в области методологии социально-гуманитарного знания (А.И. Зеленков, Н.А. Кандричин, М.А. Можейко и др.), метатеоретических оснований науки в развитии современного научного знания (В.Ф. Берков, В.С. Вязовкин, Л.Ф. Кузнецова, Я.С. Яскевич), мировоззренческих и аксиологических оснований в научном познании (А.Н. Елсуков, М.А. Можейко, Я.С. Яскевич и др.). На этот период пришлись девяностые годы, которые существенно трансформировали прежние приоритеты философского и социально-гуманитарного познания. В этих условиях научный коллектив Минской методологической школы, который сконцентрировался и реализовался преимущественно на кафедре философии и методологии науки Белорусского государственного университета, акцентирует своё внимание на исследовании методологических проблем социально-гуманитарного знания, механизмов его аксиологической и мировоззренческой детерминации [1, с. 45-48].

В последние десятилетия традиции Минской методологической школы достаточно рельефно проявляются в разработке социально-экологической проблематики, исследованиях в области цивилизационной динамики и рациональности в контексте глобализирующегося мира, продолжая поиск методологических стратегий современного философского и социально-гуманитарного познания.

История создания Рижского методологического семинара восходит своими корнями к деятельности Московского методологического кружка и связана с именем основателя деятельностного подхода в философии и методологии науки Г.П. Щедровицкого. В ноябре 1980 г. в Риге Г.П. Щедровиц-ким была проведена организационно-деятельностная игра по теме «Выявление средств, методов и техники изобретательской деятельности», а в 1982 г. Пётр Щедровицкий (сын Г.П. Щедровицкого) провел в Олайне одно из своих первых деятельностных мероприятий с управленцами. В начале 1980-х гг. были проведены несколько семинаров и конференций по методологии в рамках деятельностного подхода, однако самостоятельное движение рижских методологов и игротехников началось с ноября 1985 г.

Первый методологический семинар в Риге состоялся 13 ноября 1985 г. по инициативе Рижского политехнического института, который сейчас известен как Рижский технический университет. Тема первого семинара звучала как «Основы системно-деятельностного подхода» и была посвящена рассмотрению социального творчества и разработке организационно-дея-тельностных игр. В работе семинара этого периода принимали активное участие такие латышские методологи как И. Злотников, Б. Зепа, М. Стро-жев, А. Вилцанс, А. Шарипо, И. Рожкалне, Б. Зельцерман, С. Танцоров, Ю. Янсон, Р. Ларичева, С. Гудзука, М. Камышан и др. [3].

В январе 1987 г. С.В. Поповым и П.Г. Щедровицким в Елгаве была создана методологическая лаборатория под руководством Т.Н. Сергейцева, а уже в апреле 1987 г. в Юрмале прошла Всесоюзная школа по праву, организованная С.В. Поповым и П.Г. Щедровицким, в которой приняли участие С. Танцоров, Д. Знотс и другие. Силами Рижского методологического сообщества под руководством И. Злотникова была проведена организационно-дея-тельностная игра по теме «Развитие научно-технических разработок молодых учёных в Латвийском филиале Всесоюзного НИИ Морской инженерной геологии». Это явилось знаковым событием в истории Рижского методологического семинара, которое положило начало традиции дальнейшего проведения подобных мероприятий.

В феврале 1988 г. по заказу городского исполнительного комитета г. Риги С.В. Поповым и П.Г. Щедровицким, при участии Г.П. Щедровиц-кого, было проведено организационно-деятельностное мероприятие по анализу и решению проблем развития коммунального хозяйства г. Риги. В этой игре приняли участие А.Е. Левинтов, Т. Сергейцев, М. Строжев и другие. В августе 1988 г. была создана лаборатория методологии управления, которую возглавил Т.Н. Сергейцев. По инициативе лаборатории в период с 1989 г. по 1990 г. была развёрнута программа экспериментальных разработок в гуманитарной и педагогической практиках, где основными исследователями выступили С.Т. Танцоров, Д. Знотс, Б. Журавлёв, Т. Пикус, В. Руран, Н. Личев и др. [1, с. 89-91].

С 1988 г. по 1991 г. активную деятельность в области методологии образования осуществлял Б. Зельцерман, который создал Педагогический Центр «Эксперимент», в работе которого участвовали в разные годы выдающие психологи В.В. Давыдов, П.Г. Щедровицкий, В.П. Зинченко. Педагогический центр явился экспериментальной площадкой для развивающего обучения и трансформировался в собственную образовательную школу. По инициативе центра в Риге прошло несколько организационно-деятельност-ных мероприятий по развитию образования под руководством А.А. Тюкова, Б.И. Хасана, В.В. Мацкевича. В настоящее время Педагогический Центр «Эксперимент» является актуальным образовательным проектом в современной Латвии.

В период с 1985 г. по 1993 г. в Латвии осуществлялась интенсивная методологическая и игротехническая работа, в рамках которой латвийские методологи и игротехники приняли участие в интеллектуальном методологическом дискурсе и учебно-деловых играх Г.П. Щедровицкого, проводимых в различных городах России, Армении, Латвии, Литвы и Украины. В 1992 г. в Латвии усилиями и при участии методологов и игротехников было проведено уникальное по своей сути консультационное мероприятие - Балтийская экспертиза, в результате которого при участии ведущих политических и хозяйственных лидеров Латвии разрабатывались стратегические рекомендации для будущего Латвийской Республики [3].

Появление методологической и игротехнической школы в Латвии, которое было обусловлено деятельностью Рижского методологического семинара во второй половине XX века, создало особый интеллектуальный ресурс в Латвийской Республике и по сей день играет особую роль в развитии современного социально-гуманитарного познания.

Таким образом, плодотворная работа Минской методологической школы в рамках перспективных направлений в области философии и методологии науки и интенсивные разработки Рижского методологического семинара в области содержательно-генетической эпистемологии и деятель-ностного подхода не только отражали общие актуальные тенденции, характерные для всей традиции советского социально-гуманитарного знания, но и способствовали проблематизации новых аспектов анализа науки, общей методологии и методологии социально-гуманитарного познания.

Использованные источники:

1. Актуальные проблемы системно-мыследеятельностной методологии и ор-ганизационно-деятельностных игр : сб. ст. к Первому Латвийскому семинару по СМД-методологии и ОДИ / Западный филиал ВНИЭРХ, Комитет по СМД-мето-дологии и ОДИ Латвийского Республиканского Совета НТО ; редкол.: И. Злотни-ков [и др.] - Рига, 1989. - 112 с.

2. Зеленков, А.И. Минская методологическая школа как социокогнитивный феномен / А.И. Зеленков // Вестк БДУ. Сер. 3, Псторыя. Фiласофiя. Палггалопя. Сацыялопя. Эканомша. Права. - 2006. - № 3. - С. 44-49.

3. Злотников, И. К 20-летию Рижского методологического семинара [Электронный ресурс] / И. Злотников, М. Строжев // Методология. - Режим доступа: http://shh.neolain.lv/seminar14/alm3.zlotnikov.htm. Дата доступа: 12.06.2016.

4. Сайганава, В.С. Нормы навуковай рацыянальнасщ у кантэксце сучасных фшасофска-метадалапчных даследаванняу / В.С. Сайганава // Вышэйшая школа. - 2006. - № 6(56). - С. 40-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.