О.П. Глущенко,
Краснодарский университет МВД России
МЕСТО И РОЛЬ МЕХАНИЗМА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТЕОРИИ ПРАВА
THE PLACE AND THE ROLE OF MECHANISM OF REGULATION OF CRIMINAL PROCEDURE IN THE THEORY OF LAW
В статье проведен краткий обзор взглядов ученых и подходов к определению таких явлений правовой теории, как механизм правового регулирования, механизм процессуального регулирования, механизм уголовно-процессуального регулирования, механизм обеспечения прав личности в уголовном процессе и другие. С помощью дедуктивного метода получено определение механизма уголовно-процессуального регулирования и проведен анализ входящих в него подсистем.
The article gives a brief overview of the views of scientists and approaches to the definition of such phenomena legal theory, as a mechanism of legal regulation, a mechanism of procedural regulation, a mechanism of regulation of criminal procedure, a mechanism to ensuring the rights of individuals in criminal proceedings and others. With the help of a didactic method derived the term of mechanism of regulations of criminal procedure and the analysis of its constituent subsystems.
Уровень защиты прав и законных интересов граждан, обеспеченный законодателем, выступает основным критерием оценки степени демократичности государства, приверженности его общечеловеческим ценностям и нравственным началам. В правовом государстве каждая норма права, чтобы не быть безжизненным декларативным правилом поведения, должна обеспечиваться соответствующим механизмом ее регулирования. Развитие этого механизма в сфере уголовного судопроизводства, где права граждан затрагиваются наиболее существенно, крайне необходимо для правоприменителя.
По нашему мнению, механизм уголовно-процессуального регулирования целесообразно исследовать сквозь призму общей теории права. Необходимо отметить, что механизм правового
регулирования включает в себя в качестве отдельных подсистем и механизм уголовного, и механизм процессуального регулирования. В общеправовой процессуальной теории последний — обобщающая категория, которая содержит меньшую подсистему, именуемую механизмом уголовно-процессуального регулирования. В правовой науке существуют различные подходы к пониманию механизма правового регулирования.
Так, С.С. Алексеев для исследования общего механизма правового регулирования выделил три метода (подхода): инструментальный, социальный и психологический [1. — С. 214]. В рамках данной работы первый из них играет главную роль, так как, на наш взгляд, является наиболее важным в сфере уголовного судопроизводства. С.С. Алексеев придерживается мнения, что механизм правового регулирования — это «взятая в
единстве совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения» [1.
— С. 216]. Эта трактовка среди ученых самая популярная и зачастую является фундаментом для дальнейшего исследования. Например, Р.К. Русинов также считает, что «механизмом правового регулирования можно назвать систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование» [1. — С. 216].
Более детально определяет это понятие В.И. Цыганов: «Механизм правового регулирования — совокупность взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование, т. е. воздействие норм права на поведение людей» [2. — С. 35].
Незначительно отличается и мнение А.С. Пи-голкина. Механизм правового регулирования он определил как «систему юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права» [2. — С. 34]. По-иному это понятие рассмотрел В.М. Горшенев, указав, что «это совокупность способов и форм осуществления права, претворение норм права в жизнь» [3. — С. 127].
А.В. Малько, в свою очередь, дает следующее определение: «Механизм правового регулирования
— система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления противоречий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права» [1. — С. 217].
З.Л. Шхагапсоев в ходе диссертационного исследования пришел к выводу, что «механизм правового регулирования, в том числе в сфере уголовного судопроизводства , — это система юридических средств воздействия на существующие общественные отношения (нормальные и негативно измененные), структуру которой образуют элементы: нормы права, юридические факты, правоотношения» [3. — С. 134].
Однако Ю.С. Жариков, рассматривая механизм уголовно-правового регулирования, полагает, что «уголовно-правовая норма, как и норма любой другой отрасли права, не может регулировать негативные, противоправные проявления человеческой деятельности» [4. — С. 121]. Данное суждение, с нашей точки зрения, спорно, так как нормы уголовного и уголовно-процессуального права реализуются зачастую как последствие негативно измененных общественных отношений, возникших в результате преступления, и соответственно регулируют их в целях восстановления нарушенных прав и наказания виновного. Кроме
того, к примеру, нормы уголовно-процессуального права могут регулировать и нормальные общественные отношения, порожденные не преступлением, а правовым конфликтом или правонарушением, не образующим состава преступления. В этом случае последует отказ в возбуждении уголовного дела или направление материала для проведения дальнейшей проверки в иные органы.
Из приведенных формулировок можно заключить следующее: механизм правового регулирования — это система юридических средств, то есть взятые в совокупности, упорядоченные и взаимодействующие между собой правовые средства, осуществляющие регулирование общественных отношений. Далее для перехода к рассмотрению механизма уголовно-процессуального регулирования необходимо уделить внимание механизму процессуального регулирования в целом.
В.Н. Протасов, рассматривая общеправовой механизм процессуального регулирования, одним из первых обосновал необходимость выделения меньшей категории: «процессуально-правовой механизм — совокупность взаимосвязанных средств отраслевого характера, необходимых и достаточных для выявления и реализации материального охранительного правоотношения» [5. — С. 161—162]. В свою очередь, Е.Г. Лукьянова и Г.А. Нафикова полагают, что «процессуально-правовой механизм — это динамическая система правовых средств, при помощи которой упорядочивается охранительная деятельность уполномоченных органов в области юрисдикционного правоприменения» [5. — С. 161—162; 6. — С. 136]. Однако мы не можем согласиться с тем, что это изначально динамическая система правовых средств, так как при их фактическом наличии создается возможность для проявления механизма в статическом виде. Правонарушение либо правовой конфликт запускает уже динамичный процесс функционирования рассматриваемого механизма. Аналогичен подход и к следующему явлению, именуемому механизмом уголовно-процессуального регулирования.
Механизм уголовно-процессуального регулирования можно рассматривать с разных позиций. Во-первых, как особую концепцию, то есть систему идей, выражающих тенденции развития теории уголовного судопроизводства [2]. В этом случае уголовный процесс представляется в качестве единой модели или своеобразной конструкции, объединяющей нормы права и конкретные общественные отношения. И.В. Кутюхин, возможно, применяя изложенный подход, назвал механизм уголовно-процессуального регулирования
«научной абстракцией, отображающей существующие правовые явления» [7. — С. 225].
Вторым подходом является рассмотрение механизма уголовно-процессуального регулирования в качестве подсистемы общего механизма правового регулирования. В этом случае механизм уголовно-процессуального регулирования представляет собой систему уголовно-процессуальных средств, регулирующих общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства. Аналогичного мнения придерживается Л.Б. Зусь, который добавляет, что «комплексным средством такого регулирования является само уголовно-процессуальное право, цель функционирования которого как раз и заключается в эффективном урегулировании названных отношений» [3. — С. 130].
Л.Б. Алексеева отмечала, что применение категории «механизм уголовно-процессуального регулирования» отражает единство элементов данного механизма [7. — С. 225, 226]. Ю.В. Фран-цифоров, в свою очередь, раскрывает данное понятие как «единую систему уголовно-процессуальных средств, обеспечивающих результативное процессуальное воздействие на уголовно-процессуальные отношения в целях их упорядочения, охраны и совершенствования» [8. — С. 28—29].
А.С. Бахта и В.Ю. Мельников также сошлись во мнении, что «механизм уголовно-процессуального регулирования — это именно единая система правовых средств, которая состоит из норм уголовно-процессуального права, уголовно-процессуальных отношений, применения уголовно-процессуальных норм, уголовно-процессуальных правоприменительных актов, обеспечивающих эффективное правовое регулирование и воздействие в сфере уголовного судопроизводства» [7. — С. 226]. Таким образом, раскрыто и содержание рассматриваемой категории.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что в научной литературе авторы дают разные определения механизма уголовно-процессуального регулирования, применяя один и тот же подход, а споры относительно его содержания не утихают и в настоящее время.
В качестве подсистем механизма уголовно-процессуального регулирования выделяют различные явления. К примеру, «механизм обеспечения прав личности в уголовном процессе» в качестве сложной теоретической модели впервые разработала Л.М. Володина, которая под ним понимала «систему правовых средств и методов, включающих, прежде всего, четкое определение целей и задач уголовного процесса; единую, логически
последовательную регламентацию правового статуса каждого участника уголовного процесса; закрепление гарантий, реально обеспечивающих осуществление прав личности в сфере уголовной юрисдикции, в том числе установление последствий неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей органами и должностными лицами, призванными разрешать возложенные на них уголовно-процессуальным законом задачи, а также установленную законом процедуру реабилитации лиц, необоснованно преследовавшихся в уголовно-правовом порядке» [9. — С. 89].
Однако, не уменьшая ценность данного определения, отметим, что в настоящее время цели и задачи уголовного процесса в сжатом виде регламентированы в статье 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации «Назначение уголовного судопроизводства», правовой статус, гарантии и иные указанные элементы закреплены в нормативных правовых актах. Л.М. Володина не включает в содержание механизма обеспечения прав личности в уголовном процессе ни уголовно -процессуальные отношения, ни уголовно-процессуальные правоприменительные акты, ни юридические факты, ни иные элементы.
Е.Г. Мартынчик вовсе по-иному смотрит на механизм обеспечения и охраны прав личности в уголовном процессе. Он полагает, что это «внутренне согласованная система государственных органов, ведущих производство по делу, общественных и государственных организаций, учреждений и предприятий, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства и оказывающих влияние на его ход и исполнение, а также субъектов уголовного процесса и других граждан, участвующих в расследовании уголовных дел» [10. — С. 222—223].
Это понятие было изучено и дополнено В.Ю. Мельниковым, который считает, что «механизм обеспечения, реализации и защиты прав личности посредством уголовного судопроизводства — это совокупность процессуально-правовых элементов, средств и способов, обеспечивающих в определенной последовательности функционирование всего уголовного судопроизводства в соответствии с его назначением» [11. — С. 31]. Мы поддерживаем эту точку зрения, так как несомненным достоинством данной позиции является указание на определенный порядок и цель функционирования рассматриваемого механизма.
Следует отметить, что в последнее время все большую актуальность приобретает исследование механизма охраны (и/или защиты) прав и свобод человека и гражданина (в различных вариа-
циях). Очевидно, предлагается перенести исследовательский акцент с проблем реализации прав и свобод на проблемы их охраны [12. — С. 5].
Таким образом, механизм уголовно-процессуального регулирования — важнейшее явление в уголовном судопроизводстве, требующее повышенного внимания и всестороннего развития. Его эффективность зависит от условий, созданных законодателем, для обеспечения прав личности, достаточности средств восстановления нарушенных преступлением прав, а также их соразмерной компенсации. В то же время, чтобы оценить эффективность существующего уголовно-процессуального механизма защиты, требуется проанализировать степень выполнения поставленных перед органами расследования задач, правомерность их деятельности, степень доверия и оценку результатов их работы непосредственно населением. Реализация данного механизма должна способствовать осуществлению назначения уголовного судопроизводства, а значит, цели уголовного процесса могут быть включены в цели механизма уголовно-процессуального регулирования.
В целом, если отталкиваться от указанных критериев, механизм уголовно-процессуального регулирования на сегодняшний день недостаточно эффективен, так как не решает всех проблем обеспечения законности в деятельности государственных органов и их должностных лиц. Для создания условий уголовно-процессуальной защищенности граждан требуется углубленное, комплексное изучение обозначенных в нашем исследовании механизмов с учетом закономерностей их возникновения, развития и функционирования для последующего использования полученных данных в законотворческой деятельности.
Современное российское государство, взяв курс на повышение значимости общечеловеческих ценностей, правосознания и правовой культуры должно стремиться к оптимизации механизма уголовно-процессуального регулирования, способствующего полноценной охране провозглашенных в Конституции прав и свобод граждан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шабаева О. А. Общая характеристика механизма правового регулирования // Вестник Бурятского госуниверситета. — 2011. — № 2. — С. 214—219.
2. Бахта А. С. Механизм правового регулирования : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.09. — М., 2011. — 518 с.
3. Шхагапсоев З. Л. Механизм правового регулирования охранительных отношений в уголовном судопроизводстве : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.09. — СПб., 2006. — 430 с.
4. Жариков Ю. С. Норма уголовного права и ее роль в механизме уголовно-правового регулирования // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. — 2009. — № 1 (12). — С. 119—125.
5. Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права. — М. : Норма, 2003. — 240 с.
6. Нафикова Г. А. Механизм реализации принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09. — Казань, 2010. — 260 с.
7. Мельников В. Ю. Соблюдение прав личности в механизме правового регулирования // Lex Russica. — 2013. — № 3. — С. 223—230.
8. Францифоров Ю. В. Противоречия уголовного судопроизводства : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.09. — М., 2006. — 74 с.
9. Володина Л. М. Механизм обеспечения прав личности в российском уголовном процессе : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.09. — Екатеринбург, 1999. — 323 с.
10. Цибарт Е. Э. Понятие механизма обеспечения прав и свобод личности подозреваемого / Е.Э. Цибарт // Вестник ОГУ. — 2012. — №3. — С. 222—225.
11. Мельников Ю. В. Структурная характеристика механизма обеспечения и реализации защиты прав личности в уголовном судопроизводстве // Российский судья. — 2012. — № 7. — С. 27— 31.
12. Хазов Е. Н. Содержание юридического механизма конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина [Электронный ресурс]. — URL: http://www.new.law-books.ru/1-1-2010/1-1-2010-4.doc (дата обращения: 26.12.2015).
REFERENCES
1. Shabaeva O. A. Obschaya harakteristika me-hanizma pravovogo regulirovaniya // Vestnik Bur-yatskogo gosuniversiteta. — 2011. — № 2. — S. 214—219.
2. Bahta A. S. Mehanizm pravovogo regulirovaniya : dis. ... d-ra yurid. nauk : 12.00.09. — M., 2011. — 518 s.
3. Shhagapsoev Z. L. Mehanizm pravovogo reg-ulirovaniya ohranitelnyih otnosheniy v ugolovnom sudoproizvodstve : dis. ... d-ra yurid. nauk : 12.00.09. — SPb., 2006. — 430 s.
4. Zharikov Yu. S. Norma ugolovnogo prava i ee rol v mehanizme ugolovno-pravovogo regulirovaniya // Uchenyie trudyi Rossiyskoy akademii advokaturyi i notariata. — 2009. — № 1 (12). — S. 119—125.
5. Lukyanova E. G. Teoriya protsessualnogo prava. — M. : Norma, 2003. — 240 s.
6. Nafikova G. A. Mehanizm realizatsii printsipa ohranyi prav i svobod cheloveka i grazhdanina v ugolovnom sudoproizvodstve : dis. ... kand. yurid. nauk : 12.00.09. — Kazan, 2010. — 260 s.
7. Melnikov V. Yu. Soblyudenie prav lichnosti v mehanizme pravovogo regulirovaniya // Lex Russica. — 2013. — № 3. — S. 223—230.
8. Frantsiforov Yu. V. Protivorechiya ugolovnogo sudoproizvodstva : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk : 12.00.09. — M., 2006. — 74 s.
9. Volodina L. M. Mehanizm obespecheniya prav lichnosti v rossiyskom ugolovnom protsesse : dis. ... d-ra yurid. nauk : 12.00.09. — Ekaterinburg, 1999. — 323 s.
10. Tsibart E. E. Ponyatie mehanizma obespecheniya prav i svobod lichnosti podozrevaemogo / E.E. Tsibart // Vestnik OGU. — 2012. — № 3. — S. 222—225.
11. Melnikov Yu. V. Strukturnaya harakteristika mehanizma obespecheniya i realizatsii zaschityi prav lichnosti v ugolovnom sudoproizvodstve // Ros-siyskiy sudya. — 2012. — № 7. — S. 27— 31.
12. Hazov E. N. Soderzhanie yuridicheskogo me-hanizma konstitutsionnyih garantiy prav i svobod cheloveka i grazhdanina [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://www.new.law-books.ru/1-1-2010/1-1-2010-4.doc (data obrascheniya: 26.12.2015).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Глущенко Ольга Павловна. Адъюнкт кафедры уголовного процесса.
Краснодарский университет МВД России.
E-mail: [email protected].
Россия, 350005, Краснодар, ул. Ярославская, 128.
Glushchenko Olga Pavlovna. Post-graduate cadet of the chair of Criminal Proceeding.
Krasnodar University of the Ministry of the Internal Affairs of Russia.
E-mail: [email protected].
Work address: Russia, 350005, Krasnodar, Yaroslavskaya Str., 128 .
Ключевые слова: механизм правового регулирования; механизм процессуального регулирования; уголовное судопроизводство; механизм уголовно-процессуального регулирования; механизм обеспечения прав личности; охрана прав; эффективность механизма правового регулирования.
Key words: mechanism of legal regulation; mechanism of procedural regulation; criminal proceedings; mechanism of regulation of criminal procedure; mechanism to ensuring the rights of individuals; protection of rights; effectiveness of the mechanism of legal regulation.
УДК 343.13