Научная статья на тему 'Место и роль инновационного потенциала в развитии предприятий малого и среднего бизнеса'

Место и роль инновационного потенциала в развитии предприятий малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / ИННОВАЦИОННОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE CAPACITY / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстых Татьяна Олеговна, Круцкая Надежда Михайловна, Черткова Елена Николаевна

Понятие инновационности для российских предприятий становится еще более актуальным в период кризиса и санкций, когда создание и продвижение нового становится единственной возможностью выжить и остаться конкурентоспособным. В статье рассматривается инновационный потенциал предприятия с применением системного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Толстых Татьяна Олеговна, Круцкая Надежда Михайловна, Черткова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF INNOVATIVE CAPACITY IN THE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS

The concept of innovation for the russian enterprises becomes even more relevant in times of crisis and sanctions, when the creation and promotion of a new is the only way to survive and remain competitive. The article discusses the innovative potential of an enterprise using a systematic approach

Текст научной работы на тему «Место и роль инновационного потенциала в развитии предприятий малого и среднего бизнеса»

МЕСТО И РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Т.О. Толстых, д-р. экон. наук, профессор, Н.М. Круцкая, аспирант,

Е.Н.Черткова, магистрант

Понятие инновационности для российских предприятий становится еще более актуальным в период кризиса и санкций, когда создание и продвижение нового становится единственной возможностью выжить и остаться конкурентоспособным. В статье рассматривается инновационный потенциал предприятия с применением системного подхода

Понятие инновационности для российских предприятий становится еще более актуальным в период кризиса и санкций, когда создание и продвижение нового становится единственной возможностью выжить и остаться конкурентоспособным. Инновационность и предпринимательство, по сути, - это синонимы современного бизнеса. Способность почувствовать и «увидеть» новое во всех сферах предпринимательства, умение эффективно организовать новые проекты, довести их до реализации - становится основным фактором успеха предприятия любой сферы бизнеса.

Хотя понятия инновации и потенциала достаточно часто и широко обсуждаются в научной литературе, однозначности в понятийном аппарате они не получили. Будем понимать под инновационностью в предпринимательстве способность реализовать новый проект в любой функциональной области данного предприятия, которое принесет или уже приносит некую добавленную стоимость в виде финансового, имиджевого, мотивационного, социального, технологического, организационного или другого эффекта. Тогда, под инновационным потенциалом предприятия будем понимать совокупность его ресурсов, интеллектуальных и материальных возможностей, позволяющих обеспечивать устойчивое и сбалансированное развитие с целью укрепления позиций на рынке и формированию стратегий конкурентоспособности[1,2].

В рамках настоящего исследования представляется возможным охарактеризовать инновационный потенциал предприятия с применением системного подхода[1,3]. Для последнего характерно перенесение акцента с элементов изучаемого объекта на связи и отношения, причем особое внимание необходимо обратить на системообразующие связи, которые в первую очередь ответственны за целостность изучаемого объекта или явления. Это особенно важно, когда число элементов, образующих систему, велико, а сами элементы разнообразны и качественно неоднозначны. Современное предприятие - сложившийся комплекс технических, организационных и социально - экономических факторов, оказывающих совокупное влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности.

Инновационный потенциал - это сложная система, состоящая из целого ряда подсистем (см. рис.), каждая из которых также является сложной системой [1]. Эмерджентность такой системы достигается только при оптимальной сбалансированности всех элементов, что возможно только при умелом и эффективном менеджменте. Поэтому, ключевым параметром в получении синергетичес-кого эффекта, безусловно, является инновационный потенциал управленческого звена.

Другим важнейшим и ситемообразующим элементом инновационного потенциала можно назвать инфраструктуру предприятия. Высокоразвитая инфраструктура предприятия - это безусловный фактор повышения эффективности производства, без которой в общественном производстве любой процесс становится невозможным. Сформированная с позиции оптимальности и инновационности инфраструктура обеспечивает внутреннее единство и скоординированность действий различных служб предприятия, как на микро, так и на макро уровнях. При этом, роль элементов сводится к обеспечению функционирования целого. Инновационность инфраструктуры предприятия заключается в такой организации бизнес-процессов, которая способ-ствует дальнейшему развитию всех функциона-льных элементов системы и самого предприятия в целом. Другими словами, предприятие получает конкурентные преимущества за счет синергетического эффекта всех составляющих инновацион-ного потен-циала[4].

Безусловно, инновационный потенциал — это еще не гарантия эффективности предприятия, но его отсутствие делает невозможным реализации стратегий, ориентированных на инновации, инвестиции и развитие. К сожалению, формирование инновационного потенциала сдерживается различными причинами объективного и субъективного характера.

В заключении стоит отметить, что в последние годы вследствие глобализации во многих странах мира происходят процессы, приводящие к обострению конкуренции как в мировой экономике в целом, так и на уровне национальных экономических систем и на уровне отдельных отраслей.

Влияние экономического кризиса ухудшило данную ситуацию, поставив под угрозу существование даже вполне успешных предприятий. В первую очередь пострадали малые и средние предприятия. В этих условиях повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий, за счет понимания необходимости формирования инновационного потенциала, становится важнейшим фактором позитивного социально - экономического развития нашей страны. Сложное выживание на отечествен-ных рынках требуют от предприятий мобилизации всех усилий по внедрению и реализации инновационных проектов на любых уровнях и в каждой функциональной структуре, что является важнейшей стратегической задачей менеджмента коммерческого предприятия.

Литература

1. Толстых Т.О. Стратегическая модель управления маркетинговым потенциалом рег-иона/Т.О. Толстых, Д.В. Толстых//Экономика и менеджмент систем управления.2011.Т.2.№2. С. 149-159.

2. Толстых Т.О. Формирование инновационной стратегии развития экономического клас-тера/Т.О. Толстых, Н.Г. Аснина //Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ).2009.№7. С.81-87.

3. Толстых Т.О. Формирование инфраструктуры для создания инновационных кластеров как инструмент конкурентоспособности промышленных предприятий/Т.О. Толстых// Организатор производства.2011. Т.51.№4, с86-91

4. Толстых Т.О. Подходы к формированию инновационной инфраструктуры для промышленных предприятий/ Т.О. Толстых, Н.А. Пахомова//Экономинфо.2013. № 20. С.59-62.

E-mail: tt400@mail.ru

krutskayan@mail.ru el-chertk@yandex. ru

Ключевые слова: инновации, потенциал, инновационность, инновационный потенциал, инфраструктура

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.