Научная статья на тему 'Место и роль инновационного потенциала в развитии предприятий и повышении их конкурентоспособности'

Место и роль инновационного потенциала в развитии предприятий и повышении их конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
632
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / INNOVATION / INNOVATION POTENTIAL / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстых Т.О., Аверкина Ю.О.

Инновационный потенциал является одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий. Благодаря объединению всех элементов сложной многоуровневой системы инновационного потенциала предприятия приобретают конкурентные преимущества. Внедрение инновационных проектов поможет повысить конкурентоспособность не только высокотехнологичных предприятий, но и России в целомI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Толстых Т.О., Аверкина Ю.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nnovative capacity is one of the most important factors of competitiveness of high-tech enterprises. By combining all the elements of a complex multi-level system of innovative potential of the enterprise gain competitive advantage. Implementation of innovative projects will help to improve the competitiveness not only of high-tech enterprises, but also for Russia as a whole

Текст научной работы на тему «Место и роль инновационного потенциала в развитии предприятий и повышении их конкурентоспособности»

КА ЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

МЕСТО И РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПОВЫШЕНИИ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Т.О. Толстых, д-р экон. наук, профессор e-mail: tt400@mail.ru Ю.О. Аверкина, магистрант e-mail: yulia2908_@mail.ru Воронежский государственный технический университет

Инновационный потенциал является одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий. Благодаря объединению всех элементов сложной многоуровневой системы инновационного потенциала предприятия приобретают конкурентные преимущества. Внедрение инновационных проектов поможет повысить конкурентоспособность не только высокотехнологичных предприятий, но и России в целом

Ключевые слова: инновационность, инновационный потенциал, конкурентоспособность, конкурентные преимущества

THE PLACE AND ROLE OF INNOVATIVE CAPACITY IN DEVELOPING ENTERPRISES AND IMPROVING THEIR COMPETITIVENESS T.O. Tolstykh, Doctor of Economic Science, Professor e-mail: tt400@mail.ru Y.O. Averkina, Undergraduate

e-mail: yulia2908_@mail.ru Voronezh State Technical University

Innovative capacity is one of the most important factors of competitiveness of high-tech enterprises. By combining all the elements of a complex multi-level system of innovative potential of the enterprise gain competitive advantage. Implementation of innovative projects will help to improve the competitiveness not only of high-tech enterprises, but also for Russia as a whole

Key words: innovation, innovation potential, competitiveness, competitive advantage

В настоящее время, в условиях экономического кризиса, политических и экономических санкций основной проблемой для России стал переход от экономики сырьевой направленности к инновационной экономике. Важнейшим фактором поддержания и повышения конкурентоспособности является создание и продвижение нового [1].

Способность уловить новые информационно -технологические тенденции отрасли и сделать вероятный прогноз ситуации, быстро и творчески среагировать на изменения внешней среды, своевременно выстроить стратегию для адаптации состояния предприятия к новым реалиям, организовать и результативно реализовать проект, не боясь риска - является ключевым фактором успеха для компаний различных сфер деятельности [2]. Так, острым вопросом становится формированием инновационного потенциала, как на уровне отдельного предприятия, так и России в целом.

В настоящее время нет единого определения понятия инновационности и инновационного потенциала. Так, инновационность в предпринимательстве -это способность эффективной реализации нового проекта предприятия, приносящего добавленную стоимость за счет использования новых путей развития предприятия: создания новых технологий, продуктов, внедрения инноваций. Добавленная стоимость может

выражаться в виде финансового, имиджевого, моти-вационного, социального, технологического, организационного или другого эффекта. Тогда, инновационный потенциал предприятия - это совокупность ресурсов предприятия, интеллектуальных и материальных возможностей, обеспечивающих эффективное развитие предприятия, формирование стратегий конкурентоспособности и становление позиций на рынке [3,4].

Следовательно, инновационный потенциал - это сложная многоуровневая система, состоящая из целого ряда подсистем (рисунок 1), каждая из которых также является сложной системой [4]. Элементы инновационного потенциала, в свою очередь, разделяются еще детальнее, и имеют множество параметров, задач и целей [5].

Целостность системы инновационного потенциала предприятия достигается за счет эффективной работы менеджмента и оптимальной сбалансированности всех элементов. Предприятия приобретают конкурентные преимущества благодаря объединению всех элементов инновационного потенциала (синерге-тического эффекта) [2].

Инновационный потенциал нельзя считать гарантией эффективности предприятия, но при его отсутствии невозможна реализация стратегий, направленных на инновации, инвестиции и развитие [2].

Инновационный потенциал предприятия

Технологический

Информационный,

коммуникационный

Кадровый, социальный

Управленческий потенциал

Внутрифирменный инновационный потенциал

Уровень корпоративной культуры

Материальный

Креативный

Инфраструктурный

Организацио нный

Инфраструктурный

Стратегический

Коммуникационны

Промышленный

Инвестиционный

Инновационный потенциал, ориентированный на внешнюю среду

Имиджевый

Маркетинговый

Интеграционный

Культурный

I

Инновационный рыночный потенциал

Межотраслевой

Коммуникативный

Торговый

Рыночная инфраструктура

Логистический, маркетинговый

по

/ Потенциал степени использования у

Использованный

Сформированный и используемый

Резервный, не используемый

1

2

Рис.1. Система инновационного потенциала предприятия [2] ЭКОНОМИНФО. 2017. № 1-2

Конкурентные преимущества предприятий обеспечиваются инновациями, основанными на новых технологиях или новых подходах к бизнес-процессам.

Одними из основных направлений внедрения инновационных технологий являются [7]:

1. Маркетинговый подход к разработке нового товара с позиции клиентоорентированности и упрощения свойств и технологий;

2. Выделение цепочки ценностей, как основы

1 уровень. Анализ проблем и мотиваций предприятий отрасли в цеяоы (экспертный анализ, аналнппса, прогноз). Формирование

/системы критериев, целей, мотиваций для предприятий, отраслей, территорий.

Рис. 2. Алгоритм формирования инновационного проекта [7]

инновационных технологий;

3. Сокращение времени инновационного цикла.

Алгоритм формирования инновационного проекта должен представлять собой процесс программно-целевого управления с оценкой инновационного потенциала по всем видам ресурсов (рисунок 2) [7].

Следующим этапом будет создание организационной среды, восприимчивой к инновациям, что достигается за счет создания корпоративной сети отраслевых и учебно -научных центров. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо создать механизм генерирования идей и их коммерциализации в стенах ВУЗа, чтобы на выходе предприятие получало готовую технологию, уже с апробацией на рынке (рисунок 3) [7].

Данное направление уже заложено в Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. С целью создания специалистов, занимающихся инновационной деятельностью, отечественную систему образования требуется обеспечить современными методами и технологиями обучения, что позволит развить навыки, компетенции и творческое мышление [6].

Система образования уже начинает меняться и ориентироваться на подготовку специалистов в сфере инновационного предпринимательства и технологи-

ческого менеджмента.

Во многих ВУЗах страны открываются факультеты и кафедры, связанные с инновациями и высокими технологиями (направления (специальности): «Инноватика», «Управление инновациями», «Менеджмент высоких технологий», «Организация и управление наукоемкими производствами»). Во многих ВУЗах преподаватели и студенты участвуют в реальных инновационных проектах и используют методики повышения уровня творческого мышления студентов (МГУ, МФТИ, МИСиС и ряд других). Также создан Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) (разработка образовательных программ по заказу нанотехнологических компаний). В России при НИИ и ВУЗах к 2013 году было создано более 1500 малых инновационных предприятий [6].

Рис. 3. Модель генерирования и коммерциализации инноваций через ВУЗовскую среду [7]

При создании инновационных проектов, как правило, закладываются дорогие системные и прикладные 1Т технологии, которые, в дальнейшем, необходимо совершенствовать. Проекты требует большого количества высококвалифицированного персонала и значительных финансовых вложений, что противоречит стремлению быстро выйти с товаром на рынок и получить прибыль. Плохой анализ нововведений в дальнейшем может привести к увеличению стоимости продукта из-за сложности в обслуживании и отставанию от подобных инновационных продуктов в других странах [7].

В заключении стоит отметить, что в настоящее время, вследствие глобализации, существенно обострилась конкуренция на всех уровнях экономики. Экономический кризис ухудшает положение даже вполне успешных предприятий [2].

В данной ситуации дальнейшее позитивное развитие нашей страны зависит от повышения конкурентоспособности, вследствие формирования инновационного потенциала. Сложившаяся ситуация требует от предприятий немедленного формирования стратегий, направленных на внедрение и реализацию инновационных проектов.

№ 24. - С. 60-62.

2. Толстых, Т.О. Место и роль инновационного потенциала в развитии предприятий малого и среднего бизнеса / Т.О. Толстых, Е.Н. Черткова, Н.М. Круц-кая // Экономинфо. - 2015. - № 24. - С. 57-59.

3. Толстых, Т.О. Введение в системный анализ: учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые, граф. данные (3914 Кб) / Т.О. Толстых, Д.М. Шотыло. - Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2014.

4. Толстых, Т.О. Стратегическая модель управления маркетинговым потенциалом региона / Т.О. Толстых, Д.В. Толстых//Экономика и менеджмент систем управления. - 2011. - Т.2. - №2. - С. 149-159.

5. Толстых, Т.О. Подходы к формированию инновационной инфраструктуры для промышленных предприятий/ Т.О. Толстых, Н.А. Пахомо-ва//Экономинфо.2013. № 20. С.59-62.

6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Режим доступа: innovation.gov.ru

7. Толстых, Т.О., Дмитриева Е.В Направления формирования конкурентных преимуществ продукции в политике инновационного развития.

Литература

1. Толстых, Т.О. Системный подход к оценке уровня инновационности коммерческого предприятия / Т.О. Толстых, Е.Н. Черткова // Экономинфо. - 2015. -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.