МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В СОВРЕМЕННОЙ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В.А. Бударный, аспирант
Московский финансово-юридический университет МФЮА (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-1-92-96
Аннотация. На современном этапе развития Российской Федерации всё чаще сталкивается с новыми вызовами, которые влияют на все сферы финансовой системы государства. В связи с этим целесообразно уделять приоритетное внимание анализу состояния государственных финансов, а также оценке перспективы их дальнейшего развития. В статье исследуется место государственных финансов в современной рыночной экономике, обосновывается необходимость повышения роли государственных финансов в обеспечении устойчивости функционирования экономических субъектов в различных отраслях и сферах деятельности, а также в реализации национальных приоритетов, развитии инновационной экономики. Для повышения роли государственных финансов имеются необходимые бюджетные ресурсы, которые важно рационально использовать в целях развития ключевых отраслей экономики, прежде всего, ориентированных на экспорт и им-портозамещение.
Ключевые слова: рыночная экономика, публичные финансы, государственные финансы, финансовые ресурсы.
Государственные финансы в своей основе обеспечивают формирование и использование финансовых ресурсов на макро-, мезо- и микроуровне для выполнения государством своих функций и удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов в государственных услугах. В современных условиях государственные финансы функционируют во всех типах экономических систем. Они создают необходимые условия для органов государственной власти и управления в форме финансовых ресурсов, которые аккумулируются в государственный (федеральный) бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные резервы и страховые фонды.
Фонды финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики могут создаваться как на уровне государственных финансов, так и на уровне хозяйствующих субъектов. Однако чаще всего фонды финансовых ресурсов создаются на уровне государства. Это связано с тем, что фондовая форма существования финансовых ресурсов на уровне государства наиболее удобна для обеспечения процесса их формирования и использования [1].
В свете изложенного цель проводимого исследования видится в комплексном и всестороннем исследовании теоретико-методических и организационно-экономических аспектов организации воздействия государственных финансов на устойчивость коммерческих организаций на макро- и микроэкономическом уровнях, включая основы прогнозирования его результатов на основе анализа факторов финансовой устойчивости коммерческих организаций.
Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой переплетены механизмы общественного и частного регулирования. Как проявление этого, в конце XX - начале XXI века существенно возрастает роль государства в перераспределении ВВП, национального дохода и части национального богатства. По некоторым оценкам, в нашей стране в советский период на уровне государства концентрировалось 7080% финансовых ресурсов, а сегодня -только около 45-55% от ВВП. Например, во Франции, в Бельгии - до 80-90%, в США - 45-55%.
Государство традиционно решает следующие основные задачи: обеспечивает общегосударственные (национальные) интересы; мобилизует ресурсы для развития приоритетных отраслей народного хозяйства; обеспечивает социальную политику; осуществляет контроль над функционированием государственных финансов. Можно отметить тенденцию к усилению (возрастанию) роли государства в экономике в современных условиях, что обусловливается следующими основными причинами: необходимостью поддержания баланса между бедными и богатыми слоями населения, между промышленно развитыми и ресурсодобывающими странами; повышением роли науки, образования в создании национального богатства; необходимостью восполнения истощенных природных ресурсов их заменителями; необходимостью обеспечения национальной безопасности и борьбы с внутренним и внешним терроризмом; предотвращением последствий глобальных катастроф; усложнением технологий производства товаров, услуг, работ и необходимостью их финансирования на общегосударственном уровне [2].
Как известно, в советской (плановой) экономике государство играло решающую роль в определении финансовых пропорций на всех уровнях хозяйствования. При этом основную роль в движении и перераспределении финансовых ресурсов выполнял бюджет. В период становления рыночной экономики роль государства менялась. Оно стало выполнять специфические функции: трансформационную -обеспечение перехода от плановой к рыночной экономике; дистрибутивную -сглаживание экономических противоречий; стабилизирующую - закрепление позитивных финансовых результатов; стимулирующую - стимулирование экономического роста и привлечение инвестиций.
В новых условиях экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, объективно выступают государственные финансы. Вплоть до начала XX века понятие «финансы» рассматривалось только в плоскости формирования и
использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).
Можно выделить следующие характерные признаки публичных финансов: денежный характер отношений; безвозмездный и безвозвратный характер платежей в государственные и местные бюджеты и во внебюджетные фонды; принудительная со стороны государства и местных органов самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением (наличие системы обязательных платежей и мер воздействия, применяемых к нарушителям установленного порядка); отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта (валового внутреннего продукта) в его денежной форме. К публичным финансам относят бюджетную систему, а также государственный и муниципальный кредит.
Государственные финансы представляют собой важнейший инструмент реализации экономической политики и являются ключевым элементом финансовой системы. В свою очередь финансовая система занимает ключевое место в экономике любой страны. От состояния финансовой системы зависит эффективность развития экономики, а также возможности решения насущных социальных проблем. С помощью анализа современного ее состояния в условиях Российской Федерации и в особенности такой значимой ее составной части (подсистемы), как система государственных и муниципальных финансов, можно сделать выводы об общей направленности и динамичности развития экономики и общества.
Государственные финансы используются как рычаг, с помощью которого государство оказывает влияние на весь процесс общественного воспроизводства. Как экономическая категория государственные финансы представляют собой экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением (пере-
распределением) и использованием фондов денежных средств, находящихся в руках государства. По материальному содержанию под государственными финансами понимается совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами в целях обеспечения общегосударственных и социальных потребностей.
Состояние государственных финансов является одним из показателей устойчивости экономики и социальной системы, так как из централизованных фондов осуществляется финансирование выполнения важнейших государственных, в том числе социально-экономических, задач. Сущность государственных финансов как экономической категории проявляется через выполняемые ими функции. Главными из этих функций (так же, как и финансов вообще) являются распределительная и контрольная.
Распределительная функция государственных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования государственного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы. Основными объектами реализации распределительной функции государственных финансов выступают: обязательные платежи в бюджеты и во внебюджетные фонды; источники финансирования дефицита бюджета; перераспределение доходов между различными уровнями бюджетной системы.
Контрольная функция государственных финансов заключается в осуществлении контроля над движением денежных средств в процессе формирования, распределения (перераспределения) и использования централизованных фондов. При этом контроль осуществляется по двум основным направлениям: контроль над изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов; контроль над реализацией стратегии финансирования. В первом случае применяется система
санкций и поощрений с использованием мер принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о своевременном изменении условий финансирования каких-либо государственных расходов на основе тщательного прогноза в рамках реализации долгосрочной финансовой политики.
Контрольная функция всегда имеет достаточно конкретную форму проявления и может быть направлена на контроль над расходованием средств: бюджета определенного уровня; внебюджетного фонда; фондов предприятий и т.д. В рамках реализации контрольной функции государственных финансов осуществляется контроль: над правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды; над соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей социально-экономического развития; над целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов на основе сопоставления плановых и отчетных бюджетных показателей.
Геополитическая напряженность, ужесточение санкционной политики со стороны недружественных государств, не вполне стабильная экономическая ситуация в нашей стране оказали существенное влияние на финансовую систему страны в целом и особенности функционирования ее составных частей - подсистем, в том числе государственных финансов, что требует выработки соответствующей государственной финансовой политики. В новой реальности трудно переоценить роль государственной финансовой политики для обеспечения устойчивости функционирования частного бизнеса в самых различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности.
Внешние шоки (в том числе пандемия коронавирусной инфекции, беспрецедентное санкционное давление, неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и др.) как никогда требуют проведения тщательно выверенной государственной финансовой политики, что предопределяет особую роль системы государственных финансов. Государство имеет возможность
через проведение экономической и финансовой политики, в том числе посредством использования инструментария бюджетно-налогового и денежно-кредитного регулирования, воздействовать на динамику и устойчивость хозяйственной деятельности экономических субъектов, функционирующих в различных отраслях и сферах экономики.
Значительный потенциал в этом контексте имеет механизм воздействия государственных финансов на устойчивость функционирования коммерческих организаций, в том числе адекватность механизма государственного финансового воздействия и его инструментария, их соответствие целям и задачам государственной экономической политики, в том числе стратегическим целям и национальным интересам страны. Определяющее значение государственные финансы могут иметь сегодня для стимулирования и развития предпринимательской деятельности, в том числе с учетом стоящих перед страной стратегических целей и национальных интересов в условиях новой геополитической и экономической реальности (в особенности - для укрепления режима экономической безопасности на всех уровнях функционирования хозяйственных систем, в том числе посредством обеспечения стабильности и устойчивости функционирования коммерческих организаций).
При этом следует иметь в виду, что хозяйствующие субъекты, прежде всего -коммерческие организации, являются системообразующим звеном в рыночной экономике, поэтому их деятельность выступает важным объектом воздействия государственного финансового механизма. При этом в свою очередь сфера государственных финансов, в которой аккумулируются значительные объемы финансовых ресурсов, может оказывать поддерживающее и стимулирующее воздействие на деятельность коммерческих организаций. Оценка роли государственных финансов, по нашему мнению, должна быть ком-
плексной, что предполагает количественный и качественный анализ воздействия государственных финансов, включая как государственные доходы (в особенности уровень налоговой нагрузки), так и государственные расходы (в особенности структура и динамика финансирования, предоставляемого субъектам предпринимательской деятельности), на устойчивость функционирования хозяйствующих субъектов [3].
Геополитическая напряженность, санк-ционная политика, экономическая нестабильность позволяют утверждать, что сегодня формируются объективные условия для повышения роли государственных финансов. Это обусловлено действием как внешних факторов, так и исчерпанием внутренних резервов экстенсивного развития страны за счет сырьевых отраслей экономики, в первую очередь, продажи нефти и газа. Государственные финансы должны быть направлены на стимулирование предпринимательской активности в тех отраслях и сферах, которые обеспечат промышленное развитие страны, импорто-замещение, создание новых экспортных товаров, вместо сырьевых ресурсов, продажа на экспорт которых сдерживает инновационное развитие экономики страны.
Проведение дальнейших исследований в рамках заявленной темы и, согласно обозначенной выше цели, позволит выявить пути наиболее эффективного, сбалансированного, комплексного развития системы государственных финансов в Российской Федерации в интересах настоящего и будущих поколений, обеспечивая стимулирование долгосрочного экономического роста на основе обеспечения стабильного и устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов и прежде всего -коммерческих организаций. В свою очередь правильная оценка влияния государственных финансов на устойчивость хозяйствующих субъектов позволит повысить эффективность государственной финансовой политики.
Библиографический список
1. Воробьева, Е.И. Повышение роли государственных финансов в финансовой системе Российской Федерации / Е.И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2016. - № 1 (34). - С. 21-26.
2. Финансы: Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / М.Ю. Маковецкий, С.Н. Марков; Минобрнауки России, ОмГТУ, Финансовый университет при Правительстве РФ. - Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2016. - 240 с.
3. Китова, Е.Г. Моделирование влияния государственных финансов на устойчивость коммерческих организаций / Е.Г. Китова, Ю.В. Иода // Eurasia Science: Сборник статей XVII международной научно-практической конференции, Москва, 31 октября 2018 года. -М.: Общество с ограниченной ответственностью «Актуальность.РФ», 2018. - С. 248-253.
THE PLACE AND ROLE OF PUBLIC FINANCE IN THE MODERN MARKET
ECONOMY
V.A. Budarny, Postgraduate Student Moscow University of Finance and Law MFUA (Russia, Moscow)
Abstract. At the present stage of development of the Russian Federation, it is increasingly faced with new challenges that affect all areas of the financial system of the state. In this regard, it is advisable to give priority attention to the analysis of the state of public finances, as well as to assess the prospects for their further development. The article examines the place of public finance in the modern market economy, substantiates the need to increase the role of public finance in ensuring the sustainability of the functioning of economic entities in various sectors and spheres of activity, as well as in the implementation of national priorities, the development of an innovative economy. To enhance the role of public finance, there are necessary budgetary resources, which it is important to use rationally in order to develop key sectors of the economy, primarily export-oriented and import substitution.
Keywords: market economy, public finance, public finance, financial resources.