Хуан Ясинь
Магистр. Национальный исследовательский университет, Высшая школа экономики.
Место и роль «глобальных» СМИ в системе масс-медийной коммуникации*
Аннотация. Бурное развитие цифровых и информационных технологий привело к тому, что население земного шара в большей степени начало потреблять информацию не через традиционные средства массовой информации (телевидение, газеты), как это было в ХХ веке, а преимущественно посредством сети Интернет. В связи с этим граждане всех стран оказались вовлеченными в новую систему медиакоммуникации, носящей глобальный характер. Медиа-коммуникация нового типа отразилась и на средствах массовой информации, которые также стали «глобальными». Цель статьи - на примере «глобальных» СМИ западных стран выявить особенности освещения ими политических событий международного уровня. Методы исследования: метод политического анализа, проблемный метод, сравнительный метод. результаты исследования показали, что в «глобальных» СМИ прослеживается субъективный взгляд на события мировой политики. Автор статьи делает вывод, что подобный факт связан с принадлежностью «глобальных» СМИ к разным национальным сообществам, имеющих политическую и идеологическую специфику.
Ключевые слова: медиа-коммуникация, глобализация, «глобальные» СМИ, цифровая эпоха, медиа-империализм.
Huang Yaxin
Master. Higher School of Economics.
The place and role of "global" media in the system of mass-media communication
Abstract. The rapid development of digital and information technologies has led to the fact that the world's population began to consume information to a greater extent not through traditional media (television, newspapers), as it was in the twentieth century, but mainly through the Internet. In this regard, citizens of all countries have become involved in a new system of media communication, which is global in nature. Media communication of a new type has also affected the mass media becoming also a
© Хуан Ясинь, 2024.
"global" one. The purpose of the article is to identify the peculiarities of their coverage of political events of international level on the example of "global" media of Western countries. Research methods: method of political analysis, problem method, comparative method. The results of the study showed that the "global" media have a subjective view of world political events. The author of the article concludes that such a fact is related to the belonging of "global" media to different national communities with political and ideological specifics.
Key words: media communication, globalization, "global" media, digital age, media imperialism.
Введение.
Глобализация, которая стремительно ворвалась в нашу жизнь в конце ХХ века, привела не только к интеграции региональных экономик, расширению торговых связей и культурных контактов, стиранию географических барьеров и т.д., но и к трансформации медиапространства. С появлением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и началом цифровой эпохи произошло колоссальное расширение масс-медийной коммуникации.
В прошлом столетии процесс коммуникации понимался как обмен информацией различного характера между двумя и более лицами, передаваемой при помощи вербальных и невербальных средств с целью достижения взаимопонимания [3, с. 79]. В эпоху глобализации коммуникация есть «совокупность различных средств, методов и алгоритмов передачи информации» [5, с. 136]. В XXI веке система массовых коммуникаций стала представлять собой синтез цифровых технологий и средства массовой информации, которые, интегрировавшись в глобальное Интернет-пространство, создают «новые СМИ», или «новые медиа», - информационные издания или программы, заменившие традиционные СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение), но способные, объединив в единое целое текст, аудио, видео, различного рода иллюстративный материал, передавать большие объемы информации, причем в неограниченных объемах и практически мгновенно [5, с. 138]. Если в ХХ столетии СМИ носили преимущественно региональный характер, то новые медиа могут выходить за пределы государства, становясь «глобальными».
Результаты.
По определению А.Ю. Рогозина-Каминского, «глобальное» СМИ - это новостная организация, стремящаяся к развитию международной составляющей своей информационной деятельности» [2, с. 382]. «Глобальные» СМИ, на постоянной основе распространяющие информацию по много-
сторонним каналам на разных языках, ориентированы на аудиторию, разбросанную по всему миру. Этот факт привел к тому, что «глобальные» СМИ стали называться международными. Но, по мнению О.В. Зегонова, использование определения «международные» по отношению к данным СМИ следует ограничить, поскольку в таком случае они должны интерпретироваться в контексте международной, межгосударственной коммуникации. Однако, по мысли исследователя, не все СМИ, действующие в глобальном масштабе, встроены в государственные информационно-пропагандистские структуры, хотя и взаимодействуют с ними на идеологическом уровне [11, с. 18]. Таким образом, мы в рамках данной статьи будем называть эти СМИ «глобальными».
Нельзя сказать, что «глобальные» СМИ появились только в цифровую эпоху. Еще во второй половине ХХ века государства, которые добились определенных экономических успехов и стали претендовать на более значимую политическую роль в международной сфере, стали создавать газеты, журналы, телевизионные каналы, с помощью которых стремились донести до мирового сообщества свою версию событий и предложить альтернативную повестку дня. Примером «глобальных» СМИ можно назвать российскую газету «Московские новости», выходящую на разных языках в 1970-80-х годах, британскую телерадиокомпанию BBC, американский телеканал CNN и др. Но только в условиях активного развития цифровых технолог ий потенциал «глобальных» СМИ, перешедших под «протекторат» Интернета, начал усиливаться, расширились их технические и информационные возможности подачи материала, что повлияло на расширение аудитории, которая, как и сами СМИ, стала «глобальной». Аудитория цифровых СМИ, как констатирует Е.Л. Сайко, «является не просто пассивным наблюдателем, но и активным соучастником событий, которые разворачиваются в режиме реального времени» [4, с. 45]. Изменение режимов коммуникации (прямое обсуждение пользователями контента, комментарии под текстовым или видео-материалом, советы по улучшению качества онлайн-СМИ и т.п.) дают аудитории ощущение принадлежности к некоей глобальной общности.
Обсуждение.
Несмотря на то, что «глобальные» СМИ снабжают информацией мировую аудиторию, в связи с чем, как считается, носят универсальный характер, каждое «глобальное» СМИ в более или менее явной форме, как отмечает Т. Тюкаева, имеет признаки своей «национальности» и «не только выражает официальную точку зрения государства, но и распространяет определённый набор социокультурных установок, понятий и стереотипов,
за счёт которых и реализует своё влияние» [6, с. 257]. Рассматривая «международные события сквозь призму ценностных установок и представлений и трактуя их в рамках характерного их обществу тематического контекста» [6, с. 258], «глобальные» СМИ часто неосознанно являются проводниками идеологии «своего» государства, в связи с чем могут встретить «сопротивление» со стороны стран другого культурного ареала, создавших, в противовес, «свои» глобальные СМИ.
Большинство европейских и американских «глобальных» СМИ, как правило, ориентированы на пользователей западных стран и, если рассматривать их в политическом контексте, то они являются сторонниками неолиберальных взглядов. Так, CNN в своих репортажах в преобладающем большинстве случаев рассматривают события мировой политики сквозь призму традиционной американской культуры демократических ценностей и либерализма. Однако, большая часть арабского мира и многие государства Востока и Азии избегают этого неолиберального режима СМИ в пользу более жестко контролируемых национальных медиа, что привело к созданию «своих» «глобальных» медиасистем, представляющих политические события в совершенно ином свете [8, с. 129]. К примеру, арабская «глобальная» медиа-компания Аль-Джазира (Al-Jazeera) редко обходится без того, чтобы так или иначе обвинить в региональных проблемах Иран или Израиль.
Некоторые страны (такие как Китай), в принципе, принимают информационные продукты западного мира, но вводят некоторые ограничения на функционирование «глобальных» западных СМИ в своем регионе [8, с. 129].
В контексте проблемы «возвышения» «глобальных» западных СМИ следует напомнить о таком явлении, как медиа-империализм. Медиа-империализмом называют информационную политику средств массовой информации определенных стран, которые доминируют в глобальном пространстве, навязывая свою точку зрения и свое видением мира остальному мировому сообществу. Самым ярким примером медиа-империализма на международной арене являются США, которые используют медиа как инструмент влияния на другие страны и регионы, в связи с чем некоторые исследователи считают медиа-империализм одной из форм американизации [7, с. 1].
Медиа-империалистическим «глобальным» СМИ можно назвать международное информационное агентство CNN. С того самого дня, как агентство стало в режиме реального времени освещать театр военных действий в Персидском Заливе (1991), заговорили о потенциальном влиянии CNN на принятие политических решений (даже появился термин «эффект CNN»). Репортажи данной компании, которая в конце прошлого
века транслировала новости по всему миру через кабельное телевидение и получила высокую оценку за прогрессивное для того времени использование новейшей технологии сбора новостей - спутниковую связь, стали отражением внешней политики США. Но спустя десять лет у CNN появился конкурент - базирующаяся в Катаре телекомпания «Аль-Джазира» (Al Jazeera), предоставившая миру альтернативную сеть новостей. Эта компания не только укрепила свои позиции в арабском мире, но и пыталась противостоять гегемонии США, навязывавшей свои политические взгляды мировому сообществу.
«Глобальные» СМИ оказывают существенное влияние на формирование общественного сознания, хотя представленные ими видео-сюжеты или текстовая информация зачастую не соотносятся с реальностью, а являются «мифами», через которые «населению регулярно доводят политические установки, которые в большинстве случаев нельзя проверить на предмет их объективности» [2, с. 382].
Но, каким бы образом ни освещали события «глобальные» СМИ, они являются полноправными участниками мирового политического процесса. Как показало данное исследование, для «глобальных» СМИ характерны следующие особенности:
• информация, передаваемая СМИ, как правило, носит субъективный характер, поскольку они являются не простыми «посредниками» при осуществлении политической коммуникации, но и «исполнителями» политической воли своих «заказчиков», в роли которых выступает как государство, так и медиакорпорации;
• «глобальные» СМИ имеют разную степень влияния на мировое сообщество т.к. принадлежат к разным национальным средам со своей политической и культурной спецификой.
Заключение.
В XXI веке, когда современный мир вступил в эпоху новой системы взаимоотношений, когда люди независимо от места жительства являются участниками единого информационного миропорядка, наступил новый этап процесса коммуникации, именуемый медиа-коммуникацией. "Глобальные» СМИ, играющие одну из ключевых ролей в системе международных отношений, должны быть не только источником информации, но служить инструментом для построения мнений и настроений. Однако, важно, чтобы информация, передаваемая медиа, была точной и объективной, что не всегда соблюдается со стороны данных СМИ, «дух» которых пропитан идеологией своих «заказчиков».
Библиографический список:
1. Зегонов О.В. Роль глобальных СМИ в мировой политике. - М: МГИМО - Университет, 2009. 30 с.
2. Рогозин-Каминский А.Ю., Бондарик Е.В. Роль «глобальных» СМИ в условиях информационно-комму-
никационной глобализации // Сборник работ 70-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: В 3 ч. Ч. 2. - Минск: БГУ, 2013. С. 381-383
3. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. 288 с.
4. Сайко Е.Л. Массмедиа в эпоху глобализации: основные характеристики и тенденции // Вестник Томского
государственного университета. 2011. № 4. С. 44-49.
5. Стычинский М.С. Феномен новых медиа в контексте процессов глобализации культуры // Контекст и
рефлексия: философия о мире и человеке. 2021. Т. 10. № 6А. С. 135-143.
6. Тюкаева Т.И. Мирополитическое влияние глобальных СМИ в современном мире: конструктивистский
подход // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 4 (55). С. 242-271.
7. Kaul V. Globalization and Media // Journal of Mass Communication & Journalism. 2011. Vol. 1. Issue 1. P. 1-6.
8. Lance Bennett W. Global Media and Politics: Transnational Communication Regimes and Civic Cultures //
Annual Review of Political Science. 2004. № 7. P. 125-148.
Reference
1. Zegonov O.V. The role of global media in world politics. - M: MGI-MO - University, 2009. 30 p.
2. Rogozin-Kaminsky A.Yu., Bondarik E.V. The role of "global" media in the conditions of information and com-
munication globalization // Collection of works of the 70th scientific conference of students and graduate students of the Belarusian State University: In 3 hours. Part 2. - Minsk: BSU, 2013. P. 381- 383
3. Sadokhin A.P. Intercultural communication. - M.: Alfa-M; IN-FRA-M, 2004. 288 p.
4. Saiko E.L. Mass media in the era of globalization: main characteristics and trends // Bulletin of Tomsk State
University. 2011. № 4. P. 44-49.
5. Stychinsky M.S. The phenomenon of new media in the context of the processes of globalization of culture //
Context and reflection: philosophy about the world and man. 2021. Vol. 10. № 6A. P. 135-143.
6. Tyukaeva T.I. World political influence of global media in the modern world: a constructivist approach // Bulletin
of MGIMO University. 2017. № 4 (55). P. 242-271.
7. Kaul V. Globalization and Media // Journal of Mass Communication & Journalism. 2011. Vol. 1. Issue 1. P. 1-6.
8. Lance Bennett W. Global Media and Politics: Transnational Communication Regimes and Civic Cultures //
Annual Review of Political Science. 2004. № 7. P. 125-148.