Научная статья на тему 'Место и роль экологической коммуникации в современной экологической политике'

Место и роль экологической коммуникации в современной экологической политике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экологическая коммуникация / экологическая политика / субъекты коммуникации / коммуникативное сообщение / изменение климата / устойчивое развитие / Environmental communication / environmental policy / subjects of communication / communicative message / climate change / sustainable development

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Панова Елена Васильевна

Вопрос изменения климата и его влияние на устойчивое развитие стран и целых континентов стал ключевой «повесткой дня» последних лет. На площадке Организации Объединенных Наций (ООН) приняты международные документы, которые поддержаны большинством государств. Они опираются на эти стандарты при подготовке и реализации национальной экологической политики, уделяя значительное внимание коммуникации с ключевыми субъектами взаимоотношений. Целью данного исследования является анализ места и роли экологических коммуникаций в формировании и реализации экологической политики государств. Для этого автор использует метод сравнительного анализа экологической политики стран, включенных в реализацию современной климатической повестки (США, ЕС, Китай, Россия). Результаты: в практической части автор изучает государственные стратегии и законы по вопросам изменения климата, рассматривая экологическую политику с точки зрения коммуникативного процесса. Исследуются ключевое сообщение, основные субъекты коммуникации, механизмы достижения целей, инструменты и структуры управления. Выводы: Рассмотрение государственных стратегий показывает, что изменение климата занимает ведущее место в экологической политике. А ее модель формируется как реакция на давление различных социальных групп и является следствием экоконкурентной борьбы. Экологическая политика выступает объектом экологической коммуникации. Последняя в свою очередь содержит две ключевые составляющие: регуляторную и стратегическую, находящие отражение в официальных документах. Достижение стратегических целей экологической политики возможно при наличии трех составляющих: экономических ресурсов, социальной организации и политической силы. Результат коммуникативных целей заключается в легитимизации экологической политики через ее одобрение обществом. Высокий потенциал участия общественности необходим для принятия, доверия и устойчивости экологических программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place and Role of Environmental Communication in Modern Environmental Policy

The issue of climate change and its impact on the sustainable development of countries and entire continents has become a key "agenda" in recent years. At the site of the United Nations (UN), international documents have been adopted, which are supported by the majority of states. They rely on them in the preparation and implementation of the national environmental policy, paying considerable attention to communication with the key subjects of the relationship. The purpose of this study is to analyze the place and role of environmental communications in the formation and implementation of environmental policies of states. To do this, the author uses the method of comparative analysis of the environmental policies of countries included in the implementation of the modern climate agenda (USA, EU, China, Russia). Results: in the practical part of the study, the author studies government strategies and laws on climate change issues, considering environmental policy from the point of view of the communication process. The key message, the main subjects of communication, mechanisms for achieving goals, tools and management structures are explored. Conclusions: Consideration of government strategies shows that climate change is at the forefront of environmental policy. And its model is formed as a reaction to the pressure of various social groups and is a consequence of eco-competitive struggle. Environmental policy is the object of environmental communication. The latter, in turn, contains two key components: regulatory and strategic, which are reflected in official documents. Achieving the strategic goals of environmental policy is possible if there are three components: economic resources, social organization and political power. The result of communication goals is to legitimize environmental policy through its approval by society. A high capacity for public participation is essential for the acceptance, credibility and sustainability of environmental programs.

Текст научной работы на тему «Место и роль экологической коммуникации в современной экологической политике»

УДК 5.5.2 EDN TENCXE

DOI 10.17150/2308-6203.2023.12(4).763-783 Научная статья

Место и роль экологической коммуникации в современной экологической политике

Панова Е.В. ©

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, karrypoupe@gmail.com

Аннотация. Вопрос изменения климата и его влияние на устойчивое развитие стран и целых континентов стал ключевой «повесткой дня» последних лет. На площадке Организации Объединенных Наций (ООН) приняты международные документы, которые поддержаны большинством государств. Они опираются на эти стандарты при подготовке и реализации национальной экологической политики, уделяя значительное внимание коммуникации с ключевыми субъектами взаимоотношений. Целью данного исследования является анализ места и роли экологических коммуникаций в формировании и реализации экологической политики государств. Для этого автор использует метод сравнительного анализа экологической политики стран, включенных в реализацию современной климатической повестки (США, ЕС, Китай, Россия). Результаты: в практической части автор изучает государственные стратегии и законы по вопросам изменения климата, рассматривая экологическую политику с точки зрения коммуникативного процесса. Исследуются ключевое сообщение, основные субъекты коммуникации, механизмы достижения целей, инструменты и структуры управления. Выводы: Рассмотрение государственных стратегий показывает, что изменение климата занимает ведущее место в экологической политике. А ее модель формируется как реакция на давление различных социальных групп и является следствием экоконкурентной борьбы. Экологическая политика выступает объектом экологической коммуникации. Последняя в свою очередь содержит две ключевые составляющие: ре-гуляторную и стратегическую, находящие отражение в официальных документах. Достижение стратегических целей экологической политики возможно при наличии трех составляющих: экономических ресурсов, социальной организации и политической силы. Результат коммуникативных целей заключается в легитимизации экологической политики через ее одобрение обществом. Высокий потенциал участия общественности необходим для принятия, доверия и устойчивости экологических программ.

Ключевые слова. Экологическая коммуникация, экологическая политика, субъекты коммуникации, коммуникативное сообщение, изменение климата, устойчивое развитие.

Информация о статье. Дата поступления 6 июля 2023 г.; дата поступления после доработки 20 октября 2023 г.; дата принятия к печати 21 октября 2023 г.; дата онлайн-размещения 18 декабря 2023 г.

© Панова Е.В., 2023

763

Original article

Place and Role of Environmental Communication in Modern Environmental Policy

Elena V. Panova )

State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, karrypoupe@gmail.com

Abstract. The issue of climate change and its impact on the sustainable development of countries and entire continents has become a key "agenda" in recent years. At the site of the United Nations (UN), international documents have been adopted, which are supported by the majority of states. They rely on them in the preparation and implementation of the national environmental policy, paying considerable attention to communication with the key subjects of the relationship. The purpose of this study is to analyze the place and role of environmental communications in the formation and implementation of environmental policies of states. To do this, the author uses the method of comparative analysis of the environmental policies of countries included in the implementation of the modern climate agenda (USA, EU, China, Russia). Results: in the practical part of the study, the author studies government strategies and laws on climate change issues, considering environmental policy from the point of view of the communication process. The key message, the main subjects of communication, mechanisms for achieving goals, tools and management structures are explored. Conclusions: Consideration of government strategies shows that climate change is at the forefront of environmental policy. And its model is formed as a reaction to the pressure of various social groups and is a consequence of eco-competitive struggle. Environmental policy is the object of environmental communication. The latter, in turn, contains two key components: regulatory and strategic, which are reflected in official documents. Achieving the strategic goals of environmental policy is possible if there are three components: economic resources, social organization and political power. The result of communication goals is to legitimize environmental policy through its approval by society. A high capacity for public participation is essential for the acceptance, credibility and sustainability of environmental programs.

Keywords. Environmental communication, environmental policy, subjects of communication, communicative message, climate change, sustainable development.

Article info. Received July 6, 2023; revised October 20, 2023; accepted October 21, 2023; available online December 18, 2023.

Введение

С конца XX в. ведется широкая дискуссия вокруг роли устойчивого развития. Эта тема стала глобальной повесткой дня, что объясняется намеренным продвижением климатической повестки заинтересованными в этом странами (ЕС, США) и

в итоге ее влиянием на современную экологическую политику. В 2019 г. мировыми лидерами наступающее десятилетие было объявлено десятилетием действий и свершений. Генеральный секретарь ООН призвал все слои общества мобилизовать усилия на трех уровнях: дея-

тельность на глобальном уровне, деятельность на местном уровне, деятельность людей1. Страны взяли на себя обязательства по снижению объема выбросов парниковых газов2. Они приступили к формированию собственной экологической политики, в той или иной форме встраивая в нее климатическую повестку.

По мнению автора, заметная роль в реализации экологической политики принадлежит коммуникациям в силу того, что «окружающая среда» является социальной и политической категорией. Соответственно, развитие технологий и средств коммуникации, рост экологической проблематики и социальных требований оказали существенное влияние на формирование современной экологической политики. Кроме того, взаимодействие субъектов стало играть решающую роль при сохранении социально-экологической стабильности. Этим объясняется выбор автором обозначенной темы исследования.

В данной работе автор намерен провести анализ роли экологических коммуникаций в формировании и реализации экологической политики государств, а также определить место климатического дискурса в этом процессе. Для этого мы планируем решить следующие задачи:

- определить понятия и сущностные характеристики экологической политики и экологической коммуникации;

1 Повестка дня в области устойчивого развития. Десятилетие действий // ООН : офиц. сайт. URL: https://www.un.org/sustain-abledevelopment/ru/about/development-agen-da/ (дата обращения 06.05.2023)

2 Меры по борьбе с изменением климата // ООН : офиц. сайт. URL: https:// www.un.org/ru/climatechange/net-zero-coali-tion (дата обращения 06.05.2023)

- на основе ключевой повестки, заданной международными организациями, провести сравнительный анализ экологической политики различных государств, оценить их с точки зрения коммуникативного процесса.

В данной статье автор предлагает несколько гипотез:

- изменение климата занимает центральное место в глобальной экологической политике и становится новой мерой весов для оценки лидерства;

- без вовлечения населения реализовать экологическую политику не получится;

- экологические коммуникации влияют на эффективность реализации экологической политики.

Теоретическое исследование

Российские и зарубежные авторы провели серьезную работу по изучению категории «экологическая политика» и ее основных характеристик. К настоящему времени сформировались три ключевых подхода к определению данного понятия: холистический, экономический, правовой. По нашему мнению, анализ работ последнего десятилетия позволяет говорить еще об одном подходе, назовем его глобалистским, который непосредственно связан с концепцией «устойчивого развития» -повесткой XXI в.

Холистический (целостный) подход трактует экологическую политику как политику государства по отношению к окружающей среде как к единому целому. Подробно об этом написано в работах Н. Харитоновой [1], Н. Мамедова [2] и др. Экономический подход основывается на зависимости экологической политики от экономики. С этим на-

прямую связаны госпрограммы и нацпроекты. Вопросы экономики природопользования представлены работами С. Бобылева [3], К. Павлова [4], А. Матягиной [5]. Правовой подход рассматривает экологическую политику сквозь призму права и нормативных актов, регулирующих экологические отношения [6; 7].

По мнению автора, все три подхода занимают важное место в понимании экологической политики. Они являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга, но не исчерпывающими. На современном этапе развития технологий и коммуникаций стоит говорить о значительном влиянии глобальных процессов. Поэтому автор предлагает еще один — глобалистский подход. По нашему мнению, его основу составляет теория устойчивого развития. Важное место в понимании роли глобализации и устойчивого развития занимают работы И. Иванова [8], А. Петрова [9], В. Данилов-Данильяна [10] и др.

Проведенный анализ различных подходов позволяет рассматривать экологическую политику как взаимодействие различных экономических, политических, социальных [11] и международных структур,

направленных на формирование и реализацию стратегии в сфере охраны окружающей среды с учетом экономической ситуации и мировой повестки, целей и задач субъекта [12]. Стратегические цели определяет государство, которое через законы, экономические программы и проекты раскрывает механизмы их реализации.

Анализ походов позволяет нам выделить следующие особенности экологической политики:

- взаимодействие правительств с разными целевыми группами при выполнении социальных, экономических и других потребностей;

- наличие стратегии действий;

- закрепление характера экологических отношений в правовых документах;

- реализация экологической политики через развитие системы государственного управления;

- ответственность за глобальное распространение экологических проблем.

Учитывая многосубъектность экологической политики нам важно понимать общее и различное в целях субъектов на разных уровнях взаимодействия. Остановимся отдельно на их характеристиках (табл. 1).

Таблица 1 / Tablel Уровни и субъекты экологической политики*

Levels and Subjects of Environmental Policy*

Уровни / Levels Субъекты / Subjects Цели и задачи / Goals and Objectives

Глобальный / Global Государства, транснациональные корпорации, международные организации, научные организации, политические лидеры, медиа Отстаивание национальных интересов (общества, государства, бизнеса) на международной арене

Окончание табл. 1 / The End of the Table 1

Уровни / Levels Субъекты / Subjects Цели и задачи / Goals and Objectives

Национальный / National Государства, федеральные органы власти, бизнес, международные и национальные организа-ции,политические партии, ассоциации, научные организации, лидеры общественного мнения (ЛОМ), медиа Обеспечение устойчивого развития. Законодательное регулирование всех сфер жизнедеятельности с целью рационального использования ресурсов; продвижение и отстаивание интересов разных социальных и бизнес-групп, разработка программ по вопросам сохранения окружающей среды, инвестиционных программ

Региональный / Regional Сопредельные государства, федеральные и региональные органы власти, бизнес, политические партии, общественные организации, научные учреждения и организации, медиа, ЛОМ Социальная стабильность и экономическое развитие. Синхронизация действий региона и федерального центра по вопросам экологической политики. Разработка региональной программы действий, ее реализация, решение острых экологических вопросов, продвижение интересов отдельных групп, компаний,населения

Местный / Local Региональные и местные органы власти, общественные организации, бизнес, научные учреждения, медиа, ЛОМ Благополучная экологическая ситуация. Реализация мероприятий по улучшению качества окружающей среды, решение проблем местных жителей

* Составлена автором.

Государство — ключевой субъект, разрабатывающий и осуществляющий экологическую политику. Фундаментом практических действий эксперты называют государственную стратегию экологической политики. В ней определяются цели, задачи, принципы и приоритетные направления с учетом национальных особенностей: достаточность/ ограниченность ресурсов и их неравномерное распределение; развитие промышленности и нагрузка на окружающую среду; уровень загрязнения и самочувствие граждан [13]. Соответственно экологическая политика может быть направлена на экономию/повышенное извлечение

невозобновляемых ресурсов; снижение/увеличение нагрузки на природу и др. В целом можно выделить два подхода: 1) система мер по защите окружающей среды; 2) рациональное использование природных ресурсов. Все это находит отражение в законодательных и нормативных актах.

Заметными субъектами экологической политики являются международные организации. Их можно разделить на: межправительственные, создаваемые на основе многосторонних договоров между государствами (ООН, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и др.), и неправительственные (про-

фсоюзные организации, организации ученых и др.). К инструментам их деятельности относятся международные программы, соглашения, проекты (Киотский протокол, Парижское соглашение и пр.).

Особую роль играют транснациональные корпорации (ТНК). Они обеспечивают более половины мирового промышленного производства, их капиталы превышают бюджеты некоторых стран, а воздействие на окружающую среду может носить глобальный характер. Бизнес в своей деятельности стремится к минимизации расходов и получению максимальной прибыли, что определяет его экологические ориентиры.

Медиа как субъект коммуникации способны оказывать существенное влияние на экологическую политику. Для этого у них есть весь необходимый инструментарий. Американские исследователи Э. Роджерс и Дж. Ди-ринг [14], изучая влияние политической сферы и СМИ, приходят к выводам, что СМИ оказывают влияние на политическую повестку; влияют на лиц, принимающих решения; реагируют на политическую повестку.

Представители гражданского общества имеют существенные возможности воздействовать на экологическую повестку. Они могут выдвигать политические требования, оказывая тем самым воздействие на характер политического дискурса; активными действиями создавать информационные поводы и привлекать внимание к экологическим проблемам, а также демонстративно выражать свое несогласие с уже принятыми политическими решениями [15].

По степени интенсивности участия субъектов можно выделить активную и реактивную экологиче-

скую политику. Активная связана с реализацией стратегических целей в процессе взаимодействия природы и общества. Реактивная — в реализации экологических интересов отдельных социальных групп или хозяйствующих субъектов, ответной реакции на природные катаклизмы без стратегического планирования. Как правило, обе применяются субъектами экологической политики в зависимости от текущей ситуации и имеющихся вызовов. «Модель экологической политики формируется, с одной стороны, как реакция на давление различных социальных групп, индивидов, государственных органов и международных объединений, а с другой стороны, является следствием экоконкурентной борьбы различных акторов политического пространства» [16].

Как мы видим, экологическая политика предполагает взаимодействие нескольких субъектов. Соответственно, заметную роль в эффективности данного взаимодействия играют коммуникации. Рассматривания трансформацию экологических коммуникаций, заметим, что за последние 50 лет они прошли путь от выдвижения требований населения до создания глобальных политических альянсов. Превращение темы «окружающей среды» в социальную и политическую проблемы способствовало росту работ в области экологической коммуникации. И с середины 1980-х гг. она стала рассматриваться как самостоятельная дисциплина, при этом само понятие является междисциплинарным термином. Исследования данной дефиниции широко представлены трудами А. Флора [17], С. Литлджона [18], Р. Кокса [19], А. Хансен [20]; Н. Лабуш, А. Пую [21]

и др. Экологическая коммуникация рассматривается ими с точки зрения природной среды, социальной реальности, технологий, институтов.

Подробно изучению категории «экологическая коммуникация», ее становлению и развитию автор посвящает одно из своих более ранних исследований [22]. В нем рассматривается влияние коммуникативной революции на современные экологические коммуникации. Она способствовала социальным изменениям, влиянию на поведенческую модель граждан в вопросах окружающей среды, преобразованию информации о потреблении в информацию для принятия решений.

В данном исследовании автор рассматривает «экологическую коммуникацию» в широком смысле как коммуникацию между субъектами по вопросам окружающей среды с целью убеждения или побуждения к определенным действиям.

В вопросах устойчивого развития речь идет о стратегическом использовании коммуникативных процессов для разработки и реализации программы действий, направленных на обеспечение экологической устойчивости. Иными словами — экологическая коммуникация является инструментом для восприятия, понимания и интерпретации объекта экологической коммуникации. Это двусторонний процесс социального взаимодействия, позволяющий вовлеченным субъектам понять ключевые факторы окружающей среды и их взаимозависимости, а также компетентно реагировать на проблемы. Экологическая коммуникация нацелена не столько на распространение информации, сколько на общее виде-

ние устойчивого будущего и на наращивание потенциала социальных групп для решения или предотвращения экологических проблем.

По мнению автора, можно выделить следующие особенности экологических коммуникаций:

- многосубъектность;

- сложность процессов, которые объединяют знания науки, экономики, права, управления,политики, социологии и др.;

- разница понимания проблем общественностью и экспертами;

- воздействие на личность, в том числе на иррациональную (эмоциональность, духовность) составляющую;

- наличие риска. Риск является частым спутником экологических коммуникаций, особенно когда речь идет о различиях между пассивными и активными действиями;

- вмешательство человека в окружающую среду. Экологические коммуникации происходят всегда, когда человек влияет на природу: ликвидация аварии, функционирование производств и пр.

Соответственно можно сказать, что объектом экологической коммуникации является экологическая деятельность. Отдельные эксперты [23] в своих работах в качестве объекта экологической коммуникации рассматривают экологическую политику, в основе которой лежит деятельность национальных правительств [24].

Субъектами экологической коммуникации могут выступать разные категории индивидов, встроенные в различные социальные отношения: общественные группы, научное сообщество, бизнес-корпорации, органы государственной власти, между-

народные организации и др. Именно они оказывают непосредственное влияние на развитие и трансформацию экологических коммуникаций.

Как мы уже отмечали, общественная активность, возникшая в 60-х гг. XX в., постепенно привела к политизации экологической повестки, а в дальнейшем к ее глобализации3. Были созданы международные организации, вырабатывающие общие принципы и политику действий, получившую название «устойчивое развитие». Государства взяли на себя «коллективную ответственность за усиление <...> основ устойчивого развития — на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях»4. В основу устойчивости были положены вопросы изменения климата. В своем последнем оценочном отчете Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) подчеркнула важность коммуникации для повышения осведомленности о рисках изменения климата, распространения знаний и наращивания потенциала для индивидуальных и коллективных действий.

Таким образом, можно отметить, что коммуникации выступают связующим процессом различных субъектов вокруг вопросов экологии, требуя управления данной сферой жизнедеятельности. По мнению автора статьи, в целом можно выделить две ключевые составляющие

3 Программа ООН по окружающей среде учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №2997 от 15 дек. 1972 // ООН : офиц. сайт. URL: https://un.org/ ru/ga/unep.

4 Доклад Всемирной встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге // ООН : офиц. сайт.

URL: https://undocs.org/ru/A/Conf.199/20.

повестки экологических коммуникаций: 1) регуляторную, в основе которой лежит безопасность жизнедеятельности (реализуется здесь и сейчас) и 2) стратегическую, базирующуюся на проблеме изменения климата (создается задел на будущее). Экологическое регулирование относится к социальному процессу и влияет на экономическую деятельность предприятий путем разработки и реализации соответствующих политик, законов и нормативных актов [25]. Стратегическое предполагает цели, достижение которых лежит в основе дальнейшего развития.

Практические результаты

Как мы уже отмечали, современная экологическая политика не ограничивается только составляющими ее характеристик (безопасность, экономическая устойчивость, правовые механизмы, глобализация). Важную роль играет коммуникативная составляющая. Политика — это в том числе и коммуникации, от эффективного управления которыми зависит достижение целей и планируемого результата.

В качестве субъекта глобальной экологической политики автор рассматривает ООН5, на площадке которой вырабатываются и согласовываются актуальные вопросы международной экологической повестки. Ведущее место с 2015 г. организация уделяет проблеме изменения климата и тем шагам, которые необходимо предпринять для стабилизации ситуации.

5 Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды в Стокгольме 1972 г. // ООН : офиц. сайт. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/declarathenv.shtml. (дата обращения: 17.10.2022).

С точки зрения модели коммуникации, подробно изученных М. Кастельсом [26], ООН можно представить как «паутину», а ее членов — субъектов — составными частями этой коммуникативной сети. Количество коммуникативных связей в этой структуре огромно. С точки зрения управления в ней необходимо наличие одного или нескольких лидеров, влияющих на установки, повышение эффективности и координацию действий. Наличие нескольких лидеров и конкуренция между ними предполагает соперничество, в том числе в вопросе достижения общей цели по сокращению негативного воздействия на окружающую среду.

Соответственно экологическая политика представляет собой социальную систему (несколько субъектов отношений), где коммуникации являются связующим звеном, и от нее зависит контроль и координация действий, адаптация к происходящим изменениям.

Опираясь на теоретическую часть данного исследования, в практической части проведем анализ государственных документов и ключевых высказываний лидеров стран по вопросам климатических изменений, рассматривая современную экологическую политику с точки зрения коммуникативной составляющей. Для этого автор не просто анализирует цели государств и их заявленный уровень, но также правовые механизмы и институты, которые направлены на их подкрепление, что подтверждает серьезность заявленных намерений. Более того, автор рассматривает коммуникации с точки зрения управления, особое внимания уделяя внешним и внутренним

коммуникациям, взаимодействию с населением, на поддержку которого в своей деятельности рассчитывает любое правительство.

Ключевым документом международной климатической повестки является Парижское соглашение,6 оно предусматривает «принятие всеми странами на себя обязательств по сокращению своих выбросов и осуществление совместной работы по адаптации к последствиям изменения климата». Определим ключевое сообщение, которое международная организация транслирует своим членам и мировому сообществу. Для этого обратимся к Отчету об изменении климата (далее — Отчет), составленному в марте 2023 г. Межправительственной группой экспертов (МГЭИК), которая является органом ООН для оценки науки, связанной с изменением климата7.

Анализ разделов, ключевых тезисов, приведенных данных о текущем состоянии климата в Отчете, позволяет коротко сформулировать ключевое метасообщение следующим образом: «Глобальное потепление ведет к изменению климата, что приводит к потерям и ущербу природе и людям, особенно для уязвимых сообществ (развивающиеся страны). Дальнейший рост глобального потепления усилит опасности, что повлечет еще большие убытки и ущерб. Изменения возможны через сокращение выбросов парниковых

6 Офиц. информация о Парижском соглашении // ООН : офиц. сайт. URL: https:// www.un.org/ru/climatechange/paris-agreement. (дата обращения: 08.02.2023).

7 Изменение климата 2023. Обобщающий отчет // ООН : офиц. сайт. URL: https:// www.ipcc.ch/report/ar6/syr/. (дата обращения: 09.02.2023).

газов во всех отраслях жизнедеятельности. Механизмы решения кроются в расширении международного сотрудничества, включая улучшение доступа к адекватным финансовым ресурсам, а также управление и скоординированную политику действий». Как мы видим, в сообщении много внимания уделяется угрозам от изменения климата, одновременно ставка делается на ответственность и объединение усилий. Экспериментальные исследования объясняют это тем, что в состоянии страха человек (организация) склонен искать социальной поддержки и следовать выбранному курсу.

Это также подтверждают итоги 27-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP27). На ней были одобрены ряд инициатив, направленных на достижение общей цели:

- специальный Фонд по финансированию «потерь и ущерба»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новая пятилетняя программа по продвижению решений в области климатических технологий в развивающихся странах;

- программа, направленная на расширение масштабов деятельности по смягчению последствий изменения климата;

- пакет из 25 новых совместных действий в пяти ключевых областях: энергетика, автомобильный транспорт, сталь, водород и сельское хозяйство;

- спутниковая система оповещения и реагирования на выбросы метана (MARS).

Дальнейшие эффективные действия по борьбе с изменением климата [27] обеспечиваются политической приверженностью этой работе (общая цель), согласованным мно-

гоуровневым управлением между разными акторами, институциональными рамками, правовыми механизмами, стратегией расширенного доступа к финансам и технологиям.

Вместе с тем, управление состоянием окружающей среды является серьезной коммуникационной задачей. Это связано с большим количеством заинтересованных сторон, которых необходимо охватить и вовлечь в принятие решений и/или их реализацию. Каждая сторона имеет свои цели, свой уровень знаний, представлений, интересов.

Рассмотрим экологическую политику с точки зрения коммуникативного процесса, в котором есть отправитель информации с собственными целями и задачами; ключевое сообщение, исходящее из поставленных задач; механизмы реализации; целевые аудитории; инструменты; структуры управления (табл. 2).

В качестве эмпирической базы определим официальные документы, принятые в странах по вопросу изменения климата. Опираясь на состав постоянных членов Совета Безопасности ООН, объектами исследования определим экологическую политику США, ЕС, Китая и России. Для этих стран общим является ратификация международных документов, ключевым из которых в экологической сфере с 2015 г. считается Парижское соглашение. Эти страны приняли на себя обязательства по снижению антропогенной нагрузки, влияющей на изменение климата. Они также входят в число лидеров по объему выбросов парниковых газов, что делает их заметными участниками климатической повестки.

Таблица 2 /Table 2 Коммуникативный анализ экологической политики государств*

Communicative Analysis of Environmental Policies of States*

Россия /

США/USA ЕС / Еи Китай / China Russia

Цели / Построение Стремление стать Создание Обеспече-

Goals экономики первым климатиче- глобальной си- ние к 2030 г.

чистой энер- ски нейтральным стемы управле- сокращения

гии1* континентом2* ния климатом, справедливой, рациональной, полезной для всех3* выбросов парниковых газов, обеспечив темпы роста выше среднемиро-вых4*

Уровень Глобальный Глобальный Глобальный Националь-

заявленных ный

целей /

Level of

Stated Goals

Правовые Две страте- Стратегия «Евро- Стратегия Стратегия

механиз- гии по борьбе пейский зеленый «Белая книга. социаль-

мы / Legal с изменени- курс» (11.12.2019)7*. Политика и но-эконо-

Mechanisms ем климата Европейский закон действия Китая мического

(01.11.2022): о важнейших сы- в области изме- развития

внутри стра- рьевых материалах; нения клима- РФ с низким

ны «Долго- Закон о нулевой та (10.2021). уровнем

срочная чистой промышлен- «Руководство выбросов

стратегия ности и реформе по достижению парниковых

США: пути структуры рынка пика выбросов газов до

к нулевым электроэнергии; СО2 в 2030 г. 2050 года.

выбросам Закон о климате — и углеродной Националь-

парниковых Регламент (ЕС) нейтральности ный план

газов к 2050 2021/11198*. к 2060 г. в пол- мероприя-

г.»5*; за рубе- Стратегия ном и точном тий первого

жом «Чрез- REPowerEU осуществлении и второго

вычайный (03.2022) — отказ новой филосо- этапов

план пре- ЕС от энергоре- фии развития» адаптации к

зидента по сурсов из России к (2021), «План изменениям

адаптации и 2030 году. действий по до- климата на

устойчивости стижению пика период до

(PREPARE)», выбросов СО2 2025 г.

предназначен до 2030 года» ФЗ «Об

для поддерж- (2021). ограничении

ки развиваю- выбросов

щихся стран. парниковых газов»

Продолжение табл. 2 / Continuation of the Table 2

Россия /

США/USA ЕС / Еи Китай / China Russia

Коммуни- Климатиче- Объединение сил Построение Ответствен-

кативное ская повест- европейских стран в глобального ное отноше-

сообщение / ка — способ реализации единой общества бу- ние к кли-

Communica- восстановле- экологической по- дущего. Новая матическим

tion Mes- ния аме- литики. философия изменениям

sage риканского развития — ин- при сохране-

«глобального новационное, нии темпов

лидерства» в скоординиро- социально-

целом. ванное,эколо- экономиче-

гичное, откры- ского разви-

тое. тия.

Инструмен- Закон о «Новый европей- Создано девять Льготное

ты (фи- снижении ский Баухаус». пилотных зон финанси-

нансовые, инфляции Финансирование для «зеленых» рование

техноло- (08.2022)9*: из различных про- реформ и инно- проектов,

гические и привлечение грамм ЕС, включая ваций в шести связанных с

пр.), за- 737 млрд. Европейский фонд административ- возведени-

ложены в долл. США, регионального раз- ных провинци- ем энерго-

механизмах из которых вития Европейская ях. «Зеленые» эффектив-

поддержки 369 млрд — система торговли облигации на ного жилья,

и госпро- на финанси- выбросами (Еи сумму 1,2 трлн расчисткой

граммах / рование кли- ETS). юаней. и восста-

Instruments матических и Стратегический новлением

(Financial, экологически альянс пред- водных

Technologi- чистых ис- приниматель- объектов,

cal, etc.) Are точников ских инноваций созданием и

Included энергии. в области модерниза-

in Support Закон об ин- улавливания, цией инфра-

Mechanisms вестициях в использования структуры

and Gov- инфраструк- и хранения по улав-

ernment туру и рабо- углерода. ливанию

Programs чие места, Запуск обще- парниковых

планируемые национальной газов, а

расходы — системы торгов также низко-

1,2 трлн дол. углеродными углеродных

квотами. проектов в

сфере энер-

гетики.

Структуры Создана На- В структуре Евро- Действует на- В структуре

управле- циональная пейской комиссии циональная Министерства

ния (ин- целевая груп- создан Департамент руководящая экономиче-

ституты) / па по клима- климатического группа с пред- ского разви-

Governance ту, в которой действия. ставителями из тия РФ создан

Structures объединены Образована ла- 30 министерств Департамент

(Institutions) более 25 ру- боратория Нового и комиссий во конкуренции,

Продолжение табл. 2 / Continuation of the Table 2

Россия /

США/USA ЕС / EU Китай / China Russia

ководителей европейского Бауха- главе с премьер- энергоэффек-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на уровне уза для совместной министром Го- тивности и

кабинета ми- работы с растущим сударственного экологии.

нистров10*. сообществом над совета. Провин-

созданием, тести- ции, автоном-

рованием инстру- ные районы и

ментов, решений муниципалитеты

и политических создали соот-

действий. ветствующие

группы.

Внутренние Закон о Для бизнеса: Ре- Для бизнеса Для бизнеса:

коммуника- снижении формирование сек- повышение от- введение

ции / Inter- инфляции; тора электроэнерге- ветственности и мер фи-

nal Commu- Стратегиче- тики в рамках плана стимулирование нансовой и

nications ский опера- REPowerEU11*. перехода на зе- налоговой

тивный план Фонды, стимулиру- леные решения: политики,

2023-2031 — ющие изменения контроль выбро- стимули-

охватывает во всех секторах сов, адаптация в рующих

налоговые экономики и жиз- ключевых обла- снижение

законы, кото- недеятельности стях и секторах, выбросов

рые затронут граждан: Инноваци- модернизация парниковых

физических и онный фонд, Фонд городского и газов.

юридических модернизации, LIFE сельского стро- Развитие

лиц, включая (внедрение иннова- ительства. системы пу-

кредиты и ционных решений), Мониторинг, бличной не-

вычеты. До- Программа НЭР 300 предупреждение финансовой

кумент пред- (разработка техно- и смягчение отчетности

усматривает логий улавливания последствий компаний.

управление и хранения углеро- стихийных бед- Мониторинг

порядка 150 да)12*. ствий. Информи- состояния и

кредитами рование обще- устойчиво-

и другими ственности об сти грунтов

налоговыми изменении кли- в пределах

преференци- мата, введение населенных

ями («стиму- образователь- пунктов и

лами») ных программ производ-

и курсов для ственных

населения по объектов в

реагированию Арктической

на изменение зоне РФ.

климата.

Внешние Развитие сети Развитие соглаше- Выступает за Россия

коммуника- соглашений ний ЕС о свободной сохранение продолжает

ции / Exter- с другими торговле. созданной си- участие в

nal Commu- странами о Сотрудничество в стемы междуна- международ-

nications рамках Целевой родного права, ных перего-

Продолжение табл. 2 / Continuation of the Table 2

США/USA

ЕС / EU

Китай / China

Россия / Russia

свободной торговле. Глобальное обязательство по метану — новое партнерство, направленное на сокращение к 2030 г. сверх-загрязняющих выбросов метана на 30 % по сравнению с уровнями 2020 г.13*; Net-Zero World14*. Выстраивание нового пар-гнерства с Южной Африкой.

группы ЕС-США по Закону о сокращении инфляции. Планы создания Сырьевого клуба, объединяющего потребителей сырья и богатые ресурсами страны.

Работа над стратегией ЕС по экспортным кредитам (Global Gateway, Соглашения о содействии устойчивым инвестициям (SIFA)).

ядром которого является ООН; предлагает создание глобальной системы управления климатом. Отказался от строительства новых угольных электростанций. за границей. Координирует позиции стран в блоках переговоров по климату (БЕЙСИК, развивающиеся страны-единомышленники, Группа 77).

ворах по климатической повестке, сотрудничество с Китаем, Индией и странами ЕАЭС.

Климатическое финансирование развивающихся стран. Запуск международной платформы устойчивого финансирования, совместно с Аргентиной, Канадой, Чили, Китаем, Индией, Кенией и Марокко. Взаимодействие с развивающимися странами в рамках Глобального альянса по изменению климата ^ССА+). В 2021 г. ЕС выделил на эти цели 23,04 млрд евро. ЕС планирует направлять 100 млрд дол. в год до 2025 г. для поддержки развивающихся экономик.

Сотрудничает с малыми островными государствами, наименее развитыми и африканскими странам. С 2011 г. Китай выделил около 1,2 млрд юаней на сотрудничество Юг-Юг в области климата и подписал 40 документов о сотрудничестве с 35 странами. Подготовил около 2 000 должностных лиц и специалистов в области изменения климата почти для 120 развивающихся стран.

Продолжение табл. 2 / Continuation of the Table 2

США/USA ЕС / EU Китай / China Россия / Russia

Основным регионом-бенефициаром климатического финансирования является Азия (43 %), Африка (26 %) и Америка (17 %), другие - 9 %. В 2021 г. Китай и 28 других стран запустили Инициативу партнерства «Один пояс, один путь».

Коммуникативная роль / Communication Role Лидер — способен оказывать влияние на установки и поведение других стран. Координатор по отношению к странам-членам ЕС. Проводник для стран, которым оказывается финансовая поддержка. Правитель -заботится о справедливости и равных возможностях для всех. Участник международных процессов. Нацелена на достижение результата по снижению объема выбросов в своей стране.

Цель: изменения, трансформация имеющегося миропорядка и отношений. Цель: поиск оптимального варианта развития для обеспечения устойчивой экономики и жизнедеятельности. Цель: возвращение к стабильности через контроль изменений и создание справедливого общества. Цель: быть своим, обеспечить устойчивое развитие.

Стратегия коммуникации с населением / Communication Strategy with the Public Вовлечение. Предусмотрены выгоды для населения. Вовлечение. Совместное проектирование и создание будущего. Вовлечение. Ответственность каждого за будущее страны. Вовлечение. Общественное участие в преобразованиях.

Закон о снижении инфляции содержит призывы к переходу граждан на более экономичный образ жизни через налого- Баухаус (NEB) -экологический, экономический и культурный проект, запущенный в 2020 г. NEB делает акцент на подходе «снизу вверх» в реализации европейского «Зеленого Кампания «Прекрасный Китай, я участник» охватывает всю страну. Каждый участвует в программе экономии продуктов питания, воды, бумаги, энер- Вовлечение людей через нацпроект «Экология» в реализацию совместных массовых акций (очистка берегов,

Окончание табл. 2 / The End of the Table 2

США/USA ЕС / EU Китай / China Россия / Russia

вые льготы, кредиты и приобретение новой экономичной техники и товаров. курса» и создании экологичной и инклюзивной среды обитания. гии, в выборе экологически чистых материалов и в отказе от чрезмерной упаковки и одноразовых продуктов. субботники и пр).

Примечания:

1* Official website of the White house. [Online]. URL: https://www.whitehouse.gov/. (Accessed Aprl. 07, 2023).

2* A European Green Deal. Official website of the European commission. [Online]. URL: https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/european-green-deal_en. (Accessed Aprl. 09, 2023).

3* Document: Responding to Climate Change: China's Policies and Actions. [Online] // CHINA DAILY 2021. 28 Oct. URL: https://global.chinadaily.com.cn/a/202110/28/WS6179dfdba310cdd39b-c71b86.html. (Accessed Aprl. 09, 2023).

4* The long-term strategy of the United States. Official website of the White house. [Online]. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/10/US-Long-Term-Strategy.pdf. (Accessed Aprl., 08. 2023).

5* The President's Emergency Plan for Adaptation and Resilience (PREPARE). [Online]. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/10/Full-PREPARE-Plan.pdf. (Accessed Aprl.10, 2023).

6* Communication from the Commission to the European Parliament. The European Green Deal. [Online]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1588580774040&uri=C ELEX:52019DC0640. (Accessed Aprl. 2023).

7* Regulation (EU) 2021/1119 of the European Parliament and of the Council of 30 June 2021 establishing the framework for achieving climate neutrality and amending Regulations (EC) No 401/2009 and (EU) 2018/1999 (European Climate Law). [Online]. URL: https://eur-lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32021R1119. (дата обращения: 08.10.2022).

8* Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 окт. 2021 г. № 3052-р. // Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202111010022?index=0&rangeSize=1. (Accessed Aprl. 2023).

9* President Biden's Actions to Tackle the Climate Crisis. Official website of the White house. [Online]. URL: https://www.whitehouse.gov/climate/. (Accessed Aprl. 07, 2023).

10* Readout of the June National Climate Task Force Meeting. Official website of the White house. [Online]. URL.:https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/06/22/ readout-of-the-june-national-climate-task-force-meeting/. (Accessed Aprl. 07, 2023).

11* REPowerEU: affordable, secure and sustainable energy for Europe. [Online] Official website of the European commission. URL: https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/ priorities-2019-2024/european-green-deal/repowereu-affordable-secure-and-sustainable-energy-europe_en. (Accessed Aprl. 09, 2023).

12* A European Green Deal. Official website of the European commission. [Online]. URL: https://climate.ec.europa.eu/eu-action/european-green-deal_en. (Accessed Aprl. 09, 2023).

13* The Global Methane Pledge. [Online]. URL: https://www.globalmethanepledge.org/. (Accessed Aprl. 07, 2023).

14* Net Zero World Initiative. [Online]. URL: https://www.nrel.gov/international/net-zero-world. html. (Accessed Aprl. 07, 2023).

Заключение

Современная экологическая политика представляет собой взаимодействие различных экономических, политических, социальных и международных структур, направленных на формирование и реализацию глобальной стратегии в сфере охраны окружающей среды. Опираясь на международные документы, государства определяют национальные стратегии, раскрывая их через законодательные и экономические механизмы. Соответственно особенностями экологической политики являются: взаимодействие правительств с разными целевыми группами, наличие стратегии действий, закрепление характера экологических отношений в правовых документах, управление происходящими изменениями, ответственность за принимаемые решения.

На экологическую политику влияет давление различных социальных групп, государственных органов и международных объединений, что подтверждает ведущую роль коммуникаций в ее реализации. Более того, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что экологическая политика является объектом экологической коммуникации. Экологические коммуникации характеризуются сложностью из-за многосубъектности, различий в це-леполагании, междисциплинарно-стью знаний, разницей в понимании экологических проблем общественностью и экспертами, влиянием на человека и принимаемые решения.

Вместе с тем, экологические коммуникации выступают связующим процессом различных субъектов через регуляторную и стратегическую

составляющие. В основе регулятор-ной составляющей лежит безопасность жизнедеятельности, что влияет на определение требований для субъектов хозяйственной деятельности. Стратегическая — на современном этапе развития базируется на проблеме изменения климата.

Рассмотрение государственных стратегий показывает, что стратегические цели государств носят глобальный характер и связаны с определением места в мировой системе политических отношений. Они предполагают:

- перестройку национальной и мировой экономики;

- развитие новых отраслей и снижение существующей энергозависимости;

- расширение влияния на развивающиеся страны, богатые природными ресурсами и перспективные для создания новых рынков;

- повышение ответственности бизнеса и граждан.

Соответственно, их достижение зависит от эффективности коммуникаций со всеми участниками этих отношений, особенности которых раскрываются в национальных законах и программах.

Возможность достижения поставленных целей повышается при наличии трех составляющих: экономических ресурсов, социальной организации и политической переговорной силы. Как видно из табл. 2, все страны разработали специальные программы, предусматривающие значительные финансовые ресурсы. В этот процесс также вовлекаются бизнес и население, призванные легитимизировать выбранную стратегию действий: например,

в ЕС запущена лаборатория нового европейского Баухауза для совместной работы с растущим сообществом; в Китае реализуется кампания «Прекрасный Китай, я участник». Высокий потенциал участия бизнеса и общественности необходим для принятия, доверия и устойчивости экологических программ.

Во взаимодействии с внешней аудиторией одной из коммуникативных задач является создание новых международных союзов, что позволяет укреплять собственные позиции. США выстраивает альянсы с ЕС и налаживает взаимодействие со странами Африки. ЕС ориентирован на США, одновременно уделяя внимание государствам Азии и Африки, сокращая контакты с Россией. Китай настроен на развитие межгосударственных отношений, в том числе с островными и развивающимися государствами. Россия ориентируется на сотрудничество с Китаем, Индией и странами Евразийского экономического союза.

Таким образом, гипотезы, выдвинутые в начале статьи, нашли свое подтверждение. Более того, анализ стратегических документов через рассмотрение коммуникативной роли позволил определить то место на политической арене, которое рисуют для себя страны в национальных документах: «лидер», «координатор», «правитель», «заботливый отец». Это

влияет на специфику правовых механизмов и инструменты достижения целей (финансовые, технологические и пр.). Также заметим, что управление принятыми стратегиями государства осуществляют через специально созданные органы, которые объединяют отраслевых министров и профессиональные сообщества. Чем выше координирующая роль этих структур, тем значимее воспринимается задача и ответственнее ее решение. В Китае создана управляющая вертикаль (до муниципалитетов), которую возглавляет премьер-министр Госсовета. В США образована национальная целевая группа, в которую вошли представители кабинета министров. В структуре Еврокомиссии создан отдельный департамент. В России новый департамент образован в структуре Минэкономразвития России.

По мнению автора, коммуникативная политика и выбранная стратегия, которые проводят государства, оказывают непосредственное влияние на отношение внутри страны и за ее пределами. Это своего рода дальнейшие ориентиры международных отношений и глобальных процессов. Для того, чтобы их изменить, необходимо внести коррективы в коммуникации. Именно они являются двигателем происходящих перемен, основанных на ответственной экологической политике.

Список использованной литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Харитонова Н.И. Экогеополитика как новый концепт в геополитической парадигме международных отношений / Н.И. Харитонова. — DOI 10.24412/2070-1381-2021-86178-199. — EDN MTWWUK // Государственное управление. Электронный вестник. — 2021. — № 86. — С. 178-199.

2. Мамедов Н.М. Экологическое образование: новый взгляд на старую проблему / Н.М. Мамедов. — EDN MUQQGJ // Вестник экологического образования в России. — 2010. — № 3. — С. 28-30.

3. Бобылев С.Н. Экология и экономика. «Зеленая» экономика. Человек и природа / С.Н. Бобылев, В.М. Захаров. — Москва : Департамент природопользования и охраны окружающей среды города, 2015. — 98 с.

4. Павлов К.В. Экологическое ядро / К.В. Павлов. — Мурманск : Кол. науч. центр Рос. акад. Наук, 2008. — 230 с.

5. Матягина А.М. Экологически ответственный бизнес. — Москва : Форум, 2012. — 190 с.

6. Боголюбов С.А. Главное — прогнозирование реализации экологической политики / С.А. Боголюбов. — EDN OPQLOT // Экологическое право. — 2011. — № 6. — C. 2-9.

7. Клюканова Л.Г. Особенности формирования государственной экологической политики Российской Федерации / Л.Г. Клюканова. — EDN RSOFNR // Правовые вопросы строительства. — 2013. — № 2. — С. 9-12.

8. Иванов И.С. Внешняя политика России в эпоху глобализации : статьи и выступления / И.С. Иванов. — Москва : Олма-Пресс, 2002. — 414 с.

9. Петров А.В. Глобализация и социальные основы экономического суверенитета России / А.В. Петров. — EDN KUSPCJ // Общество. Среда. Развитие. — 2009. — № 1. — С. 81-99.

10. Данилов-Данильян В.И. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев, И.Е. Рейф. — Москва : Инфра-М, 2005. — 224 с.

11. Голиченков А.К. Государственная экологическая политика — «факторы успеха»: право, идеология / А.К. Голиченков. — EDN XIQHNH // Экологическое право. — 2016. — № 6. — С. 3-7.

12. Liang Y. Towards an integrated model of strategic environmental communication: advancing theories of reactance and planned behavior in a water conservation context / Y. Liang, K.F. Kee, L.K. Henderson // Journal of Applied Communication Research. — 2018. — Vol. 46(2). — P. 135-154.

13. Toward effective government communication strategies in the era of COVID-19 / B. Hyland-Wood, J. Gardner, J. Leaks, U.K.H. Ecker // Humanities and Social Sciences. — 2021. — Vol. 8. — P. 1-11.

14. Ровинская Т.Л. Механизмы участия средств массовой информации в экологической политике / Т.Л. Ровинская // Политическая наука. — 2010. — № 2. — C. 177-202.

15. A theory of participation: what makes stakeholder and public engagement in environmental management work? / M.S. Reed, S. Vella, E. Challies [et al.] // Restoration Ecology. — 2019. — Vol. 26(1). — P. 9-10.

16. Ермолов Н.Г. Модели экологической политики: генезис и эволюция / Н.Г. Ермолов. — EDN OWWBWX // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 3. — C. 245-249.

17. Flor A.G. Environmental Communication / A.G. Flor. — Quezon City: University of the Philippines Diliman, 2003. — 325 p.

18. Littlejohn Stephen W. Encyclopedia of communication theory / W. Littlejohn Stephen., A. Foss Karen. — Los Angeles : Sage, 2009. Vol. 2. — 1114 p.

19. Cox R. Environmental Communication and the Public Sphere / R. Cox. — Thousand Oaks : Sage Publications, 2010. — 385 p.

20. Hansen A. Environment, media and communication / A. Hansen. — London, New York : Routledge, 2019. — 176 p.

21. Лабуш Н.С. Медиатизация экстремальных форм политического процесса: война, революция, терроризм / Н.С. Лабуш, А.С. Пую. — Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2019. — 340 c.

22. Панова Е.В. Место кризисных коммуникаций в экологической повестке / Е.В. Панова. — DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(4).695-709. — EDN UBQQXU // Вопросы теории и практики журналистики. — 2022. — T. 11, № 4. — С. 695-709.

23. Hopke J.E. Connecting Extreme Heat Events to Climate Change: Media Coverage of Heat Waves and Wildfires / J.E. Hopke // Environmental Communication. — 2020. — Vol. 14, No. 4. — P. 492-508.

24. Reber U. Global Climate Change or National Climate Changes? An Analysis of the Performance of Online Issue Publics in Integrating Global Issues / U. Reber // Environmental communication. — 2021. — Vol. 15, No. — 2. — P. 173-188.

25. Li С. Research on the Relationship Between Environmental Regulation, Technological Innovation and Employment: Focused on China / С. Li, Y. Hwang, C. Yu // Journal of International Logistics and Trade. — 2022. — Vol. 21, No. 1. — P. 2-17.

26. Кастельс М. Власть коммуникации / М. Кастельс. — Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. — 564 с.

27. O'Neill S., Pigcock R. Introducing the Topical Collection: 'Climate change communication and the IPCC' / S. O'Neill, R. Pigcock // Climatic Change. — 2021. — Vol. 169, No. 19. — P. 18-25.

References

1. Kharitonova N.I. Eco-Geopolitics as a New Concept in the Geopolitical Paradigm of International Relations. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik = Public Administration. E-Journal, 2021, no. 86, pp. 178-199. (In Russian). EDN: MTWWUK. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-86-178-199.

2. Mamedov N.M. Environmental Education: A New Look at an Old Problem. Vestnik eko-logicheskogo obrazovaniya v Rossii = Bulletin of Environmental Education in Russia, 2010, no. 3, pp. 28-30. (In Russian). EDN: MUQQGJ.

3. Bobylev S.N., Zakharov V.M. Ecology and Economics. "Green" Economy. Human and Nature. Moscow, Departament prirodopol'zovaniya i okhrany okruzhayushchei sredy goroda Publ., 2015. 98 p.

4. Pavlov K.V. Ecological Core. Murmansk, Kol. nauch. tsentr Ros. akad. Nauk Publ., 2008. 230 p.

5. Matyagina A.M. Environmentally Responsible Business. Moscow, Forum Publ., 2012. 190 p.

6. Bogolyubov S.A. The Main Thing is Forecasting the Implementation of Environmental Policy. Ekologicheskoe pravo = Environmental Law, 2011, no. 6, pp. 2-9. (In Russian). EDN: OPQLOT.

7. Klyukanova L.G. Peculiarities of Formation of State Environmental Policy in the Russian Federation. Pravovye voprosy stroitel'stva = Legal Issues of Construction, 2013, no. 2, pp. 9-12. (In Russian). EDN: RSOFNR.

8. Ivanov I.S. Russian Foreign Policy in the Era of Globalization: Articles and Speeches. Moscow, Olma-Press Publ., 2002. 414 p.

9. Petrov A.V. Globalization and Social Foundations of Russia's Economic Sovereignty. Obshchestvo. Sreda. Razvitie = Society. Environment. Development, 2009, no. 1, pp. 81-99. (In Russian). EDN: KUSPCJ.

10. Danilov-Danil'yan V.I., Losev K.S., Reif I.E. Facing the Main Challenge of Civilization. Moscow, Infra-M Publ., 2005. 224 p.

11. Golichenkov A.K. State Environmental Policy — "Success Factors": Law, Ideology. Ekologicheskoe pravo = Environmental Law, 2016, no. 6, pp. 3-7. (In Russian). EDN: XIQHNH.

12. Liang Y., Kee K.F., Henderson L.K. Towards an Integrated Model of Strategic Environmental Communication: Advancing Theories of Reactance and Planned Behavior in a Water Conservation Context. Journal of Applied Communication Research, 2018, vol. 46(2), pp. 135-154.

13. Hyland-Wood B., Gardner J., Leaks J., Ecker U.K.H. Toward Effective Government Communication Strategies in the Era of COVID-19. Humanities and Social Sciences, 2021, vol. 8, pp. 1-11.

14. Rovinskaya T.L. Mechanisms for Media Participation in Environmental Policy. Politicheskaya nauka = Political Science, 2010, no. 2, pp. 177-202. (In Russian).

15. Reed M.S., Vella S., Challies E. [et al.] A Theory of Participation: What Makes Stakeholder and Public Engagement in Environmental Management Work? Restoration Ecology, 2019, vol. 26, pp. 9-10.

16. Ermolov N.G. Models of Environmental Policy: Genesis and Evolution. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Ppractice of Social Development, 2012, no. 3, pp. 245-249. (In Russian). EDN: OWWBWX.

17. Flor A.G. Environmental Communication. Quezon City, University of the Philippines Diliman, 2003. 325 p.

18. Littlejohn Stephen W., Foss Karen A. Encyclopedia of Communication Theory. Los Angeles, Sage, 2009. 1114 p.

19. Cox R. Environmental Communication and the Public Sphere. Thousand Oaks, Sage Publications, 2010. 385 p.

20. Hansen A. Environment, Media and Communication. London, New York, Routledge, 2019. 176 p.

21. Labush N.S., Puyu A.S. Mediatization of Extreme Forms of the Political Process: War, Revolution, Terrorism. Saint Petersburg State University Publ., 2019. 340 p.

22. Panova E.V. The Place of Risk Communication in the Environmental Agenda. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 11, no. 4, pp. 695-709. (In Russian). EDN: UBQQXU. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(4).695-709.

23. Hopke J.E. Connecting Extreme Heat Events to Climate Change: Media Coverage of Heat Waves and Wildfires. Environmental Communication, 2020, vol. 14, no. 4, pp. 492-508.

24. Reber U. Global Climate Change or National Climate Changes? An Analysis of the Performance of Online Issue Publics in Integrating Global Issues. Environmental communication, 2021, vol. 15, no. 2, pp. 173-788.

25. Li С., Hwang Y., Yu. C. Research on the Relationship Between Environmental Regulation, Technological Innovation and Employment: Focused on China. Journal of International Logistics and Trade, 2022, vol. 21, no. 1, pp. 2-17.

26. Castells M. Communication power. New York, Oxford University Press, 2009. 574 p. (Russ. ed.: Castells M. Communication power. Moscow, Izdatel'skii dom Vysshei shkoly ekonomiki Publ., 2016. 564 p.).

27. O'Neill S., Pigcock R. Introducing the Topical Collection: 'Climate Change Communication and the IPCC'. Climatic Change, 2021, vol. 169, no. 19, pp. 18-25.

Информация об авторе

Панова Елена Васильевна — кандидат политических наук, руководитель Аппарата Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, г Москва, Российская Федерация, karrypoupe@gmail.com, G https://orcid.org/0000-0001-8782-3680.

Author Information

Elena V. Panova — PhD in Politics, Head of the Office of the Committee on Ecology, Natural Resources and Environmental Protection, State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, karrypoupe@gmail.com, С https://orcid. org/0000-0001-8782-3680.

Для цитирования

Панова Е.В. Место и роль экологической коммуникации в современной экологической политике / Е.В. Панова. — DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(4).763-783. — EDN TENCXE // Вопросы теории и практики журналистики. — 2023. — Т. 12, № 4. — С. 763-783.

For Citation

Panova E.V. Place and Role of Environmental Communication in Modern Environmental Policy. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2023, vol. 12, no. 4, pp. 763-783. (In Russian). EDN: TENCXE. DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(4).763-783.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.