Научная статья на тему 'Место и роль духовенства в Букеевской Орде'

Место и роль духовенства в Букеевской Орде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВЕНСТВО / МУЛЛЫ / ПОТОМСТВЕННЫЕ ХОДЖА / ЯЛПАКТАЛЬСКИЕ ИШАНЫ / ЗЯКЕТ / CLERGY / HEREDITARY HODGE / ZYAKET / MULLAHS / YALPAKTALSKY ISHANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рысбеков Т. З.

В статье рассматривается место и роль религиозных служащих в Букеевской Орде в период правления хана Жангира. Наряду с официальным духовенством (муллы) освещается и деятельность ахунов, потомственных ходжей, ишанов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль духовенства в Букеевской Орде»

Т.З. Рысбеков

зав. кафедрой истории Республики Казахстан, д.и.н., профессор,

Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова

T.Z. Rysbekov

the head of the history department of Kazakhstan Republic, doctor of history, Professor of M. Utemisov West Kazakhstan state university,

(tuyakbai. rysbekov@mail. ru)

МЕСТО И РОЛЬ ДУХОВЕНСТВА В БУКЕЕВСКОЙ ОРДЕ

Аннотация. В статье рассматривается место и роль религиозных служащих в Букеевской Орде в период правления хана Жангира. Наряду с официальным духовенством (муллы) освещается и деятельность ахунов, потомственных ходжей, ишанов.

Annotation. The place and a role of religious employees in Bukeevska Orda in the period of khan Zhangir rein is considered. Along with official clergy (mullah) activity of akhunov, of hereditary hajjs, ishans is revealed also.

Ключевые слова: духовенство, муллы, потомственные ходжа, ялпакталь-ские ишаны, зякет.

Key words: clergy, mullahs, hereditary Hodge, yalpaktalsky ishans, zyaket.

Началом рождения внутренней Орды следует считать 1801 год. До конца XVIII века ее территория называлась Астраханской степью. Здесь не было постоянного пристанища кочевников. В зависимости от времен года здесь жили астраханские татары, калмыки, казахи. С середины XVIII века передвижение казахов этим территориям стало усложняться. После подавления восстания Сырыма Датова процессы перемещения казахов стали массовыми и не поддавались учету. Правительство признало стремление казахов закономерным. Освоение пустующих земель соответствовало колониальной политике царского правительства, позволяло раздробить силы Младшего жуза, взять немалую часть казахов под крыло империи, усилить налоговую систему. В 1803 году здесь было 7500 домов, в 1825 г. - 10490, в 1845 г. - 52129. (1, с.44)

24 июня 1824 г. в Уральске при участии высших чиновников Оренбургского пограничного управления Жангир был объявлен ханом. Время его правления было длительным и богатым на события. Впервые в истории казахского ханства от полуоседлого образа жизни был взят курс на передачу земли в личную собственность кочевников. При Жангире возросли виды налогов с населения: «зекет», «согым», «жасауыл алу», всего более 20, еще более закабалившие работающих. При нем заметно усовершенствовалась работа аппарата управления, появились конторы, депутатские группы, совет биев, группы султанов рынка, помощники хана, религиозные чины. На территории ханства в 30-х годах появились центры торговли, а затем и ханские ставки. Торговый оборот ярмарки 1832 г. превысил 100000 р. О размахе ярмарки и товарооборота говорят и эти факты: 46 из 89 домов имели лавки, в 19 - торговые склады. В ханстве было много мусульманских школ, а каждый род имел своего муллу. Впоследствии выпускники этих школ продолжили образование в медресе

Бухары и Ташкента. Здесь впервые во всем Казахстане в 1841 году открылась первая гражданская школа. (1, с.45)

Свидетельством высокого мастерства искусных умельцев в сфере народных промыслов может служить открытие здесь «Оружейной комнаты».

Сам Жангир в свое время избирался почетным членом научно-исследовательского общества Казанского университета. Им записано несколько казахских шежире (родословная) и этнических легенд. Хан Жангир умер в 1845 году. С его смертью закончилась и эпоха ханского правления. Ордой правил временный совет. При изучении возникновения Бокеевской Орды следует, прежде всего, уяснить следующее:

1) Что побудило переместиться во Внутреннюю Орду?

2) Кто были они?

Отвечая на первый вопрос, надо исходить из того, что после поражения восстания Сырыма Датова возникла необходимость перемещения населения вовнутрь области. Ханы и ставленники царизма хотели использовать внутриро-довые распри в своих целях. В то же время правительство пошло навстречу желанию народа. Для проведения этого ответственного дела нужен был лидер. И он появился в лице хана Букея. Разумеется, одного его авторитета было мало. Требовалось мужество и воля Сырыма-батыра, сделавшего немало, чтобы побудить народ к перемещению. Особо следует обратить внимание и на роль земельного вопроса. Животноводы мечтали о получении в свои владения пастбища и улучшении своей жизни. Границы территории Бокеевского ханства были указаны в утвержденных 19 мая 1806 года Правилах. Общая площадь ханства равнялась 6500000 десятинам, из них 100000 десятин были пастбищами, 1200 - заняты камышами, 5200000 - были землями пригодными для пастбищ, 192000 - бесплодными землями, 420000 - песчаными землями. Переселенцами во Внутреннюю Орду, в основном, были люди, не имеющие в большом количестве скот, жившие в летних кибитках. Как сообщал профессор Кузнецов губернатору Эссену, с Жаика в Бокеевское ханство переезжали люди несостоятельные - многие не имели и 100 овец. По состоянию на 1809 г. переехало 946 юрт с поголовьем в 434 верблюда, 1567 лошадей, 1124 коров, 15273 овцы. В среднем на каждый дом приходилось по 1-2 лошади, 1-2 коровы, по 16 овец. (1, с.47).

Утверждение некоторых дореволюционных историков (Троцкий Н.) о том, что основная масса переселенцев была приближенными хана, не имеет оснований. Такое мнение не существовало даже среди царских чиновников.

Если в других частях Казахстана в 20-х годах XIX века ханское правление закончилось, то в Младшей Орде оно сохранилось до середины века.

В противостоянии с 3 оппозиционными группами - прежней аристократией, стремящейся к власти, султанами и слоями шаруа ханское правительство опиралось на поддержку царского правительства. В Бокеевском ханстве правление велось по трем направлениям, отсюда было сформировано и 3 понятия «общее руководство», «непосредственное руководство» и «местное руководство». «Общее руководство» осуществлялось азиатским департаментом министерства внешних дел, а с 1838 года - министерства собственности, «непосредственное руководство» - Оренбургским военным губернаторством и Оренбургской пограничной комиссией, «местное управление» осуществлялось самим ханом. При Жангире связи этих ступеней управления между собой стали прочнее. За усер-

дие и умелое правление Жангир был награжден Андреевской медалью, алмазным знаком Ордена Святой Анны I степени, в 1831 г. ему было присвоено звание генерал-майора. Если в первые 2 десятилетия Оренбургское и Астраханское губернаторства напрямую руководили Внутренней Ордой, то, начиная с 30-х годов, с возвышением авторитета Жангира вмешательство во внутренние дела ханства прекратилось. Впервые в истории казахов ханское правительство стало заниматься не только вопросами внутренней жизни области, но и его хозяйственными, социальными, политическими проблемами. Был возрожден институт тарханов (XVIII в. Царское правительство давало это звание биям и батырам, внесшим весомый вклад в развитие казахского общества). Появились звания ханского султана, бия хана, служащего хана. Тарханы имели немало льгот и передавали их по наследству.

Возросла роль и религиозных служащих. Главными налогами были налоги духовенства.

К моменту образования Букеевского ханства позиции ислама среди его населения были очень слабыми. Служителей культа - мулл - было очень немного и, в основном, это были казанские татары. М.-С. Бабаджанов в статье «Заметки киргиза о киргизах», напечатанной в 1861 году «Северной пчеле», пишет о том, что до 30-х годов XIX века мулл было очень мало. «Говорят, - пишет он, -что когда нужно бывало по случаю смерти какого-нибудь киргиза совершить над ним отходную молитву по магометанскому закону, то для отыскания где-либо муллы, родственники умерших ездили за 50, 100 или 150 верст!». Он приводит примеры, когда к чтению отходной молитвы привлекали тех, кто хоть сколько-нибудь проучился у муллы, иногда даже детей.

Вот как характеризует права и обязанности мулл при хане Джангире М.-С. Бабаджанов: «Муллы при нем получили должность и звание «указанных мулл»; они обязывались обучать детей, совершать обряды погребения умерших и бракосочетания и следить за дачей новорожденным киргизам приличных имен. (Надо сказать, что имена у киргизов часто в переводе и смысле народной речи имеют самые неприличные значения). Муллы эти, кроме того, пользуются привилегией не платить подати со скота и избавляются от телесного наказания». [2] В обязанности мулл, помимо проведения религиозных обрядов входило обучение детей. Деятельность мулл была строго ограничена только духовной сферой.

Помимо официального духовенства, к которому относились муллы, на религиозную ситуацию в Букеевском ханстве, безусловно, оказывало влияние наличие в составе его населения очень большого числа потомственных ходжей. По официальному разрешению пограничного начальства, полученному на поданное в 1809 году прошение, старшины рода берш Младшего жуза двоюродные братья Караул-ходжа Бабаджанов и Тука-ходжа Тлеуходжин, правнуки племянника суфийского пира трех казахских жузов Мухаммад-кожи, переселились вместе с 15 кибитками своих родственников во владения султана Букея, отца будущего хана Джангира. (3, с.150). Они относились к сословно-клановой группе сайид (сеит)-кожа, представители которых выводили свое происхождение к четвертому халифу Али и одной из его жен - Фатиме, дочери пророка Мухаммеда. В дальнейшем численность группы потомственных ходжей в Букеевском ханстве росла и составила в 1825 году 80 кибиток или 320 человек мужского пола, а в 1852 году - уже 300 кибиток или 1200-1500 человек мужского пола. (4, с.2-3)

При хане Джангире ходжи были освобождены от податей и повинностей. Это льгота была отменена через пять лет после его смерти, что вызвало попытку с их стороны вернуть былые привилегии, в связи, с чем они обратились с прошением, в котором писали: «Для нас весьма обидно, что мы теперь приравнены к простому народу». (4, с.3)

Караул-Ходжа Бабаджанов являлся одним из наиболее энергичных, предприимчивых и влиятельных представителей сословной группы ходжей на территории Западного Казахстана в первой половине XIX века и играл большую роль в экономической, политической и социально-культурной жизни, вполне правомерен. Он являлся тестем хана Джангира, который был женат на его дочери Ха-лиме-Салихе (правда непродолжительное время, так как та умерла совсем молодой), имел звание полкового есаула, управлял в первой четверти XIX века не только представителями клановой группы сайид (сеит)-кожа, к которой сам относился, но и первой частью приморских казахов. Получение им с 1834 года должности старшины рода берш стало, кстати говоря, одной из причин восстания второй половины 30-х годов XIX века. Об этом красноречиво свидетельствуют строки из письма одного из руководителей восстания Исатая Тайманова к хану Джангиру: «От определенного вами на должность правителя полкового есаула Караул Ходжи Бабаходжина мы мало видим правосудия. Если мы объясним вам об его управлении, лихоимстве и поборах, то вы все поймете». [5, с.20-21] Далее он сообщает о принудительных отработках, незаконном обложении поборами с каждой кибитки деньгами, «филей и колбасами» в пользу Караул-ходжи. Как видим, авторитета и любви у управляемого им народа он не заслужил.

Кстати, посильный вклад в изучение вопроса о численности и поименном составе группы ходжей, проживавших на вверенных ему территориях, внес хан Джангир. 14 октября 1830 года Пограничная комиссия послала ему Отношение с предложением составить списки состоящих в подведомственной ему Орде султанов и ходжей, «с обозначением всех детей их мужского пола, также отцов и прадедов». 30 июля 1835 года хан указанные списки представил, добавив, что он не уверен в их полноте. [6, л. 1]

Кроме группы сайид-кожа с 20-х годов XIX века активно проявили себя последователи т.н. «ялпактальских ишанов», проживавшие в Ханской ставке и селе Таловка. «Ялпактальские ишаны» явились основателями нового центра суфийских общин Волго-Уральского региона, сложившегося под влиянием суфийской ханаки селения Стерлибашево. [7, с.26]

В действиях правителя Букеевского ханства явно прослеживается стремление сосредоточить в своих руках высшее управление духовными делами подвластных ему степняков. Он присвоил право решать многие дела, входящие в компетенцию высшей духовной власти. Наиболее красноречивым примером этого является, по-видимому, порядок сбора закята. «Киргизы, - писал в 1827 году председатель Оренбургской пограничной комиссии Г.Ф. Генс, - платят хану зякят (по 1% от числа скота) согласно с Ал-Кораном и по обыкновениям народным. Подать сию собирали обыкновенно султаны, управляющие родами или посылаемые от хана султаны и старшины или простые киргизы» [8, л.46].

Назначение этого сбора зависело от усмотрения хана. При этом он «основывался на предварительно собранных им сведениях о количестве скота в Орде

(в каждом роде и отделениях ее), стараясь, чтобы с лошади и верблюда поступало в сбор не более 1 руб. ассигнацией, а с коровы 50 коп. и с барана и козы 15 коп. ассигнациями». [3, с.792]. То есть собственно религиозное приношение 40-й части скота в пользу духовенства и поддержания мечетей, хан Джангир обратил в подать, собираемую на поддержание его достоинства и расходов на управление.

Отметим, однако, что часть собираемого с букеевцев закята шла на содержание служителей мусульманского культа. Так, на содержание ахуна соборной мечети в Ставке распоряжением хана роду туленгут предписывалось платить занят в его пользу. [3, с.291-292, 296]

Кроме того, самоуправство хана в духовной сфере проявилось также и в том, что он сам выдавал разрешения на постройку мечетей.

Джангир самолично назначал мулл в казахские роды и отделения. В Донесении временного совета по управлению Внутренней ордой в Оренбургскую пограничную комиссию от 23 декабря 1850 года приводится именной список мусульманского духовенства из 113 человек с указанием сроков их утверждения ханом Джангиром. Согласно этому документу, самый ранний срок утверждения относится к 26 мая 1840 года и самый поздний - к 26 июня 1845 года. [3, с.375-379]. Экзамены на знания основ мусульманской веры и обрядовой практики принимал ахун, живший при ставке.

Главным идеологом и духовным лицом хана являлся ахун. Были дружины, состоящие из астраханских и уральских казаков и калмыков. Центральными фигурами были указные старшины, в 40-х годах их число достигло 200 человек. В начале 40-х годов царское правительство стало усиливать роль пограничных органов, хану было предложено уменьшить влияние на земельную и налоговую политику, а также ограничить деятельность ахунов, татарских мулл и купцов. Однако со смертью Жангира эту политику осуществить не удалось, так как в руководстве Ордой был взят другой курс.

Итак, подводя итог сказанному, отметим еще раз, что хан букеевских казахов способствовал распространению ислама среди них, и это было выражением официальной правительственной религиозной политики. Что касается христианства, за которое ратовали некоторые чиновники, то насаждения его не было.

Просвещенный букеевский правитель способствовал изданию мусульманской литературы. Во время пребывания в Казани в 1844 году хан выступил с инициативой издания рукописи книги «Мюхтесер» имама Убейдюллаха Сад-рюш-шариата, законоведа VIII века, о чем сообщает в своем донесении от 22 февраля 1844 года на имя попечителя Казанского учебного округа Н.М. Мусина-Пушкина проректор Казанского университета А.К. Казембек. Он пишет: «Хан Джангер, владетель Букеевской орды, во время своего приезда через Казань в конце прошлого января убедительно просил меня издать в свет весьма важную между мусульманами книгу под названием «Мюхтесерюльвикгает» («Сокровенное законоведение»), которую считает во всех мсульманских школах как классическое сочинение. Желая исполнить волю хана Джангера, столь усердного покровителя просвещения между мусульман и стремящегося с похвальным тщанием к его распространению между своими киргизами, я с готовностью принял предложение Его превосходительства». [9, с.1].

Распространение ислама сопровождалось появлением в степи мулл, работой исламских миссионеров из традиционных исламских центров Средней Азии, а с началом российской колонизации казахских земель - из Поволжья, открытием религиозных школ, распространением литературы. Процесс шел неодинаковыми темпами в разных районах. Наиболее активно приобщение казахов к исламу проходило в Букеевском ханстве, где по инициативе его правителя хана Джангира в каждое отделение был назначен мулла. Под влиянием татарских проповедников в XIX веке многие народные обычаи кочевников приобретают статус мусульманских.

Список источников:

1. Рысбеков Т.З. Этюды истории родного края. Уральск. - 2007. -с.44-48.

2. Бабаджанов М.С. Заметки киргиза о киргизах // Северная пчела. - с 1861.

3. История Букеевского ханства. 1801-1852 гг.: Сб. документов и материалов / Сост. Б.Т. Жаналиев, В.А. Иночкин, С.Х. Сагнаева. - Алматы: Дайк-пресс, 2002.

4. РГИА. - Ф.1291. - Оп. 81. - Д.106.

5. Рязанов А.Ф. Восстание Исатая Тайманова (1836-1838).Очерки по истории национального движения казахского народа // Труды общества изучения Казахстана. -Т.УШ. - Вып.4. - Кзыл-Орда. - 1927.

6. ЦГА РК. - Ф.4. - Оп.1. - Д.2122.

7. Ерофеева И.В. Родословная казахских ханов и кожа XVIII-XIX вв. (история, историография, источники). - А. - 2003.

8. ГА Оренбургской области. - Ф.166 (Генс). - Оп.1. -Д.2.

9. Национальный архив Республики Татарстан. - Ф.92. - Оп.1. - Д.5595.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.