Научная статья на тему 'История развития мусульманских мектебов у тюркских народов Урало-Поволжья'

История развития мусульманских мектебов у тюркских народов Урало-Поволжья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ISLAM / МЕКТЕБЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / MEKTEBS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдрахманова Райса Лесовна

В данной статье рассматриваются вопросы развития мусульманских мектебов у тюркских народов Волго-Уральского региона. Особое внимание уделяется мусульманской образовательной системе Западного Казахстана в силу трансграничного положения региона. Анализируются проблемы взаимодействие образовательной системы казахов, башкир и татар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE MUSLIM MEKTEBS OF TURKIC PEOPLES OF URAL-VOLGA

The article deals with the development of the Muslim mektebs system of Turkic peoples of the Volga-Urals region. The main attention is paid to the Muslim educational system of the West Kazakhstan due to cross-border situation in the region. The problem of interaction of the educational system of the Kazakhs and Bashkirs, Tatars is analyzed.

Текст научной работы на тему «История развития мусульманских мектебов у тюркских народов Урало-Поволжья»

between these and different sciences or illustrating some of its characteristics in literary creations that became representative for those times.

Bibliograhpy

1. Balzac, Honoré de, Moç Goriot (Grandfather Goriot), translated in Romanian Language by Victor Vasilache, Editura Curtea Veche, Bucureçti, 2010.

2. Bayet, Albert, Istoria Frantei (The History of France), translated in Romanian Language by Mia Constantinescu Iaçi, Editura Forum, Bucureçti, f. a.

3. Berdiaev, Nicolai, Un nou Ev Mediu (A new Middle Age), translated in Romanian Language by Mariana Vârtic, Omniscop Press, Craiova, 1995.

4. Berkes, Nyazi, The development of secularism in Turkey, McGill University Press, Montreal, 1964.

5. Bernard, Claudie, «Le Romantisme, Du Bouleversement des Lettres dans la France Postrevolutionnaire», în The Romantic Review. vol. 100, Issue 3, 2009.

6. Câlinescu, George, Istoria literaturii române de la origini pânâ în prezent (The History of Romanian Literature from the beginning and until today), Royal Foundation for Literature and Art, Bucharest, 1941.

7. Chitescu, Nicolae, Todoran, Isidor, Petreutâ, I., Teologia dogmaticâ çi simbolicâ (Dogmatic and Simbolic Theology) vol. 2, Renaçterea Publishing House, Cluj-Napoca, 2010.

8. Eliade, Mircea, Aspecte ale mitului (Aspects of the myth), Univers Press, Bucharest, 1978.

9. Gillet, Olivier, Religion et nationalisme. L'idéologie de l'Eglise Orthodoxe Roumaine sous le régime communiste, Editions de L'Université de Bruxelles, 1997.

10. Hofstetter, R., «La transformation de l'enfant en écolier (du 19e au milieu du 20e siècle): Les eurêkas des sciences de l'homme naissantes, entre scientisme et romantisme: Un naturalisme de l'enfance», în rev. Paedagogica Historica, No. 48 (1), Genève, 2012.

11. Hovdelien, Olav, "... in favour of secularism, correctly understood.", in rev. Australian eJournal of Theology year 21, nr. 3, Sydney, 2014.

12. Furet, Francois, Reflectii asupra revolutiei franceze (Reflections about the French revolution), translated in Romanian Language by Sorin Antohi, Mircea Vasilescu, Humanitas Press, Bucharest, 1992.

13. Manolescu, Nicolae, Istoria criticâ a literaturii române. 5 secole de literaturâ (The critique history of Romanian Literature. 5 centuryes of literature), Paralela 45 Press, Piteçti, 2008.

14. Marx, Karl, Capitalul - critica economiei politice (The Capital - critique of the politic economy), vol. 1, part 1, Romanian Comunist Party Press, Bucharest, 1947.

15. Mathiez, Albert, Revolutia francezâ (French revolution), translated in Romanian Language by Camil Mureçanu, Leonard Altbuch, Politic Press, Bucharest, 1976.

16. Nicoarâ, Simona, O istorie a secularizârii (A history of secularisation), vol. 2, Accent Press, Cluj-Napoca, 2006.

17. Piru, Al., ,,Cuvânt mainte (Foreword), in Poeti de la Sâmânâtorul (Poets from Sâmânâtorul), Minerva Publishing House, Bucharest, 1978.

18. Pletosu, Grigore, «Condorcet», in Constantin Diaconovich (ed.), Enciclopedia Românâ (Romanian Enciclopedy), W. Krafft Press, Sibiu, 1898.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ МЕКТЕБОВ У ТЮРКСКИХ НАРОДОВ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ

Абдрахманова Райса Лесовна

кандидат исторических наук, доцент Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета

Уральск, Казахстан

THE HISTORY OF THE MUSLIM MEKTEBS OF TURKIC PEOPLES OF

URAL-VOLGA

Abdrakhmanov Raisa Lesovna

Candidate of historical sciences, Associate Professor of West Kazakhstan innovational-technological University

Uralsk, Kazakhstan

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются вопросы развития мусульманских мектебов у тюркских народов Волго-Уральского региона. Особое внимание уделяется мусульманской образовательной системе Западного Казахстана в силу трансграничного положения региона.

Анализируются проблемы взаимодействие образовательной системы казахов, башкир и татар.

ABSTRACT

The article deals with the development of the Muslim mektebs system of Turkic peoples of the Volga-Urals region. The main attention is paid to the Muslim educational system of the West Kazakhstan due to cross-border situation in the region. The problem of interaction of the educational system of the Kazakhs and Bashkirs, Tatars is analyzed.

Ключевые слова: ислам, мектебы, образование.

Keywords: Islam, mektebs, education.

Развитие образовательной системы казахского народа рические эпохи. Научный интерес представляет развитие опирается на его собственный исторический опыт и куль- образовательной системы Западного Казахстана в силу турный потенциал, накопленный в предшествующие исто- трансграничное положение региона. В геополитическом

плане территория Западного Казахстана взаимодействует с Волго-Уральским регионом.

Именно здесь в первую очередь апробировались основные методы политики Российской империи по отношению к казахскому народу, общая концепция которой стала складываться еще в ХУ1 веке, в процессе включения в состав России тюркских и финно-угорских народов Волго-Уральского региона. В результате переселенческой политики население территории Казахстана стало многонациональным. Изменения в этническом составе населения региона Западного Казахстана во многом стимулировали развитие культурных контактов казахов с соседними народами.

Анализ особенностей развития системы народного образования Западного Казахстана, как трансграничного, на территории которого получили развитие различные типы образовательных учреждений, будет полон при изучении взаимодействии образовательной системы казахов с соседними этносами Волго-Уральского региона, в частности башкирами, татарами. Так ценные сведения по истории образования башкир и татар содержатся в материалах археографических экспедиций Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. Обобщенные факты по истории развития народного образования в Башкирии в пореформенный период 60-90-е годы Х1Х века полно представлены в научном издании Фаршхатова М.Н. В своем труде он кроме материалов экспедиции использует данные периодической печати («Вестник Уфимского земства», «Оренбургская газета», «Военный сборник»), извлечения из произведений классиков башкирской и татарской литературы М.Гафури, Г.Тукая, Г. Ибрагимова ,Ф.Карими, анализирует воспоминания и письма современников.

Из монографии видно, что возникновение и развитие книжного обучения в Башкирии было тесно связано с мусульманской религией, также как и в Казахстане. Проникновение ислама сопровождалось распространением, как в Башкирии, так и в Казахстане письменности на основе арабской графики и книжной образованности. Организации учебных заведений содействовали башкирская и казахская знать, заинтересованная в подготовке грамотных людей, готовых к внушению трудящимся представлений о божественном происхождении социального и имущественного неравенства между людьми.

Школы, учреждаемые при мечетях, получали всеобщую поддержку населения. В них татары, башкиры и казахи видели источник знаний и просвещения.

Поэтому, мектебы сыграли положительную роль в вопросах рапространения грамотности среди определенного слоя населения, что являлось на тот исторический период очень важным. Однако в существовании мектебов не было устойчивости. Много зависело от материального состояния населения, личности духовных лиц, от географических и природных факторов. Правительственные органы не принимали никакого участия в материальном обеспечении мусульманских школ.

Так большинство мектебов Казахстана, в том числе и Западного содержались за счет добровольных пожертвований родителей учащихся и платы за учебу. Из данных Государственного архива Оренбургской области следует, что муллы, грамотные татары и киргизы за обучение грамоты мальчиков, получают с каждого за 6 месяцев, корову или 5 баранов, или лошадь, или верблюда [1, л. 72].

Определить документально точное время возникновение

мусульманских школ в Волго-Уральском регионе трудно.

Решению вопроса о численности коранических школ в какой-то мере может помочь налаженная статистика мечетей мусульманского духовенства. Итак, о динамике и расширении сети мусульманских школ Западного Казахстана свидетельствуют источники и архивные документы, хотя статистические данные документов противоречивы.

Данные Государственного архива Оренбургской области свидетельствуют, что во Внутренней орде (Западный Казахстан) до 1868 года, за исключением единственной русско-казахской школы в ханской ставке, существовали только мусульманские мектебы и медресе. Известно, что во Внутренней орде в 1850-1852 годах действовало 128 мечетей, и при них один Ахуно, и до 130 мулл [68, л. 37], в 1873 г. мечетей было уже 144 [2, л. 220].

А по данным бывшего учителя школы второго округа Внутренней Орды Н.Леванова, в 1872 году в Орде было уже 154 мусульманских школ, в них обучались до 3821 учащихся. В отчетах же инспекторов училищ и попечительского учебного округа официально говорится о 38 мусульманских мектебов и медресе (по неофициальным данным - 56). Попечитель Оренбургского учебного округа Ростовцев в своем письме в Министерство народного просвещения 11 ноября 1891 г. сообщал, что в Букеевской орде имеется примерно 400 мусульманских мектебов и медресе. По сообщению «Астраханского вестника» в Внутренней орде на 1 января 1899 г. было 60 мектебов и медресе, в них обучалось 1679 учащихся, в том числе мальчиков - 1436 и девочек - 243. Девочек обучали жены мулл (их было 27) [12 3, с. 82]. Таким образом, мы видим, что статистические данные разных источников, дают разные сведения о численности мусульманских школ в Внутренней Орде.

Что касается организация мектебов во Внутренней Орде, то она находилось в центре образовательной политики Джангир хана. Им была создана сеть духовных пунктов во главе с муллами. Определенное влияние на ханскую власть, в исламизации казахского общества, оказывал Оренбургский муфтий.

В орду были приглашены муллы из Казани и Оренбурга, казахские юноши направлялись на учебу в духовные школы - медресе в Казань, Уфу, Оренбург и Астрахань. Джангир хан издал предписание, обязав родоправителей и старших крупных родовых отделений собирать средства на строительство мечети с начальными школами-мектебами. Он объявил о переходе функции местных мулл к муллам, назначенных ханом, которым поручалась содержание мечети на местах. Деятельность духовных лиц стала централизованной. В ханской ставке была учреждена ставочная мечеть во главе с Ахуном, в обязанность которого входил надзор над сетью местных мечетей и муллами. Под председательством хана была создана комиссия, экзаменующая направленных на места мулл и решающая вопрос о назначении и перемещении местных мулл. К середине Х1Х века создалось такое положение, когда каждый род, каждое более или менее значительное отделение имели своего муллу. Они уже не были как прежде самозванцами или людьми свободной профессии. Это были официально утвержденные духовные служители [4, с. 138-139].

Со временем, Джангир хан, намеревался заменить всех татарских, бухарских мулл при местных мечетях представителями коренного населения.

В Уральской же области состояние частных мусульман-

ских мектебов было несколько худшим. Учет и развитие системы мусульманского образования, так же как и всей системы образования Казахстана проводилась в рамках единой политики царской администрации. Существовали официальные документы, которые строго регламентировали деятельность мусульманских учебных заведений.

Что касается времени возникновения мусульманских школ в Башкирии, то сохранившиеся письменные источники, на которые ссылается исследователь Фаршхатов М.Н., указывают на вторую половину ХYП века, но сам автор, более правильным считает будет вести историю учебных заведений ислама на Южном Урале с ХУ1 века, на что указывал еще Р.Фахрединов - крупнейший исследователь культуры Востока. [5, с.14].

Ведь систематическое обучение грамоте и получение книжных знаний возникло среди башкир еще в период зарождения феодальных отношений и начало проникновения ислама. В Башкирии также как и в Казахстане существовала практика посылки способной молодежи в центры исламского образования и учености, в частности и в Булгарию.

Позднее, башкиры для усовершенствования религиозных познаний стали посещать страны Востока, в частности учебные заведения Египта, Ирана, Бухары, Дагестана, Турции, с возвышением Казанского ханства одним из центров мусульманского образования для башкир стала Казань.

С конца ХYШ в. сеть мектебов в Башкирии стала быстро расширяться. Этому способствовало государственное признание ислама, широкое строительство мечетей, подъем религиозного самосознание мусульман к открытию все новых учебных заведений. И уже в последствии к началу Х1Х века в Оренбургской губернии насчитывалось окола 100 башкирских и татарских школ. А к середине столетия их число утроилось. [5, с.17-18].

Как и в Казахстане материально мектебы содержались исключительно за счет местного населения и в этом смысле являлись подлинно народными учебными заведениями

башкир и татар. В результате в первой половине Х1Х века Башкирия превратилась в один из центров мусульманского образования на российском Востоке. Однако, необходимо уточнить, что в целом, процветающих учебных заведений было немного. Большинство коранических школ не отличались рациональной постановкой учебно-воспитательного процесса. Более того, в последствии появилась тенденция к снижению общего уровня мусульманского образования.

Консервации мусульманской системы образования тюркских народов в Волго-Уральского регионе способствовали замедленные темпы социально-экономического развития казахского, башкирского и татарского обществ, усилении на окраинах колониального гнета царизма, все более тесная связь мечети с государственной властью.

Таким образом, несмотря на определенные трудности и недостатки мусульманский сектор образования у тюркских народов Урало-Поволжья получил значительное развитие.

Мектебы были не только очагами народного просвещения, но и успешно приобщали молодое поколение к национальной истории и культуре, морально-нравственным ценностям исламской религии.

Список литературы:

1. Государственнй архив Оренбургской области (далее ГАОО) Ф. 6, Оп. 10, Д. 6882.

2. ГАОО, Ф. 6, Оп. 10, Д. 362.

3. Тажибаев Т.Т. Просвещение и школы Казахстана во второй половине Х1Х века. Казахское Государственное издательство политической литературы. - Алма-Ата, 1962. -507 с.

4. Зиманов С. З. Россия и Букеевское ханство. - Алма-Ата, 1982.

5. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-90-е годы Х1Х века. - Москва ,1994.- 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.