По данным Минимущества, к сентябрю 1999 г. в реестр было включено около 10% юридических лиц, к лету 2000 г. (после определенного давления) - 83%, или 52000, в том числе 11200 ГУП, 32700 федеральных учреждений, 3500 АО с долей государства или использующие федеральное имущество, 4500 юридических лиц организационно-правовых форм. Включение в реестр со всей очевидностью стимулирует рост доходов федерального бюджета. В 69 субъектах РФ существует 1232 юридических лица, которые в регионе заявлены как федеральные, но при этом не числятся за соответствующими федеральными ведомствами. Некоторые механизмы по ограничению невнесения части имущества в реестр предусматриваются, однако это не решает ключевую проблему - вывод активов через долгосрочные финансовые вложения (согласие Минимущества для внесения денежных средств при учреждении дочерних компаний не требуется).
Еще одна проблема - попытки осуществить мониторинг деятельности директоров и, по сути, принудить ГУП к переводу в части прибыли в бюджет. Такой мониторинг даже при разработке ведомствами «экономических и финансовых нормативов» предполагает наличие не только объективных критериев оценки результатов деятельности предприятий и системы санкций, но и внешние среды, не располагающей к коррупции и сговору. Расторжение контракта (как и решение аттестационной комиссии) в качестве санкции за невыполнение ведомственных нормативов легко может быть оспорено в суде (не только в силу неизбежной условности любых нормативов, но и с учетом доминирования КзоТ). Перевод части прибыли в бюджет предусмотрен законодательством (ст. 295 ГК РФ), однако такие случаи за всю историю ГУП носят единичный характер.
Реальный массовый мониторинг может осуществляться в рамках регуляторных и независимых аудиторских проверок, однако для этого, несмотря на тенденцию к демпинговым ценам на рынке аудиторских услуг, необходимы значительные средства (бюджетные или ГУП, то есть опосредованно государственные). При этом рынок аудиторских услуг в России, по оценкам участников, из-за острейшей конкуренции ориентирован на клиента (на предприятия, но не на государство в нашем случае).
Наиболее радикальным решением по-прежнему является ликвидация института ГУП (с сохранением в госсобственности не более 1000-2000 предприятий с учетом управленческих возможностей государства). Проблема состоит в том, что, по данным Минимущества, активы 90% остающихся государственных предприятий и учреждений (в основном мелких, включая ГУП) относятся к неликвидным. В этой связи возникает проблема разработки инструментария приватизации (помимо простого преобразования в АО), который позволил бы избавить государство от такого бремени при одновременном стимулировании минимального спроса со стороны частных лиц и мелкого бизнеса. Существенно также и то, что в 1998 - 2000 г.г. Минимуществом выявлено 5 млн. кв. м неиспользуемых производственных площадей, складов, административных площадей и незавершенных объектов. Очевидная тенденция к укреплению федеральной вертикали власти нашла свое проявление и в сфере отношений собственности. В частности, предполагается масштабный пересмотр соглашений с регионами, в которых территориальным органам власти передано право на управление федеральным имуществом, где падают доходы от использования (аренды и др.) госсобственности (не менее 25% субъектов РФ в 2001 г.).
Таким образом, пока речь идет об административной реформе, формальные цели которой - увеличение бюджетных доходов и разработка четких критериев разграничения федеральной и региональной (муниципальной) собственности. Необходимо, видимо, и законодательное решение данной проблемы. Значительный объем накопившихся и нерешенных проблем требует принятия нового закона о приватизации и закона об управлении государственной собственностью.
Эфендиева А.В.
Место и роль диагностики организации в процессе управления устойчивым развитием
Переход к рыночным условиям хозяйствования порождает объективную необходимость отслеживания предприятиями изменений внешней обстановки, основных направлений и силы ее воздействия на внутреннюю среду организации.
В связи с чем возрастает роль диагностического анализа, предполагающего всестороннее отслеживание системы функционирования и развития организации, а также поиск имеющихся и прогнозирование возможных сбоев в работе предприятия.
Диагностика - установление и изучение признаков, характеризующих состояние организмов, машин, систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы, деятельности (1).
Понятие диагностики, на наш взгляд должно включать в себя следующие характеристики:
- комплектность изучения экономического состояния предприятия, включая исследования внешних и внутренних факторов;
- способность распознать признаки, присущие различным экономическим состояниям предприятия от надежного до кризисного;
- возможность предсказания последствий, выявленных в ходе диагностического анализа отклонений функционирования организации от заданных параметров ее развития.
С помощью диагностики руководство предприятия сможет выработать или скорректировать стратегию и тактику устойчивого развития, обосновать планы и управленческие решения, выявить резервы повышения устойчивости предприятия, спрогнозировать возможные сбои в его развитии. Иначе говоря, основными задачами диагностики являются: понимание природы изменений во внешнем окружении, оценке степени влияния их на организацию, выбор вариантов реагирования на меняющиеся условия, предупреждение возмущений или своевременное и полноценной реагирование на них.
Диагностический анализ направлен на оценку состояния исследуемых объектов в условиях неполной информации с целью выявления факторов, определяющих проблему подготовки всей необходимой информации для принятия соответствующих управленческих решений в области прогнозирования развития деятельности организации.
При этом под анализом в широком смысле следует понимать расчленение целого на составные части для познания объекта анализа во всем многообразии связей и зависимостей, на основе использования системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, а также изучение причин изменения этих показателей, выявления взаимосвязи между ними.
Диагностическое исследование предполагает принятие во внимание основных принципов его проведения:
- признание наличия различных экономических ситуаций, в которых одновременно может находиться предприятие;
- постоянное изучение динамики развития экономических ситуаций с учетом ее влияния на перспективные цели развития организации;
- определение признаков, типичных для различных экономических состояний, выражающихся качественными и количественными показателями;
- установление диапазона значений показателей, характеризующих зону стабильного развития, зону риска возникновения кризисной ситуации и зону кризиса;
- достижение однозначности итоговых выводов аналитиков и стандартизированного оформления результатов диагностики деятельности организации;
- прогнозирование в процессе диагностики для исследуемой организации возможных последствий отклонений фактических значений от задаваемых параметров развития (ранняя диагностика);
- использование всех имеющихся сведений оперативного, бухгалтерского и статического учетов, а также банка данных проектов развития и планирования организации;
- обеспечение непрерывности процесса проведения работ по диагностике с целью выявления «узких мест» в работе и своевременного реагирования на факторы, дестабилизирующие деятельность. Иными словами, должно быть обеспечено постоянное отслеживание тенденций развития организации для последующей профилактики неэффективного функционирования;
- определение общей рейтинговой оценки класса устойчивости на основе результатов экономической диагностики.
Дав общее представление о принципах диагностического анализа, можно перейти к рассмотрению основных этапов этого процесса. Диагноз устойчивого развития, по мнению автора должен осуществляться в следующий последовательности (рис.1):
- постановка цели исследования состояния предприятия;
- разработка механизма анализа результатов предпринимательской деятельности;
- определение направлений и степени влияния факторов на итоговый результат деятельности предприятия;
- осуществление комплексной оценки текущего состояния предприятия (оценка эффективности стратегии и тактики управления ресурсами) на основе определение рейтинга положения предприятия на рынке;
- прогнозирование результатов экономического состояния (ранняя диагностика) и выявить резервов по улучшению положения организации в сложившихся условиях хозяйствования;
- организация контроля финансово-хозяйственной деятельность, в ходе которого выявляются отклонения от запланированных величин - нормативов плана работы организации;
- выделение конкретных причин возникающих отклонений, нарушений, потерь в деятельности предприятия, и оценка степени их опасности;
- постановка окончательного диагноза экономического состояния предприятия и оформление его результатов по принятым стандартам;
- прогнозирование будущих тенденций развития предприятия посредством создания банка данных, включающего в себя перечень возможных неудовлетворительных экономических состояний, путей и стандартных методов выходов из них на основании предыдущего опыта работы предприятия.
Управление предприятием с целью наиболее успешного и эффективного решения поставленных задач предполагает выполнение следующих основных этапов: - анализ хозяйственной деятельности предприятия, включающий управленческий и финансовый анализ, т.е. анализ всей совокупности подсистем предприятия во взаимосвязи с элементами внешней среды;
Рис. 1. Структурная схема процесса диагностики устойчивого развития организации
выработка управленческих решений в перспективе на основе стратегического планирования поведения предприятия;
Рис. 2. Место и роль диагностики организации в процессе управления устойчивым развитием
- реализация мероприятий и контроль за их выполнением с целью своевременной корректировки управления с учетом фактических результатов и изменения условий функционирования (2).
Как видно диагностический анализ предприятий играет серьезное значение в общем процессе управления организацией. Это наглядно изображено на рисунке 2. Анализ и оценка устойчивости предприятия являются важнейшим элементом обеспечения стабильного развития, поскольку может служить основой для принятия стратегических решений. Залогом успешного функционирования предприятия в условиях меняющейся внешней обстановки служит эффективное управление, предусматривающее постоянный контроль его производственно-хозяйственной системы и координацию деятельности в соответствии с факторами среды (3).
Эффективность же управления достигается за счет стратегического планирования, основанного только на независимых и точных оценках реальных состояний предприятия.
На этапе ранней диагностики составляются прогнозы оценки общего состояния предприятия и выявляются резервы повышения устойчивости его положения на рынке, служащие основой для последующей разработки оздоровительных мероприятий. При этом выявление резервов развития предприятия необходимо осуществлять исходя из системной концепции по следующим этапам:
- определение исходного технико-экономического уровня развития производства;
- определение мероприятий, способствующих достижению высокой степени использования имеющихся и вновь вовлекаемых в хозяйственный оборот производственных ресурсов, то есть изучение информации о резервах;
- оценка решений и выбор соответствующих мероприятий;
- согласование решения с имеющимися возможностями его реализации и проверка его эффективности;
- организация и управление реализацией принятого решения в конкретном периоде времени
На стадии прогнозирования перспектив развития предприятия создается база данных о возможных кризисных ситуациях, которая создает основу для приспособления организации.
К меняющемуся внешнему окружению, что способствует согласованию внутри организации и решению внутренних проблем, возникающих в таких сферах как маркетинг, финансы, техническое обеспечение, кадры, производство.
Решение таких проблем производится соответственно через экономическую диагностику, социальную диагностику, организационно-управленческую диагностику и производственную диагностику.
В ходе экономической диагностики решаются вопросы, связанные с использованием ресурсов предприятия, конкретно - создание инвестиционных возможностей; организация эффективного контроля за издержками; определение гибкости структуры капитала, уровня его деловой активности, надежности, конкурентоспособности, потенциала в деловом сотрудничестве.
Социальная диагностика содействует в решении проблем, связанных с наймом, обучением и продвижением кадров; оценкой результатов труда стимулированием работников, текучестью кадров посредством анализа результатов предприятия в области управления персоналом, социальных проблем, использования стимулов для мотивации труда.
Организационно-управленческая диагностика предполагает анализ и оценку работы административно-управленческого аппарата; изучение организационных структур, коммуникационных процессов, методов руководства; анализ эффективности системы контроля и уровня распределения прав и отвественности.
Производственная диагностика проводится с целью изыскания возможностей повышения эффективности изготовления продукции, снабжения, обслуживания технологического процесса. Здесь вычисляются показатели технической эффективности мощностей и их разгруженности; эффективности и отдачи от использования оборудования; системы контроля запасов, качества за процессом изготовления продукта; величины издержек и качества технологии.
Таким образом, объективное представление об изменениях условий хозяйствования, а также механизма функционирования предприятия в этих условиях может гарантировать долгосрочное и успешное развитие предприятия и его выживания.
Литература.
1. Большой экономический словарь /Под.ред. А.И. Азрилияна. - М.: Фонд «Правовая культура», 1994.
2. Моделирование производственно-сбытовых систем и процессов управления: Монография / Под.ред. А.А. Колобова, Л.Ф. Шклярского. - М.: Изд-во МГТУ им. И.Э.Баумана, 1993 - 216 с.
3. Щур Г.Я., Кравцов И.И. Экономическая эффективность в научно-технические процессы: концепция, методы и модели оценки. //Экономика и коммерция. 1995. №4,5.
Шейхов М.А., Курбанова Г. И.
Обоснование обобщающего показателя эффективности использования производственного потенциала
Производственный потенциал - совокупность органически взаимосвязанных ресурсов сельскохозяйственного производства, позволяющих достигать при заданных условиях объективно обусловленного уровня хозяйственных результатов.
Проблема соизмерения ресурсов производства по признаку вклада их в создание общего эффекта может быть решена двумя способами: посредством использования индекса производственного потенциала и путем определения абсолютного размера его по суммарной величине производственных ресурсов.
Поскольку определение индекса производственного потенциала основывается на количественном измерении связи между абсолютным размером отдельных ресурсов и определенным эффектом, то становится очевидным, что по отдельным предприятиям и регионам он представляет собой относительную величину ресурсов, взвешенных по степени их влияния на тот общий эффект, который избран в качестве результативного признака при построении базовой корреляционной модели. Так как ресурсы, воплощенные в индексе производственного потенциала, являются соизмеримыми величинами, то правомерно с общим эффектом как количественно измеренный уровень эффективности использования совокупных производственных ресурсов.
В связи с этим возникает необходимость в определении абсолютной величины производственного потенциала (Ра) как суммарного выражения всех производственных ресурсов, взвешенных по признаку их отдачи. В формализованном виде механизм определения абсолютного потенциала представим выражением
1
i=1 Ei
где Dy - стоимостное выражение i-го производственного ресурса j-го региона (предприятия); Ei - коэффициент взвешивания i-го ресурса.
Для непосредственного расчета Ра требуется обоснованно решить следующие три важных вопроса: избрать единообразную систему измерения разнокачественных ресурсов; экономические правильно определить абсолютный размер этих ресурсов в избранной системе измерения; обосновать выбор весов для соизмерения различных видов ресурсов с позиций их вклада в формирование общего эффекта.
Стоимостное выражение производственных ресурсов позволяет числитель и знаменатель формулы обобщающего показателя эффективности сельскохозяйственного производства выразить в единообразной системе измерения (в рублях). Этим самым создаются условия для более четкой экономической интерпретации получаемого результата от соотношения общего эффекта с суммарными ресурсами. Абсолютный размер производственных ресурсов в стоимостном выражении может быть представлен: по основным производственным фондам их среднегодовой стоимости по принятой системе оценки; по трудовым ресурсам - как результат произведения количества условных работников на годовой фонд оплаты труда одного работника, взятого в одинаковом размера для всех предприятий и регионов исследуемой совокупности. Такой способ стоимостного измерения ресурса труда является более обоснованности по сравнению с методом его «фондовой» оценки, поскольку, как отмечал К.Маркс, приводимую в движение массу трудовых ресурсов определяет размер фонда оплаты труда. Ведь основные и оборотные фонды в абсолютном потенциале представлены их стоимостью, которая должна быть возмещена в процессе общественного воспроизводства.
Выражаются трудовые ресурсы через фонд оплаты труда, который также должен быть возмещен в очередном цикле воспроизводства, тем самым обеспечивается единообразный подход к оценке ресурсов, а также появляется возможность представить их как однопорядковые величины, что очень важно для правильно экономического толкования оценочных показателей эффективности использования производственных ресурсов.