УДК 339.522
МЕСТО И РОЛЬ БИЗНЕС-МОДЕЛИ В УПРАВЛЕНИИ АРХИТЕКТУРОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ СБЫТОВЫХ СТРУКТУР ТНК)
А. А. Григорьева
THE ROLE OF THE BUSINESS MODEL IN ENTERPRISE ARCHITECTURE MANAGEMENT (ON THE EXAMPLE OF TNC'S SALES COMPANIES)
A. A. Grigoreva
Аннотация. Актуальность и цели. Транснациональные корпорации (ТНК) оказывают ключевую роль в процессе глобализации мировой экономики. Целью исследования является разработка решений по организации и оптимизации деятельности зарубежных подразделений глобальных корпораций. Материалы и методы. В проводимом исследовании используются архитектурные принципы к управлению бизнесом. Повышение эффективности организации бизнеса структурного подразделения ТНК достигается путем применения методов и моделей по управлению архитектурой предприятия. Результаты. На первом этапе исследования были рассмотрены существующие архитектурные методологии и выделены отличительные характеристики каждой из них. На основе собранных данных выбран подход TOGAF и в соответствии с ним реализована предварительная фаза архитектурного перехода путем представления концепции сбытовой компании (СК) посредством бизнес-модели. Выводы. На основе построенной модели установлены взаимосвязи между факторами бизнеса, такими как предлагаемая ценность, ключевые активности и партнеры фирмы. Открытым остается вопрос реализации начальных фаз архитектурных преобразований. Для этого необходимо сформулировать бизнес-требования стейкхолдеров головного и локального менеджмента ТНК.
Ключевые слова: транснациональная корпорация, сбытовая структура, управление архитектурой предприятия, бизнес-модель, TOGAF, ArchiMate.
Abstract. Background. Transnational corporations (TNCs) have a key role in the world economy globalization. In this context, the development of solutions which result in rise of the foreign subsidiaries' efficiency plays an important role for Global Company's management. Materials and methods. The research is based on enterprise architectural approach. The improvement of TNC's subsidiary business efficiency is achieved by using the models and principles of enterprise architecture management. Results. The article first examines existing architectural approaches to business organization and determines the key attributes of each one. On the base of collected data the TOGAF architecture methodology is chosen. At the next stage the article presents the business model of TNC's Sales Subsidiary target organization. Conclusions. The built model allows identifying key connections between the value prepositions, key activities and partnerships of a business. The question of how to implement the initial phases of the architectural transition remains open. To begin the design of target architecture model it is necessary to execute a detailed analysis of the stakeholder's business requirements.
Key words: transnational corporation, sales organization, enterprise architecture management, business model, TOGAF, ArchiMate.
Введение
Процесс интеграции и взаимодействия производственных, распределительных и сбытовых структур разных стран является неотъемлемой частью развития мировой глобальной экономики. Практика показывает, что компании, успешно функционирующие на национальных рынках, впоследствии стремятся расширить область своего присутствия и в общемировом масштабе, например в форме транснациональных и многонациональных корпораций.
Транснациональные корпорации (ТНК) состоят из материнских компаний и зарубежных филиалов, подразделений и аффилированных компаний. Отличительной чертой ТНК является национальный характер, определяемый страной базирования материнской организации. Высший менеджмент головного офиса материнской организации задает глобальную стратегию корпорации на общемировом уровне, средства ее реализации и осуществляет контроль над всей сетью зарубежных структур [1].
Тенденции последних десятилетий показывают, что благодаря развитию возможностей реализации единой информационной среды внутри корпорации происходит постепенная децентрализация управления [2]. Это обеспечивает зарубежным отделениям большую степень маневренности в принятии управленческих решений локального уровня. Таким образом, на локальный менеджмент зарубежных структур ТНК ложится задача эффективного управления подразделением в условиях глобально организованного бизнеса.
Возможности решения данной задачи предлагается рассмотреть с помощью архитектурного подхода к организации и оптимизации бизнеса организаций [3].
1. Анализ подходов к представлению архитектуры предприятия
Архитектура предприятия представляет собой концепцию предприятия, моделирующуюся с позиции трех взаимосвязанных уровней: уровень бизнеса, информационных приложений/данных и технологического слоя [4].
Архитектура предприятия = архитектура бизнеса + архитектура информационных систем + технологии.
Управление архитектурой предприятия (англ. Enterprise Architecture Management [5]) в общем случае состоит из этапов проектирования:
1) базовой архитектуры «как есть»;
2) целевой архитектуры «как следует быть»;
3) плана миграции.
Сегодня наибольшее распространение получили четыре архитектурных методологии:
1) Zachman Framework,
2) Gartner,
3) Federal Enterprise Architecture Famework,
4) TOGAF.
Для выбора наиболее подходящего в рамках исследования подхода приведем основные отличительные характеристики каждой из методологий.
Zachman Framework for Enterprise Architecture
Архитектура предприятия как отдельное направление, впервые выделившееся около 30 лет назад, своим появлением обязано Джону А. Захману,
отмечавшему все большую зависимость успешности бизнеса от информационных систем. Видение Захмана заключалось в том, что для обеспечения высокой ценности и гибкости бизнеса необходим целостный подход к архитектуре информационных систем, в рамках которого каждая существенная проблема рассматривается в системном контексте взаимозависимостей. Такой подход к созданию архитектуры систем представляет собой то, что Захман называл архитектурной структурой информационных систем [6]. Впоследствии подход был расширен до общеорганизационного уровня и использовался при моделировании архитектуры предприятия (бизнеса и ИС).
Представленная Захманом рамочная модель [6] является таблицей, которая структурирует описание архитектуры предприятия по выделенным разделам (аспектам) и представляет ее с различных точек зрения (участников). Являясь хорошим средством для анализа текущей структуры организации, модель не дает ответа на вопрос: каким образом необходимо выстраивать переход к целевой архитектуре, и что она собой представляет?
Gartner
Методология Gartner разработана американской исследовательской и консалтинговой компанией, специализирующейся на рынках информационных технологий. Она содержит набор практических рекомендаций и шаблонов по построению архитектуры.
Согласно Gartner архитектура предприятия - это процесс перевода видения и стратегии бизнеса в эффективное изменение компании посредством создания, обсуждения и улучшения ключевых требований, принципов и моделей, которые описывают будущее состояние компании и делают возможным ее развитие [7].
Методология Gartner является закрытой: информация о лучших практиках не представлена в открытых источниках, а доступна только клиентам компании.
Federal Enterprise Architecture Framework (FEA)
Архитектура федеральной организации Federal Enterprise Architecture [8] разрабатывалась для Правительства США с целью улучшения взаимодействия между министерствами. Справочные модели методологии FEA призваны стандартизировать описание соответствующих уровней архитектуры предприятия и упростить тем самым совместную работу и обмен данными на уровне федерального правительства.
Поскольку архитектура федеральной организации изначально проектировалась для государственных ведомств, подход не получил широкого распространения в коммерческом секторе.
TOGAF
Методика описания архитектуры TOGAF (The Open Group Architecture Framework) была предложена некоммерческой организацией «The Open Group» в 2004 г. для установки открытых стандартов в области информационных технологий. Детальная информация о ней содержится в свободном доступе, например, на англоязычном сайте http://www.opengroup.org/ [9].
Архитектура предприятия по стандарту TOGAF выделяет три уровня:
1) бизнес-слой (стратегия компании, ключевые активности, способы управления и основные бизнес-процессы);
2) слой информационных систем, включая архитектуру приложений и архитектуру данных; описывает приложения, их способ взаимодействия друг с другом, структуру хранилища данных и доступа к нему;
3) технический слой, описывающий необходимое для реализации информационной инфраструктуры программное обеспечение и оборудование.
Главным компонентом стандарта TOGAF, его «ядром», является метод разработки архитектуры Architecture Development Method (ADM), сконцентрированный на развитии системы. Именно этот компонент определяет методологию TOGAF как процессный метод перехода к целевой архитектуре [10]. ADM включает в себя несколько последовательных фаз, замкнутых в цикл (рис. 1).
Рис. 1. Architecture Development Method
Определенная выше отличительная характеристика позволяет рассматривать ТООЛБ как наиболее перспективную методологию для реализации задач исследования. Действительно, для сбытовых компаний (СК) группы ТНК характерны постоянные изменения, вызванные инновационно-
ориентированностью глобальной стратегии ТНК, уделяющей интеллектуальному капиталу корпорации значительное внимание.
Таким образом, инструментарием для реализации целей исследования была выбрана процессная методология TOGAF. В соответствии с методом планирования архитектурных изменений задачами предварительной фазы (Preliminary Phase) ADM являются выявление заинтересованных в процессе реализации лиц и обсуждение с ними задач архитектуры предприятия. На этой фазе вырабатываются руководящие принципы архитектуры (Architecture Guiding Principles), которые основываются на бизнес-принципах корпорации и описывают процессы и критерии для наблюдения за процессом реализации архитектуры предприятия.
2. Моделирование концепции сбытовых структурных единиц ТНК
Сбытовая компания Sales Company (SC) является обособленной коммерческой организацией, зарубежным подразделением ТНК, цель которой -сбыт готовой продукции конечному заказчику. Основная активность СК при этом заключается в продвижении от имени изготовителя готовой продукции на региональном рынке страны проникновения. Эта активность обеспечивает дополнительный поток прибыли и рост показателей продаж корпорации.
В проводимом нами исследовании в качестве объекта выбрана западноевропейская ТНК промышленного сектора. Корпорация производит продукцию для машиностроительных предприятий по всему миру, предлагая продукцию для механической обработки изделий. Специфика современного промышленного рынка «business-to-business» характеризуется высокой степенью конкуренции между поставщиками продукции и решений.
Широко известно, что на российском рынке западноевропейские производственные компании достигают основного конкурентного преимущества [11], предлагая заказчику ценность «Решение проблем клиента». На эти цели на глобальном уровне направлены инновационные исследования и разработки, стимулирующие спрос заказчика последними высокопроизводительными новинками отрасли. На локальном уровне западноевропейский производитель позиционирует себя не просто как поставщик высококачественного оборудования, а как партнер клиента, сопровождающий весь цикл продаж продукта, включая подбор оптимального решения в соответствии с техническим заданием клиента, введение изделий в эксплуатацию, обучение работе с оборудованием, ремонт и восстановление изношенных частей, своевременное пополнение материалов и пр.
Выстраивание такого рода отношений возможно путем использования двух каналов работы с клиентами: собственного и через дилерскую сеть. Следует подчеркнуть, что какой канал работы с клиентом не был бы выбран, поставки продукции ведутся посредством консультационного сопровождения всего цикла поставок продукции.
Ключевые активности определяют структуру источников доходов - это услуги и продукция. Структура затрат связана исключительно со сбытовой деятельностью Sales Company и включает стоимость закупаемой по трансфертным ценам ТНК продукции, расходы по транспортировке товара (перевозка, страхование, таможенное оформление груза, доставка до конечного получателя), расходы по продвижению на внутреннем рынке, расходы на персонал [12].
Для представления концепции бизнеса исследуемого объекта воспользуемся бизнес-моделью, предложенной в 2004 г. А. Остервальдером (рис. 2) [13]. Модель легко читается и вместе с тем включает все обязательные элементы, используемые в других подходах к моделированию бизнеса. Отметим, что она также включена в графическую среду построения архитектурных моделей ArchiMate [14] как средство визуализации бизнеса, используемое на предварительном этапе цикла ADM.
Рис. 2. Бизнес-модель сбытовой компании («Предварительная фаза»)
3. Результаты моделирования
Собранная в результате построения модели бизнеса информация позволила установить следующие закономерности. Разделы «Ключевые партнеры» и «Потребительские сегменты» выделяют основные заинтересованные в бизнесе компании лица. Ключевые активности и ресурсы требуют эффективной организации стоящих за ними бизнес-процессов, а результаты работы этих процессов представляют собой ценностное предложение, которое и интересует клиента - заинтересованного лица. Соотношение структуры затрат и денежных потоков позволяет оценивать прибыльность бизнеса, в отчетных показателях которого заинтересован высший управленческий состав ТНК (корпоративный центр).
Заключение
Анализ существующих походов к архитектурным решениям установил, что процессная методология ТООЛБ наиболее сконцентрирована на архитектурных изменениях за счет входящего в стандарт метода разработки архитек-
турных решений ADM. Метод ADM хорошо структурирован и имеет четко описанные фазы, образующие замкнутый цикл. Все это позволяет рассматривать TOGAF как наиболее подходящую методологию для реализации задач исследования.
Управление требованиями к предприятию невозможно без детального представления о нем. Этой цели служит моделирование бизнеса. Бизнес-модель позволяет получить представления о бизнес-миссии организации и стратегических целях и ресурсах для их реализации. Структура бизнес-модели, предложенная А. Остервальдом, обладает преимуществами наглядности и практической значимости в оценке и разработке стратегии фирм. Структура модели Остервальда входит в графическую среду визуализации архитектурных представлений ArchiMate на этапе «Предварительная фаза» метода ADM.
Список литературы
1. Шагурин, С. В. Экономика транснационального предприятия / С. В. Шагурин, П. Д. Шимко. - СПб. : СПб ГПУ, 2008. - 335 с.
2. Дементьева, А. Г. Изменение роли и функций корпоративного центра ТНК в условиях глобализации / А. Г. Дементьева // Вестник МГИМО. - 2010. - № 2. -С. 255-264.
3. Ильин, И. В. Управление зрелостью бизнес-архитектуры предприятия / И. В. Ильин, А. И. Левина // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2015. -№ 2 (216). - С. 109-117.
4. Ильин, И. В. Интеграция проектного подхода в модель бизнес-архитектуры предприятия / И. В. Ильин, А. И. Левина // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2013. - № 6-2 (185). - С. 74-82.
5. Strategic Enterprise Architecture Management: Challenges, Best Practices, and Future Developments / F. Ahlemann et al. (eds.). - Berlin : Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2012.
6. Zachman, J. A. Extending and formalising the framework of information systems architecture / John A Zachman and John F. Sowa // IBM Systems Journal. - 1992. -Vol. 31, № 3.
7. Federal Enterprise Architecture Consolidated Reference Model. Version 2.3. October 2007. - URL: http://www.whitehouse.gov/omb/e-gov/fea (дата обращения: 10.04.2016).
8. Gartner Research Process. - URL: http://www.gartner.com/technology/research/ methodologies/research_process.jsp (дата обращения: 10.04.2016).
9. Welcome to TOGAF. Version 9.1 Enterprise Edition // The Open Group, 2014. - URL: http://www.opengroup.org/togaf/ (дата обращения: 10.04.2016).
10. Roger Sessions. A Comparison of the Top Four Enterprise-Architecture Methodologies // ObjectWatch, 2007. - URL: https://msdn.microsoft.com/en-us/library/bb466232.aspx (дата обращения: 10.04.2016).
11. Платонова, Е. Д. О конкурентных стратегиях иностранных ТНК на российском рынке / Е. Д. Платонова, Д. А. Стасюк // Современная конкуренция. - 2007. - № 3. -С. 97-107.
12. Холопов, К. В. Инновационные решения в доставке грузов в международной торговле / К. В. Холопов, С. М. Балакирева // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 6. - С. 103-105.
13. Osterwalder, A. The Business Model Ontology / Alexander Osterwalder // A Proposition In A Design Science Approach. PhD thesis University of Lausanne., 2004. - URL: http://www.hec.unil.ch/aosterwa/PhD/Osterwalder_PhD_BM_Ontology.pdf (дата обращения: 10.04.2016).
14. Jonkers, H. ArchiMate for Integrated Modelling Throughout the Architecture Development and Implementation Cycle / H. Jonkers, D. Quartel, H. Franke // Uporabna In-formatika. - 2012. - № 3. - S. 141-152.
Григорьева Анастасия Александровна аспирантка,
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого E-mail: grigoreva_spb@list.ru
Grigoreva Anastasiia Alexandrovna postgraduate student, Saint Petersburg Polytechnic University of Peter the Great
УДК 339.522 Григорьева, А. А.
Место и роль бизнес-модели в управлении архитектурой предприятия (на примере сбытовых структур ТНК) / А. А. Григорьева // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. - № 2 (18). - С. 14-21.