Научная статья на тему 'Место и роль антиинфляционной политики в период кризиса 2014–2015 гг'

Место и роль антиинфляционной политики в период кризиса 2014–2015 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2638
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ИНФЛЯЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ДЕНЕЖНАЯ МАССА / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР / БАНК РОССИИ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / CRISIS / INFLATION / ECONOMIC GROWTH / MONETARY MASS / REAL SECTOR / BANK OF RUSSIA / MONETARY AND CREDIT POLITICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бушенева Ю.К.

В статье рассматриваются последствия финансового кризиса 2008–2009 гг., начало нового кризиса в 2014 г. и их отличия друг от друга. Обозревается ход кризисных явлений и сопутствующие ответные меры, предпринимаемые Банком России и Правительством РФ в целях стабилизации экономики страны. Анализируются избранные финансовыми властями антикризисные меры и их соответствие изменившимся экономическим и политическим условиям. Делается обзор подходов к оценке немонетарных факторов, обуславливающих инфляционные процессы в российской экономике. Обосновывается точка зрения, что выбранная антикризисная стратегия в значительной степени повторяет шаги времен кризиса 2008–2009 гг. и не в достаточной степени учитывает изменившиеся условия и новые реалии кризиса 2014–2015 гг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place and the role of anti-inflation politics in the period of crisis of 2014–2015 (Russia, St. Petersburg)

The article compares the consequences of the financial crisis of 2008–2009 with the beginning of the new crisis in 2014, discusses the course of crisis-related phenomena and attending response measures undertaken by the Bank of Russia and the government of the Russian Federation in order to stabilize the country’s economy. In particular, the author analyzes anti-crisis measures implemented by the financial organs and their correspondence with the changed economic and political realities. The article presents a review of approaches to the evaluation of non-monetary factors that impact the inflation processes in the Russian economy, and argues that the present-day anti-crisis strategy largely repeats the steps undertaken during the 2008–2009 crisis, which signifies the lack of attention to the changed realities of the current situation

Текст научной работы на тему «Место и роль антиинфляционной политики в период кризиса 2014–2015 гг»

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА ^ Д

нашей стране, свидетельствует о том что, с одной стороны, по своему внутреннему содержанию инфляция выступает формой проявления этих конфликтов, а с другой, — сами распределительные конфликты играют роль циклообразующего фактора в ее нелинейной динамике.

Из этого основного вывода вытекает ряд важных следствий.

Во-первых, борьба с инфляцией с использованием известных инструментов денежно-кредитного регулирования путем повышения процентных ставок в настоящее время является не только безрезультатной, но даже вредной. В частности из нашего исследования вытекает не раз уже звучавший тезис в научном сообществе о том, что повышение процентных ставок приводит к удорожанию кредитных ресурсов, повышению альтернативных издержек производства, которые через ценовой механизм рано или поздно приводят к ускорению инфляции.

Во-вторых, в современных условиях инфляция превратилась из универсального стихийного способа ликвидации мак-

роэкономических дисбалансов в инструмент сознательной борьбы за долю в национальном доходе или богатстве.

Наконец, в-третьих, сам по себе распределительный конфликт не является каким-то уникальным явлением, он в принципе присущ распределительным отношениям в экономике вообще. Но он приобретает характер инфляционного распределения и перераспределения национального дохода между сферами производства, отраслями хозяйства, а также между различными социальными группами тогда, когда оказываются исчерпанными все прочие формы его распределения и перераспределения.

Таким образом, последняя инфляционная волна, возникшая во второй половине 2014 года, стала примером очередного конфликтного разрешения накопившихся внутренних и внешних противоречий в российской экономике в форме инфляционного перераспределения национального дохода в пользу, прежде всего, российского государства, выполнение социальных обязательств для которого стало непомерной ношей на фоне обострившихся международных отношений России с ведущими западными странами.

Литература

1. Протасов А.Ю. Инфляция в экономике СССР: природа, циклическая динамика, уроки для современной России // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2011. — Вып. 4. — С. 116—129.

2. Протасов А.Ю. Циклическая динамика инфляции // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. — 2007. — Вып. 2. — С. 39-48.

3. Малкина М.Ю. Инфляция и управление инфляционными процессами в российской и зарубежной экономике. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2006.

4. Меньшиков С.М. Советская экономика: катастрофа или катарсис. — М., 1990.

5. Афанасьев В. Н. Основные формы организационной структуры рыночной экономики: логика развития // Российский путь в экономике: сб. науч. тр. Вып. 7. — СПб: Петрополис, 1996.

6. Каменецкий И.А. Инфляция в переходной экономике России (1992-1996 гг.). — СПб., 1998.

7. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство XIX-XX вв. — СПб.: Наука, 1998.

8. Липина С.А. Социо-экономика России переходного периода (1991-2003). — М. УРСС, 2004.

9. Дубянский А.Н. Государственная теория денег Г. Кнаппа: история и современные перспективы // Вопросы экономики. — 2015. — №3. — С. 109-125.

9. Протасов А.Ю. Циклические закономерности инфляционных процессов: мировой опыт и отечественная практика. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013.

10. Малкина М.Ю. Инфляционные процессы и денежно-кредитное регулирование в России и за рубежом. — М.: ИНФРА-М, 2012.

11. Зоидов К.Х. Циклические процессы в советской и переходной российской экономике. — М., 1999.

1 Аналогичные периоды в развитии современной инфляции в России выделяли многие российские исследователи. См., например: Зоидов К. X. Циклические процессы в советской и переходной российской экономике. М., 1999. С. 199-200; Малкина М. Ю. Инфляция и управление инфляционными процессами в российской и зарубежной экономике. Н. Новгород, 2006. С. 153.

МЕСТО И РОЛЬ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД КРИЗИСА 2014-2015 гг.

Ю.К. Бушенева,

аспирант кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного университета

julibush@mail.ru

В статье рассматриваются последствия финансового кризиса 2008-2009 гг., начало нового кризиса в 2014 г. и их отличия друг от друга. Обозревается ход кризисных явлений и сопутствующие ответные меры, предпринимаемые Банком России и Правительством РФ в целях стабилизации экономики страны. Анализируются избранные финансовыми властями антикризисные меры и их соответствие изменившимся экономическим и политическим условиям. Делается обзор подходов к оценке немонетарных факторов, обуславливающих инфляционные процессы в российской экономике. Обосновывается точка зрения, что выбранная антикризисная стратегия в значительной степени повторяет шаги времен кризиса 2008-2009 гг. и не в достаточной степени учитывает изменившиеся условия и новые реалии кризиса 2014-2015 гг.

Ключевые слова: кризис, инфляция, экономический рост, денежная масса, реальный сектор, Банк России, денежнокредитная политика

УДК 330.35+336.748 ББК 65

Глобальный кризис 2008-2009 гг. затронул российскую экономику, хотя его влияние и было не прямым, а опосредованным через структуру мирового хозяйства. Наибольшие потрясения он принес отечественному банковскому сектору, как наиболее

интегрированной в мировые финансы отрасли национальной экономики. В посткризисном 2010 г. наметился восстановительный процесс, однако практика показала, что прежняя модель экономического роста, основанная на развитии за счет

1 1 9

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА

высоких нефтегазовых доходов, себя исчерпала и показатели прироста реального ВВП, начиная с 2011 г., устойчиво снижались, дойдя в 2014 г. до значений Близких к статистической погрешности (рис. 1).

Рис. 1. Темпы прироста ВВП России в 2007-2014 гг., %

Источник: [9]

ранее запланированные величины. Также следствием описанных событий стал рост темпов инфляции, которые превысили соответствующий целевой ориентир ЦБ более чем в полтора раза. Несмотря на сложившуюся ситуацию, 10 ноября 2014 г. ЦБ РФ все же завершил переход к плавающему курсу рубля, не отказываясь от осуществления интервенций по мере их необходимости.

В посткризисный период 2010-2013 гг. политика Банка России была переориентирована с обеспечения стабильности курса рубля на переход к режиму плавающего валютного курса и таргетированию инфляции. И хотя с теоретической точки зрения их не совсем правильно противопоставлять, так как обеспечение стабильности четко прописано в законе, а таргетирование — это текущая политика, обусловленная экономическими условиями в определенный момент времени, но руководство ЦБ РФ прямо говорит об их противопоставлении. Как отмечается в аналитических материалах Банка России, «указанные изменения осуществлены в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции, для успешной реализации которого одним из необходимых условий является отказ от управления валютным курсом» [7].

Отказ от регулирования валютного курса обусловлен, во-первых, планами дальнейшего позиционирования рубля как одной из резервных валют, а во-вторых, желанием отказаться от дорогостоящих валютных интервенций, сжигающих международные резервы на поддержание устойчивых соотношений национальной и иностранных валют. Инфляционное же таргетирование должно Было обеспечить экономический рост за счет удешевления кредитов.

В этот момент произошло сближение функций Банка России и экономических министерств РФ, так как фактически ЦБ стал совместно с экономическим блоком правительства отвечать за обеспечение роста национальной экономики. В академических кругах данное переориентирование ЦБ РФ стало причиной для многих дискуссий, так как классическое понимание роли центрального банка все же подразумевает для него несколько иные функции и задачи. Де-факто Банк России, действительно, в большей степени стал отвечать не за стабильность финансовой системы и национальной валюты, а за стимулирование экономического роста.

ЦБ РФ Были установлены временные ориентиры по переходу к плавающему валютному курсу к 2015 г. и предприняты соответствующие шаги по постепенному расширению валютного коридора с целью плавного приближения курса рубля к его естественным значениям, то есть обусловленным исключительно спросом и предложением со стороны участников рынка без государственного влияния. Тем не менее, Банку России не удалось осуществить плавную девальвацию, так как в феврале-марте 2014 г. рубль продемонстрировал резкое падение, причем, еще до введения санкций. То есть первый этап девальвации рубля не был обусловлен геополитическими и геоэкономическими факторами, а являлся следствием политики Банка России. А последующие политические шоки, введение санкций и ответных ограничительных мер, падение цены на нефть и регулярные атаки спекулянтов на фондовом и валютном рынках усугубили запущенный процесс и привели к еще большему обесценению рубля (рис. 2), превышающему

Рис. 2. Девальвация рубля с января по декабрь 2014 г.

Источник: [1]

И 2014 г. стал началом нового финансового кризиса, который застал российскую экономику на переходном этапе от одной стратегии денежно-кредитной политики, ориентированной на поддержание стабильности курса национальной валюты, к другой, ориентированной на либерализацию валютного рынка и борьбу с инфляцией. При этом, дополнительным негативным фактором стал его локальный характер, а также внешнее давление в виде международных санкций. В итоге, новый кризис имеет принципиальное отличие от 2008-2009 гг., заключающееся в том, что в этот раз падение российской экономики не является частью глобальной тенденции мировых рынков, а значит и бороться с ним придется в одиночку, в условиях неблагоприятной внешней среды: как экономической, так и политической.

В этих условиях, как никогда возрастает роль внутренних финансовых институтов, на которые и ложится основное бремя по реализации антикризисных мероприятий. При этом, российская экономика еще не оправилась от последствий предыдущего кризиса, демонстрируя и без того падающие темпы экономического роста, так что кризис, начавшийся в 2014 г., с определенной долей условности можно назвать второй фазой кризиса 2008-2009 гг., добавившей к старым проблемам еще негативные внешние воздействия в виде санкций и политической нестабильности. Таким образом, в отношении антикризисной политики должна была произойти не смена целевых ориентиров, а расширение их списка, однако как показывают приведенные ранее официальные заявления ЦБ РФ, руководство Банка России воспринимает сложившуюся ситуацию скорее именно как изменение стратегии, а не ее дополнение.

Необходимость масштабных мер поддержки банковского сектора обуславливается тем, что до введения финансовых санкций российские коммерческие банки имели доступ к зарубежным заимствованиям в ЕС и США. Прекращение рефинансирования за рубежом ввиду введенных ограничений привело к переориентации на внутренний рынок заимствований. В этих условиях действия Банка России должны Были Быть направлены на удовлетворение возросшего спроса на ликвидность коммерческих банков. Вместо этого Банк России поднял ставку процента, отдавая предпочтение краткосрочным операциям в целях поддержания ликвидности. Это привело к усугублению влияния западных санкций, что влечет за собой сужение производства некоторых отраслей отечественной экономики, сокращение инвестиций и усиление рисков дефолта компаний-заемщиков. Таким образом, западные власти изолируют экономику России от внешних источников кредита, а российские власти, вместо замещения собственными источниками, повышают стоимость внутреннего кредита, замедляя экономический рост.

1 20

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА ^ Д

Повышение ключевой ставки обусловлено подавлением уровня инфляции. Председателем Банка России Э. Набиуллиной была сформулирована идея: «Необходимым, но недостаточным условием долгосрочной предсказуемости, которая нужна для инвестиционных проектов, является устойчиво низкая инфляция. Длинные инвестиционные проекты, безусловно, для инвесторов привлекательны, когда низкая инфляция, когда есть доверие к политике Центрального банка по поддержанию инфляции. Это, безусловно, нужно и для граждан, еще раз, для бизнеса в инвестиционно-ориентированной модели экономического роста» [2].

Таким образом, повышая ставку процента, экономические власти преследуют цель подавить уровень инфляции в стране, что позволит сделать кредиты более доступными, и это приведет к росту инвестиционной активности и инвестиций в основной капитал. Повышая ставку процента, ЦБ РФ исходит из предпосылки, что в России инфляция носит монетарный характер (табл. 1).

Таблица 1

Инфляция и вклад в нее монетарных и немонетарных факторов, %

Год 2005 2007 2008 2011 2012

ипц 10,9 11,9 13,3 6,1 6,6

Монетарные факторы 6,9 6,4 9,3 4,9 4,2

Немонетарные факторы 4,0 5,5 4,0 1,2 2,4

Источник: [6]

Как видно из таблицы 1, согласно анализу Министерства экономического развития, монетарные факторы доминируют над немонетарными. Однако вклад в инфляцию немонетарных факторов повысился с 20% в 2011 г. до 36% в 2012 г., то есть оказался примерно на уровне 2005 г. (37%).

Под монетарными факторами подразумевают, в первую очередь, динамику денежных агрегатов, где рост денежной массы способствует увеличению инфляции. Таким образом, стоит рассмотреть динамику денежной массы и инфляции, выявить их зависимость (рис. 3).

Рис. 3. Инфляция и денежная масса в 2010-2014 гг.

Источник: [4]

Из приведенного графика видно, что о зависимости инфляции и денежной массы речь идти не может. Тем не менее, более сложный анализ свидетельствует, что рост М2 может влиять на инфляцию с определенным временным лагом. Центром стратегического анализа Росбанка был проведен эконометрический анализ, в ходе которого была выявлена связь между инфляцией и индексом потребительских цен (ИПЦ). М.Ершов отмечает, что «такой лаг может существовать, но он не является исчерпывающим объяснением связи между динамикой М2 и инфляцией» [5]. За анализируемый период 2011-2012 гг. М.Ершов делает вывод о существовании лага в 8 месяцев. Коэффициент корреляции может достигать 0,7-0,9, что свидетельствует о наличии ощутимой связи между М2 и ИПЦ. Данный коэффициент корреляции может несколько колебаться в зависимости от длины выбранного временного периода, однако связь выглядит существенной на продолжительных временных интервалах.

Существуют обоснования наличия связи между денежной массой и инфляцией, однако важным представляется оценить

масштабы ее влияния. В 2007-2013 гг. ежегодный прирост цен в России устойчиво отставал от ежегодного прироста денежной массы, и только в шоковых 2008 и 2014 гг. инфляция превосходила темпы прироста денежной массы. Это позволяет говорить, что с точки зрения обеспечения экономического роста преимущества от монетизации превышают ее инфляционные риски.

Однако вместе с этим среди представителей научного сообщества есть мнение, что инфляция в РФ все-таки носит немонетарный характер. В частности, С. Глазьев считает, что «для российской экономики характерна ситуация последовательного повышения тарифов на природный газ, электроэнергию и тепло, рост которых вдвое опережает инфляцию» [3]. С.Семенов на основе своих исследований делает вывод о том, что «в России велика немонетарная составляющая инфляции, поэтому необходимо дальнейшее ограничение монополизма и административного вмешательства в экономику, а главное, завершение (проведение) структурных реформ: пенсионной, транспортной, военной и других» [8]. По мнению же М.Ершова, стоит учитывать многоплановость инфляционных процессов. Монетарный фактор оказывает влияние на инфляцию, однако немонетарные факторы правительством недооценены: «необходимо комплексное исследование проблем инфляции, равно как и мер по борьбе с ней (с учетом растущего вклада немонетарных факторов следует избегать переноса избыточного акцента на монетарную ограничительную политику)» [5].

Таким образом, существуют разные точки зрения относительно природы инфляционных процессов в России. Безусловно, на уровень инфляционных процессов оказывают воздействие как монетарные, так и немонетарные факторы, и причины ее существования заложены в целой системе факторов.

В условиях сложившейся ситуации, актуальным является вопрос достижения экономического роста. Политика Банка России в финансовом секторе, направленная на стабилизацию финансового сектора, не всегда находит положительный отклик в реальном секторе. Так, повышение ключевой ставки Банком России в целях подавления инфляции привело к удорожанию кредитования для реального сектора, а главное остается открытым вопрос, насколько эти негативные для инвестиционной активности меры реально смогли сдержать инфляцию. Потери от стагнации при чуть менее низкой инфляции больше, чем от продолжающейся экономической активности, пусть и в условиях несколько более высоких темпов падения покупательной способности денег. Что же касается финансового сектора, то необходимо пересмотреть политику относительно монетизации, что приведет к росту денежной массы, без катастрофического роста уровня инфляции.

В условиях новых вызовов необходимо пересматривать традиционную экономическую политику, так как она относится к прошлому и уже во многом не соответствует настоящему, а в будущем может оказаться просто провальной. В текущих условиях актуальны подходы, которые озвучивались и прежде, но сейчас они начинают становиться не просто одной из альтернатив, а практически единственным вариантом выхода из нового кризиса. Безусловно, данные подходы требуют новых экономических решений и заставляют пересмотреть догмы, господствующие в экономической сфере, но это вполне логично: новые вызовы требуют и новых решений.

Ситуация, когда с новым кризисом, вызванным новыми причинами и протекающем в новых условиях, начинают бороться старыми методами, относящимися к 2008-2009 гг., а отчасти и 1998 г., представляется неверной. Российская экономика в 2014 г. оказалась в новых условиях, предполагающих фокусирование на внутренних ресурсах роста ввиду наложенных внешних ограничений, поэтому экономическая политика и ее денежно-кредитная составляющая должны сосредоточиться на обслуживании потребностей реального сектора, а не продолжать следовать абстрактным теориям и обслуживать интересы финансового капитала. От того, насколько Россия будет готова своими новыми решениями ответить на новые вызовы, которые возникают на ее пути, будут, в конечном счете, зависеть ее возможности устойчивого развития в новой геополитической и геоэкономической реальности.

1 2 1

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА

Литература

1. BIS effective exchange rate indices / Bank for International Settlements. — URL: http://www.bis.org/statistics/eer/ (дата обращения: 20.03.2015).

2. Выступление Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной на парламентских слушаниях в Совете Федерации 8 октября 2013 года // Банк России. — URL: http://www.cbr.ru/pw.aspx?file=/press/press_centre/Sovfed_08102013.htm (дата обращения:

12.04.2015) .

3. Глазьев С. О практичности количественной теории денег, или сколько стоит догматизм денежных властей // Вопросы экономики. — 2008. — № 7. — С. 31-45.

4. Денежная база в широком определении / Банк России. — URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtld=dkfs (дата обращения:

12.04.2015) .

5. Ершов в. М. Инфляция и монетизация экономики // Деньги и кредит. — 2013. — № 4. — С. 7-12.

6. О мерах, направленных на снижение темпов роста потребительских цен / Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. — Систем. требования: Microsoft PowerPoint. — URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ecdac 70040a0301da12be7b1e9ba48ef/slaidy.ppt?MoD=AJPERES (дата обращения: 12.04.2015).

7. О параметрах курсовой политики Банка России / Банк России. — URL: http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=18082014_ 095106dkp2014-08-18T09_40_58.htm (дата обращения: 12.04.2015).

8. Семенов С.К. Управление инфляцией и деньги // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2014. — № 46. — С. 2-10.

9. Темпы прироста ВВП России в 2007-2014 гг. / Организация экономического сотрудничества и развития. — URL: http://data. oecd.org/searchresults/?q=GDP (дата обращения: 12.04.2015).

ИНСТРУМЕНТЫ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

И.И. Малюшин,

аспирант кафедры истории экономики и экономической мысли экономического факультета

Санкт-Петербургского государственного университета

malushin@mail.ru

В статье рассматриваются инструменты долгосрочной экономической политики. Автор проводит разграничение между мерами государственного экономического регулирования, направленными на решение конъюнктурных задач, и мерами экономической политики государства, преследующими долгосрочные цели. Под инструментами экономической политики понимаются средства, с помощью которых реализуются цели экономической политики. Они формируются посредством принятия законов, президентских указов, правительственных постановлений и других нормативных актов, через государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов. Другими словами можно сказать, что под инструментами экономической политики понимается вся совокупность рычагов воздействия на экономические процессы и на агентов хозяйственной деятельности. Имеют свои особенности инструменты экономической политики великих держав и стран с разной экономической историей.

Ключевые слова: экономическая политика государства, инструменты экономической политики, экономическая политика великих держав

УДК 338.22 ББК 65.04+66.4

Предыстория современной теории экономической политики

История экономической политики начинается с возникновением государства. Однако следует различать экономическую политику как объект, существующий «сам по себе» и как предмет научного анализа. В качестве предмета научного изучения экономическая политика начинает свою историю с трудов экономистов — меркантилистов XVI-XVII вв. Выход на сцену человеческой истории капитализма с его предпринимательскими союзами и объединениями, критика абсолютистского государства имела своими последствиями снижение интереса к теории экономической политики. Ее полностью вытеснила либеральная политическая экономия, отрицающая положительную роль государства в экономике.

События Великой французской революции не только возродили интерес к теории экономической политики, но и привели к расколу либералов на революционеров и реформаторов: «классическая школа политической экономии оказалась теоретической основой сразу двух соперничающих экономических доктрин: либеральной и социалистической» [1].

Годы, так называемой «реакции» в Европе (1814-1854), способствовали не только территориальному объединению Германии, но и превращению полусотни ее «карликовых» государств в единое имперское государство с самой мощной континентальной европейской экономикой. В этом огромную роль сыграл не только «железный канцлер» Отто фон Бисмарк, но и немецкая истори-

ческая школа в политической экономии, выработавшая рекомендации для проведения национальной экономической политики. Возникшая как антипод классической («космополитической») политической экономии, она отрицала какое-либо положительное и практическое значение для национальной экономики либеральных и социалистических доктрин [2]. Одним из тех, кто попытался вновь восстановить теоретическую связь между экономикой и политикой государства, был Фридрих Лист (1789-1846). Им были сформулированы следующие принципиальные положения национальной экономической политики и ее инструментария:

• Экономическая политика формируется на основе положений национальной теоретической экономии, а не либеральной («классической») политэкономии;

• Между «индивидом» и «человечеством» (понятиями, которыми оперирует либеральная политэкономия), находятся «нации», создавшие свои государства. Либеральная политэкономия возникла и существует в борьбе с государственным хозяйством, без него она теряет свой пафос и смысл.

• Важнейшим условием создания национальной теоретической экономии является единство и сплоченность страны, объединенной национальной идеей.

• Национально-государственные интересы (благосостояние народа, как нации) должны занимать ведущее место в экономической политике государства.

• Разделение труда следует рассматривать на национальном, а уж затем на международном уровне; в национальной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.