Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ АКТОВ ОБЩЕРОССИЙСКИХ СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА'

МЕСТО И РОЛЬ АКТОВ ОБЩЕРОССИЙСКИХ СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
282
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕН / ТРЕНЕР / СПОРТИВНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / АКТЫ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ СПОРТИВНОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА / ATHLETE / COUCH / SPORTS FEDERATION / RUSSIAN SPORTS FEDERATIONS' REGULATIONS / LABOUR LAW SOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ведешкина Татьяна Павловна

В статье дается правовой анализ актов общероссийских спортивных федераций и отмечается их значение для системы источников трудового права. Указывается, что нормы, содержащиеся в актах спортивных федераций, затрагивают практически все институты трудового права. Рассматриваются вопросы о правомерности установления общероссийскими спортивными федерациями дополнительных мер ответственности для спортсменов и тренеров. Анализируется правовая природа регламентов спортивных федераций, в связи с чем указывается, что такие акты не являются локальными в традиционном понимании. Автор приходит к выводу о том, что акты общероссийских спортивных федераций играют важную роль в трудовом правоотношении со спортсменами и тренерами, и это позволяет говорить о них как об источнике трудового права. Между тем отсутствие указания на акты спортивных федераций в ст. 5 Трудового кодекса РФ дает основания относить их к числу особых источников, нетипичных для трудового права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF RUSSIAN SPORTS FEDERATIONS' REGULATIONS IN THE LABOUR LAW SOURCES SYSTEM

The article focuses on the legal analysis of Russian sports federations' regulations and mentions their role in the labour law sources system. The author highlights that the legal rules set out in sports federations' regulations concern almost every labour law institution. She wants to know whether it is legitimate to establish additional penalties for athletes and coaches by Russian sports federations. Moreover, the author examines the legal nature of sports federations' procedure rules and explains why they can't be considered as typical internal regulations. She comes to the conclusion that Russian sports federations' regulations play an important role in the employment legal relationships between athletes and couches and, therefore, such regulations should be regarded as labour law sources. However, as sports federations' regulations are not mentioned in Article 5 of the Russian Federation Labour Code, they can be considered only as specific and unconventional labour law sources.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ АКТОВ ОБЩЕРОССИЙСКИХ СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА»

DOI: 10.34076/2219-6838-2020-3-63-69

МЕСТО И РОЛЬ

АКТОВ ОБЩЕРОССИЙСКИХ СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

Ведешкина Татьяна Павловна

Аспирант кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: t.vedeshkina95@gmail.com

В статье дается правовой анализ актов общероссийских спортивных федераций и отмечается их значение для системы источников трудового права. Указывается, что нормы, содержащиеся в актах спортивных федераций, затрагивают практически все институты трудового права. Рассматриваются вопросы о правомерности установления общероссийскими спортивными федерациями дополнительных мер ответственности для спортсменов и тренеров. Анализируется правовая природа регламентов спортивных федераций, в связи с чем указывается, что такие акты не являются локальными в традиционном понимании. Автор приходит к выводу о том, что акты общероссийских спортивных федераций играют важную роль в трудовом правоотношении со спортсменами и тренерами, и это позволяет говорить о них как об источнике трудового права. Между тем отсутствие указания на акты спортивных федераций в ст. 5 Трудового кодекса РФ дает основания относить их к числу особых источников, нетипичных для трудового права.

Ключевые слова: спортсмен, тренер, спортивная федерация, акты общероссийской спортивной федерации, источники трудового права

THE PLACE AND ROLE

OF RUSSIAN SPORTS FEDERATIONS' REGULATIONS IN THE LABOUR LAW SOURCES SYSTEM

Vedeshkina Tatyana

Post-graduate, Ural State Law University (Yekaterinburg),

e-mail: t.vedeshkina95@gmail.com

The article focuses on the legal analysis of Russian sports federations' regulations and mentions their role in the labour law sources system. The author highlights that the legal rules set out in sports federations' regulations concern almost every labour law institution. She wants to know whether it is legitimate to establish additional penalties for athletes and coaches by Russian sports federations. Moreover, the author examines the legal nature of sports federations' procedure rules and explains why they can't be considered as typical internal regulations. She comes to the conclusion that Russian sports federations' regulations play an important role in the employment legal relationships between athletes and couches and, therefore, such regulations should be regarded as labour law sources. However, as sports federations' regulations are not mentioned in Article 5 of the Russian Federation Labour Code, they can be considered only as specific and unconventional labour law sources.

Key words: athlete, couch, sports federation, Russian sports federations' regulations, labour law sources

В ст. 5 Трудового кодекса РФ определен закрытый перечень нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и, соответственно, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. Между тем с развитием

системы правоотношений в сфере труда появляются новые виды источников трудового права, которые не находят места в существующей иерархической системе, но активно применяются в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Одной из разновидностей таких источников являются акты общероссийских спортивных федераций, распространяющие свое действие на особые категории работников - спортсменов и тренеров.

В Трудовом кодексе РФ есть несколько упоминаний актов общероссийских спортивных федераций, но, несмотря на это, легальное определение этого понятия, как и указание на него в качестве источника трудового права, отсутствует. При таких обстоятельствах возникает множество вопросов, касающихся правовой природы актов общероссийских спортивных федераций, степени их общеобязательности для работодателя, а также правомерности их отнесения к источникам трудового права.

Приступая к исследованию данных вопросов, необходимо определить правовой статус спортивной федерации.

Прообразом спортивной федерации в России являлось физкультурно-спортивное объединение, которое в законе 1999 г. определялось как «общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации»1. Однако с развитием законодательства в сфере спорта, в частности с принятием Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Закон о физической культуре и спорте), в понятийном аппарате российского права появился термин «спортивная федерация». В соответствии с п. 6 ст. 2 указанного Закона общероссийская спортивная федерация - это общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд Российской Федерации.

Исходя из приведенного определения, спортивная федерация не является субъектом ни трудовых, ни непосредственно связанных с трудовыми отношений, ввиду чего правомерность издания такой организацией общеобязательных для работодателя правил поведения по крайней мере вызывает сомнения. Вместе с тем необходимо констатировать, что спортивные федерации выполняют важную для государства функцию по развитию профессионального спорта и спорта высших достижений на территории Российской Федерации, в связи с чем идея их наделения некоторыми властными полномочиями в отношении спортивных школ и клубов представляется обоснованной.

Из анализа подп. 5 п. 5 ст. 16 Закона о физической культуре и спорте следует, что общероссийские спортивные федерации могут принимать правила вида спорта, антидопинговые правила, а также спортивные регламенты. Учитывая огромное количество различных регламентов в каждом виде спорта, целесообразно для дальнейшего исследования разделить их на так называемые организационные регламенты, определяющие правовой статус спортсмена, условия его допуска к соревнованиям, и регламенты (положения) о проведении конкретного вида соревнований (чемпионаты, первенства, кубки России и т. д.)2.

Примечательно, что в Законе о физической культуре и спорте термин «регламент» применяется только к положениям о проведении соревнований, тогда как на практике встречаются и различные виды иных регламентов общероссийских федераций организационного плана (например, дисциплинарные регламенты, избирательные регламенты, кодексы этики и др.). В связи с этим возникают вопросы о том, какое влияние оказывают акты спортивных федераций на регулирование трудовых отношений между спортсменом (тренером) и работодателем, насколько такие акты обязательны и, соответственно, можно ли их относить к источникам трудового права.

1 Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ (ред. 30 июня 2007 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

2 Зайцев Ю. В. Понятие, признаки и виды спортивных регламентов // Спортивное право. 2013. № 1. С. 16-18.

Оговоримся, что в настоящей статье термин «источник права» будет использоваться в формально-юридическом смысле, подразумевающем «наличие внешних форм по отношению к содержанию (нормам права)»1.

Несмотря на отсутствие в ст. 5 ТК РФ упоминания об актах общероссийских спортивных федераций в качестве источника трудового права, представляется очевидным, что в таких актах содержатся нормы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. Так, любой акт спортивной федерации вне зависимости от его разновидности (будь то правила вида спорта или спортивный регламент) так или иначе касается предмета трудового договора со спортсменом (тренером), состоящего в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в них (проведении со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществлении руководства соревновательной деятельностью спортсменов). Например, любой спортивный регламент содержит правила, регулирующие вопросы рабочего времени и времени отдыха спортсменов и тренеров. В соответствии с Правилами вида спорта «Фигурное катание на коньках»2 соревнования не должны начинаться ранее 9 ч утра и должны быть закончены не позднее 23 ч, а также перерыв между окончанием тренировки в день соревнований и началом соревнований не может составлять менее 4 ч. Согласно Правилам вида спорта «Спортивная гимнастика»3 соревнования среди спортсменов 18 лет и старше должны заканчиваться не позже 23 ч, все остальные соревнования - не позже 21 ч; между проведением соревнований по обязательной и произвольной программам рекомендуется однодневный перерыв.

Включают спортивные регламенты и нормы, касающиеся вопросов охраны труда. Например, в Правилах вида спорта «Спортивная гимнастика» устанавливаются требования к используемому в процессе соревнований инвентарю (конь, кольца, прыжковый мост и т. д.). Также в п. 3.1 Правил в целях обеспечения безопасности спортсмена закреплено право тренера присутствовать во время исполнения спортсменом упражнения на кольцах и перекладине.

Как правило, нормы актов общероссийских федераций касаются и института заработной платы. В Правовом регламенте Континентальной хоккейной лиги 2019/20204 установлен минимальный размер заработной платы для хоккеистов за один сезон: для хоккеистов основной команды в возрасте от 17 до 21 года - 750 тыс. руб., для хоккеистов от 22 лет - не менее 3 млн руб.

Акты спортивных федераций не обходят стороной институт дисциплины труда. В соответствии с п. 6.1.1 Правил вида спорта «Художественная гимнастика»5 индивидуальные гимнастки и гимнастки группы должны являться на место соревнований только после их вызова. За слишком ранний (до вызова) или поздний (медленный, в течение 30 с после вызова) выход гимнастки или группы следует сбавка судьи-координатора в размере 0.50 балла. В п. 6.2.1 указанного акта закреплен запрет на общение тренера с гимнасткой во время выполнения упражнения, нарушение которого влечет сбавку итогового результата спортсмена (группы) в размере 0.50 балла.

Большинство спортивных регламентов предусматривают дополнительные меры ответственности для спортсменов и тренеров. Например, Положением о Спортивно-дисциплинарной комиссии Общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация художественной гимнастики» установлены спортивные санкции для спортсменов, тренеров и судей за нарушение норм, принятых спортивными федерациями. К таким санкциям относятся: предупреждение;

временное отстранение - лишение возможности принимать участие в соревнованиях или других мероприятиях, которые проводит спортивная федерация (на одни соревнования, сроком на 3 месяца, на 1 год);

дисквалификация (с соревнований, на 1 год, пожизненная).

1 Теория государства и права: учеб. / под ред. В. Д. Перевалова. М., 2018. С. 178.

2 Утверждены приказом Министерства спорта России от 22 ноября 2018 г. № 958.

3 Утверждены приказом Министерства спорта России от 13 февраля 2018 г. № 130.

4 Утвержден Советом директоров ООО «КХЛ» (протокол № 75 от 14 июля 2017 г.).

5 Утверждены приказом Министерства спорта России от 21 декабря 2018 г. № 1068.

В соответствии с положениями Кодекса этики Общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация легкой атлетики» (далее - ВФЛА)1 дисциплинарная комиссия ВФЛА в зависимости от тяжести совершенного проступка вправе принять решение о применении следующих мер воздействия: вынесение предупреждения;

публичное осуждение проступка с публикацией на сайте ВФЛА; аннулирование результата соревнований; обязанность принесения публичного извинения; запрет занимать руководящие должности в системе ВФЛА;

запрет посещения официальных мероприятий на спортивных соревнованиях, проводимых под эгидой ВФЛА;

отстранение от участия в соревнованиях и иной деятельности, связанной с организацией и обеспечением судейства соревнований, проводимых под эгидой ВФЛА;

передача рассмотрения дела в орган, обладающий полномочиями дисквалификации;

передача рассмотрения дела в организацию, обладающую полномочиями наложения дисциплинарных взысканий.

Насколько законным с точки зрения трудового права является применение спортивными федерациями расширенного перечня дисциплинарных (по сути) взысканий по сравнению с предусмотренным ст. 192 ТК РФ? Во-первых, как следует из положений ТК РФ, полномочиями по привлечению работников к дисциплинарной ответственности обладает только работодатель. Во-вторых, привлечение работников к ответственности является правом работодателя, а потому спортивная федерация не может обязать спортивный клуб привлечь тренера / спортсмена к дисциплинарной ответственности. В-третьих, ТК РФ позволяет устанавливать дополнительные меры дисциплинарных взысканий только федеральными законами, но никак не актами общественных объединений.

Соответственно, с одной стороны, возможность установления общероссийскими спортивными федерациями фактически новых видов дисциплинарных взысканий вызывает сомнения. С другой - в науке трудового права вопрос о правовой природе ответственности спортсменов и тренеров до сих пор остается дискуссионным. Например, К. Н. Гусовым, О. А. Шевченко было предложено понятие особого вида ответственности в сфере профессионального спорта2. Д. И. Рогачев допускает привлечение спортсменов и тренеров к гражданско-правовой ответственности как субъектов, обладающих двойным (трудоправовым и гражданско-правовым) статусом, по аналогии с нормами, регулирующими ответственность руководителя организации3. Более того, возможность установления спортивными федерациями особого вида санкций за нарушение утверждаемых ими норм предусматривает и п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона о физической культуре и спорте.

Таким образом, из анализа регламентов и правил различных видов спорта следует, что правовое регулирование, осуществляемое общероссийскими спортивными федерациями, фактически затрагивает все институты трудового права, чем оказывает существенное влияние на динамику трудового правоотношения, в котором на стороне работника выступают спортсмены и тренеры. При этом такие нормы имеют как опосредованное воздействие (путем их учета работодателем в локальных нормативных актах), так и прямое, что также позволяет относить их к источникам трудового права. Приведенный тезис следует из ч. 6 ст. 348.2 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан под подпись знакомить спортсмена / тренера-работника с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями. Как отмеча-

1 Утвержден на заседании президиума Общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация легкой атлетики» (протокол № 6 от 6 октября 2017 г.).

2 Шевченко О. А. Правовая доктрина регулирования труда в сфере профессионального спорта и пути ее реализации в России: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 219; Гусов К. Н., Шевченко О. А. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2012.

3 Рогачев Д. И. Модернизация правового регулирования труда спортсменов и тренеров // Спортивное право: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2009. С. 118.

ется в литературе, подобное регулирование напоминает закрепленную в ст. 68 ТК РФ норму, которая возлагает на работодателя обязанность при приеме работника на работу ознакомить его с локальными нормативными актами1.

При таких обстоятельствах акты общероссийских спортивных федераций даже в отсутствие официального закрепления de facto являются источником трудового права. Но в этом случае возникает вопрос: к какому виду источников, поименованных в ст. 5 ТК РФ, относятся акты общероссийских спортивных федераций или такой вид актов несвойствен для трудового права?

В науке трудового права существуют различные позиции по этому вопросу. Например, В. П. Васькевич придерживается мнения, что такие акты являются локальными нормативными правовыми актами, которые подразделяются на межкорпоративные и внутрикорпоративные2. Другие специалисты (например, С. В. Алексеев) утверждают, что акты Международного Олимпийского комитета, Олимпийского комитета России, акты международных и национальных спортивных федераций, а также акты, принимаемые на уровне отдельных клубов и спортивных школ, составляют параллельную источникам трудового права систему источников права, регулирующих труд спортсменов и тренеров3. Ряд ученых (в частности, Ю. В. Зайцев, Д. И. Рогачев) полагают, что акты общероссийских спортивных федераций представляют собой не что иное, как договор присоединения из отрасли гражданского права4.

По нашему мнению, акты общероссийских спортивных федераций локальными в смысле, придаваемом им ст. 8 ТК РФ, не являются. В подтверждение указанного тезиса обратимся к признакам локальных нормативных актов.

А. М. Лушников, М. В. Лушникова отмечают, что локальные нормативные акты являются нормативными подзаконными актами; принимаются работодателем в пределах его компетенции единолично или с учетом мнения либо по согласованию с представительным органом работников; действуют в пределах организации, в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы5. Г В. Хныкин выделяет следующие признаки локальных нормативных актов:

в основе их формирования лежат нормы общего действия, которые в конкретной организации могут изменяться, дополняться или конкретизироваться; субъектом локального нормотворчества является работодатель; локальные нормативные акты предназначены только для использования в конкретной организации;

локальные нормы отличает быстрота реагирования на изменения в общественной организации труда;

в локальных нормативных актах проявляется гибкость в применении трудового законодательства к конкретным условиям производства; локальные нормы имеют социальную направленность6.

М. А. Драчук указывает, что локальные нормативные правовые акты - «документы, разрабатываемые для регламентации правовых отношений в конкретной организации, в пределах компетенции ее органов управления, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями»7.

Несмотря на многообразие точек зрения ученых, в науке трудового права неоспорим тот факт, что компетенцией по принятию локальных актов обладает только работодатель и сфера действия таких актов ограничивается территорией конкрет-

1 Сафонов В. А., Баранов Д. С. Акты общероссийских спортивных федераций в системе источников трудового права: постановка проблемы // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 29-33.

2 Васькевич В. П. Гражданско-правовое регулирование отношений в области профессионального спорта: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. С. 13.

3 Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: учеб. для вузов / под ред. П. В. Крашенинникова. М., 2013.

4 Зайцев Ю. В., Рогачев Д. И. Трудовые будни в мире спорта: Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров. 2012 // СПС «КонсультантПлюс».

5 Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс трудового права: в 2 т. М., 2003. Т. 2. С. 611.

6 Хныкин Г. В. Локальные источники российского трудового права: теория и практика применения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 13.

7 Драчук М. А. Локальные нормативные акты организации: учеб.-метод. пособие. Омск, 2008. С. 58.

ной организации-работодателя. Следует резюмировать, что акты общероссийских спортивных федераций этим признакам не отвечают. Они, во-первых, принимаются не организацией-работодателем (поскольку работодателем для спортсменов и тренеров выступают спортивные клубы либо физкультурно-спортивные организации), а некоммерческими организациями, объединяющими работодателей по конкретному виду спорта; во-вторых, не действуют в пределах конкретной спортивной организации, а распространяются на всех работодателей, которые являются членами федерации.

Что касается позиции о гражданско-правовой природе актов спортивных федераций, с ней можно согласиться лишь в той части, в которой речь идет о правоотношениях между спортивной федерацией и клубом. Так, в соответствии со ст. 428 ГК РФ договор присоединения есть договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и которые могут быть приняты другой стороной не иначе как целиком путем присоединения к предложенному договору. В рассматриваемом случае логично, что лица, подавшие заявку на участие в соревнованиях, добровольно принимают на себя обязательства по соблюдению правил спорта и регламентов (положений) о соревнованиях. Аналогичная ситуация возникает, когда спортивное учреждение в целях возможного участия в официальных соревнованиях на территории России, а также подготовки кадров для сборных команд России вступает в федерацию по соответствующему виду спорта, тем самым добровольно принимая к исполнению все существующие нормы.

Однако (подчеркнем еще раз) эти правоотношения складываются только между клубом и федерацией вне зависимости от персонального состава спортсменов и тренеров. Соответственно, говорить об аналогии с договором присоединения можно только в плоскости гражданско-правовых отношений между субъектами спортивной деятельности, которые признали обязательность для них актов спортивных федераций, что подчеркивает их двойную правовую природу. Между тем эти акты сами по себе не являются обязательными для работников спортивных клубов - спортсменов и тренеров. Отчасти этот вопрос решен ТК РФ: акты общероссийских федераций могут стать основой для локальных нормативных актов, действующих у данного работодателя. Но сами федерации указывают, что их акты являются общеобязательными и обладают прямым действием. Например, как следует из ст. 1 Дисциплинарного регламента Российского футбольного союза, регламент определяет обязательные для соблюдения правила, нарушение которых влечет применение спортивных санкций, виды спортивных санкций, условия и порядок привлечения субъектов футбола к спортивной ответственности.

Более того, на прямое действие норм спортивных регламентов косвенно указывает упомянутая ранее ст. 348.2 ТК РФ, закрепляющая обязанность знакомить спортсменов и тренеров под подпись с нормами общероссийских спортивных федераций.

Соответственно, сегодня акты общероссийских спортивных федераций оказывают существенное влияние на трудовые правоотношения, складывающиеся между работниками (спортсменами и тренерами) и работодателями. Являясь нормативной базой для формирования трудового договора и локальных актов, акты спортивных федераций затрагивают множество аспектов трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Между тем, учитывая смешанный характер таких актов, а также отсутствие упоминания о них в ст. 5 ТК РФ, полагаем, что в существующих условиях целесообразно говорить об особом источнике, нетипичном для трудового права.

Список литературы

Васькевич В. П. Гражданско-правовое регулирование отношений в области профессионального спорта: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006.

Гусов К. Н., Шевченко О. А. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2012.

Драчук М. А. Локальные нормативные акты организации: учеб.-метод. пособие. Омск, 2008.

Зайцев Ю. В. Понятие, признаки и виды спортивных регламентов // Спортивное право. 2013. № 1.

Зайцев Ю. В., Рогачев Д. И. Трудовые будни в мире спорта: Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров. 2012 // СПС «КонсультантПлюс».

Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс трудового права: в 2 т. M., 2003. Т. 2.

Рогачев Д. И. Mодернизация правового регулирования труда спортсменов и тренеров // Спортивное право: перспективы развития: материалы Mеждунар. науч.-практ. конф. M., 2009.

Сафонов В. А., Баранов Д. С. Акты общероссийских спортивных федераций в системе источников трудового права: постановка проблемы // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 2.

Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: учеб. для вузов / под ред. П. В. Крашенинникова. M., 2013.

Теория государства и права: учеб. / под ред. В. Д. Перевалова. M., 2018.

Хныкин Г. В. Локальные источники российского трудового права: теория и практика применения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. M., 2005.

Шевченко О. А. Правовая доктрина регулирования труда в сфере профессионального спорта и пути ее реализации в России: дис. ... д-ра юрид. наук. M., 2014.

References

Drachuk M. A. Lokal'nye normativnye akty organizatsii: ucheb.-metod. posobie. Omsk, 2008.

Gusov K. N., Shevchenko O. A. Sportivnoe pravo. Pravovoi status sportsmenov, trenerov, sport-ivnykh sudei i inykh spetsialistov v oblasti fizicheskoi kul'tury i sporta: ucheb. posobie. 2-e izd. M., 2012.

Khnykin G. V. Lokal'nye istochniki rossiiskogo trudovogo prava: teoriya i praktika primeneniya: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2005.

Lushnikova M. V., Lushnikov A. M. Kurs trudovogo prava: v 2 t. M., 2003. T. 2.

Rogachev D. I. Modernizatsiya pravovogo regulirovaniya truda sportsmenov i trenerov // Sportivnoe pravo: perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2009.

Safonov V. A., Baranov D. S. Akty obshcherossiiskikh sportivnykh federatsii v sisteme istochnikov trudovogo prava: postanovka problemy // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2012. № 2.

Shevchenko O. A. Pravovaya doktrina regulirovaniya truda v sfere professional'nogo sporta i puti ee realizatsii v Rossii: dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2014.

Sportivnoe pravo. Trudovye otnosheniya v sporte: ucheb. dlya vuzov / pod red. P. V. Krashenin-nikova. M., 2013.

Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. / pod red. V. D. Perevalova. M., 2018.

Vas'kevich V. P. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie otnoshenii v oblasti professional'nogo sporta: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Kazan', 2006.

Zaitsev Yu. V. Ponyatie, priznaki i vidy sportivnykh reglamentov // Sportivnoe pravo. 2013. № 1.

Zaitsev Yu. V., Rogachev D. I. Trudovye budni v mire sporta: Osobennosti regulirovaniya truda sportsmenov i trenerov. 2012 // SPS «Konsul'tantPlyus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.