Научная статья на тему 'Место государственного кредита в финансово-кредитной системе России'

Место государственного кредита в финансово-кредитной системе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4330
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ / ФУНКЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревзон О. А.

в данной статье рассматривается взаимосвязь государственного кредита, как одного из звеньев финансово-кредитной системы государства с другими звеньями и экономическими категориями, функционирующими в данной системе. Показаны их связи и взаимодействие. Приведен обзор мнений западных экономистовтеоретиков на влияние государственного долга и управления им на экономическую ситуацию стран, инфляционные процессы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место государственного кредита в финансово-кредитной системе России»

12. Anxo D., Flood L., Mencarini L. et al. Time Allocation between Work and Family over the Life-Cycle: A Comparative Gender Analysis of Italy, France, Sweden and the United States // IZA Discussion Paper. 2007. November. № 3193.

О.А. Ревзон

МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

PLACE OF PUBLIC CREDIT IN THE FINANCIAL SYSTEM OF RUSSIA

Аннотация: в данной статье рассматривается взаимосвязь государственного кредита, как одного из звеньев финансово-кредитной системы государства с другими звеньями и экономическими категориями, функционирующими в данной системе. Показаны их связи и взаимодействие. Приведен обзор мнений западных экономистов-теоретиков на влияние государственного долга и управления им на экономическую ситуацию стран, инфляционные процессы.

Ключевые слова: государственный кредит, функции, экономическое развитие, денежно-кредитная политика, процентные ставки.

Abstract: This article examines the relationship of state credit as one of the links in the financial and credit system of the state with other parts, and economic categories that operate in the system. Showing their communication and interaction. A review of the views of the Western economic theorists on the impact of public debt and its management on the economic situation of countries.

Keywords: government loan, functions, economic development, monetary policy, interest rates.

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений государства в лице его органов власти и управления с юридическими и физическими лицами, перед которыми государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. При этом преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объёмы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно является гарантом.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим долговым обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков, что влечет за собой рост расходов централизованных денежных фондов.

Постоянно изменяющиеся условия экономического развития активизируют инструменты кредитной политики. В осуществлении такого регулирования важнейшую роль играют методы управления государственным долгом. Управление государственным долгом становится центром кредитно-денежной политики. Предполагается, что государство с помощью методов кредитной политики и управления государственным долгом может добиться оптимальной структуры процентных ставок. Известный английский экономист Р. Кан писал, что казначейство

© О.А. Ревзон, 2012

может добиться необходимого изменения относительных процентных ставок на основе общего уровня процента, с которым имеет дело кредитная политика. Структурные изменения государственного долга способны либо сдерживать, либо развивать инфляционные процессы в экономике.

Кроме того, управление государственным долгом должно быть подчинено поддержанию стабильности экономики. Речь идет именно о способности гибкого маневрирования государством свободы в перемещении денежных ресурсов. В моменты экономического подъема возможно перераспределение избыточных ресурсов в те сферы и отрасли экономики, которые в настоящий момент испытывают потребность в них. Государство имеет возможность проведения замены долгосрочных обязательств с одновременным предложением участникам краткосрочных займов. В моменты же так называемой рецессии этот метод позволит увеличить кредитные ресурсы, предназначенные для долгосрочных ссуд, снизить рыночные процентные ставки, стимулировать рост негосударственных капиталовложений [1].

К размещению долговых обязательств прибегают правительства как развивающихся, так и развитых стран. Наличие долгов для государства является своего рода стимулом экономического развития, оптимизации расходов, четкости разработки и реализации налоговых реформ, создания предпосылок роста инвестиционной активности и т.д. Долг - это сумма средств, которую один субъект экономической деятельности должен вернуть другому в определенное время и за определенную плату.

В западной экономической литературе долг рассматривается в классификации общественной и частной задолженности. Общественный долг подразделяется на государственный долг (суверенный долг) и долг органов государственной власти более низкого уровня - муниципальный долг. В условиях федеративного государства долги субъектов Федерации и местных органов власти объединены в понятие «субсуверенный долг». Частный долг включает долги финансового и нефинансового секторов.

В соответствие со ст. 97 Бюджетного кодекса РФ, к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг появился с возникновением и развитием государства. Причиной тому явилось стремление органов власти и управления к достижению сбалансированности бюджета как общегосударственного фонда денежных средств для реализации в полной мере своих функций. В эпоху слабо развитого денежного хозяйства, в связи с этим недостатка доходов, получаемых от налоговых поступлений, и необходимости устойчивого и динамичного функционирования государства (в широком смысле) инструментом перераспределения финансовых ресурсов стали внутренние, а позднее, и внешние заимствования. Таким образом, государственный долг наряду с бюджетом и налогами является категорией экономической, выполняя общественно необходимые функции.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие

от налогов государственный кредит имеет добровольный характер, хотя в некоторых исторических моментах при размещении займов он не являлся добровольным. Если налоги действуют в одном направлении - при формировании бюджета и внебюджетных фондов, а обратное движение возможно только в случае возврата излишне начисленных или ошибочно перечисленных сумм, то государственный кредит всегда характеризуется возвратностью, платностью и срочностью.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера, тогда как заимствование на более низких уровнях власти достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность (займы на строительство дорог, жилья и пр.). Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее установленный срок. Для привлечения внутренних государственных займов установлен максимальный срок в 30 лет.

Таким образом, принципами государственного кредита являются: возвратность, срочность, платность, обеспеченность (всем имуществом государства).

Как экономическая категория государственный кредит выполняет три функции:

- распределительную;

- регулирующую;

- контрольную.

Распределительная функция выражается в формировании централизованных государственных фондов и их использовании на условиях указанных принципов. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях государственные займы являются вторым после налогов способом финансирования расходов государственного бюджета.

Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги становятся не только источниками погашения кредита, но и используются для погашения процентов по задолженности. Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от способа использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный за счет этих средств объект в дальнейшем приносит прибыль, за счет которой и погашается заем. Усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов единственным источником их погашения становятся либо налоги, либо новые займы (это связано с финансированием военных расходов и расходов, связанных с социальным обеспечением населения). Тяжесть налогового бремени, вызванная государственными заимствованиями, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемых на его обслуживание при прочих равных условиях.

Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство. Сознательно используя государственный кредит как

инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Регулирующая функция. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, в виде инвестиций, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда работников бюджетной сферы количество наличной денежной массы в стране останется неизменной, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог со стороны Центрального банка являются инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время стимулируются накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что в случае их банкротства государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным предпринимателям. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Контрольная функция государственного кредита характеризуется следующими особенностями, а именно тем, что она:

• тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованных фондов денежных средств;

• охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, предполагает возвратность и платность получаемых средств;

• осуществляется не только финансовыми, но и кредитными институтами.

В основном контролю подлежат целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Учитывая, что государственный долг является формой государственного кредита как звена централизованного блока финансовой системы, управление государственным кредитом принято рассматривать в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют размер бюджетных доходов и расходов, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, целесообразность осуществления государственных заимствований и финансирования программ по поддержке малого бизнеса или отдельных регионов страны. Под управлением государственным кредитом

в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

• минимизация стоимости долга для заемщика;

• недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

• эффективное использование мобилизованных средств;

• контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

• обеспечение своевременного возврата кредитов;

• максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Для определения эффективности государственных кредитных операций находят отношение превышения поступлений над расходами к расходам по системе государственного кредита.

При оценке эффективности государственных кредитных операций учитывают их положительное влияние на государственный бюджет, денежное обращение в стране, укрепление доверия населения к финансовой деятельности государственных структур.

Размер государственного долга считается приемлемым, если имеются источники погашения как основного долга, так и процентов по нему.

Для определения оптимальной величины государственного долга его размер сопоставляют в разных вариантах с такими показателями, как:

• ВВП;

• доходы бюджета, поступающие в денежной форме;

• объем экспорта товаров и услуг;

• валютные (или золотовалютные) резервы государства;

• уровень монетизации экономики.

Считается, что размер ВВП, уровень экспорта и резервы относятся к источникам погашения основной суммы государственного долга, а налоговые доходы и уровень монетизации экономики служат источниками обслуживания долга (выплаты процентов по долгу). Оценивая обеспеченность государственного внешнего долга, наиболее часто используют такие показатели, как соотношение размера внешнего долга и объема экспорта товаров и услуг, соотношение размера внешнего долга и ВВП, соотношение размера платежей в порядке обслуживания долга и объема экспорта товаров и услуг [2].

Определяющими в оценке обеспеченности источниками погашения внутреннего долга являются доходы бюджета и уровень монетизации экономики.

При этом необходимо учитывать приближение к так называемой границе опасности, за пределами которой наступает риск невыполнения обязательств. Считается недопустимым превышение внешнего долга над ВВП на 50%, превышение обязательств по обслуживанию (включая погашение) - на 30% по отношению к экспорту, превышение процентных платежей - на 20% по отношению к экспорту. При таком превышении страна-заемщик не может получить кредитный рейтинг, позволяющий привлекать заимствования менее чем под 10% годовых. Несмотря на предельно высокие суммы государственных долгов развитых стран, таких как США -100% ВВП (пугает сама по себе внушительная сумма, стремительно приближающаяся к 16 трлн. долл.), и Япония - 220%, причем около 180% - это внутренний долг, параметры их долговой нагрузки в целом не превышают допустимые границы, что позволяет им по-прежнему занимать особое положение в мировой экономике. Япония, хоть и занимает 2 место в мире по уровню долга, но она и имеет колоссальный объем золотовалютных резервов, а в случае ухудшения ситуации есть возможность девальвировать свою валюту. Что неприемлемо для стран еврозоны, находящихся

фактически в состоянии дефолта. Мы наблюдали в марте 2012 года неудачные попытки размещения государственных долговых обязательств Испанией. Размещение почти вдвое было менее заявленных к реализации бумаг, да и рынок способствовал достаточно серьезному росту доходности по этим бумагам (фактору, определяющему увеличение будущей нагрузки на бюджеты этих стран). Греции на сегодняшний день запрещено выходить на открытый рынок.

Емкость рынка государственных и муниципальных ценных бумаг является важнейшей характеристикой рынка государственных долговых обязательств. Среди показателей, характеризующих емкость рынка, наибольшее значение имеют:

• объем накопленного долга по обращающимся ценным бумагам (номинальная стоимость ценных бумаг в обращении);

• рыночная стоимость ценных бумаг в обращении (капитализация рынка);

• объем эмиссий долговых обязательств;

• объем торговли ценными бумагами.

Значение рынка государственных и муниципальных долговых обязательств определяется соотношением его емкости с емкостью рынка акций, который имеет наиболее показательное значение в развитии экономики страны. Сравнение осуществляется также с емкостью рынка корпоративных облигаций страны и с общим объемом облигационного рынка различных стран.

Литература

1. Критика современных буржуазных теорий денег, финансов и кредита. - М.: Финансы, 1970.

2. Саркисянц А.Г. Система международных долгов. - М.: ДеКА, 1999.

Н.К. Рожкова Чан Нгок Чанг

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЬЕТНАМА

PECULIARITIES OF THE TRADE ACCOUNTING OPERATIONS IN COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN VIETNAM

Аннотация: статья посвящена вопросам учета товаров в коммерческих организациях Вьетнама. В статье рассмотрены организационная структура предприятий, порядок учета товаров, методы списания товаров. Дана характеристика каждого метода учета товаров.

Ключевые слова: коммерческая организация, корпорация, дочернее предприятия, экономические модели, методы учета, метод именной цены, метод средней цены, непрерывная средняя цена, метод складирования.

Abstract: the article is devoted to the treatment of goods in commercial organizations in Vietnam. The article describes the organizational structure of enterprises, the accounting of the goods, methods of writing ой the goods. The characteristics of each method of accounting for goods are mentioned.

Keywords: commercial organization, corporation, subsidiary companies, the economic model, accounting methods, the method of nominal prices, the average price method, the average price of а continuous, method of warehousing.

© Н.К. Рожкова, Чан Нгок Чанг, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.