Место государств Ближнего Востока во внешней энергетической политике России
Ахмед Мохамед Абду Хасан
аспирант кафедры Теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы
117198, Россия, г. Москва, уп. М^кпунэ-Макпая, 6 И [email protected]
Статья из рубрики "ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ"
Аннотация.
Предметом исследования данной статьи является российская энергетическая политика на Ближнем Востоке. Автором рассматриваются основные направления сотрудничества Российской Федерации со странами региона и основные задачи внешней политики страны в области энергетики на современном этапе. Также рассматриваются основные сложности в налаживании диалога между Россией и странами региона. Основными странами, рассматриваемыми автором в данной статье являются Саудовская Аравия, Египет, Катар, Иран, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания и Алжир.В связи с тем, что данная работа выполнялась на стыке различных наук (история, международные отношения, политология, экономика), применялся междисциплинарный подход, что позволило всесторонне и объективно изучить предмет исследования и решить поставленные задачи. Автором использовались методы и принципы исторической науки, такие как историзм, системность, достоверность и объективность. Научная новизна обусловлена тем, что в научный оборот вводятся новые источники, прежде всего, на арабском языке. Кроме того, в зарубежной и российской историографии фактически отсутствуют комплексные исследования, посвященные изучаемой теме с учетом серьезных изменений, произошедших в системе международных отношений в целом, а также геополитической трансформации в регионе.
Ключевые слова: Россия, Ближний Восток, международное энергетическое сотрудничество, сотрудничество, энергетическая политика, энергетическая
безопасность, Египет, Саудовская Аравия, Катар, Иран
DOI:
10.7256/2454-0641.2018.3.27322
Дата направления в редакцию:
04-09-2018
Дата рецензирования:
05-09-2018
да1а публикации:
05-09-2018
Россия, будучи влиятельным мировым актором, реализует внешнеэнергетическую политику посредством многовекторной деятельности, тем самым охватывая все регионы мира, включая Ближний Восток. Этот регион представляет особый интерес для России в связи с наличием значительных запасов энергоресурсов, интенсификацией их добычи ближневосточными странами, а также острой конкуренции за влияние в регионе ключевых мировых держав.
Российская внешняя политика на Ближнем Востоке исторически характеризуется как последовательная, однако в последние годы наблюдается ослабление сотрудничества со странами региона в виду политических причин. Несмотря на это, Россия стремится к взаимовыгодному и тесному диалогу с ближневосточными партнёрами, в первую очередь в энергетической сфере, в которой у России традиционно имеются соответствующие компетенции и интересы. Одним из главных препятствий со стороны России на пути развития энергодиалога со странами Ближнего Востока является недостаточно развитый механизм государственного финансирования программ двустороннего энергетического сотрудничества.
В уставных документах ООН и резолюциях ГА ООН не содержится официальное определение понятия Ближний Восток, а также не приводится перечень стран, входящих в регион. В текстах докладов МАГАТЭ под Ближним Востоком понимается территория, простирающаяся от Ливии на Западе - до Ирана на Востоке и от Сирии на Севере - до Йемена на Юге, не охватывая Турцию. В экспертной среде также не выработано единое общепринятое понимание границ Ближневосточного региона. Среди наиболее значимых российских аналитиков в области внешней политики и безопасности - специалисты по Ближнему Востоку, и прежде всего арабисты. Самым авторитетным из них являлся ныне покойный известный российский востоковед, академик Е.М. Примаков, возглавлявший в свое время Службу внешней разведки, Министерство иностранных дел и Правительство РФ, при этом влияние на внешнюю политику Кремля он сохранял вплоть до своей кончины в 2015 г. В своей книге «Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами» к региону Ближнего Востока он относил арабский мир, в т. ч. арабские страны Северной Африки, а также Израиль и Иран-Ш.
Мухаммед Хасанейн Хейкал, многолетний советник национального лидера Египта -Гамаля Абдель Насера и главный редактор крупнейшей египетской газеты «Аль-Ахрам» (1957-1974 гг.) в своем интервью египетскому телеканалу «СВС» отметил, что с учетом современных процессов в Ближневосточном регионе, характеризующихся размыванием государственных границ, тенденциями к появлению новых государств и ростом влияния негосударственных образований, использование понятия Ближний Восток в его
традиционном смысле теряет свою актуальность-2!.
По мнению экспертов Демократического арабского центра, в иерархии российской внешней политики Ближний Восток уступает позиции США, ЕС, Китаю и ведущим странам Азии, хотя проявляется эта тенденция, в первую очередь, в сферах, не относящихся к энергетике. Однако в настоящее время, когда Москва поставила задачу добиться признания РФ в качестве великой державы, руководство страны больше не может оставаться в стороне от событий, происходящих в таком богатом углеводородами и географически близком регионе. Ослабление присутствия СССР в регионе во времена войны в Персидском заливе негативно сказалось не только на региональных, но и на
мировых позициях страны. Возвращая Россию на Ближний Восток, Президент В.В. Путин намеревается восстановить то, что было утрачено в ХХ в.-3-
С началом военной операции в Сирии в 2015 г. и сопутствующего ей и по сегодняшний день российско-американского политико-дипломатического противостояния,
Ближневосточный регион стал «полигоном», где Россия тестирует свои возможности, в первую очередь - военно-политические, для укрепления своих позиций на глобальной арене. Таким образом, основная цель политики В.В. Путина в регионе — упрочить позиции страны в одном из самых нестабильных регионов мира.
Эззеддин Абу Самхадана определяет в качестве приоритетов внешней политики России на Ближнем Востоке следующее: поддержание тесных взаимоотношений с Ираком, Египтом и курдами — и сирийскими, и иракскими; создание пула дружественных стран от Каира до Тегерана; установление прагматичных отношений с Саудовской Аравией, Катаром, Турцией и Ираном по мере возможности. Исследователь выделяет следующие внешнеполитические задачи РФ в Ближневосточном регионе:
- сдерживание и ослабление исламского экстремизма и радикализма, влияние которых может распространиться на территорию России и ее ближайших соседей из числа республик бывшего СССР;
- поддержка дружественных сил и режимов в регионе, создание долгосрочных геополитических альянсов;
- обеспечение ограниченного военного присутствия России в регионе и на его границах;
- расширение российского присутствия на региональных рынках вооружений, ядерного топлива, нефти и газа, продовольствия и других;
- привлечение в Россию инвестиций, в том числе из стран Персидского залива;
- поддержание цен на энергоносители путем координации действий с ключевыми поставщиками нефти и газа в странах Персидского залива-4-.
Таким образом, внешняя политика России на Ближнем Востоке формируется на основе геополитических стимулов. Важное значение для российского руководства имеет фактор внутренней стабильности и безопасности государства. Так, 17 % населения РФ исповедуют ислам; территории, населенные преимущественно мусульманами - на Северном Кавказе — Дагестан, Ингушетия и Чечня, в Поволжье - Татарстан и Башкортостан-5-.
Российские энергетические компании реализуют двух- и многосторонние проекты на ближневосточном рынке. «Росатом» построил для Ирана АЭС в Бушере и нацелен на заключение новых контрактов. Кроме того, «Росатом» развивает энергетические проекты в Иордании и Турции. В Ираке весьма активно действует российская частная нефтяная компания «Лукойл». Основной поставщик газа в Турцию - «Газпром» - согласовывает проекты строительства газопровода в Юго-Восточную Европу через территорию Турции. Катар и Иран, вместе с Россией, являются основой Форума стран-экспортеров газа. РФ, являясь одним из крупнейших экспортеров углеводородов, весьма заинтересована в упрочнении контактов с КСА и с ОПЕК в целом. Египет, в планах которого -строительство четырех АЭС, заинтересован в России как в партнере по развитию атомной энергетики.
Россия активно развивает энергетическое сотрудничество с Египтом на самом высоком уровне в рамках диалога президентов В.В. Путина и Абдель Фаттаха ас-Сиси. Москва традиционно поддерживает близкие отношения с Иорданским Хашимитским Королевством. В 2016 году лидеры стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива побывали в России и провели переговоры с Президентом РФ В.В. Путиным. Налаживать взаимодействие со странами Персидского залива Москву подталкивают обоюдные экономические интересы.
Во внешнеполитической стратегии России на Ближнем Востоке Египет имеет статус одного из привилегированных партнеров в силу своего геостратегического положения и экономического потенциала. Россия и Египет имеют схожие взгляды на политические и экономические проблемы в регионе.
С середины 1950-х гг. до 1972 г. Египет был главным оплотом советской внешней политики на Ближнем Востоке. В 2014 г., после прихода генерала ас-Сиси к власти в Египте, отношения между Каиром и Москвой значительно улучшились. Египет возобновил закупки российского вооружения в крупных объемах, чему способствовало финансирование со стороны Саудовской Аравии.
Следует отметить, что двусторонние отношения России и Египта не ограничиваются только взаимодействием в военной сфере и туризме, а также экспортом российской пшеницы. Существует ряд других областей и сфер деятельности, сотрудничество в которых приносит взаимную выгоду. По словам политолога Нурхана аль-Шейха, «большой потенциал существует в наращивании контактов в сфере высоких технологий и строительстве ядерных реакторов, что сулит огромные выгоды для двух стран»-6!.
С приходом к власти в мае 2014 г. генерала Абдель Фаттаха ас-Сиси отношения между Египтом и США охладились, ведь приход к власти военных не был поддержан Вашингтоном, сделавшим ставку на «Братьев-мусульман». Данный факт может говорить в пользу России, которая может использовать охлаждение египетско-американских отношений для укрепления своего влияния в регионе. Стоит отметить, что американская политика на Ближнем Востоке испытывает трансформацию, что связано с коррекцией политики в отношении Ирана, а также в целом большим фокусом на Азию и снижением интереса к региону Ближнего Востока, в том числе, в результате «сланцевой революции» и значительного удовлетворения потребностей в нефти и газе за счет собственных ресурсов.
Как отметил главный редактор газеты «Аль-Ахрам» Ахмед Саид ан-Нагар, Каир стремится диверсифицировать свою внешнюю политику, и укрепление отношений с Россией как раз служит этой цели. Однако для достижения намеченных целей Египту необходимо понимать, что идеологическая конфронтация давно завершилась, а современные международные отношения основываются на принципе взаимных выгод и интересов. Следовательно, в деле установления долгосрочного сотрудничества оба государства должны поставить на первый план взаимовыгодные проекты-6!.
Сотрудничество с Ираком представляет особый интерес для России в рамках внешнеэнергетической стратегии России на Ближнем Востоке. В ХХ в. Ирак входил в орбиту советского влияния в виду финансовой состоятельности, обусловленной большими запасами нефти. В 90-е годы позиции России в стране значительно ослабли, однако сегодня Москва активно развивает военные, промышленные, энергетические и прочие связи с Ираком, вместе с тем активно взаимодействуя с иракскими и сирийскими курдами.
Директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин считает, что Москва пытается создать в Ближневосточном регионе образ достаточно сильного, прагматичного и надежного игрока, который способен эффективно воздействовать на происходящие в регионе события как силовыми, так и дипломатическими методами. Россия готова взаимодействовать и выстраивать партнерские отношения с государствами,
поддерживающими идею полицентрического мира-7-.
Королевство Саудовская Аравия и Российская Федерация — ведущие игроки на мировом рынке энергоресурсов. Обе страны заинтересованы в поддержании стабильности на рынке энергоресурсов и достаточно стабильной ситуации в регионе. Основными инструментами для этого являются взвешенная энергетическая политика государств и налаживание двустороннего политического диалога.
Россия и Саудовская Аравия являются конкурентами на нефтяном рынке. В России бытует мнение, что понижение цен на нефть, инициированное КС А, стало одной из причин, приведших к распаду СССР.
В настоящий момент основные разногласия между Россией и Саудовской Аравией касаются подходов к решению сирийского вопроса. При этом Москва и Эр-Рияд осуществляют тесное взаимодействие. Стороны стараются прагматично подходить к решению внутрирегиональных вопросов и преодолевать возникающие разногласия, эффективно используя существующие точки соприкосновения — например, поддержка правительства Абдель Фаттаха ас-Сиси в Египте или поиск путей повышения цен на нефть. Саудовская Аравия рассматривает российский вектор отношений как возможность диверсифицировать свою внешнюю политику, традиционно ориентированную на США. Вместе с тем, глубокое взаимное недоверие между КСА и Россией не позволяют предполагать какого-либо значительного улучшения отношений между странами в ближайшей перспективе.
Отношения между двумя странами могут быть основаны на общих интересах в сфере обеспечения национальной и региональной безопасности. При наличии политической воли КСА может пойти на то, чтобы стать стратегическим союзником РФ, в виду того, что энергетическая безопасность стала актуальной темой на международной арене в контексте глобализации.
В двусторонних отношениях между Москвой и Эр-Риядом всегда было много спорных моментов. На современном этапе основным противоречием является политика Москвы, Эр-Рияда и монархий Персидского залива в вопросе урегулирования сирийского кризиса. Как отмечается в статье Центра политических и стратегических исследований «Равабет», Москва выражала недовольство действиями США и КСА, которые, якобы, имели сговор против России в 2014 г., когда цены на нефть пошли вниз. Эр-Рияд отрицал сговор и объяснил свою политику экономическими интересами страны. Однако, существует куда более серьёзное противоречие и касается оно отношения к сирийской проблеме. Москва оказывает финансовую, военную и политическую помощь режиму Б. Асада, а КСА выступает за уход нынешнего лидера с поста президента при любых обстоятельствах-8-.
Катар остается одним из крупнейших поставщиков сжиженного природного газа в Европу, доставляя «голубое топливо» посредством танкеров. Уже более четверти потребляемого в странах Европейского Союза природного газа доставляется катарскими танкерами.
В 2014 г. в ходе украинского кризиса политические взаимоотношения между Москвой и Дохой существенно ухудшились в виду поддержки руководством Катара нового политического курса Киева. В условиях санкций, введенных странами Запада против России, в том числе, в отношении предприятий топливно-энергетического комплекса, и, как результат, ослабления позиций Газпрома на европейском газовом рынке, Катар попытался воспользоваться сложившейся конъюнктурной ситуацией в целях усиления собственных позиций на рынке и изменения сложившегося баланса сил поставщиков природного га з а в Ев ро пу.
Катар оказался одновременно и экономическим, и геополитическим соперником России. В газовом вопросе он нацелился на вытеснение из Европы Газпрома, а в политическом - на смещение Б. Асада в Сирии.
О предпринятой Катаром попытке выхода на европейский рынок с трубопроводным газом говорят предположения многих аналитиков, связывающих события в Сирии с желанием Катара и его влиятельных союзников проложить газопровод к Средиземному морю в обход Ирана. Последний в силу политических причин, является главным ограничителем катарской газовой экспансии. По мнению директора Арабского центра исследования развития и прогнозирования, известного египетского политического аналитика Гамиля Матара, «пытаясь развалить Сирию, Катар стремится лишить Иран союзника, который способен помочь в реализации углеводородных планов Тегерана на различных рынках. Например, иранцам вполне по силам наладить бесперебойный долгосрочный экспорт сырья в Китай, и вследствие этого у последнего появляется реальная возможность выйти к Средиземному морю. Этот сценарий реален еще и вследствие того, что Сирия не станет выступать против проекта своего стратегического союзника и, вероятно, окажет ему поддержку. Кроме того, в перспективе Иран планирует организовать экспорт природного газа в Европу через сирийскую территорию, что серьезно нарушает экономические планы Дохи, интенсифицировавшей в последнее время сбыт своего газа на европейских рынках-9-.
Тем не менее, в последние несколько лет (2016-2017 гг.) намечается тенденция сближения позиций некоторых ключевых игроков на мировом рынке газа, в частности России и Катара, на основе взаимовыгодных экономических интересов, что может способствовать повышению эффективности для решения глобальных проблем.
Как отмечает Бингол Хасан Фатих Россия и Турция, несмотря на серьезные трения, смогли перейти в своих отношениях от многовековой вражды к взаимному пониманию и, как и большинство акторов на международной арене, предпочитают сотрудничать и решать возникающие проблемы путём переговоров, в том числе и в сфере энергетической политики. Лидеры обеих стран смогли вывести энергетические вопросы из зоны конкуренции турецко-российских отношений в сферу сотрудничества. Реализация проекта БТД была сопряжена с определённым соперничеством между странами, а подписание договора по строительству «Голубого потока», одновременно с реализацией БТД, показывает на умение Москвы и Анкары проводить прагматичную и реалистичную политику.-10-.
По мнению Джифри Манкова, после попытки государственного переворота неуверенность руководства Турции возрастает. Особенно в условиях того, что западные союзники Турции настроены негативно к политике Р. Эрдогана из-за репрессии оппозиционеров. В таких условиях Россия, несомненно, может воспользоваться этим, продолжая укреплять свое влияние в приграничных странах и предлагая Турции
эффективное сотрудничество-11-.
В настоящее время экономические связи между Россией и Турцией являются достаточно крепкими, а геополитическое противостояние значительно ослабло. Мухамед Саид считает, что, несмотря на политические разногласия, экономические интересы могут урегулировать напряженность в отношениях между Россией и Турцией. Экономические отношения, особенно в сферах торговли и туризма, а также разведки месторождений, добычи и транспортировки нефти и газа, являются важнейшим фактором в отношениях между двумя странами-12-.
Аналитический центр «Аль-Джазира» отмечает, что экономические связи являются наиболее значимым фактором, определяющим отношения между Турцией и Россией и
удерживающим их от резкого ухудшения.-13-
Возвращаясь на Ближний Восток спустя более двух десятков лет, Россия отлично осознает значение Ирана в регионе, являющегося одним из самых влиятельных государств, претендующих на региональное лидерство. В завершившихся в 2015 году переговорах по иранской ядерной программе Россия, даже в условиях возникшей конфронтации с США, выступала единым фронтом со всеми участниками формата «5 + 1». При решении сирийского вопроса Россия и Иран активно согласовывают свои позиции и даже оказывают друг другу некоторую военную поддержку, хотя это не означает, что обе страны имеют одинаковое видение по решению сирийского вопроса и полностью согласовали свои позиции. Вместе с тем, несмотря на различия в подходах на региональном уровне, на глобальном уровне Москва предпочитает видеть Тегеран в качестве партнера, свидетельством чему является, например, позиция России по
участию ИРИ в Шанхайской организации сотрудничества. --14-
Крупные российские энергетические компании изучают возможности сотрудничества с Ираном: после окончания строительства АЭС в Бушере «Росатом» надеется получить новые иранские заказы на ядерные реакторы, «Лукойл» пытается выйти на иранский нефтегазовый рынок. Приходится учитывать, однако, что в условиях снятия с ИРИ международных санкций этим компаниям приходится конкурировать с европейскими фирмами, которые возвращаются на иранский рынок.
Мустафа Махмуд Шехата, аналитик Арабского Демократического Центра стратегических, политических и экономических исследований, отмечает, что Россия, будучи постоянным членом СБ ООН, пытается противостоять американской гегемонии на Ближнем Востоке. Вовлеченность в урегулирование региональных военных и политических кризисов связана с необходимостью гарантировать устои собственной государственности: Россия -страна с мусульманским населением, окружённая мусульманскими центральноазиатскими республиками. Диалог с политическими элитами и контроль за террористической угрозой в странах Ближнего Востока гарантирует государственную и национальную безопасность РФ-15-.
По мнению А. Чувараяна, ключевыми направлениями российской энергетической политики на Ближнем Востоке могут стать:
- интенсификация двустороннего торгового сотрудничества со странами Ближнего Востока;
- инвестиционное взаимодействие в энергетической сфере - прямые инвестиции на двусторонней основе, улучшение режима для трансграничных инвестиций, т.е.
расширение круга стран, с которыми заключены соглашения о взаимной защите капиталовложений;
- участие российских энергетических и строительных компаний в государственно-частном партнёрстве на территории стран Ближнего Востока, строительстве ключевой гражданской и энергетической инфраструктуры;
- создание странами Ближнего Востока «фондов развития регионов» и участие России в них;
- усиление международного сотрудничества российских компаний с другими иностранными компаниями на паритетной основе (договоры подряда, субподряда, покупка миноритарных долей в компаниях);
- активное усиление «мягкой силы» - финансирование курсов для персонала, создание сети образовательных предприятий энергетического сектора, обмен опытом в части производства, строительство энергоинфраструктуры, обучение российскими специалистами;
- взаимная либерализация доступа на рынки и согласие на применение определённых инструментов торговой политики;
- реализация многосторонних программ по приоритетным направлениям сотрудничества, создание Межгосударственных программ сотрудничества до 2030 г. по определённым направлениям (инновации, модернизация проектного комплекса и т.д.);
- активное развитие энергетической дипломатии, т.е. элемента государственной дипломатии для обмена информацией по актуальным проблемам энергетической политики, энергетических рынков и участия в международных энергетических
организациях-16-.
Таким образом, глобальный характер энергетических проблем, все большая их политизация, а также объективно сложившееся влиятельное положение российского топливно-энергетического комплекса в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число весомых элементов, на которые опирается российская внешняя политика.
В последнее время у России появилась реальная возможность активно использовать этот фактор в качестве инструмента отстаивания своих внешнеполитических и экономических интересов. Учитывая перспективы дальнейшего развития мировых энергетических рынков и укрепления на них российских позиций, в предстоящем десятилетии роль энергетического фактора станет определяющей во внешней политике России. В этой связи энергетическая дипломатия России может превратиться в одно из важнейших средств укрепления геополитических позиций РФ как на глобальном, так и на региональном уровнях.
Москва, которая вернулась на Ближний Восток, — это не Москва времен СССР, а принципиально другой игрок. Она не стремится выбирать стороны, чтобы играть за кого-то и против кого-то. Российская Федерация однозначно отстаивает собственные интересы и при этом остается в формате диалога со всеми остальными игроками в регионе.
Можно выделить следующие общие направления энергетической дипломатии России на Ближнем Востоке:
- поддержание тесных отношений с Египтом, Ираком и курдами — как сирийскими, так и иракскими;
- создание оси дружественных стран от Тегерана до Каира;
- установление прагматичных отношений с Саудовской Аравией, Катаром, Турцией и Ираном по мере возможности.
Библиография
1. Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами.-М.: Российская газета.-2012.
2. Мухаммед Хасанейн Хейкал. Наша история ушла // Бейрутский центр изучения Ближнего Востока (20 февраля 2016). - Режим доступа: http://www.beirutme.com/? р=17462 (на арабском яз.) (Дата обращения:07.12.2017).
3. Лобна Абдалла. Внешняя политика России в отношении Ближнего Востока (20112014 гг.) // Демократический арабский центр. - Режим доступа: 1п^р://йетосга^сас.йе/?р = 16397 (на арабском яз.) (Дата обращения:07.12.2017)
4. Эззеддин Абу Самхадана. Стратегия России на Ближнем Востоке в 2000-2008 гг. -Палестина.: Университет Аль-Азхар-Газа., 2012.-С. 80.
5. Религиозный состав населения России (30 декабря 2015) // Официальный сайт Федерального агентства по делам национальностей. - Режим доступа: http://fadn.gov.ru/opendata/7708257207-rsnr (Дата обращения:07.12.2017).
6. Нурхан аль-Шейх. Будущее российско-египетских отношений в изменяющихся условиях / Материалы круглого стола (Каир, 2014) // "Ас-Сияса ад-даулийя",-№ 196. - апрель 2014 (на арабском яз.).
7. Тренин Д. Россия на Ближнем Востоке: задачи, приоритеты, политические стимулы (21 апреля 2016) // Московский центр Карнеги. - Режим доступа: http://carnegie.ru/2016/04/21/ru-pub-63388 (Дата обращения: 01.12.2017).
8. Саудовская Аравия-Российская Федерация: разногласия во взаимоотношениях // Центр политических и стратегических исследований «Равабет».-Режим доступа: http://rawabetcenter.com/archives/22155/amp (на арабском яз.). (Дата обращения: 15.10.17).
9. Гамиль Матар. Войны газопроводов в Сирии и Машрике.-Режим доступа: http://www.shorouknews.com/columns/view.aspx?cdate = 14062014&.id = 23bd6865-2495-48b0-8762-847fe0ed6293 (на арабском яз.) (Дата обращения: 21.11.2017).
10. Бингол Х.Ф. Взаимодействие Турции и России в сфере энергетической политики: опыт, перспективы, влияние на региональную политическую стабильность : Автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / Бингол Хасан Фатих; РУДН.-М., 2010.24 с.
11. Джифри Манков. Сближение России и Турции // Аль-Маджала аль-арабия ад-даулийя.-Режим доступа: http://arb.majalla.com/2016/08/article55254949/ (на арабском яз.) (Дата обращения: 01.12.2017).
12. Мухамед Саид. Российско-турецкие отношения (15 августа 2016) // Политический журнал Арабского института стратегических исследований.-Режим доступа: http://alwatan.com/details/132714 (на арабском) (Дата обращения: 01.12.2017).
13. Турция и Россия: политические разногласия и экономическая гармония // Аналитический центр «Аль-Джазира».-Режим доступа:
http://www.aljazeera.net/encyclopedia/events/2015/11/25/A (на арабском) (Дата обращения: 01.12.2017).
14. Барари Р.Х. Российско-иранские отношения в энергетической сфере в контексте глобализации : Дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / Барари Рейканде Ходаяр; Санкт-Петербургский государственный университет.-М., 2016.
15. Махмуд Шахета. Внешняя политика России в отношении Саудовской Аравии после 2011 г. // Democratic Arab Center for strategic, political and economic studies.-Режим доступа: http://democraticac.de/?p=48025 (на арабском яз.) (Дата обращения: 16.10.2017).
16. Чувараян А. Энергетические отношения на Ближнем Востоке // Обозреватель. -2014.-№ 1. - Режим доступа:
http://www.observer.materik.rU/observer/N 1_2014/073_090.pdf (Дата обращения: 16.10.2017)