Научная статья на тему 'Вопросы энергетики в российско-арабском сотрудничестве'

Вопросы энергетики в российско-арабском сотрудничестве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
619
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-АРАБСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ФОРМАТ ОПЕК+ / НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФОРУМ / RUSSIAN-ARAB PARTNERSHIP / ENERGY DIPLOMACY / THE “OPEC+” FORMAT / OIL COMPANIES / INTERNATIONAL POWER INDUSTRY FORUM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сапронова М. А.

В статье рассматривается энергетическая составляющая современных российско-арабских отношений. Дается анализ правовой основы сотрудничества в сфере энергетики, анализируется деятельность крупнейших нефтяных компаний в Алжире, Ираке, Катаре, Ливии и Саудовской Аравии; особое внимание уделяется проблемам и перспективам дальнейшего их продвижения на энергетических рынках арабских стран. Исследуется многосторонний формат реализации «энергетического вектора» внешней политики России. Делается общий вывод о том, что на сегодняшний день, благодаря государственному ресурсу и поддержке нефтяных компаний, а также в результате планомерной работы дипломатов и предпринимателей, в целом созданы условия для долгосрочного закрепления России на арабском энергетическом рынке и взаимовыгодного российско-арабского энергетического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY ISSUES IN THE RUSSIAN-ARAB RELATIONSHIPS

The article analyzes the energy aspect of the contemporary Russian-Arab relationships. The article analyzes the legal basis for collaboration in the energy sphere, and the activity of the biggest oil companies in Algeria, Iraq, Qatar, Libya and Saudi Arabia, and problems and perspectives of their further progress in the power market of Arab countries. Performing of the “energy vector” of the Russian Federation foreign policy is discussed. The author concludes that these days due to state assets, oil companies’ support and systematic action of diplomats and businessmen the market and winning Russian-Arab relationships is provided.

Текст научной работы на тему «Вопросы энергетики в российско-арабском сотрудничестве»

УДК 328

М.А. Сапронова

доктор исторических наук; профессор кафедры востоковедения Московского государственного института международных отношений МИД России (МГИМО-У); e-mail: m.sapronova@inno.mgimo.ru

ВОПРОСЫ ЭНЕРГЕТИКИ В РОССИЙСКО-АРАБСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ1

В статье рассматривается энергетическая составляющая современных российско-арабских отношений. Дается анализ правовой основы сотрудничества в сфере энергетики, анализируется деятельность крупнейших нефтяных компаний в Алжире, Ираке, Катаре, Ливии и Саудовской Аравии; особое внимание уделяется проблемам и перспективам дальнейшего их продвижения на энергетических рынках арабских стран. Исследуется многосторонний формат реализации «энергетического вектора» внешней политики России. Делается общий вывод о том, что на сегодняшний день, благодаря государственному ресурсу и поддержке нефтяных компаний, а также в результате планомерной работы дипломатов и предпринимателей, в целом созданы условия для долгосрочного закрепления России на арабском энергетическом рынке и взаимовыгодного российско-арабского энергетического сотрудничества.

Ключевые слова: российско-арабское сотрудничество; энергетическая дипломатия; формат ОПЕК+; нефтяные компании; международный энергетический форум.

M. A. Sapronova

Doctor of History (Dr. habil), Prof. of Chair of Oriental Studies; Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation; Moscow, Russian Federation; e-mail: m.sapronova@inno.mgimo.ru

ENERGY ISSUES IN THE RUSSIAN-ARAB RELATIONSHIPS

The article analyzes the energy aspect of the contemporary Russian-Arab relationships. The article analyzes the legal basis for collaboration in the energy sphere, and the activity of the biggest oil companies in Algeria, Iraq, Qatar, Libya and Saudi Arabia, and problems and perspectives of their further progress in the power market of Arab countries. Performing of the "energy vector" of the Russian Federation foreign policy is discussed. The author concludes that these days due to state assets, oil companies' support and systematic action of diplomats and businessmen the

1 Исследование выполнено по гранту Российского научного фонда (проект № 19-18-00142).

background for a long-time allocation of the Russian Federation on the Arab energy market and winning Russian-Arab relationships is provided.

Key words: Russian-Arab partnership; energy diplomacy; the "OPEC+" format; oil companies; international power industry forum.

Введение

Энергетика является важнейшим сектором экономики многих стран мира, а обеспеченность энергоресурсами - одно из ключевых условий международной и национальной безопасности. Поэтому энергетическая сфера - предмет повышенного внимания специалистов разного профиля и поле политической борьбы между государствами. Так, в развернувшемся противостоянии между США и Ираном, кроме ядерной проблематики, видна и региональная конкуренция в сфере энергетики. Некоторые страны - поставщики энергоресурсов (Саудовская Аравия, прежде всего) - заинтересованы в уменьшении влияния Ирана на нефтяном рынке, поэтому рассчитывают извлечь максимальную выгоду от ужесточения санкций против него.

Потребление ресурсов сегодня продолжает расти (большинство экспертов считают, что спрос будет возрастать, и к 2030 г. увеличится на 60 %), центр их потребления сдвигается на восток, к растущим азиатским экономикам (Китай, Индия, Южная Корея), при этом развитие альтернативных источников энергии идет медленно [Жизнин 2005, с. 35]. Одновременно существенно увеличивается и уровень предложений, что связано в последний период с появлением новых (таких, как США) и восстановлением традиционных (Ирак, Ливия) игроков на энергетическом рынке. Поэтому с повышением спроса начинает расти и конкуренция между странами, экспортирующими углеводороды, в силу чего особую актуальность для поддержания стабильности на рынке энергоресурсов приобретает международное сотрудничество в сфере энергетики - как между государствами, так и крупными нефтегазовыми компаниями.

Если еще в недавнем прошлом основным инструментом такого сотрудничества была ОПЕК, то в настоящее время появляются новые стратегии работы по объединению усилий - как производителей, так и потребителей углеводородов. При этом ОПЕК демонстрирует отсутствие консенсуса среди своих членов, противоречия между которыми становятся важным фактором развития, как мировой политики, так и экономики (между Ираном и Саудовской Аравией,

Саудовской Аравией и Ираком, Ливией и Алжиром). Индонезия вышла из организации, и ее интересы теперь заключаются в снижении цен на нефть. В этой связи только участие России и других крупных стран-производителей нефти, не входящих в ОПЕК (формат «ОПЕК+»), позволило добиться знакового соглашения по заморозке добычи, принятого в конце ноября 2016 г.

Вопросы энергетического сотрудничества являются для России первостепенными, особенно в условиях изменившегося вектора внешней политики в 2014 г., и попыток нашей страны восстановить статус великой державы, учитывая и тот факт, что экспорт природных ресурсов играет важную роль в ее внешней политике. При этом нестабильная политическая ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке оказывает непосредственное влияние на решение Россией задач ее энергетической безопасности, что актуализирует вопросы сотрудничества в этой сфере с арабскими государствами (хотя, следует отметить, что энергетический фактор занимает весомое место в двусторонних отношениях России с более чем 90 государствами).

В соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ, важнейшим направлением ее обеспечения в экономической сфере в долгосрочной перспективе является энергетическая безопасность [Стратегия национальной безопасности Российской Федерации URL]. Несомненно, что полноценное обеспечение энергетической безопасности невозможно без сотрудничества с крупнейшими производителями и экспортерами нефти и газа, каковыми в арабском мире являются Алжир, Ирак, Катар, Ливия, Саудовская Аравия. Именно в отношении этих стран наиболее рельефно можно проследить реализацию «энергетического вектора» российской внешней политики.

В научной отечественной литературе в последнее время появилось много работ, в центре внимания которых находится «энергетический вектор» российской внешней политики и дипломатии, выделяемый в отдельное направление, а также энергетическое взаимодействие государств [Внешняя энергетическая политика России 2003; Внешний вектор энергетической безопасности России 2000; Маргелов 2005; Жизнин 2005; Энергетическая безопасность глобализирующегося мира и Россия 2008; Черненко 2019]. Особое внимание уделяется, прежде всего, вопросам энергетической безопасности, которые также рассматриваются и как самостоятельный вопрос в международных отношениях, и как проблема отдельных стран и регионов.

Данная статья преследует цель выделения так называемой «энергетической составляющей» из общего контекста внешней политики России в арабском регионе и анализ конкретных достижений в этой сфере в постсоветский период. В качестве материалов исследования использовались правовые документы, создающие базу двустороннего и многостороннего сотрудничества, а также документы основных нефтяных компаний России и арабских стран.

1. Правовая основа сотрудничества с арабскими странами в сфере энергетики

Как отмечается в недавно опубликованном ежегодном прогнозе консалтингового агентства «Евразийские стратегии» [Прогноз «Международные угрозы» URL], мир начал переход из одной эпохи в другую - «с новой экономикой, с новой политикой, с новым обществом» и пока контуры этого мира только еще обозначаются, между тем, борьба за него уже идет: мобилизуются ресурсы, разрушаются старые союзы, появляются новые альянсы. Политика России в отношении арабских стран, являющаяся частью глобальной стратегии руководства по обретению статуса великой державы, формируется под влиянием многих глобальных и региональных проблем, что стало основой для выработки так называемых «нелинейных» подходов в региональной (прежде всего, ближневосточной) стратегии. Политика России в отношении государств региона «Большого Ближнего Востока» строится на использовании «сложных сетей взаимодействия» [Корнилов 2015, с. 5] и концентрируется на различных направлениях: политическое взаимодействие, энергетические хабы, новые финансовые центры, вариативное использование региональных полюсов влияния и др., что позволяет учитывать разные (зачастую противоположные) интересы, искать многоходовые компромиссы и снижать риски конфронтации. При этом особое внимание уделяется вопросам распределения и контроля над энергоресурсами. Во всех странах отношения в сфере энергетики в той или иной степени регулируются государством. Поскольку с усилением конкуренции в мире и на энергетических рынках, в частности, усиливается и государственный контроль в этой сфере, важное значение для межгосударственного сотрудничества приобретает его правовая база. Основополагающие подходы и механизмы такого сотрудничества, как и обеспечения энергетической безопасности, формулируются и находят свою реализацию

как в формате двусторонних связей (в рамках межгосударственных отношений), так и в формате многосторонних связей (в частности, в рамках ОПЕК) [Энергетическая стратегия URL].

Применительно к двусторонним отношениям, можно констатировать, что правовая база сотрудничества с арабскими странами в сфере энергетики претерпела существенные изменения и представляет собой в настоящее время солидную платформу для эффективного сотрудничества в этой сфере. После распада Советского Союза восстановление двусторонних отношений России с арабскими странами шло довольно сложно, при этом внешнеполитические задачи российской дипломатии в субрегионах арабского мира (Ближний Восток, Северная Африка, Аравийский полуостров) существенно различа-лись1 и варьировались от проблемы сохранения преемственности в отношении стратегических союзников СССР в регионе (Ирак, Сирия) до создания новой правовой базы торгового сотрудничества.

В середине 1990-х гг. российско-арабское взаимодействие меняло свой вектор, переходя от идеологизированной политики в сферу взаимовыгодных торговых отношений, которые складывались под воздействием новых исторических реалий, способствовавших выстраиванию более понятной мотивации этих взаимоотношений. В этой связи появилась необходимость в формировании эффективной базы для экономического взаимодействия, которая отвечала бы потребностям двустороннего сотрудничества того периода. Поэтому на протяжении 1990-х гг. Россия заключала с арабскими странами соглашения о сотрудничестве в различных областях (прежде всего, в экономике и сфере энергетики), но уже на основе коммерческих интересов, а не идеологической ориентации (в частности, важными пунктами этих соглашений стали переход к платежам в свободно конвертируемой валюте, предотвращение двойного налогообложения, защита инвестиций и др.). Более того, принципиально, что соглашения эти дополнялись документами, определяющими порядок урегулирования долговых обязательств, так как для выполнения всех подписанных соглашений в сфере экономики важно было разрешить имеющиеся противоречия, сохранившиеся с советского периода и, прежде всего, решить вопрос с задолженностью арабских государств, которая исчислялась многими миллиардами долларов.

1 Подробнее о специфике отношений России с субрегионами арабского мира после распада Советского Союза см.: [Сапронова 2017].

В начале 2000-х гг. в новой геополитической ситуации арабский регион, оказавшийся полем битвы с международным терроризмом, вновь входит в разряд приоритетных направлений внешней политики России, которая в это время наращивает свой энергетический потенциал и намечает курс на возможное использование в своих внешнеполитических и экономических связях «энергетической составляющей». Россия в рамках многосторонних связей становится участником энергетического сотрудничества, а российские нефтегазовые компании, используя благоприятную конъюнктуру на мировых рынках нефти и газа, начинают в это время активно расширять свое присутствие в нефтедобывающих проектах разных стран [Касаев 2013, с. 40]. В 2000-е гг. начинают налаживаться более тесные связи со странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)1, а арабские монархии, со своей стороны, искали в это время пути взаимодействия с Россией, стремясь диверсифицировать свои связи, снизив одновременно риски от односторонних действий ведущих мировых держав, прежде всего, США, отношения с которыми у Саудовской Аравии резко ухудшились после 11 сентября 2001 г. Отправной точкой нового этапа отношений можно считать 2002 г., когда состоялся визит заместителя министра иностранных дел А. В. Салтанова в страны Залива и рабочий визит Генерального секретаря ССАГПЗ А. аль-Атыйи в Россию, в ходе которых были приняты важные решения, в частности, достигнуты договоренности о допуске российский компаний к участию в региональных проектах, реализуемых в странах Совета сотрудничества. С этого времени для российских нефтегазовых компаний открываются новые возможности для проникновения (несмотря на многие сложности этого процесса) на новые для них энергетические рынки, что закреплялось соответствующими договорно-правовыми обязательствами в рамках двустороннего сотрудничества.

1 Следует отметить, что акцент на развитие отношений со странами Персидского залива делался еще в начале 1990-х гг., о чем свидетельствовала частота межгосударственных контактов и встреч между российскими представителями и официальными делегациями различного уровня и профильной направленности (в рамках всех межгосударственных контактов в контексте арабских стран связи со странами Залива были ведущими: в 1991-1993 гг. доля этих связей составила более 50 %, в 1994 г. - 71 %). Однако в этот период серьезным препятствием на пути развития политических и экономических отношений с монархиями, в частности, с Саудовской Аравией, стали чеченские события.

Эффективно развивался в 2002-2003 гг. диалог с Саудовской Аравией, получивший новый импульс в связи с выдвижением на повестку дня проблемы международного терроризма. Договорно-правовые основы двустороннего сотрудничества между Москвой и Эр-Риядом были заложены еще в 1990-е гг., а именно - в ходе визита в Эр-Рияд Председателя Правительства России В. С. Черномырдина в 1994 г., когда было подписано Генеральное соглашение между правительствами двух стран [Генеральное соглашение URL]. К сожалению, это соглашение не принесло существенных результатов для сотрудничества двух стран, оставшись лишь декларативным подтверждением намерения укреплять дружественные связи. Несмотря не серьезные политические противоречия между двумя государствами в 1990-е годы в 1999 г. был подписан Протокол о двусторонних консультациях1.

С 2000-х гг. начинается позитивная динамика российско-саудовских отношений и создается основа для сотрудничества, в том числе в сфере энергетики подписанным в 2003 г. Межправительственным соглашением о сотрудничестве в области нефти и газа. Данное соглашение, рассчитанное на пятилетний период, предполагало координацию действий двух стран в нефтяной политике с целью стабилизации мирового рынка нефти и его большей предсказуемости, что имело большое значение для экономик обеих стран в силу высокой доли в их бюджете валютных поступлений от нефти и газа. Кроме того, российские компании смогли выйти на саудовский рынок, в частности, в рамках реализации королевством двух проектов: так называемой «газовой инициативы» и проекта «Сухопутного моста», который был направлен на дальнейшее развитие железнодорожных сетей. В 2007 г. состоялся официальный визит Президента России В. В. Путина в Саудовскую Аравию, в ходе которого, кроме целого ряда соглашений, подписанных в различных областях, важным стало подписание соглашения о реализации совместных проектов в сфере нефте- и газодобычи, а также нефтепереработки, нефтехимии и др. с использованием саудовского капитала и российских технологий.

С 2011 г. общий характер отношений со странами Персидского залива у России снова смещается от экономики в сторону политики,

1 Данный протокол был подписан между Министерством иностранных дел РФ и Министерством иностранных дел Саудовской Аравии, что произошло во время визита в Москву Министра иностранных дел Сауда Аль-Фейсала.

что связано было с серьезными противоречиями в отношении разрешения кризиса в Сирии и невозможностью сблизить свои позиции в отношении него. Это, в свою очередь, повлияло на развитие отношений в других областях. Однако, несмотря на политические разногласия относительно региональных процессов, Россия продолжила тесное взаимодействие с Саудовской Аравией, которая, в свою очередь рассматривала отношения с Россией, с одной стороны, как возможность диверсифицировать свои экономические и политические связи, но с другой - как попытку недопущения установления слишком тесного сотрудничества с Ираном. Видимо в силу этого основной акцент в ходе российско-саудовских переговоров, проходивших в рамках официального визита короля Саудовской Аравии в Москву (2017) был сделан именно на экономическом сотрудничестве двух стран.

В 2000-е гг. расширялась правовая база экономического и энергетического сотрудничества России и с другими странами Персидского залива. Так, в 2016 г. в ходе визита короля Бахрейна в Москву был подписан Меморандум (между российской и катарской компаниями) о расширении сотрудничества в сфере сжиженного газа1, а также аналогичный документ в сфере разведки нефти и газа (между российской компанией Росгеология и государственной нефтегазовой корпорацией Бахрейна NOGA). При этом СМИ Бахрейна характеризовали соглашение как начало крупномасштабного проекта по трансформации страны в региональный газовый хаб и превращение ее в центр по распределению российского сжиженного природного газа в Персидском заливе.

Между тем договорно-правовую основу экономического сотрудничества со странами Персидского залива нельзя считать окончательно оформленной, она продолжает развиваться: несмотря на то, что с государствами Персидского Залива подписан целый пакет самых разных межправительственных соглашений в экономической сфере, еще далеко не все из них ратифицированы сторонами. Договорно-правовая база отношений с этим субрегионом представлена, в основном, межправительственными соглашениями об экономическом, торговом и техническом сотрудничестве; о взаимной защите и поощрении капиталовложений и другими соглашениями [Касаев 2013, с. 144], что, в целом, создает определенный правовой базис, но не способствует

1 Данное соглашение подписали российская компания Газпром и государственная нефтегазовая корпорация Бахрейна National Oil and Gas Authority (NOGA).

в полной мере экономически активному партнерству. Очевидно, что на формирование стабильной правовой основы сотрудничества в сфере экономики и энергетики с монархиями Персидского залива оказывают влияние политические отношения с Россией, имеющие не столь долгую историю, как с другими субрегионами арабского мира, и, зачастую омрачающиеся различными подходами к решению глобальных международных и региональных проблем.

Долгую историю имеет российско-алжирское сотрудничество: дипломатические отношения между двумя странами были установлены за несколько месяцев до официального получения Алжиром политической независимости, а в 1963 г. уже было заключено соглашение об «Экономическом и техническом сотрудничестве». Однако, несмотря на тесное экономическое взаимодействие и его прочный фундамент, создаваемый в течение нескольких десятилетий, в 1990-е гг. сотрудничество было сведено к минимуму (хотя в 1993 г. было подписано Соглашение о создании совместной комиссии по экономическому сотрудничеству), и только в начале 2000-х гг. российские нефтегазовые и энергетические компании стали появляться на алжирском рынке - это, прежде всего Лукойл, Газпром, Роснефть. Этому способствовала активизация дипломатии и в частности, официальные визиты глав двух государств (А. Бутефлики в 2001 г. в Москву и В. Путина в Алжир в 2006 г.), в ходе которых был подписан целый ряд важных соглашений в различных областях и Декларация о стратегическом партнерстве1, что предоставило большие возможности крупным российским компаниям для закрепления на алжирском рынке. Уже в 2006 г. Газпром и крупнейшая алжирская нефтегазовая компания Сонатрак подписали Меморандум о взаимопонимании, определивший направления взаимодействия двух компаний в самых различных областях: от геологоразведки до переработки, транспортировки и реализации углеводородов не только в России и Алжире, но и других странах. В ходе официального визита в Алжир в 2010 г. Д. Медведева было еще дополнительно заключено несколько соглашений, важнейших из которых - Меморандум

1 В частности, Межправительственное соглашение о торгово-экономических и финансовых отношениях и урегулировании задолженности Алжира перед Россией по ранее предоставленным кредитам, Конвенция об избежании двойного налогообложения, Соглашение между правительствами двух стран о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Соглашение о сотрудничестве между ТПП России и ТПП Алжира.

о сотрудничестве в газовой сфере и в сфере энергетики. После этого крупнейшие российские компании (Газпром, Роснефть, Стройтран-сгаз) выразили желание инвестировать крупные средства в углеводородный комплекс Алжира [Состоялось заседание URL].

Накануне очередного визита в Алжир в 2017 г. Д. А. Медведев в интервью алжирскому информационному агентству APS сообщил: «Россия и Алжир являются крупными экспортерами газа в Европу. Благодаря этому мы слаженно взаимодействуем на международных площадках, включая ФСЭГ ... И я уверен, что наши страны в равной степени заинтересованы в развитии этих и других направлений. Возможности для этого у нас, безусловно, есть» [Россия высоко ценит URL].

Правовой базой для российско-иракского сотрудничества служат принятые уже после ирако-кувейтского (1991) кризиса документы, а именно подписанные еще в 1990-е гг. Межправительственные соглашения1, а также Межправительственное соглашение об урегулировании задолженности Республики Ирак перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам, подписанное в 2008 г. В соответствии с Конституцией Иракской Республики (принятой в 2005 г. после американской операции 2003 г.), Федеральное правительство в лице Министерства нефти Ирака выполняет обязанности по координации общей политики в сфере нефти и газа, за исключением Курдского автономного района. При этом, Иракский Курдистан (у которого в соответствии с конституцией статус федерального района), имеет гораздо более развитое законодательство в энергетической сфере, чем федеральный центр: так, в 2007 г. Курдистан принял собственный Закон об углеводородах и Закон об инвестициях, в соответствии с которыми открыл свои провинции для иностранных инвесторов и смог самостоятельно заключать контракты, а в 2014 г. был введен в эксплуатацию курдский нефтепровод в Турцию.

После военной операции 2003 г. Россия достаточно быстро восстановила контакты как с федеральными властями Ирака (в том числе по линии совместной Межправительственной комиссии по

1 Межправительственное соглашение о торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве и об учреждении совместной комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству (1993); Межправительственное соглашение о сотрудничестве в сооружении объектов в области нефтяной и газовой промышленности (1995).

экономическому сотрудничеству)1, так и с Курдским автономным округом2, который в 2008 г. посетил президент Торгово-промышленной палаты России Е. Примаков. Деятельность российской дипломатии способствовала активизации деятельности российских компаний, которые в 2009 г. получили право на разработку в Ираке крупных нефтяных месторождений.

Договорно-правовая база с некогда крупнейшим в арабском мире нефтеэкспортером - Ливией - у России начала формироваться в середине 1990-х гг., а именно - после состоявшегося в 1995 г. визита в Москву ливийского министра энергетики А. Бадри3. В ходе визита был подписан целый ряд соглашений, в том числе межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, а уже в 1998 г. состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве в области нефтегазовой промышленности и электроэнергетики, вступившие в силу в 2000 г.

В 2008 г. лидеры России и Ливии совершили обмен официальными визитами, в ходе которых был подписан целый пакет соглашений, существенно дополнивших договорно-правовую базу двусторонних отношений4.

После событий «арабской весны» и убийства М. Каддафи в 2011 г. Ливия продолжает функционировать как разрозненное государство, в условиях фактического двоевластия: на востоке заседает избранный народом парламент, а на западе (г. Триполи) правит сформированное при поддержке международного сообщества Правительство национального согласия (ПНС) под руководством Ф. Сарраджа. Власти восточной части страны функционируют независимо от Триполи, их поддерживает Ливийская национальная армия, которой руководит генерал

1 Первый официальный визит в Россию главы иракского правительства состоялся в апреле 2009 г.

2 В 2007 г. в Эрбиле было открыто российское генконсульство.

3 Визит этот состоялся, несмотря на практически свернутое экономическое сотрудничество с этой страной в связи с поддержкой Россией Резолюция Совета Безопасности ООН № 748 (1992) о введении санкций по отношению к Ливии.

4 Важнейшим из них было Соглашение между правительствами двух стран о торгово-экономических и финансовых отношениях, в соответствии с которым Россия списала долг Ливии в размере порядка 4,5 млрд долл в обмен на заключение ряда контрактов с российскими компаниями.

Х. Хафтар. Террористы из сирийского Идлиба в настоящее время бегут в Ливию, куда Турция угрожает отправить и свой воинский контингент, который должен воевать с Х. Хафтаром. При этом, подписав соответствующие соглашения и меморандумы, президент Турции хочет также проводить буровые работы в Восточном Средиземноморье, разделив шельф с Ф. Сарраджем, возглавляющим Правительство национального согласия Ливии.

Это соглашение, дающее Турции право продолжать разведку нефти и газа, усилило напряженность в отношениях с Грецией, Кипром, Египтом и Израилем. Кроме того, тот, кто контролирует Ливию в перспективе может претендовать на контроль за грузопотоками, идущими через Суэцкий канал. Россия, которая в этом противостоянии поддерживает генерала Х. Хафтара (контролирующего в настоящее время порядка 2/3 территории страны) надеется, что, в случае его победы, он предоставит российским ВКС и ВМФ базу на ливийском побережье, а российские госкомпании (прежде всего, нефтегазовые и РЖД), работавшие в Ливии при М. Каддафи, смогут вернуться в страну1. При этом Россия не заинтересована в реализации проекта какого-либо газопровода, так как это будет конкурент Газпрома, поэтому выступает в данном конфликте совместно с Турцией, пытаясь посадить за стол переговоров противоборствующие стороны. Так, в рамках посреднической миссии, 14 января 2020 г. в Москве прошли переговоры между представителями конфликтующих ливийских сторон (фельдмаршалом Х. Хафтаром и главой Правительства национального согласия (ПНС) Ф. Сараджем)2.

Таким образом, можно констатировать, что еще в 1990-е гг. были сформированы новые правовые рамки для взаимовыгодного российско-арабского экономического сотрудничества, которые в 2000-е гг. дополнялись специальными соглашениями по вопросам энергетики. По мере формирования новой правовой основы государственного

1 Долгие годы Ливия была для России большим рынком сбыта вооружений и военной техники; «Газпром» подписал соглашение по нефти более чем на 170 млн долл.; большой проект по строительству железной дороги реализовывала РЖД; активно работали «Лукойл» и «Татнефть».

2 Переговоры проводились в рамках посреднической миссии, проводимой Президентом РФ и Президентом Турции. 8 января в ходе визита российского лидера в Стамбул стороны договорились о взятии на себя посреднической миссии по прекращению огня в Ливии и примирению сторон.

сотрудничества, российские энергетические компании начали заключать различные контракты со своими партнерами в арабских странах, чему способствовала активизация российской политики и дипломатии в арабском регионе в свете «разворота России на Восток», а также списание государственного долга таким странам, как Ирак и Ливия. Между тем существенные изменения начались в арабском регионе после 2011 г. и продолжились после успешного завершения российской антитеррористической операции в Сирии, которая, по мере восстановления экономики и внутриполитического урегулирования, будет стремиться занять свою нишу в ближневосточной политике и экономике. Новая геополитическая и экономическая ситуация в регионе, естественно, потребует и поиска новых форматов взаимодействия и заключения новых договоренностей со всеми энергетическими игроками и усилившими свой вес и влияние региональными державами.

Продвижение России на энергетические рынки арабских стран

В постсоветской России особое внимание всегда уделялось Ираку (важнейшему торговому партнеру Советского Союза) и, в частности, судьбе крупного контракта на разработку Западной Курны, подписанного компанией Лукойл с правительством С. Хусейна еще в 1997 г.1 Многие специалисты сомневались в том, что российской компании удастся вернуть этот контракт, однако уже в 2009 г. в результате торгов Лукойл получил право на реализацию данного проекта, который имеет особое значение для нефтяной корпорации и энергетической отрасли в целом. В течение последующих десяти лет шел процесс успешного освоения этого месторождения, и в 2019 г. Лукойл приступил к бурению новых эксплуатационных скважин, что в дальнейшем позволит существенно увеличить добычу.

При этом Лукойл является первой компанией, которая построила широкомасштабный учебный центр на территории Ирака для подготовки квалифицированных кадров в нефтяной сфере из местного населения, которое она активно привлекает к работе по обустройству Западной Курны-2. На пике строительства производственных

1 В 2002 г. Ирак в одностороннем порядке прекратил действие контракта, заявив, что российская компания не вложила обещанные по контракту 200 млн долларов.

объектов количество занятых превышало 10 тыс. человек, из которых почти две трети были местными жителями (к реализации проекта было привлечено более десятка крупных иракских субподрядчиков).

Важно отметить, что Лукойл активно работает и в социальной сфере, уделяя ей особое внимание, предпринимая шаги для улучшения жизни иракцев: в частности, развивает материально-техническую базу образовательных, медицинских и спортивных учреждений при том, что данные виды работ не являются обязательством компании по контракту [Западная Курна-2 URL].

Другая российская компания - Роснефть в 2009 г. выиграла тендер на разработку месторождения Бадра, расположенного на востоке страны, геологические запасы которого оцениваются в 3 млрд баррелей нефти [Месторождение Ирак URL]; коммерческая добыча на этом месторождении началась в 2014 г. Компания ввела в строй 165-километровый нефтепровод, который соединил Бадру с системой трубопроводов Ирака и начала строительство комплекса по переработке газа. Так же, как и Лукойл данная компания уделяет внимание важному аспекту работы на Ближнем Востоке - социальной ответственности проекта: она финансирует обновление и реконструкции школ и больниц, поставляет им новую технику и оборудование.

В 2012 г. Роснефть подписала соглашения по двум проектам с правительством Курдистана (не согласовав, однако, это с центральным иракским правительством), став одной из немногих компаний, ведущих деятельность как в самом Ираке, так и в Иракском Курдистане. Она активно продолжила эту работу и в дальнейшем, подписав в 2017 г. контракт на покупку и продажу нефти. В этом же году Роснефть и Иракский Курдистан объявили о начале совместной реализации инфраструктурного проекта по эксплуатации нефтепровода.

Еще одна, третья, российская компания - Башнефть работает в Ираке с 2012 г. в провинции Наджаф, где выиграла тендер на проект Блок - 12, который является частью самого большого неразведанного иракского региона - Западной пустыни.

Таким образом, Россия планомерно вела политический курс по налаживанию российско-иракских и одновременно российско-курдских отношений, что содействовало успешному возвращению в Ирак российского бизнеса и плодотворной работе там трех крупных российских нефтегазовых компаний.

Международные санкции в отношении Ливии действовали до 2003 года, и их снятие дало возможность России активизироваться на ливийском направлении, в первую очередь, в области энергетики1. Уже в 2005 г. компания Татнефть получила для разведки и разработки блок в Районе Гадамеса, а в 2007 г. Газпром совместно с германской компанией заключили соглашение, по которому Россия получала 49 % акций компании, добывающей 5 млн т ливийской нефти каждый год [Россия и Ливия URL]. Также масштабное соглашение было заключено между Газпромом и Национальной нефтегазовой компанией Ливии в формате Меморандума о сотрудничестве, который предполагал учреждение совместного предприятия [Справка о сотрудничестве URL], которое должно было работать по всем направлениям деятельности в нефтегазовой сфере (включая геолораз-ведку, добычу, транспортировку и сбыт нефти и газа). Завершить эти начинания не позволили события 2011 г. и последовавшее за ними уничтожение ливийской государственности, в результате чего российский компании, уже успевшие заключить контракты, понесли миллиардные убытки. Дальнейшее российско-ливийское энергетическое сотрудничество может рассматриваться уже в контексте урегулирования ливийского конфликта, в котором Россия в настоящее время старается вести переговоры со всеми участниками конфликта (о чем свидетельствуют визиты в Москву в 2016-2018 гг. представителей различных политических сил Ливии и переговоры враждующих сторон при посредничестве Москвы в январе 2020 г.)2. При этом продолжались и контакты по линии российско-ливийского делового совета и переговоры с российскими нефтегазовыми компаниями. Большую заинтересованность и активность ливийская сторона стала проявлять после 2015 г., когда на ее территории активизировались

1 Хотя, стоит подчеркнуть, что на ливийском направлении в середине 2000-х гг. Россия восстанавливала и другие сферы двустороннего сотрудничества (военно-техническое, научное, торговое).

2 В 2016 г. впервые в Москву с визитом прибыл Х. Хафтар, что породило многочисленные спекуляции на тему оказания российской стороной активной поддержке противникам Правительства национального согласия (ПНС), поддерживаемого Западом. В течение 2016-2018 гг. Х. Хафтар не раз посещал Россию. Однако в Москву приезжали также и представители ПНС во главе с Ф. Сараджем, а в сентябре 2017 г. Ф. Сарадж и Х. Хафтар посетили Москву одновременно для переговоров на высшем уровне.

экстремистские группировки, а Россия, в свою очередь, продемонстрировала эффективность борьбы с ними в Сирии. Между тем сохраняющаяся сложная обстановка в Ливии не позволяет начать процесс восстановления бизнес-проектов в этой стране.

Несмотря на то, что Россия и страны ССАГПЗ являются прямыми конкурентами на мировом рынке нефти и газа, сотрудничество между ними в этой сфере продолжается, так как существует взаимная заинтересованность в поддержании стабильности на рынке энергоресурсов. Основными инструментами для этого являются взвешенная энергетическая политика государств и налаживание двустороннего политического диалога. Одной из первых компаний, которой удалось выйти на рынок Залива, стала Лукойл, которая в 2004 г. победила в тендере по разведке и разработке нефтяных месторождений в пустыне Руб аль-Хали и создала совместную с саудовской компанию (Luksar), в которой 80 % принадлежит российской, а 20 % - саудовской стороне [Деятельность Лукойла URL].

В 2017 г. проходил важный инвестиционный форум, в рамках которого крупнейшим российским энергетическим компаниям, а также частным компаниям удалось подписать меморандумы о взаимопонимании с саудовской компанией «Сауди Арамко» и получить несколько лицензий на осуществление своей деятельности на территории королевства. По предварительно подписанному соглашению между компанией «Сауди Арамко» и российской нефтехимической компанией («Сибур»), планируется строительство нефтехимического завода в Саудовской Аравии стоимостью 1,1 млрд долларов [Ахмед Мохамед Абду Хасан URL].

Продолжается сотрудничество и с другими монархиями Персидского залива в энергетической сфере: так, например, в 2012 г. дочерняя структура Газпрома1 заключила договор на закупку у катарского газового трейдера сжиженного газа. В том же году руководство Катара пригласило дочернюю структуру Газпрома2 принять участие в тендере на проведение нефтегазовых операций в стране [Кезик URL]. В 2013 г. в Дохе состоялось открытие офиса представительства Газпрома, что должно содействовать планомерному и долгосрочному экономическому сотрудничеству, а также представлению и защиты интересов компании на Ближнем и Среднем Востоке [Касаев 2013, с. 145].

1 Gazprom Marketing&Trading Singapore.

2 Gazprom EP International.

Россия осуществляет определенные шаги и в направлении закрепления своих позиций на рынке сжиженного газа1: так, в 2011 г. Газпром начал поставку сжиженного природного газа в Кувейт, который осуществлялся с российского завода (единственного на тот момент), построенного в рамках проекта «Сахалин-2» [Газпром и Кувейт URL]. А уже в 2017 г. компания Новатэк ввела в эксплуатацию второй завод (совместно со своими зарубежными партнерами) в рамках проекта «Ямал-СПГ», в результате чего для российских компаний открылись дополнительные возможности для сотрудничества в данной сфере, в том числе с аравийскими монархиями.

Еще одна аравийская монархия - Бахрейн, которая сама является импортером сжиженного газа, в 2011 г. провела переговоры с Россией о возможных закупках российского газа (переговоры продолжились в 2014 г.) [Манафова URL]. Очевидно, что во многом эти инициативы Бахрейна были связаны с внутриаравийскими противоречиями и попытками этой страны оказать определенное давление на основных экспортеров газа (Катар и Иран). В ходе этих переговоров пришли к заключению, что поставки газа должны были начаться уже в 2019 г., после завершения в Бахрейне строительства терминала для приема сжиженного газа.

В настоящее время у стран «аравийской шестерки» отсутствует четкая скоординированная позиция по многим политическим и экономическим вопросам. Каждая из монархий ищет пути диверсификации своих связей, что обусловлено не только сложными, часто конфликтными, отношениями между самими странами, как например между Катаром и Саудовской Аравией - с одной стороны, Бахрейном и ОАЭ -с другой, инициировашими его блокаду, но и с наличием противоборствующих кланов внутри правящих семейств. Внешняя политика аравийских монархий является довольно «подвижной», она меняется в зависимости от геополитических и региональных реалий. Так, смирившись с тем, что все проекты по созданию марионеточного сирийского правительства и лояльного им режима в Сирии потерпели полный провал, аравийский шейхи оказались готовы координировать свои действия с Россией. Эта внутренняя политическая конкуренция позволяет российским компаниям постепенно продвигать свои интересы и на рынке сжиженного газа, чему способствует активизация политического

1 В 2018 г. Россия заняла четвертое место по объему экспорта сжиженного природного газа в Европу, уступив Катару, Нигерии и Алжиру.

диалога в последнее время между Россией и странами ССАГПЗ1 (в частности, в рамках стратегического диалога «Россия - страны ССАГПЗ», в ходе которого происходит обмен мнениями по наиболее важным международным вопросам между главами внешнеполитических ведомств).

В 2000-х гг. активизировалась деятельность российских компаний и в Северной Африке, в частности, в Алжире, где уже с 2001 г. работает Роснефть и другие российские компании (в частности, Стройтрансгаз), а в 2008 г. свое представительство в этой стране открыл Газпром2, который выразил готовность к диалогу с алжирской стороной по самым разным направлениям, включая совместное участие в проектах в третьих странах (Мавритании, Мали и др.), создание совместных предприятий, строительство Транссахарского газопровода и др. [Гелисханов 2011].

Сотрудничество России и Алжира, включая площадку Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), вызывает значительное беспокойство европейцев. При этом Москва, со своей стороны, заинтересована в расширении своего присутствия в Средиземноморье для выстраивания, в том числе и эффективного энергодиалога с ЕС.

Особняком в этой связи стоят отношения с Сирией, в которой нефтяной фактор играет большую роль на севере страны, где большую часть территории до недавнего времени контролировали курдские вооруженные отряды.

В конце 2019 г. Д. Трамп сделал заявление о том, что США оставляют часть своих военнослужащих в Сирии именно для контроля над нефтяными месторождениями в северных провинциях (Хасеке и Дейр-эз-Зор), что вызвало крайне негативную реакцию со стороны Сирии, так как этот шаг американцев, естественно, может лишить правительство доступа к энергоресурсам и максимально затруднить процесс

1 Основными вопросами повестки дня, важными для России, по-прежнему остаются вопросы сокращения финансирования террористического подполья (в том числе в Сирии), но также координация позиций по другим проблемам Ближнего Востока, возможности сотрудничества не только в энергетике, но и в военной сфере.

2 В том же году его дочерняя фирма получила по тендеру право на разведку и разработку сырья на сухопутном участке эль-Ассель, заключив контракт с Алжирским национальным агентством по развитию углеводородных ресурсов («Алнафт») и компанией Сонатрак. В соответствии с условиями контракта российская сторона является оператором, а ее доля в проекте составляет 49 %.

восстановления разрушенной экономики и преодоления энергетического кризиса в стране. Более того, сирийские курды, остро нуждаясь в финансовых вливаниях, продают часть нефти через Иракский Курдистан турецким компаниям [Кузнецов URL]. В декабре 2019 г. президент Сирии даже издал указ о бомбардировках караванов грузовиков с «украденной» нефтью и нефтехранилищ на территориях, контролируемых «Сирийскими демократическими силами», продемонстрировав, таким образом, что борьба с нефтяной контрабандой будет вестись довольно интенсивно.

Большую активность на сирийском направлении проявляет Турция, которая существенно усилила свои политические позиции в регионе и, очевидно, в дальнейшем стремится стать мощным мировым транспор-тно-логистическим инфраструктурным хабом, через который пройдут торгово-экономические пути. В январе 2020 г. была открыта первая ветка газопровода «Турецкий поток»1, благодаря которой Россия и Турция могут занять монопольное положение и определять условия транзита энергоносителей из стран Ближнего и Среднего Востока в Европу. Однако для этого потребуется присутствие в арабских странах (Ираке, Сирии, Ливане, Египте), где политическая ситуация, по-прежнему, остается довольно напряженной. Ирак, возможно, пойдет на диалог в энергетической сфере с Россией и Турцией, однако, это может встретить серьезное противодействие со стороны США и их европейских и ближневосточных союзников. Более того, в данной сфере сотрудничества России будет необходимо учитывать и роль Китая, который уже стал одним из главных инвесторов в страны ближневосточного региона, первым покупателем его нефти и ведущим торговым партнером. Китайское присутствие и углубляющиеся отношения государств региона с КНР становятся существенным фактором геоэкономики и геополитики Ближнего Востока.

Глобальное измерение энергетического взаимодействия

Другим важным форматом реализации «энергетического вектора» России становятся ее партнерские отношения с государствами ОПЕК,

1 Межправительственное соглашение по созданию и эксплуатации газопровода «Турецкий поток» было подписано 10 октября 2016 г. министрами энергетики двух стран после встречи президентов России и Турции в Стамбуле на полях Мирового энергетического конгресса.

которые были продемонстрированы еще во время мировых экономических кризисов (1997-1998 гг. и 2008-2009 гг.). Россия не является членом ОПЕК, но с 1990-х гг. она сотрудничала с этим картелем вполне конструктивно, а с 1998 г. начала участвовать в сессиях конференции ОПЕК (в статусе наблюдателя), в частности в экспертных совещаниях, которые проводятся с стран, не являющихся членами ОПЕК, а также участвует в Международном энергетическом форуме1.

В Энергетической стратегии России подчеркивается, что «Россия, являясь одним из крупнейших в мире производителей, экспортеров и потребителей энергоресурсов, планирует в целях обеспечения справедливых цен на энергоресурсы активно вести диалог со странами, производящими и потребляющими энергоресурсы, участвуя в работе международных энергетических конференций. Речь идет о сотрудничестве с промышленно развитыми государствами, а также взаимодействии с ведущими странами-экспортерами нефти - как членами ОПЕК, так и независимыми» [Энергетическая стратегия URL].

Несмотря на определенные различия в подходах к энергетической сфере между ОПЕК и Россией, проистекающими из национальной специфики разведки, добычи, транспортировки и т. д., в последнее время это сотрудничество демонстрирует серьезные успехи. Так, например, важным достижением последнего времени стало соглашение 2016 г. о снижении добычи между ОПЕК, Россией и другими странами, не входящими в ОПЕК, которое привело к росту цен на нефть более чем на 15 %. С 2017 г. ОПЕК+ целенаправленно препятствует падению цен на нефть путем сокращения объемов нефтедобычи на фоне безудержного роста добычи в США [ОПЕК на встрече URL]. В согласовании позиций основных стран-экспортеров нефти большую роль сыграла встреча короля Саудовской Аравии с Президентом РФ в 2017 г., а в дальнейшем между двумя странами были достигнуты договоренности о сохранении объема нефтедобычи на уровне 1,2 млн баррелей в день [Генеральное соглашение URL; Российско-саудовские отношения URL]. Это соглашение в 2019 г. было ратифицировано на встрече стран - членов ОПЕК.

1 Международный энергетический форум - структура, созданная по инициативе Саудовской Аравии как механизм сотрудничества между ОПЕК и другими нефтяными государствами, не являющимися членами картеля, с одной стороны, и потребителями нефти - с другой (так называемый «ОПЕК +»).

Таким образом, можно говорить о том, что координация деятельности в области энергетики между Россией и Саудовской Аравией становится важнейшим двигателем как ценообразования, так и нефтедобычи, заставляя это учитывать других производителей. А энергетический диалог нефтедобывающих государств в рамках ОПЕК+ в целом является важным механизмом, способствующим разрешению споров в ценообразовании на энергоресурсы, а также решению других инфраструктурных, социальных и экологических проблем региона.

Взаимодействие России с арабскими партнерами в области энергетики идет и по линии Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), в частности, с входящими в эту структуру Алжиром, Катаром, Ливией, Ираком. Россия подписала проект Устава этой организации, а в 2009 г. ее Генеральным секретарем был избран представитель России [Боровский URL].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на то, что эта международная структура не может серьезно влиять на механизм ценообразования в сфере экспорта природного газа, она, тем не менее, является важной дискуссионной площадкой и решает задачи по обеспечению безопасности спроса и предложения на рынках, активизации инвестиционных потоков в газовую отрасль, развитие диалога с основными игроками глобального энергетического рынка, а также выработки единой позиции стран-участниц в глобальном энергетическом диалоге [Касаев 2013, с. 154]. Так, например, решение вопроса о снижении уровня нефтедобычи прорабатывалось на фоне неформальных консультаций России с представителями стран-членов ОПЕК в рамках встречи (на уровне министров) Форума стран-экспортеров газа в Катаре в ноябре 2016 г.

Заключение

В настоящее время наработан серьезный потенциал для развития российско-арабских отношений в энергетической сфере, очевидна потребность арабских государств в опыте российских нефтегазовых компаний, а также их стремление наращивать международное присутствие и увеличивать масштабы работ, что демонстрирует их успешная работа в последние годы. Очевидно, что существует взаимный интерес и готовность к реализации совместных проектов и поиска компромисса в данном направлении. Так, несмотря на то что диалог в энергетической сфере между Россией и Саудовской Аравией формируется в условиях непрекращающихся региональных конфликтов

и противоположных подходов к их урегулированию, это не мешало двум странам вырабатывать общие подходы, в частности, в рамках формата ОПЕК+, что имеет важное геополитическое значение.

Внутренняя политическая и экономическая конкуренция между аравийскими монархиями дает России возможность постепенно закреплять свои позиции в этом относительно новом для нее регионе на рынке сжиженного газа.

Важной для усиления данного вектора сотрудничества является правовая база, заложенная еще в 1990-е гг. и продолжающая развиваться, а также установление доверительных отношений между руководством компаний, российскими министерствами и министерствами энергетики арабских стран. Это позволило, в частности, Ираку (несмотря на приостановку амбициозных планов по наращиванию добычи) присоединиться к соглашению о сокращении добычи нефти в 2016 г.

Очевидно, что прорывной успех крупных нефтегазовых компаний в арабских странах во многом зависит от государственного ресурса и поддержки (примером чему является получение российскими компаниями права на разработку месторождений в Ираке в 2009 г. после списания большей части иракского долга), а также от общего внешнеполитического курса России в отношении той или иной арабской страны, но также ее политики в отношении других государств региона, имеющих свои экономические интересы. Видимо, с учетом сложной геополитической конфигурации, сложившейся в данном регионе, России придется, отталкиваясь от тактических военно-политических союзов, создавать аналогичные «подвижные» форматы экономического взаимодействия с региональными державами, применяя для этого различные схемы и бизнес-модели. преследуя цель укрепления не только своих политических позиций, но и более эффективного продвижения своих бизнес-интересов на рынки Ближнего Востока, где медленно, но идет процесс складывания нефтегазовой и логистической трансграничной структуры.

Военно-политические успехи России в сирийском конфликте способствовали серьезному возрастанию имиджа нашей страны на всем Ближнем Востоке и ее привлекательности в качестве энергетического союзника, однако свои претензии на усиление роли в нефтегазовом комплексе данного региона предъявляют Турция, Китай и другие страны. Важную роль в этой связи для продвижения российских интересов играет имиджевая составляющая самих российских компаний,

и в частности, их активная социальная политика, проводимая в отношении местного населения и имеющая важное значение в мусульманских странах.

Таким образом, сегодня в результате планомерной работы дипломатов и предпринимателей, в целом, созданы условия для долгосрочного закрепления России на арабском энергетическом рынке и взаимовыгодного российско-арабского энергетического сотрудничества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ахмед Мохамед Абду Хасан. Энергетический диалог Российской Федерации и Королевства Саудовская Аравия // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2018. № 2 (18). С. 342-355. Боровский Ю. В. Энергетическая политика России на международной арене. URL: eM.mgimo.ru/I0RManagerMgimo/ffie?id=98A2104F-3ADF-0B87-8264-DBB85B6E9609 (дата обращения: 24.04.2019). Внешняя энергетическая политика России / ред. А. В. Торкунов, В. И. Салы-гин, Н. П. Лаверов, С. З. Жизнин, Д. М. Корягина. М. : МГИМО (У) МИД России, 2003. 382 с. Внешний вектор энергетической безопасности России / под ред. Е. А. Телегиной. М. : Энергатомиздат, 2000. 335 с. Газпром и Кувейт обсуждают варианты взаимодействия, включая поставки СПГ // URL: www.gazprom.ru/press/news/2014/march/article186929 (дата обращения: 24.04.2019). Гелисханов И. З. Российско-алжирское энергетическое сотрудничество // Молодой ученый. 2011. № 3. Т. 1. С. 149-156. URL: moluch.ru/archive/26/ 2884/ (дата обращения: 20.06.2019). Генеральное Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия. URL: www.mid.ru/ bdomp/spd_md.nsf/0/55290D37DE227368C3257D8D0026D84B (дата обращения: 24.04.2019). Деятельность Лукойла в Королевстве Саудовская Аравия. URL: mideast.

lukoil.com/ru/Activities/SaudiArabia (дата обращения: 24.04.2019). Жизнин С. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика,

практика. М. : Ист Брук, 2005. 638 с. Западная Курна-2: реализуя масштабный проект. URL: www.lukoil.ru/Business/

Upstream/Overseas/WestQurna-2 (дата обращения: 02.05.2019). Касаев Э. О. Катар в XXI в.: современные тенденции и прогнозы экономического развития. М. : Международные отношения, 2013. 84 с.

Кезик И. «Газпром» покупает сжиженный углеводородный газ у катарского трейдера Tasweeq URL: www.vedomosti.ru/business/artides/2012/12/12/ gaz_ot_katara (дата обращения: 24.04.2019).

Корнилов А. А. Региональные приоритеты внешней политики России как отражение нелинейных стратегических подходов / Зарубежное регионо-ведение: проблемы теории и практики ; под ред. А. А. Корнилова. Н.-Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобаческого, 2015. С. 3-16.

Кузнецов А. А. О контрабандной торговле нефтью в северо-восточных провинциях САР и возможных ответных мерах сирийского правительства URL: www.iimes.ru/?p=64434#more-64434 (дата обращения: 20.12. 2019).

Манафова А. Д. О нефтегазовом сотрудничестве России и Бахрейна. Институт Ближнего Востока. 30.04.2017. URL: www.iimes.ru/?p=34413 (дата обращения: 24.04.2019).

Маргелов М. В. Россия на глобальном рынке углеводородов. СПб. : Изд-во СПб. Ун-та, 2005. 162 с.

Месторождения: Ирак. URL: www.gazprom.ru/about/production/projects/ deposits/iraq (дата обращения: 02.05.2019).

ОПЕК на встрече в Алжире достигла исторического решения о заморозке добычи нефти до 32,5-33 баррелей сутки. URL: neftegaz.ru/news/ view/153767-OPEK-na-vstreche-v-Alzhire-dostigla-istoricheskogo-resheniya-o-zamorozke-dobychi-nefti-do-325-33-barrsutki (дата обращения: 20.06.2019).

Прогноз «Международные угрозы 2020». Каждый - за себя URL: eurasian-strategies.ru/media/insights/prognoz-mezhdunarodnye-ugrozy-2020/ (дата обращения: 20.01.2020).

Российско-саудовские отношения. URL: www.mid.ru/bdomp/ns-rasia.nsf/108 3b7937ae580ae432569e7004199c2 (дата обращения: 23.06.2019).

Россия высоко ценит диалог с Алжиром в нефтегазовой сфере. URL: ria.ru/ economy/20171009/1506438650.html?inj=1 (дата обращения: 02.05.2019).

Россия и Ливия: что нас ждет в обозримом будущем? URL: www.tatar-inform. ru/news/2005/10/05/13156/ (дата обращения: 02.05.2019).

Сапронова М. А. Россия на Ближнем и Среднем Востоке // Внешняя политика России (1991-2016) / под ред. А. В. Торкунова. М. : МГИМО, 2017. С. 395-443.

Состоялось заседание российско-алжирской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. URL: polit.ru/news/2010/07/02/algeres_rel / (дата обращения: 23.06.2019).

Справка о сотрудничестве с Ливией. URL: www.gazprom-international.com/ ru/operations/country/liviya (дата обращения: 24.04.2019).

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. URL:

spsc-ras.ru/images/zakon/Strategija_nacional'noj_bezopasnosti_Rossijskoj_ Federacii_do_2020_goda.pdf (дата обращения: 24.04.2019).

Черненко Е. Ф. Энергетическая дипломатия (учебное пособие). М. : Юрайт, 2019. 145 с.

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. URL: minenergo. gov.ru/node/1026 (дата обращения: 24.04.2019).

Энергетическая безопасность глобализирующегося мира и Россия / ред. Н. А. Симония. М. : ИМЭМО РАН, 2008. 354 с.

A Comparative Analysis of US-Russia Middle East Enegy Strategy // Journal of Middle Eastern and Islamic Studies (in Asia). URL: www.tandfonline.com/ doi/pdf/10.1080/19370679.2010.12023163 (дата обращения: 15.08.2019).

BP in Iraq. URL: www.bp.com/en/global/corporate/about-bp/bp-worldwide/bp-in-iraq.html (дата обращения: 15.06.2019).

Energy Information Administration, Country Analysis Brief: Iraq. URL: www. eia.gov/countries/analysisbriefs/Iraq/iraq.pdf (дата обращения: 15.08.2019).

Ghassan F. Hanna Foreign Direct Investment in Post-Conflict Countries: The Case of Iraq's Oil and Electricity Sector // International Journal of Energy Economics and Policy. Vol. 4. No. 2. 2014. P. 137-148.

OPEC Annual Statistical Bulletin 2014-2018 (дата обращения: 15.08.2019)

REFERENCES

Ahmed Mohamed Abdu Hasan. Jenergeticheskij dialog Rossijskoj Federacii i Korolevstva Saudovskaja Aravija // Vestnik RUDN. Serija «Mezhdunarodnye otnoshenija». 2018. № 2 (18). S. 342-355.

Borovskij Ju. V. Jenergeticheskaja politika Rossii na mezhdunarodnoj arene. URL: ehd.mgimo.ru/I0RManagerMgimo/file?id=98A2104F-3ADF-0B87-8264-DBB85B6E9609 (data obrashhenija: 24.04.2019).

Vneshnjaja jenergeticheskaja politika Rossii / red. A. V Torkunov, V. I. Salygin, N. P. Laverov, S. Z. Zhiznin, D. M. Korjagina. M. : MGIMO (U) MID Rossii, 2003. 382 s.

Vneshnij vektor jenergeticheskoj bezopasnosti Rossii / pod red. E. A. Teleginoj. M. : Jenergatomizdat, 2000. 335 s.

Gazprom i Kuvejt obsuzhdajut varianty vzaimodejstvija, vkljuchaja postavki SPG // URL: www.gazprom.ru/press/news/2014/march/article186929 (data obrashhenija: 24.04.2019).

Gelishanov I. Z. Rossijsko-alzhirskoe jenergeticheskoe sotrudnichestvo // Molodoj uchenyj. 2011. № 3. T. 1. S. 149-156. URL: moluch.ru/archive/26/ 2884/ (data obrashhenija: 20.06.2019).

General'noe Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Korolevstva Saudovskaja Aravija. URL: www.mid.ru/

bdomp/spd_md.nsf/0/55290D37DE227368C3257D8D0026D84B (data obrashhenija: 24.04.2019).

Dejatel'nost' Lukojla v Korolevstve Saudovskaja Aravija. URL: mideastlukoil. com/ru/Activities/SaudiArabia (data obrashhenija: 24.04.2019).

Zhiznin S. Jenergeticheskaja diplomatija Rossii: jekonomika, politika, praktika. M. : Ist Bruk, 2005. 638 s.

Zapadnaja Kurna-2: realizuja masshtabnyj proekt. URL: www.lukoil.ru/Business/ Upstream/Overseas/WestQurna-2 (data obrashhenija: 02.05.2019).

Kasaev Je. O. Katar v XXI v.: sovremennye tendencii i prognozy jekono-micheskogo razvitija. M. : Mezhdunarodnye otnoshenija, 2013. 84 s.

Kezik I. «Gazprom» pokupaet szhizhennyj uglevodorodnyj gaz u katarskogo trejdera Tasweeq URL: www.vedomosti.ru/business/articles/2012/12/12/gaz_ ot_katara (data obrashhenija: 24.04.2019).

Kornilov A. A. Regional'nye prioritety vneshnej politiki Rossii kak otrazhenie nelinejnyh strategicheskih podhodov / Zarubezhnoe regionovedenie: problemy teorii i praktiki ; pod red. A. A. Kornilova. N.-Novgorod : NNGU im. N. I. Lobacheskogo, 2015. S. 3-16.

KuznecovA. A. O kontrabandnoj torgovle neft'ju v severo-vostochnyh provincijah SAR i vozmozhnyh otvetnyh merah sirijskogo pravitel'stva URL: www.iimes. ru/?p=64434#more-64434 (data obrashhenija: 20.12. 2019).

Manafova A. D. O neftegazovom sotrudnichestve Rossii i Bahrejna. Institut Blizhnego Vostoka. 30.04.2017. URL: www.iimes.ru/?p=34413 (data obrashhenija: 24.04.2019).

Margelov M. V. Rossija na global'nom rynke uglevodorodov. SPb. : Izd-vo SPb. Un-ta, 2005. 162 s.

Mestorozhdenija: Irak. URL: www.gazprom.ru/about/production/projects/ deposits/iraq (data obrashhenija: 02.05.2019).

OPEK na vstreche v Alzhire dostigla istoricheskogo reshenija o zamorozke dobychi nefti do 32,5-33 barrelej sutki. URL: neftegaz.ru/news/view/153767-OPEK-na-vstreche-v-Alzhire-dostigla-istoricheskogo-resheniya-o-zamorozke-dobychi-nefti-do-325-33-barrsutki (data obrashhenija: 20.06.2019).

Prognoz «Mezhdunarodnye ugrozy 2020». Kazhdyj - za sebja URL: eurasian-strategies.ru/media/insights/prognoz-mezhdunarodnye-ugrozy-2020/ (data obrashhenija: 20.01.2020).

Rossijsko-saudovskie otnoshenija. URL: www.mid.ru/bdomp/ns-rasia.nsf/1083b7 937ae580ae432569e7004199c2 (data obrashhenija: 23.06.2019).

Rossija vysoko cenit dialog s Alzhirom v neftegazovoj sfere. URL: ria.ru/ economy/20171009/1506438650.html?inj=1 (data obrashhenija: 02.05.2019).

Rossija i Livija: chto nas zhdet v obozrimom budushhem? URL: www.tatar-inform.ru/news/2005/10/05/13156/ (data obrashhenija: 02.05.2019).

Sapronova M. A. Rossija na Blizhnem i Srednem Vostoke // Vneshnjaja politika Rossii (1991-2016) / pod red. A. V. Torkunova. M. : MGIMO, 2017. S. 395-443.

Sostojalos' zasedanie rossijsko-alzhirskoj Mezhpravitel'stvennoj komissii po torgovo-jekonomicheskomu i nauchno-tehnicheskomu sotrudnichestvu. URL: polit.ru/news/2010/07/02/algeres_rel / (data obrashhenija: 23.06.2019).

Spravka o sotrudnichestve s Liviej. URL: www.gazprom-international.com/ru/ operations/country/liviya (data obrashhenija: 24.04.2019).

Strategija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 g. Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 12 maja 2009 g. № 537. URL: spsc-ras.ru/ images/zakon/Strategija_nacional'noj_bezopasnosti_Rossijskoj_Federacii_ do_2020_goda.pdf (data obrashhenija: 24.04.2019).

Chernenko E. F. Jenergeticheskaja diplomatija (uchebnoe posobie). M. : Jurajt, 2019. 145 s.

Jenergeticheskaja strategija Rossii na period do 2030 goda. URL: minenergo.gov. ru/node/1026 (data obrashhenija: 24.04.2019).

Jenergeticheskaja bezopasnost' globalizirujushhegosja mira i Rossija / red. N. A. Simonija. M. : IMJeMO RAN, 2008. 354 s.

A Comparative Analysis of US-Russia Middle East Enegy Strategy // Journal of Middle Eastern and Islamic Studies (in Asia). URL: www.tandfonline.com/ doi/pdf/10.1080/19370679.2010.12023163 (data obrashhenija: 15.08.2019).

BP in Iraq. URL: www.bp.com/en/global/corporate/about-bp/bp-worldwide/bp-in-iraq.html (data obrashhenija: 15.06.2019).

Energy Information Administration, Country Analysis Brief: Iraq. URL: www.eia. gov/countries/analysisbriefs/Iraq/iraq.pdf (data obrashhenija: 15.08.2019).

Ghassan F. Hanna Foreign Direct Investment in Post-Conflict Countries: The Case of Iraq's Oil and Electricity Sector // International Journal of Energy Economics and Policy. Vol. 4. No. 2. 2014. P. 137-148.

OPEC Annual Statistical Bulletin 2014-2018 (data obrashhenija: 15.08.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.