Научная статья на тему 'МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И САМОСОХРАНИТЕЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ РАБОТНИКОВ УМСТВЕННОГО ТРУДА (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И САМОСОХРАНИТЕЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ РАБОТНИКОВ УМСТВЕННОГО ТРУДА (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
164
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УМСТВЕННЫЙ ТРУД / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ / МАССОВЫЙ СПОРТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайлова Татьяна Александровна, Студеникина Елена Станиславовна

Одной из проблем современного общества, влияющей на здоровье и самочувствие людей, является недостаток двигательной активности. Особенно это характерно для граждан, чья профессиональная деятельность предполагает не физическую нагрузку, а интеллектуальную. Как правило, это сотрудники с высоким уровнем образования и квалификации. Цель статьи - выявить место физической культуры в повседневной жизни работников умственного труда. Эмпирическую базу исследования составляют материалы 10 глубинных интервью (возраст респондентов 23-75 лет, 5 мужчин, 5 женщин). Результаты исследования демонстрируют осведомленность опрошенных о пользе физической культуры для здоровья в ситуации недостаточной естественной физической активности. У большинства респондентов занятия спортом включены в повседневную жизнь, однако не всегда в должном объеме: часто это лишь один из способов рекреации или вынужденная мера в силу проблем со здоровьем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN LIFESTYLES AND SELF-PRESERVATION BEHAVIOR OF KNOWLEDGE WORKERS (BASED ON APPLIED SOCIOLOGICAL RESEARCH)

One of the issues of modern society affecting the health and well-being of people is the lack of motor activity. This is especially true for citizens whose professional activity is intellectual rather than physical. As a rule, these are employees with a high level of education and qualifications. The article aims to identify the role of physical culture in everyday life of knowledge workers. The empirical basis of the study consists of the results of 10 in-depth interviews (the age of respondents is 23-75 years; 5 men and 5 women). The results of the study demonstrate the respondents' awareness of the benefits of physical culture for health in a situation of insufficient natural physical activity. The majority of the respondents include sports in their everyday life, but not always to the proper extent: it is often just one of the ways of recreation or a forced measure due to health problems.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И САМОСОХРАНИТЕЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ РАБОТНИКОВ УМСТВЕННОГО ТРУДА (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

Теория и практика общественного развития. 2022. № 9. С. 57-62. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 9. P. 57-62.

Научная статья

УДК 796:316.346-057.1

https://doi.org/10.24158/tipor.2022.9.6

Место физической культуры в образе жизни и самосохранительном поведении

работников умственного труда (по материалам прикладного социологического исследования)

Татьяна Александровна Михайлова1, Елена Станиславовна Студеникина2

12Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия 1 tatya n astyd ent@yandex.ru

2el.studenikina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2203-3423

Аннотация. Одной из проблем современного общества, влияющей на здоровье и самочувствие людей, является недостаток двигательной активности. Особенно это характерно для граждан, чья профессиональная деятельность предполагает не физическую нагрузку, а интеллектуальную. Как правило, это сотрудники с высоким уровнем образования и квалификации. Цель статьи - выявить место физической культуры в повседневной жизни работников умственного труда. Эмпирическую базу исследования составляют материалы 10 глубинных интервью (возраст респондентов 23-75 лет, 5 мужчин, 5 женщин). Результаты исследования демонстрируют осведомленность опрошенных о пользе физической культуры для здоровья в ситуации недостаточной естественной физической активности. У большинства респондентов занятия спортом включены в повседневную жизнь, однако не всегда в должном объеме: часто это лишь один из способов рекреации или вынужденная мера в силу проблем со здоровьем.

Ключевые слова: самосохранительное поведение, умственный труд, физическая культура, социологические исследования здоровья, массовый спорт, здоровый образ жизни

Для цитирования: Михайлова Т.А., Студеникина Е.С. Место физической культуры в образе жизни и самосохранительном поведении работников умственного труда (по материалам прикладного социологического исследования) // Теория и практика общественного развития. 2022. № 9. С. 57-62. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.9.6.

Original article

The Role of Physical Culture in Lifestyles and Self-Preservation Behavior

of Knowledge Workers (Based on Applied Sociological Research)

Tatyana A. Mikhailova1, Elena S. Studenikina2

12Kuban State University, Krasnodar, Russia 1 tatya n astyd ent@yandex.ru

2el.studenikina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2203-3423

Abstract. One of the issues of modern society affecting the health and well-being of people is the lack of motor activity. This is especially true for citizens whose professional activity is intellectual rather than physical. As a rule, these are employees with a high level of education and qualifications. The article aims to identify the role of physical culture in everyday life of knowledge workers. The empirical basis of the study consists of the results of 10 in-depth interviews (the age of respondents is 23-75 years; 5 men and 5 women). The results of the study demonstrate the respondents' awareness of the benefits of physical culture for health in a situation of insufficient natural physical activity. The majority of the respondents include sports in their everyday life, but not always to the proper extent: it is often just one of the ways of recreation or a forced measure due to health problems.

Keywords: self-preservation behavior, brainwork, physical culture, sociological health research, mass sports, healthy lifestyle

For citation: Mikhailova, T.A. & Studenikina, E.S. (2022) The Role of Physical Culture in Lifestyles and Self-Preservation Behavior of Knowledge Workers (Based on Applied Sociological Research). Theory and Practice of Social Development. (9), 57-62. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.9.6 (In Russian).

Труд и творчество замедляют приход дряхлости и увядания.

С.Т. Коненков

Актуальность (обоснование проблемы). На сегодняшний день благодаря развитию науки и техники, возросшему потоку информации и ускорившемуся темпу жизни в обществе все

© Михайлова Т.А., Студеникина Е.С., 2022

больше преобладают профессии умственного (интеллектуального) труда. Физический труд, который предполагает естественную природную активность человека и держит в тонусе все жизненно важные системы организма, отодвигается на второй план. Эти изменения привели к недостатку двигательной активности у современных работников и сокращению доли физических усилий в труде и быту.

Согласно докладу Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ «Профессии на российском рынке труда» за 2000-2015 гг., большинство граждан России, а именно 62 % работающих россиян, относятся к категории белых воротничков (умственный труд) и лишь 38 % - синих (представители рабочих специальностей)1.

Умственный труд предполагает анализ значительного объема различной информации, соответственно требует мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата, активизации процессов мышления и пр. В то же время происходит снижение двигательной активности, приводящее к ослаблению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения, а нередко и к появлению синдрома эмоционального выгорания (Ибраев и др., 2017: 62).

Безусловно, в современном обществе грань между физическим и умственным трудом не столь четкая, как раньше. Не все профессии, предполагающие малую физическую активность в процессе работы, требуют высокого уровня образования и являются в полном смысле интеллектуальным трудом, и наоборот. Однако корреляция между сферой профессиональной деятельностью и уровнем физической нагрузки существует. Нельзя не заметить взаимосвязь образа жизни людей и состояния их здоровья, ведь в современном обществе минимизация физической активности зачастую приводит к возникновению различных физиологических заболеваний, снижению иммунитета, общему упадку сил, социальным и психологическим расстройствам личности.

Как мы отмечали ранее, одним из ключевых показателей благополучия нашего государства является здоровье населения, поскольку при его отсутствии человек не может полноценно реа-лизовывать себя на благо другим (Михайлова и др., 2020: 53). Результаты исследований А.В. Решетникова, Н.В. Присяжной, В.А. Решетникова, Т.М. Литвиновой (Решетников и др., 2017), а также О.В. Кулигина и А.В. Ивановой (2011) на тему образа жизни и здоровья преподавателей разных вузов фиксируют, что 11 % опрошенных регулярно занимаются утренней гимнастикой, еще 31 % делают это нерегулярно и более половины респондентов (58 %) не занимаются по утрам гимнастикой (Кулигин, Иванова, 2011: 146). Также, «несмотря на распространенное стремление к сохранению здоровья, у значительной части профессорско-преподавательского состава медицинского вуза (отказ от вредных привычек, регулярная диспансеризация, вовлеченность в занятия спортом) наблюдается недостаточный уровень приверженности преподавателей принципам ЗОЖ» (Решетников и др., 2017: 90).

Люди, полагающие, что бездействие является благоприятным для здоровья, ошибаются, так как бездеятельный образ жизни ведет к слабости, снижению уровня главных жизненных функций организма - кровообращения, дыхания, обмена веществ (Трикутько, 1976: 8). Особенно тяжело отражается отсутствие двигательной активности на организме людей умственного труда, которые в силу своей профессии вынуждены вести малоподвижный образ жизни (Трикутько, 1976: 61). Например, установлено, что у людей с подобным образом жизни чаще встречаются болезни сердца, ожирение, болезни обмена веществ, моче- и желчнокаменная болезнь, заболевания кишечника и т. д. (Орешкин, 1990: 40).

К тому же выявлено, что разнообразные виды движений воздействуют не только на мышечную массу, но и на значительное число участков нервной системы, что в итоге благотворно отражается на развитии и функциях головного мозга, а следовательно, положительно влияет на уровень функциональных возможностей, продолжительность жизни, организм и умственную работоспособность человека. Для плодотворной умственной работы необходимо тренировать как мозг, так и все тело, а в особенности мышцы, что помогает нервной системе справляться с умственными нагрузками (Никонова и др., 2015: 456-457).

Данные неврологов и физиологов о взаимосвязи между физическими нагрузками и умственной деятельностью подтверждают, что занятия спортом улучшают познавательные способности человека. Качественная и постоянная физическая активность развивает тело и мозг: «Чем человек более развит физически, тем быстрее обучается, запоминает и обрабатывает информацию» (Ермакова, 2019: 44).

Отмечается, что от уровня физической подготовленности организма напрямую зависят активность и устойчивость внимания, памяти, переработки информации. Протекание психических процессов обусловлено физическими качествами организма - выносливостью, быстротой, силой

1 Россияне предпочитают умственный труд физическому [Электронный ресурс] // Научно-образовательный портал IQ HSE.ru. 2017. 6 сент. URL: https://iq.hse.ru/news/208973760.html (дата обращения: 26.08.2022).

и др. Из этого следует, что рационально подобранная физическая нагрузка до интеллектуальной деятельности, в ее процессе и после окончания непосредственно влияет на интенсивность работоспособности головного мозга (Пеняева, 2019: 14).

М.Я. Виленский и В.И. Ильинич также отмечали пагубные последствия отсутствия движений для организма человека: «Мозг, сердце, сосуды человека вынуждены работать с несравненно большим напряжением, чем его мышечная система, составляющая около 40 % всего тела» (1987: 93). Нарушение оптимального физиологического баланса жизнедеятельности организма чревато появлением новых болезней и недугов. Кроме того, по мнению ученых, среди наиболее эффективных средств для поддержания здоровья и сохранения высокой работоспособности авторитет физических упражнений непоколебим, поскольку «влияние движений распространяется как на отдельную систему или функцию, так и на весь организм человека в целом» (Виленский, Ильинич, 1987: 94).

Проблема. Вызывает беспокойство недостаточная изученность социальной ситуации, а именно - как в современном ускоренном темпе жизни, при каждодневной эмоциональной загруженности, с малоподвижным образом жизни устроена повседневность работников умственного труда, насколько рационально они используют свободное время, правильно ли расходуют силы и возможности для достижения стабильной (оптимальной) работоспособности и включены ли систематические занятия физкультурой в жизнь работников-интеллектуалов. В силу образования такие люди осведомлены о пользе спортивных занятий, однако далеко не всегда применяют свои знания на практике. В итоге работники умственного труда эмоционально выгорают, у них истощаются и не восполняются резервы организма, страдает здоровье, со временем обостряются хронические болезни. Возникает необходимость провести прикладное авторское пилотное социологическое исследование; на основе полученных в ходе исследования данных выработать механизмы решения обозначенной проблемы: как использовать средства физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья граждан нашей страны с правильной организацией рекреации указанной социальной группы.

Объект - работники умственного труда Краснодарского края в возрасте от 23 до 75 лет.

Предмет - средства и методы, используемые респондентами (работниками умственного труда) для поддержания состояния здоровья на оптимальном уровне.

Методы исследования. Применялся опрос (интервью) с работниками умственного труда (в данном случае учителями (преподавателями), управленцами (бизнесменами), медиками, судьями, программистами и т. д.). Интервью проводилось в очном и дистанционном форматах.

Гипотеза. Можно предположить, что большинство респондентов не уделяют должного внимания своему здоровью посредством физической культуры.

Цель - исследовать повседневные практики и образ жизни работников умственного (интеллектуального) труда; выявить место физической культуры в нем; с учетом полученных результатов исследования выработать рекомендации для сохранения и укрепления здоровья социальной группы интеллектуалов нашей страны, повышения их работоспособности, в том числе с помощью средств физической культуры.

Результаты исследования и дискуссия. Пилотное исследование проводилось в мае -июле 2022 г. В нем приняли участие 10 работников умственного труда, которые рассказали о состоянии своего здоровья и самосохранительном поведении, методах и средствах поддержания здоровья, месте физической культуры и спорта в привычном распорядке дня и ряде прочих вопросов.

На открытый вопрос: «Что для вас означает быть здоровым?» - интервьюируемые в качестве ответа прежде всего обозначили отсутствие (минимум) болезней, бодрость и хорошее самочувствие, физическое и психологическое благополучие: «соблюдение правильного веса, отсутствие серьезных болезней, постоянное пребывание в бодрствовании» (Роман, 23 года, спортивный судья, холост, стаж работы 4 года); «отсутствие необходимости обращаться в лечебные заведения, возможность позволить себе любые физические нагрузки» (Людмила, 43 года, преподаватель, замужем, стаж работы 22 года).

Результаты исследования показали, что заботу о здоровье респонденты проявляют практически одинаковыми средствами и способами, в числе которых правильное питание, соблюдение режима сна и отдыха, занятия физкультурой (физическая активность), минимизация вредных привычек. Так, одна из опрошенных указала: «Хожу в спортивный зал 2 раза в неделю и стараюсь есть больше полезной еды и меньше вредной» (Татьяна, 34 года, ведущий специалист договорного отдела, замужем, стаж работы 9 лет).

Опрашиваемым задавался открытый вопрос с просьбой перечислить основные слагаемые здорового человека, среди ответов прозвучали следующие: позитив, жизнерадостность и бодрость; отказ от вредных привычек; правильное питание; здоровый сон; разнообразная физическая активность: «жизнерадостность, энергичность, устойчивость и гибкость» (Владимир,

30 лет, учитель начальных классов, холост, стаж работы 12 лет); «бодрость, здоровый сон, отсутствие болей и дискомфорта физического состояния» (Людмила, 43 года, преподаватель, замужем, стаж работы 22 года); «возможность плодотворно работать» (Татьяна, 32 года, врач, замужем, стаж работы 7 лет).

На взгляд респондентов, в современном обществе следить за своим здоровьем людям мешают лень и нежелание; ритм и темп жизни; места быстрого питания: «человеческая лень, многочисленное появление заведений быстрого питания, отсутствие мотивации» (Роман, 23 года, спортивный судья, холост, стаж работы 4 года); «слабая воля и мотивация, нехватка времени» (Владимир, 30 лет, учитель начальных классов, холост, стаж работы 12 лет).

Респондентам было предложено распределить жизненные ценности по уровню значимости. Для них семья оказалась самой важной, далее указывались здоровье и успехи детей, немаловажными являются ценности спокойствия и дружбы, чуть ниже на шкале ценностей располагаются увлечения и работа, далее - деньги и путешествия. К перечисленным ценностям опрошенные добавили ценности самоактуализации (Владимир, 30 лет, учитель начальных классов, холост, стаж работы 12 лет) и независимости (Татьяна, 34 года, ведущий специалист договорного отдела, замужем, стаж работы 9 лет).

На вопрос о наличии в привычном распорядке дня времени для занятий физической культурой респонденты ответили, что занимаются от 1 до 3 раз в неделю, а наиболее приемлемыми видами нагрузки считают бег, плавание, ходьбу и силовые упражнения, также упоминались занятия в фитнес-клубе. Опрошенные отметили участие родителей в привитии им навыков физической культуры: «С детства занимаюсь спортом, родители отдавали, сейчас в зале, привычка» (Алексей, 29 лет, бизнесмен, женат, стаж работы 10 лет); «С 10 лет - спортивные секции, которые переросли в привычку» (Владимир, 30 лет, учитель начальных классов, холост, стаж работы 12 лет). Также респонденты рассказали, что и сейчас в их семьях проводятся совместные занятия физической культурой в форме пеших прогулок и поездок: «Да, активный отдых (настольный теннис, бадминтон, велосипедные прогулки в парках), с детьми обязательно» (Людмила, 43 года, преподаватель, замужем, стаж работы 22 года); «Играю с детьми в волейбол и футбол» (Олег, 26 лет, учитель, холост, стаж работы 4 года); «Гуляем по парку с детьми» (Алексей, 29 лет, бизнесмен, женат, стаж работы 10 лет).

Следует отметить, что работники умственного труда - это люди с высшим образованием, прекрасно осведомленные о позитивном влиянии занятий физкультурой на организм. Поэтому в отдельных интервью мы заметили ориентацию на социальное одобрение: преувеличение реального времени занятий спортом в течение недели, озвучивание того, что респонденты хотели бы делать и считают полезным, но в данный момент не делают. Регулярная физическая нагрузка для многих стала необходимостью в силу возникших проблем со здоровьем: «Да, занимаюсь много лет из-за сидячей работы и проблем с позвоночником» (Оксана, 41 год, врач, не замужем, стаж работы 17 лет).

Для поддержания здоровья и восстановления сил после умственной работы респонденты используют выработанный режим дня, сбалансированную еду, своевременный сон, прогулки, физическую активность, минимизацию нервных перегрузок: «Стабильный отбой в 23:00, подъем в 07:00. Обязательная утренняя зарядка. И вечерняя пробежка за 2-3 часа до сна» (Роман, 23 года, спортивный судья, холост, стаж работы 4 года); «Хобби (чтение, шахматы), пассивный отдых, пешие прогулки/бассейн» (Людмила, 43 года, преподаватель, замужем, стаж работы 22 года). Помимо перечисленного, опрошенные, чья работа предполагает активное взаимодействие с людьми, в качестве отдыха рассматривают пребывание в тишине (ограничение контактов) и прослушивание музыки (Наталья, 75 лет, преподаватель, замужем, стаж работы 52 года; Оксана, 41 год, врач, не замужем, стаж работы 17 лет). Таким образом, далеко не все разделяют мнение, что лучший отдых - это смена деятельности. Достаточно распространены пассивные формы проведения досуга.

Респондентам было предложено распределить по значимости варианты использования свободного времени. Согласно полученным данным, они расходуют его рационально: стараются расслабиться и отдохнуть, но параллельно делают различные дела по дому, проводят время с детьми и, что немаловажно, занимаются физкультурой. Были указаны «пешие прогулки по окрестностям, короткие выезды на природу» (Андрей, 56 лет, 1Т-специалист, холост, стаж работы 27 лет); «общение и встречи с друзьями» (Татьяна, 34 года, ведущий специалист договорного отдела, замужем, стаж работы 9 лет; Наталья, 75 лет, преподаватель, замужем, стаж работы 52 года).

На вопрос: «Существует ли в Вашем коллективе практика совместных занятий физической культурой и спортом?» - опрашиваемые женщины ответили отрицательно, сославшись на недостаток времени и загруженность в течении дня: «Нет, желание есть, на мой взгляд, проблема в коллективе - разные возрастные группы, и чаще всего нехватка времени» (Татьяна, 32 года,

врач, замужем, стаж работы 7 лет); «К сожалению, нет, было бы неплохо делать перерывы для гимнастики, хотя бы по 15 минут в день» (Татьяна, 34 года, ведущий специалист договорного отдела, замужем, стаж работы 9 лет). С ними отчасти солидарен респондент, работающий учителем: «В коллективе совместные занятия физической культурой не проводятся по причине отсутствия мотивации. Их одолела лень» (Владимир, 30 лет, учитель начальных классов, холост, стаж работы 12 лет). Другие мужчины ответили, что общие спортивные мероприятия проводятся. Например, коллеги играют в футбол (Олег, 26 лет, учитель, холост, стаж работы 4 года, 6), ходят вместе в спортзал (Алексей, 29 лет, бизнесмен, женат, стаж работы 10 лет). У одного из участников исследования (Андрей, 56 лет, 1Т-специалист, холост, стаж работы 27 лет) в крупной фирме с филиалами в нескольких городах и значительным числом сотрудников, работающих удаленно, на корпоративном сайте существуют онлайн-курсы с тренерами по разным видам спорта. Кроме того, в нашей стране реализуется проект «Производственная гимнастика "Перезагрузка"»1.

Таким образом, большинство респондентов обсуждали отсутствие у коллег инициативы собираться для занятий спортом или ее наличие, хотя этот вопрос предполагает в первую очередь заинтересованность работодателей в создании благоприятных условий для поддержания здоровья сотрудников и их мотивирования вести здоровый образ жизни. Можно отметить, что в большинстве случаев работодатели не проявляют должную активность в этом направлении, ограничивая заботу о здоровье работников медицинскими осмотрами. Организация спортивных мероприятий, поощрение физической активности со стороны руководства пока являются, скорее, исключением, чем правилом.

Еще больше следить за своим здоровьем респондентов стимулируют боязнь болезни; желание иметь привлекательный вид благодаря посещению фитнес-центров и спортзалов (в том числе онлайн-тренировок); просмотр спортивных фильмов; правильное питание. Для молодых людей и девушек (23-30 лет) в большей степени важен внешний вид. Например, присутствует «страх потерять здоровье и не быть привлекательным для противоположного пола» (Владимир, 30 лет, учитель начальных классов, холост, стаж работы 12 лет); также «стимулирует зеркало» (Алексей, 29 лет, бизнесмен, женат, стаж работы 10 лет).

Таким образом, с учетом полученных результатов прикладного социологического исследования можно отметить, что физическая культура, несомненно, присутствует в повседневном образе жизни работников умственного (интеллектуального) труда в различной форме и интенсивности занятий. Существуют инициатива и желание самостоятельно заниматься физической культурой даже во время отдыха, также очевидно осознанное отношение к своему здоровью.

Опрошенные понимают важность физической активности для сохранения работоспособности, преемственности между детьми и родителями в занятиях физической культурой в современной обществе. Более того, у респондентов здоровье по уровню значимости среди жизненных ценностей занимает лидирующие позиции, что свидетельствует о разумном и осмысленном отношении к себе и жизни в целом. При этом занятия спортом по-прежнему остаются инициативой самих участников исследования (в силу привычки, сформированной в детстве, либо осознания существующих проблем со здоровьем), а значит, говорить о важном месте физической культуры в повседневной жизни всех работников интеллектуального труда не приходится. Практически никто из опрошенных не указал на отсутствие мест для занятий спортом как причину недостаточной активности, речь шла лишь о недостатке времени или предпочтении пассивных форм отдыха. Некоторые работодатели прилагают усилия по включению сотрудников в спортивные активности, но таких, к сожалению, пока меньшинство.

В дальнейшем желательно более детально изучить особенности образа жизни и физической активности работников в зависимости от сферы деятельности (работа с людьми или информацией) и формы занятости (ежедневная очная работа, удаленный формат, фриланс и т. д.).

С учетом данных пилотного исследования можно выделить ряд рекомендаций, среди которых на начальном этапе - увеличение времени, проводимого работниками умственного труда на свежем воздухе, повышение объемов физической нагрузки в период рекреации, поощрение регулярных занятий спортом; в дальнейшем, с учетом особенностей здоровья и пожеланий сотрудников, - проведение по месту работы совместных здоровьесберегающих мероприятий, в том числе физкультурных: поездок, соревнований, походов; заключение договоров с фитнес-цен-трами; создание условий для активного отдыха.

Список источников:

Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура для работников умственного труда. М., 1987. 95 с.

1 Производственная гимнастика [Электронный ресурс]. URL: ИйрБ^/производственнаягимнастика.рф (дата обращения: 26.08.2022).

Ермакова Е.Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность человека и их взаимосвязь // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 10-1 (37). С. 44-46. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-11603.

Ибраев С.А., Жарылкасын Ж.Ж., Отаров Е.Ж., Исмаилов Ч.У. Современные аспекты профессионального риска у лиц умственного труда (обзор литературы) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-1. С. 62-65.

Кулигин О.В., Иванова А.В. Особенности образа жизни преподавателей технического вуза в современных социально-экономических условиях // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2011. № 2. С. 144-147.

Михайлова Т.А., Студеникина Е.С., Усова Л.В. Физкультура и спорт в повседневной жизни молодежи Кубани // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5 (73). С. 53-58. https://doi.Org/10.24158/spp.2020.5.8.

Никонова Н.С., Шлемова М.В., Чернышева И.В., Егорычева Е.В. Взаимосвязь между умственной работоспособностью подростков и занятиями физической культурой // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. С. 456-457. Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру. М., 1990. 175 с.

Пеняева С.М. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 2-1. С. 12-16.

Решетников А.В., Присяжная Н.В., Решетников В.А., Литвинова Т.М. Восприятие ценности здоровья и здорового образа жизни профессорско-преподавательским составом медицинских вузов // Социология медицины. 2017. Т. 16, № 2. С. 82-90. https://doi .org/10.18821 /1728-2810-2017-16-2-82-90.

Трикутько А.П. Образ жизни и здоровье. Кишинев, 1976. 175 с.

References:

Ermakova, E.G. (2019) Influence of Physical Exercises on Mental Activity of the Person and Their Interrelation. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 10-1, 44-46. Available from: doi:10.24411/2500-1000-2019-11603. (In Russian)

Ibraev, S.A., Zharylkassyn, Z.Z., Оtаrоv, E.Z. & Ismailov, C.U. (2017) Modern Aspects of Occupational Risk Among Persons of Mental Labor (The literature review). International Journal of Applied and Fundamental Research. (3-1), 62-65. (In Russian)

Kuligin, O.V. & Ivanovа, A.V. (2011) Peculiarities of Teachers' Lifestyle in Technical University in Modern Social and Economic Conditions. Vestnik IGEU. (2), 144-147. (In Russian)

Mikhailova, T.A., Studenikina, E.S. & Usova, L.V. (2020) Physical Culture and Sport in Everyday Life of Kuban Youth. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (5), 53-58. Available from: doi:10.24158/spp.2020.5.8. (In Russian)

Nikonova, N.S., Shlemova, M.V., Chernysheva, I.V. & Egorycheva, E.V. (2015) Interrelation between Intellectual Efficiency of Teenagers and Occupations by Physical Culture. European Student Scientific Journal. (5-3), 456-457. (In Russian) Oreshkin, Yu.A. (1990) To Health through Physical Education. Moscow, Meditsina. (In Russian)

Penyaeva, S.M. (2019) The Impact of Physical Activity on Mental Activity. Scientific Review. Pedagogical Sciences. (2-1), 12-16. (In Russian)

Reshetnikov, A.V., Prisiajnaia, N.V., Reshetnikov, V.A. & Litvinova, T.M. (2017) The Perception of Value of Health and Healthy Life-Style by the Faculty of Medical Universities. Sociologya Meditsiny. 16 (2), 82-90. Available from: doi:10.18821/1728-2810-2017-16-2-82-90. (In Russian)

Trikutko, A.P. (1976) Obraz zhizni i zdorov'e [Lifestyle and Health]. Chisinau, Kartya Moldovenyaskeh. (In Russian) Vilensky, M.Ya. & Ilyinich, V.I. (1987) Physical Culture of Mental Workers. Moscow, Znanie. (In Russian)

Информация об авторах Т.А. Михайлова - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=933360.

Е.С. Студеникина - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=797792.

Information about the authors T.A. Mikhailova - PhD in Social Sciences, Associate Professor, Department of Sociology, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=933360.

E.S. Studenikina - PhD in Social Sciences, Associate Professor, Department of Sociology, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=797792.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.07.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.08.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 06.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.