Научная статья на тему 'Место экологической ответственности транспорта в концепции устойчивого туризма (sustainable tourism)'

Место экологической ответственности транспорта в концепции устойчивого туризма (sustainable tourism) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
65
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / транспорт / устойчивое развитие / устойчивый туризм / экологическая ответственность / авиационный транспорт / организация туризма

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тихонова Татьяна Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы экологической ответственности транспорта в связи с развитием массового туризма. Анализируется и обобщается международный опыт по оптимизации работы транспорта для реализации концепции развития устойчивого туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место экологической ответственности транспорта в концепции устойчивого туризма (sustainable tourism)»

3. Музыкальная жизнь Ван Силиня: сборник статей / Отв. ред. Янь Чэнь. — Хунань: Ху-ачен, 2015. — 344с. фШгВЯЙШ&А^ХгёЯДЛЭДЗО^. 34-Щ).

4. Ши Янь. Рассказ китайского пациента Ван Силиня // Южные выходные. — Гуанчжоу, 2012. — № 1. — С. 4. <Ш£ЯЖ>Ш20£

2Ш).

УДК 304.2

Тихонова Татьяна Юрьевна,

доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры «Сервис и туризм» Гуманитарного института ФГБОУ ВО РУТ(МИИТ)

e-mail: umago@mail.ru

место экологической ответственности транспорта в концепции устойчивого туризма

(susTAiNABLE TOuRisM)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы экологической ответственности транспорта в связи с развитием массового туризма. Анализируется и обобщается международный опыт по оптимизации работы транспорта для реализации концепции развития устойчивого туризма. Ключевые слова: туризм, транспорт, устойчивое развитие, устойчивый туризм, экологическая ответственность, авиационный транспорт, организация туризма.

Понятие sustainable tourism вышло из начавшей формироваться в 70-е годы XX в. концепции sustainable development. Sustainable development определяется как развитие, отвечающее потребностям нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять их собственные потребности. Sustainable development предусматривает согласованные усилия по созданию инклюзивного, устойчивого и жизнеспособного будущего для людей и планеты.

Прямой перевод термина sustainable development на русский язык — устойчивое развитие, что означает просто устойчивый, постоянный рост. В то же время в европейских языках выражения англ. sustainable development, фр. développement durable, нем. nachhaltige Entwicklung имеют схожее значение, но отличающееся от русского языка.

Sustainable (англ.) — устойчивый, жизнеспособный; экологически рациональный [1], обеспечивающий учёт будущих потребностей [2]; development — развитие, рост, совершенствование, эволюция, изложение, раскрытие, результат, предприятие, обрабатываемый участок земли, разработка, производство [3];

Development (фр.) — развитие; durable (фр.) — прочный, долговременный, длительный, длительного пользования, долговечный, надежный [4].

Die Entwicklung (нем.) — развитие, проявление, разработка, создание, конструкция, развертывание, изменение, конструирование, модернизация, проект, проектирование; nachhaltige — устойчивый [5].

В связи с этим в разных странах возникли различные термины, обозначающие рациональные подходы к управлению, развитию и реализации sustainable tourism. Одним из таких терминов является ecological tourism. В прямом переводе это означает экологический туризм. Сложилось два типа использования этого термина — для обозначения вида туризма и для обозначения способа осуществления туристской деятельности. Экологический туризм как вид туризма это путешествия в места нетронутой природы и без нанесения вреда природным комплексам. У этого вида туризма есть свои особенности, выходящие за рамки

данной статьи. А второе значение этого термина — способ осуществления туристской деятельности в русском языке лучше было бы видоизменить на экологичный туризм. Именно экологичный больше подходит для обозначения деятельности, содержащей в себе заботу об окружающей среде.

В современном обществе туризм уже не просто сфера досуга, по своему воздействию на общество он превратился в настоящий социальный институт, существование и функционирование которого обеспечивается мощной индустрией, включающей в себя предприятия, предоставляющие услуги по размещению, питанию, медицине, страхованию, экскурсиям и досугу. Но поскольку туризм — это, прежде всего, путешествия от места постоянного проживанию в дестинацию и обратно — важнейшая составляющая этой индустрии — транспорт. Массовый туризм не был бы возможен без транспорта. Но его воздействие на природу носит вредный характер из-за использования ископаемого топлива. Поэтому уже несколько десятилетий остро стоит вопрос экологической ответственности транспорта, вопрос — как организовать работу транспорта, чтобы сделать его гарантом, а не разрушителем устойчивого, ответственного развития и устойчивого, ответственного туризма.

С самых древних времен своего существования человек постоянно перемещался по земле. Сначала это были пешие перемещения, что и заложено в слове путешествие. Постепенно человек стал придумывать себе помощников для облегчения перемещений. Стали появляться различные средства транспорта. Первым шагом к развитию общедоступного транспорта стало изобретение колеса. Колесный транспорт изначально был механическим и экологичным, использовал тягловую силу, которая не вредила окружающей среде. Но человеческий интеллект постоянно искал новые пути развития транспорта, увеличение скорости, расширение возможностей. Люди изучили свойства различных видов полезных ископаемых и нашли, что некоторые из них способны приводить в движение особые механизмы-двигатели, которые могут перемещать в пространстве повозки гораздо более эффективно, чем тягловые животные. Так, сначала железнодорожный транспорт, потом автомобильный, и немного позже авиационный транспорт обеспечили возможность постоянного массового перемещения людей. Водный транспорт шел несколько особенным, но в сущности своей таким же путем — мускульная сила человека как двигатель была заменена силами природы. Но новая скорость имела оборотную сторону — источник этой скорости делал вредные выхлопы в атмосферу. Сначала человечество не осознавало вреда, наносимого природе, но с течением времени пришло время дать обратный отсчет этому процессу.

Почему же углерод представляет собой такую проблему? Природные газы, такие как диоксид углерода и водяной пар, действуют как изоляционный слой вокруг Земли, они отражают солнечную радиацию, но не выпускают тепло обратно в космос. Этот процесс называется «парниковым эффектом», который играет огромную роль в жизни нашей планеты. Эти газы движутся между океанами, лесами и атмосферой в естественном круговороте и за всё время существования планеты количество в атмосфере практически не менялось.

Большое количество углерода содержится в форме ископаемого топлива (нефть, уголь и так далее), и он не вступает в контакт с атмосферой естественным путём, пока мы его не выкопаем и не сожжём, и именно в этот момент он мгновенно высвобождается. Растущее количество газов, выпущенных в атмосферу, усиливает парниковый эффект, вызывая повышение температуры, что в итоге приводит к глобальному потеплению. Это, в свою очередь, может повлиять на климат, изменение привычной схемы выпадения осадков, повышение уровня моря, что в конечном итоге приведёт к серьёзному воздействию на окружающую среду.

Важнейшая задача человечества сегодня — не допустить катастрофических последствий увеличения CO2 в атмосфере и прямой путь к этому — снижение углеродных выхлопов. Снижение количества выхлопов может происходить различными путями, основной смысл которых — снижение транспортной нагрузки и компенсация углеродных выхлопов.

Развитие массового туризма с середины 50-х годов XX века было обусловлено наряду с другими факторами — развитием средств транспорта и их доступностью. Самолеты сделали доступными любую точку мира, автомобили позволили путешествовать в выходные или брать машину на прокат в месте отдыха. Но транспорт обеспечивает не только перевозку 130 ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Том 8 № 4 (17) 2017

большого количества людей. Кроме перевозки туристов, транспорт используется при перевозке товаров, обеспечивающих жизнедеятельность туристов. Таким образом, территория массового отдыха в сезон несет большую нагрузку на экологию.

Назрела необходимость сделать заботу об окружающей среде важным пунктом корпоративной стратегии предприятий сферы туризма и транспорта. Среди мер по снижению вредного влияния транспорта можно назвать обеспечение туристов местными продуктами, оптимизация процесса организации перелета, предложение туристам по возможности пользоваться экологичными видами транспорта (велосипед).

Ярким примером реализации такого подхода служит европейская экологическая инициатива «Сократи свой след», реализуемая ABTA (Ассоциация британских турагентств), Туристической ассоциацией и AITO (Ассоциация независимых туроператоров). Инициатива «Сократи свой след» предоставляет информацию и советы как снизить количество выпускаемого углекислого газа, а также возможность проведения углеродной компенсации посредством разных проектов, курируемых организацией The Travel Foundation и TICOS (Услуги туристической индустрии по углеродной компенсации). Лидером в воплощении в жизнь постулатов этой программы является старейшая в мире туристическая компания Tomas Cook Group, основателем которой был сам создатель организованного туризма Томас Кук.

Обращаясь к туроператорам и другим организаторам туризма, а также к самим туристам компания Thomas Cook призывает: «В наши дни большинство людей хоть краем уха слышали о влиянии выбросов от использования ископаемого топлива на нашу планету. Мы знаем, какой вред наносит природе транспортировка еды с места производства до пунктов потребления, мы знаем об углеродной компенсации и поэтому мы призываем всех вместо использования машины, лишний раз проехаться на велосипеде или пройтись пешком, тем самым помогая снизить количество выхлопных газов» [6]. Опыт компании Tomas Cook в направлении повышения экологической ответственности транспорта и минимизации вредного влияния заслуживает анализа и использования при организации туризма.

Одним из самых массовых видов транспорта по перевозке туристов является авиационный транспорт. В 2009 году на всемирному экономическом форуме было объявлено, что 2% выбросов СО2 приходится на использование авиационного топлива. Но за последние 40 лет эффективность использования топлива выросла в два раза, и в течение года на долю топлива сожжённого авиакомпаниями Великобритании приходится только 0,5% выбросов СО2 во всём Великобритании, когда в тоже время на дома поданных королевы приходится 25% выбросов СО2 страны.

В компании признают, что указанные 2% имеют немалый вес, и нельзя игнорировать их влияние на природу. Поэтому реализуется ряд проектов, которые призваны обеспечить сокращение негативных последствий на окружающую среду — снижение веса объектов на самолётах, применение техники захода на посадку с непрерывным движением и улучшение качества информации для лётчиков.

Ведущей составляющей программы «Сократи свой след» является так называемая теория углеродной компенсации. Принцип данной теории состоит в том, что турист должны возместить ущерб природе, нанесённый ей выхлопными газами во время своего путешествия. Самый известный пример — посадка деревьев. Необходимо рассчитать количество углекислого газа, который будет выпущен во время путешествия, и посадить ровно то количество деревьев, которое позволит поглотить его, тем самым «нейтрализовав», компенсировать негативное влияние на природу во время поездки. Но практическая сторона реализации остается недостаточно ясна. Чтобы реализовать посадку деревьев, необходимо знать о какой почве идёт речь, что здесь росло раньше, как долго проживут здесь деревья, будут ли деревья соответствовать местной флоре и фауне.

Существуют и другие идеи, касающиеся борьбы с загрязнением атмосферы: использование возобновляемых энергетических источников, применение альтернативных источников освещения, например, энергосберегающие лампочки, вместо ламп накаливания, где используется угольная нить, печи для сжигания дров и продажа квот на выбросы вредных газов.

В сентябре 2010 авиакомпания Thomas Cook стала первой авиакомпанией Великобритании, получившей сертификат ISO 14001 [7]. Этот сертификат ,был получен благодаря успешному прохождению системы экологического контроля на аттестаты и проверки, проводимые NQA (государственный контроль качества). Экспертиза включала в себя всесторонний шестидневный аудит главного офиса авиакомпании и нескольких отделений в Великобритании, которая определяла соответствие строгим правилам сертификата ISO 14001. Выдача сертификата отчётливо показала, что Thomas Cook Airlines понимает важность заботы об окружающей среде и реализует меры по ее сохранению. Но эта работа не заканчивается получением сертификата. Каждые шесть месяцев NQA проводит проверки на то, продолжается ли и дальше работа по постановке целей и созданию технологий, реализация их на практике, контроль и оценка действий по улучшению качества системы экологического контроля компании [8].

Thomas Cook Airlines осознаёт, что авиация также влияет на изменение климата, и мы стараемся сократить негативные последствия везде, где только возможно. Очень важно эффективно использовать топливо, чтобы сократить выбросы СО2. Также авиакомпания выполняет требования системы экологического контроля и разработала политику в области охраны окружающей среды, чтобы показать, что она имеет обязательство перед природой [9].

Членом-учредителем Инициативы экологически безопасной авиации также является Thomas Cook Airlines. Эта инициатива представляет собой объединение авиакомпаний, аэропортов, предприятий авиастроительного комплекса и управлений воздушным движением Соединённого Королевства, которое сосредоточено на разработке и реализации мер по снижению шума и загрязнений атмосферы.

Целью рабочей группы Инициативы экологически безопасной авиации, организатором которой также является Thomas Cook Airlines, является одновременно изучение способов по достижению максимальной эффективности использования топлива и его экономичного расхода. Рассматриваются проекты по сокращению веса контейнеров, используемых для перевозки продовольствия, улучшению программы планирования полётов, улучшению системы передачи информации экипажу и, где возможно, применение бесступенчатого снижения.

Информация о воздействии каждого полёта на окружающую среду является прозрачной и общедоступной. Она предоставляется посредством экологической маркировки, которая находится на дверях каждого самолёта Thomas Cook Airlines. Эти маркировки схожи с теми, которые можно увидеть, покупая электрооборудование. На них присутствует ясная и точная информация о том, какое воздействие на природу оказывает данный полёт, и какая доля выбросов СО2 и других загрязняющих элементов приходится на него [10].

Важное место в направлении обеспечения экологической ответственности транспорта занимает вопрос минимизации отходов. В январе 2009 авиакомпания Thomas Cook UK Airlines запустила проект государственного уровня по повторной переработке отходов на борту самолётов, тем самым став первой чартерной авиакомпанией в Великобритании, предложившей такой вид услуг пассажирам, летящим на небольшие расстояния во все местные аэропорты. Экипаж собирает пластик, алюминий, бумагу и распределять его по разным контейнерам для мусора, которые затем будут вывезены для повторной переработки на земле.

Работа компании Thomas Cook подчинена принципам заботы об окружающей среде и на земле. Она также проводится в направлении отходов, энергии и транспорта.

Все офисы компании Thomas Cook имеют станции по переработке отходов, а в некоторых офисах, как например, в Брайтоне и Манчестере, вообще отсутствуют традиционные корзины для мусора. Помимо этого все брошюры Thomas Cook из розничных магазинов могут быть полностью переработаны.

Thomas Cook объединила свои усилия с компанией Carbon Trust, чтобы разработать новые проекты, которые могут помочь людям более рационально использовать энергию. Более того ведется работа над тем, чтобы стать компанией, работающей на низкоуглеродной экономике.

Среди сотрудников компании проводится агитация добираться до места работы и обратно, используя транспорт, не приносящий вреда экологии. Для этого разрабатываются маршруты, на которых бы использовался экологически безопасный транспорт.

Среди своих сотрудников и клиентов компания Thomas Cook также проводит простую эколого-просветительскую работу. Им разъясняется, что значимый вклад в сохранение экологии они могут внести не только участвуя в масштабных программах по «углеродной компенсации», сократив выбросы СО2, которые приходятся на их поездки, но также они могут помочь окружающей среде в долгосрочной перспективе, контролируя свои повседневные действия, а также количество создаваемого мусора. Сохдана своеобразная экологическая памятка, разъясняющая, что

• даже если Вы не заряжаете свой телефон, но зарядка от него находится в розетке, то ежечасно расходуются 5 Вт электричества;

• энергией, которая расходуется на Ваш не выключенный компьютер ночью, можно подогреть 6 ужинов в микроволновке;

• электронные часы на микроволновке расходуют столько же энергии, сколько сама микроволновка;

• снижение температуры на один градус в Вашем доме позволит сократить расходы на отопление на 10%;

• энергосберегающие лампочки тратят только четверть энергии обычных лампочек, а срок их службы в 8 раз больше;

• ошибочным мнением является то, что включение и выключение флуоресцентных ламп затрачивает больше энергии, чем их постоянное использование;

• 10% расхода энергии в развитых странах приходятся на не выключенные приборы;

• чтобы переработать алюминиевую банку нужно на 95% меньше энергии, чем создать новую;

• тепловая изоляция Вашего водонагревателя в среднем стоит 10 фунтов, но позволит ежегодно сэкономить на электроэнергии 20 фунтов;

• около 50-80% автомобильных шин не докачены до конца, из-за этого каждая машина расходует дополнительные 5% своего топлива.

Информация, приводимая в этой памятке, вообще мало известна и вполне могла бы быть использована для эколого-просветительской работы везде. Как и весь опыть организации работы по реализации экологической ответственности транспортных предприятий туризма.

Компания Thomas Cook представляет собой крупнейшую туристическую компанию, имеющую сеть и дочернии компании по всему миру. Не каждое туристическое предприятие своими силами способно разработать и реализовать программу экологических мероприятий, произвести расчет нагрузки транспорта на окружающую среду. В помощь предприятиям туризма и транспорта была создана программа EcoTransIT World [11].

Транспортировка товаров вызывает потребление энергии, выбросы углекислого газа и выбросы выхлопных газов. Все большее число поставщиков логистических услуг, а также трансграничные компании хотят знать экологическое воздействие грузовых перевозок различными видами транспорта, чтобы уменьшить это воздействие. Следовательно, Институт исследований энергетики и окружающей среды (ifeu) из Гейдельберга, Öko-Institut из Берлина, Rail Management Consultants GmbH (RMCon | IVE mbH) из Ганновера разработал целевой инструмент EcoTransIT для количественной оценки выбросов от грузовых перевозок. Этот проект был инициирован пятью европейскими железнодорожными компаниями в 2000 году — DB Schenker Rail, Schweizerische Bundesbahnen (SBB), Green Cargo AB, Trenitalia SpA, Société Nationale des Chemins de Fer Français (SNCF). Впоследствии к ним присоединились новые партнеры: Red Nacional de los Ferrocarriles Españoles (RENFE) и Национальной федерации Бельгии (SNCB). Все партнеры по проекту предоставляют информацию для базы данных и постоянно обновляют инструмент в соответствии с национальной политикой и информацией о состоянии дел.

EcoTransIT World рассчитывает воздействие на окружающую среду различных перевозчиков по всему миру. Это возможно благодаря разумной методологии ввода, большому

количеству ГИС-данных и сложной основе расчетов. Данные и методология научно финансируются и прозрачны для всех пользователей.

EcoTransIT определяет экологические последствия грузовых перевозок с точки зрения прямого потребления энергии и выбросов во время эксплуатации транспортных средств при транспортировке продуктов. Кроме того, расчет охватывает косвенное потребление энергии и выбросы, связанные с производством, транспортировкой и распределением энергии, необходимой для эксплуатации транспортных средств. Существует множество факторов, определяющих уровень воздействия на окружающую среду в грузовых перевозках. Исходный массив влияющих факторов служит основой для компьютерных воздействий. Это позволяет пользователю изменять факторы приложения EcoTransIT в соответствии с индивидуальными условиями компании.

Используемые компаниями всех размеров технологии EcoTransIT имеют отношение как к изучению крупномасштабных потоков, так и к анализу отдельного движения. Входные параметры и процесс анализа являются критерием уточнения инструмента расчета. Для каждого вида транспорта ГИС-система детализирует маршруты, принимаемые товаром. Расчеты объединяют любые перегрузки на пограничных переходах или пересечения границ. Объем и вес перевозимого груза позволяет точно оценить размер поезда. Тип мест погрузки (железнодорожная станция, гавань, аэропорт, платформа на дорогах) позволяет точно моделировать реальность.

В соответствии с потребностями компаний в глобальном масштабе в вычислениях учитываются критерии, характерные для каждой страны, такие как комбинации энергии и топология. Соответственно, EcoTransIT World может использоваться для расчета маршрутов по всему миру с любыми видами транспортных услуг.

Результат каждого расчета представлен в виде диаграмм. Они сравнивают потребление энергии и выбросы различных загрязнителей окружающей среды и проводят различие между выбранными видами транспорта. Таким образом, пользователь может легко выбрать маршруты и режим транспортировки с минимальным воздействием на окружающую среду.

Благодаря научной базе данных и независимым партнерам расчеты EcoTransIT обеспечивают надежные результаты, которые вносят вклад в экологический баланс компаний. Это может помочь в создании устойчивой энергетической стратегии, интеграции эффективных производственных процессов и логистических решений с низким уровнем воздействия, а также в содействии рациональному потреблению ограниченных ресурсов.

На сегодняшний день существует несколько направлений по реализации концепции устойчивого, ответственного туризма с помощью мер по оптимизации экологической ответственности транспорта как в воздухе, так и на земле. Это прежде всего работа по компенсации углеродных выхлопов, поездки где возможно на транспорт без использования ископаемого топлива, получение ээкологических сертификатов и экомаркировка, правильный логистический расчет при организации наземных перевозок, организация переработки мусора, просветительская работа с персоналом и пассажирами как на земле, так и в воздухе. Залог успеха этой деятельности — добрая воля и инициатива руководства компаний, сотрудников и самих пассажиров-туристов.

Список литературы

1. Англо-русский большой универсальный переводческий словарь. — 2012. // dic. academic.ru. (Дата обращения: 02.03.2017).

2. Англо-русский словарь по экологии. — 2011. // dic.academic.ru. (Дата обращения: 02.03.2017).

3. Новый большой англо-русский словарь / Под ред. академика Ю.Д. Апресяна. — М., «Русский язык», 1993.

4. Немецко-русский словарь. ABBYY Lingvo http://www.lingvo.ua/ru/Translate/fr-ru/ (Дата обращения: 02.03.2017)

5. Немецко-русский словарь. ABBYY Lingvo https://www.lingvolive.com/ru-ru/translate/ ru-de/Щата обращения: 02.03.2017).

6. Thomas Cook. Looking after the Environment/ Официальный сайт Thomas Cook Group. URL: https://www.thomascook.com/sustainable-tourism/looking-after-the-environment/^aTa обращения: 20.12.2017).

7. ISO 14001. URL: http://www.rusregister.ru/services/ms-certification/standards/detail/ index.php?ID=130 (Дата обращения 24.12.2017).

8. Certificate of Registration. URL: http://cdn.thomascook.com/pdf/iso-cert-16102012. pdf?_ga=1.26976447.342161652.1482224694 (Дата обращения 24.12.2017).

9. Thomas Cook Airlines. Environmental Policy Statement URL: http://cdn.thomascook. com/ota/pdf/Environmental-Policy-Statement-2013.pdf?_ga=1.137144498.342161652. 1482224694 (Дата обращения 24.12.2017).

10. Eco-label. Journey Enviroment URL: http://cdn.thomascook.com/pdf/eco-label-16102012.pdf?_ga=1.161786686.342161652.1482224694 (Дата обращения 24.12.2017).

11. EcoTransIT World. A sustainable move. URL: http://www.ecotransit.org/(Дaтa обращения 24.12.2017).

УДК 340.1

Трахимёнок Сергей Александрович,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры международного права «Международного университета «МИТСО»,

Минск,

е-mail:trahimenok_sa@tut.by.

взаимодействие социальных регуляторов в контексте цивилизационных ценностей

Аннотация. Предмет исследования статьи — взаимодействие в процессе регулирования общественных отношений между правовыми нормами и иными социальными регуляторами, в частности, цивилизационными ценностями. Цель статьи в рамках научной методологии показать зависимость тактического регулирования от стратегических ориентировок, задаваемых комплексом цивилизационных ценностей, сформировавшихся на определенных пространствах под влиянием факторов культуры.

Ключевые слова: нормы права, социальные регуляторы, взаимодействие, цивилизационные ценности, система ценностей.

События последних лет на Украине в очередной раз активизировали нападки на такую цивилизационную категорию как русский мир. Центральной их частью является опровержение тезиса о принадлежности украинцев, белорусов и великороссов к единому восточнославянскому суперэтносу.

Сторонники такого подхода качестве аргументов приводят, так называемые вещественные признаки этноса: общее «кровное» родство; общая территория; общие положения культуры; в особенности духовной, чаще всего имеющей религиозно-конфессиональную форму, а также язык, по их мнению, — главный показатель этнической самобытности.

Но в мире проживают и не чувствуют себя ущербными множество этносов, которые не обладают всем набором вышеперечисленных вещественных признаков. Поэтому, на наш взгляд, главным определителем отнесения себя к конкретной этнической форме может служить не вышеперечисленное, а то, что называется этническим самосознанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.