Научная статья на тему 'Место анализа этнической проблематики евразийства в отечественной и зарубежной историографии 1990 - 2010-х годов'

Место анализа этнической проблематики евразийства в отечественной и зарубежной историографии 1990 - 2010-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ЕВРАЗИЙСТВО / ЭТНИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ / HISTORIOGRAPHY / EURASIANISM / ETHNIC CONCEPTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Панченко Алексей Борисович

За последнее двадцатилетие вышло большое число публикаций, посвящённых евразийству. Однако последний крупный историографический обзор заканчивается публикациями середины 1990-х годов, более поздние не рассматриваются. В статье анализируются основные публикации 1990 2010-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF EURASIANISM'S ETHNIC PROBLEMATIC ANALYSIS IN THE DOMESTIC AND FOREIGN HISTORIOGRAPHY OF 1990 - 2010 th YEARS

For the last twenty years there has been issued a large number of publications devoted to eurasianism. However, the last great historiographic review ends with publications of the middle 1990 th, not taking into account later works. In the article the main publications of 1990 2010 thare under study.

Текст научной работы на тему «Место анализа этнической проблематики евразийства в отечественной и зарубежной историографии 1990 - 2010-х годов»

ББК 63.50 YAK 39

A.B. ПАНЧЕНКО

A.B. PANCHENKO

МЕСТО АНАЛИЗА ЭТНИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ЕВРАЗИЙСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 1990 - 2010-х ГОДОВ

THE PLACE OF EURASIANISM'S ETHNIC PROBLEMATIC ANALYSIS IN THE DOMESTIC AND FOREIGN HISTORIOGRAPHY OF 1990 - 2010th YEARS

За последнее двадцатилетие вышло большое число публикаций, посвящённых евразийству. Однако последний крупный историографический обзор заканчивается публикациями середины 1990-х годов, более поздние не рассматриваются. В статье анализируются основные публикации 1990 - 2010-х годов.

For the last twenty years there has been issued a large number of publications devoted to eurasianism. However, the last great historiographie review ends with publications of the middle 1990th, not taking into account later works. In the article the main publications of 1990 - 2010th. are under study.

Ключевые слова: историография, евразийство, этнические концепты.

Key words: historiography, eurasianism, ethnic concepts.

После распада СССР интерес к евразийству, бывшему прежде запретной темой, пережил бурный рост. Центр исследований сместился из Европы и США в Россию. С 1990 г. началась републикация отдельных статей классиков евразийства. С 1992 г. выходят антологии сочинений евразийцев, в которые включаются и исследовательские статьи. Начиная с 1992 г., когда в Москве состоялся первый круглый стол «Евразийство и современность», проводятся круглые столы, конференции и семинары, посвящённые евразийству, его истории и перспективам в современной России. Чаще всего они проходили в Москве, Башкирии и Барнауле. За последние 20 лет по евразийской тематике вышло работ больше, чем за все предыдущее время. Каждый год выходит большое количество статей, проанализировать все не представляется возможным. Значительно расширился и спектр исследований - если раньше изучались политические взгляды (оппоненты евразийства в эмиграции) или биография членов движения (европейские исследователи), то теперь охваченными оказываются и другие аспекты дискурса.

В российском научном сообществе, ориентированном на евразийство, образовалось несколько основных региональных центров, самым крупным из которых стал московский. Основными концепциями евразийцев являются геополитические, исторические и философские (творчество М.Г. Вандалков-ской, В.Я. Пащенко, С.С. Хоужий, А.Г. Дугина и др.).

К концу 1990-х гг. в изучении евразийства сформировался поволжский центр (Р.Р. Вахитов, М.Б. Ямалов, Р.Б. Тагиров, Р.Ф. Гатауллин, Э. и Р. Шари-повы), тематику которого определили взаимоотношения между славянскими и тюркскими этносами в масштабах Евразии и евразийская философия.

Уральский центр (К.И. Зубков, С.С. Беляков, И.В. Побережников) занимается анализом отдельных евразийских концептов и их влиянием на развитие отечественной гуманитарной мысли. Томский центр (А.Н. Полухин, Н.В. Ануфриева) занимается исследованиями историографических проблем. Исследователи г. Новосибирска и г. Барнаула (Ю.В. Попков, А.В. Иванов,

Е.В. Романова) рассматривают философскую составляющую евразийства, пытаясь применить его доктрину к современной России. С 2004 г. по 2010 г. в Барнауле прошло пять всероссийских конференций, посвящённых евразийству.

Можно выделить несколько тематических блоков: биографические работы об участниках евразийского движения; исследования, вписывающие евразийство в научный, культурный, политический контекст; анализ отдельных аспектов евразийского дискурса. Отдельное место занимают обобщающие историографические работы. Стоит выделить статью А.В. Антощенко «Споры о евразийстве» [3], охватывающую исследования евразийства от 1920-х гг. до второй половины 1990-х гг. Отмечается неоднозначность оценок, объясняемая политическими пристрастиями авторов. Традиционно историографические обзоры присутствуют в диссертационных исследованиях, однако, как правило, они достаточно фрагментарны. Достаточно широко изучена историография евразийства в эмиграции и за рубежом. Неохваченными остаются работы, вышедшие в последнее десятилетие, что объясняется их огромным количеством.

К настоящему времени достаточно хорошо изучены взгляды отдельных представителей евразийского движения, контакты между евразийцами. Этой тематике посвящены работы Н.Н. Болховитинова [6], А.В. Соболева [50, 52], С.С. Хоружего [58, 59], С.С. Аверинцева [1], А.Г. Дугина [13, 14], С.Б. Лаврова [25], О.Б. Кравцовой [22], М. Ларюэль [27]. Основным объектом изучения в таких случаях становились исторические, политические и философские взгляды евразийцев. Этнографическим взглядам практически не уделялось внимания, что можно объяснить отсутствием среди евразийцев профессиональных этнологов, а среди их сочинений - специально этнологических.

Биографические исследования посвящены в основном представителям «старшего евразийства» - Н.С. Трубецкому, П.Н. Савицкому, Г.В. Вернадскому, Л.П. Карсавину, а также «последнему евразийцу» - Л.Н. Гумилеву. Практически не изучены биографии «младших евразийцев», среди них были те, кто внёс существенный вклад в развитие этнологической проблематики: К.А. Чхеидзе, Н.П. Толль, Н.А. Клепинин, В.П. Никитин и другие.

Опубликовано достаточное количество работ, рассматривающих евразийство в целом, в которых выводится некий идеальный тип [3, 18, 26, 39, 53]. Такой подход в настоящее время признан неудачным, поскольку при нем не анализируются различия во взглядах членов движения, что приводит к неизбежному упрощению. Следует отметить тенденцию последних лет: от исследования евразийства как отдельного феномена переходят к изучению его в широком научном, публицистическом и политическом контексте.

Первой такой работой стал сборник статей немецкого исследователя Л. Люкса «Россия между Западом и Востоком» [29]. Автор рассматривает евразийство в контексте развития российской интеллигенции, ищущей ответ на вопрос о судьбе России. Евразийство оценивается как идеология, вписывающаяся в понятие «консервативная революция». Основной упор сделан на идеологических конструктах евразийства, остальные аспекты рассматриваются только тогда, когда имеют к ним отношение. Поэтому этническая проблематика евразийства практически не рассматривалась. Тоже можно сказать о работах М.В. Квакина и О.А. Кудинова [20, 23], которые вписывают евразийство в развитие политической и правовой мысли русской эмиграции.

В монографии французского лингвиста П. Серио [49] евразийство рассматривается как течение, стоящее у истоков структурализма, не только лингвистического, но и этнографического (в том числе взглядов французского этнографа К. Леви-Строса). Констатируется, что евразийцами были предложены варианты структурного анализа, отличавшиеся от взглядов швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра. Вопреки сложившемуся в Европе представлению о непрерывной эволюции структурализма от Ф. де Соссюра до К. Леви-Строса указывается на значимость вклада евразийцев. Евразийская

концепция рассматривается как источник для становления принципиально нового подхода к структуре. Автор отказывает в праве на существование «русской науке», считая евразийский структурализм частью европейской научной мысли.

В работе Э.Р. Кутыевой [24] евразийство рассматривается в широком культурном контексте. Автором подробно разбираются теоретические основы евразийства, особенно культурологические, историософские и идеологические. Выделяется методология евразийства, в основе которой лежат географические и исторические концепты. Автор анализирует критику евразийства от 1920-х гг. до настоящего времени, выделяя причины различий во взглядах авторов.

Интересный взгляд представлен в диссертации Хэ Фан [60], где проводятся параллели между мировоззрением евразийцев и русской литературой начала XX в. Указывается, что течение панмонголизма в литературе оказало влияние на взгляды евразийцев. «Скифское» осмысление истории России в художественных произведениях предшествовало евразийской историософии.

В диссертации А.В. Поповой [42] евразийство рассматривается как закономерное явление русской философской мысли. Отмечая значительные влияния немецкой философии на русскую, автор вписывает евразийство в мировоззренческий контекст России.

В коллективной монографии «Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация» [15] отдельное внимание уделено «евразийским мотивам» в русской культуре. В качестве идейных предшественников евразийцев названы польские и украинские сарматисты, Н.М. Карамзин, А.А. Бестужев-Марлинский, литературные, политические и научные деятели XIX - начала XX вв. Делается вывод о закономерности евразийского стиля мышления в России.

Все перечисленные авторы исследовали евразийство по большей части как общественное или интеллектуальное движение, его связи с дореволюционной наукой (в том числе и этнографической) не выделялись. Слабо изучены научные основания евразийства, его истоки в естественных и гуманитарных науках. Евразийство рассматривается как развитие славянофильской школы в философии, отмечаются отдельные связи представителей движения с различными политическими, общественными и научными деятелями: К.Н. Леонтьевым, Н.Я. Данилевским, В.И. Ламанским.

Третью группу составляют работы, посвящённые отдельным аспектам евразийской концепции. Философский компонент получил освещение в работах Г.В. Ждановой [16, 17], В.Я. Пащенко [40], А.В. Соболева [51].

Авторы отмечают в евразийстве культуроцентризм, отказ от эволюционизма, принцип циклизма, упор на качественную несоизмеримость различных культур. Основу мировоззрения евразийцев составляет антиуниверсализм и, как следствие, принимается теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского с поправками К.Н. Леонтьева. Эти взгляды органично увязываются с идеей бытия (состояния и деятельности) симфонической (соборной) личности, соборного субъекта [40, с. 318]. Подчёркивается, что евразийцы были сторонниками особого пути России, отличного как от европейского, так и от азиатского. Отмечается значительная роль православия в культурологических и философских построениях евразийцев.

В этих исследованиях отмечена важность для евразийцев национальных проблем прошлой и современной России. Выделяется несколько уровней этнической проблематики - контакты между цивилизациями (суперэтнические) и взаимодействие отдельных народов внутри Евразийской цивилизации (межэтнические). Исследователи отмечают важность для евразийцев религиозного фактора в становлении этноидентичности.

Историческим взглядам евразийцев посвящены работы М.Г. Вандал-ковской [8, 9, 10], А.В. Антощенко [2], В.М. Хачатурян [57] и других. В качестве недостатков исторической концепции евразийцев М.Г. Вандалковской

называются: разрыв с традициями русской исторической науки; предвзятое рассмотрение некоторых моментов русской истории; игнорирование несозвучных их взглядам фактов; невнимание к достижениям европейской науки. В то же время, такие концепты, как самобытность развития цивилизаций, влияние геополитики на историю, влияние Востока на Россию оцениваются как сохраняющие своё значение до сих пор.

Попыткой вписать взгляды евразийцев в общий ход развития исторической мысли стала работа А.В. Антощенко, который рассматривает идеи Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого и Г.В. Вернадского в сравнении с взглядами представителей Парижского богословского института. Отмечается значительное различие во взглядах между отдельными представителями евразийцев. Именно А.В. Антощенко было предложено перестать изучать евразийство на уровне идеального типа и перейти к изучению взглядов отдельных представителей движения.

В.М. Хачатурян обращает внимание на историко-философский аспект евразийства. Ею выделяется циклический закон развития культур, использовавшийся евразийцами [57, с. 47]. Исследовательские методы евразийцев признаются весьма перспективными для анализа развития культур и цивилизаций.

В исследовании Н.В. Ануфриевой [4] евразийская историческая концепция вписана в контекст развития исторической мысли эмиграции. Анализируется оригинальная концепция взаимодействия Руси и монголов, выдвинутая евразийцами, а также дискуссия вокруг неё. Указывается, что тема монгольского нашествия на Русь стала одной из центральных в исторических исследованиях эмиграции.

Во всех исследованиях особо отмечается отношение к монгольскому периоду в истории Руси, роли монгольского и татарского элементов в складывании русского этноса.

С 1992 г. выходят работы, посвящённые политической и геополитической проблематике в евразийском дискурсе. Можно назвать исследования А.В. Самохина [46], Л. Люкса [28], Л.И. Новиковой и И.Н. Сиземской [38], Ч.Г. Сангаджиева [47], В.Л. Цымбурского [61]. Работы В.Ю. Быстрюкова, А.М. Матвеевой и А.Н. Полухина, посвящёные создателю основных геополитических концептов евразийства - П.Н. Савицкому [7, 30, 31, 34, 35, 41].

Политическая программа евразийцев предполагала создание идеального государства с истинным народоправством (демотией), основанным на власти евразийской идеи (идеократия) и управляемым небольшой группой людей, преданных идее (правящий отбор). В зависимости от предпочтений исследователей такое государство оценивалось как оптимальное для России или же категорически отвергалось.

Этногеографическая проблематика евразийского дискурса исследователями практически не освещалась. В понятие «месторазвитие» вкладывалась, как правило, только географическая составляющая, что делало его близким по смыслу понятиям «культурный ландшафт» и «вмещающий ландшафт».

Регулярно выходят работы, посвящённые другим аспектам евразийства - лингвистике [36], экономике [33], практической работе в эмиграции [54], истокам евразийства [32, 56, 62].

Специальных исследований по этнической проблематике евразийского дискурса до настоящего времени практически не проводилось. Можно выделить работу Л.Н. Гумилева [11], посвящённую Н.С. Трубецкому, в которой автор, несмотря на критику, поддерживает его основные идеи, и признает их актуальность. С точки зрения Л.Н. Гумилева основой евразийской теории стало использование системного подхода к сфере этнической проблематики. Евразийство рассматривается как новое методологическое течение, основным положением которого является обоснование единства всех народов Евразии.

Исследование Е.В. Романовой [45] посвящено анализу этнокультурной концепции классического евразийства. Выделяются её основные положения: принципы цивилизационной теории Н.Я. Данилевского, А.Д. Тойнби, К.Н. Леонтьева, Л.И. Мечникова [44, с. 10], принцип соборности и принцип терпимости. С опорой на концепции евразийцев предлагается определение этноса: «сложноорганизованная, многоуровневая система, способная к самоорганизации и саморегуляции на основе обмена информации с окружающей природой и другими этнокультурными системами» [44, с. 10]. Е.В. Романова является одним из немногих исследователей, чьи работы прямо затрагивают отдельные аспекты этнологической концепции евразийства [43].

В качестве продолжателя идей евразийства рассматривают Л.Н. Гумилева. Его историческим и этнологическим концепциям посвящено много работ [5, 19, 37, 55]. Однако авторы подходят к их анализу в философском или культурологическом контексте. Имя Л.Н. Гумилева ставится в один ряд с именами А.Дж. Тойнби, О. Шпенглера и Н.Я. Данилевского. Речь идёт о превращении его теории этногенеза в разновидность культурологической. Л.Н. Гумилев оценивается как один из первых исследователей-гуманитариев, использовавший в своих исследованиях принципы синергетики.

Анализ работ этой группы позволяет говорить, что практически не существует специальных исследований по этнической проблематике в евразийском дискурсе, в том числе и посвящённых оценке концепции Л.Н. Гумилева как теории этноса. Несмотря на отсутствие признания в академической среде, взгляды Л.Н. Гумилева повлияли на многие положения современной этнологии; необходимо учитывать, что они опирались на этническую проблематику в евразийском дискурсе. Цельная этнологическая концепция евразийства до сих пор не представлена. Также не прослежены связи идей евразийцев с взглядами российских ученых конца XIX - начала ХХ в.

Особняком стоят работы, рассматривающие евразийство с точки зрения политической мифологии [21, 63, 64]. Основной упор в них сделан скорее не на анализ евразийской концепции, а на критику этнополитических концептов неоевразийцев и Л.Н. Гумилева. Основное обвинение евразийцев - националистический характер риторики, антисемитизм, утверждение о несовместимости различных культур. Органицистское представление евразийцев об этносе приравнивается к расизму. Стоит отметить публицистический тон этих статей и не всегда корректное обращение с фактами.

Подводя итог обзору, отметим широкий спектр оценок - от категорического неприятия, до признания евразийства наиболее актуальной в методологическом аспекте теории. На первой позиции стоят исследователи с либеральной политической ориентацией, настроенные прозападнически: от первых оппонентов евразийства П.Н. Милюкова и А.А. Кизеветтера до современных критиков В.А. Сендерова и А. Янова. Основной аргумент - Россия является западной страной, а потому любая идеология, отрицающая это, является попыткой оправдать собственную неполноценность. Придерживаться евразийства могут либо закостеневшие традиционалисты, либо сторонники нацизма и фашизма. Можно привести характерные цитаты: «эта философия проистекает из комплекса неполноценности, какой возникает у отдельных представителей обществ, отстающих в своём цивилизационном развитии от более передовых стран» [12], «помесь национально-религиозного прагматизма с агрессивным фундаментализмом» [48].

Вторую точку зрения разделяют современные последователи евразийства (неоевразийцы): А.Г. Дугин, А.С. Панарин, В.Я. Пащенко и другие. Их аргументация построена на представлении о самобытном пути России, который резко отличен от Запада, а евразийство является самым ярким из подлинно национальных учений. Использовать евразийские концепты - значит быть национально мыслящим человеком, способным беспристрастно анализировать ситуацию в современном мире. Общая позиция этих авторов может быть выражена таким образом: «Евразийцы сверстали нам полноценный, логиче-

ски совершенный, удивительно притягательный идеал, объёмное, многомерное открытое ко всестороннему развитию национальное мировоззрение, глубоко патриотическое по сути, но заключающее в себе заведомо действенное противоядие против вырождения до вульгарного шовинизма» [14, с. 24 - 25].

Общим для обеих точек зрения является вывод евразийства за пределы чистой науки, придание ему статуса философии, идеологии, политической теории или мировоззрения. Это делает невозможным беспристрастный анализ концепции, место которого занимает стремление очернить или оправдать евразийство. Исследователи, занимающие промежуточную позицию, также крайне редко рассматривают евразийство как научную школу, отличаясь от представителей крайних взглядов только умеренностью в оценках.

Можно констатировать наличие широкого спектра исследований евразийства с серьёзными расхождениями в оценках. Политические пристрастия авторов часто мешают подлинно-научному анализу. Несмотря на свою важность, этническая проблематика евразийства до сих пор не стала объектом специального исследования. Она должна рассматриваться в широком историческом контексте, с привлечением методов биографического и ситуационного анализа. Этнические концепты евразийства могут представлять не только историографический интерес, но и послужить основой для выработки новой методологической основы современной отечественной этнологии.

Литература

1. Аверинцев, С.С. Несколько мыслей о «евразийстве» Н.С. Трубецкого. Опыт беспристрастного взгляда [Текст] / С.С. Аверинцев // Новый мир. - 2003. -№ 2. - С. 137 - 149.

2. Антощенко, А.В. «Евразия» или «Святая Русь»? : Российские эмигранты в поисках самосознания на путях истории) [Текст] / А.В. Антощенко. - Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2003. - 392 с.

3. Антощенко, А.В. Споры о евразийстве [Электронный ресурс] / А.В. Антощенко. - Режим доступа : www.library.petsu.ru/activity/evrasia.shtml

4. Ануфриева, Н.В. Историческая мысль русского зарубежья 20 - 30-х гг. XX века о монгольском владычестве на Руси [Текст] : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.09 / Н.В. Ануфриева. - Сургут, 2008. - 200 с.

5. Ахраменко, Л.П. Биосферная концепция этногенеза Л.Н. Гумилева : философско-методологический аспект [Текст] : дис. . канд. филос. наук : 09.00.11 / Л.П. Ахраменко. - М., 1994. - 148 с.

6. Болховитинов, Н.Н. Русские ученые-эмигранты (Г.В. Вернадский, М.М. Карпович, М.Т. Флоринский) и становление русистики в США [Текст] / Н.Н. Болховитинов. - М. : РОССПЭН, 2005. - 142 с.

7. Быстрюков, В.Ю. В поисках Евразии. Общественно-политическая и научная деятельность П.Н. Савицкого в годы эмиграции (1920 - 1938 гг.) [Текст] /

B.Ю. Быстрюков. - Самара : Самарское книжное издательство, 2007. - 280 с.

8. Вандалковская, М.Г. Историческая наука российской эмиграции : «евразийский соблазн» [Текст] / М.Г. Вандалковская. - М. : Памятники исторической мысли, 1997. - 350 с.

9. Вандалковская, М.Г. Евразийцы и историческая наука [Текст] / М.Г. Ван-далковская // Проблемы источниковедения и историографии : материалы II Научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко / ред. С.П. Карпов. -М. : РОССПЭН, 2003. - С. 302 - 311.

10. Вандалковская, М.Г. Историческая мысль русской эмиграции. 20 - 30-е гг. XX в. [Текст] / М.Г. Вандалковская. - М. : б/и, 2009. - 432 с.

11. Гумилев, Л.Н. Заметки последнего евразийца (предисловие к сочинениям кн. Н.С. Трубецкого) [Текст] / Л.Н. Гумилев // Ритмы Евразии : эпохи и цивилизации. - СПб. : СЗКЭО, ООО «Издательский дом "Кристалл"», 2003. -

C. 31 - 67.

12. Дуванов, С. Евразийство - философия оправдания неполноценности [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.iicas.org/articles/ library/libr_ rusev_28_11_01.htm

13. Дугин, А.Г. Евразийский триумф [Текст] / А.Г. Дугин // Савицкий П.Н. Континент Евразия. - М. : Аграф, 1997. - С. 433 - 455.

14. Дугин, А.Г. Преодоление Запада (Эссе о Николае Сергеевиче Трубецком) [Текст] / А.Г. Дугин // Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. - М. : Аграф, 1999. - С. 5 - 25.

15. Евразийский мир : ценности, константы, самоорганизация [Текст] / под ред. Ю.В. Попкова. - Новосибирск : Нонпарель, 2010. - 449 с.

16. Жданова, Г.В. Философия культуры евразийства (методологические аспекты) [Текст] / Г.В. Жданова // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2004. - № 6. - С. 36 - 46.

17. Жданова, Г.В. Евразийство. История и современность [Текст] / Г.В. Жданова. - Калуга : ИД «Эйдос», 2004. - 118 с.

18. Иванов, А.В. Евразийство : ключевые идеи, ценности, политические приоритеты [Текст] / А.В. Иванов, Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев, М.Ю. Шишин. -Барнаул : Изд-во АГАУ, 2007. - 243 с.

19. Игошева, М.А. Культурологический статус концепции этногенеза Л.Н. Гумилева [Текст] : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / М.А. Игошева. - Ростов-на-Дону, 1998. - 163 с.

20. Квакин, М.В. Между красными и белыми. Русская интеллигенция 1920 -1930 годов в поисках Третьего пути [Текст] / М.В. Квакин. - М. : ЗАО Цен-трополиграф, 2006. - 413 с.

21. Кореняко, В.А. Этнонационализм, квазиисториография и академическая наука [Текст] / В.А. Кореняко // Реальность этнических мифов / под ред. А. Малашенко и М.Б. Олкотт ; Моск. Центр Карнеги. - М. : Гендальф, 2000. -С. 34 - 52.

22. Кравцова, О.Б. Научные и метафизические основания философии истории Л.П. Карсавина [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://humanities. edu.ru/db/msg/78977

23. Кудинов, О.А. Конституционные проекты Белого движения и конституционно-правовые теории российской белоэмиграции (1918 - 1940-е гг.), или За что их расстреливали и депортировали (для тех, кто хочет понять смысл права) [Текст] / О.А. Кудинов. - М. : Ось-89, 2006. - 224 с.

24. Кутыева, Э.Р. Евразийство как явление культуры XX века. Историография и методология исследования [Текст] : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Э.Р. Кутыева. - СПб., 2005. - 182 с.

25. Лавров, С.Б. Л.Н. Гумилев и евразийство: [Предисловие] [Текст] / С.Б. Лавров // Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии : Эпохи и цивилизации. - СПб. : СЗКЭО, ООО «Издательский дом "Кристалл"», 2003. - С. 5 - 18.

26. Ларюэль, М. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи [Текст] / М. Ларюэль. - М. : Наталис, 2004. - 287 с.

27. Ларюэль, М. Когда присваивается интеллектуальная собственность, или О противоположности Л.Н. Гумилева и П.Н. Савицкого [Текст] / М. Ларю-эль // Евразия. Люди и мифы : сб. статей из журнала «Вестник Евразии» / сост., отв. ред. А.С. Панарин. - М. : Наталис, 2003. - С 50 - 64.

28. Люкс, Л. Заметки о «революционно-традиционалистской» культурной модели «евразийцев» [Текст] / Л. Люкс // Вопросы философии. - 2003. - № 7. -С. 23 - 34.

29. Люкс, Л. Россия между Западом и Востоком : сб. статей [Текст] / Л. Люкс. -М. : Московский философский фонд, 1993. - 159 с.

30. Матвеева, А.М. Геополитика П.Н. Савицкого : между наукой и идеологией [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.portal-slovo.ru/his-tory/39897.php

31. Матвеева, А.М. Геополитическая концепция исторического развития России первой трети XX века П.Н. Савицкого [Текст] : дис. . канд. ист. наук : 07.00.02. - М., 2008. - 290 с.

32. Матвеева, А.М. К вопросу о самобытности евразийской концепции [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.portal-slovo.ru/history/40018. php

33. Матвеева, А.М. П.Н. Савицкий об аграрном вопросе в России : от Столыпина к Сталину [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.portal-slovo. ru/history/39057. php

34. Матвеева, А.М. «Периодическая система» ритмов новейшей отечественной истории в геополитической концепции П.Н. Савицкого [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.portal-slovo.ru/history/39410.php

35. Матвеева, А.М. Россия-Евразия : Геополитика возрождения в условиях Гражданской войны (Из научного наследия П.Н. Савицкого) [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.portal-slovo.ru/history/39740.php

36. Мельников, Г.П. Где центр глубинной евразийской культуры? (идеи евразийства в свете достижений системной типологии языков) [Текст] / Г.П. Мельников // Журнал благотворительного фонда «Дельфис». - 2001. -№ 1. - С. 77 - 81.

37. Некрасов, Ю.Ю. Математическая модель для изучения процессов начального этапа этногенеза [Текст] : дис. ... канд. физ-мат. наук : 05.13.18 / Ю.Ю. Некрасов. - Барнаул, 2005. - 87 с.

38. Новикова, Л.И. Политическая программа евразийцев: реальность или утопия? [Текст] / Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская // Общественные науки и современность. - 1992. - № 1. - С. 104 - 109.

39. Орлова, И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива [Текст] / И.Б. Орлова. - М. : Изд-во НОРМА, 1998. -280 с.

40. Пащенко, В.Я. Социальная философия евразийства [Текст] / В.Я. Пащенко. - М. : Альфа-М, 2003. - 368 с.

41. Полухин, А.Н. Историческая концепция П.Н. Савицкого : теоретико-методологический аспект [Текст] : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.09 / А.Н. Полухин. -Томск, 2007. - 237 с.

42. Попова, А.В. Евразийство в контексте германофильских традиций отечественной мысли (социально-философский аспект) [Текст] : дис. ... канд. фи-лос. наук : 09.00.11 / А.В. Попова. - Омск, 2006. - 164 с.

43. Романова, Е.В. Особенности этнополитического учения основоположников евразийства [Текст] / Е.В. Романова // Известия Алтайского государственного университета. - 2008. - № 4 - 1 (60). - С. 187 - 190.

44. Романова, Е.В. Этнокультурная концепция основоположников евразийства [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / Е.В. Романова. - Барнаул, 2007. - 20 с.

45. Романова, Е.В. Этнокультурная концепция основоположников евразийства [Текст] : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / Е.В. Романова. - Барнаул, 2007. - 175 с.

46. Самохин, А.В. Евразийство как идейно-политическое течение в России XX века [Текст] : дис. ... канд. ист. наук : 23.00.01 / А.В. Самохин. - М., 2004. -229 с.

47. Сангаджиев, Ч.Г. Проблема целостности России в воззрениях эмигрантов-евразийцев (1921 - 1938 гг.) [Текст] : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02, 07.00.09 / Ч.Г. Сангаджиев. - Элиста, 2009. - 225 с.

48. Сендеров, В.А. Фантомы языка и политика. Идея евразийства [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.iicas.org/libr_rus/evraz/ 04_03_ИЬг_ rusev.htm

49. Серио, П. Структура и целостность : Об интеллектуальных истоках структурализма в Центральной и Восточной Европе. 1920 - 30-е гг. [Текст] / П. Серио. - М. : Языки славянской культуры, 2001. - 360 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50. Соболев, А.В. Князь Н.С. Трубецкой и евразийство [Текст] / А.В. Соболев // О русской философии. - СПб. : Издательский дом «Мiръ», 2008. - С. 163 - 184.

51. Соболев, А.В. О евразийстве как культуроцентрическом мировоззрении [Текст] / А.В. Соболев // О русской философии. - СПб. : Издательский дом <^ръ», 2008. - С. 198 - 219.

52. Соболев, А.В. Своя своих не познаша. Евразийство : Л.П. Карсавин и другие [Текст] / А.В. Соболев // О русской философии. - СПб. : Издательский дом «^ръ», 2008. - С. 185 - 197.

53. Соколов, С.М. Философия русского зарубежья : евразийство [Текст] / С.М. Соколов. - Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2003. - 134 с.

54. Степанов, Н.Ю. Попытки практической работы евразийцев в Европе, как политической организации в 1920 - 1930-х годах [Электронный ресурс] -Режим доступа : http://gumilevica.kulichki.net/GW/gw312.htm

55. Фрумкин, К.Г. Пассионарность : приключения одной идеи [Текст] / К.Г. Фрумкин. - М. : Изд-во ЛКИ, 2008. - 224 с.

56. Хачатурян, В.М. Истоки и рождение евразийской идеи [Текст] / В.М. Хачатурян // Искусство и цивилизационная идентичность / отв. ред. Н.А. Хренов. -М. : Наука, 2007. - С. 289 - 301.

57. Хачатурян, В.М. Историософия евразийства [Текст] / В.М. Хачатурян // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. - М. : Институт всемирной истории РАН, 1992. - С. 44 - 50.

58. Хоружий, С.С. Россия, Евразия и отец Георгий Флоровский [Текст] / С.С. Хо-ружий // Начала. - 1991. - № 3. - С. 22 - 30.

59. Хоружий, С.С. Карсавин, евразийство и ВКП [Текст] / С.С. Хоружий // Вопросы философии. - 1992. - № 2. - С. 78 - 84.

60. Хэ Фан Евразийство и русская литература 1920 - 1930-х годов XX века [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Хэ Фан. - М., 2004. - 154 с.

61. Цымбурский, В.Л. Две Евразии : омонимия как ключ к идеологии раннего евразийства [Текст] / В.Л. Цымбурский // Евразия. Люди и мифы : сб. статей из журнала «Вестник Евразии» / сост., отв. ред. А.С. Панарин. - М. : Ната-лис, 2003. - С. 22 - 49.

62. Шиловский, М.В. Сибирские корни евразийства [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://zaimka.ru/science/shilivski12.shtml

63. Шнирельман, В.А. Евразийцы и евреи [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://scepsis.ru/library/id_952.html

64. Шнирельман, В.А. Лев Гумилев : от «пассионарного напряжения» до «несовместимости культур» [Текст] / В.А. Шнирельман // Политическая концеп-тология : журнал метадисциплинарных исследований. - Ростов-на-Дону. -2009. - № 3. - С. 205 - 222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.