Примечания
1. Луппов, П. Н. К вопросу о происхождении «Повести о стране Вятской» [Текст] / П. Н. Луппов // Записки Удмуртского НИИЯЛФ. Вып. XII. Ижевск, 1949. С. 79.
2. Столетие Вятской губернии [Текст] : Т. II. Вятка. 1881. С. 739-818.
3. Кошелева, Е. А. Александр Андреевич Спи-цын - исследователь Вятских древностей [Текст] / Е. А. Кошелева // Европейский Север в культурно-историческом процессе. Киров, 1999. С. 109.
4. Вятские губернские ведомости. 1881. № 83-87.
5. Верещагин, А. С. Заселена ли была Вятка новгородскими выходцами в XII веке? [Текст] / А. С. Верещагин // Календарь Вятской губернии на 1888 год. Вятка, 1887. С. 155-198.
6. Луппов, П. Н. История города Вятки [Текст] / П. Н. Луппов. Киров, 1958. С. 40.
7. Макаров, Л. Д. О хронологии древностей Хлыновского кремля [Текст] / Л. Д. Макаров // Педагогические ведомости. 1992. № 32.
8. Захаров, С. Д. Раскопы Л. П. Гуссаковского в Хлыновском кремле [Текст] / С. Д. Захаров // Европейский Север в культурно-историческом процессе. Киров, 1999. С. 41.
9. Макаров, Л. Д. История археологического изучения города Вятки/Хлынова [Текст] / Л. Д. Макаров // Европейский Север в культурно-историческом процессе. Киров, 1999.
10. Захаров, С. Д. Указ. соч.
11. Низов, В. В. Хлынов: рождение города [Текст] / В. В. Низов // Европейский Север в культурно-историческом процессе. Киров, 1999.
12. Обзоры большинства губерний хранятся неизданными в его архиве.
13. Архив ИИМК. Ф. 5. Д. 84. Л. 1-5. Подробнее см.: Кошелева, Е. А. Указ. соч. С. 115.
14. Северная часть Вятской губернии в древности принадлежала к числу поморских земель (Тотьма, Устюг, Соль-Вычегодская Пермь), южная - к числу понизовых, волжских; прим. А. А. Спицына.
15. Так в тексте.
16. Древние акты, 132. Здесь и далее прим. А. А. Спицына.
17. «А в съезжей, государь, избе», - писали они в Новгородский приказ, - «бывает твоя государева денежная казна в сборе, и которая, государь, поруха учиниться в твоей государевой денежной казне, и наряду, и зелейной казне и тюрьмам, и нам бы холопам твоим в том от тебя, государя, в опале не быть». Сведения о постройке в 1632-1634 гг. города нами извлечены из брошюры г. Токмакова, сборник материалов истории Вятской губ. 1883 г. Вып. 1. С. 5-9.
18. Древние акты, 180.
19. Вид г. Хлынова этого времени сохранился на иконе пр. Трифона.
20. Юферевский Временник под 1682 г., но его нельзя считать вполне точным.
21. Вновь выстроенный город каким-то образом спасся от угрожавшей ему той же участи.
П. В. Поздееб
МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ГОРОДА ВЯТКИ в 1917-1927 гг.
В статье на основе архивных и опубликованных источников рассматривается становление и развитие советской системы местного управления и городского хозяйства в 1917-1927 гг.
В статье рассмотрено развитие местного управления и хозяйства города Вятки с 1917 по 1927 г. В этот период происходила смена нескольких моделей структуры городских органов. Представляется целесообразным показать взаимосвязь между развитием системы органов местного управления и состоянием коммунального хозяйства города. На современном этапе предусматриваются несколько моделей структуры муниципальных органов. Проблема восстановления и развития городского хозяйства актуальна и в наше время. Поэтому так важно осмыслить опыт прошлого, что, вполне вероятно, поможет найти оптимальную модель для современности.
Известно, что первое заседание Вятского горсовета состоялось 14 марта 1917 г., а в декабре 1917 г. власть в городе окончательно перешла в руки совета и комитета партии большевиков [1]. Некоторое время горсовет сосуществовал с городской управой, занимавшейся решением текущих вопросов управления городским хозяйством. Такое же положение существовало и в других российских городах. Как отмечала Т. П. Коржи-хина, «пока Советы на местах не создали своего аппарата управления хозяйством, городские думы и земские управы продолжали работать, тем более, что они считали себя демократическим институтом и пользовались поддержкой части населения, особенно его мелкобуржуазных слоев» [2]. Основными функциями горсовета и его президиума были установление рабочего контроля на предприятиях города, национализация, конфискация имущества и его распределение [3]. В начале марта 1918 г. вятский горсовет вступил в острый конфликт с губернским исполнительным комитетом. Это долго мешало нормальной деятельности совета [4].
К середине 1918 г. структура местного самоуправления в Вятке была следующей: лица, обладающие избирательным правом, избирали горсовет, горсовет избирал исполнительный комитет, а из состава исполнительного комитета был выделен президиум для ведения повседневной
ПОЗДЕЕВ Павел Вячеславович - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры ГМУ ВятГГУ
© Поздеев П. В., 2008
работы. Исполком совета в июле 1918 г. состоял из 16 отделов, в числе которых были экономический и хозяйственный, а также коллегия городского самоуправления. Такое устройство местных органов государственной власти не было унифицированным, единообразным для всей территории России. По словам А. И. Лепешкина, «были Советы, где не было исполкомов, но существовали президиумы Советов. В некоторых Советах были либо исполкомы с многочисленными отделами и президиумы, ведавшие вопросами оперативного характера, либо - бюро исполкома и т. д. Одни исполкомы имели многочисленные отделы, другие - комиссариаты, третьи - секции. Количество отделов в одних и тех же Советах было весьма различно. Несогласованность и параллелизм в работе были обычным явлением» [5].
Функции управления коммунальным хозяйством возлагались преимущественно на коллегию городского самоуправления, включавшую 12 подотделов. Коллегия вела дела по аренде городских участков и лавок, собирала сведения о ценах, занималась благоустройством, эксплуатировала городские земли [6]. Следует отметить, что функции отделов коллегии не были достаточно четко определены. «При таких условиях, при полном отсутствии интеллигентных сил, не могло быть и речи о нормальной творческой работе в области хозяйственно-экономической», - отмечалось в отчете горисполкома [7]. Кроме того, отделам горисполкома постоянно не хватало средств.
В 1918 г. была сделана попытка улучшить структуру исполкома, уточнить функции отделов, устранить дублирование с отделами губернского исполкома [8]. Для управления предприятиями города горсоветом был создан вятский районный совет народного хозяйства. Однако в конце 1918 г. этот орган был соединен с губернским советом народного хозяйства. В октябре 1918 г. состоялись перевыборы Вятского горсовета. Большинство мест было у представителей большевиков, хотя в совете присутствовали и два «народника-коммуниста» [9].
Основным направлением деятельности совета, согласно Декрету ВЦИК от 20 августа 1918 г. «Об отмене частной собственности на недвижимость в городах», была муниципализация домовладений. За год было муниципализировано почти 200 домов, но из-за недостатка средств на их содержание часть домов пришлось вернуть прежним владельцам. На городское благоустройство было израсходовано 140 402 р. [10]
В конце 1918 г. по приказу НКВД РСФСР коллегия городского самоуправления была переименована в городскую коммуну. Число ее отделов было сокращено. В состав горкоммуны входило шесть отделов [11].
В 1919 г., также по инициативе НКВД, был создан отдел местного хозяйства (ОМХ) при Вятском горисполкоме. В декабре 1919 г. на заседании коллегии отдела был избран президиум из 3 человек для оперативного управления городским хозяйством. Отдел местного хозяйства состоял из жилищного отдела, отдела советских предприятий, земельного, транспортно-заготови-тельного, отдела коммунальных агентов и похоронного отдела. Коллегия ОМХ, состоящая из заведующих подотделами, должна была собираться не менее 2 раз в неделю. Заведующие подотделами имели право «входить с докладами» в исполком и пленум горсовета, но с согласия президиума. Положение об ОМХ более детально определило функции подотделов и более мелких структурных единиц [12].
Коммунальное хозяйство города, несмотря на усилия нового руководства, продолжало разрушаться. За 1919 г. расходы города по смете составили 45 461 502 р., а доходы - 42 313 412 р. Таким образом, дефицит составил 3 148 090 р. Из центра Вятке смогли выделить субсидию в размере 1 838 224 р. Большинство коммунальных предприятий были убыточны, только водопровод давал небольшую прибыль, и «похоронный отдел успешно справлялся со своими обязанностями». Типографии города Вятки содержались на свои средства и принесли в 1919 г. 237 653 р. прибыли [13]. На городское благоустройство в 1919 г. было ассигновано 1 262 944 р. [14] В 1919 г. было муниципализировано 197 домовладений [15]. С сентября 1919 по апрель 1920 г. действовал специальный стол муниципализации, который обследовал и муниципализировал домовладения.
В то время управление городским хозяйством проводилось в сметном порядке. По смете на 1920 г. расходы планировались в размере 109 830 917 р., а доходы - 78 397 021 р. Предполагалось, что дефицит в сумме 31 433 896 р. будет покрыт субвенцией из Москвы. Кроме указанных в смете доходных статей в Вятке собирались несколько мелких налогов и сборов [16].
В 1920 г. СНК РСФСР издал декрет о коммунальных отделах исполкомов местных советов, в котором были урегулированы некоторые вопросы их деятельности [17]. Приоритетами в деятельности ОМХ на 1920 г. были определены: земельное дело, ремонт муниципальных зданий и благоустройство. Земельное дело было особенно важным в условиях постоянного недостатка продовольствия в городе. До революции в распоряжении города находилось 1771, 80 десятин [18]. В 1920 г. в городском ведении находилось 1559 десятин земли (в 1918 - 543, в 1919 - 688 десятин). Как правило, земли использовались жителями города для огородничества [19]. В 1920 г.
продолжилась работа по муниципализации. За год было муниципализировано 237 домовладений. Велось обследование квартир и выработка оплаты за муниципальные квартиры. Тем не менее жилищный кризис продолжал обостряться.
В том же году во многих государственных учреждениях шла кампания по замене коллегиального управления на единоначалие. Этот процесс проходил и в аппарате Вятского горсовета [20]. Уже в начале 1921 г. структура исполкома горсовета приобрела следующий вид: 1) отдел управления городом, 2) отдел снабжения, 3) отдел благоустройства, 4) квартирный отдел, 5) финансовый отдел, 6) городское статистическое бюро, 7) горздравотдел, 8) отдел предприятий (9 предприятий), 9) земельный отдел. Таким образом, функции управления городским хозяйством были рассредоточены между многими отделами, возглавлявшимися заведующими - единоначальниками [21].
После окончания Гражданской войны начался этап восстановления народного хозяйства. В восстановлении нуждалось и городское хозяйство Вятки. Главную роль в этом деле должен был играть Вятский горсовет, обладавший большими полномочиями. Горсовет VI созыва (на 20 января 1921 г.) состоял из 300 членов. В его составе было 122 рабочих, 93 служащих, 5 земледельцев, 2 «лица свободных профессий» и 78 красноармейцев. В составе совета было 161 членов РКП(б) (53,6%) [22]. В среднем по российским горсоветам в 1920 г. члены РКП(б) составляли 73,5% [23]. По постановлению пленума горсовета от 29 октября 1921 г. все члены совета должны были входить в состав какой-либо секции. Вначале горсовет образовал 4 секции, затем были организованы секции: 1) предприятий, 2) квартирная, 3) благоустройства, 4) здравоохранения, 5) финансовая, 6) народного образования, 7) секция при отделе управления городом, 8) продовольственная секция. Во главе каждой секции стоял президиум из трех человек. Председателем секции по должности являлся заведующий отделом горисполкома. Вхождение в ту или иную секцию было для члена совета делом добровольным, но президиум горсовета имел право изменять состав секций при необходимости. Секции горсовета были наделены, главным образом, контрольными функциями. Решения секций должны были поступать на утверждение в президиум горсовета, но в экстренных случаях секции могли проводить свои решения через соответствующие отделы, не дожидаясь утверждения. Президиум и исполком горсовета координировали деятельность секций, утверждали планы их работы. Секции должны были использовать аппарат отделов горисполкома. «Ближайшей задачей каждой секции» стало ознакомле-
ние с работой соответствующего отдела [24]. Таким образом, неопределенность функций и полномочий секций, сложность их взаимоотношений с горисполкомом и президиумом, а также непостоянный состав и слабая подготовленность членов совета к своей деятельности делали работу секций малоэффективной.
Оживление хозяйственной и торговой деятельности в 1921 г. потребовало оптимизации системы местных налогов и сборов. По декрету СНК от 22 августа 1921 г. губисполкомы должны были представить на утверждение НКФ, по согласованию с НКВД, перечень, ставки, правила взимания местных налогов. Финансовый отдел Вятского губисполкома предложил горсовету установить следующий перечень городских налогов и сборов: 1) сбор со скота, 2) сбор с извозного промысла, 3) сбор с провозимых грузов, 4) сбор за визирование документов проезжающих лиц, 5) сбор за остановку на улицах и площадях возов с сельхозпродуктами, 6) платежи за пригоняемый на рынки скот, 7) сбор за санитарный осмотр привозимого мяса, 8) сбор за употребление общественных мер и весов. Постановлением горисполкома от 27 августа 1921 г. были введены еще четыре мелких сбора [25].
В 1921 г. была предпринята попытка создать систему управления экономикой через вертикаль экономических совещаний, подчинявшихся Совету Труда и Обороны при СНК РСФСР. Вятское губернское экономическое совещание было создано в январе 1921 г., а в сентябре оно рассмотрело вопрос о создании городского экономического совещания (ГорЭКОСО). На заседании 7 сентября 1921 г. был утвержден состав ГорЭКОСО: председателем стал председатель горисполкома, членами совещания - заведующие отделами горисполкома, а также представитель РКИ. С правом совещательного голоса в ГорЭКОСО вошел представитель городского статистического бюро [26]. Президиум губисполкома 13 сентября 1921 г. утвердил состав ГорЭКОСО [27].
Городское экономическое совещание занималось, главным образом, распределением материальных ресурсов между городскими предприятиями и учреждениями, решало мелкие вопросы и индивидуальные просьбы. Для «объединения работы отделов» горисполкома ГорЭКОСО 14 декабря 1921 г. создало Техническое бюро, возложив на него составление планов, смет, проектов, наблюдение за работой предприятий [28]. Деятельность ГорЭКОСО дублировала работу горисполкома и вскоре прекратилась, а в 1924 г. все экономические совещания, кроме республиканских, были упразднены.
В 1922 г., 26 января, ВЦИК РСФСР утвердил положение о Советах губернских, уездных и заштатных городов [29]. Осенью 1922 г. состоялись
перевыборы Вятского горсовета. Горсовет IX созыва состоял из 141 члена, членов РКП(б) было 116 человек. Социальный состав горсовета был следующим: рабочих - 59, служащих - 71, красноармейцев - 3, прочих - 8. Среднее и высшее образование имели 54 человека, начальное - 83, домашнее - 4. С 9 сентября 1922 г. работало пять секций горсовета, в том числе по коммунальному хозяйству. В России к концу 1922 г. секции имелись лишь в 104 из 227 городских советов [30]. Согласно постановлению от 9 сентября 1922 г. президиумом горсовета являлся президиум губ-исполкома. Функции отделов горисполкома были возложены на соответствующие отделы губис-полкома, в которых выделялись городские части. Таким же было положение в большинстве губернских и уездных городов РСФСР. По словам А. А. Нелидова, «горсоветам было предоставлено право контроля деятельности губисполкома в области городской работы» [31], но действительными хозяевами в городах оказывались губис-полкомы. С 1 апреля 1922 г. функции городского коммунального отдела исполнял губернский коммунальный отдел. Структура ГКО была в то время такой: во главе отдела находился заведующий, ему подчинялись семь подотделов: управление делами, жилищный, земельный, технико-строительный, пожарный, финансовый и материально-хозяйственный [32].
В 1922 г. в коммунальном хозяйстве наметились позитивные сдвиги: город начали очищать от мусора, восстанавливали освещение и тротуары [33]. Были восстановлены некоторые промышленные предприятия города [34]. Однако по-прежнему острым оставался жилищный вопрос.
В 1922-1923 финансовом году расходы губернского бюджета на коммунальное хозяйство Вятки составляли 9,5% всей расходной части бюджета. В 1922-1923 финансовом году общие доходы ГКО достигли 12 млн р. Основными доходными источниками для ГКО были: доходы с земель (30,9%); доходы с торговых помещений (33,2%); с жилых помещений (5,8%); с водопровода (13,8%). Расходы ГКО превысили 8 млн р. и основными направлениями расходов были: содержание органов коммунального хозяйства (24,6%); содержание дорог и дорожных сооружений (21,4%); водопровод (19,4%); пожарная охрана (19,2%) [35].
Ощутимые результаты в деле восстановления хозяйства были достигнуты в 1923 г. Первостепенное значение имело решение жилищной проблемы. Численность населения города Вятки в 1923 г. составила 53 059 человек (в 1920-м -40 810 человек) [36]. Количество квартир в Вятке составляло 7 744; средняя площадь одной квартиры - 37,8 кв. м; средняя площадь одной комнаты - 15,2 кв. м. В 1923 г. на одного жителя
Вятки в среднем приходилось 5,9 кв. м жилья [37]. Выяснилось, что только 52% муниципализированных домов используются как жилые помещения, а в других расположены различные учреждения. В результате принятых мер удалось переделать в жилые помещения ряд зданий. За строительный сезон 1923 г. был произведен ремонт 110 домов и 5 домов было восстановлено [38]. Были созданы два жилищных кооператива. Однако жилищный вопрос по-прежнему оставался одним из самых острых. С 1922 г. началась сдача домовладений в аренду. Из 268 домовладений были сданы в аренду государственным учреждениям 118, партийным организациям - 5, профсоюзам -25, кооперативам - 9, артелям и акционерным обществам - 5, коллективам жильцов - 70, частным лицам - 30 [39].
Руководство всеми коммунальными предприятиями города Вятки с 1 октября 1923 г. было сосредоточено в подотделе коммунальных предприятий губкоммунотдела. Это позволило централизовать техническое управление, материальный и финансовый учет. Подотдел ведал предприятиями города [40].
Вятский горсовет Х созыва, избранный осенью 1923 г., состоял из 133 членов. Из них 122 были членами РКП(б). Социальный состав совета был следующим: рабочих - 62 человека (46,75%), служащих - 45 (35,5%), школьных работников - 12 (9%), крестьян - 7 (5,25%), партийных работников - 6 (4,5%) [41]. Городской совет 1 ноября 1923 г. образовал несколько секций. Однако вскоре выяснилось, что члены совета слабо участвуют в их работе. Так, к 29 ноября 1923 г. в секции записались меньше половины членов совета, а секция коммунального хозяйства за период с ноября 1923 по февраль 1924 г. провела всего два заседания [42].
Одним из основных направлений деятельности горсовета этого созыва стала борьба за самостоятельный городской бюджет. В отчете горсовета отмечалось, что «выделение самостоятельного бюджета дает городу то преимущество, что он, не будучи связан с бюджетом губернии, имеет возможность все свои сверхсметные поступления расходовать на нужды по своему усмотрению». Но в 1923-1924 финансовом году доходов от города получено было меньше запланированной суммы (170 403 р. вместо 251 569 р.).
В 1924 г., в целях стимулирования жилищного строительства постановлением президиума губисполкома было учреждено акционерное общество «Жилстрой». Крупнейшими акционерами стали губисполком, который вложил 100 тыс. р., губкоммунотдел, Вятский кожевенный трест, губсовнархоз, Центральный рабочий кооператив, губернский совет профсоюзов и «Вятпотребсоюз» [43]. Возобновились работы по
благоустройству города. Началось мощение улиц, озеленение, устройство уличного освещения [44]. Был устроен вымощенный деревом подъезд к кожевенным заводам и к бывшей фабрике Булычева [45].
Осенью 1924 г. состоялись перевыборы горсовета. Численность нового горсовета XI созыва резко возросла по сравнению с X созывом -286 членов и 126 кандидатов. Это было гораздо больше, чем в среднем по РСФСР: значительная часть горсоветов (43,9%) в республике имели в своем составе около 50 депутатов [46]. Членов РКП(б) было 237, беспартийных - 175 человек. Рабочих в горсовете было 202 человека, служащих - 152, интеллигенции - 15, «прочих» -43 человека. На заседании 11 ноября 1924 г. были образованы секции: 1) народного образования, 2) здравоохранения, 3) коммунального хозяйства, 4) финансово-налоговая, 5) административно-судебная. Наиболее активно действовала в этот период секция коммунального хозяйства. В нее записались 117 членов совета, был образован ряд подсекций и президиум.
На заседании горсовета 11 марта 1925 г. обсуждался вопрос об «оживлении» деятельности секций. Было решено создать бюро секций для координации их работы, кроме того, заведующие отделами губисполкома освобождались от обязанности руководить секциями. В то же время многие члены совета заявляли, что «работа секций оживится тогда, когда у горсовета будет самостоятельный бюджет» [47]. В 1924-1925 бюджетном году доходы, полученные от г. Вятки, составили 282 125 р. (14,56% доходной части губернского бюджета); а расходы на городское хозяйство - 204 106 р. (10% расходной части) [48].
В 1925 г. развернулось активное строительство жилья. Строили рабочие кооперативы, городское жилищное товарищество, частные лица. Впервые была применена практика комплексной застройки массивами [49]. Тем не менее процесс жилищного строительства нуждался в кредитовании. С этой целью 10 июля 1925 г. был учрежден и 25 августа 1925 г. открыл свои операции Городской акционерный банк [50]. Его баланс на 1 сентября 1925 г. составлял 87 346 р. Акционерами банка были: Вятский губисполком -102 тыс. р. (51% акций), прочие госорганы -42 тыс. р. (21,01%), кооперативные организации -22 тыс. р. (11%), и частные лица - 33 800 р. (16,8%) [51].
Еще одно мероприятие по реформированию управления коммунальным хозяйством было проведено 1 октября 1925 г. Коммунальные предприятия, объединенные в подотдел ГКО, были преобразованы в Вятский коммунальный трест, действовавший на основании декрета СНК от 20 де-
кабря 1924 г. Трест возглавлял управляющий, которому подчинялись канцелярия, технический отдел, коммерческий отдел и бухгалтерия, а также предприятия треста. По плану на 19251926 хозяйственный год, ожидалась прибыль в размере 37 тыс. р., а расходы на капитальный ремонт и новое строительство должны были достигнуть суммы в 80 тыс. р. [52] Один из хозяйственных деятелей того времени так писал об этом тресте: «Эксплуатация коммунальных предприятий городов Вятки и Котельнича носит следы своеобразия: предприятия этих городов объединены в особые комбинаты, организационно представляющие собой суррогат коммунальных трестов, декретированных Совнаркомом СССР» [53].
В 1925 г., 24 октября, ВЦИК принял новое Положение о городских советах. Вот несколько важнейших нововведений этого закона: во-первых, горсоветы получили право рассматривать и утверждать самостоятельный городской бюджет. Во-вторых, горсоветы избирали президиум (не более 11 человек) и председателя. В-третьих, горсоветы могли создавать городские отделы коммунального хозяйства, через которые они учреждали, эксплуатировали, сдавали в аренду и ликвидировали городские предприятия. Кроме того, было подтверждено право горсоветов устанавливать и взимать городские налоги и сборы «в порядке и пределах, установленных действующим законодательством». Были четко определены функции горсоветов в сфере коммунального и земельного хозяйства, указаны исключительные полномочия пленума горсовета, который должен был собираться не реже одного раза в месяц. Положение установило перечень обязательных секций горсоветов: 1) коммунального хозяйства, 2) финансово-бюджетная, 3) народного образования, 4) здравоохранения, 5) кооперативно-торговая. Члены горсовета обязаны были состоять в какой-либо секции. У секций было предусмотрено довольно много функций, но реальными властными полномочиями они не обладали. Решения секций должны были проводиться через президиум горсовета. Каждая секция избирала бюро, в состав которого входил руководитель соответствующего отдела [54].
По новому положению действовал XII созыв Вятского горсовета. Он состоял из 341 члена и 143 кандидатов. Членов ВКП(б) в нем было 190 человек (55%), членов РКСМ - 12 (4%), беспартийных - 139 (41%). Рабочих в составе совета было 154 человека (46%), служащих - 122 (36%), красноармейцев - 3 (1%), учащихся - 9 (2%), интеллигентов - 25 (7%), домашних хозяек - 28 (8%) [55].
С 1925 г. функционировали большой президиум горсовета (9 человек) и малый президиум (5 человек), занимавшийся повседневной работой.
Председатель президиума горсовета одновременно входил в состав президиума губисполкома и был первым заместителем его председателя. Работу президиумов горсовета во многом дублировало бюро секций, которое определяло повестку дня пленумов совета. Активнее других секций вновь действовала секция коммунального хозяйства. Но в отчете горсовета отмечалось, что примерно 140-150 человек по различным причинам не участвуют в работе пленума и секций [56].
В 1926 г. был принят декрет ВЦИК, существенно расширивший права местных органов в сфере управления коммунальным хозяйством. В их ведение были переданы все имеющие местное значение коммунальные предприятия [57]. С марта 1926 г. под руководством президиума горсовета действовал самостоятельный городской коммунальный отдел (ГорКО). Прочие области городской жизнедеятельности по-прежнему управлялись городскими частями в отделах губисполко-ма. Во главе этих частей стояли члены президиума горисполкома [58].
Президиум горсовета 20 июля 1925 г. признал выделение бюджета г. Вятки своевременным и вполне возможным. Началась работа по подготовке первого после революции самостоятельного городского бюджета. Главным направлением было изыскание новых доходных источников и повышение доходности прежних. Бюджет г. Вятки на 1925-1926 г. был утвержден пленумом горсовета 30 декабря 1925 г. Это был бездефицитный бюджет, сумма доходов и расходов предполагалась в размере 1 390 257 р. Налоговые поступления в доходной части бюджета составляли 935 019 р. (67,2%), а неналоговые - 31,7%, субвенции - 1,1%. Местные доходные источники в бюджете города составляли 84,3%, а государственные источники - 15,7%. Приоритетами в расходной части были коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение.
Восстановление и развитие коммунального хозяйства продолжало оставаться ведущим направлением в деятельности горсовета, его секций и президиума. Так, в период с декабря 1925 по апрель 1926 г. в президиуме было рассмотрено 20 вопросов коммунального хозяйства, а апреля 1926 по февраль 1927 г. - 151 вопрос [59].
Хозяйство г. Вятки в 1926 г. в целом успешно восстанавливалось и развивалось. Запланированный бюджет был выполнен нормально, однако из-за выделения сгоревшему г. Котельни-чу 10 тыс. р. расходы увеличились на 1,2% [60]. План работ по коммунальному тресту также по большинству показателей был выполнен. Прибыль треста составила 117 тыс. р. (54 245 р. в 1924-1925 г.). Успешно проводилось жилищное строительство: за 1925-1926 г. было построено и восстановлено 14 588 кв. м жилой площади,
отремонтировано 94 дома [61]. Тем не менее жилищный кризис не ослабевал. По переписи 1926 г. численность населения в г. Вятке составила 62 097 человек [62]. Количество квартир в г. Вятке в 1926 г. - 8079. Средняя площадь одной квартиры была 40,8 кв. м, а средняя площадь одной комнаты - 16,4 кв. м. Средний размер жилой площади, приходившийся на одного человека в г. Вятке в 1926 г., - 5,3 кв. м. Это 58% от установленной в то время нормы в 9,1 кв. м [63]. Выход из кризиса руководители города видели в развитии жилищно-строительной кооперации.
Продолжались в 1926 г. и работы по благоустройству. План по мощению улиц был выполнен на 106%. Асфальтовые тротуары появились на площади в 1200 кв. м (184% от плана), деревянными тротуарами было покрыто 115% от плана.
Городские органы вели работу по сдаче в аренду торгово-складских помещений (310 зданий) и пустующих помещений (66), отводили участки на застройку (всего 19 договоров). Выявлялись и учитывались неплательщики квартплаты, были учреждены должности районных заведующих коммунальными домами [64]. Началась разработка плана мероприятий по городскому хозяйству на пятилетнюю перспективу.
Бюджет города на 1926-1927 г. был принят 15 октября 1927 г. Доходы должны были составить 1 944 644 р. (рост по сравнению с 1925-1926 г. на 17,59%). Расходы планировались в сумме 1 990 426 р. (рост на 21,11%). Дефицит предполагалось покрыть за счет государственной финансовой помощи [65]. В 1926-1927 г. на коммунальное строительство было израсходовано 832 011 р. [66] Строительство активно велось и жилищной кооперацией - было построено 16 двухэтажных четырех-квартирных домов [67].
Деятельность Вятского городского совета по управлению коммунальным хозяйством в рассмотренный период можно разделить на три этапа. Первый этап, с 1917 по 1922 гг. - становление советской системы самоуправления, деятельность коллегии городского самоуправления, горкомму-ны и отдела местного хозяйства. Основные усилия эти органы направляли не столько на развитие, сколько на сохранение городского хозяйства в тяжелых условиях того времени. Этап закончился с момента объединения президиумов горсовета и губисполкома в 1922 г. Это означало наступление второго этапа, который продолжался до 1925 г. В ходе этого этапа функционировали подотдел коммунальных предприятий и секции горсовета. Нормализация денежного обращения и хозяйственной жизни позволила приступить к формированию самостоятельного го-
родского бюджета. Положение 1925 г. позволило городу вновь иметь относительно самостоятельные органы управления - президиума горсовета и его подразделения. Следующий этап, когда функционировали президиум горсовета и городской коммунальный отдел, характеризуется как дальнейшим восстановлением хозяйства, так и нарастанием ряда трудностей. Тем не менее существование городских органов управления позволило добиться значительных результатов в восстановлении и развитии городского хозяйства.
Примечания
1. История города Кирова. 1374-1974. Краткий очерк [Текст]. Киров, 1974. С. 135, 156.
2. Коржихина, Т. П. Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917 - декабрь 1991) [Текст] / Т. П. Коржихина. М., 1994. С. 51.
3. История города Кирова. 1374-1974. Краткий очерк. С. 162-163.
4. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 26. Л. 34об., 35.
5. Лепешкин, А. И. Местные органы Советского государства (1917-1920) [Текст] / А. И. Лепешкин. М., 1957. С. 164.
6. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 24. Л. 97а-97в об.
7. Там же. Д. 26. Л. 35.
8. Там же. Д. 24. Л. 102.
9. Там же. Д. 26. Л. 36.
10. Там же. Д. 96. Л. 20, 22.
11. Там же. Д. 26. Л. 35.
12. Там же. Д. 94. Л. 3-5.
13. ГАКО. Ф. Р-791. Оп. 1. Д. 515. Л. 22об.
14. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 96. Л. 18б-23.
15. Там же. Д. 147. Л. 197об.
16. Там же. Л. 103об.-104.
17. СУ РСФСР. 1920. № 26. Ст. 131.
18. Отчет Вятского Губисполкома десятому Съезду Советов (октябрь 1922 - октябрь 1923) [Текст]. Вятка, 1923. С. 96.
19. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 147. Л. 147.
20. Там же. Д. 96. Л. 128.
21. Там же. Д. 147. Л. 195.
22. Там же. Д. 147. Л. 142.
23. Лепешкин, А. И. Указ. соч. С. 291.
24. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 147. Л. 6.
25. Там же. Д. 157. Л. 8-8об., 11.
26. ГАКО. Ф. Р-890. Оп. 1. Д. 3. Л. 89.
27. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 150. Л. 4.
28. Там же. Д. 147. Л. 212.
29. СУ РСФСР. 1922. № 10. Ст. 90.
30. Лепешкин, А. И. Местные органы Советского государства (1921-1936) [Текст] / А. И. Лепешкин. М., 1959. С. 57.
31. Нелидов, А. А. История государственных учреждений СССР (1917-1936) [Текст] / А. А. Нелидов. М., 1962. С. 292.
32. Отчет Вятского Губисполкома десятому Съезду Советов... С. 93.
33. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 170. Л. 1-3об.
34. История города Кирова. 1374-1974. Краткий очерк. С. 186.
35. Отчет Вятского Губисполкома десятому Съезду Советов... С. 95.
36. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 170. Л. 5об.
37. Вятский край на рубеже тысячелетий. История и современность [Текст]. Киров, 2002. С. 183-184.
38. Тинский, А. Г. Планировка, застройка и архитектура города [Текст] / А. Г. Тинский // ЭЗВ. Т. 1. Города. Киров, 1994. С. 59-60.
39. Отчет Вятского Губисполкома десятому Съезду Советов... С. 95.
40. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 204. Л. 123.
41. Там же. Д. 184. Л. 3.
42. Там же. Д. 170. Л. 24об., 41.
43. Там же. Д. 184. Л. 6, 25, 382-382об.
44. Там же. Д. 170. Л. 56.
45. Зырин, Б. В. Восстановление городского хозяйства и начало нового строительства. Первая пятилетка [Текст] / Б. В. Зырин // ЭЗВ. Т. 5. Архитектура. Киров, 1996. С. 226.
46. Лепешкин, А. И. Местные органы Советского государства (1921-1936). С. 53.
47. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 174. Л. 1-33.
48. Там же. Л. 8об.
49. Зырин, Б. В. Указ. соч. С. 226.
50. Г. Т. Отделение Торгово-промышленного банка в Вятке [Текст] // Вятско-Ветлужский край. 1925. № 7. С. 126.
51. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 204. Л. 3-4.
52. Там же. Л. 123-124.
53. Елькин, Т. О городских бюджетах [Текст] / Т. Елькин // Вятско-Ветлужский край. 1925. № 7. С. 92.
54. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 173. Л. 2-10об.
55. Там же. Д. 204. Л. 100.
56. Там же. Д. 179. Л. 15.25, 78.
57. Лепешкин, А. И. Местные органы Советского государства (1921-1936)... С. 148.
58. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 204. Л. 101.
59. Там же. Л. 89, 103, 261.
60. Там же. Л. 262.
61. Там же. Л. 263, 270.
62. История города Кирова. 1374-1974. Краткий очерк. С. 201.
63. Вятский край на рубеже тысячелетий. История и современность [Текст]. Киров, 2002. С. 183-185.
64. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 225. Л. 1-7.
65. Там же. Д. 204. Л. 262.
66. Там же. Д. 305. Л. 41об.
67. Зырин, Б. В. Указ. соч. С. 226.